Проба на изделии буквы. Какие бывают пробы золота

Проба благородных металлов - определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания основного благородного металла (золота, серебра, платины и остальные пять металлов платиновой группы - рутений, родий, палладий, осмий, иридий) в пробируемом сплаве; используется для последующего клеймления, нормативно фиксирующего полученные в результате анализов данные - пропорцию благородного металла при изготовлении ювелирных изделий, монет и др.; само клеймо и определённое при пробировании содержание основного благородного металла также именуются пробой. Все промышленно выпускаемые сплавы содержащие более 30% по весу благородного металла должны быть подвергнуты пробированию и соответствующим образом заклеймлены. К настоящему времени для всех благородных металлов установлена дискретная линейка возможных их содержаний в сплавах (проб).

Традиционная система проб в Западной Европе (в мире):

Основой системы проб в Европе является количество карат основного благородного металла в 24 каратах пробируемого сплава.

Для благородных металлов наиболее распространены следующие пробы:

9 карат - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

12 карат - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

14 карат - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

18 карат - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

21 карат - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

22 карат - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

23 карата - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

24 карата - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть металл в чистом виде

Помимо пробирных клейм пробирных палат, осуществлявших пробирование на сплавы благородных металлов наносится клеймо, показывающее каратное содержание основного благородного металла в сплаве. следует различать два типа таких клейм:

Клейма вида "14К", "18К" означают, что изделие изготовлено из сплавов 585-й и 750-й проб соответственно.


***
Примечание: изделия имеющие серебряное покрытие, защищённое родием могут не иметь никакого клейма.

Для пересчёта каратной (западноевропейской) пробы в метрическую значение каратной пробы следует разделить на 24 и умножить на 1000.

Достоинство сплава, из которого изготовлены золотые, серебряные, платиновые и палладиевые изделия, определяется пробой, показывающей содержание драгоценного металла в 1000 частях (по массе) сплава. Пробирный надзор осуществляется инспекциями пробирного надзора управления драгоценных металлов Министерства финансов России.

Рис.1. Пробирные клейма основные (а-е) и дополнительные (ж, з) для клеймения.

а - изделий в сочетании с одним из дополнительных клейм;

б - золотых и платиновых изделий;

в - серебряных изделий;

г - палладиевых изделий;

д - изделий с подвешенными к ним пломбами;

е - книжек с сусальным золотом и серебром;

ж - разъемных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей изделий;

з - изделий, не соответствующих заявленной пробе, и таких, чья проба после

реставрации оказалась ниже установленной.

В 1927 г. в СССР были установлены следующие пробы сплавов на основе драгоценных металлов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

В западных странах используется каратная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Для перевода пробы из метрической в каратную применяется следующее соотношение:

где b - проба в каратах; x -метрическая проба.
Например, 750-я проба соответствует 18 каратам, 583-я проба - 14 каратам, 375-я проба - 9 каратам.

Клеймение изделий из драгоценных металлов осуществляется основными и дополнительными клеймами (рис.1).

К основным пробирным клеймам относятся клейма литер «А», «Б»,. «В» и «Г»,

Клеймо литеры «А» имеет круглую форму и состоит из знака удостоверения (эмблема

серпа и молота на фоне пятиконечной звезды с трехзначным числом пробы) и шифра

инспекции пробирного надзора.

Клеймо литеры «Б» может быть нескольких видов:

клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и пробы, предназначено для клеймения золотых и платиновых изделий;

клеймо в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (750, 800, 875, 916, 925 и 960), служит для клеймения серебряных изделий;

клеймо усеченно-овальной формы, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (500, 850),. предназначено для клеймения изделий из сплавов на основе палладия.

Клеймо литеры «В» - двустороннее, круглое; состоит из двух частей: знака удостоверения с шифром пробирной инспекции и круглого знака с цифрами проб. Им клеймят изделия из драгоценных металлов на привешиваемых к ним пластинах.

Клеймо литеры «Г» имеет продолговатую форму с закругленными углами. Состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы и предназначено для клеймения тонколистового (сусального) золота и серебра.

К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д» и «Е».

