Как маленькие детки писать на горшок. Приучение ребенка к горшку - во сколько начинать, как быстро научить? Основные шаги привития навыка

Возможно ли приучить ребенка ходить на горшок? С данной проблемой сталкиваются многие молодые родители. Возможность приучить ребенка ходить на горшок приходится на период одного года либо полутора лет. Если вдруг ребенок не желает присаживаться на горшок, не стоит расстраиваться. Каждый малыш уникален и волнующий момент еще попросту не наступил.

Как понять, что пора научить годовалого ребенка проситься и ходить на горшок?

Наблюдая за своим карапузом, мама поймет, что час настал. Бдительная родительница может с легкостью определить готовность к предстоящему походу на горшок по некоторым признакам:

  • ребенок может двигать ножками;
  • скрещивать их, ерзать, выражать недовольство;
  • издавать характерные звуки;
  • пытаться стаскивать ползунки или штаны.

Если наблюдается такое поведение - пора приучить ребенка ходить на горшок.

Критерии, по которым можно смело начинать учить ребенка пользоваться горшком:

  • малютка хорошо и уверенно сидит (около годика);
  • может контролировать свой кишечный тракт и мочевой пузырь (в полтора года).

Как после памперсов приучить к горшку?

Сегодняшние мамы просто не мыслят свое существование без применения памперсов. Это очень удобно: меньше стирки, не пачкается мебель и ковры. Но наступает следующий этап взросления, и научить ребенка ходить на горшок становится почти первостепенной проблемой большинства родителей.

Есть такое мнение: не удастся научить ребенка ходить на горшок, если кроха пользуется памперсами. Все это миф. Научно доказано, что независимо от того, носил ребенок подгузники или нет, он все равно обучится применять горшок по назначению.

Можно ли насильно учить ребенка ходить на горшок?

Своими силами карапузу сложно освоить горшочную науку. Большинство современных родителей думают, что лучше принудительно научить ребенка ходить на горшок. Этот взгляд на привыкание к горшку ошибочен.

Горшок – неизвестный объект для крохи и не следует злиться, если изначально ребенок не справился. Педиатры рекомендуют постигать горшочное образование в возрасте одного – полутора лет. Просто нужно проявить терпение и не требовать от малыша невозможного.

Какие правила необходимо соблюдать?

Научить годовалого ребенка проситься и ходить на горшок – реально!

Необходимо придерживаться несложных правил, и радоваться достигнутому эффекту:

  • сначала нужно купить красивый горшок. Данный предмет должен быть практичным, изготовленным из пластмассы, соответствовать по размеру и возрасту. Следует познакомить с новоприобретенным предметом ребенка: рассказать о цели предназначения этой покупки, продемонстрировать ее красоту и вызвать интерес малютки;
  • стоит учить ребенка ходить на горшок через намеченный интервал времени. Особое внимание нужно уделить периоду по окончании приема пищи, когда ребенок проснется, накануне и после прогулки. Если кроха капризничает, не нужно настаивать. Следует проявить невозмутимость и доброжелательность;
  • нужно разъяснить ребенку, что взрослые люди ходят в туалет, а малыши – на горшок. Необходимо присесть на него, наглядно показать безопасность его применения;
  • чтобы научить ребенка проситься на горшок, нужно всякий раз говорить какое-либо конкретное слово во время высаживания. Спустя некоторое время дитя поймет смысл данного слова, что оно подразумевает и станет проситься;
  • если карапуз замочил одежду, не стоит бранить его за этот поступок;
  • следует хвалить малютку после каждого похода на горшок. Ему захочется еще получить похвалу за свой хороший поступок и порадовать маму;
  • приучайте к правилам личной гигиены: подтираться после похода на горшок, мыть руки, выливать содержимое ночной вазы в туалет и смывать за собой;
  • горшок необходимо размещать в доступном месте;
  • в игровой комнате нужно спрятать ковры и расстелить разовые пеленки на мебель.

