Когда ребенок начинает видеть окружающий мир после рождения. Во сколько месяцев начинают видеть новорожденные

Часто говорят о том, что на протяжении нескольких дней у новорожденного ребенка отсутствует возможность видеть окружающий его мир, а также слышать различные звуки. Но это ошибочное мнение или скорее миф.

Когда, что и как видят новорожденные

Органы зрения у малыша работают как положено с самого первого момента появления на свет. Большинство только что появившихся на свет детей могут видеть окружающие их предметы через своеобразный туман и расплывчатость. Таким образом происходит постепенная адаптация органов зрения. У ребенка существует рефлекторная особенность щурить глазки, либо вовсе держать их в закрытом состоянии. Но можно встретить и таких малышей, которые на протяжении некоторого времени, после появления на свет, держат глаза в открытом состоянии, и даже можно заметить в них некую заинтересованность происходящим.

Что видит новорожденный?

  • Способность реагировать на яркое освещение, либо на его полное отсутствие.
  • Возможность различать из общей картины некоторые предметы более крупного размера.
  • Способность следить за передвижением крупных предметов, в том числе и людьми.
  • При достижении ребенком возраста трех или четырех месяцев появляется способность следить за предметами и игрушками, которые находятся в движении.
  • В полгода ребенок может пристально наблюдать за более мелкими предметами, и даже различать их, узнавая свои игрушки.

На что любит смотреть малыш?

  • Наиболее любимыми вещами, на которые любят смотреть малыши — лица их родителей. Чаще всего это лицо отца, у которого более отчетливые черты.
  • Перемена во внешности родителей может вызвать беспокойство и некоторую неудовлетворенность у ребенка. При этом часто дети начинают капризничать, отворачиваться, а то и вовсе плакать.
  • Любовь к разнообразным картинкам и фотографиям, особенно черно-белым.

Как видят новорожденные дети?

  • На протяжении первой недели жизни ребенка он может смотреть на одну и ту же вещь в течение нескольких секунд.
  • В двухмесячном возрасте у ребенка уже получается фокусировать свой взгляд на предмете на короткое время.
  • В четыре месяца малыш уже может полностью фокусироваться на интересующем его предмете.
  • Часто у маленьких детей можно заметить, как они слегка скашивают свой взгляд. Это случается из-за невозможности применения одновременно обоих глаз. Нормальным это можно считать до полугодовалого возраста. При дальнейшем обнаружении такого недостатка обязательно нужно обратиться к специалисту.

Как наладить контакт?

  • Новорожденные дети фокусируют взгляд гораздо лучше, если находятся в вертикальном положении.
  • Нужно быть терпеливым и ждать, когда малыш сфокусирует свой взгляд.
  • Новорожденный малыш видит предметы и лица, которые находятся не дальше 20-25 см.
  • Игрушки над манежем или кроваткой лучше всего вешать не перед лицом малыша, а сбоку или возле его ножек.

Зная все нюансы и тонкости того, как и когда начинает видеть ваш малыш, вы легко найдет с ним общий язык и с легкостью установите свой первый контакт. Это очень важно не только для родителей, но и для самого малыша.

Ребенок – долгожданное чудо в каждой семье. К его появлению готовятся заранее и с любовью изучают любую информацию: книги, статьи, информацию в интернете.

Но прочитанные книги и теоретическая информация из сети не смогут ответить на все вопросы, которые появятся у молодых родителей с рождением крохи. А один из основных вопросов — когда новорожденный начинает видеть?

Один из первых предметов обсуждения - как видит и когда начинает видеть новорожденный. Глаза ребенка начинают формироваться еще в утробе – с четвертого месяца эмбриональной жизни.


А на седьмом-восьмом месяце плод уже активно реагирует на свет, может поворачиваться к нему или наоборот отвернуться, если он слишком яркий, малыш способен различать день и ночь. Родителей волнует вопрос, видят ли новорожденные.

При правильном внутриутробном развитии малыш способен видеть сразу же после своего появления на свет. Вопрос в том, каким видится им мир?

Особенности зрения в первые дни жизни

Нельзя рассчитывать, что младенец, только переживший рождение, имеет зрение, как у взрослого человека. Картина мира для него пока очень размытая, да еще и болезненная, так как яркий свет непривычно режет нежные глазки. Поэтому часто после рождения малыши находятся в помещения с приглушенным светом для минимизации стресса.


Стоит отметить, что с самого момента рождения малышу наиболее удобно рассматривать все и всех вокруг себя с вертикального положения. Так ему легче концентрироваться, хотя задержать взгляд на чем-нибудь хотя бы 10 секунд ребенок сможет только после четырех месяцев. А до этого его глаза смогут фокусироваться всего пару мгновений, будут как бы «скользить» по заинтересовавшему объекту.

В начале своей жизни ребенок только спит, кушает и мочит пеленки. Рассматривать окружающее его пространство хоть и интересно, но все еще неприятно и неудобно из-за припухших век и покрасневших глаз. Припухлость появляется при прохождении через родовые пути в процессе родоразрешения, но проходит сама по себе через некоторое время без стороннего вмешательства. Чаще всего веки во время бодрствования полузакрыты, прищурены.


Бытует мнение, что новорожденные все видят перевернуто, вверх ногами. Это не так: они не в состоянии проанализировать то, что перед ними, пока не воспринимают увиденное. Доказано, что новорожденные могут видеть на дальнее расстояние. Лучше всего грудничок различает предметы на расстоянии около 25 см – это пространство от глаз крохи до лица матери при грудном кормлении.

Поэтому даже при искусственном вскармливании рекомендуется брать дитя на руки – так ему наиболее комфортно рассматривать маму и запоминать ее черты. И даже в таком нежном возрасте можно и нужно налаживать зрительный контакт, привлекать внимание. Правда, чтобы преуспеть, учитывая, как видят новорожденные дети, нужно выполнить несколько условий:

  1. Прежде всего, подловить правильный момент – не сразу после кормления или когда малыш намерен уснуть.
  2. Поднять, поддерживая за головку и под попку, на расстоянии вытянутой руки.
  3. Не делать резких движений, дать ребенку время сконцентрировать взгляд.
  4. Улыбайтесь: позитивные эмоции всегда приятнее наблюдать.
  5. В попытках привлечь внимание не стоит повышать голос: крошка может расстроиться, закапризничать, начать плакать, и тогда положительного результата от зрительного контакта ждать не стоит.

Как развивается зрение в первый месяц

Совершенно нет смысла тревожиться, если поначалу малютка заметно косит глазками. Так бывает часто, потому что процесс контролирования своего зрения только-только запущен. Проще говоря, ребенок в 1 месяц всего лишь начинает учиться смотреть на мир с его разнообразием предметов, которые имеют замысловатые формы, выпуклости, размеры и находятся на абсолютно разном расстоянии.

В этот период необходимо показывать картинки с выраженными контурами: круги, завитушки, полосы и т.п. для тренировки зрения. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки, погремушки или просто предметы, которые привлекают взор.


Младенцы любят разглядывать вещи в спокойной обстановке. Не стоит вешать самодельный или купленный мобиль прямо над головкой. Лучше расположить такую конструкцию ближе к ножкам, за ними или по бокам кроватки. Такое положение поможет концентрации и не создавать лишней нагрузки на мышцы шеи.

Но лидером по завоеванию детского внимания было и остается человеческое лицо: его кроха разглядывает наиболее пристально, замечая все изменения. При этом происходит передача и считывание информации, настроения, ребенок обучается не только видеть, но и чувствовать.

Изменения зрения к трем месяцам


Дети начинают видеть окружающее более или менее четко и реально, но все еще не в привычных нам цветах, а в черно-белой гамме. Они уже рассмотрели и запомнили самых близких людей, которые частенько попадались на глаза – маму, папу, сестер, братьев – и даже способны их различать между собой.

