Педагогика реджио эмилия. Гнездо на туристской онлайн-курс Реджио педагогика в первой младшей группе

Класс Реджио-сада в Италии

Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.

Пространство и среда

Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.

Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит - много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть холла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.

В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество - важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

Внутреннее пространство Реджио-сада, Diana school, Реджио-Эмилия, Италия

Документирование

Особое внимание и значение в Реджио садах и яслях уделяют документированию процесса, как отдельному инструменту развития и планирования детской деятельности. Все разговоры и действия детей, по возможности, фотографируются, записываются на диктофон или протоколируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей с подробным описанием процесса и достижений вывешиваются на стендах и просто в помещении. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Режим дня

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. В каждом детском саду 3-4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети собираются вместе один раз на утреннем кругу на «пьяцце» в 9.00. Здесь дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Этот ритуал очень важен, он задает тон и план на весь день, позволяет обмениваться идеями и находками, учат вниманию и уважению друг к другу. Чтобы воспитатели всегда знали, кто находится у них в саду, ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит. В Реджио-саду организована внутренняя детская почта в виде ящичков с именами для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Дети, родители и воспитатели

Важная составная часть Реджио педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартия прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

Много творчества

Мировую известность Реджио подход получил, после того, как была организована международная выставка детских работ воспитанников садов Реджио Эмилия. Неординарность, продуманность и художественность поделок, выполненных в самых различных техниках, вызывает восхищение практически всех посетителей Реджио Эмилия. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Стоит сказать, что искусство, которому уделяется много времени и внимания, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Оно рассматривается как один из ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности - занятия компьютером, игры, конструирование, чтение и т. п.

Ателье, Реджио-Эмилия, Италия

Проектная деятельность

Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Один из таких проектов, родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок - лев - огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.

Другой проект, родился из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой - астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.

Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки - они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.

Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.

Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.

Вот в общих чертах, как проходит жизнь в итальянском Реджио саду. Какие особенности вам понравились больше всего, пожалуйста, делитесь в комментариях.

" data-provider-name="YouTube">

По материалам статей и учебника «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность».

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей . С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты -
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

История возникновения Реджио-подхода

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

О Реджио-подходе с самого начала

Педагогика Реджио Эмилия Презентацию подготовила: студентка 4 курса, группы д\о Ефимова Евгения


Реджио Эмилия – это не теория воспитания ребенка, не методика и не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Большое внимание уделяется тому, что видит и чувствует ребенок в раннем детстве. Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Воспитатель «эволюционирует» вместе с ними. Важная черта дизайна учреждений Реджио - центральная площадка «pizza», где общается воспитатель с детьми.


Термином «реджио-педагогика» принято называть концепцию и практические методы работы коммунальных детских садов в северо-итальянском городе Реджио-Эмилия. Всемирно реджио-педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджио были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 году был создан Фонд «Дети Реджио». С тех пор реформаторские начинания Реджио получили всемирное распространение. В том числе и в Германии.



Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководивший в Реджио- Эмилия городскими детскими садами. «Провокатор в вопросах детства», - таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни.


Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: Воспитание демократии; Воспитание социальной справедливости; Воспитание солидарности



Появление такой педагогики в городе Реджио-Эмилия не случайно. Традиционно управляемый «левыми» регион Эмилья Романья славится в Италии не только своим высоким уровнем жизни, но и своей хорошо налаженной работой органов государственного управления, а жители региона всегда выступали за высокую степень гражданственности и участие населения в решении общественных проблем. Детское воспитание считается там делом не частным, а общественным.


В течение последних десятилетий детские сады и ясли Реджио- Эмилия стали для педагогов своеобразными святынями, местом чуда, восторга и вдохновения, подобно флорентийским Уффициям для любителей искусств. Работа над проектом играет в реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируется на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго – от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт. Важный элемент реджио-педагогики при работе над проектом – документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Для развития и воспитания, самовосприятия, общения и экспериментальных возможностей необходимы так же и архитектурные предпосылки. Поэтому «третьим воспитателем» по реджио-педагогике считаются помещения детского сада. Они дают детям чувство защищенности и в то же время призывают к активности. Так же особенно характерны зеркала различных форм, костюмерные, театр теней, почтовые ящики, проекторы и лайтбоксы. Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру.


Если в большинстве детских садов игрушки «детские», но в основном бессмысленные, то в реджио-детсадиках есть просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего – материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Реджио-педагогика – это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией – творец самого себя, конструктор своей личности, - так полагает реджио-педагогика.

К сожалению, в России педагогика реджио не так известна, как на западе. Она зародилась в послевоенные годы в северной Италии, в живописном местечке Реджио-Эмилия и сегодня распространена в странах Европы, а также в США и Израиле. Реджио – не просто какая-то новая педагогическая система, не теория воспитания детей или модная методика, это, скорее целое мировоззрение и определенное отношение родителей к ребенку.


Волшебная роль окружающей среды

Основатель реджио-подхода педагог Лорис Малагуцци был настоящим педагогом-новатором. Он бесконечно верил в силу творческих возможностей ребенка и говорил, что ребенку даны три учителя. Это, прежде всего, его родители, учитель, способный стать малышу со-творцом, а также – окружающий мир.

Согласно реджио педагогике мы не всегда должны вести ребенка в какие-то отношения с собой или другими детьми, то есть не всегда должны определять его коммуникации. Он самостоятелен в выборе своих отношений. Ребенок имеет право сегодня быть грустным, или замкнутым, хотеть общения, или уединения. Он может побыть один, почитать, или помечтать. И для этого в той среде, которую мы создаем для ребенка (в доме, в детском саду, или школе), у него обязательно должно быть место, где он может остаться один, если того захочет.

Вокруг ребенка стоит организовать среду, где он мог бы проявить себя в творчестве. С самого раннего детства в его окружении должно быть много разнообразных по свойствам предметов, с которыми малышу не запрещают манипулировать по его усмотрению. Ведь познавать мир нужно, пробуя!

Еще один важный момент реджио-подхода – организовывать постоянные совместные с ребенком наблюдения за окружающей средой – живой и неживой природой. Самые красочные и современные развивающие игрушки никогда не смогут заменить природу и окружающий малыша мир. Чем больше по времени ребенок занимается наблюдением, чем больше причинно-следственных связей строится в его мозгу, тем больше он имеет оснований для анализа. А это очень мощный стимул для развития его интеллектуальных способностей.

Значение проектов

Л. Малагуцци писал, что ребенок «силен, богат, могуч и сведущ». Он переполнен энергией, обладает великолепной фантазией, любопытен и поэтому может быть конструктором и творцом собственной личности. Каждый малыш наделен не только потребностью, но и правом общения с другими детьми, а также, взрослыми, которые уважают его и готовы заботиться о нем.

Малыш исследует и постигает окружающую среду самостоятельно и во взаимодействии с другими детьми. Поэтому в реджио педагогике важным компонентом является проект. Работа в проекте играет подчас главную роль. Такие проекты могут рождаться в разговорах и играх детей, могут инициироваться взрослым, но они обязательно базируются на подлинных детских интересах.

Поэтому родителю или педагогу, который хочет увлечь детей каким-то проектом, так важно вначале понаблюдать и понять – в чем проявляются истинные интересы и увлечения малыша, к чему он неравнодушен. Для этого взрослый должен побыть рядом с ребенком или группой детей, не вступая с ними в диалог. Ему нужно просто посидеть рядом, посмотреть и послушать – о чем говорят дети. Важно фиксировать ситуацию, не внося в нее собственную интерпретацию, как камера – беспристрастно. Именно такой подход дает взрослому возможность сделать верный анализ и осознать объективно интересы ребенка.

Проектный подход позволяет родителю (или педагогу) избавиться от традиционной роли «руководителя». Взрослый лишь дает ребенку инструменты, с помощью которых тот может решать возникающие проблемы – самостоятельно, или в группе.


