Биография картье. Луи франсуа картье. Свадьба и помолвка

– величайший бренд ювелирных украшений и различных предметов роскоши родом из Франции. Помимо этого лейбл специализируется на производстве элитного парфюма. Разнообразность производимой продукции заставляет почувствовать величие и масштабность драгоценного мира искусств. Дальше в статье вы сможете заглянуть почти в каждый раздел и узнать то, что только можно узнать про этот удивительный и необозримый глазом мир.

История создания бренда Cartier (Картье)

Создатель бренда - Луи-Франсуа Картье – искусный ювелир, который оставил следующим поколениям огромный потенциал для развития и продвижения дела. Он родился в небогатой семье (дело обстояло в девятнадцатом веке), которая проживала в скромном районе Франции. Его отец занимался изготовлением и продажей рожков для пороха и имел собственный небольшой магазинчик. Еще мальчиком Луи-Франсуа проявил огромное стремление к искусству. Отец, видя тягу и увлечения своего сына, решил отдать его учиться ювелирному делу к очень хорошему мастеру по золоту - Адольфу Пикару. Дела у них обстояли «не очень» и по этому, мать Луи была против этого спонтанного решения. По ее словам прибыльней заниматься порохом, ежели золотом, и вся эта учеба - пустая трата времени. Несмотря на все сомнения Луи выучился ювелирному делу и в 1847 году (тогда ему уже было 28 лет) выкупил мастерскую у своего же мастера и стал зарабатывать производством украшений. Первый шаг к успеху заключался в том, что молодой мастер не повторял соседних ювелиров, а создавал новые формы, виды, и даже изделия сам. Он первый кто придумал использовать в ювелирном деле платину. По его экспериментам было выяснено, что именно и только на платине могло удержаться огромное количество драгоценных камней. Луи – Франсуа первый стал делать свои изделия «с насекомых». На его прилавках появлялись бабочки, жучки, скорпионы. Никто тогда даже не задумывался о том, как мог бы привлекательно выглядеть мотылёк в волосах девушки. Вскоре, Луи переносит свой магазинчик на более оживленную улицу - Нев-де-Пети-Шан, совсем рядом с Биржи и Пале-Рояля. Процветание лавки Луи пришло не только из-за одного этого. Однажды ему по счастливой случайности заглянула графиня Ньеверкерк - супруга известного суперинтенданта по изящным искусствам. Она купила у него целых три золотые брошки! Но на этом его успех не заканчивается. Мало того, что она купила чуть ли не самые дорогие его изделия, так она рассказала про него почти всем своим знакомым, а в числе них были: принцесса Матильда(которая являлась племянницей Наполеона Банопарта), императрица Евгения и многие другие высокопоставленные лица. Представьте, только за три года эти три подруги приобрели у начинающего ювелира более двухсот изделий ручной работы! Что ж, и все это не случайно, а очень даже по заслугам. Луи-Франсуа был выдающимся художником. Никто не мог сравниться с его мастерством, никто лучше него не могу создавать новые формы, в сочетании с древними традициями и новыми тенденциями моды. Шли года, и его дело начинало принимать величественные обороты. В 1898 году Луи вместе с сыном Альфредом, у которого были тоже уже свои сыновья: Луи-Жозеф, Пьер, и маленький Жак, открыли магазин на центральной парижской улице де ла Пэ. После смерти Луи - Франсуа дело перешло не его сыну, а внуку – Луи-Жозефу – самому талантливому из всех. Это произошло когда ему было всего 23 года. Луи младший никого не подвел, ни отца, ни дедушку, и вскоре после перехода лавки в его руки семейный бизнес приобрел более высокий уровень. Луи создал новый стиль, изделия которого имели огромный спрос у клиентов. Луи продвигал свой бизнес и уже в 1907 году он открыл еще несколько магазинов, в том числе и в Санкт-Петербурге. Год спустя открывается еще один магазин, теперь уже в Нью – Йорке, главенствующую роль которой взял на себя Пьер Картье. Сам же Пьер через два года предлагает сделать логотип их компании. Предложенная идея была принята со всех сторон. Переплетенные две буквы «C», которые нам так знакомы не понаслышке, появились в 1910 году. Позже Картье стали выпускать часы самых необычных форм. Так в 1906 году были выпущены уникальные наручные часы специально для машинистов самолета, а в 1919 году потрясающе тонкие часы «танк».