Особенно легко это удается, если родственники имеют особенные черты. Например, у папы – темные усы / борода, мама – светленькая и в очках, сестренка светленькая, но меньше мамы, братик тоже имеет маленькое лицо, но смуглый и без усов / бороды.


В три месяца опять-таки можно наблюдать временное косоглазие. Это результат несовершенства глазных мышц, которые к этому возрасту еще не окрепли. Для того, чтобы заставить оба глаза одновременно смотреть на определенный предмет, даже если он не движется, от маленького человека требуется немалых усилий.

Прогресс первого полугодия


Примерно на шестом месяце жизни малыш способен не просто начать различать членов семьи, но и узнавать их, приветствуя счастливой улыбкой и агуканьем. Основная цветовая гамма уже ему доступна, но насыщенный желтый и красный цвета привлекают внимание больше остальных.

Вот почему первые погремушки, прорезыватели для зубок рекомендуется покупать в этом цвете – они однозначно привлекут и задержат на себе внимание. К полугоду у ребенка глаза выглядят привычно для нас и не должны косить.

Если замечено даже легкое скашивание хотя бы одного глаза – это причина обратиться к семейному доктору-педиатру, который после осмотра скажет, есть ли необходимость посещения офтальмолога.


Молодые мамы, особенно с первенцем, склонны к излишнему беспокойству и могут преувеличивать некоторые симптомы. Например, бывает у малыша в связи с генетической наследственностью широкая переносица, при этом создается ошибочное впечатление скашивания глаз.

Такое заблуждение сможет развенчать педиатр, при этом успокоив волнующихся родителей. Зрение малыша можно проверить и дома с помощью несложного теста. Нужно взять небольшой фонарик с не очень ярким светом, направить его луч в глаза, держа сам фонарик на уровне переносицы на расстоянии 20-30 см от лица.

Нужно следить за отблесками луча в зрачках: если он посредине, значит, со зрением проблем нет, а если блик отклоняется в какую-либо сторону – нужна консультация профессионала.

Нужно ли спешить к врачу

примерно так ребенок воспринимает мир по месяцам

Когда ребенок начинает видеть, к окулисту необходимо попасть на прием как можно раньше – он сможет дать профессиональные рекомендации относительно правильного ухода за глазами даже с первого дня рождения. Не стоит пугаться сложности процедур – как правило, все проще, чем кажется на первый взгляд.

Конечно, если у крошки нет проблем с конъюнктивитом новорожденных, который иногда случается на первой неделе жизни. В таком случае оба или один глазик начинают гноиться, но эта напасть легко излечима и ни в коем случае не влияет на остроту зрения в будущем.

При грудном вскармливании дети в весе набирают меньше, нежели те, которых кормят смесями. Поэтому вопрос веса детей при грудном вскармливании всегда волнует их родителей. Им не стоит переживать, если показатели отличаются от нормы, но:

  • Малыш не капризный;
  • Хорошо спит, играет, интересуется всем, что его окружает;
  • 10–12 раз в день писает и не менее 5 раз какает;
  • Ежемесячно набирает от 0,5 до 2 килограмм.

Зрение и слух ребенка в 3 месяца

Как видит ребенок в 3 месяца? В это время он начинает интересоваться предметами, которые его окружают. Он с удовольствием следит за яркими игрушками. Поэтому родители могут установить на кроватку мобиль с игрушками, или же подвесить их на растяжку.

У малыша развивается предметное восприятие. Но ему недостаточно только наблюдать за предметом, поэтому он пытается попробовать его на «зуб».

В этом возрасте дети уже хорошо слышат. Они с легкостью определяют, откуда доносится звук, реагируют на голоса родных. Поэтому с ними следует как можно больше общаться. Это положительно скажется на эмоциональном состоянии, поспособствует дальнейшему развитию слуха.