Клеймо литеры «Д» имеет квадратную форму со срезанными углами. Это клеймо служит для клеймения разъемных, второстепенных и дополнительных частей изделий из драгоценных металлов.

Клеймо литеры «Е» имеет квадратную форму со срезанными углами и буквы «НП».

Предназначено для клеймения изделий из драгоценных металлов, не соответствующих заявленной пробе.

Клеймение изделий из драгоценных металлов производится исходя из результатов опробования их на пробирном камне и контрольного анализа при следующих отклонениях от установленных проб:

для сплавов на основе золота не более +/- 3 пробы;

для сплавов на основе серебра не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе платины не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе палладия не более +/- 5 проб.

На практике пользуются наиболее простым методом определения пробы драгоценных металлов и их сплавов - нанесением раствора хлорного золота непосредственно на испытуемое изделие. На чистую поверхность проверяемого металла или сплава помещают каплю раствора хлорного золота и следят за результатом.

Как правило, на смоченной поверхности появляется пятно от осадка, по цвету которого и определяют металлы.

Определение металла нанесением раствора хлорного золота:

Цвет исследуемого металла: Белый.

Цвет пятна: Тёмно-зелёный - Жёлтый с выделением газа, постепенно чернеет - Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2 - 1-2 - 30-40.

Определяемый металл: Чистое серебро или высокопробный сплав на основе серебра.- Алюминий - Олово.

Время образования пятна, с: 30-40.

Определяемый металл: Платина.

Цвет исследуемого металла: Серовато-белый.

Цвет пятна: Жёлтый, быстро чернеет.

Определяемый металл: Цинк.

Цвет исследуемого металла: Синевато-серый.

Цвет пятна: Грязно-жёлтый.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Свинец.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Золото и его высокопробные сплавы с серебром.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Каштановый.

Определяемый металл: Низкопробные (менее 583 пробы) сплавы золота с серебром и медью.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Латунь.

Цвет исследуемого металла: Беловато-жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Низкопробный сплав серебра с медью.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Высокопробный сплав (выше 583 пробы) золота с медью.

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Золотистый или каштановый.

Время образования пятна, с: 60-360.

Определяемый металл: Низкопробный сплав золота с медью (ниже 583 пробы).

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Медь.

Система проб в России:

В силу исторических особенностей клеймение на Руси появилось позже, чем в других странах. Первое московское клеймо - двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651-1652 гг. Первые клейма ещё не являлись показателем пробы в точном смысле этого слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже признанного законом образца, но сам образец не имел точно определённой пробы. Как правило, качественное золото было от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе «любских талеров» или «ефимков» - привозных монет, которые переплавляли для изготовления вещей. В последней четверти XVII века законом допускался и более низкопробный образец - «левок».
Появилось клеймо - в овале слово «левок».

В России государственное клеймение изделий из драгоценных металлов узаконено:серебряных - в 1613 году, золотых - в 1700 году.

в СССР:платиновых - в 1927 году, палладиевых - в 1956 году.

Система проб и клейм в дореволюционной России:

Для всех городов в XVIII-XIX веках клейма состояли:

из клейма с гербом города с годом или без года в щитках различной формы;

из клейма с начальными буквами имени и фамилии - «именником» пробирного мастера;

из клейма мастера, изготовившего вещь, без обозначения года;

из клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, то есть число золотников
чистого серебра или золота в лигатурном фунте.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до представления изделий государственному пробиреру.

До 1927 года в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников. Аналогично тому была установлена система, когда один золотник был равен 1/96-й части золота в сплаве.

36 золотников - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

48 золотников - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

56 золотников - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

72 золотника - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

84 золотников - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

88 золотников - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

92 золотника - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

96 золотников - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть метал в чистом виде

Для пересчёта золотниковой пробы в каратную (западноевропейскую) значение золотниковой пробы следует разделить на 4. Для пересчёта золотниковой пробы в метрическую значение золотниковой пробы следует разделить на 96 и умножить на 1000.

