Как научить ребенка не бояться школы. Ребенок боится врачей: советы психологов и опытных мам как помочь детям избавиться от страха. Выражать свое мнение

Это очень обширная и глубокая тема, и несомненно, целиком её здесь рассмотреть не получится, но основные моменты и советы будут обрисованы.

Начнем с того, что страхам подвержены все люди. Многие из страхов были заложены в глубоком детстве, какие то рациональны (нормально бояться поздно ночью возвращаться одному в опасном районе) или иррациональны (боязнь бабочек). Какие-то уходят вместе с детством, какие-то остаются на всю жизнь. Мы сейчас не будем углубляться в дебри психологии, а рассмотрим совершенно конкретные ситуации. Те, которые могут быть понятны родителям и для которых есть простые методы решения.

Если страхи вашего ребенка выходят за границы этих ситуаций, з апишитесь к опытному и узнайте как справиться с вашей проблемой

телефон 3032060

Итак, многие страхи у детей похожи на взрослые страхи, т.е. они понятны и родителям, мы легко можем поставить себя на место детей. Мы сейчас будем говорить не о малышах, которые только встали на ноги — потому что они по-своему бесстрашны, а о тех, кто уже в том возрасте, когда они успели получить и отрицательный опыт (ушибы, падения и пр.) и понимают причинно-следственную связь (если я сделаю это, мне может быть больно и т.д.).

Очень важные моменты, который необходимо обговорить в самом начале:

1. Страх может быть полезен (как механизм защиты), и люди, начисто лишенные страха — это люди, выбивающиеся за рамки нормы, так быть не должно. Полезный страх можно назвать «страх-осторожность». Он не даст нам подойти слишком близко к краю обрыва, уведет в сторону от пьяной драки, убедит не плавать во время шторма. «Страх» как всплеск адреналина придаст сил в критической ситуации.

Но страх может быть и вреден — в тех случаях, когда он заставляет нас замирать, когда надо собраться и действовать, когда заставляет мышцы дрожать и ослабевать, когда вгоняет в панику и лишает разума, приводит к истерике, неадекватным реакциям. Этого типа страха нужно всячески избегать и следить, чтобы он не проявлялся в вашем ребенке.

2. Очень часто (вы даже не представляете, насколько) родители сами взращивают в своих детях этот «вредный» страх. Причём, что самое опасное, для них самих это выглядит как забота о ребенке — значит, они не умеют вовремя остановиться в своей опеке, «включить критику», подумать о ребенке, а не о себе. Такие родители исходят из своей (не ребенка!) необходимости чувствовать спокойствие, и считают, что если ребенок не будет ничего делать, то ничего плохого с ним и не случится. Именно этого типа родители всё запрещают и кричат на площадке детям: «Сынок, не подходи к качелям, ударит!», «Не раскачивайся высоко, упадешь!», «Не играй с собакой, укусит!».

И даже более того, самой формулировкой родители как бы «обещают» ребенку, что всё произойдет именно по плохому сценарию. Дети начинают искренне верить: «если играть с собакой - она «обязательно укусит». Такое «программирование» вредит ребенку, не говоря уж о том, что он начинает всего бояться. Тогда как гораздо лучше для него самого, если он будет уметь лазить по лестнице, а не бояться лестниц и высоты, не говоря уж о вере в то, что он обязательно упадет.

3. Особенно токсичным является такое поведение родителей, когда они используют страхи ребенка как оружие против него, манипулируя ребенком. Ужасно звучит, правда? А это всего лишь честное описание таких фраз, как «Не будешь спать - бабайка утащит», или «Будешь себя плохо вести, я тебя тут одного оставлю и уйду \ отдам дяде полицейскому!» или же «Ты таким поведением меня в могилу сведешь!».

Это всё — очень частые родительские фразы, в моменты, когда у них кончается терпение, они раздражены либо сами в свое время (точно так же!) были запуганы родителями. А между тем, эти слова — не просто слова, они используют сильнейшие детские страхи: остаться одному, быть брошенным родителями (быть ненужным, нелюбимым), потерять родителей, а также страхи чудовищ и темноты.