Как привнести реджио педагогику в домашнее обучение

  1. Нужно относиться к ребенку, как самодостаточному, сильному, умному человеку, который имеет полное право на признание и уважение. Роль взрослого – создать для него богатую среду для развития, помочь в трудный момент и поддерживать в доме позитивную психологическую атмосферу. Позиция взрослого – соавтор и со-творец, а не руководитель и наставник. Не портьте ребенка шаблонами и стандартами.
  2. Дайте ребенку возможность больше контактировать с другими детьми и взрослыми. Но также уважайте его право на уединение и «настроение».
  3. Создайте вокруг ребенка богатую окружающую среду, насыщенную красивыми, натуральными материалами – настоящее поле для познания и творчества. Пусть материалы, которые использует малыш ежедневно, будут качественными и имеют открытое назначение. То есть важно, чтобы ребенок сам решал – для чего и как он их станет использовать. Многообразная среда – способ каждого заявить о себе, проявить свой тип интеллекта и познания этого мира.
  4. Задавайте ребенку больше открытых вопросов, ответы на которые не требуют выбора между «да» и «нет».

Какие из этих принципов близки вашей семье? Что откликается и хотелось бы попробовать?

Все три - серьёзные альтернативы традиционному обучению и источники вдохновения для передовых образовательных реформ. Рост интереса к этим методикам вызывает у специалистов и общества вопросы, какие между ними сходства и различия. Многие замечали, что взгляды на ребёнка и его развитие похожи во всех трёх подходах.

Эта статья содержит краткое описание и сравнение Вальдорфа, Монтессори и Реджио Эмилия, её цель - познакомить с ними читателей и обозначить ключевые позиции, в которых педагогики схожи и различаются. Естественно, в реальности практическое воплощение образовательной модели в каждом конкретном случае будет индивидуально. Поскольку материал предназначен для широкой публики, в нём говорится об основных задачах и принципах каждого из подходов.

История

Все три методики откровенно идеалистичны и призывают отказаться от насилия ради достижения мира и преобразования повседневной жизни. Они базируются на чётких концепциях улучшения общества через помощь детям в реализации своего потенциала как разумных, творческих и цельных личностей. Образовательные учреждения, работающие по этим методикам, прилагают все усилия, чтобы ведущие принципы оставались живыми и не превратились в заезженные лозунги.

Вальдорфский подход придумал Рудольф Штайнер, австрийским философ и учёный-одиночка.

Его интересовала как духовная, так и научная сфера: он хотел объединить эти два способа познания мира и основал «Антропософию» («знание о настоящей природе человека»). В 1919 году, в разгар послевоенной разрухи, Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте (Германия), пригласил Штайнера, чтобы он организовал школу для детей работников этой фабрики. Они хотели воспитать людей, способных создать справедливое и миролюбивое общество. Новое учебное заведение отвергало принятые в то время обычаи:

  • в нём мальчики и девочки учились в одном классе;
  • принимались все дети, независимо от происхождения и знаний, не было никаких вступительных экзаменов;
  • школа была общеобразовательной (начиналась с дошкольного и кончалась полным средним образованием);
  • было независимым от внешних организаций (самоуправляющаяся административно-хозяйственная единица).

Сегодня Вальдорфские школы функционируют по общему строгому образцу, и каждая административно независима от других организаций. Насчитывается уже более 1000 школ в 60 странах мира.

Мария Монтессори была выдающейся личностью и первой в Италии женщиной, получившей диплом врача. Создав новую методику для обучения умственно отсталых детей, она в 1907 году построила и возглавила в бедном районе Рима свою Casa dei Bambini (Дом ребёнка) для детей от 4 до 7 лет.

Учение Монтессори распространилось по всему миру, особенно после того, как фашистский режим в Италии осудил этот метод и Мария была вынуждена покинуть страну. В США интерес к её системе возник в 1910-е годы, но к 20-м она уже вышла из моды и о ней надолго забыли.

