Открытое занятие в доу чем мы дышим. Занятие«Чем мы дышим. Игра-аттракцион «Чей нос»

для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст: 4-5 лет.

Формы: занятие, беседа, игра, экспериментирование.

Цель:

  • Познакомить детей с органами дыхания: дать понятия о том, как воздух путешествует по организму;
  • Закрепить представление о том, что воздух согревается в носу и в легкие поступает теплым (реснички, находящиеся в носу выполняют защитную функцию).
  • Закрепить знания детей о том, что полезно и вредно для органов дыхания.
  • Продолжать работу по формированию культурно -гигиенических навыков.
Материал: Картинки с изображением органов дыхания,Воздушные шарики,Зеркала,2 тазика с водой, 2 кораблика, Трубочки,Сигнальчики красного и черного цвета.

Ход занятия.

1 ч. Игра - «Передача хорошего настроения».

Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и я хочу передать его вам (тактильное общение с детьми - прикосновение к ладоням каждого ребенка).

2 ч . Сегодня я с вами хочу поговорить про органы дыхания.

Вы знаете, для чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи).

А чем мы дышим? (воздухом).

Ребята, а вы хотите узнать, как воздух путешествует по нашему организму? (хотим).

Кто мне подскажет откуда воздух начинает путешествие по организму? (из носа).

(Выставляю картинку с изображением носа) - Воздух попадает в нос. Множество тончайших кровеносных сосудов, имеющихся в носу согревают воздух. Чтобы он мог продолжить свое путешествие.

Если вы случайно ударитесь носом, то что происходит? (сосудики лопаются - появляется кровь).

А что мы видим в полости носа? (волосики - реснички).

Для чего они нужны носу?

Ну, конечно же, реснички в носу и специальная слизь помогают очистить воздух от пыли и микробов. Слизистая оболочка носа приклеивает к себе микробов и уничтожает их.

(Выставляю картинку с изображением гортани.)

Затем воздух попадает в трахею, (выставляю картинку, дети повторяют новое слово).

Затем в бронхи и наконец в легкие (правое и левое, выставляю картинки).

В легких есть маленькие пузырьки, их называют альвеолы, они забирают из воздуха кислород - это самое нужное для организма вещество и потом отдают его крови.

Давайте поиграем в игру «А у нас вот здесь».

Я буду показывать дорожку, по которой бежит воздух на картинке, а вы - у себя (поощрять за правильный ответ).

3 ч. - Ребята, а вы чувствуете, как вы дышите? (надуваю шарик).

Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете воздух. (выпускаю воздух из шарика).

И сдуваются, когда вы выдыхаете. (раздаю детям шары - упражнение с шариками «надуть - сдуть»).

Ребята, хотите посмотреть на свое дыхание? (да) (раздаю зеркала).

Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится (выполняют задание).

Ребята, когда вы выдыхаете, вы видите сколько воздуха вы выдохнули? (нет)

А хотите увидеть? (да)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бульканье»

(правила игры: вдохнуть носом как можно больше воздуха, а выдохнуть его через рот в трубочку, и тогда можно увидеть сколько воздуха мы выдыхаем. Проводится игра).

Ребята, вы увидели сколько воздуха вы выдыхаете?

Как вы увидели?

Что вам помогло увидеть воздух?

У кого было больше воздуха?

Подвожу итог: «Чем больше воздуха мы вдохнем, тем больше пузырьков появится в стакане»

Предлагаю поиграть в новую игру - путешествие. Мы отправимся на озеро. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова. «1, 2, 3 к озеру - лети!» Дети открывают глаза, перед ними тазики с водой.

Дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот, направляя струю

воздуха на кораблик, (игра повторяется 2-3 раза).

После игры ребята возвращаются в детский сад с помощью волшебных слов «1, 2, 3, в детский сад - лети».

4 ч. Игра «Что полезно - что вредно для органов дыхания»

Поднимают красные сигнальчики, если полезно, черный - если вредно.

5 ч. Беседа о носовом платке: для чего нужен? (пользоваться при кашле, прочищать нос).

Каким должен быть носовой платок? (чистым).

Можно ли складывать носовой платок на полу?