Таким образом, нужно обязательно учитывать эти моменты: не осуждать страхи ребенка, не использовать их как инструмент для собственного комфорта.

телефон 3032060

Теперь вкратце опишем несколько видов страхов, чаще всего встречающихся у детей .

Страх нового. Этот страх знаком и взрослым. Все мы боимся делать что-то в первый раз. В основном потому, что не знаем, как себя вести, не уверены в своих силах и так далее. Но для ребенка, когда он только начинает постигать мир и учиться, практически всё является новым. Он впервые видит море, едет в переполненном автобусе, посещает цирк, гуляет по лесу, садится на велосипед,

В этом случае легче всего справиться со страхом — мягко и позитивно убедить ребенка, что ничего страшного не случится, что вы рядом и если даже у него не получится, и что-то пойдёт не так, вы подстрахуете. Расскажите похожую историю про себя, как вы тоже сначала боялись что-то начать, но потом у вас все получилось, это подбодрит ребенка.

Дайте ему понять, что вы рядом, но вместе с тем, не «отнимайте» у него возможность самому справиться со страхом. Важно, чтобы он понимал — да, родители помогут, но он сам может ездить на велосипеде, плавать, взбираться по горке. Ребенок не должен думать, что все хорошо получается, только когда «мама рядом» (как бы не хотелось некоторым матерям этим надежно «привязать» ребенка к себе). Он должен знать, что получается именно у него. И пусть даже не с первого раза.

Обычно после первого же удачного опыта ребенок теряет страх нового и начинает увлеченно практиковаться, стараясь сделать всё еще лучше. Исключением служат ситуации, когда рядом присутствует очень критичный и мало-эмоциональный родитель, который за каждый промах ругает ребенка: «Ну вот, опять ты упал» или «Почему ты не можешь усидеть ровно?» или даже «Это же легко, почему ты такой тупой? (слабый, трусливый, неумеха)» и пр. Тогда страх нового превращается в страх неодобрения со стороны родителей, и справиться с ним несколько сложнее — это требует вмешательства специалиста, причем в большей степени работать он будет как раз с родителями.

Страх темноты. Очень распространенный страх, который встречается и у детей, и у взрослых (просто мы с ним лучше справляемся). Самое важное, что надо знать про этот страх — что он абсолютно естественен. Он остался в нас как отголосок тех времен, когда человек (как вид) жил дикой жизнью, и день был временем относительной безопасности, а ночь — временем хищников и смерти с зубами и когтями.

В нас природой заложено бояться темноты. Это и надо объяснить ребенку (естественно, более простыми словами) и постараться воззвать к его разуму: подробно разобрать ситуацию, объяснив, что под кроватью никого нет, в шкафу пусто, окно плотно закрыто, никто не проберется и пр. При этом, зная о том, что страх этот не всегда поддается рациональному объяснению и характерен для всех нас, не ругать ребенка за него, не обзывать «глупышкой» и «трусишкой». Иногда лучше подыграть: оставить маленький ночник у кровати, или открытую дверь, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. Такой страх лучше всего «лечится» чувством покоя, защищенности, уюта.

Если, несмотря на все увещевания ребенок продолжает сильно бояться темноты, вам необходимо обратить внимание на обстановку в семье — возможно, несмотря на включенный ночник, ребенок не чувствует себя комфортно из-за нервной обстановки в семье, ссор и т.д.

Страх чудовищ . Мы уже вкратце обсудили те случаи, когда родители сами пугают детей чудовищами, чтобы заставить их слушаться. Частично страх чудовищ связан с темнотой, но часто проявляется и днем, и даже в людных местах (трансформируясь в страх незнакомцев ). Не всегда те, кто «знакомит» ребенка с чудовищами - родители. Бывает, ребенок узнает само это понятие от бабушек, дедушек, «всезнающих» тётенек в магазинах, которые услужливо воспитывают вашего ребенка, живописно,в красках рассказывают, кто их заберет, если они будут шалить. А дети - создания очень восприимчивые. Бывает, пара слов, сказанных такой тётей, застревают у них в голове и потом являются источником сильнейших страхов.

Обычно «страх чудовищ» связан со страхами потерять родителей, потеряться самому, оказаться во власти чего-то незнакомого, пугающего.