Система проб и клейм в СССР:

В 1927 году в рамках перехода на метрическую систему мер, путём пересчёта долей в золотниках, была создана новая система, в которой проба обозначалась числом тысячных весовых долей золота в сплаве. Она используется до сих пор и описана ниже.

Тогда же была установлена новая система клеймления пробированного металла. Наносилось 3, иногда 2 клейма: клеймо производителя, численное обозначение пробы и пробирное клеймо в виде пятиконечной звезды в рамке. При отсутствии численного обозначения форма рамки клейма определяла параметры (в том числе и пробу) пробируемого сплава.

Система проб и клейм в современной России:

В настоящее время для клеймения ювелирных изделий используют клейма с изображением женской головы в кокошнике. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в России осуществляются Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ, образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 106 «О Российской государственной пробирной палате».Основой системы проб в России является количество миллиграмм основного благородного металла в 1 грамме (или грамм в килограмме) пробируемого сплава. В Метрической Системе Мер и весов значение пробы можно рассматривать также как количество весовых частей (долей) основного благородного металла на 1000 весовых частей (долей) пробируемого сплава.

Для благородных металлов в России установлены следующие пробы:

золото (подробнее меры чистоты золота) - 375, 500, 583, 585, 750, 958, 996, 999

серебро - 750, 800, 875, 916, 925, 960, 999

платина - 950

палладий - 500, 850

Числовые значения долей, в основном, были установлены путём пересчёта долей каратной системы (см. выше).

Способы определения пробы:

Пробирным камнем

Химический анализ с применением хлорного золота, царской водки и т. п.

Спектральный анализ

Состав сплавов и применение:

Наиболее распространен сплав золота 583-й пробы; сплавы этой пробы могут быть различных цветов в зависимости от количественного соотношения содержащихся в них цветных металлов. Например, если в сплаве золота 583-й пробы (58,3 % золота) содержится примерно серебра 36 %, а меди 5,7 %, сплав приобретает зелёный оттенок; при 18,3 % серебра и 23,4 % меди - розовый; при 8,3 % серебра и 33,4 % меди - красноватый. В зависимости от лигатуры может иметь разные температуры плавления и твердость, эти сплавы имеют хорошую паяемость.Сплавы золота 958-й пробы непрочны и поэтому используются в ограниченном количестве. Сплав 958 пробы трёхкомпонентный, кроме золота в своём составе имеет серебро и медь, используется в основном для изготовления обручальных колец.

Сплав имеет приятный ярко-жёлтый цвет, близкий к цвету чистого золота. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго. Сплав 750-й пробы трёхкомпонентный, имеет в своём составе медь и серебро, в некоторых случаях в виде лигатуры могут быть использованы родий, палладий, никель и цинк. Цвет от желтовато-зелёного через красноватые оттенки до белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и оправ для хрупких самоцветов, напряжённых бриллиантов.Сплав золота 375-й пробы обычно содержит: золота 37,5 %, серебра 10,0 %, меди 48,7 %, палладия 3,8 %.
Используется для изготовления обручальных колец.

Для изготовления украшений с бриллиантами широко используется «белое золото», которое содержит:
в сплаве золота 583-й пробы - серебра 23,7-28,7 %, палладия 13,0-18 % или

никеля 17 %, цинка 8,7 %, меди 16 %;

в сплаве золота 750-й пробы - серебра 7,0-15,0 %, палладия до 14 %, никеля до

4 %, цинка до 2,4 %, или никеля 7,5-16,5 %, цинка 2,0-5,0 %, меди до 15 %.

Наиболее распространён сплав серебра 875 пробы. Его используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы используют для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью; сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий.

Сплавы платины и палладия применяются в ювелирном деле в незначительных количествах.

Серебряные и латунные изделия для защиты от быстро наступающего окисления и для улучшения декоративных свойств покрывают электролитическим способом тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).В современных ювелирных изделиях платиновый сплав встречается редко, он уступил свои позиции белому золоту. Для некоторых ювелирных изделий используется двухкомпонентный сплав 950 пробы, в состав которого кроме платины входят медь и иридий. Добавка иридия значительно увеличивает твердость сплава.

Палладий пока ещё не является общепризнанным как самостоятельный металл для производства ювелирных изделий, но он имеет хорошие перспективы, так как он дешевле платины, имеет более интенсивный белый цвет, лучшую обрабатываемость, и такую же, как платина, устойчивость на потускнение на воздухе.

Интересно:

Клеймение ювелирно-бытовых изделий известно со средних веков (например, в Англии и Италии с 15 века, во Франции с 16 века). В ряде стран клеймение введено в 20 веке (например, в Канаде с 1913 года, Австралии с 1923 года). В некоторых странах ювелирно-бытовые изделия из благородных металлов хотя и клеймятся (чаще самими фирмами-производителями изделий), но контроль за Пробой со стороны государства не обязателен или слабый (например, Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Мальта, США, ФРГ, Швейцария, Швеция).

Клеймо на золоте :

При покупке золотого изделия необходимо обращать внимание на клеймо на золоте. Как правило, на цепочке или серьгах клеймо на золото ставится рядом с замком, а на кольцах – с «изнаночной» стороны изделия;

Клеймение золота с изображением пробы может осуществляться только специалистами Палаты пробирного надзора, а не мастерами, которые изготавливают ювелирное изделие. Многие мастера ставят собственное клеймо, так называемый «именник», который мало что скажет неосведомленному покупателю. В последнее время в «именнике» обозначается год, город и личный код мастера, который изготовил ювелирное изделие;

Некоторые ювелирные мастерские работают «втёмную», изготавливая изделия из золота высокой пробы, но, не нанося клейма на них. В этом случае стоит обратиться к специалистам, которые помогут вам определить пробу золота. Ювелирные изделия из золота лучше всего приобретать в крупных магазинах, где вы сможете рассмотреть под лупой клеймо на золоте, а также нужно сохранять все чеки и сертификаты для возврата денежных средств в случае, если ювелирное изделие из золота не соответствует заявленной пробе.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

В этом материале:

Золото представляет собой металл, который прекрасно поддается всевозможным повреждениям механического характера, коррозии. Для сохранения первозданного вида драгметалла, в него постоянно добавляют иные примеси, в подавляющем числе случаев – более устойчивые к повреждениям металлы.

Лигатуры – металлы, используемые для придания золоту большей прочности. Наиболее часто в роли лигатуры используется серебро либо медь. Чистое золото (без содержания каких-либо примесей) сильно подвержено деформации, очень напоминая простой пластилин.

Существующие в мире пробы золота

Пробы золота – это специальные знаки, налагающиеся регулирующими государственными органами различных стран мира для гарантирования наличия золота в ювелирном украшении либо ином виде изделия.

В строгом соответствии с действующей законодательной базой, регулирующие государственные органы ведут строгое наблюдение не только за ювелирными магазинами, но также за всеми иными учреждениями, которые в какой-то степени связаны с реализацией благородного металла. Следовательно, перед тем как спрашивать в ломбарде цену одного грамма золота, стоит убедиться, располагает ли учреждение всеми необходимыми лицензиями и сертификатами.

На сегодняшний день сохранилось четыре действующих систем проб, однако наиболее популярными являются: метрическая, каратная, золотниковая и лотовая проба.

Золотниковая система проб

Вплоть до 1927 в России, а после и в СССР применялась золотниковая система обозначения пробы драгметалла. Ключевым отличием подобной пробы от каратной системы являлось обозначение чистого благородного металла через число 96. Все остальные золотые изделия, содержащие в себе примесь иных металлов, обозначались другими, более низкими числами.

Проба Золотниковая система Британские золотые караты Содержание чистого золота (%)
333 32 33.33
375 36 37.50
417 40 10К 41.67
500 48 12К 50.00
585 56 14К 58.33
625 60 15К 62.50
750 72 18К 75.00
792 76 19К 79.17
800 76.8 19.2К 80.00
833 81 20К 83.33
875 84 21К 87.50
917 88 22К 91.67
958 92 23К 95.80
990 (и выше) 96 24К 99(и выше)

Каратная система проб

Исходя из Британской каратной системы, один карат (К) приравнивается к двадцать четвертой части сплава. Подобная система проб распространена в Швейцарии, Соединенных Штатах Америки, Канаде и странах Западной Европы. В Ирландии в ровной степени используются две системы проб: каратная и метрическая. Благородный металл в двадцать четыре карата (24К) считается самым чистым. В нем полностью отсутствуют какие-либо иные примеси. Далее следует 14-каратное золото, содержащее в себе четырнадцать частей драгоценного металла и десять частей иных металлов.

Лотовая система проб золота

Подобная система существовала в Германии до 1888 года (до момента использования метрической системы). Данный вид пробы золота построен на базе, обращающейся в средние века среди кельтского, скандинавского и германского населения Британии марки. Одна марка содержала в себе шестнадцать лотов.

Чтобы сделать конвертацию лотовой пробы в кратную, значения лотовой системы необходимо разделить на два, а после умножить на три. В случае пересчета на метрическую систему, значение лотовой пробы необходимо разделить на шестнадцать, после чего умножить на 1000.

Пробы золота по метрической системе

В России сейчас принято использовать метрическую систему проб. Данная система характеризуется простотой использования. Другими словами, метрическая система показывает, сколько грамм благородного металла приходится на один килограмм всего сплава. Например, если на один килограмм сплава приходится 415 грамм лигатуры и 585 грамм чистого драгметалла, то согласной метрической системе, данное украшение будет иметь 585 пробу.

Российские ювелиры в подавляющем числе случаев используют следующие пробы:

Ранее широко была распространена 583 проба драгоценного металла, которая, согласно метрической системе соответствовала 14К. Тогда было принято предложение несколько изменить золотой стандарт (по причине разности цены золота) с 583 на 585 пробу, дабы российские золотые украшения нисколько не уступали по стоимости (в расчете на один грамм) западным образцам.

Какую пробу купить?

Каждый в своей жизни хотя бы раз бывал ювелирном магазине и покупал золотые украшения. Если это не было приобретение для себя, то тогда – подарок любимым людям, близким и родным. Дабы не паниковать и не растеряться в ювелирных магазинах, необходим заранее представить для себя: стоимость желаемого изделия, его пробу, оттенок и внешний вид.

Имея четкие представления на данный счет, продавец не сможет застать врасплох вопросом «золото десять карат, какая проба?», в случае если магазин использует не метрическую, а каратную систему проб. Вы всегда можете вспомнить, что десять карат равняется 375 пробе.

Никогда не стоит гнаться за более дорогими золотыми украшениями, а также мечтать обладать благородным металлом с самой высокой пробой (999). Не зря на протяжении уже не одного десятилетия, люди отдают свое предпочтение 585 пробе, прекрасно зарекомендовавшей себя в вопросах прочности и долговременности использования. Изделия с 999 пробой хоть и обладают наивысшим уровнем содержания золота, они характеризуются сильной степенью деформации и могут становиться мягкими. Подобные изделия недолговечны, они непригодны для постоянного использования.

Законодательное регулирование: заключение

Если золото было добыто на территории РФ или предназначено для импорта, то на нем в обязательном порядке должна находиться российская проба и государственное пробирное клеймо. Специалисты Федерального пробирного центра следят за соответствием указанного в пробе состава золота, а также его фактического наличия.

Ответственным за контроль качества благородного металла в РФ – пробирная палата, представляющая собой составную часть Министерства финансов. Клеймо располагает собственными отличительными обозначениями. На российском клейме изображена женщина в кокошнике.

Кроме государственного клейма, на ювелирные изделия из драгметалла может устанавливаться именник. Это заводское клеймо, которое дает подтверждение присутствия имени завода изготовителя. Именник также указывает такую информацию, как год создания сплава, первую букву шифра государственной инспекции.

Каталог монет

Все существующие монеты можно найти в нашей базе с помощью удобного поиска.