Бренд Cartier (Картье) в наши дни

Сейчас это одна из самых известнейших марок мира, прославленная производством неповторимых и потрясающих ювелирных изделий. С 1964 года бизнесом перестала управлять династия Картье. Известно, что двоюродные братья и сестра (Жан-Жак Картье, Клод Картье и Марионн Кладель) приняли это решение после смерти Пьера Картье. Во главе бренда стал Алан Доминик Перрин. Но вскоре фирму выкупила богатая семья Руперт которая до сих пор владеет ей. Со второй половины XX века прилавок пополнила новая продукция, в том числе и духи. Сейчас наиболее известные под названиями «So Pretty», «Panthere De Cartier» и «eau de Cartier».

О создателе бренда Cartier (Картье)

Луи-Франсуа Картье появился на свет в 1819 году, а умер в 1904 году. Всю свою жизнь он посвятил воплощению своей мечты. Он отдавался своему делу «без остатка». Благодаря его трудам и начинаниям сейчас мы можем пользоваться такой качественной и изысканной, неповторимой продукцией величайшей марки «Cartier».

Всемирно известному бренду роскоши и респектабельности недавно исполнилось 150 лет. Шикарные изделия под брендом Cartier не просто примеры высочайшего качества - это лучшие образцы искусства ведущей компании мировой моды, задающие направления развития ювелирного дела.

Историю основания бренда "Cartier" можно смело назвать счастливой историей успеха талантливого ювелира-художника, который благодаря своему упорству, трудолюбию и огромному таланту смог заработать звание "ювелира королей".

Свой творческий путь Луи Франсуа Картье начал со скромной должности помощника, ученика в лавке обычного ювелира. С годами ему удалось создать прибыльное семейное дело, которое до сих пор не изжило себя.

Родился великий Луи Франсуа Картье в 1819 году во Франции. Его семья не была зажиточной. Отец занимался производством рожков для пороха, и мама мальчика была уверена, что он пойдет по стопам отца. Однако еще в раннем возрасте Луи проявлял склонность к искусству, в частности, к изобразительному.

Родители рассмотрели эту склонность, и решили не препятствовать в этом, а только развивать такой талант. Потому Луи Франсуа отправился в Париж, чтобы учиться у Адольфа Пикара. Стоит отметить, что в большей степени это было решение отца, потому мама будущего ювелира была крайне недовольна этим.

По ее устойчивому убеждению, порох был намного надежнее, чем золото, потому что спрос на него не падает даже в самые сложные времена, а вот золото нужно только богатым людям и королям. Пороха, к тому же, требовалось гораздо больше, чем золота. Могла ли она тогда представить, что пройдет несколько лет, и ее сын будет поставщиком украшений для королей и особ королевского двора.

Интересно то, что в жизни и судьбе Луи Франсуа Картье огромная роль всегда принадлежала его величеству Случаю. Мальчик был трудолюбивым, но помимо этого у него был дар настоящего художника и особое видение мира. Это с удовольствием отмечал и его учитель Адольф Пикар, который научил этого мальчишку всему. Когда Картье было 26 лет, он купил ювелирную мастерскую Пикара, и стал постепенно принимать все больше и больше заказов на производство оригинальных ювелирных изделий.

Через шесть лет в Париже Картье открыл вторую мастерскую, которая тоже работала с заказчиками. Конечно, это предприятие ждало своего успеха недолго. Спустя две недели после открытия второго салона Картье, в лавку вошла миловидная особа явно голубых кровей.

Как стало известно позже, это была лучшая подруга принцессы Матильды – племянницы Наполеона Бонапарта. Естественно, тогда Картье и не подозревал этого, а графиня тем временем приобрела три брошки. Считается, что именно с этих брошек и начался звездный путь величайшего ювелира.

Рассмотрев броши повнимательнее, графиня осталась покорена мастером. Свои непревзойденные покупки она показала принцессе Матильде и императрице Евгении, супруги Наполеона Третьего. Конечно, все женщины, которые были истинными ценителями ювелирного искусства, по достоинству оценили изумительные украшения. За три года королевские особы приобрели у Луи Картье более 150 украшений. Картье получил известность у всех высокопоставленных особ.

По счастливому стечению обстоятельств в те времена спрос на ювелирные украшения был велик. Наполеон Третий планировал в скором времени возродить все великолепие королевского двора, которые было растрачено с годами. Дворец, где часто проводились приемы и разные торжественные события, должен был снова стать изумительным, красивым и неповторимым. Коронованные особы должны были выглядеть соответственно на таких раутах. Покровительницей Картье стала сама принцесса Матильда. Такая протекция оказалась невероятно полезной для Картье.

Стоит отметить, что работа Луи Франсуа Картье занимался не только созданием ювелирных украшений из золота и серебра. Помимо этого, он изготавливал флакончики для духов и туалетной воды, пряжки и разные сумочки. Французы, которые всегда были падкими на все красивое и даже вычурное, делали заказы наперебой. Абсолютное большинство королевских семей Европы имели собственные счета в магазинах Картье.

В настоящее время “Cartier” представляет собой невероятно популярный бренд ювелирной династии. Знания в области ювелирного искусства Луи Франсуа передал своему сына Альфреду. На его плечи пришлось управление семейным бизнесом в непростые времена, когда аристократию сменила буржуазия. В то время, как многие компании разорялись, Альфред прилагал массу усилий для того, чтобы сохранить семейное дело в безубыточном состоянии.

Он пытался сохранить стиль и давние традиции этой торговой марки . Во главе работы этого мастера по-прежнему оставалась стабильность в исполнении заказов, успешность, индивидуальный подход и внимание к каждому клиенту. Альфреду было непросто, но он своевременно исполнял заказы, искал новых клиентов и никогда не пропускал сроков оплаты счетов. Такая стратегия оказалась очень успешной, и в 1989 году Картье открыл новый салон. Он находился на улице Ла Пэ, где в то время были самые роскошные магазины Парижа.

Наследниками семейной династии стали три сына Альфреда - Луи Жозеф, Пьер Камилл и Жак Теодуль. Невозможно приуменьшить роль этих предпринимателей в истории развития семейного бизнеса, потому что именно они сделали имя бренда всемирно известным. Пьер продвигал бренд в России и Соединенных Штатах Америки, а Жак развивал бизнес в странах Персидского залива. В то время, как младшие братья работали над расширением географии продаж, старший Луи Жозеф изготавливал прекрасные украшения. Они пользовались успехов, были уникальные и стали залогом невероятнй популярности бренда “Cartier”.

Особое внимание стоит уделить творчеству Луи Жозефа Картье, которые, как и его дед, получит титул ювелира королей. Его называли Луи Картье Вторым. В возрасте 23 лет Луи Жозеф стал компаньоном, и приступил к созданию прекрасных ювелирных украшений. В каждом их них он вкладывал душу, наделяя изделия магией и волшебной аурой. Самой знаменитой работой этого мастера стало кольцо Тринити, которое состояло из трех колец красного, желтого и белого золота. Кстати, он впервые стал использовать платину в качестве материала для создания ювелирных украшений.

12 сентября 2009, 13:09

Грандиозная история одного из лучших ювелирных домов всех времен началась с небольшой частной мастерской в Париже. Луи-Франсуа Картье купил ее у своего учителя Адольфа Пикарда в 1847 году, чтобы работать над заказами частных клиентов. Эпоха правления Наполеона III, который старался после эпохи войн и волнений вернуть Парижу былое величие. Балы, приемы и праздники делают светскую и придворную жизнь яркой и разнообразной, и это способствует расширению ювелирного бизнеса. Картье процветает благодаря покровительству принцессы Матильды, двоюродной сестры императора и племянницы Наполеона I. Благоволит ювелиру и блистательная императрица Евгения, которая зазывает у него серебряный сервиз.
Бутик Cartier в Париже на Rue de la Paix, 13 Желая сделать свой бизнес семейным, Луи-Франсуа Картье обучает профессии своего сына Альфреда, который в свое время передает ювелирное дело трем своим сыновьям - Луи-Жозефу, Пьер-Камиллу, и Жак-Теодулю. Братья выводят бизнес на поистине интернациональный уровень. Пьер-Камиль едет в Россию, чтобы составить конкуренцию Питеру Карлу Фаберже, также он развивает более тесные отношения с клиентами из мира финансов и промышленности Соединенных Штатов, включая Рокфеллеров, Вандербильтов, Гоулдсов и Фордов.
Альфред Картье с сыновьями
Пьер Картье во время путешествия в Россию Жак едет из Лондона в страны Персидского залива на поиски прекраснейших жемчужин. Он также совершает поездку по Индии и убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по эскизам Картье. В Париже Луи формирует клиентуру из числа русских аристократов и организует множество визитов и выставок в Санкт-Петербурге. Благодаря использованию платины он возродил и довел до совершенства стиль «Guirlande», популярный в эпоху Людовика XVI. Для возрождения этой революционной технологии потребовалось около 50 лет исследований и экспериментов. Элизабет, королева Бельгии, в украшениях Cartier, 1910 год Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III,1935 год Барбара Хаттон в тиаре Cartier, 1947 год Таким образов представители третьего поколения династии Картье становятся самыми знаменитыми ювелирами во всем мире . Принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, называет Cartier «ювелиром королей, королем ювелиров» . И это не преувеличение, ведь в это время Картье поступают заказы от представителей монархических дворов Великобритании, Франции, Испании, Португалии, России, Таиланда, Греции, Сербии, Бельгии, Италии, Румынии, Египта и Албании. Эта фраза стала своеобразным негласным девизом ювелирного дома. Так теперь называются все крупные выставки «Коллекции Картье».
Платиновая диадема, 1905 год Брошь”Узел” из платины, золота, алмазов 1906
Кольцо Химера, 1928 год
Брошь в стиле ар-деко, 1909 год В Пекине открылась грандиозная выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings». Выставка будет проходить в Императорском дворце Запретного города Пекина с 5 сентября по 22 ноября . На нынешний день «Коллекцию Картье» составляют более 1350 предметов. На выставке в Пекине будет представлено 350 из предметов, и, тем не менее, эта экспозиция станет самой большой за всю историю Cartier. Среди экспонатов - ювелирные украшения, декорированные шкатулки и портсигары, письменные принадлежности, дамские нессесеры, а также знаменитые настольные «часы с секретом», стрелки которых вращаются в хрустале без всякой видимой связи. Выкупленные Картье у частных лиц и на аукционах, эти вещи в свое время принадлежали известным личностям и общественным деятелям, и каждая из них имеет свою историю. Поэтому «Коллекция Картье» дает представление не только об отдельном человеке, но и о стиле жизни в различное время вплоть до наших дней.

