Чистильщик обуви профессия. Чистка обуви на кресле. Чистка обуви на улице - традиции и суть

Обувь под дождем
  • Чистка обуви на улице
  • Как сохранить кожаную подошву? Чистка обуви дома Замшевая обувь - сушим без потерь Глассаж обуви Щетки для обуви Loake Щётки для полировки обуви Крем по уходу за кожей Хранение обуви Уход за обувью Loake в зимний период Щетки для замшевой обуви Loake

    Обувь для джентельмена

    Уход за обувью

    Встаньте двумя ногами на два листа бумаги. Держа карандаш строго вертикально, проведите линию вокруг ноги...

    Чистка обуви на улице - традиции и суть

    Помните, как в старых голливудских фильмах герои со сверкающими набриолиненными висками с небрежной элегантностью присаживались на скамеечку перед уличными чистильщиками обуви? Мелькали щетки в умелых проворных руках мастера. И вот через пару минут герой в отполированных до зеркального блеска туфлях готов отправляться на свидание или на важную деловую встречу.

    Особенности уличной чистки обуви

    В наши дни в России подобная картина — скорее фантастика, чем реальность. Лишь единичные частные предприниматели пробуют возродить подобную услугу в последние годы.

    Однако в некоторых европейских странах подобная практика не выходила из моды никогда. Почистить обувь на улице для европейца так же естественно, как зайти освежить прическу или побриться в маленькую семейную парикмахерскую — такие в изобилии встречаются в старинных европейских городках.

    Приятно наблюдать за работой профессиональных уличных чистильщиков обуви в Англии, Португалии или Испании.

    Опытный чистильщик вооружен целым арсеналом разнообразных щеток и обувной косметики. Ему без опасений можно доверить самые дорогие и красивые ботинки. Работа занимает, как правило, не более нескольких минут. Мастер за работой либо развлечет Вас разговором о городских новостях, либо, если Вы не настроены на беседу, можете спокойно почитать газету, сидя в удобном кресле.

    К сожалению, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. А ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы — пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. Опытный мастер может освежить цвет ваших любимых ботинок Loake , придать блеск обуви, нанести защищающее от влаги покрытие. Так же он может заменить Вам потертые шнурки, дать полезный совет о дальнейшем уходе за Вашей обувью.

    Автоматы по чистке обуви

    Автомат для чистки обуви в России почти такая же редкость, как и живой чистильщик. Но некоторые крупные торговые центры уже оборудованы машинками для автоматической чистки обуви. Подобное миниатюрное устройство можно встретить так же в скоростных поездах Москва — Санкт-Петербург.

    Помните, что ни к коем случае не стоит чистить в автомате туфли из замши. Да и для натуральной кожи это нежелательно — автомат наносит на обувь много крема, который, возможно не годится именно для ваших оксфордов . Поэтому не стоит злоупотреблять такими устройствам, особенно для дорогой качественной обуви.

    Если же Вам встретится опытный профессиональный чистильщик, Вы можете со спокойной совестью доверить ему заботу о Вашей обуви Loake.

    Грязная и испачканная обувь это всегда неприятно, особенно в условиях города и вечной занятости это часто становится настоящей проблемой. Иногда приходится прибегать к подручным средствам, таким как салфетки или тряпочки.

    Но как правило придать достойный вид обуви подручными средствами практически невозможно, максимум, что можно сделать - это удалить грязь. В такие моменты на помощь приходят пункты по чистке обуви от BARKER. Быстро и качественно обувь обретает элегантный вид, поверхность и подошва обретают чистую поверхность!

    Где почистить обувь в Москве?

    Вот уже много лет, тысячи москвичей и гостей столицы пользуются услугами пунктов по чистке обуви от мастерских BARKER. Достаточно выбрать ближайший пункт, это кстати можно сделать через раздел “контакты”, приехать туда и Вы получите высококачественную чистку Вашей обуви, в каком бы состоянии она не была.

    Мастера подберут качественные материалы, аккуратно удалят грязь, обработают кремом для обуви и начистят ее до блеска если нужно!

    Вы удобно расположитесь на роскошном кресле, у Вас будет несколько минут тишины и покоя, в то время, когда мастер будет работать с Вашей обувью.

    Важно знать, что после такой профессиональной чистки, обувь сохраняет лоск и водоотталкивающие свойства еще долгое время.

    У нас Вы сможете не только почистить обувь, но и сдать в ремонт или химчистку Ваше любимое изделие (обувь, куртку или сумку).

    Пункты чистки обуви в Москве.



    Внимание! Новая услуга от мастеров BARKER по чистке обуви.