Запишитесь к опытному и узнайте как справиться с вашей проблемой

телефон 3032060

Что делать в таких случаях?

Можно попробовать несколько способов. Например, показать ребенку, что в шкафу никого нет, или наоборот, подыграть ему: так, папа может продемонстрировать ребенку игрушечный (а для ребенка настоящий!) меч и сказать, что он победит любого монстра, который посмеет вылезти. Самое главное — не высмеивать ребенка, не ругать за «глупые фантазии»! Для него-то все эти монстры и чудовища реальны, и страх его реален.

Можно попробовать обсудить с ребенком монстра, расспросить его, какой он, что ест, какого цвета шерсть и т.д. Ведь ребенка, как мы знаем, пугает страх непонятного, незнакомого — обычно монстры олицетворяют что-то чуждое, мы не знаем как себя вести, что делать. Разобрав монстра «по косточкам», мы тем самым изгоним страх ребенка.

Можно даже попытаться придумать монстру имя, «выяснить» вместе с ребенком, что на самом деле он вовсе не злой, а просто нелюдимый, и так далее. Придумать, как действовать в случае его появления: например, страшный неизведанный монстр, превращенный общими усилиями в синего пушистого и застенчивого любителя печенья, тихо придет и уйдет, никого не тронув, если оставить у окна блюдечко с угощением.

Естественно, если страх чудовищ у вашего ребенка выходит за рамки описанного, необходимо обратиться к который докопается до истинной причины страхов и поможет справиться с ними .

Существует еще множество страхов — новых людей, неодобрения родителей, страх потеряться, у подростков это страх публичного выступления, осуждения и пр. Всегда нужно помнить, что страхи отступают перед любовью, вниманием, ощущением защищенности, пониманием, как надо действовать, уверенности в своих силах — старайтесь давать вашему ребенку всё это.

Само собой, тема детских страхов не описана здесь полностью, слишком она широка и глубока. Чтобы лучше понять, что происходит с вашим ребенком,

С уважением, практический психолог Ященко С.А.

Пока вы звоните к нам в центр, чтобы записаться на консультацию к опытному специалисту, предлагаем посмотреть несколько видео советов от наших психологов:

Чего боится ваш малыш? Спать в темной комнате? Отвечать на вопросы воспитателя? Сесть на новый велосипед? Каких только страхов не может быть у ребенка в раннем возрасте! И это нормально. Бояться нужно. Но человеку необходимо и преодолевать свои страхи, реально оценивать ситуацию, знать, что страх чаще всего мешает достигать своих целей.

Бороться со страхом малышу тоже … страшно. И непросто. Только мудрые взрослые могут помочь ему в этом, раскрывая все особенности окружающего мира и подготавливая к неожиданным поворотам судьбы.

Нужно ли бояться, или что такое страх

Страх имеет две стороны. Во-первых, это эмоциональный отклик детской психики на влияние внешних факторов. Чаще всего такие страхи не имеют серьезного повода. Угроза придумана самим ребенком. И так происходит, по статистике, у 50% детей возрастом от 2 до 7 лет, страдающих страхами разного вида.

Во-вторых, страх является одной из сторон чувства самосохранения. Он ограждает ребенка от многих неправильных поступков, а в итоге - учит продуманно строить свое поведение, тренирует психику.

Тем не менее, от многих детских страхов необходимо избавляться. Одно дело, если страх посещает малыша время от времени. Но если это чувство присутствует в его жизни всегда, лишь видоизменяясь в разных ситуациях, пора бить тревогу. Есть опасность, что у малыша станет развиваться повышенная тревожность, мнительность, недоверчивое отношение ко всем окружающим. В результате - формирование массы комплексов, снижение самооценки, сложности в общении со сверстниками и взрослыми, развитие невроза - то есть, негармоничное формирование личности и невозможность самореализации.

Чтобы этого не произошло, родители должны быть начеку.

Когда пора бить тревогу? Когда регулярно в одних и тех же ситуациях ребенок проявляет явные признаки страха: не желает выполнять какое-то действие, становится молчаливым, угрюмым, впадет в депрессию, плачет.