Экспозиция с 350 предметами, созданными в период с 1850 по 1970 год, Cartier продолжает свое путешествие по мегаполисам планеты. Это самое главное в мире драгоценное турне стартовало еще в 1989 году, когда музейное собрание Cartier (а его начал комплектовать в 1973-м тогдашний президент Cartier Paris Роберт Хок) уже достаточно разрослось, чтобы быть наконец представленным широкой публике. В 1989-м выставка Cartier состоялась в парижском Petit Palais, а затем отправилась в Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Лозанну (1996), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997), Мехико (1999), Чикаго (1999), Берлин (2002), Милан (2003), Шанхай (2004), Киото (2004), Сингапур (2006), Москву (2007), Сеул и Токио (обе - в 2009).
Директор по культурному наследию Cartier Пьер Райнеро перед началом выставки особо отметил интерес Картье к искусству Китая: «Материалы, дизайн, символика, сказки и божества, рожденные в Китае, завораживали Картье. Он использовал их не столько для того, чтобы повторить столь популярную французскую версию китайского искусства, сколько ради их внутренней красоты. Таким образом, подход Картье к Китаю – это подход стилиста и ювелира, который старается передать смысл». Выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings», Императорский дворец Запретного города Пекина, 5 сентября - 22 ноября 100 лет Cartier в Нью-Йорке "Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом" - так пишет о Пьере исследователь Cartier историк Ханс Надельхоффер.
Счастье и успех семьи Картье были связаны с этой троицей. Старший брат Луи (1875-1942), рисовальщик, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне, возглавил отделение Cartier в Париже. Жак (1884-1942), историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер (1878-1965), мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан. Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Пьер Картье открыл в 1909 году первый американский магазин Cartier - на Пятой авеню Нью-Йорка . Драгоценности и часы французского дома не были новинками для американской публики. Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов: после падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии и бизнеса не было. Спасали американцы и русские. К 1909 году Cartier в Новом Свете знали и любили. Между тем были и свои особенности в работе "посольств Cartier". Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому братья выбрали хитрый ход - производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier был собственный посол, известная персона, служившая проводником, Вергилием, помогавшим клиентам понять философию марки и в конечном счете сделать ценный покупательский взнос. В Париже таким "послом" была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения. Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама. Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами олигархов, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, и вывел американское отделение Cartier в "большой свет", сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни. 1930-е, великая коктейльная эпоха, "золотой век Голливуда", стали для Cartier New York временем огромных продаж и больших художественных открытый. Причем добиться таких успехов Cartier было непросто: на этом рынке были и свои национальные игроки, прежде всего Tiffany & Co. и Harry Winston. Конечно, осложняли жизнь дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Пьер Картье прожил жизнь более длинную, чем его родные братья. В конце 1940-х он передал дела племяннику, сыну Луи Клоду, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris. Он умер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier - это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах - Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier
Cartier привез в Америку передовое французское ювелирное искусство Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier Глория Свенсон с браслетами Cartier, 1930
Украшение для прически, Cartier New York, начало 1910-х ELLE Россия, Коммерсантъ

Cartier - французская компания, которая разрабатывает, производит, распространяет и продает ювелирные изделия и часы. Принадлежит швейцарской компании Compagnie Financière Richemont SA.

Началось все в 1819 году, когда в семье скромного хозяина мастерской, выпускавшей рожки для пороха, родился мальчик — Луи-Франсуа Картье. Ребенок довольно рано проявил способности к изобразительному искусству, и отец отдал его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару. Мама Луи-Франсуа была против. Она считала, что порох более надежная с точки зрения маркетинга вещь, чем золото. Порох нужен всегда и всем, а золото — только королям, и то в ограниченном количестве.