Татьяна Годунова
Беседа с детьми старшей группы «Как мы дышим»

Цель : познакомить детей с органами дыхания;

Программные задачи :

Расширить представления о строении органов дыхания

Показать их значение для человека

Подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания.

Материал :

Плакат с изображением органов дыхания в организме человека

Плакат «Живая и неживая природа»

Ход беседы.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об органах дыхания. Всё живое дышит . Дышат растения, животные и, конечно, человек. Дышим мы постоянно , мы не можем не дышать, даже если захотим. Попробуйте на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова наполните лёгкие воздухом – надолго задержать дыхание невозможно.

Кто из вас может назвать эти органы? (ответы детей) Правильно. Лёгкие являются одним из самых главных органов дыхания. Лёгкие, так же как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а лёгкие – воздух. В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода. Вы, конечно же, надували когда-нибудь воздушные шарики? Вот и ваши лёгкие похожи на два воздушных шарика, которые при вдохе наполняются воздухом, а при выдохе – уменьшаются, сжимаются, как шарик.

А сейчас у нас будет физкультминутка. Поднимите руки через стороны вверх, поднялись на носочки – сделали глубокий вдох (раз, два, присели на корточки, обняли себя руками – сделали глубокий выдох (три, четыре) . Повторить 6-8 раз.

А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, какой же путь проходит воздух в организме. (Рассматриваем плакат с изображением всех органов дыхания) . При вдохе воздух попадает в нос. Нос – это важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает лёгкие, чтобы в них не попала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Поэтому, ребята, на улице надо дышать только носом, иначе холодный воздух попадёт в лёгкие, и вы можете заболеть. Ещё в носу есть слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробов. Поэтому когда мы заболеваем, в носу образуется очень много слизи, чтобы быстрее уничтожить микробов и вывести их из организма. Если человек заболел, то он обязательно должен иметь салфетку для того, чтобы при кашле или чихании эти микробы вместе со слизью не вылетали от больного к здоровым людям. Из носа через трубочку, которая называется «трахея» , воздух попадает в лёгкие. Лёгких два. Они состоят из бесчисленного множества крошечных пузырьков, покрытых сетью тоненьких, толщиной с волос, кровеносных сосудов. Когда лёгкие заполняются воздухом, они, то есть кровеносные сосуды, всасывают в себя из воздуха весь кислород, чтобы отдать его крови, протекающей через них. Кровь разносит кислород по телу, чтобы оно могло дышать. Затем лёгкие выдыхают уже использованный воздух.

Для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода. Для этого следует проветривать помещение, в котором находятся люди. Для дыхания необходим свежий воздух. Когда воздух свеж и чист – дышится легко , появляется бодрость и хорошее настроение. В городской квартире нам помогают дышать свежим, чистым воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его.

Итак, ребята, для чего человеку нос? Как путешествует воздух по организму? Почему важно дышать чистым воздухом?

А сейчас мы с вами рассмотрим плакат «Живая и неживая природа» . (Дети называют сначала живые организмы, а затем неживые, объясняя свой выбор).

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание: Познакомить детей с дыхательной системой человека. Дать детям понятие о значении и свойствах воздуха, о правилах экологической безопасности. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Закрепить представления о правильном дыхании. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: стаканы, ароматизатор лимона, схема: «нос, « бронхи -лёгкие», доска магнитная, магниты, шарик воздушный, стаканы с водой, соломки, 2 картины с изображением Карлсона, фрукты, разнос, телевизор, предметы- настроение: солнышко, тучка, цветочек.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть

Послушайте загадку:

Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным. Заправляю сам кроватку, быстро делаю …(зарядку).

О чём эта загадка? (эта загадка про зарядку)

Как вы думаете нужно ли делать зарядку? (Да.)

А для чего мы каждое утро делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым и крепким.)

Правильно ребята, тот кто занимается спортом, каждый день делает зарядку, у того всегда хорошее настроение.

Ребята а у вас сегодня какое настроение, радостное или грустное?

Перед вами лежат предметы, вы выберите на что похоже ваше настроение и возьмите этот предмет.(на столе лежат солнышко, тучка, цветок).

Алина, на что похоже твоё настроение? (На цветок)

А твоё Данила? (На тучку.)

А почему у тебя сегодня грустное настроение?