Однако движение продолжало процветать в Европе и Индии. В 50-е годы деятельность Нэнси Рэмбуш привела к возрождению интереса к методу Монтессори. В США существует 5000, если не больше, школ, называющих себя «Монтессори». Из них около 20% аффилированы с одной из двух главных аккредитующих организаций - Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ) и Американским Монтессори Обществом (AMS). АМИ занимается изучением и распространением оригинальных идей Монтессори о принципах обучения и человеческом развитии. AMS поддерживает обучение по методике Монтессори в контексте современной американской культуры.

Реджо-Эмилия - город на севере Италии, где после окончания Второй мировой войны педагоги, родители и дети объединились и стали работать вместе над восстановлением общества. В итоге создали образцовую систему государственных детских садов и яслей.

Под руководством Лориса Малагуцци, директора-основателя, система переродилась из детского сада, управляющегося родителями, в общегородскую систему, занимающую теперь ведущую роль в Италии и стремительно набирающую популярность в Азии, Австралии, Северной Америке и других частях света.

Программы в Реджио семейно-ориентированы и рассчитаны для детей до 6 лет; большой приоритет в воспитании отдаётся детям с отклонениями и из неполных семей. В отличие от Вальдорфа и Монтессори, Реджио Эмилия не является полноценной методикой с определёнными приёмами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Взамен преподаватели в Реджио Эмилия говорят о получаемом им опыте, который является стимулом для размышлений об истинной природе ребёнка.

Теории о развитии детей и программа обучения

Все три подхода исходят из того, что дети - активные творцы собственного развития, находящиеся под влиянием внутренних природных движущих сил, вызывающих в них непоколебимую жажду роста и познания.

Рудольф Штайнер верил в единство духа, души и тела и в то, что правильное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей. В его теории развития дети проходят через так называемую «восходящую спираль знания» - три семилетних цикла, отличающихся тем, какие знания требуются маленькому человеку для успешного развития. До 7 лет дети обучаются посредством подражания и примера.

Воображаемые игры считаются наиболее важной «работой» для малышей и той деятельностью, благодаря которой они развиваются физически, умственно и эмоционально. Основное внимание уделяется:

  • исследованию собственного тела;
  • строительно-конструктивным и творческим играм;
  • развитию устной речи;
  • рассказыванию сказок и пению.

К примеру, в течение утра малыш может петь песни, рисовать акварелью или восковыми мелками, готовить пищу, смотреть пьесу в кукольном театре, гулять на природе, работать в саду, строить башню из деревянных брусков или домик из подручных материалов и ткани. Эти занятия увлекают детей и помогают развить умение сосредотачиваться и достигать поставленной цели. Значительная часть утра отводится непрерываемой воображаемой игре.

Признание важности ритма и баланса между активными и спокойными играми ведёт к тому, что учителя придерживаются цикличного расписания с повторяющимися ежегодно, еженедельно и ежедневно занятиями, в том числе различными праздниками и сезонной пищей.

Дети 7–14 лет занимаются всегда в одной и той же классной комнате и с одним и тем же учителем, они становятся тесно сплочённым коллективом и исследуют мир, пользуясь своей фантазией или «чувственным разумом».

Учебная программа последовательна и структурирована, но для преподавания не используются учебники. В методике Штайнера поощряется целостный и мультисенсорный подход к обучению и творчеству с большим упором на слушание и запоминание. К примеру, учитель может познакомить детей с арифметическими операциями, рассказав историю, в которой персонажами будут цифры, или представить Норманнское завоевание как захватывающую историю. Дети слушают учителей, а затем используют усвоенный материал, наполняя и красиво иллюстрируя свои рабочие тетради. В сущности, они создают собственные учебники, в которых полученные ими знания сохраняются в удобном формате. Дети изучают:

  • литературу;
  • народные сказки и мифологию;
  • ритмическое движение под музыку (эвритмию);
  • полезные ремёсла;
  • естественные науки;
  • иностранные языки;
  • искусство и музыку.

На свежем воздухе они строят дома и убежища из досок, брёвен и других материалов. В старшей школе у подростков пробуждается рациональная, абстрактная сторона мышления, для них становится важна этика, социальная ответственность и овладение сложными и точными науками при помощи профильных учителей.

Подход Марии Монтессори отражает теоретическое родство с идеями об образовании европейских философов Руссо, Песталоцци, Сегена и Итара. Она верила в присущий детям с рождения ум, в котором присутствуют рациональная, эмпирическая и духовная части. Она видела развитие как череду шестилетних периодов, повторяющихся как синусоидальные волны, в каждом из которых ребёнок чувствителен к определённым вещам. Как конструктивист, она брала за основу деятельных детей, жаждущих знаний и готовых изучать, стремящихся к совершенству в жизни, игре и работе. В системе дети обычно сгруппированы в разновозрастные классы, чтобы поддерживать связь между младшими и старшими и способствовать более близким отношениям между ними.

От рождения до 3 лет длится период «несознательного впитывающего разума», тогда как от 3 до 6 - «сознательного впитывающего разума». В оба периода малышу необходимы чувственные стимулы, координация движений, порядок, свобода выбора деятельности и возможность заниматься без перерывов в спокойной и красивой подготовленной среде, помогающей делать правильный выбор. В ясельных (от рождения до 3 лет) и дошкольных (от 3 до 6) классах обычно находится несколько учителей. Чтобы ввести новую тему, педагог показывает подходящие предметы и игры, если видит, что ученик готов к их изучению. Мария Монтессори лично разработала наиболее известные материалы, с которыми и сейчас занимаются дети в Монтессори-школах.

Многие материалы создаются непосредственно в школах учителями, исходя из потребностей воспитанников. В методе практикуется индивидуальный подход к обучению, в котором, однако заметно деление на тематические области и последовательность в изучении предмета. Индивидуальный подход и специальные методики Монтессори «от письма к чтению» приводят к тому, что некоторые дети младше 6 лет уже умеют читать и писать. Дошкольники, находящиеся в садах полный день, обычно занимаются по Монтессори в утренние часы, а типичные для детсадов игры и развлечения (в том числе воображаемые игры) проходят во второй половине дня.

С 6 до 12 лет у детей появляется желание более полно изучать окружающий мир, они учатся рационально подходить к решению задач, взаимодействовать с группой, у них совершенствуется воображение и общее знание культуры. С 12 до 18 лет подростки работают над тем, чтобы стать полноценными членами общества, в этот период они считаются гуманистическими исследователями, людьми, решающими проблемы реального мира и мыслящими искателями справедливости.

Взгляды Лориса Малагуцци отражают социальный конструктивизм Дьюи, Пиаже, Выготского, Брунера. Сосредоточившись только на младенческом и дошкольном возрасте, Малагуцци счёл теорию о стадиях развития Пиаже слишком ограничивающей. Он нарисовал выразительный образ ребёнка, социального с рождения, умного и любознательного. Его теория о том, что «образованность зарождается из отношений» приводит к тому, что основное внимание в воспитании уделяется взаимодействию малыша с людьми: с другими детьми, семьёй, учителями, обществом.

Дети развиваются, учась символически выражать свои мысли и чувства с помощью «ста языков» (эмоциональных, коммуникационных и когнитивных):

  • слов;
  • движения;
  • рисования;
  • строительства;
  • скульптуры;
  • игры в тени, коллажей;
  • театральных постановок;
  • музыки и т. п.

Языков, которые они непрерывно изучают и комбинируют. Педагоги учитывают интересы малыша и не учат его специально читать и писать, однако дети научаются этому самостоятельно, просто следуя за своими мыслями и творчески перерабатывая их, а также общаясь с другими детьми. Программа обучения всегда следует какой-то цели, но она непредметна и бессистемна.

Изучение чего-либо происходит по взаимной договорённости между ребёнком и взрослым тогда, когда малыш этого хочет, и может повторяться много раз, затрагивая разные аспекты изученного. Близкие, многолетние отношения между маленьким человеком и учителем, а также с одноклассниками поощряются с помощью цикличной организации. Классные комнаты оформлены красиво, вызывают чувство комфорта и лёгкости, оснащены разнообразными предметами; в классах дети занимаются долговременными проектами на произвольные темы, помогающими научиться совместной работе.

Подход Реджио Эмилия был разработан для муниципальных детских учреждений и не предназначен для обучения детей старше 6 лет. Однако передовые педагоги в США пользуются находками Реджио Эмилия для организации учебного процесса в младших классах (особенно это касается работы над проектами и документирования).

Роль учителя

Преподаватели трёх подходов похожи в том, что они стремятся заботиться о детях и быть для них партнёрами и образцами для подражания. Тщательно подготовленная красивая среда становится одним из педагогических инструментов и сообщает детям важную информацию о сути школьной программы. Во всех трёх подходах высоко ценится сотрудничество с родителями.

Однако разница во взглядах на природу детей и сущность образования приводит к тому, что служебные обязанности учителей понимаются по-разному в каждом из подходов.

В Вальдорфской школе учитель похож на церемониймейстера , так как он проводит и придумывает многие коллективные занятия, в которых объяснение нового материала сочетается с творчеством и воспитанием духовности. Также учитель - строгий нравственный лидер, стремящийся создать в классе дружелюбную гармоничную атмосферу, насыщенную призывами заботиться о коллективе, обществе, окружающем мире. Классная комната должна быть такой, чтобы в ней дети могли легко проявить своё мышление, чувства и волю, независимо от их характеров и склонностей. Простые цвета и натуральные текстуры вкупе с тщательно подобранными материалами (многофункциональные игрушки и куклы ручной работы с минимальным количеством деталей, чтобы стимулировать воображение) - непременные составляющие лаконичных, по-домашнему уютных, живописных Вальдорфских классов.

Учителя стараются и усилить природную детскую любознательность, жажду знаний, веру в доброту и любовь к прекрасному. В дошкольных классах педагоги сдержанны, а в начальной и средней школе дают ученикам больше наставлений и поучений. В Вальдорфских садах учителя не проводят явных уроков, а преподносят знания как бы случайно, но всегда внимательно следят за тем, что происходит в классе.

В школах Монтессори гид - невидимый режиссёр , под наблюдением которого дети самостоятельно (в одиночку или небольшими группами) занимаются тем, что им интересно. Внимательно и систематично наблюдая за учениками, педагог старается создавать и поддерживать спокойную и продуктивную атмосферу, в которой дети могут легко обучаться новому, чередуя длительные периоды глубокой сосредоточенности с краткими периодами покоя.

Задача учителя - помочь ученикам и воодушевить их, дать им возможность обрести уверенность в себе и внутреннюю дисциплину, чтобы необходимость внешнего контроля была всё меньше и меньше по мере того, как ребёнок становится старше. Если он увлечённо занимается чем-то плодотворным, его нельзя отвлекать, это нарушает его поток, интерес и внутреннюю работу мысли.

С первых лет жизни малыша учителя прилагают усилия, чтобы он вступил в контакт с действительностью, для этого стараются задействовать все органы его чувств и привлекают его к практической деятельности; а в дальнейшем используют природную любознательность и восприимчивость, чтобы обучить всему необходимому.

Педагог более активно работает с младшими детьми в группе, показывает им, как пользоваться разными предметами и, тщательно оценив потребности, предлагает подходящие занятия. В подготовленной упорядоченной среде малышам легко следовать своей природной склонности увлечённо работать самостоятельно или в группе. Книги, игрушки и материалы тщательно отбираются, предпочтение отдаётся высококачественным и натуральным материалам.

В красиво оформленных книгах представлена информация о реальном мире, книги с фантазийными элементами не приветствуются для детей младше 5–6 лет. Дети движутся вперёд с удобной для них скоростью и ритмом, в зависимости от индивидуальных способностей. Школьный коллектив, включая родителей, работает над тем, чтобы ученики открыли в себе единство тела, разума, чувств и духа, являющееся базисом целостного мирного воспитания - принятие и гармоничное взаимодействие со всеми людьми и окружающим миром.

Учителя в Реджио можно назвать соавтором ребёнка, он поддерживает искусный баланс между активным участием в игре или работе малыша и наблюдением за ним. Внимательное наблюдение за детьми, документирование происходящего и дальнейшее обсуждение с другими взрослыми помогает педагогам лучше понять потребности воспитанников.

В классе работает два учителя, также поощряется сотрудничество между всем школьным коллективом. Дополнительные педагоги, специализирующиеся на изобразительных искусствах, работают вместе с учителями и детьми, помогая им научится выражать себя с помощью разнообразных средств и символических систем.

Педагоги создают среду, богатую возможностями и вызовами, в которой можно найти много интересного и решать разнообразные задачи, часто небольшими группами с бурными обсуждениями. Также в обязанности учителя входит документирование всего происходящего, что помогает детям увидеть свои прошлые слова и действия и оценить свой прогресс, другими словами, процесс обучения находит выражение в реальном мире.

Учителя подсказывают, как использовать те или иные предметы или материалы, когда это необходимо; помогают найти нужные средства и поддерживают детей, иногда изнутри группы, иногда просто внимательно наблюдая за ними со стороны. Правильное оформление помещений очень важно, обстановка должна поддерживать взаимообмен и отношения детей с окружающим миром и другими людьми; это достигается с помощью прозрачных материалов и зеркал, большого количества открытых пространств, обилия света, мягких и плавных форм и общей гармоничности. В классе царит атмосфера шутливости и веселья. Школа и общество в целом приветствуют участие детей в своей культурной жизни.

Оценка, контроль и исследования

Во всех трёх подходах для оценки знаний не применяются традиционные методы (тестирование, экзамены) и баллы. Взамен родители получают подробные описания того, как прошёл день ребёнка и что он изучил, а также принимают участие в отчётных мероприятиях или выступлениях. Родителям периодически показывают или присылают домой портфолио или другие результаты индивидуальной или групповой работы детей.

И других итальянских городах учителя создают diarios , или памятные книги, чтобы отмечать прогресс детей от рождения до 3 лет. Исследование процесса (формативная оценка) - ключевой фактор в усовершенствовании программы и контроле качества для этих подходов. Наглядным примером является стратегия документирования в Реджио Эмилия - коллективной практики, помогающей учителям увидеть и услышать детей, с которыми они работают, и при необходимости изменить программу обучения, равно как и посредством совместного обучения и размышлений способствовать профессиональному росту педагога. Документирование также жизненно необходимо для систематического наблюдения и изучения того, как в детском коллективе зарождаются идеи, теории и понимание.

Исследование долговременных результатов обучения не присуще ни одному из этих подходов. В Вальдорфе для доказательства эффективности обучения используются отзывы родителей и выпускников, также существуют исследования творческих способностей. Работники в Реджио Эмилия для сбора информации об эффективности своей программы применяли опросы родителей и интервью с ними. Тем не менее педагоги в Реджио считают педагогическую документацию скорее поводом для размышления, а не оценкой качества образовательной методики.

Из всех трёх подходов Монтессори наиболее открыт к проведению эмпирических исследований о том, каких результатов достигают ученики. Множество исследований доказывает её эффективность и позволяет увидеть, что дети быстрее обучаются чтению, математике, в целом более грамотны и мотивированы к учёбе. Американское Монтессори Общество создало Teachers Research Network для сбора наблюдений учителей о педагогической практике. Деятельность TRN также включает в себя обучение учителей совместной работе с руководителями научных исследований, интерпретации результатов, постановке вопросов, использованию качественных и количественных методов оценки и проведение совместных сравнительных исследований между различными школами.

Современные методы исследования: интервью, наблюдения, фокус-группы, анкетирование - в дополнение к новаторским методам и достоверной оценке знаний ребёнка могут применяться для изучения Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школ, учеников и их семей. Это поможет найти новые и уточнить имеющиеся данные об эффективности вышеописанных подходов, проанализировать их характерные и уникальные достоинства и недостатки и объяснить, почему так часто родители одобряют, а дети гармонично развиваются в Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школах.