Сценарий праздника купалье в детском саду. Cценарий праздника Иван Купала (для участия всех возрастных групп ДОУ). Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»

Ольга Веснина
Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста .

Описание работы : Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов . Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.

Цель : Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей , приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи :

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.

Развивающие :

1. Развивать коммуникативные навыки и умения.

2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.

3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.

Образовательные :

1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала .

2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.

3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой» , «улиткой» .

4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.

Предварительная работа :

Просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала ;

Просмотр мульфильма «Цветок папоротника» (1979) ;

-разучивание хороводных движений , стихотворений, народных игр «Заря» , «Водяной» , «Ручеек» ;

Изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей) .

Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.

Ход мероприятия

Дети под народную музыку собираются в зале.

Ведущая (в венке) : Здравствуйте, люди добрые!

Гости званые и желанные! (Кланяется.)

Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала , который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания ) . В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник . По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала .

Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси .

Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности .

Праздник летний наш , почитаемый.

Будем петь, плясать,

Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,

Есть в Иванов день необычный час .

Расцветает в ночь огненный цветок,

Но найти его там не всякий мог.

Вед.: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана , на Купала »

ХОРОВОД «На Ивана Купала » («Волшебники двора» )

Вед.: Праздник Ивана Купала очень веселый . В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)

А теперь поиграем в игру «Ручеек»

Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)

Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.

Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)

Письмо от Березки : Здравствуйте, ребята!

Я березка у вашего детского сада!

Если препятствия пройдете , то цветок счастья вы найдете !

А препятствия, друзья, написала Вам Фея.

Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!

Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т. д. Наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой .

Кикимора : Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!

Я – Кикимора лесная,

Я – колдунья деловая!

Делать пакости люблю;

И лягушку и змею

Положу я на обед

Вместо булок и конфет.

Я испортить праздник рада –

Лучше ничего не надо!

Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )

Кикимора : Ох, как славно поиграла –

Подобрела я немало.

И растрогалась совсем,

Что кого-то, может, съем (снова пугает)

Вед.: Не пугай детей , Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!

(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!

Уберите их отсюда,

Кабы не было мне худо…

Я не буду вам мешать,

С вами буду я играть.

Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!

Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному

Кикимора : Ура! Сейчас вам Водяной задаст!

Вед.: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной» .

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)

Слова : Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,

Выходи на чуточку, на одну минуточку.

(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей , вместе с ними поет песни и т. д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.

Ведущая спрашивает у детей , что бы это могло быть (ответы детей , Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.

Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.

Эстафета «Прыжки через костер»

Вед.: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.

Кикимора : По-больше крапивы, колючек, шиповника…

Вед.: Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)

Вед.: Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?

Кикимора : А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха! Надо их отгадать, а то - как напугаю!

Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!

Кикимора : Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте :

1. Какой цветок носит

И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья )

2. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик ,

Вспомню желтый. (Одуванчик)

3. Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен :

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.

Кикимора : Меня выгнать?

Вед.: Ну ты же нечистая сила?

Кикимора : Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)

Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.

Дети поют : Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.

К концу игры (4-5 раз, Кикимора кричит.

Кикимора : Ой-ой-ой-ой! (кружится и убегает) Боюсь, боюсь, боюсь! Водяной! Ой-ой-ой!

Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)

Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка) .

Вед.: Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)

Ведущая : Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Ведущая : А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.

(Раздает конфеты, звучит русская народная музыка) .

Вед.: Ребята наш праздник , по-моему, удался! С хорошим настроением возвращаемся в свои группы, а кто хочет - может еще потанцевать под веселую русскую народную музыку!

Цели:

    Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Вызвать эмоциональный отклик детей.

    Приобщить к обрядовой культуре.

    Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

История празднования Ивана Купала

Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.

Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!

В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.

В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.

В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.

Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».

Театрализованное игровое представление

Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.

1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!

В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,

Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.

Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!

2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

Хоровод 1

1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.

Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)

Купала: Эй, девчата! Всем привет!

Вы узнали меня? Нет?

Я Купала – озорник,

И скучать я не привык!

Солнце весело сияет,

Нас лучами согревает!

Ведь настал Иван Купала,

Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)

Купала садится на пенек и грустит.

2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?

1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!

Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.

2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?

Иван Купала: Да!

2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?

Воспитанницы: Да!

1 ведущий .:

В гости к нечисти пойдем,

И листки все соберем.

И отыщем Лета клад!

Кто со мною из девчат?

Воспитанницы: Мы! Я! Все!

Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)

Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!

Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?

Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Воспитанницы: Баба Яга!

Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?

Иван Купала: Отдавай листок от карты!

Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.

1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).

Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.

Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?

Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.

Игра «Бабкина метелка»

под музыку

Баба Яга: Ох и молодцы!

Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.

Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.

«Коршун и наседка» (2-3 раза)


Ведущий 1,2: Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!

Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)

Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!

Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.

Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.

Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.

Иван: У кого?

Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.

Ведущий 1,2: Р азрешим.

Баба Яга:

В дремучем лесу, на болоте

Её непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Сестренка моя и подружка.

Стройная фигурка,

Зовут её Снегурка. Хи-хи.

Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.

Иван: Ну, вперед, девчата!

«Кикимора»

Эй, Кикимора, красавица болотная!

Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?

Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!

Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!

«Веревочка»: у кого длиннее под музыку

«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку

Кикимора:

Эх меня развеселили,

И немного утомили!

Вот держите вы листок.

Только знай же, мой дружок,

Есть ещё один листок.

Иван Купала: Подскажи Кикимора.

Кикимора: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.

Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.

Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Звучит песня водяного «Я водяной»

ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?

Водяной:

Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,

Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,

А лягушки взяли – лапками все замарали.

Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.

(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .

Водяной: Ну, спасибо, угодили!

Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?

Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!

Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!

Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.

«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.

«Раз, два, три лови!»

Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.

Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.

Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!

Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?

Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?

Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.

Водяной: Но я вам ничего не говорил.

Иван Купала: Спасибо.

Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)

Леший:

Кто пришел сюда без спроса?

Быстро пошли вон!

Налетели, словно осы

Ото всех сторон!

Это кто здесь гуляет,

Мои грибочки собирает?

Купала: Это я, Иван Купала.

Леший

Гриб тебе соленый!

Я тебя схвачу,

Домой не пущу,

Под землю утащу!

Леший хватает Ивашку.

Ведущий 2:

Леший, Леший, не серчай,

Как гостей ты нас встречай!

Леший:

Я вам сразу говорю,

Что гостей я не люблю!

Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!

Ведущий 2: Хватит охать, причитать.

Угощают вареньем .

Леший:

Ой, спасибо, угодили,

Исцелили, излечили!

Теперь в полном я порядке,

Слушай Лешего загадки!

(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь.)

И еще одну загадку я вспомнил.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится -

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

Леший:

Ладно, честно заслужили,

Вот – листок держите,

Лес родной, природу нашу

Только берегите!

Иван Купала: Обещаем лес беречь,

До свидания! До новых встреч!

«Песня разбойника»

Разбойники:

Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!

Иван Купала:

Мы пришли за листками,

Отдавайте лучше сами!

Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!

Разбойник 2: С нами будете играть? (да)

Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!

(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)

Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!

(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)

Игра «Перегонки»

Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!

Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!

Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?

Разбойники: Конечно хотим, спасибо.

Иван: Где ж последний лепесток?

Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.

Иван: Где?

Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.

Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»

Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!

Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.

Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.

Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?

Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......

1. Счастье, здоровье, удача

2. Повстречаться с добрыми людьми.

3. Везение в учебе

4. Победы в соревнованиях

5. Тяжелые посылки

6. Письма и переговоры.

7. Удача во всех начинаниях

Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?

Русалочка : Есть!

Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.

Русалочка : А зачем?

Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.

Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.

Иван Купала: Мы согласны.

«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,

«Коса». под музыку

Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.

Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»

Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.

Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.

Д.А.:

Посмотрите! Что же это?

Клад, что подарило Лето!

Верило я в ваш успех!

Вы, девчата, лучше всех!

И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!

Хоровод 2

Ведущий 1: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Ведущий 2 : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Сценарий развлечения «Ой, да Иван Купала…»

Развлечение на праздник Ивана Купала для детей 3-5 лет.

Цель: Воспитать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала и уважение к традициям своего народа.

Задачи:

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Развивать интонационную выразительность речи.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование: обручи - 2 маленьких, 3- средних,большая метла, 3 поварешки, 6 ведер с водой, карточки различных растений, карточка с изображением цветущего папоротника, ленточки и деревце «березка» для хоровода, маленькие водяные пистолеты по количеству участников.

Ход

На площадку под музыку «На Ивана на Купала…» выходят « Солнце » и «Вода»

Солнце : Здравствуйте, дети! Узнали нас?

Я - «Золотое яблочко по небу катаюсь,

С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).

Это я, Солнышко, теплое, яркое.

Вода : А я - и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стекляшкой быть могу» (ответы детей).

Я - Водица прохладная, в жару самая желанная.

Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?

1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем -

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок : Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала - это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.

Солнце : На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да на березке венки завивали, лентами украшали в знак крепкой дружбы. Давайте и мы с вами хоровод вокруг березки заведем, да ленточки на ней завяжем.

Хоровод «Во поле береза стояла» - дети водят хоровод, затем на веточках завязывают ленточки.

Солнце: А еще катали колесо, показывали, как я,Солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согреваю. Поделить на 2 команды детей.

Игра-эстафета «Прокати обруч» .

Вода: В день Ивана Купала все традиции связаны с Водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней - обливание водой прохожих. Давайте же и мы с вами с водицей прохладной поиграем.

Игра» Перенеси воду поварешкой»

Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведерко. У кого больше воды наберется - тот и победил.

Солнце : Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.

Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад. Рассматриваем картину с изображением папоротника.

Солнце и Вода : Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. А кто вы угадаете по загадкам.

1. В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Стройная фигурка,

Зовут меня…

Дети : Кикимора

2. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Дети: Леший

3. Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Дети: Водяной

4. А отгадайте наши загадки - обманки, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Дети: Баба Яга

Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!

Игра «Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) .

Баба Яга стоит в центре, дети ходят вокруг нее и дразнят:

Бабка ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Пошла на улицу -раздавила курицу

Пошла на базар – раздавила самовар!

Дети разбегаются, Бабка Ёжка их догоняет, легко касаясь ребенка метлой. Тот ребенок, которого задели, должен остановиться и принять интересную позу – замереть. После игры Бабка Ёжка говорит, какой у нее получился замечательный сказочный лес.

Вода: Иван Купала - праздник Воды и всего, что с ней связано, поэтому я вам предлагаю облиться водой, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться.

Игра «Брызгалки»

Детям раздают принесенные ими водяные пистолеты и брызгалки

Персонажи и воспитатели принимают в игре активное участие!

Вода : А еще у меня для вас подарочек припасен «Сок»- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек - пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.

Вода: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Солнце : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Программное содержание:

  • Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование: ведра – 3шт. по 5л.,3шт по 3л., обручи -3маленьких, 3- средних, 3- больших, 3 гимнастические палки, большая метла, 3 длинные скакалки, 3 поварешки, 3 коробки с карточками различных растений, 15 карточек с изображением цветущего папоротника, венки и деревце «березка» для хоровода, маленькие водяные пистолеты по количеству участников.

Ход

На площадку под музыку « На Ивана на Купала…» выходят » Солнце » и » Вода «

Солнце: Здравствуйте, дети! Узнали нас?

Я — «Золотое яблочко по небу катаюсь,

С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).

Это я, Солнышко, теплое, яркое.

Вода: А » Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стекляшкой быть могу» (ответы детей).

Я — Водица прохладная, в жару самая желанная.

Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?

1 ребенок: На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок: А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок: Сквозь огонь мы смело прыгнем —

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок: Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок: Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Музыкальная инсценировка песни « На Ивана на Купала красна девица гадала» стихи и музыка Н.Осошник исп. «Волшебники двора»

Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала — это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.

Солнце: На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да на березке венки завивали, лентами украшали в знак крепкой дружбы.

Вода: Венок завивали — желание загадывали, чтобы родные и близкие здоровы были, да чтобы урожай был богатым.

Хоровод с венками» Ой, Марена, Марена» стихи и музыка А. Лагиной

Солнце: А еще катали колесо, показывали, как я,Солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согреваю.

Игра-эстафета» Прокати обруч» .

Катание малого обруча гимнастической палкой по прямой и передача эстафеты (гимнастической палки)следующему игроку.

Вода: В день Ивана Купала все традиции связаны с Водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней — обливание водой прохожих. Давайте же и мы с вами с водицей прохладной поиграем.

Игра» Перенеси воду поварешкой»

Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведерко. У кого больше воды наберется — тот и победил.

Солнце: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.

Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.

Выбегают девочки — русалочки и мальчики — лешачки исполняют танец » Дикие танцы» стихи и музыка Русланы Лыжичко

После танца на площадке появляются Баба Яга, Кикимора, Леший, Водяной.

Солнце и Вода: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы?

Баба Яга: А отгадайте наши загадки — обманки, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Василиса Премудрая Баба Яга

Кикимора: В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Стройная фигурка,

Зовут меня…

Снегурка Кикимора

Леший: Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Незнайка Леший

Водяной: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки —

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Мороз Водяной

Баба Яга: Кто здесь про цветок волшебный говорил?

Кикимора: Кто про клад вспоминал?

Леший: Ничего мы вам не расскажем!

Водяной: И никакой клад не покажем!

Солнце: Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Иван Купала!

Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!

Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!

Игра » Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник). Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга.

Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:

Бабка-Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит:- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу. Играют до тех пор, пока всех «Бабка-Ёжка» не переловит.

Кикимора: А я, чур, через костер прыгать буду!

Игра «Перепрыгни через костёр».

Кикимора и Леший, Баба Яга и Водяной натягивают прыгалки, а игроки через них перепрыгивают. После всех игроков «нечистая сила» сами перепрыгивают через «костер».

Леший: А я тогда покажу ребятам,как нужно волшебный цветок папоротника искать.

Игра » Найди цветущий папоротник»

Найти в коробке с карточками изображение цветущего папоротника и принести его в свою команду. У кого таких карточек будет больше, тот и победитель.

Водяной: Настала моя очередь играть. Иван Купала — праздник Воды и всего, что с ней связано, поэтому я вам предлагаю искупаться или просто облиться водой, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться.

Игра » Брызгалки»

У каждого игрока водяной пистолет(на 10 игроков — 2 ведра емкостью 3 л. с водой). Нужно как можно быстрее набрать воды и облить водой соперников. В лицо брызгать нельзя!За разделительную линию заходить нельзя! Как только вода заканчивается- игра останавливается.

Водяной: А еще у меня для вас подарочек припасен » Сок березовый»- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек — пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.

Водяной раздает сок детям.

Вода: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Солнце: Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Литература:

А. Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь»,

А. В. Терещенко « Быт русского народа: забавы, игры, хороводы »,

М.Ф. Литвинова « Русские народные подвижные игры »,

С.К. Якуб «Вспомним забытые игры »,

О.Д. Ушакова « Загадки про воду в природе »,

И. Никитин « Загадки-обманки ».

Холодова Галина Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ № 54 «Полянка»

Ананкина Алла Михайловна, воспитатель, МБДОУ № 54 » Полянка»
г. Астрахани, г. Астрахань, Россия;

Голядинцева Людмила Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ № 54 «Полянка» г. Астрахани, г. Астрахань, Россия.

Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Иван Купала!» в детском саду


Акулинина Надежда Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск.
Описание материала: данный конспект может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям.

Цель. Повышение эмоционально-положительного тонуса.
Задачи:
- Совершенствовать навык слушать музыку и выполнять танцевальные движения танца;
- Развивать игровые навыки;
- Закреплять знания о пользе воды;
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя

Ход развлечения

Ведущая – Дорогие ребята, скоро у нас праздник – Иван Купала. Это самый длинный день и самая короткая ночь в году, в этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. А сегодня в гости к нам придёт сам царь морской – Нептун!

Под песню «Я Водяной…» - входит Водяной.


Водяной: Здравствуйте, ребята,
Я – Водяной!
Гордый я болот властитель
Лягушек и пиявок – повелитель!
К вам вот на праздник пришёл!

Ведущая – А мы тебя не приглашали, мы в гости царя морского Нептуна ждём.
Водяной – А я чем плох? Я вместо Нептуна буду.
Ведущая – Но ты же в болотах живёшь, скучно у тебя, и вода не очень-то и чистая, а нам с ребятами в чистой воде искупаться хочется.
Водяной – А мы в болотах тоже весело живём, и вовсе не скучаем. А ну мои лягушата озорные покажите нам какие вы умелые, весёлые и забавные.

«Про лягушек» -танец.


Водяной – Какая прелесть мои лягушата… А как поют, лучше любого соловья!
Ведущая – Водяной, ступай-ка ты в своё болото, к нам сейчас с минуту на минуту сам царь Нептун придёт!
Водяной – А вот и не придет, я все пути и дороги запутал и заколдовал от скуки.
Ведущая – Как же так? Что же нам теперь делать? Ребята так ждут праздника, им так искупаться сильно в чистенькой водичке хочется.

Водяной – Да можно и расколдовать дороги-то. Колдовство исчезнет, если вы меня развеселите, и скука сама собой развеется.
Ведущая – Хорошо, Водяной, веселись вместе с нами, и пусть чары скуки развеются от нашего веселья. Так, скучать запрещается, веселиться разрешается. Есть на свете чудо остров – Чунга-Чанга, там кокосы, там бананы, и веселье целый день! Танцуют все!
«Чунга –Чанга» - общий танец.



Ведущая – Ну как, Водяной, понравился тебе наш танец? Вот скажи, тебе дождик летний, тёплый нравиться?
Водяной – Конечно, очень нравиться! Сырость я вообще люблю…
Ведущая – А танцы под дождём нравятся?
Водяной – Ой ни разу не пробовал танцевать под дождём.
Ведущая – А ты попробуй! Смотрите тучка!...

Танец под песню «Виноватая тучка».

Водяной – Молодцы, порадовали душу старому Водяному. Но чтобы дороги в лесу расколдовать, нужно знать повадки всех зверей. Поиграем в игру, я буду показывать движения зверей, а вы повторяйте и чем веселей и лучше, тем быстрее дороги расколдуются.

«Зверобика» - музыкальная игра.

Водяной – Молодцы, расколдовали лесные дороги, и меня повеселили. Скоро Царь Нептун придёт к вам в гости, а мне пора с вами прощаться, пойду к себе в болото. До свидания, веселья вам и радости!
Водяной уходит.

Музыкальные «Фанфары» - входит Нептун.


Нептун:
Гордый я морей властитель!
Рыб, дельфинов повелитель!
Мой дворец на дне морском
Весь он устлан янтарём.
Кто придёт в мои владенья,
В быстрых водах окунётся,
То, по моему веленью,
Он здоровья наберётся
И будет счастлив целый год!

Нептун – Эй, рыбка! Золотая рыбка выходи да танец чудесный покажи!

Песня «Золотая рыбка» - общий танец

Нептун – Как хорошо вы танцуете, но и я неплох. Для вас специально в этот день приготовил я игру морскую, посмотрим кто лучше всех из вас морскую фигуру покажет. Итак, играем с вами в игру –

Музыкальная игра «Море волнуется!»

Нептун – Порадовали вы меня, какие красивые фигуры мне вы показали. А теперь по морскому обычаю пойдём купаться и здоровья набираться, чтоб хватило на весь год – здоров будет наш маленький народ!

Эстафета №1: «Умывальников начальник»:
Реквизит: Тазик без воды, тазик (ведро) с чистой водой, разовые салфетки по количеству детей, чистая кружка.
Описание игры:
Дети строятся на линии старта, по команде 1-й участник бежит до тазика пустого, воспитатель из кружки льёт ребёнку на руки воду, ребёнок умывает лицо;
Бежит до следующего тазика с чистыми салфетками, вытирает лицо и руки, кладёт салфетку в тазик для использованных салфеток;
Бежит обратно по прямой, передаёт эстафету следующему участнику.
Побеждает та команда, которая вперёд выполнит задание.

Эстафета с водой №2 «Водовозы»
Реквизит: На команду – одно ведро с водой (10литров), одно маленькое ведёрко, одно большое ведро (10 литров) без воды.
Описание игры:
Участники эстафеты стоят в колонне на линии старта, по команде 1-й участник черпает маленьким ведёрком воду и переносит её в большое пустое ведро, бежит обратно передаёт ведёрко следующему участнику. Побеждает команда которая быстро выполнит задание и больше всех перенесёт воды.



Затем дети с воспитателями этой водой пойдут и польют недавно высаженные деревья.



Нептун хвалит детей за то что праздник прошёл с пользой (полили деревья), ещё раз поздравляет с праздником и прощается.