А какое настроение у всей нашей группы? (Хорошее, радостное.)

(дети садятся)

Сегодня мы с вами познакомимся с органом обоняния и дыхания это – нос.

Давайте посмотрим друг на друга, и скажем одинаковые ли у вас носы? (Да.)

А чем они похожи? (Они маленькие, длинненькие, курносенькие.)

У каждого человека свой неповторимый нос, и каждый нос по-своему хорош.

Давайте ребята потрогаем свой носик.

Что внизу носика есть? (Внизу носика есть дырочки.)

Это носовые отверстия.

А как они называются?(ноздри)

Правильно, это ноздри.

Сейчас ребята мы с вами будем дышать ароматом, а каким вы мне скажите сами. (на столах стоят стаканы с ароматизатором лимона)

Запах, какого фрукта вы сейчас почувствовали? (Лимона.)

Правильно, именно лимон повышает умственную работоспособность.

Ребята, а вы знаете, как устроен нос? (Нет.)

Давайте посмотрим вот на эту схему, на которой изображён нос.

2. Работа по схеме «Нос».

Некоторые люди считают, что нос это только украшение на лице, на самом деле, даже самый маленький носик это очень важная часть тела. Когда мы делаем вдох, мы втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает вот по этим каналам.

Посмотрите, поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек, к этим ресничкам прилипают пылинки, которые летают в воздухе, т.е. эти реснички очищают воздух от пыли.

Давайте втянем воздух носом, что вы почувствовали?

Очень важно ребята дышать носом, а не ртом, потому - что воздух, который попадает через нос, очищается и согревается, особенно это важно в холодное время года.

Давайте, ребята вместе проведём гимнастику для нашего носика.

Дыхательная гимнастика (приоткрытое окно)

  1. Дыхание через одну ноздрю, зажав другую, затем тоже с другой ноздрёй.
  2. Дыхание носом – выдох через рот.
  3. Дыхание ртом – выдох через нос.

Молодцы ребята, как ваше самочувствие, голова ни у кого не закружилась?

3. Работа по схеме «бронхи-лёгкие»

Нос это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Все люди, животные, птицы, насекомые постоянно нуждаются в воздухе. И когда мы делаем вдох, воздух устремляется сначала в дыхательное горло – трахея, а трахея разветвляется на 2 широкие трубки, по ним воздух пробегает в правое и левое лёгкое. При вдохе наша грудь поднимается, а при выдохе опускается.

Давайте глубоко, глубоко вдохнём, внутри нас лёгкие надуваются, выдохнем - сдуваются (дети встают в кружок)

Посмотрите на шарик, что внутри шарика? (воздух.)

Правильно внутри шарика находится воздух.

Ребята, можно ли увидеть воздух? (Нет.)

4. Физминутка «Раздувайся пузырь»

Значит, какой воздух раз его нельзя увидеть? (Лёгкий невидимый.)

Тот воздух, который нам нужен для дыхания, называется кислород.

Давайте все вместе скажем, как называется этот воздух? (Кислород.)

И вот сейчас ребята мы проведём опыт, перед вами стоят стаканы с водой, опустите в стакан соломку и подуйте в него.

Что появляется в воде? (Пузыри.)

А что внутри пузырьков? (Внутри находится воздух)

Правильно, это воздух, который был в лёгких, он попал в стакан.

5. Рассматривание и сравнение 2 картин с изображением Карлсона.

Все вы ребята знаете такого мультипликационного героя по имени Карлсон. Перед вами висит картина с его изображением, давайте внимательно рассмотрим эту картину и скажем, где летит Карлсон и что он делает? (На этой картине Карлсон летит над лесом, и он улыбается.)

А на 2 картине, где летит Карлсон? (Он летит над городом, где дымят трубы, и он недовольный, закрывает нос платком.)

Скажите ребята, где воздух чище, в городе или в лесу?

Как вы думаете? (В лесу воздух чище, потому что там больше зелени, а в городе воздух загрязнён дымом, газами от машин)

А что ребята нужно делать, чтобы очистить воздух? (Нужно больше садить зелени, деревьев и кустарников.)

Правильно ребята, все взрослые люди, о чистоте воздуха, стараются в тёплое время года как можно больше посадить кустарников, цветов.