Чего чаще всего боятся дети? Незнакомой обстановки и незнакомых людей, темноты, одиночества, разлуки с родителями, врачей, сверстников, коллектива, потери любви близких людей, физической боли и т. д.

Запускать состояние страха у малыша нельзя, но ?

«Антикапризин»: скорая помощь для смелости!

Яркой её частью является комплект « », некоторые сказки которого способны избавить ребенка с двух лет от страхов и воспитать в нем уверенность в своих силах, самоуважение, смелость, силу воли, умение принимать решения и брать ответственность за свои поступки.


Что такое «Антикапризин»?

Это набор из 50 сказок, призванных повлиять на поведение ребенка в лучшую сторону. Главным героем таких сказок является мальчик или девочка. Но это персонаж не носит имя ребенка-«слушателя» истории, эти сказки не персонализированы, как это происходит в других комплектах данной методики. Зачем малышу соотносить себя с героем, совершающим некрасивые поступки? Он просто узнает о его приключениях и сделает для себя выводы о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». В нашем случае - узнает, как мешают жить некоторые необоснованные страхи.

Среди сказок, помогающих не бояться, есть истории о страхе боли и темноты, о стеснительности, желании всегда быть рядом с родителями, опасении потерять любовь родителей при разводе или рождении братика или сестрички и т. д.

Во время прослушивания сказок у малыша развивается мышление, память, внимание, фантазия и речь. Если читать эти поучительные волшебные истории ребенку перед сном, большая вероятность, что все страхи улетучатся, как не бывало.

Что «лечит» страхи?

Эффективным инструментом против детских страхов служит целый комплект «Антикапризина»: книга-помощник для родителей с советами и текстами сказок, 50 красочных книжек-малышек для куклы-рукавички «Пес-сказочник». Именно этот персонаж может «приносить» малышу сказку-книжку и рассказывать ее маминым или папиным голосом. А при желании можно поставить DVD-диск для прослушивания сказки в исполнении актера. Дети обожают разнообразие!

Одна сказка - минус один страх ребенка. Отличный результат! Главное: «Антикапризин» эффективен только при комплексном подходе к борьбе со страхами, только при условии, что взрослые задумаются о своем поведении. Ведь психологи утверждают, что в 90% случаев виной в страхах детей являются именно они. О чем нужно помнить взрослым?

    Беременность мамы должна проходить в спокойной позитивной атмосфере.
  • Главный принцип поведения мамы - любовь, нежность и доброта, а не строгость и авторитарность.
  • Не забывайте о внимании к ребенку, его интересам и желаниям, тесном общении с ним.
  • Помните о стимуляции общения с ровесниками без сравнения с ними.
  • Не запугивайте малыша сказочными персонажами, страшными историями и последствиями ошибочных действий.
  • Хвалите малыша, восхищайтесь его успехами в присутствии других. И никогда не смейтесь над его неудачами!
  • Сохраняйте мир и взаимопонимание в семье, не вмешивайте ребенка в конфликтные ситуации.

И самое главное, чтобы научить ребёнка не бояться, не нужно ставить цель уберечь его от всех опасностей и трудностей. Незначительные страхи, преодоленные ребенком в детстве, только закалят его характер и помогут оценить жизненные реалии.

Итак, общими усилиями родителей, всех членов семьи, психологов, педагогов и авторов комплекта « » можно скорректировать характер ребенка с самого раннего возраста, предупредив потенциальные проблемы развития личности в будущем. Смело вступайте в борьбу за смелость своего ребенка и ничего не бойтесь!


Как вести себя маме, когда ребенок боится всего — паучков, людей — вплоть до истерик, спать хочет только с включенным светом. Это не просто привлечение к себе внимания, а сковывающий страх. Как научить ребенка не бояться? Что делать, чтобы предотвратить ужас и испуг маленького человечка? Каковы причины страха у детей и что делать родителям? Ведь нельзя же все время быть рядом с ребенком, не выпуская его из виду. А детский сад, школа, когда мама далеко, — как тогда быть?

Знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогут разобраться, почему ребенок испытывает страх, начиная с трех-пятилетнего возраста. И дадут родителям возможность, не ожидая советов извне от различного рода психологов, победить страх у детей навсегда.