неважно Австралия Австрия Австро-Венгрия Азербайджан Андорра Армения Багамские острова Барбадос Беларусь Бельгия Болгария Бразилия Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Виргинские острова Габон Гамбия Гана Германия Гибралтар Гонконг Греция Доминиканская Республика Египет Израиль Иран Испания Италия Казахстан Каймановы Острова Камерун Канада Катанга Киргизия Китай Колумбия Конго Коста-Рика Куба Либерия Литва Люксембург Мексика Монако Нигер Нидерланды Ниуэ Новая Зеландия Норвегия о-ва Кука Олдерни Остров Мэн Остров Св. Елены Острова Кука Палау Перу Россия Руанда Сенегал Сингапур Соломоновы острова Сомали СССР Судан США Токелау Тувалу Тунис Турция Уганда Украина Фиджи Финляндия Франция Чад Чехия Чили Швейцария Экваториальная Гвинея ЮАР Югославия Япония

ВСЕ- Инвестиционные монеты Памятные и старинные монеты Россия и СССР Царская Россия Монеты стран мира до 1941г. Монеты стран мира после 1950г Иностранные Слитки и гранулы Комиссионка

ВСЕ- Серебро Золото Платина

ВСЕ- полкопейки 1 копейка 2 копейки 3 копейки 5 копеек 10 копеек 15 копеек 20 копеек 50 копеек 1 рубль 2 рубля 3 рубля 5 рублей червонец 10 рублей 25 рублей 50 рублей 100 рублей 150 рублей 200 рублей 1 000 рублей 10 000 рублей 20 рублей 500 рублей 5 000 рублей 15 000 рублей 25 000 рублей 50 000 рублей 100 000 рублей

ВСЕ- только золото только серебро медь,никель платина 999/1000 сталь с никелевым гальваническим покрытием нейзильбер медь,цинк/медь, никель серебро 925/1000 - золото 999/1000 латунь/медь,никель медно-никелевый сплав латунь/медь, никель серебро 900/1000 - золото 900/1000 сталь с латунным гальваническим покрытием серебро 900/1000 серебро 900/1000 - золото 900/1000 латунь серебро 500/1000 золото 900/1000 - серебро 900/1000 золото 999/1000 серебро 925/1000 серебро 925/1000/золото 999/1000 золото 900/1000 палладий 999/1000 золото 900/1000 - серебро 925/1000 латунь/мельхиор серебро 999/1000 медь,цинк/медь,никель мельхиор нейзильбер/латунь латунь/нейзильбер серебро 925/1000, позолота