В 1847 году молодой художник Луи-Франсуа Картье выкупил у своего учителя мастерскую и решил работать только по частным заказам. Дела шли таким образом, что уже через шесть лет Луи-Франсуа открыл в Париже новую мастерскую на улице Нев-де-Пети-Шан, неподалеку от Биржи и Пале-Рояля…

Во Франции было немало хороших ювелиров, но именно Луи-Франсуа Картье выпала счастливая звезда. Не прошло и двух недель после открытия лавочки, как туда заглянула изящная, сильно напудренная и хорошо пахнущая дама. Она долго рассматривала золотые безделицы, закатывала глазки, вздыхала — и наконец купила три брошки. Это был успех! Он только потом узнал, что дама была графиней Ньеверкерк, супругой суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшей подругой принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта, а по мужу княгини Демидовой.

За три года графиня Ньеверкерк, княгиня Демидова и еще одна их приятельница — императрица Евгения, супруга Наполеона III, — приобрели у Луи-Франсуа Картье в общей сложности около ста пятидесяти изделий и были вполне счастливы этим обстоятельством. Они рекомендовали открытого ими ювелира всем своим друзьям и знакомым. И они не боялись увидеть такую же, как у себя, брошь на груди у подруги или соперницы: Луи-Франсуа Картье не халтурил. Он творил, и он не повторялся. Слава Картье (и состояние) росли, как на дрожжах.

Это был заслуженный и закономерный поворот — Луи-Франсуа был настоящим художником. Он экспериментировал, искал новые формы, сочетая древнейшие традиции ювелирного искусства с веяниями современной моды. Бриллиантовые бабочки запорхали в волосах важных дам, таинственные скарабеи засияли на воротничках вельмож, скорпионы украсили собой атласные туалеты — это было до той поры неслыханно, никто раньше и предположить не мог, что животные и насекомые могут быть так изящны, что будут допущены в самый высший свет. Да-да, до Луи-Франсуа Картье использовать животных и насекомых в ювелирном деле было моветоном, однозначно. Но он увидел: это может быть красиво. И он сделал это красиво. Вслед за ним увидели это все.

Именно Луи-Франсуа Картье (первый во всем мире!) стал использовать платину, а до него все довольствовались золотом и серебром. А ведь платина прочнее других металлов и способна выдержать большее количество драгоценных камней. А чем больше драгоценных камней, тем это волнительней, тем выше вздымается грудь счастливой их обладательницы и тем эта грудь желанней. Простая закономерность, но именно он ее открыл, и именно его княгини, герцогини и императрицы считали виновным в своем успехе у противоположного пола. О чем еще он мог мечтать?

Вместе с Луи-Франсуа работал его сын, Альфред. В 1898 году он открывает салон-мастерскую на знаменитой парижской улице де ла Пэ, на которой сосредоточены все самые шикарные магазины французской столицы. У Альфреда тоже подрастали сыновья. Старшего, самого талантливого, Луи-Жозефа или просто Луи — да, так его все и звали — отец берет в семейное дело на правах партнера. Луи тогда было всего двадцать три года. И он не подвел отца, подняв реноме фирмы на еще более высокий уровень. Особый шик, особая аура изделий от Картье — это во многом заслуга именно Луи. Луи не любил стиля модерн, ставшего на рубеже веков почти всеобщим. Он предлагал своим клиентам украшения, стилизованные под «век осьмнадцатый», и сумел-таки переломить капризную моду. Изделия фирмы, особенно в стиле Guirlande (когда бриллианты скомпонованы так, что креплений практически не видно) пользовались колоссальным спросом.

В 1904 году Картье получил статус официального поставщика британского короля Эдуарда VII. В том же году Картье получил еще одно назначение в качестве поставщика для короля Испании Альфронсо XIII.

Картье всегда были внимательны к чужому опыту, умели учиться у других. Известно, например, что искусство эмали Луи Картье осваивал по работам знаменитого Карла Фаберже. Картье и Фаберже в некотором роде были соперниками.

В 1907 году Картье устроил свою выставку в Санкт-Петербурге, и хотя бутик-мастерская в России так и не открылась, французский ювелир получил официальный заказ от Николая II и стал официальным поставщиком царского двора.

В 1908 году открывается нью-йоркский филиал фирмы. Возглавил его Пьер Картье, самый младший представитель третьего поколения славной династии.

