Методы диагностики памяти (окончание). Выводы об уровне развития

Среди испытуемых детей нами была проведена методика "Узнай фигуры", результаты проведения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики "Узнай фигуры"

Количество набранных баллов

Уровень развития памяти

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов -- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла -- ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл -- ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1 (см. приложение 3)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития узнавания у детей находится на среднем уровне. Из 15 испытуемых: на 10 баллов задание не выполнил ни один ребенок, т.е. "очень высокий" уровень развития в группе отсутствует. Высокий уровень развития узнавания показали только 3 ребенка, которые набрали от 8 до 9 баллов, эти дети справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития узнавания показала большая часть группы, а именно 11 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 50-70 секунд. Низкий уровень развития узнавания показал только 1 ребенок, он справился со всеми заданиями, но ему понадобилось на это чуть больше времени, чем остальным детям, а именно 76 секунд (т.е. диапазон 70-80 секунд). "Очень низкий" уровень развития узнавания не был выявлен в группе.

Таблица 3

Результаты проведения методики "Запомни рисунки"

Количество набранных баллов

Уровень развития

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок узнал -на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл -- ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов -- высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2. (см. приложение 4).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей находится также на среднем уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показали 5 детей, эти дети набрали от 8 до 9 баллов, т.к. они справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития объема кратковременной зрительной памяти также показала большая часть группы, а именно 9 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 55-75 секунд. Низкий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показал 1 ребено, он справился с заданием полностью, он получил от 4 до 7 баллов, т.к. на выполнение задания им понадобилось 75-85 секунд. "Очень низкий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти не был выявлен в группе испытуемых.

В завершении исследования нами была проведена методика "Выучи слова" в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты проведения методики "Выучи слова"

Количество набранных баллов

Уровень развития

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3(см. приложение 5).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс заучивания у детей находится на низком уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень процесса заучивания в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития процесса заучивания показал лишь 1 ребенок, он набрал 8 баллов, т.к. он за шесть попыток правильно воспроизвел 10 слов. Средний уровень развития процесса заучивания показали 6 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и за шесть попыток правильно воспроизвели от 6 до 9 слов. Низкий уровень развития процесса заучивания показали 8 детей, за выполнение задания они получили по 2-3 балла, т.к. за шесть попыток правильно воспроизвели лишь 4-5 слов. "Очень низкий" уровень развития процесса заучивания не был выявлен в группе исследуемых детей.

Сводная таблица с результатами всех испытуемых детей, полученным в ходе проведения трех методик, представлены в приложении

Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.

1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.

Цель исследования: диагностика уровня развития различных видов памяти детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1.Отобрать группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти.

2.Организовать и провести психологическую диагностику младших школьников

3.Провести качественный анализ полученных эмпирических данных.

4.Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Методы исследования:

2. описание методик

Методика "Выучи слова"

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти"

Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик, рассчитанных на изучение детей дошкольного возраста.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале".

Оценка результатов

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов - 10 - получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов - 8 - получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

Выводы об уровне развития

Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.

Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.

В общем готовыми к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.

Не достаточно готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.

Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом кратковременной памяти, оцененным в 2 балла.

И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.

Методика "Запомни рисунки"

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

§ 3. Анализ результатов.

Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ СОШ № 407

с детьми младшего школьного возраста. Было продиагностированно 23 ребенка 1 «Б» класса. На момент проведения тестирования возраст детей составлял 6-8 лет.

В результате тестирования по первой методики "Выучи слова"

были получены следующие данные, на основе которых построена таблица 1.

испытуемого

Количество баллов

Примечание 1: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

По данной методике наблюдается преобладание среднего уровня динамики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста.

По методике «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» у меня получились следующие результаты, на основе которых построена таблица 2.

№ испытуемого

Количество баллов

Балл без пометок – средний уровень

Балл жирным шрифтом – высокий уровень

В результате данной методики выявлен средний уровень объема кратковременной зрительной памяти, кроме двух испытуемых, что говорит о полной готовности детей к обучению в школе, что они, собственно, и делают.

Вследствие 3-ей методики "Запомни рисунки" по полученным данным была построена таблица 3.