Дополнительные параметры

ВСЕ- 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

неважно 150-летие начала эпохи Великих реформ 250-летие Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 250-летие основания Государственного Эрмитажа 70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 90-летие Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" Cерия: 1150-летие основания города Смоленска Cерия: 150-летие со дня рождения А.П. Чехова Cерия: 20-летие принятия Конституции Российской Федерации Cерия: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в г. Казани Cерия: Архитектурные шедевры России Cерия: Золотое кольцо Cерия: Золотое кольцо России XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи Без серии Выдающиеся спортсмены России (футбол) Географическая серия: 1-я Камчатская экспедиция Географическая серия: 2-я Камчатская экспедиция Географическая серия: Исследование Русской Арктики Географическая серия: Освоение и исследование Сибири, XVI-XVII вв Географическая серия: Первая русская антарктическая экспедиция Географическая серия: Первое русское кругосветное путешествие Географическая серия: Русские исследователи Центральной Азии Географическая серия: Экспедиции Г.И. Невельского на Дальний Восток в 1848-1849 и 1850-1855 гг. Инвестиционная монета Историческая серия: 100-летие единения России и Тувы и основания г. Кызыла Историческая серия: 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства Историческая серия: 1000-летие основания Казани Историческая серия: 1000-летие России Историческая серия: 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года Историческая серия: 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова Историческая серия: 200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя Историческая серия: 200-летие со дня рождения Пушкина Историческая серия: 2000-летие основания г. Дербента, Республика Дагестан Историческая серия: 300-летие основания Санкт-Петербурга Историческая серия: 300-летие Полтавской битвы (8 июля 1709 г.) Историческая серия: 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского Историческая серия: 625-летие Куликовской битвы Историческая серия: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Историческая серия: Андрей Рублев Историческая серия: Вклад России в сокровищницу мировой культуры Историческая серия: Дионисий Историческая серия: История денежного обращения России Историческая серия: К 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав России Историческая серия: К 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства Историческая серия: К 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства Историческая серия: Окно в Европу Историческая серия: Феофан Грек Историческая серия: Эпоха просвещения. XVIII век Международная монетная программа стран-членов ЕврАзЭС Набор памятных монет: 300-летие Российского флота Набор памятных монет: 50 лет Великой Победы Памятные монеты, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Подвиг советских воинов, сражавшихся на Крымском полуострове в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сбербанк 170 лет Серия "Выдающиеся спортсмены России" (Фигуристы) Серия: 100-летие Российского футбола Серия: 100-летие эмиссионного закона Витте Серия: 1150-летие зарождения российской государственности Серия: 150-летие Банка России Серия: 300-летие Российского флота Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 850-летие основания Москвы Серия: Алмазный фонд России Серия: Архитектурные шедевры России Серия: Барк Крузенштерн Серия: Вооруженные Силы Российской Федерации Серия: Выдающиеся личности России Серия: Выдающиеся полководцы и флотоводцы России Серия: Выдающиеся полководцы России Серия: Выдающиеся спортсмены России (Конькобежный спорт) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Лыжные гонки) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Спортивная гимнастика) Серия: Выдающиеся спортсмены России (хоккей) Серия: Города воинской славы Серия: Города – столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков Серия: Дзюдо Серия: Древние города России Серия: Животный мир стран ЕврАзЭС Серия: Зимние виды спорта Серия: Зимние Олимпийские игры 1998 года Серия: Знаки зодиака Серия: История русского военно-морского флота Серия: История русской авиации Серия: Красная книга Серия: Легенды и сказки стран ЕврАзЭС Серия: Лунный календарь Серия: Олимпийский век России Серия: Памятники архитектуры России Серия: Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года Серия: Российская Федерация Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО Серия: Россия на рубеже тысячелетий Серия: Русский балет Серия: Сокровищница мировой культуры Серия: Сохраним наш мир Серия: Спорт Серия: Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов Серия: Столицы стран - членов ЕврАзЭС Серия: Ювелирное искусство в России Символы России Спортивная серия: XXIX Летние Олимпийские Игры (г. Пекин) Спортивная серия: Кубок мира по спортивной ходьбе (г. Чебоксары) Спортивная серия: Самбо

Клеймениеювелирныхизделий

Необходимость клеймения изделий ювелирной промышленности до недавнего времени было обязательно, однако, в Государственную думу был предложен законопроект, который предусматривает отмену клеймения в Пробирной палате. Как же теперь будут обстоять дела по данному вопросу?

Теперь клеймение можно будет производить в частных пробирных палатах, но они должны иметь аккредитацию Минэкономразвития. Это еще не все изменения, которые ждут ювелиров в России.

Поправки данного законопроекта предусматривают полное освобождение от нанесения клейма на ювелирные изделия, которые были произведены для экспорта. Было предложено отменить пробы на изделиях, произведенных из серебра, вес которых не превышает 3 грамм.

В данный момент все российские производители должны ставить клейма в пробирной палате на свои изделия. Частными ювелирами оплачивается государственная пошлина, которая колеблется в диапазоне от 17- 45 рублей за одно изготовленное изделие. Срок установки пробы, а также её проверка на каждое изделие составляет 10 дней. Он предусмотрен действующим законодательством. Однако, как показывает практика, очень часто этот срок затягивается до одного месяца.

Со стороны ювелиров поступают предложения о создании небольших частных лабораторий проверяющих и наносивших бы клейма на изделия из драгоценных металлов. Большого количества таких лабораторий на практике достичь не получиться. Причиной тому большие затраты на организацию такого учреждения. Такие расходы смогут позволить себе только крупные заводы- производители и фабрики. Каждая лаборатория после прохождения аккредитации получит индивидуальный шифр, который будет нанесен на каждое исследуемое изделие. Это поможет в случаях возникновения нарушений привлечь к ответственности некомпетентную лабораторию. Наказывать такие недобросовестные учреждения предлагается штрафами. Суммы штрафов довольно не высокие 30-50 тыс. рублей.