В 1910 году регистрируется торговая марка Cartier — тот самый знаменитый вензель из переплетенных «С». Умение и желание потакать изысканным капризам самых утонченных дам мира не помешали созданию фирмой первого образца наручных часов для пилотов (это произошло в 1906 году).

В 1910 году Cartier перевернула мир часовых форм. Именно тогда появились первые часы в прямоугольном корпусе. Несколько позже среди моделей Cartier появились часы, которые показывали время в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — в тех городах, где находились штаб-квартиры Cartier.

В 1917 Cartier создает легендарную модель часов Tank, дизайн которых напоминает английский танк времен Первой мировой войны. В 1918 в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Модель Tank до сих пор в продаже в первозданном виде.

Стратегия фирмы и ее стиль постепенно меняются. Первая мировая война, затем великая депрессия 1929 года и вторая мировая война коренным образом изменили общество. Аристократию вытесняют бизнесмены, которых привлекают вещи дорогие, престижные, но при этом удобные. Продукция «Картье» становится более функциональной. Авторучки, часы, зажигалки, изготовленные из дорогих материалов, выпускаются в массовую продажу (хотя понятие «массовости» вообще-то не очень применимо к продукции «Картье»).

В 1945 году президентом фирмы, которая теперь называется Cartier International, становится Пьер Картье. В 50-е годы разрабатываются модели часов овальной формы Baignoires (впервые такая форма была предложена в 1912г.) В последующие десятилетия фирма «Картье» выпустила в свет еще немало прекрасных моделей часов: Reverso, Ceintures, Crash Watches.

В 1962 году после смерти братьев Картье компания была разделена на три части и продана собственникам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Спустя 10 лет компания была снова объединена.

В 1972 году Ален-Доминик Перрен, один из руководителей фирмы, блестяще перестраивает дистрибьюторскую политику и создает новое направление, получившее название Must. Изделия от «Картье», за исключение ювелирных украшений, отныне продаются не только в фирменных салонах, но и в специальных отделах дорогих магазинов. Разрабатывается новая продукция — сумки, ремни, платки и т.д. Это позволило значительно расширить клиентуру, и в скором времени доход достиг трети общего дохода фирмы.

С 1972 года Картье начинает массовое производство часов в Швейцарии на приобретенном часовом предприятии.

В 1972 году группа инвесторов во главе с Джозефом Кануи купила компанию Cartier Paris. В 1974 и 1976 годах, соответственно, эта же группа инвесторов выкупила компании Cartier London и Cartier New York. В 1979 году интересы Cartier были объединены в одну компанию.

В 1981 г. «Картье» начинает наступление на парфюмерный рынок и выпускает духи Must, затем в 1987 — Pantere, в 1995 — So Pretty. Но, разумеется, Картье остается «королем ювелиров».

В 1982 году появляется новый стиль от «Картье» — Nouvelle Joallerie, то есть «новое ювелирное искусство». В основе — все та же стилизованная, изысканная классика, умелое сочетание традиционных классических форм и современного дизайна, но без эпатажной геометричности и «модерновости».

В 1993 году Cartier вошла в концерн Richemond — лидирующую группу компаний, занимающихся производством товаров роскоши. Надо сказать, что сейчас Cartier — это не одна компания, даже не три отделения. Cartier объединяет 14 компаний, каждая из которых отвечает за производство отдельных товаров — часов, ювелирных изделий, аксессуаров. Их объединяет не только имя — все, что выпускается под маркой Cartier, носит на себе печать роскоши, особого флера богатства и могущества. Перед красотой своих изделий не может устоять и сама фирма — сейчас она планомерно выкупает свои шедевры, символизирующие тот или иной этап своего развития.

(1819-1904) французский ювелир

Имя Картье давно ассоциируется с изящными ювелирными изделиями, которые традиционно поставлялись королевским домам всего мира. Расхожей стала фраза: «Картье - ювелир королей и король ювелиров».

Со временем изящные, отделанные золотом, эмалями, драгоценными камнями часы, пудреницы, футляры, несессеры и флаконы для духов стали покупать известные деятели искусства: М. Дитрих, О. Хепберн, Ш. Азнавур, Э. Джон, О. Мути. И сегодня в мире считается престижным иметь одну-две вещи от Картье.

Родоначальник династии, Пьер Картье, специализировался на изготовлении пудрениц и изобретении узоров рукояток. Он приучил к ремеслу своего сына Луи Франсуа, обучавшегося у М. Пикарда и принявшего по настоянию отца его ювелирное производство. В 1847 г. Луи открыл мастерскую и магазин в доме 31 по улице Монтергей в Париже. Ему оказывала покровительство принцесса Матильда, кузина Наполеона III, это помогало привлечь богатых покупателей.