Следуя данным правилам, можно реально научить ребенка проситься на горшок.

Использовать горшок по назначению ребенок уже научился, но ночью он не способен управлять работой мочевого пузыря еще в течение одного года. Родители начинают переживать, смогут ли они научить ребенка ходить на горшок по ночам. Ведь днем малыш сам справляется со своими обязанностями, а ночью - спит. Любая мама в состоянии приучить ребенка ходить на горшок.

Если придерживаться определенных правил, то можно справиться с любыми трудностями:

  • не давать много жидкости до отхода ко сну;
  • перед тем как малыш ляжет спать, дать воспользоваться горшком;
  • подниматься 2 раза ночью, высаживать ребенка на горшок, незаметно увеличивая промежуток между подъемами.

Немного погодя малыш сам будет вставать с кровати, и проситься на горшок.

Приучение ребенка к горшку является огромным достижением со стороны малыша и очередной ступенькой в этапе взросления. Научить ребенка проситься на горшок полностью зависит от заботы и выдержки родителей.

Второй сложный этап в жизни родителей – это как научить ребенка проситься на горшок.

Обычно этому учат после того, как ребенок освоил первые необходимые вещи – познание, изучение предмета, высаживание.

Только потом можно говорить о самостоятельном справлении нужды. Итак, рассмотрим, как учить и когда.

Если малыш уже не боится горшка, желательно сразу приступать к этому этапу обучения. Он может потребовать от родителей больше времени, чем ожидается. Психологическая помощь будет только плюсом, когда мать или отец вместе будут заниматься этим вопросом.

Важна тактика:

  • Родители вместе должны отказаться от подгузников;
  • Правильно выбирайте сезон – зимой сложнее воплотить этот процесс. Летом – можно позволить ребенку конфузы на улице и дома;
  • Похвала – единственный источник понимания правильности действий ребенка.

Итак, малыш первые разы попробовал пописать в свой туалет. Зазвучала музыка, родители рады.

Надо хвалить ребенка, когда у него получилось справить нужду в горшок. Если малыш не удержался, сходив на диван, пол, ковер, пока не стоит обращать на это внимание, а сразу посадить на горшок. Попросить его доделать все. Также рекомендуется прибегать к методу «хорошо-плохо» и не бояться делать замечания.

Интонация тоже важна: кроха понимает, что пописать в свой туалет это здорово, а все мимо – плохо. Этому никто не радуется, мама не хвалит.

Приучение ребенка к туалету

Родители также считают, что безопасным для психики малыша может стать свободный метод приучения, когда ему предлагают самостоятельно выбирать, желает он или нет садиться на горшок. В течение нескольких дней позволяют мочить штанишки, не переодевая ребенка. Таким образом, ему надоедает ходить мокрым, и он сам решает делать все в горшок.

Не все дети к этому предрасположены, и часть из них может подумать, что родителям все равно, они не заботятся о нем, не переодевая в сухие штаны. Ребенок может плакать, нервничать, но не сходить по делам. В таких случаях главное не пропустить момент, когда малыш захочет сесть, или побоится сам попробовать.

Некоторые дети легко учатся данной технике, затрачивая на обучение от 20 минут до 2 недель. Здесь важно показать эмоциями, что малыш справился, и он молодец.

Родители просто мечтают, чтобы их ребенок быстро освоил горшок. – читайте полезные советы и применяйте их на практике.

О возрасте, когда ребенка лучше приучать к горшку, вы можете почитать . Чем плохо ранее приучение ребенка?

Метод пряника

Итак, рассмотрим, как приучить ребенка проситься на горшок. В процессе приучения, мать должна всегда спрашивать, не хочет ли он в туалет.

Применять нужно понятные для малыша слова – “писать”, “пи-пи”, и т.д. Так малыш со временем будет учиться ассоциациям.

Следует объяснять также, что при первой нужде надо садиться на горшок, и когда малыш попросится, сразу же стоит предложить ему это сделать.

Пописав, мать должна показать всем домочадцам, что малыш сам попросился и сходил. Можно применять разные методы похвалы:

  • Угостить вкусной едой, которую малыш ест очень редко. Это вызовет у него понимание, что его хвалят и угощают. В следующий раз он будет стараться удивить и порадовать родителей, чтоб получить заветное лакомство.
  • Игрушки станут еще одним поощрением. Подарите ребенку безделушку, как символ начинаний. А дальше можно собирать коллекции таких сюрпризов.

Врачи отмечают, что дети, рожденные в полной семье, где есть старшие братья или сестры, быстрее приучаются к горшку. Однако это ошибочное мнение. Оно распространяется на речь и поведение, поскольку старшие дети не могут показать своим примером, как ходить на детский горшок. Родители должны понимать, что младший кроха учится у взрослых детей, и это распространяется на капризы.

Перед сном надо всегда спрашивать, хочет ли малыш по маленькому. Если он откажется, что, скорее всего, то надо посадите его самостоятельно. Перед засыпанием сказать, что в подгузник писать нельзя, это нужно повторять в течение нескольких недель.

Сразу отметим, что ночные хождения на горшок отменяются.

Неонатологи уверяют – прерывание сна ребенка в возрасте до 4-5 лет негативно отражается на психике.

В первые полгода-год ночные справления нужды, должны осуществляться во сне.

Через несколько месяцев малыш будет дольше удерживать мочеиспускание.

Не нужно разрешать ходить в подгузник – ребенок будет знать, что иногда можно делать того, чего нельзя и процесс обучения затянется на долгие месяцы.

Если замечено, что кроха мочит штаны, надо остановить его, предложить, чтоб бежал на горшок, и помочь ему снять одежду. При этом в процессе приучения не нужно оголять его, иначе привыкнет, что можно сразу садиться на горшок, не снимая нижнего белья.

В заключении отметим, что некоторые способы могут вызвать раздражение у ребенка. Не все дети могут осознать инстинкты. Возраст здесь не играет значения, если ребенок приучен к горшку и знает, что он из себя представляет. Также заметим, что длительное приучение к горшку может сказаться на отказе ребенка от взрослого туалета. Поэтому делать все нужно поэтапно, без увеличения длительности процесса.

Видео на тему

В первые годы жизни дети осваивают много разных навыков, среди которых есть и управление своими физиологическими потребностями. Взрослеющий малыш довольно быстро овладевает горшком, если он готов к приучению, а родители действуют правильно.


В связи с распространением одноразовых подгузников многие родители получили возможность отложить вопрос знакомства малыша с горшком на более позднее время. И хотя существует некоторое число приверженцев раннего высаживания, большинство родителей учитывает рекомендации педиатров в отношении начала освоения горшочных дел. Эти рекомендации основаны на физиологической готовности ребенка.

Современные врачи советуют подождать возраста, в котором дети смогут сознательно контролировать выделительную функцию. Этим возрастом считают 18-24 месяца.

Конечно, некоторые дети могут овладеть горшочной наукой раньше полутора лет, а у кого-то не получается контролировать мочеиспускание и в возрасте старше двух лет, но именно в этом временном промежутке большинство малышей способно достаточно быстро освоить горшок при условии наличия готовности к данному навыку.


В полуторагодовалом возрасте большинство малышей готовы приучиться ходить на горшок

Критерии готовности

Родители могут оценить, насколько готов организм ребенка к приучению, по таким критериям:

  • Эпизоды мочеиспусканий и дефекаций ребенка происходят с определенным установившимся интервалом.
  • Малыш пребывает в чистом сухом подгузнике по полтора-два часа.
  • Кроха знает, как называются разные предметы гардероба и части тела.
  • Ребенок понимает, что означают слова «покакать» и «пописать».
  • Если подгузник ребенка стал мокрым или загрязнился, малыш показывает свое недовольство.
  • Кроха учится или уже научился надевать штанишки и трусы, а также снимать их.
  • Малыш умеет показать жестом, звуками или словами свое желание сходить в туалет.