Ребята, а с помощью чего мы определяем запахи? (С помощью носа.)

Да, если где-то дымом, мы сразу можем определить, где и что загорелось, а если из духовки доносится вкусный запах пирога, то хозяйка сразу понимает, что пирог готов, пора его вынимать.

И сейчас мы с вами будем определять запахи.

Дети по 1 выходят вперёд к столу и с закрытыми глазами определяют запах взятого фрукта.

А когда мы не можем определять запахи? (Когда носик заложен)

И вот для того, чтобы у нас были здоровые носики, за ними нужно следить и ухаживать.

  1. Каждый день чистить нос.
  2. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
  3. Нельзя толкать в нос острые и мелкие предметы.
  4. Вы должны беречь свои носики, не ударять друг друга.

Послушайте стихотворения Э.Мошковской «Мой замечательный нос».

Я ничего не знаю, и вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю, это мой нос доложил,
кто-то купил апельсины и во-о-он туда положил.

7. Игра-аттракцион «Чей нос»

Ребятам необходимо найти хозяина носа (слон, комар, лиса и т.д.)

Конспект открытого занятия

"Как мы дышим"

(подготовительная группа)

Воспитатель: Коротких С.А.

Программное содержание

    Показать детям взаимосвязь человека и мира природы.

    Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений.

    Познакомить с составом и свойствами воздуха.

    Формировать представление о красоте природного мира, о положительном и отрицательном воздействии человека на атмосферу земли.

    Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.

    Расширить и обобщить знания о вредных и полезных факторах, влияющих на функции носа.

    Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.

    Продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

Материалы: трубочки, чашка с водой, стакан, стаканчики для каждого ребенка, плакат « Строение органа дыхания», плакаты на экологическую тему « Лес», «Г ород с загрязнениями, фишки белые, черные (для изображения модели воздуха).

Ход занятия

Сюрприз - в сундуке Хрюша - он там задохнулся.(кашляет, ему плохо)

Воспитатель:

-(помогает Хрюше сесть). Ребята все живое на земле дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек. Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим.

Предложить детям на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова наполнить легкие воздухом.

    Вот видите на долго задержать дыхание невозможно.

Мальчик рассказывает стихотворение:

    Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и ты.

Воспитатель:

    Ребята! (подходит к столу вместе с детьми)

А теперь проведем несколько опытов.

Воспитатель берет стакан и помещает в емкость с водой (прозрачную чашу). Стакан опускаем прямо. Вода в стакан не набралась.

Воспитатель:

    Ребята! Как вы думаете, почему не набралась вода?

Дети:

    Потому - что внутри стакана находиться воздух.

Воспитатель:

    Проведем еще эксперимент.

Воспитатель надувает мыльные пузыри, и они летят.

    Как вы думаете, почему летают пузыри?

Дети:

    Внутри воздух.

Воспитатель:

    Воздух ребята невидимый и прозрачный.

Проведем еще один эксперимент - устроим бурю в стакане.

Дыхательная гимнастика: «Буря в стакане».

Все дети подходят к столу и дуют в трубочку. (На столах стоят прозрачные стаканчики с трубочками для каждого ребенка).

Воспитатель:

Что же это за невидимая сила - воздух, которая устраивает такую бурю? А как воздух попадает в наш организм?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель подходит к плакату « Строение дыхательных путей человека».

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку: Ребенок; Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть сможешь что угодно.

(Нос - сон)

Воспитатель:

    Нос это важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку,- одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, для того чтобы в них не попала грязь. Нос так же согревает воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Итак, куда попадает воздух?

Дети:

    В легкие.

Воспитатель:

    Встанем, вдохнем, выдохнем.

При вдохе легкие наполняются воздухом, при выдохе воздух выходит.

Проводиться игра под музыку: « Прикрепи хрюшке носик».

Воспитатель:

Воздух ребята состоит из: (смоделировать из кружков)

    Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ. Для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода. Для дыхания необходим чистый воздух.

    Когда воздух чист и свеж - дышится легко, появляются бодрость, хорошее настроение. В городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. А на улице?

Дети:

    Деревья и кусты.

Воспитатель:

Ребята как вы думаете, где воздух чище - в городе или в лесу? (показать плакаты) Где легче дышится и почему?