Луи Картье стал знаменитым благодаря своим флаконам, внешняя сторона которых имела изящную рамку с инициалами владельца.

После открытия магазина работа буквально закипела, началось изготовление изделий, которые смогли бы удовлетворить самый изысканный вкус покупателя любого пола. Каждая дизайнерская находка сразу же апробировалась, фирма прославилась и своими экспериментальными поисками. Сфера интересов Картье оказалась весьма разнообразной: от отдельных разработок до производства самых разнообразных ювелирных изделий, включая украшения и предметы интерьера.

В 1859 году Луи начал сотрудничать с известным английским модельером Чарльзом Бортом, вместе они создавали единые ансамбли, закладывая основы «высокой моды». Изящные туалеты Ворта прекрасно дополнялись блеском драгоценных камней в украшениях Картье. Подобные новинки стали пользоваться невероятным спросом. В 1867 г. на выставке аристократы всего мира любовались изделиями фирмы Картье и были буквально очарованы ими.

До конца XIX в. дом Картье в основном продолжал изготавливать штучную продукцию, выпускавшуюся для богатейших людей мира. Более массовое производство было связано с именем сына Луи, Альфреда Картье, который в 1874 г. возглавил фирму и вскоре представил несколько интересных разработок, рассчитанных на менее состоятельных покупателей. Он выступил в качестве оборотистого предпринимателя: проявив деловую хватку, сумел поправить дела фирмы, ухудшившиеся во время франко-прусской войны, когда сверхдорогие изделия не пользовались спросом. Альфреду удалось восстановить репутацию фирмы в Европе.

В конце девяностых годов было предпринято важное решение: офис переместили на улицу Мира, считавшуюся ювелирным и дизайнерским центром Парижа. Практически ежегодно фирма удивляла своих покупателей. Например, в 1896 г. Картье представили своеобразную конструкцию на основе платины вместо обычно использовавшихся золота и серебра. Размещенные на платине камни производили особое впечатление, дополнявшееся слегка золотистым цветом металла. Массивность изделия не смутила заказчиков, увидевших в подобном сочетании особое очарование.

Сам Картье видел в новом материале практически неограниченные возможности, сочетание прочности и гибкости позволяло воплощать разнообразные задумки ювелира. Он как бы вышивал по платине драгоценными камнями.

К концу XIX в. Альфред перешел от изготовления драгоценностей и предметов искусства к созданию часов. Он попытался возродить традицию создания настольных часов и преуспел: его изделия отличались совершенством, причем каждое последующее не походило на предыдущее.

Первые настольные часы были созданы для королевских семей Востока, Греции и Англии. В 1904 г. появились первые наручные часы, созданные специально для бразильского пилота Сантоса Дюмона. Часы смелого и, можно даже сказать, эксцентричного дизайна стали одним из характерных изделий фирмы. Полагают, что они были проданы 400 000 покупателей.

Позже, в 1919 г., появились часы «Танк», по очертанию корпуса напоминавшие боевую машину. Они были созданы в память командующего американскими экспедиционными войсками генерала Джонса. Невероятный успех модели привел к появлению ее улучшенного варианта в 1922 году.

Заручившись поддержкой ведущих часовых производителей Культье, Мовадо и Элбеля, Картье смог выпустить несколько совместных разработок. Специально для паши из Марракеша в 1932 г. были созданы первые в мире водонепроницаемые часы «Роскошь».

Поиск новых идей и расширение рынков сбыта продолжились и после смерти Луи Картье. XX век ознаменовался постепенным продвижением изделий фирмы на мировой рынок. В1902 г. было открыто дочернее предприятие в Лондоне, управление делами там принял на себя Жак, один из сыновей Альфреда Картье. Другие направления были связаны с деятельностью его братьев Пьера и Луи. Они основали отделения в Нью-Йорке, Москве и на Востоке.

Пьер Картье постепенно выходил на русский рынок. В 1904 г. он приехал в Россию с выставкой драгоценных изделий. Побывавший на ней император Николай II был потрясен качеством работы и невероятной красотой камней. Вскоре в Москве и Петербурге были открыты магазины фирмы. Городской совет Парижа обратился к Картье с просьбой изготовить для русского царя подарочное пасхальное яйцо. Судьба изделия оказалась мистической: после смерти Николая II оно было утрачено и лишь через много лет обнаружилось в коллекции нью-йоркского музея «Метрополитен». Альфред сам изучал работы старых русских мастеров и заставил сына поработать в ювелирных мастерских. Пьер пробыл в России в течение трех лет. К сожалению, только десять процентов сделанных им изделий сегодня находятся в России. Большой интерес к изделиям фирмы проявился в 1925 г. во время Парижской выставки декоративных искусств. Тогда дом Картье представил свои разработки, ставшие изящным дополнением к демонстрировавшимися вместе с ними платьями.

