Сценарий праздника купалье в детском саду. Cценарий праздника Иван Купала (для участия всех возрастных групп ДОУ). Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»
Ольга Веснина
Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста .
Описание работы : Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов . Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель : Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей , приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи :
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие :
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные :
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала .
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой» , «улиткой» .
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа :
Просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала ;
Просмотр мульфильма «Цветок папоротника» (1979) ;
-разучивание хороводных движений , стихотворений, народных игр «Заря» , «Водяной» , «Ручеек» ;
Изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей) .
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке) : Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала , который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания ) . В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник . По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала .
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси .
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности .
Праздник летний наш , почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.
2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час .
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед.: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана , на Купала »
ХОРОВОД «На Ивана Купала » («Волшебники двора» )
Вед.: Праздник Ивана Купала очень веселый . В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)
Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки : Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете , то цветок счастья вы найдете !
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т. д. Наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой .
Кикимора : Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора : Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей , Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)
Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.
1. В гости к Водяному
Кикимора : Ура! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед.: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной» .
Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова : Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей , вместе с ними поет песни и т. д.)
Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!
2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей , что бы это могло быть (ответы детей , Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.
Эстафета «Прыжки через костер»
Вед.: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.
3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора : По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед.: Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.
Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)
Вед.: Итак, приступаем к следующему заданию.
4. Отгадать загадки
Вед.: Какие загадки?
Кикимора : А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха! Надо их отгадать, а то - как напугаю!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора : Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте :
1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья )
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик ,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)
4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен :
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.
5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора : Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора : Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.
Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют : Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.
К концу игры (4-5 раз, Кикимора кричит.
Кикимора : Ой-ой-ой-ой! (кружится и убегает) Боюсь, боюсь, боюсь! Водяной! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?
(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка) .
Вед.: Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.
(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая : Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!
(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).
Ведущая : А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.
(Раздает конфеты, звучит русская народная музыка) .
Вед.: Ребята наш праздник , по-моему, удался! С хорошим настроением возвращаемся в свои группы, а кто хочет - может еще потанцевать под веселую русскую народную музыку!
Цели:
Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Развивать интонационную выразительность речи.
Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Приобщить к обрядовой культуре.
Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
История празднования Ивана Купала
Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.
Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!
В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.
Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.
Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.
Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.
В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.
Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.
В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.
Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».
Театрализованное игровое представление
Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.
1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!
В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,
Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.
Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!
2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!
1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!
2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!
Хоровод 1
1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.
Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)
Купала: Эй, девчата! Всем привет!
Вы узнали меня? Нет?
Я Купала – озорник,
И скучать я не привык!
Солнце весело сияет,
Нас лучами согревает!
Ведь настал Иван Купала,
Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)
Купала садится на пенек и грустит.
2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?
1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!
Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.
2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?
Иван Купала: Да!
2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?
Воспитанницы: Да!
1 ведущий .:
В гости к нечисти пойдем,
И листки все соберем.
И отыщем Лета клад!
Кто со мною из девчат?
Воспитанницы: Мы! Я! Все!
Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)
Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!
Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?
Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…
Воспитанницы: Баба Яга!
Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?
Иван Купала: Отдавай листок от карты!
Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.
1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).
Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.
Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?
Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.
Игра «Бабкина метелка»
под музыку
Баба Яга: Ох и молодцы!
Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.
Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.
«Коршун и наседка» (2-3 раза)
Ведущий 1,2:
Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!
Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)
Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!
Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.
Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.
Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.
Иван: У кого?
Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.
Ведущий 1,2: Р азрешим.
Баба Яга:
В дремучем лесу, на болоте
Её непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Сестренка моя и подружка.
Стройная фигурка,
Зовут её Снегурка. Хи-хи.
Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.
Иван: Ну, вперед, девчата!
«Кикимора»
Эй, Кикимора, красавица болотная!
Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?
Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!
Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!
«Веревочка»: у кого длиннее под музыку
«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку
Кикимора:
Эх меня развеселили,
И немного утомили!
Вот держите вы листок.
Только знай же, мой дружок,
Есть ещё один листок.
Иван Купала: Подскажи Кикимора.
Кикимора: Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка…
Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.
Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.
Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?
Иван: Конечно оставайся!
Звучит песня водяного «Я водяной»
ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?
Водяной:
Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,
Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,
А лягушки взяли – лапками все замарали.
Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.
(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .
Водяной: Ну, спасибо, угодили!
Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?
Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!
Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!
Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.
«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.
«Раз, два, три лови!»
Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.
Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.
Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?
Иван: Конечно оставайся!
Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!
Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?
Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?
Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.
Водяной: Но я вам ничего не говорил.
Иван Купала: Спасибо.
Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)
Леший:
Кто пришел сюда без спроса?
Быстро пошли вон!
Налетели, словно осы
Ото всех сторон!
Это кто здесь гуляет,
Мои грибочки собирает?
Купала: Это я, Иван Купала.
Леший
Гриб тебе соленый!
Я тебя схвачу,
Домой не пущу,
Под землю утащу!
Леший хватает Ивашку.
Ведущий 2:
Леший, Леший, не серчай,
Как гостей ты нас встречай!
Леший:
Я вам сразу говорю,
Что гостей я не люблю!
Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!
Ведущий 2: Хватит охать, причитать.
Угощают вареньем .
Леший:
Ой, спасибо, угодили,
Исцелили, излечили!
Теперь в полном я порядке,
Слушай Лешего загадки!
(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь.)
И еще одну загадку я вспомнил.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится -
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
Леший:
Ладно, честно заслужили,
Вот – листок держите,
Лес родной, природу нашу
Только берегите!
Иван Купала: Обещаем лес беречь,
До свидания! До новых встреч!
«Песня разбойника»
Разбойники:
Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!
Иван Купала:
Мы пришли за листками,
Отдавайте лучше сами!
Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!
Разбойник 2: С нами будете играть? (да)
Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!
(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)
Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!
(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)
Игра «Перегонки»
Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!
Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!
Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?
Разбойники: Конечно хотим, спасибо.
Иван: Где ж последний лепесток?
Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.
Иван: Где?
Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.
Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»
Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.
Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.
Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?
Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......
1. Счастье, здоровье, удача
2. Повстречаться с добрыми людьми.
3. Везение в учебе
4. Победы в соревнованиях
5. Тяжелые посылки
6. Письма и переговоры.
7. Удача во всех начинаниях
Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?
Русалочка : Есть!
Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.
Русалочка : А зачем?
Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.
Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.
Иван Купала: Мы согласны.
«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,
«Коса». под музыку
Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.
Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»
Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.
Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.
Д.А.:
Посмотрите! Что же это?
Клад, что подарило Лето!
Верило я в ваш успех!
Вы, девчата, лучше всех!
И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!
Хоровод 2
Ведущий 1: На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Ведущий 2 : Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.
Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Сценарий развлечения «Ой, да Иван Купала…»
Развлечение на праздник Ивана Купала для детей 3-5 лет.
Цель: Воспитать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала и уважение к традициям своего народа.
Задачи:
Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Развивать интонационную выразительность речи.
Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Оборудование: обручи - 2 маленьких, 3- средних,большая метла, 3 поварешки, 6 ведер с водой, карточки различных растений, карточка с изображением цветущего папоротника, ленточки и деревце «березка» для хоровода, маленькие водяные пистолеты по количеству участников.
Ход
На площадку под музыку «На Ивана на Купала…» выходят « Солнце » и «Вода»
Солнце : Здравствуйте, дети! Узнали нас?
Я - «Золотое яблочко по небу катаюсь,
С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).
Это я, Солнышко, теплое, яркое.
Вода : А я - и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стекляшкой быть могу» (ответы детей).
Я - Водица прохладная, в жару самая желанная.
Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?
1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.
2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.
3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем -
Пусть сгорает зло до тла!
4 ребенок : Это праздник лета, солнца,
Праздник лета и тепла!
5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!
Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала - это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.
Солнце : На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да на березке венки завивали, лентами украшали в знак крепкой дружбы. Давайте и мы с вами хоровод вокруг березки заведем, да ленточки на ней завяжем.
Хоровод «Во поле береза стояла» - дети водят хоровод, затем на веточках завязывают ленточки.
Солнце: А еще катали колесо, показывали, как я,Солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согреваю. Поделить на 2 команды детей.
Игра-эстафета «Прокати обруч» .