№ испытуемого

Количество баллов

Примечание: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

Балл без пометок – средний уровень

Балл жирным шрифтом – высокий уровень

По данной методике так же был выявлен общий средний уровень кратковременной зрительной памяти, за исключением нескольких учащихся.

Вывод по второй главе.

В результате проведённого исследования проводимого в общеобразовательной школе № 407 было выявлено преобладание среднего уровня развития различный видов памяти у детей младшего школьного возраста.

Заключение.

Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.

Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.

Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой их этих наук существуют свои теории памяти: психологические, биогенетические, физиологические.

Мною при изучении памяти младших школьников были использованный несколько методик, с помощью которых я увидел уровень развития различных видов памяти.

Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Опытно – экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, различные виды памяти, такие как слуховая и зрительная, будут формироваться значительно медленнее.

Список литературы

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001.

3.Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./Составитель Марцинковская Т.Д. – М., Линка - Пресс, 1998.

10. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

13. Память и ее развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.,

15. Память. /Составитель У. Джеймс. – М., Психология, 1997.

17. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 1990.

: техника учения и обучения. – И., - РНО НУМ Центр ПО, 1997.

22. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти: Пер. с фр. – М., Эндос, 1994

24. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. /Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. – Екатеринбург, Несси - пресс 2001.

Методы диагностики памяти (окончание)

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

    10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

    8 - 9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за б попыток 10-11 слов.

    6 - 7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

    4 - 5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

    2 - 3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

    0 - 1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

    10 баллов -очень высокий.

    8 - 9 баллов - высокий.

    4 - 7 баллов - средний.

    2 - 3 балла - низкий.

    0 - 1 балл - очень низкий.

Тесты для детей

http://azps.ru/tests/

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка.

· Анкета "Мотивы выбора друга" Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.

· Анкета по Г. Хорну Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей.

· Вопросник-характеристика неуспевающего ученика Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения.

· Диагностика периферических нарушений речи у детей Дислалия. Дизартрия. Ринолалия.

· Интервью "Волшебный мир" Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире.

· Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

· Методика "Аналогии" Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления.

· Методика "Аналогии" (версия 2) Другой вариант "Аналогий".

· Методика "Вербальная фантазия" В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов.

· Методика "Времена года" Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

· Методика "Вырежи фигуры" Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

· Методика "Выучи слова" С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов.

· Методика "Выяснение пассивного словарного запаса" В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом.

· Методика "Запомни и расставь точки" С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

· Методика "Запомни рисунки" Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.

· Методика "Исключение лишнего" Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

· Методика "Исключение понятий" Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

· Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?" Оценка уровня зрительного восприятия.

· Методика "Кому чего недостает?" Эта методика предназначается для психодиагностики мыш-ления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

· Методика "Кубик Рубика" Эта методика предназначена для диагностики уровня разви-тия наглядно-действенного мышления.

· Методика "Назови слова" Представляемая далее методика определяет запас слов, ко-торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

· Методика "Нелепицы" При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

· Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу.

· Методика "Определение активного словарного запаса" Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

· Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" Оценивается объём зрительной памяти.

· Методика "Определение понятий" Уровень развития понятийного мышления.

· Методика "Отношение ребенка к обучению в школе" Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

· Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти" ...

· Методика "Придумай игру" Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.

· Методика "Пройди через лабиринт" В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра-жен лабиринт, вход в кото-рый указан стрелкой, рас-положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо-лагающейся справа вверху.

· Методика "Проставь значки" Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

· Методика "Раздели на группы" Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка.

· Методика "Скульптура" Оценивается фантазия ребёнка.

· Методика "Сравнение понятий" Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

· Методика "Сравнение понятий" (вариант для детей и подростков) Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

· Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.




Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом й 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

А Б


Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из


Часть I. Психологическая диагностика

такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за­читыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке - убывающем (рис. 15 А, Б).

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр. 8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр. 6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5-6 цифр. 4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. 2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. 0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.


_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста _

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.



Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все

12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов

б попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за

6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за

6 попыток 6-7 слов.


Часть I. Психологическая диагностика



2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за

6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за

6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития