Почему у ребенка страхи. Откуда берутся детские страхи и как с ними бороться? Лечение страхов у детей

Хэллоуин, хоть и зарубежный праздник с мрачной историей, может стать прекрасным поводом повеселиться. Придумать костюмы, приготовить тыквенный пирог, собрать друзей и устроить для детей квест с вампирами, ведьмами и другими жуткими персонажами из сказок. А еще - это повод поговорить о настоящих детских страхах, которые кажутся ерундой только взрослым.

Мир ребенка во многом фантазийный: в темной комнате обитают чудовища, а мелкая ссора становится для него катастрофой. К этому нужно относиться внимательно и прорабатывать каждую такую фобию. Иначе страхи могут перекочевать во взрослую жизнь в форме комплексов. Мы рассмотрели пять видов страхов, которые чаще всего встречаются у малышей, и методы борьбы с ними.

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Под общественными страхами или социальными фобиями подразумевается комплекс опасений: страх потери уважения, любви и своей ценности в глазах сверстников, страх совершить ошибку и получить критику, страх несоответствия ожиданиям взрослых, страх привлечь внимание окружающих. Мы попросили рассказать о социальных страхах детского психолога Екатерину Ильичеву.

Факторами возникновения таких страхов служат личностные черты: застенчивость, обидчивость, избыточная чувствительность, если родители проявляют по отношению к ребенку излишнюю строгость и высокие требования, гиперопеку, негативно оценивают самого ребенка, а не его поведение. Дети - наше зеркало: они подражают взрослым, и если те ведут себя неконструктивно, такого же поведения стоит ожидать и от малышей.

- К чему это приводит?

К страху потерять уважение, любовь близкого человека. Ребенок слабо контролирует свое поведение, и когда что-то идет не так, закатывает истерики в надежде вернуть любовь и внимание. Это лишь один из примеров. Социальные фобии бывают самые разные - от страха совершить ошибку («я этого делать не буду, у меня все равно не получится!») до страха привлечь к себе внимание (гиперболизированная форма стеснения).

- Какие есть методы борьбы со страхами?

Для того, чтобы бороться со страхом, прежде всего необходимо признать его. Ни в коем случае не отрицайте детские страхи, не говорите, что все это ерунда, ты уже большой, мальчики ничего не должны бояться и прочее. Объясните ребенку, что все люди чего-то боятся, просто в разном возрасте разные страхи. Говорите с ребенком о его страхах, придумайте сказочную историю, в которой вы можете приручить страх или сделать его смешным. Еще один способ - визуализировать страх. Слепите его вместе с ребенком, нарисуйте, сделайте из бумаги: после этого ребенок сам решит, что он захочет с ним сделать, порвать, выбросить или спрятать подальше в шкаф. Поиграйте в страхи. Ведущая деятельность ребенка - игра, именно через нее дети познают мир, так почему бы не сразиться со страхом в игре? Научив малыша справляться с возникшими проблемами, вы заложите фундамент. В будущем он будет уже уметь решать свои проблемы.

СТРАХ ОСТАТЬСЯ БЕЗ МАМЫ

Когда я впервые своей дочери читала «Золушку», в том месте, когда к героине приходит Фея, дочь показала на картинку и сказала: «Мама». Я ей начала объяснять, что у Золушки не было мамы, у некоторых детей так бывает, а это пришла тетя. Но она показывала пальчиком на Фею и твердила: «Мама». С тех пор в этой сказке помочь Золушке приходит мама.

Дети бояться остаться без самого близкого человека. Они остро реагируют на уход мамы, просят маму вместе поиграть, быть всегда рядом. Зачастую это связано с недостатком общения. Особенно остро это проявляется, когда мама выходит на работу или ребенок идет в сад. Резко сокращается время совместного досуга, ребенку не хватает мамы, он истерит, требуя к себе внимания.

Каждый день находите несколько минут, чтобы просто пообниматься, чтобы ощутить тактильный контакт. Чаще говорите ребенку, что он самый дорогой человек на земле и что вы будете всегда рядом. Заранее предупреждайте о своем уходе. Это может вызвать негативную реакцию, но вы рядом и сможете его успокоить. Он будет готов к вашему отсутствию, и быстрее вернется в обычное состояние после вашего ухода. По возможности заранее определите конкретное время возвращения («я приду, когда ты пообедаешь») и выполняйте свои обещания!

СТРАХ БЫТЬ БРОШЕННЫМ

У поисковых отрядов есть правило: если ребенок потерялся на улице и родители не могут долгое время его найти, родственников уговаривают пойти… домой. Дело в том, что по логике детей мама не потерялась, а ушла домой. И действительно, часто оказывается, что ребенок, поняв, что не может найти родных, идет домой (если, конечно, он не слишком мал, чтобы запомнить дорогу).


Страх быть брошенным - один из самых сильных.

Представляете, насколько для детей само собой разумеющееся, что мама или папа могут их бросить и уйти домой? Взрослым это кажется абсурдным, но не детям. Этот страх широко распространен, поэтому родителям не следует использовать его ни в качестве угрозы, чтобы поддержать дисциплину, ни в качестве «шутки». Каждый раз, когда ваш ребенок выражает этот страх, используйте методы эмоционального воспитания, чтобы признать его чувства. Убеждайте детей, что вы всегда будете любить его, хорошо о нем заботиться. Скажите ребенку, что будете рядом, несмотря ни на что.

СТРАХ СНА

Однажды ребенок решает, что больше спать не будет. Причины могут быть разные. Или ребенку приснился кошмар, или он долго лежал в кровати и не мог уснуть, или его что-то напугало вечером. Словом, в один момент у ребенка появился страх сна.

Что делать? Один из вариантов - перед сном читать книгу «Кролик, который хочет уснуть» . Эта сказка построена на особых психологических техниках, которые помогают детям легче и быстрее засыпать. Путешествуя вместе с кроликом Роджером (или Слоненком из аналогичной книги «Слоненок, который хочет уснуть»), ребенок расслабится и заснет. Книги написаны профессиональным психологом, а техники основаны на методе гипноза Эриксона. Сказки совершенно безопасны для малышей и эффективны: многие засыпают уже к середине повествования.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Для детей темнота воплощает великое неизвестное, это то место, где обитают все монстры. Если не обращать внимания на этот страх (само пройдет!), можно надолго сохранить у ребенка потребность спать с кем-то или при включенном свете. Нужно мягко и постепенно избавляться от боязни темноты, тогда малыш будет без проблем спать в одиночестве без света.


Многие родители пытаются помочь ребенку, убеждая его, что это пустяки. Не стоит этого делать, он вам все равно не поверит. Скорее, малыш решит, что вы его просто не понимаете. Лучше используйте метод из детской книги «Я не боюсь темноты!» . Сначала на примере книги, а потом и в реальной комнате покажите, что страшные вещи, которые кажутся таковыми в темноте, совсем милые и безобидные, когда включается свет!

СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР

Ссоры родителей могут сильно огорчать детей - они чувствуют, что это угроза их безопасности. Становясь старше, дети узнают, к чему могут привести родительские скандалы, и опасаются, что конфликт родителей закончится разводом. Кроме того, дети часто берут на себя ответственность за конфликт, считая, что они стали причиной ссоры родителей. Зачастую дети полагают, что они ответственны за сохранение семьи и в силах разрешить конфликт.

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Сказкотерапия или Как ваши дети смогут стать героями сказки?

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Большинство детей чего-то боится. Страхи могут быть незначительными, а могут сильно усложнять жизнь ребенка и его родителей .

У детских страхов есть свои виды и причины по которым они возникают, а особенности их проявления невозможно не заметить.

Какие самые распространенные?

Дети, как и большинство взрослых, испытывают определенные страхи.

Начиная с двухлетнего возраста, ребенок познает чувство страха, по каким-либо причинам он испытывает боязнь тех или иных вещей.

Самыми распространенными являются:

  • страх спать ;
  • боязнь бытовых приборов;
  • и многие другие.

Топ 5 страхов , которые могут возникнуть у вашего ребенка:

Откуда они берутся?

Психология причин:


Чего боятся дети в разном возрасте?

Возрастные отрезки и появляющиеся в этот период в этот период виды страхов:

Как взрослые помогают ребенку обзаводиться новыми страхами? Психолог расскажет об ошибках родителей :

Чем опасны для ребенка фобии?

Страхи практически никогда не исчезают просто так .

Если ребенок чего-то боится, то нужно решать эту проблему.

Ведь боязнь только усугубится и от нее будет сложнее избавиться. Обычный страх может перейти в фобию .

Если ничего не делать, то ребенок может стать очень нервным, все время впадать в истерики . Он станет чересчур пугливым, сверстники могут смеяться и издеваться над ним и его страхами. Все это перерастет в неуверенность в себе.

Детские страхи, если их во время не лечить, могут перейти и во взрослую жизнь. В таком случае с ними будет намного сложнее бороться.

Рисунок и проработка страхов на занятиях с психологом:

Диагностика и психоанализ

Когда родители обратили внимания на то, что их ребенок чего-то боится и это значительно усложняет его жизнь, то в таком случае нужно обратиться за помощью к психотерапевту .

Специалист проведет ряд специальных методов диагностики, что поможет определить, чего именно боится ребенок и какие причины кроются в его страхе.

Характеристика страхов у детей и 5 способов побороть их:

Как помочь малышу преодолеть боязнь?

Как вылечить страхи? Работа по коррекции происходит в несколько этапов:


Убрать страхи поможет терапия:

  1. Игровая терапия: элемент игры очень важен в жизни детей. С помощью игры можно помочь ребенку пережить определенные события. Специальные психотерапевтические игры помогут обрести уверенность в себе и преодолеть страхи.
  2. Терапия сказками: сказки со специально подобранным сюжетом помогут ребенку стать более храбрым и сильным. Но если страх вызывает конкретный сказочный персонаж, то лучше воздержаться от чтения. Перед сном лучше читать малышу только добрые и позитивные книжки.
  3. Арттерапия : это может быть рисование или лепка. Подойдет все то, с чем ребенок сможет справиться и с чем ему комфортно будет работать. Такая терапия даст выход эмоциям, которые скопились внутри.

    Ребенок может нарисовать свой страх на листе бумаги, а затем порвать его. Так он сделает первый шаг к преодолению своей боязни.

Эффективней будет, если будут применяться все методики коррекции. Но можно работать и с одной определенной методикой.

Что делать, если:


  • ребенок боится звуков: дать понять ребенку, что опасности нет; показать источник шума, вместе с малышом изучить его; чаще включать спокойную музыку; не приучать ребенка засыпать в тишине, можно включать телевизор, тогда малыш не будет пугаться даже самых незначительных звуков; во время шума вести себя естественно, это даст понять, что опасности нет; чаще разговаривать с ребенком;
  • ребенок боится зомби: оградить ребенка от всего того, где зомби присутствуют как персонаж (книги, компьютерные игры, фильмы); рассказать, что зомби не существует; попробовать поговорить, ведь ребенок может бояться не зомби, а того, кого он рисует у себя в воображении в этом образе;
  • ребенок боится оставаться один: начать оставлять ребенка на небольшой период, например, минут 20, каждый раз прибавляя время; обязательно говорить куда идете и во сколько вернетесь; оставить телефон для связи; на этот период можно дать ребенку занятие, например, прочитать книгу, тогда время для него пройдет намного быстрее; не следует оставлять ребенка в темное время суток; дать понять, что оставаться дома безопасно; можно подарить малышу домашнего питомца, тогда ему будет не так страшно оставаться дома одному;
  • ребенок боится спать один: придумать ритуалы, которые будут происходить каждый день перед сном (например, просмотр мультфильма, умывание, сказка перед сном); дать ребенку его любимую игрушку с которой он будет спать; можно включить ночник; чтение перед сном добрых сказок;
  • ребенок боится других детей: научить ребенка решать конфликты; помочь обрести уверенность в себе; всегда поддерживать и быть рядом;

  • ребенок боится учителя: в школе часто бывает, что учителя строгие и повышают голос, это и пугает ребенка; нужно объяснить, что от школы и учителей никуда не деться, если учитель громко говорит, то это не означает, что она злая, просто так ее будет лучше слышно; если разговоры с ребенком не помогают, то можно попробовать поговорить с учителем;
  • дошкольник боится воспитателя: воспитателям, как и учителям иногда приходится повышать голос; строгий воспитатель может громко разговаривать с теми детками, которые себя плохо ведут; ребенку нужно заранее объяснить, что в садике нужно хорошо себя вести и слушать воспитателя;
  • ребенок боится отвечать на уроках: нужно репетировать ответ дома вместе с ребенком, внимательно слушайте его, подскажите, где и как лучше сказать; лучше будет, если он ответит в начале урока, чтобы не волноваться к самому концу; скажите, что если он будет хорошо знать материал, то и бояться будет нечего;
  • мой ребенок меня боится (ребенок боится маму, ребенок боится отца): узнать у ребенка причину страха, ведь было что-то, после чего малыш стал испытывать страх; узнав причину, разобраться прежде всего в себе, не делать больше то, что пугает; больше времени проводить с ребенком, разговаривать с ним, делать то, что он любит делать; максимально показывать ему свою любовь и поддержку;
  • ребенок боится глотать пищу: объяснить, что глотать пищу нужно, что это естественный процесс, который не несет в себе вреда; если ребенок боится глотать потому, что когда-то подавился, начните давать ему маленькие кусочки, которые легко проглотить; нужно повести ребенка в какое-нибудь кафе и показать, что все люди едят и глотают пищу;
  • ребенок боится описаться: стоит объяснить ребенку, что если он хочет в туалет, он должен попроситься; рассказать, что ни в коем случае нельзя терпеть, ведь это вредно для здоровья; если ребенок еще маленький, то можно использовать памперсы;
  • ребенок боится дать сдачи: помочь ребенку обрести уверенность в себе; рассказать, что если его бьют, не нужно это молча терпеть; дать понять ребенку, что вы его поддерживаете.

От любого детского страха можно избавиться . Главное, понять чего так боится ребенок, какова причина его переживаний. После этого останется только помочь преодолеть эту боязнь.

Каждый человек в своей жизни испытывал чувство страха. Страх как сильная эмоция является следствием инстинкта самосохранения.

Причинами страха могут выступать любые явления: от полета ночной бабочки до прямых угроз физической расправы. В возникновении опасной ситуации — страх естественное чувство. Но мы знаем, что многие дети испытывают страхи гораздо чаще, чем для этого есть основания. С чем же это связано и как помочь нашим малышам преодолеть страх? Выделим основные виды страхов, которые являются типичными для того или иного возраста.

Причины возникновения детских страхов

В младенчестве страхи связаны, прежде всего, с чувством одиночество, поэтому малыш плачет и требует присутствия мамы. Его могут напугать резкие звуки, не-ожиданное появление человека, смена световых пятен. Его пугает малейшая боль. Если к нему приближается большой предмет, младенец демонстрирует чувство страха. Он откидывает голову, поднимает руки. В возрасте 2-3 года ему могут присниться страшные сны. Это влечет за собой появление страха перед сном. В основе своем страхи в этом возрасте обусловлены инстинктами. Они носят название охранительные страхи .

В возрасте от трех лет до пяти ребенок может бояться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей. Он не любит оставаться один, его пугает одиночество. Становясь старше, ребенок приобретает страхи, связанные, прежде всего со смертью. Он может бояться за себя, за своих родителей и близких. В младшем школьном возрасте страхи приобретают социальную окраску. Основ-ной страх ребенка — это страх несоответствия. Дело в том, что с приходом в школу ребенок меняет социальную позицию. Он получает множество социальных ролей. И, соответственно, вместе с ними получает множество страхов. Кроме того, в этом возрасте появляются мистические страхи. Жизнь ребенка наполняет потустороннее. Он любит смотреть мистические фильмы, закрывая притом глаза в особо страшных картинах. Дети пугают друг друга «ужасиками», детскими страшилками типа «черной руки».

Подрастая, ребенок расширяет сферу своих страхов. В подростковом возрасте увеличивается количество страхов несоответствия. Дети боятся непризнания со стороны взрослых и сверстников, боятся тех физических и психических изменений, которые с ними происходят в этом возрасте. Им свойственно появление неуверенности в себе, заниженной самооценки. Подростки более других нуждаются в психологической защите, поскольку в этом возрасте появившиеся длительные и неразре-шимые переживания на фоне невротических состояний приводят к возникновению новых или обострению уже имеющихся страхов. На это работает и травматический опыт ребенка. Он может являться свидетелем сцены реального или информационного насилия, пережить сам физическую боль или унижение. Подростков страшит потеря власти над своими чувствами, поступками. Весь этот комплекс имеет название невротических страхов.

Но самый опасный вид страхов — это патологические страхи . Благодаря их возникновению, ребенок может получить такие опасные последствия, как невротические тики, навязчивые движения, нарушение сна, трудности в общении с другими людьми, агрессивность или, наоборот, тревожность, дефицит внимания и т. д. Именно этот вид страхов может привести к возникновению серьезных психических заболеваний.

Как мы видим страхи — неотъемлемая часть жизни ребенка. Соответственно, в задачу взрослых входит овладение необходимыми умениями, помогающими им справляться с естественными страхами детей. Для этого необходимо выделить основные факторы, которые влияют на возникновение того или иного вида страха. Все они связаны с семейным воспитанием. Это неудивительно, учитывая, что становления личности ребенка происходит в семье. И именно из нее он выносит свои страхи.

Факторы возникновения детских страхов

Первый фактор связан с поведением самих родителей. Родители несознательно, а может и осознанно формируют чувство страха у своего ребенка своим поведени-ем и отношением к окружающей действительности. Если они все время пытаются оградить свое чадо от влияния мира, постоянно находятся в стрессе при малейшем несоответствии их желаний и происходящих в их жизни явлений. Постоянно ожидают отрицательных действий окружающих их людей. Такими действиями родители формируют у ребенка чувство постоянной опасности, ко-торая исходит от окружающего его мира. Ребенок подражателен и, соответственно, если в семье у ее членов присутствует постоянная тревога, он перенимает ее.

Второй фактор связан с семейными традициями и устоями семьи. Конфликты, возникающие в семье, пугают ребенка. Рождаясь, он вносит в этот мир гармонию и ожидает от самых близких людей гармоничных от ношений. Достаточно вспомнить, как ведет себя ребенок, если родители в ссоре. Он старается их помирить. Он даже садится между ними, стараясь объединить двух самых близких для него людей. Безусловно, если конфликты носят взрывной характер, ребенок может испугаться настолько, что подобная ситуация может привести к возникновению неврозов. Страхи возникают и тогда, когда родители предъявляют к своему ребенку чрезмерно высокие требования. Дети постоянно должны оправдывать высокие родительские ожидания. Особенно тяжело, когда родители импульсивно, непоследовательно и непредсказуемо ведут себя со своим ребенком.

Если же стиль семейного воспитания авторитарный, то ребенок постоянно держится в системе мелких и крупных страхов. В его жизни все смещается в одну точку — правильно или неправильно он действует с точки зрения маминого (или папиного) желания. Такой ребенок, как правило, нервный, запуганный. Это происходит даже в том случае, если к нему не применяется физическое насилие. Постоянное состояние тревожности приводит к возникновению все новых и новых страхов. Если же к ребенку применяются насильственные методы, то они постоянно провоцируют возникновение целого букета страхов. Даже, если родители просто кричат на ребенка. Кричат — значит сердятся. А так как понимание результатов деятельности у ребенка и родителей разное, ребенок начинает думать, что родители перестали его любить. Он не понимает, за что они на него кричат, ведь он не сделал ничего дурного (с точки зрения ребенка). Если же родительская агрессия постоянна, если ребенка все время наказывают, дергают, угрожают, у ребенка может появиться вражда по отношению к родителям, которая одновременно вызывает у ребенка чувство вины перед ними. Вот это самое чувство вины и переходит в страхи.

Третий фактор. Кроме причин семейного характера, на возникновение страхов у детей оказывается влияние и нарушенное, негармоничное общение со сверстниками. Ведь не секрет, что дети, общаясь, часто обижают друга, выдвигают чрезмерные требования друг к другу. Все это создает атмосферу нервозности в ребячьей среде и является условием возникновения страхов у отдельных детей.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что же делать родителям, встретившимся с подобными проявлениями у своих детей. Прежде всего, с пониманием отнестись к переживаниям ребенка. И, главное, не пускать на самотек, утешая себя тем, что с возрастом все пройдет. Может и не пройти, а, наоборот, углубиться. Ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, иначе вы загоните страх еще глубже. Нельзя стыдить ребенка. Этим можно создать комплекс вины. В этом случае страх никуда не уйдет, а еще больше усилится комплексом вины и несоответствия, которые будет испытывать ваш ребенок.

Помогает, если уже не избавиться совсем и сразу от страхов, но все-таки постепенно их выводить из ребенка, определенные действия, которые доступны любому родителю. Можно использовать специальные игры, в ходе которых ребенок встречается со своими страхами лицом к лицу и борет их в ходе игры. Дело том, что игры некоторым образом «берут» на себя основные страхи детей. Сколько раз приходилось наблюдать, как стайка детей играет в страшные сказки, но вместе им не так страшно, как поодиночке. Дело в том, что обращаясь к теме актуального для их возраста страха, они выплескивают свои эмоции и одновременно получают поддержку от других участников коллективной игры.

Можно порисовать с ребенком. Попросите его нарисовать свой страх, каким он его представляет. Взрослый же поможет подобрать какие-либо действия, помогающие победить нарисованный страх. Это может быть нарисованное другое существо, более сильное, которое побеждает нарисованный страх. Можно найти какие-то черты смешные или уничижительные и обратить внимание ребенка на них. Можно вылепить страх из пластилина, а потом смять фигурку, расправившись со страхом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем отметить один важный момент.

Детские страхи — это глубокие переживания детства, проявляющиеся в их последующем опыте и влияющие на становление ребенка в дальнейшем. А значит, они требуют серьезного и постоянного внимания со стороны родителей.