Семья продолжала работать вместе, причем под именем Картье работали как члены семейного клана, так и привлекаемые специалисты. Перед войной открылись филиалы фирмы в Каннах (в 1935 г.) и Монте-Карло (в 1938 г.).

В 1939 г. самые маленькие наручные часы Картье были подарены британской наследной принцессе Елизавете. Став королевой, она неоднократно пополняла свою коллекцию драгоценностей изделиями от Картье. Английская корона по достоинству ценила его заслуги: в 1904 г. король Эдуард VII пожаловал дому Картье звание поставщика его двора. К 1939 году пятнадцать королевских семей удостоили этой чести дом Картье.

В 1941 г. мастера фирмы изготовили «Птицу в клетке» - необычайное изделие из золота со вставками из драгоценных камней. Сотрудники фирмы не только занимались творчеством, но и стремились помочь патриотам в борьбе с фашизмом. Сам Картье выступил финансовым гарантом и организовал сбор средств для формирования армии генерала де Голля. С его помощью удалось собрать значительную сумму. Лондонский офис его фирмы стал местом размещения штаб-квартиры французского командования.

Когда немцы оккупировали Париж, Би-Би-Си вело трансляцию речи де Голля из лондонского офиса Жака Картье. В знак победы ювелиры изготовили брошь «Освобожденная птица». Правительство Франции в свою очередь отметило Картье высокой военной наградой.

Изготовление военных атрибутов стало после войны еще одним направлением деятельности фирмы. Вначале был изготовлен жезл для маршала Фохта. По предложению герцога де Граммона мастера Картье изготовляют шпаги, которые традиционно вручаются каждому принятому во Французскую Академию. Рукоятки, сделанные в этих мастерских, считаются подлинными произведениями ювелирного искусства.

До войны дом Картье разрабатывал идею создания собственных духов, но ее смогли осуществить только в 1981 году, когда появились духи «Must» и «Santos». Постепенно к ним добавились новые разновидности, включая и мужскую туалетную воду «Pasha».

Как обычно, продумывались все детали, начиная от аромата и названия духов и кончая формой флакона и материала, из которого он изготавливался. Так, духи «Must» как бы реализовывали традиционный для фирмы принцип: «Вы должны иметь это от Картье». В конце девяностых появилась другая новинка - «So Pretty». Цветочный аромат был составлен из наиболее дорогостоящих эссенций.

К своему юбилею фирма подготовила новый парфюмерный шедевр «Declaration», выразив таким образом своеобразное признание тем покупателям, которые оставались верными Картье. Не случайно флакон был огранен в форме сердца с изящной надписью.

До начала шестидесятых годов отделения фирмы в Париже, Лондоне и Нью-Йорке функционировали как общее семейное предприятие. Но в 1962 г. было продано нью-йоркское, а в 1965 г. и парижское отделения. В 1979 г. была проведена реорганизация фирмы, начавшей функционировать как мировая фирма Картье. Сегодня существует почти 2000 их бутиков, их можно встретить в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже, Лондоне, Гонконге.

Вскоре после представления французского варианта «Танка» в Москве на Кузнецком мосту также был открыт бутик. Одним из первых в нем побывал известный певец Ш. Азнавур, получивший в подарок именные часы с первым порядковым номером.

Существует интересная версия, как Картье пришли к своеобразному сочетанию металлов и драгоценных камней. Марина де Бурбон, жена одного из представителей древнего рода, владелица антикварного магазинчика, полагает, что логотип Картье появился благодаря Ж. Кокто, который заказал три кольца из разноцветного золота - белого, красного и желтого. Переплетенные колечки и стали символом фирмы.

Сотрудничество Ж. Кокто с фирмой Картье продолжалось на протяжении ряда лет. Поэту и режиссеру принадлежит фраза: «Фальшивые бриллианты не отбрасывают таких огненных блесков, как настоящие». Он попросил Л. Картье изготовить «бриллиантовые слезы», которые были использованы в картине «Красавица и чудовище».

Многолетняя связь фирмы с кино осуществляется по нескольким направлениям. Драгоценности Картье украшали звезд как на экране, так и на светских мероприятиях.

Мэрилин Монро-воспела драгоценности Картье в картине «Джентльмены предпочитают блондинок». Впервые же драгоценности фирмы представил в 1926 году Р. Валентино: в фильме «Сын шейха» он носит часы знаменитой фирмы. Наиболее обширной считается коллекция Э. Тейлор. Она является обладательницей бриллиантового колье с большим голубым сапфиром. Украшающие колье бриллианты были получены после разрезания алмаза достоинством в 64 карата.