В отношении экспортных ювелирных украшений, предлагается не ставить клейма, так как они не соответствуют стандартам других стран. А производить изделия с требуемыми клеймами заграничных заказчиков, у российских производителей возможности нет, так как это делать запрещает закон.

Многие аналитики выступают против данного законопроекта, так как считают, что это негативно повлияет на качество производимых изделий. Однако, большее количество экспертов поддерживают данные изменения. Организация собственных лабораторий поможет избежать огромных затрат крупным фабрикам и заводам. Считают также, что данная процедура может снизить цену на 1,5 — 2% на ювелирные изделия. Это хорошая новость для российского потребителя.

Ювелирный бизнес не должен предусматривать плохое качество продукции, так как люди, чтобы купить украшение идут на дополнительные расходы. Ведь после покупки, потребитель может перепроверить качество купленного изделия у авторитетных организаций, и если оно не будет соответствовать заявленному качеству, то могут возникнуть неприятности у производителя, которые приведут к массовым судебным разбирательствам.

Что касается изделий из серебра и их клеймения, то с учетом стоимости серебра по отношению к другим драгоценным металлам, нанесение проб на изделия которые не превышают 3 граммов, абсолютно не рентабельно. Производство таких украшений невыгодно производителям, а его приобретение, соответственно, не выгодно потребителю, так как нанесение клейма увеличивает цену небольших изделий примерно в два раза.

В общем, судьба данного законопроекта пока не известна, но в ближайшее время что-то обязательно будет предпринято.

Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм РФ.

Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом РФ, но предназначены для продажи, должны иметь сертификат качества.

Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации. Продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается.


Клейма для разных драгоценных металлов имеют различную форму, но в каждом обязательно должен быть знак удостоверения (с 1994 года – профиль женской головы в кокошнике, повернутой направо), цифровое обозначение пробы сплава и шифр госинспекции пробирного надзора в виде буквы, точки или наклонной черты. Наличие на изделиях из сплавов драгоценных металлов данного клейма свидетельствует о соответствии сплава указанной пробе. Клеймо в виде лопатки применяется для клеймения ювелирных изделий из сплавов золота; в виде многогранника – для клеймения ювелирных изделий из сплавов платины; в виде бочонка – для клеймения ювелирных изделий из сплавов серебра; в виде усеченного овала – для клеймения ювелирных изделий из сплавов палладия.

Организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие ювелирные изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь зарегистрированные в территориальных инспекциях пробирного надзора именники и ставить их оттиски на производимых ими изделиях.

Например, первым знаком именника 2000 года была буква, обозначающая шифр госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель, вторым знаком именника была цифра «0». Следующими двумя знаками (буквами) обозначался шифр изготовителя. Последним знаком была точка вверху.

Шифр именника с 2001 года представляет собой сочетание из четырех букв русского алфавита. Первым знаком именника должна быть начальная прописная (заглавная) буква русского алфавита — «А», являющаяся шифром первого года третьего тысячелетия. Буквы русского алфавита «Б», «В», «Г» являются шифром 2002, 2003, 2004 годов соответственно. Второй знак именника – прописная буква русского алфавита, являющаяся шифром госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель. Следующие два знака – прописные буквы русского алфавита – являющиеся шифром изготовителя. Все знаки именника должны быть заключены в единый контур, форму которого самостоятельно определяют госнспекции пробирного надзора.

По государственным пробирным клеймам и именнику на изделии можно определить пробу сплава, вид драгоценного металла, год изготовления изделия, предприятие- изготовитель и региональную госинспекцию пробирного надзора, заклеймившую данное изделие.

Все ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней должны иметь общероссийские артикулы из букв и цифр.

Артикул в коммерческой практике используется для конкретизации типа изделия, с указанием его буквенного или цифрового обозначения. Применительно к ювелирным изделиям первая цифра артикула означает вид изделия, вторая цифра артикула – материал изделия; третья цифра артикула – наличие вставки; четвертая цифра артикула – номер модели изделия.