Сон ребенка в 3 месяца

К этому возрасту у большинства детей вырабатывается определенный график. Режим дня очень удобен и для мамы, которая привязана к малышу, так как он позволяет ей планировать свой день.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца? Малыш по-прежнему много спит. В среднем это время составляет 17 часов, большую часть которого (10 часов) отводится на ночной сон, остальное распределяется между дневным отдыхом.

На протяжении дня младенец может спать от 2 до 4 раз. Если он не спит, плачет, вздрагивает, это говорит о том, что его что-то беспокоит. Возможно это колики или зубы, которые скоро прорежутся. Определить проблему поможет доктор.

Время бодрствования 3-х месячных детей составляет 7 часов. В это время они кушают, играют, купаются, занимаются изучением окружающего мира, играют.

Причиной того, почему малыш плохо спит, может оказаться банальный голод.

Как уложить кроху на сон:

  • Лечь рядом, прислонив его к себе – так он будет чувствовать себя защищенным, согретым материнским теплом и уснет;
  • Поносить на курах, покачать;
  • Погладить по животику, если дело в коликах;
  • Предложить грудь, если он голоден.

Каждая мама может придумать свой ритуал, благодаря которому малыш уснет сладким сном.

Питание ребенка в 3 месяца

При грудном вскармливании все остается без изменений. Малыш прикладывается к груди по требованию. В среднем за день количество прикладываний доходит до 10, при этом многие дети просыпаются и ночью для того, чтобы поесть (2–4 раза). Но есть и те, которые наевшись перед сном, сладко спят до утра.

За сутки малыш может съесть 800 грамм грудного молока. Во время одного кормления он может съесть больше, во время другого меньше. Если объем съеденного молока превышает 120 грамм за один раз, малыш переедает и срыгивает.

Дети, для которых грудное молоко – это основное питание, в этом возрасте не нуждаются в дополнительном питании. Поэтому вводить прикорм (соки, пюре) рано. Если меню мамы сбалансированное, то грудничок получит все необходимые витамины, минералы и микроэлементы с молоком.

Поэтому женщина должна делать упор в еде на:

  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Мясо и рыбу;
  • Крупы;
  • Молочную продукцию.

По истечении 3-х месяцев после рождения ребенка многие мамы прекращают грудное вскармливание. Происходит это по причине того, что женский организм адаптируется, и кормящая мама не ощущает приливов молока как раньше. Вместе с этим малыш во время кормления проявляет больше интереса к тому, что его окружает, нежели к груди матери. Он постоянно вертится, плохо ест, не наедается. Данная ситуация вызывает беспокойство у мамы, которая начинает думать, что грудного молока ее малышу недостаточно.

Но кормящие женщины должны помнить, что это кризис, и его необходимо переждать. Подкармливать ребенка смесью не стоит, так как после нее он может вовсе отказаться от груди.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, находясь на искусственном вскармливании, написано на упаковке детского питания. Каждый производитель указывает эту информацию. В случае с искусственным вскармливанием оно осуществляется через определенные промежутки времени (об этом также можно почитать на упаковке детской смеси).

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Будьте готовы к тому, что по достижении 3-х месячного возраста малыш может все больше времени проводить в состоянии бодрствования. Поэтому он будет требовать к себе больше внимания.