    В последнее время стало актуальным удивлять гостей новомодными фишками. Организаторы различных мероприятий - банкетов, свадеб, раутов, акций в новомодных магазинах и торговых центрах - предлагают своим посетителям Чистку обуви на кресле. Услуга пользуется успехом у гостей!

    Профессиональный шушайнер в белой рубашке, в белых перчатках, используя профессиональные чистящие средства, очистит до блеска обувь каждого, кто пожелает расположиться в уютном кресле и воспользоваться этой новомодной приятной услугой, любезно предоставленной организатором мероприятия.

    Иногда в районе Сити—Холл—Парка мне начинает казаться, что все маленькие оборвыши, сколько их есть в Нью—Йорке, приобрели сапожные щетки и ящики и занялись чисткой ботинок.

    — Почищу, cэp, почищу!

    — Блеск, навожу блеск, cэp! Всего пять центов!

    Марк Твен The Bootblacks "Чистильщики обуви"), 1867 год

    В Англии и Франции труд мальчишек, старательно натиравших щетками ботинки знатных господ, был очень востребован уже в первой половине XIX века. За монетку мальчишки на улицах в течение пяти-десяти минут счищали с ботиков грязь и пыль и натирали их до блеска. Они сидели на низких табуретках вдоль тротуаров и зазывали прохожих к себе. Клиент ставил ногу в ботинке на наклонную подставку. Иногда ему предлагалось посидеть в кресле, а бывало даже, что чистильщик располагал двумя креслами — для клиента и его спутника или спутницы.

    В Россию эта профессия пришла намного позже, в XX веке. В советские времена чисткой обуви занимались не только мальчишки. В 1914 году в Ираке и Турции начались межнациональные столкновения, и в Россию потоком хлынули ассирийские беженцы. Они не знали русского языка, потому не могли устроиться на работу. Зато по пути в Россию через Баку, они видели, как армяне и евреи (в основном — дети) работают чистильщиками обуви. В Москве и Петербурге в то время уличных чистильщиков почти не было, и этим ремеслом занялись беженцы-ассирийцы. Зачастую заработок от чистки ботинок был единственным источником дохода для целой семьи. Ассирийцы привнесли в профессию несколько иной образ чистильщика — не мальчишка в кепке и рубашке с закатанными рукавами, а сидящий по-турецки человек в кожаном фартуке и тюбетейке.

    Чистка обуви стоила 5 копеек. Для сравнения: столько стоил в начале XX века билет на трамвай или чашка чая с сахаром в трактире. Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!

    К середине XX века чистильщики уже совмещали это ремесло с ремонтом обуви. Но со временем услуга становилась все менее востребованной. И внуки тех ассирийцев-беженцев, которые принесли в Москву новую профессию, уже почти ничего о ней не знали. По одной из версий исчезновению профессии чистильщиков обуви поспособствовало то, что при Горбачеве на одной из обувных фабрик начали производить обувные губки в коробочках. И для советского человека чистка обуви у чистильщика стала неуместной буржуазной роскошью, ведь кремы уже не надо было изготавливать самому, можно было приобрести их в магазине, и привести ботинки в порядок самостоятельно.

    Сейчас ремесло чистильщиков обуви почти утрачено, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы - пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. В некоторых европейских странах (Англии, Испании, Португалии) встретить на улочке чистильщика с полным арсеналом щеток, бархоток и кремов - не экзотика, а норма.

    Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

    По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык – новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

    Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же – что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

    Как ассирийцы попали в Россию

    Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии – с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

    Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

    Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

    Но ассирийское население сильно пострадало за это – в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

    Национальное ремесло

    После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

    В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

    Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

    Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

    Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

    Традиции современных ассирийцев

    В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

    Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

    Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат – блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины – все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

    Конституция СССР 1936 г.
    Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
    являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
    законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
    основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
    труда.
    Конституция СССР 1977 г.
    Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
    индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
    промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
    а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
    личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
    индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
    использование в интересах общества.

    На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

    Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




    Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


    Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
    Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
    Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


    Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


    Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

    Марк Луцкий
    Воспоминание о чистильщиках обуви
    Вы помните – шустры и споры,
    С глубокой древностью в очах
    Чистильщики сапог – айсоры
    Сидели в будках на углах?
    Их руки действовали хитро,
    Шло колдовство во всей красе!
    А кремов пестрая палитра
    В коробках из-под монпасье!
    А взмахи полукруглой щеткой!
    А отблеск зайчиков-зеркал,
    Когда малиновой бархоткой
    Чистильщик башмаки ласкал!
    Который ярче? Ну, который?
    Как будто свет шел от земли!
    Куда девались вы, айсоры?
    Ужель в Ассирию ушли?

    Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
    Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
    UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.