Научить выносить эмоции наружу

Страх возникает у детей, обладающих зрительным вектором. Такие дети — самые чуткие, эмоциональные, требующие родительского внимания и эмоциональных связей с мамой. Например, ребенку без зрительного вектора не нужно много эмоций, а зрительный — это эмоциональный троглодит.

Для ребенка очень важно получать чувство защищенности и безопасности от мамы. Так же, как для мамы важно получать ее от мужа. Если супруг обеспечивает этим фундаментальным чувством жену, ребенок ощущает спокойное эмоциональное состояние матери.

Особое значение имеет состояние мамы, потому что мать и дитя напрямую связаны психологической пуповиной, особенно до шести лет. Отсутствие ощущения защищенности и безопасности — одна из причин страхов у ребенка. А проецироваться это может на все что угодно: насекомых и животных, людей, темноту. Но корень один — это страх смерти.

Причины страха у детей:

— потеря чувства защищенности и безопасности;

— отсутствие близкой эмоциональной связи с мамой;

— страх как врожденное свойство зрительного вектора.

Как научить ребенка не бояться

Зрительный ребенок имеет один из двух типов интеллекта — образный. Развитие образного интеллекта влечет за собой развитие чувственности, которая, в свою очередь, избавляет ребенка от . Книга — один из лучших друзей для обладателя зрительного вектора. И объем поглощения информации в потенциале огромен. Маме только нужно подавать личный пример чтения литературы и научить ребенка читать. Это можно делать уже с 3-5 летнего возраста, а не когда «школа на носу». А пока он еще не умеет сам, читать ребенку сказки, художественную литературу.

Сказки бывают двух видов:

1) О каннибализме — такие, как "Семеро козлят", "Колобок" и многие другие, где главного героя какой-то из персонажей пытается съесть. Такие произведения зрительному ребенку ни в коем случае нельзя читать. Ребенок может вообразить, что это его съедает волк, и подкрепить этот образ эмоционально, что еще больше усилит страх.


2) О сострадании . Читайте, с помощью интонаций вовлекая малыша в сопереживание главным героям. Чтобы он научился сочувствовать, плакать, «болея» за жизнь героев, сопереживать их нелегкой судьбе. Это лучшая вакцина от страха. Врожденный страх заставляет ребенка бояться за собственную жизнь. Благодаря образному интеллекту ребенок воспринимает весь сюжет как происходящий наяву. Когда он вовлечен в сопереживание книжным героям, его страх трансформируется в чувство сострадания и любви. Мамочки, вложите всю душу в прочтение сюжета!

Если не научить ребенка не бояться, он может оказаться в категории жертвы в школе. Вот здесь уж точно врагу не пожелаешь тех издевательств и унижений, через которые проходят дети. Предостеречь, защитить, обезопасить ребенка — в интересах родителей.

Самый близкий и родной — тот, с кем создана эмоциональная связь

Переживайте вместе с ним, плачьте, если хочется — не экономьте эмоции. Это самое лучшее, чему вы можете научить ребенка, — не бояться проявлять свои чувства к другим людям. А маленьким бонусом за совместное прочтение сказок и художественной литературы будет близость, доверие, эмоциональная связь между вами. Помните, Александру Сергеевичу Пушкину читала книги няня Арина Родионовна? На протяжении всей жизни он питал именно к ней самые трепетные чувства.

Научившись сопереживать другим через чтение правильной литературы, ребенок вырабатывает иммунитет к страху. Больше в его жизни не будет места истерикам, ночным кошмарам, боязни оставаться дома одному или спать в темноте. Он перестанет трястись, как осенний лист на ветру, в страхе за свою жизнь.

Понимаете, о чем речь? Чтение классической литературы развивает чувственность ребенка, что помогает ему в дальнейшем счастливо жить, правильно взаимодействовать с другими людьми. Вначале его окружением будут дети в школе, во дворе, а потом люди на работе в коллективе, где он не столкнется с понятием «социофобия» и сумеет создать гармоничные парные отношения.