    Задание детям

Смоделировать из черных и белых кружков воздух улицы города и воздух луга

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, может ли человек влиять на чистоту воздуха?

Как? Что для этого нужно делать?

Дети:

    Не засорять природу, сажать побольше деревьев. Воспитатель:

    Дыхание через нос (а не через рот) считается единственно правильным, т.к. при нем меньше опасности надышаться пыли, простудиться или заболеть ангиной. Так же ребята запомните:

    нельзя ковырять в носу посторонними предметами;

    стараться избегать мест с загрязненным воздухом;

    сильно сморкаться.

Проводиться игра: « Угадай Чей Нос»
(по картинкам)

Марина Ряховская
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как мы дышим»

Цель : Продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Задачи : Познакомить с органами дыхания (нос, трахея, легкие, их назначение. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, о способах его очистки. Активизировать словарь детей. Воспитывать любознательность.

Материал : Схема движения воздуха в дыхательных органах человека, картинки с изображением причин загрязнения воздуха, воздушные шарики каждого ребенка.

Ход занятия.

На прошлом занятии мы познакомились со строением тела человека. А сегодня я расскажу вам, как мы дышим . Все живое на земле дышит . Дышат растения, животные и, конечно человек. Дышим мы все время , независимо от того, спим мы или играем, танцуем или смотрим телевизор. Мы не можем не дышать, даже если нам это захочется. Попробуйте задержать дыхание.

Дети пробуют задержать дыхание и убеждаются в том, что это невозможно.

Вот видите, мы не можем долго не дышать. Воздух нам необходим как вода и пища. А для чего нужно все время дышать? Дело в том, что для работы нашего организма необходим кислород, который находится в воздухе. Человек постоянно дышит , поочередно делая вдох и выдох. А теперь все вместе понаблюдаем за дыханием и узнаем, что происходит во время вдоха выдоха.

Дети делают вдох и выдох. Убеждаются в том, что во время вдоха мы втягиваем в себя воздух, а во время выдоха выпускаем.

Посмотрите вот на эту схему. На ней указано направление воздуха в дыхательных путях. Во время вдоха человек втягивает в себя воздух, который сначала попадает в нос. В носу множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам как к липкой бумаги, прилипают пылинки, содержащиеся в воздухе. В носу воздух согревается, чтобы дыхательные пути не охлаждались, поэтому зимой нужно стараться дышать носом . Из носа воздух попадает в трахею. Мы можем прощупать ее у себя на передней части шеи. Из трахеи воздух попадает в левое и правое легкое. Из легких кислород расходится по кровеносным сосудам к органам. Оставшийся воздух мы выдыхаем.

А теперь положите руку на грудь. Делаем вдох через нос, при этом грудь поднимается. Делаем выдох через рот, воздух выходит наружу и грудь опускается.

С помощью воздушного шарика мы можем посмотреть, как мы дышим . Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете воздух (надуваю шарик, и сдуваются, когда вы выдыхаете (выпускаю воздух из шарика) . Опыт с шариками. Раздаю детям шары - упражнение с шариками «надуть - сдуть» .

Для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом. Когда воздух чист и свеж, дышится легко , человек хорошо себя чувствует у него хорошее настроение. Ученые обнаружили, что в воздухе содержится много пыли и микробов, вызывающих разные заболевания. Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Ответы детей и демонстрация картинок) . А что помогает очистить воздух (Ответы детей) .

Ребята, что нужно делать, чтобы органы дыхания служили нам много лет и никогда не болели? Да, о них надо заботиться. Очень важно дышать свежим и чистым воздухом. Ведь если воздух грязный, то частички пыли могут проникнуть в организм человека. Вот и познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим, какие органы в нее входят.

Публикации по теме:

Цели: Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. Познакомиться.

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект познавательного занятия «К нам гости пришли» для детей старшей группы Цель: учить детей правилам хорошего тона. Задачи: * учить детей правильно вести себя в гостях; * учить отвечать на вопросы полными предложениями;.

Конспект познавательного занятия-беседы в старшей группе «Где найти витамины» Конспект познавательного занятия в старшей группе Беседа: «Где найти витамины»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Мои глаза» Цели: – Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; – познакомить детей со строением глаза;.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты» Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Солнце – это звезда, огромный.