Вода: В день Ивана Купала все традиции связаны с Водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней - обливание водой прохожих. Давайте же и мы с вами с водицей прохладной поиграем.
Игра» Перенеси воду поварешкой»
Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведерко. У кого больше воды наберется - тот и победил.
Солнце : Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.
Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад. Рассматриваем картину с изображением папоротника.
Солнце и Вода : Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. А кто вы угадаете по загадкам.
1. В дремучем лесу, на болоте
Меня вы непременно найдете.
Не рыбка я, и не лягушка,
Баба Яга моя подружка.
Стройная фигурка,
Зовут меня…
Дети : Кикимора
2. Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
Дети: Леший
3. Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка…
Дети: Водяной
4. А отгадайте наши загадки - обманки, тогда узнаете:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…
Дети: Баба Яга
Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!
Игра «Бабка Ёжка»
Для этой игры нужна метла (веник) .
Баба Яга стоит в центре, дети ходят вокруг нее и дразнят:
Бабка ежка, костяная ножка
С печки упала, ножку сломала
Пошла на улицу -раздавила курицу
Пошла на базар – раздавила самовар!
Дети разбегаются, Бабка Ёжка их догоняет, легко касаясь ребенка метлой. Тот ребенок, которого задели, должен остановиться и принять интересную позу – замереть. После игры Бабка Ёжка говорит, какой у нее получился замечательный сказочный лес.
Вода: Иван Купала - праздник Воды и всего, что с ней связано, поэтому я вам предлагаю облиться водой, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться.
Игра «Брызгалки»
Детям раздают принесенные ими водяные пистолеты и брызгалки
Персонажи и воспитатели принимают в игре активное участие!
Вода : А еще у меня для вас подарочек припасен «Сок»- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек - пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.
Вода: На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Солнце : Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.
Программное содержание:
- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Оборудование: ведра – 3шт. по 5л.,3шт по 3л., обручи -3маленьких, 3- средних, 3- больших, 3 гимнастические палки, большая метла, 3 длинные скакалки, 3 поварешки, 3 коробки с карточками различных растений, 15 карточек с изображением цветущего папоротника, венки и деревце «березка» для хоровода, маленькие водяные пистолеты по количеству участников.
Ход
На площадку под музыку « На Ивана на Купала…» выходят » Солнце » и » Вода «
Солнце: Здравствуйте, дети! Узнали нас?
Я — «Золотое яблочко по небу катаюсь,
С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).
Это я, Солнышко, теплое, яркое.
Вода: А » Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стекляшкой быть могу» (ответы детей).
Я — Водица прохладная, в жару самая желанная.
Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?
1 ребенок: На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.
2 ребенок: А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.
3 ребенок: Сквозь огонь мы смело прыгнем —
Пусть сгорает зло до тла!
4 ребенок: Это праздник лета, солнца,
Праздник лета и тепла!
5 ребенок: Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!
Музыкальная инсценировка песни « На Ивана на Купала красна девица гадала» стихи и музыка Н.Осошник исп. «Волшебники двора»
Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала — это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.
Солнце: На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да на березке венки завивали, лентами украшали в знак крепкой дружбы.
Вода: Венок завивали — желание загадывали, чтобы родные и близкие здоровы были, да чтобы урожай был богатым.
Хоровод с венками» Ой, Марена, Марена» стихи и музыка А. Лагиной
Солнце: А еще катали колесо, показывали, как я,Солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согреваю.
Игра-эстафета» Прокати обруч» .
Катание малого обруча гимнастической палкой по прямой и передача эстафеты (гимнастической палки)следующему игроку.
Вода: В день Ивана Купала все традиции связаны с Водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней — обливание водой прохожих. Давайте же и мы с вами с водицей прохладной поиграем.
Игра» Перенеси воду поварешкой»
Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведерко. У кого больше воды наберется — тот и победил.
Солнце: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.
Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.
Выбегают девочки — русалочки и мальчики — лешачки исполняют танец » Дикие танцы» стихи и музыка Русланы Лыжичко
После танца на площадке появляются Баба Яга, Кикимора, Леший, Водяной.
Солнце и Вода: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы?
Баба Яга: А отгадайте наши загадки — обманки, тогда узнаете:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…
Василиса Премудрая Баба Яга
Кикимора: В дремучем лесу, на болоте
Меня вы непременно найдете.