Научить ребенка жить без страха — вполне доступно

Огромное количество мамочек, прошедших тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поделились своими результатами о том, как изменились их дети. Ранее они тоже задавались вопросом, как научить ребенка не бояться. Для того чтобы у ребенка прошли страхи, мамочкам не нужны годы обучения. :

«…После первого раза прочтения "Девочки со спичками" наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни. Мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю.Бурлана ...»


«…Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить
…»


«…На тренинге Юрия Бурлана точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует — он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.
Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.
Счастливое детство наших детей — в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак
…»


Жизнь ребенка — в ваших руках
Ответственность за хорошее воспитание и развитие своих детей лежит на плечах родителей. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность каждой семье стоять на страже эмоционального, психического и физического здоровья ребенка и не допускать к нему врагов в виде страхов, истерик, девиантного поведения и задержек в развитии. Из умных, развитых детей складывается будущее нашего общества. Любая мамочка хочет и — благодаря знаниям системно-векторной психологии — может научить ребенка быть бесстрашным, вырастить его полноценным членом общества, способным в жизни многого достичь.

Понимать своего ребенка, его таланты и правильно с ним взаимодействовать, не причиняя ущерба в развитии и сохраняя свои нервы, научит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Добро пожаловать на бесплатный онлайн-тренинг. Регистрация .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология"

Зачастую родители воспринимают визит их чада к врачу-стоматологу, как обычный факт. Они считают, что в предварительной подготовке нет необходимости.

Маленькие пациенты, как правило, испытывают чувство страха не перед врачом. Их пугают манипуляции стоматолога в процессе осмотра и лечения.

Детей страшит всё неизвестное. Они не понимают, что им предстоит, будет ли больно, кто обеспечит им защиту.

Кабинет доктора – это совершенно новое место, в котором скрыто много неизвестного. А если это новое, то оно наверняка опасное.

Как помочь ребенку с самого раннего возраста не бояться врача-стоматолога?

Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку заботу о его зубах. Он должен соблюдать гигиену рта и посещать зубного врача своевременно.

С наступлением трехлетнего возраста ребенок все чаще заявляет – я сам, говоря таким образом о своей самостоятельности. Воспользуйтесь этим моментом. Предложите ему игру: пусть он почистит зубки любимой игрушке, потом – маме, а потом и себе. Когда малыш созреет для ролевых игр, попробуйте поиграть с ним в стоматолога: можно посчитать зубки во рту, дотрагиваясь до них маленькой ложечкой, осмотрите с ребенком его зубы в ручном зеркале, посветите ему маленьким фонариком.

Такие игры позволят ребенку абсолютно без страха воспринимать различные манипуляции во рту, он станет более адекватно относиться к происходящему, и его уже не будет пугать неизвестность, ожидающая в кабинете зубного врача.

А что делать в случае, если у ребенка болит зуб или десна и он очень боится идти к врачу? Отнеситесь к будущей процедуре творчески и попробуйте заранее дома сыграть с ребенком в доктора и несчастливого пациента, чтобы трусишка перестал волноваться.

Боязнь можно легко преодолеть только через детское любопытство: хороший детский стоматолог всегда сумеет заинтересовать малыша – покажет свои инструменты, разрешит ребенку с ними поиграть, самому выбрать понравившийся цвет для пломбы. И конечно, сможет донести до ребенка, что обязательно нужно прийти сюда снова и довести лечение до конца.

Несколько советов, которые помогут сделать так, чтобы ваш малыш меньше боялся посещения стоматолога:

  • Не стоит пугать ребенка тем, что если он откажется чистить зубки, то это закончится необходимостью визита к стоматологу.
  • Нельзя при ребенке заводить разговоры о том, насколько болезненно лечить зубы.
  • Важно, чтобы дорога в стоматологию не была слишком утомительной. Выбирайте лечебное учреждение в непосредственной близости к дому.
  • Не торопитесь за один прием вылечить несколько зубов: ребенок не усидит долго в кресле и от усталости начнет капризничать.
  • Обязательно поддерживайте свое чадо морально. Говорите, что будете находиться с ним рядом в кабинете доктора и поможете, если это будет нужно.
  • Остановите свой выбор на хорошей детской специализированной клиники. Выбирать зубного врача лучше всего по рекомендации.

Здравствуйте!