Что умеет ребенок:

  • Различать и узнавать лица родителей;
  • Улыбаться и смеяться. Если ранее грудничок много плакал, то сейчас не составит труда его развеселить. Он отвечает улыбкой на улыбку, заливисто хохочет. Плакать малыш может по причине какого-либо беспокойства. Родителям нужно постараться в это время как можно больше улыбаться крохе;
  • Капризничать – это естественное поведение многих малышей. И не всегда данное состояние связано с тем, что его что-то беспокоит. Так он хочет привлечь к себе внимание. Капризного малыша нужно успокоить, взять на руки, поносить, пообщаться или увлечь интересной игрушкой;
  • Гулить, лепетать на понятном только ему языке. Когда родители общаются между собой, кроха увлеченно наблюдает за этим процессом, улавливает интонацию, настроение. Если же они обращаются к нему, он гулит, радостно размахивая ручками и ножками;
  • Владеть своими руками. Если ранее движения верхними конечностями были неосознанными, то сейчас он осознанно зажимает и разжимает кулачки, понимает, что с помощью их может достать предмет, находящийся на доступном расстоянии. Малыш в этом возрасте часто тянет кулачок в рот, уже может зажимать в ручке и удерживать небольшие предметы, касаться и играть с подвешенными над ним игрушками;
  • Грудничок достаточно уверенно держится за пальцы родителей, а иногда упираясь, пытается сесть;
  • Уверенно держать голову, поворачивая ее в сторону, где находится источник звука или интересующий его предмет. С каждым днем этот навык оттачивается все больше. Во время бодрствования грудничок может приподнимать грудь, делая упор на предплечья. Если ребенок в 3 месяца плохо держит голову, то этому вопросу следует уделить внимание. Его необходимо как можно чаще выкладывать на живот, размещать перед ним игрушки, красочные предметы, перемещать их;
  • Переворачиваться. Удобнее всего это делать со спины на бок. Так он может потянуться за любимой игрушкой. Если малыш не переворачивается, с ним, как и в предыдущем случае, необходимо позаниматься – позаботиться об опоре, которая поможет грудничку в этом достижении, выкладывать его на бок и разговаривать, издавать звуки в той стороне, куда он должен повернуться;
  • Упираться ножками в поверхность, когда родители поддерживают подмышками.

Развитие ребенка в 3 месяца в каждом случае проходит индивидуально. И не стоит беспокоиться о том, что ваш ребенок чего-то из перечисленного выше еще не умеет делать. Придет время, и он обязательно научится, его достижения будут с каждым днем существеннее.

Уход и режим дня ребенка

Для здоровья и развития малыша необходимо позаботиться о том, чтобы у него с рождения был выработан определенный график. Режим дня для ребенка в 3 месяца кроме кормления, сна и прогулок на свежем воздухе должен предусматривать:

  • Массаж
  • Гимнастику
  • Купание.

Эти процедуры положительно сказываются на мышцах и теле.

Советы по уходу за младенцем:

  • Утро следует начинать с гигиенических процедур. Новорожденный уже умеет плакать, поэтому его глаза нуждаются в регулярной гигиене. Для этого используется ватный тампон, которым протираются глазки от внешнего до внутреннего уголка;
  • Очищать нужно носик и ушки;
  • Ногти срезать регулярно, но не слишком коротко;
  • Перед кормлением рекомендуется проведение водных процедур (температура воды 36–37 градусов), а после воздушные ванны.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Режим дня 3-х месячного малыша должен предусматривать время для веселых, познавательных игр.

Как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр:

  1. Тренируем зрение и внимание. Положите кроху на спинку. Возьмите красочный предмет в руку, и разместите на уровне глаз ребенка. Когда он отыщет его глазами, и сосредоточит свое внимание, начинайте медленно перемещать его в стороны, а затем вверх и вниз. Если грудничок потерял предмет из поля зрения, помогите его отыскать.
  2. Тренируем слух. Для этого потребуется игрушка или погремушка, издающая звуки. Положите грудничка на спинку или животик, сами разместитесь в стороне, и привлекайте его внимание с помощью звуков, которые издает игрушка. Затем переместитесь в другое место.
  3. Тренируем тактильные ощущения. Предложите карапузу поиграть с предметами разной величины и фактуры.
  4. Игра в прятки – это веселое времяпровождение, которое принесет крохе и родителям массу положительных эмоций. Для начала мама или папа прячут свою голову под пеленкой или платком, и спрашивают «А где мама (папа)?», ждут несколько секунд и, снимая пеленку (платок) говорят «А вот я, ку-ку!». Затем родители «ищут» своего сыночка или дочку.
  5. Полезная зарядка. Движения выполняются осторожно, не спеша. Сначала разминаются ладошки и ступни, потом сгибаются и разгибаются ручки и ножки. Для того чтобы сделать занятие интересным и веселым подойдет музыка. Это могут быть детские задорные песенки, которые нравятся детворе.

Чему еще учить ребенка в 3-х месячном возрасте? Ему можно помочь усовершенствовать свои достижения. Помогите ему освоить азы переворачивания, держания головы, хватания предметов руками. Ведь это очень просто сделать с помощью игр.

А вот от просмотра мультиков лучше отказаться. Даже если выбор родителей остановился на развивающих сериях, следует понимать, что в этом возрасте грудничок еще не поймет их суть. А вот навредить своему зрению может. И это касается не только мультфильмов.

В комнате, где находится ребенок первого года жизни, не рекомендуется размещать телевизоры, компьютеры, гаджеты. Глаза грудничка устанут от слишком ярких цветов, скорости смены картинок и прочего.

Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца:

  • Развивающий коврик
  • Браслеты на ручки и ножки с колокольчиками
  • Погремушки
  • Прорезыватели для зубов (если малыш все чаще сосет кулак и у него постоянно текут слюни)
  • Резиновые фигурки
  • Мячики

Некоторые дети равнодушны к игрушкам или они им просто быстро надоедают. Вместо этого они без ума от шелестящих пакетов, бумаги, посуды, различных коробочек. Если ребенок всем этим интересуется, то не стоит ему мешать. Главное следить за тем, чтобы эти предметы были безопасны для крохи.

При выборе игрушек отдавать предпочтение следует тем, которые:

  • Не имеют мелких съемных деталей
  • Изготовлены из натуральных и безопасных материалов
  • Легко моются, так как малыш все норовит попробовать на вкус.

Здоровье ребенка в 3 месяца

На ежемесячном осмотре малыш должен посетить трех специалистов:

  1. Педиатра – проводит плановый осмотр, измеряет рост и вес, дает направление на анализ мочи и крови, на основе которых делается вывод относительно целесообразности плановой вакцинации.
  2. Невролога – выявляет состояние тонуса мышц, отслеживает, как проходит психическое развитие, насколько хорошо освоены двигательные навыки.
  3. Ортопеда – осматривает грудничка на наличие симптомов рахита, при их выявлении дает рекомендации касательно лечения.

Ребенку в 3 месяца ставится 2 прививки:

  1. АКДС.
  2. Дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит.

С какими проблемами можно столкнуться в 3 месяца:

  • Зубы. Начиная с 3-х месячного возраста, у некоторых детей могут появиться симптомы прорезывания зубов. Это слюни, плохое настроение, раздражительность, капризность, отсутствие аппетита и сна. В некоторых случаях отмечается повышенная температура.
  • Сопли и кашель – это может быть как банальная простуда, так и достаточно серьезное заболевание, сопровождающееся высокой температурой. Для того чтобы состояние малыша не усугубилось при появлении насморка и кашля необходимо оповестить об этом педиатра.
  • Нарушение стула. С тем, что малыш не какает, сталкиваются преимущественно родители новорожденных 1–2 месяца жизни. К трем месяцам кишечник уже сформирован, а работа пищеварительной системы налажена.

Но если ребенок не может сходить в туалет и это доставляет ему дискомфорт, можно прибегнуть к:

  1. Медикаментозному лечению – свечи, суспензии и прочее.
  2. Домашнему лечению – обильное питье воды, теплая пеленка на животик, массаж, сгибание ножек, проведение времени на животе, теплая ванна.

Если ни один метод не дал положительного результата, то ребенка стоит показать хорошему специалисту.

Кривошея – достаточно распространенная проблема. Ее могут рассмотреть родители, без помощи специалиста. При данном диагнозе голова грудничка находится в определенном положении – она наклонена в одну сторону. Это создает видимость того, что шея искривлена. Причиной данной проблемы есть изменения мягких тканей, костей и нервов шеи.

Сколько всего интересного происходит с малышом по достижении им 3-х месячного возраста. Родители с любопытством за всем этим наблюдают, и радуются каждому его достижению. В это время они не должны стоять в стороне и интересоваться только физическим состоянием. В их силах сделать так, чтобы развитие было в радость и малышу и им самим.

Показателями здоровья является хорошее настроение, аппетит и сон, активность на протяжении дня и прибавки в весе, находящаяся в пределах нормы. Если это так, но малыш отстает от сверстников в развитии – не хочет держать голову, ленится переворачиваться, родителям не нужно впадать в панику. Еще немного и он наверстает упущенное, и главная их задача – помочь ему в этом.

Видео о развитии ребенка в 3 месяца

Только что родившийся ребёнок полуслепой, он способен видеть очертания предметов. Для новорожденных характерна дальнозоркость. То есть они отдалённые предметы видят лучше, чем приближённые (зрение у них может быть до +7,0 диоптрий). К шести месяцем они начинают лучше видеть, но максимального значения острота зрения достигает только к 4 годам.

Для новорождённого характерна умеренная светофобия — на свету он начинает щуриться, зрачок сужается. Поэтому оценку зрительного анализатора проверяют особым способом.

На очень сильный свет новорожденный реагирует беспокойством и громким криком. У недоношенных детей при этом наблюдается смыкание век и запрокидывание головы – рефлекс Пейпера. Отсутствие адекватной реакции свидетельствует о патологии зрительного анализатора .

На что любит смотреть ребёнок

Когда малыш только появляется на свет, он ещё всё видит размыто, беспокойно реагирует на яркий свет, а глаза у него практически постоянно закрыты.

Проведя ряд экспериментов, психологи установили, на какие объекты предпочитают смотреть новорожденные:

  1. Контрастные картинки. Когда показывают малышу изображение чёрной полосы на белом фоне, он начинает фокусировать взгляд сразу на чёрном цвете, не блуждая взглядом по целой картине. Если показать малышу на одинаковом расстоянии два рисунка, один с яркими или чёрными линиями, а другой серый, то новорожденный с интересом будет рассматривать первую картину.
  2. Сложные, структурированные изображения. Например, шахматная доска, изогнутые или округлые изображения.
  3. Движущиеся предметы. Новорожденный цепляется взглядом за движущийся объект и долго с интересом рассматривает его.
  4. Новые объекты. Если ребёнку долго показывать один и то же предмет малыш перестаёт обращать на него внимание. Когда новый объект он будет пристально изучать.
  5. Яркие цвета. Первый цвет, который начинает различать новорожденный – красный. Именно к игрушкам, вещам такой окраски малыш уделяет больше внимания.
  6. Родители. Особое значение ребёнок уделяет мимике своих родных. На 3 недели жизни новорожденный отличает свою мать от других людей.

Для малыша огромное значение имеет общение с матерью, которое происходит на зрительном уровне. На третьей недели, когда младенец начинает улыбаться, его первая улыбка сопровождается взглядом, и явно адресована взрослому.

Для новорожденных, чтобы стимулировать их развитие надо выбирать красочные, яркие игрушки, такие чтобы они могли двигаться. Примером служат подвесные игрушки, выполненные в контрастном свете. Изначально новорожденный просто фиксирует на них взгляд, затем, старается сам их зацепить ручкой или ножкой, чтобы они начали двигаться. А если они ещё при этом начинают звучать, то малыш сравнительно долго играет с ними.

Интересный факт! К. Гарвей изучила стереотипные игры взрослых и новорожденных и заметила, что младенец в них выступает активным партнёром. Он управляет поведением взрослого, взглядом побуждая смотреть в нужную ему сторону.

Почему у новорожденного косят глазки

Для младенцев в первые месяцы после рождения характерны такие физиологические особенности зрительного анализатора:

  • светобоязнь (первые 3 недели);
  • косоглазие (на 1 – 2 месяце);
  • низкая острота зрения.

Для младенцев характерно не координированные, толчкообразные движения глазных яблок, но при этом кроха старается зафиксировать взгляд на определённых предметах. При этом глазные яблоки движутся в направлении к носу, что создаёт впечатление сходящегося косоглазия (оно через несколько месяцев постепенно исчезает).

Расходящееся косоглазие является симптомом поражения глазо-двигательного нерва, которое может возникнуть из-за:

  • врождённого заболевания;
  • родовой травмы;
  • поражения центральной и периферической нервной системы.

Для определения, является ли косоглазие у новорожденного физиологической нормой или патологией следует обратиться к педиатру.

Если сходящееся косоглазия не проходит длительное время или даже усиливается, это свидетельствует о наличии патологии развития зрения. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача.

Как узнать хорошо ли видит ребёнок

Для того чтобы узнать насколько хорошо видит ребёнок, нет ли у него патологии зрительного анализатора, необходимо:

  • проводить регулярный осмотр у офтальмолога;
  • при обнаружении проблем с глазами сразу же обращаться к врачу.

Когда ребёнок только родился, в обязательном порядке врач должен осмотреть его глаза. В норме склеры у новорожденного бледно-голубого цвета. Жёлтый оттенок – симптом желтухи.

Зрачок младенца должен реагировать на свет сужением, новорожденный при этом закрывает глаза. На очень яркое освещение младенец должен реагировать криком.

Кроме того, младенцу проводят офтальмоскопию с расстояния 50 см. В норме при направлении лучика света на зрачок, он красный, при врождённой катаракте зрачок серого цвета.

Для новорожденного физиологическим является и небольшой астигматизм (кристаллик неправильной формы), но к 2 годам он должен исчезнуть. Остроту зрения можно проверять с 4 лет, так как до этого возраста для детей характерна дальнозоркость.

Осматривая ребёнка, следует обратить внимание на :

  1. Размеры глазных яблок . Увеличение может свидетельствовать о врождённой глаукоме.
  2. Зрачки . Они должны быть круглыми, одинакового размера и при воздействии света сужаться.
  3. Фиксация зрения на различных предметах . Сколько времени малыш удерживает внимание на различных объектах, новорожденный должен активно следить за движущимися объектами. В полгода ребёнок может различать несложные фигуры.
  4. Слезотечение . Если у крохи постоянно текут слёзы, или наоборот глаза сухие, это может быть симптомом болезни слёзного канала.
  5. Конъюнктивит . Если глаза младенца постоянно закисают у него есть воспалительные процессы, которые в дальнейшим приведут к серьёзным проблемам со зрением – если у грудничка гноятся глазки.

Если заметили какие-то отклонения, сразу же обратитесь к офтальмологу. Только врач сможет провести комплексную диагностику, отличить норму от патологии и при необходимости назначить лечение.

Важно знать! При осмотре новорожденный должен сам открыть глаза. Для этого младенца можно перевернуть, или привлечь внимание звуком.

Подводим итоги

Ребёнок начинает видеть в первые мгновения жизни. Острота его зрения снижена, для новорожденного характерна светобоязнь и сходящееся косоглазие. При наличии других отклонений, следует незамедлительно обратиться к специалисту, только врач отличит норму от патологии.

К тому же выбирая игрушки для малыша, следует помнить, что его внимание привлекают движущиеся предметы. Он предпочитает смотреть на яркие объекты, контрастные картинки. И самым важным для него является общение взглядом со своими родными.

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.

Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.

Врач-офтальмолог

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
  • к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
  • к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
  • в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.

Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.