Не рыбка я, и не лягушка,
Баба Яга моя подружка.
Стройная фигурка,
Зовут меня…
Снегурка Кикимора
Леший: Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
Незнайка Леший
Водяной: Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки —
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка…
Мороз Водяной
Баба Яга: Кто здесь про цветок волшебный говорил?
Кикимора: Кто про клад вспоминал?
Леший: Ничего мы вам не расскажем!
Водяной: И никакой клад не покажем!
Солнце: Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Иван Купала!
Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!
Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!
Игра » Бабка Ёжка»
Для этой игры нужна метла (веник). Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга.
Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:
Бабка-Ёжка, костяная ножка.
Печку топила, ногу сварила,
Вышла на крылечко,
Съела человечка.
А потом и говорит.
И «Бабка-Ёжка» говорит:- У меня живот болит.
И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.
Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу. Играют до тех пор, пока всех «Бабка-Ёжка» не переловит.
Кикимора: А я, чур, через костер прыгать буду!
Игра «Перепрыгни через костёр».
Кикимора и Леший, Баба Яга и Водяной натягивают прыгалки, а игроки через них перепрыгивают. После всех игроков «нечистая сила» сами перепрыгивают через «костер».
Леший: А я тогда покажу ребятам,как нужно волшебный цветок папоротника искать.
Игра » Найди цветущий папоротник»
Найти в коробке с карточками изображение цветущего папоротника и принести его в свою команду. У кого таких карточек будет больше, тот и победитель.
Водяной: Настала моя очередь играть. Иван Купала — праздник Воды и всего, что с ней связано, поэтому я вам предлагаю искупаться или просто облиться водой, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться.
Игра » Брызгалки»
У каждого игрока водяной пистолет(на 10 игроков — 2 ведра емкостью 3 л. с водой). Нужно как можно быстрее набрать воды и облить водой соперников. В лицо брызгать нельзя!За разделительную линию заходить нельзя! Как только вода заканчивается- игра останавливается.
Водяной: А еще у меня для вас подарочек припасен » Сок березовый»- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек — пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.
Водяной раздает сок детям.
Вода: На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Солнце: Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Литература:
А. Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь»,
А. В. Терещенко « Быт русского народа: забавы, игры, хороводы »,
М.Ф. Литвинова « Русские народные подвижные игры »,
С.К. Якуб «Вспомним забытые игры »,
О.Д. Ушакова « Загадки про воду в природе »,
И. Никитин « Загадки-обманки ».
Холодова Галина Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ № 54 «Полянка»
Ананкина Алла Михайловна, воспитатель, МБДОУ № 54 » Полянка»
г. Астрахани, г. Астрахань, Россия;
Голядинцева Людмила Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ № 54 «Полянка» г. Астрахани, г. Астрахань, Россия.
Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Иван Купала!» в детском саду
Акулинина Надежда Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск.
Описание материала: данный конспект может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям.
Цель.
Повышение эмоционально-положительного тонуса.
Задачи:
- Совершенствовать навык слушать музыку и выполнять танцевальные движения танца;
- Развивать игровые навыки;
- Закреплять знания о пользе воды;
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя
Ход развлечения
Ведущая – Дорогие ребята, скоро у нас праздник – Иван Купала. Это самый длинный день и самая короткая ночь в году, в этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. А сегодня в гости к нам придёт сам царь морской – Нептун!Под песню «Я Водяной…» - входит Водяной.
Водяной: Здравствуйте, ребята,
Я – Водяной!
Гордый я болот властитель
Лягушек и пиявок – повелитель!
К вам вот на праздник пришёл!
Ведущая
– А мы тебя не приглашали, мы в гости царя морского Нептуна ждём.
Водяной
– А я чем плох? Я вместо Нептуна буду.
Ведущая
– Но ты же в болотах живёшь, скучно у тебя, и вода не очень-то и чистая, а нам с ребятами в чистой воде искупаться хочется.
Водяной
– А мы в болотах тоже весело живём, и вовсе не скучаем. А ну мои лягушата озорные покажите нам какие вы умелые, весёлые и забавные.
«Про лягушек» -танец.
Водяной – Какая прелесть мои лягушата… А как поют, лучше любого соловья!
Ведущая – Водяной, ступай-ка ты в своё болото, к нам сейчас с минуту на минуту сам царь Нептун придёт!
Водяной – А вот и не придет, я все пути и дороги запутал и заколдовал от скуки.
Ведущая – Как же так? Что же нам теперь делать? Ребята так ждут праздника, им так искупаться сильно в чистенькой водичке хочется.
Водяной
– Да можно и расколдовать дороги-то. Колдовство исчезнет, если вы меня развеселите, и скука сама собой развеется.
Ведущая
– Хорошо, Водяной, веселись вместе с нами, и пусть чары скуки развеются от нашего веселья. Так, скучать запрещается, веселиться разрешается. Есть на свете чудо остров – Чунга-Чанга, там кокосы, там бананы, и веселье целый день! Танцуют все!
«Чунга –Чанга» - общий танец.
Ведущая – Ну как, Водяной, понравился тебе наш танец? Вот скажи, тебе дождик летний, тёплый нравиться?
Водяной – Конечно, очень нравиться! Сырость я вообще люблю…
Ведущая – А танцы под дождём нравятся?
Водяной – Ой ни разу не пробовал танцевать под дождём.
Ведущая – А ты попробуй! Смотрите тучка!...
Танец под песню «Виноватая тучка».
Водяной – Молодцы, порадовали душу старому Водяному. Но чтобы дороги в лесу расколдовать, нужно знать повадки всех зверей. Поиграем в игру, я буду показывать движения зверей, а вы повторяйте и чем веселей и лучше, тем быстрее дороги расколдуются.
«Зверобика» - музыкальная игра.
Водяной
– Молодцы, расколдовали лесные дороги, и меня повеселили. Скоро Царь Нептун придёт к вам в гости, а мне пора с вами прощаться, пойду к себе в болото. До свидания, веселья вам и радости!
Водяной уходит.
Музыкальные «Фанфары» - входит Нептун.
Нептун:
Гордый я морей властитель!
Рыб, дельфинов повелитель!
Мой дворец на дне морском
Весь он устлан янтарём.
Кто придёт в мои владенья,
В быстрых водах окунётся,
То, по моему веленью,
Он здоровья наберётся
И будет счастлив целый год!
Нептун – Эй, рыбка! Золотая рыбка выходи да танец чудесный покажи!
Песня «Золотая рыбка» - общий танец
Нептун – Как хорошо вы танцуете, но и я неплох. Для вас специально в этот день приготовил я игру морскую, посмотрим кто лучше всех из вас морскую фигуру покажет. Итак, играем с вами в игру –
Музыкальная игра «Море волнуется!»
Нептун – Порадовали вы меня, какие красивые фигуры мне вы показали. А теперь по морскому обычаю пойдём купаться и здоровья набираться, чтоб хватило на весь год – здоров будет наш маленький народ!
Эстафета №1: «Умывальников начальник»:
Реквизит:
Тазик без воды, тазик (ведро) с чистой водой, разовые салфетки по количеству детей, чистая кружка.
Описание игры:
Дети строятся на линии старта, по команде 1-й участник бежит до тазика пустого, воспитатель из кружки льёт ребёнку на руки воду, ребёнок умывает лицо;
Бежит до следующего тазика с чистыми салфетками, вытирает лицо и руки, кладёт салфетку в тазик для использованных салфеток;
Бежит обратно по прямой, передаёт эстафету следующему участнику.
Побеждает та команда, которая вперёд выполнит задание.
Эстафета с водой №2 «Водовозы»
Реквизит:
На команду – одно ведро с водой (10литров), одно маленькое ведёрко, одно большое ведро (10 литров) без воды.
Описание игры:
Участники эстафеты стоят в колонне на линии старта, по команде 1-й участник черпает маленьким ведёрком воду и переносит её в большое пустое ведро, бежит обратно передаёт ведёрко следующему участнику. Побеждает команда которая быстро выполнит задание и больше всех перенесёт воды.
Затем дети с воспитателями этой водой пойдут и польют недавно высаженные деревья.
Нептун хвалит детей за то что праздник прошёл с пользой (полили деревья), ещё раз поздравляет с праздником и прощается.