Сегодня поговорим про детский страх и как научить ребенка не бояться. Для начала важно понять, что страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые.

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие из нас в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!»

«Сейчас тебя собака съест!»

«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»

«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»

«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»

«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»

«Ты меня в могилу сведешь!»

«Ты что, хочешь моей смерти?!»

Эффект от такого проявления нашей слабости обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к нам, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе — у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять. Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил.

Какие еще детские страхи встречаются часто?

Страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (врачей, например), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях.

И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, страх воды (боязнь утонуть) и т.д.)

И третья группа страхов, о которой нельзя не упомянуть – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство детских страхов обычно проходят сами.

Но зачастую именно наша реакция усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Общаясь с родителями, я часто чувствую их сильное беспокойство, если ребенок проявляет страх. То есть, мы сами испытываем страх детского страха, как ни странно это звучит. Мы боимся, что с нашим ребенком что-то не так.

Например, недавно я наблюдала, как одна мама общалась с испуганной дочкой. Девочка боялась идти одна из своей комнаты в туалет. И просила маму пойти с ней. А мама испытывала сильное раздражение и недовольство ребенком. Ей искренне казалось, что такое поведение дочки — это «дурь и блажь», которое не стоит воспринимать всерьез. Она называла это недопустимой слабостью. В результате, ее реакция была такая:

«Иди быстро! Не позорься».

«Там нечего бояться. Что за бред?!»

«Если ты сейчас же не пойдешь, я уйду и не буду больше читать тебе».

«Если ты сейчас же не пойдешь, я все расскажу папе! И тебе будет стыдно…»

И это не редкая ситуация, а очень частая реакция родителей.

Ведь когда ребенок неожиданно начинает проявлять свой страх, это каким-то образом всегда ограничивает нас самих, нашу жизнь. Например, теперь ребенок спит только в нашей родительской кровати, или соглашается спать только с открытой дверью, или плачет и бесконечно жмется к нам в ожидании защиты от мнимых опасностей.

Чувства, которые мы испытываем в этот момент – это непонимание (нежелание понять), раздражение, злобу, страх, что с ребенком что-то не так и что наша жизнь теперь изменится.

В результате наши действия приводят к тому, что детский страх усиливается многократно и продлевается надолго. В случае же, если мы преодолеваем себя и ведем себя правильно, детские страхи проходят быстро.

Какие же есть правила нашего поведения , помогающие ребенку перестать бояться?

1. Помогаем ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция , которую время от времени испытывают все. Говорим об этом, приводим примеры, в которых обязательно страх в конце концов побежден.

2. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом . Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например:

«Где живет это существо? Какого оно разме ра, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что мы смеемся над детскими страхами, не считаем нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

Помните, какие страшилки мы придумывали и рассказывали в детстве (про темную комнату, красную руку и т.д.)? Они выполняли именно эту роль — таким образом, дети выражают свои страхи, выплескивают их наружу. Туже самую роль играют и фильмы ужасов.

  1. Позволяем ребенку испытывать страх , проживать его, находясь рядом и поддерживая.
  2. Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

Или, если , бесполезно говорить ему: «Собака добрая, тебе нечего бояться. Смотри, какая она маленькая!». Лучше рассказажите ребенку как вести себя правильно, чтобы собака не набросилась (не поворачиваться к ней спиной, не бежать и т.д.). И потренируйтесь вместе. Ребёнок должен понимать реальность: собаки бывают разные, иногда они, и правда, могут укусить.

И конечно, важно не показать свой страх, потому что ребенок в своих чувствах ориентируется, прежде всего, на нас. А для этого помогайте себе также как и своему ребенку. Не боритесь со своим страхом, признайте его, попробуйте ощутить в теле, где Ваш страх расположен. Тогда напряжение уменьшится, просто от того, что психике не приходится выворачиваться наизнанку.

Таким образом, Ваш ребенок получит бесценный опыт переживания страха.

  1. Ни в коем случае не стыдите ребенка , не называйте трусом и даже трусишкой:). И не рассказывайте о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое наше поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

А чего боится или боялся Ваш ребенок? Делитесь своими мыслями и опытом в комментариях к этой статье!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

59 комментариев