Если малыш понимает вашу речь, а интервал времени между каждым туалетом увеличился, то можно начинать вырабатывать у него привычку ходить на горшок

Выбор горшка - важный шаг на пути к приучению

Нынешний ассортимент горшков в детских магазинах поражает своим разнообразием и вызывает некоторые трудности в покупке подходящего изделия. Вы можете увидеть горшки разных расцветок и с некоторыми дополнительными функциями, например, в виде игрушки или с музыкой.

Все специалисты единогласны в том, что горшок следует подбирать с учетом комфорта для ребенка. Это значит, что малышу должно быть на нем удобно. При этом покупать музыкальные горшки и изделия в виде игрушек педиатры не советуют, так как выступают против формирования ассоциации с игрой.


Лучшим выбором будет обычный горшок, при покупке которого следуйте таким рекомендациям:

  • Подбирайте горшок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. Аксессуар не должен быть ни слишком низким, ни излишне высоким.
  • Предпочтительнее модели из пластика, поскольку они не холодные.
  • Убедитесь, что аксессуар достаточно устойчивый.
  • Желательно, чтобы у горшка имелась небольшая спинка. При этом он не должен напоминать стул, чтобы ребенок не путал этот предмет гигиены с обычным стулом.
  • Пусть ребенок сядет на новый горшок, а вы посмотрите на расположение спины малыша по отношению к линии бедер, а также расположение бедер по отношению к голеням. Важно, чтобы везде образовывались прямые углы, тогда усилия ребенка во время использования горшка будут направлены в нужную сторону.
  • Девочке покупайте круглый горшок, а для мальчиков предпочтительнее такой предмет гигиены с овальной формой. Кроме того, маленьким мужчинам следует присматривать изделия, у которых спереди имеется небольшой выступ.
  • Неплохим выбором станет горшок со съемным сиденьем, которое в будущем можно будет применять в качестве накладки на обычный унитаз.


Отдайте предпочтение простому пластиковому горшку со спинкой, который будет соответствовать росту ребенка

Действенные методики и этапы обучения

Решив научить ребенка ходить на горшок, запаситесь терпением и уделяйте крохе достаточно внимания. Первое знакомство с новым предметом гигиены не должно напугать малыша. Покажите горшок крохе и продемонстрируйте его назначение с помощью плюшевой игрушки или куклы.

Если ребенок раньше постоянно был в памперсе, его рекомендуют снять. Это важно, так как поможет ребенку познакомиться с собственным телом, а также отметить связь между позывом в туалет и его результатом.

Чтобы процесс прошел быстрее и легче, стоит:

  • Действовать систематически.
  • Держать горшок на видном месте.
  • Пристально наблюдать за поведением ребенка.
  • Надевать на малыша минимум одежды.
  • Всегда высаживать после еды и после пробуждения.
  • Ласково хвалить, подчеркивая то, что сухие и чистые трусики – это хорошо.


Терпение, внимание и система помогут быстрее приучить малыша к горшку

В процессе обучения не следует:

  • Ругать ребенка и наказывать его.
  • Слишком бурно радоваться и награждать малыша за каждую удачную попытку.
  • Включать кран, чтобы звук журчащей воды «помог» ребенку.
  • Усаживать на горшок силой.
  • Сажать ребенка, если он уже научился делать это самостоятельно.
  • Начинать приучение во время болезни.
  • Ровняться на детей соседей и родственников, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.

Как приучить к горшку за 7 дней?

Существует простая семидневная методика приучения к горшку детей старше 1,5 лет, которые хорошо понимают слова родителей и умеют снимать трусики.

Ее опробовали многие мамы, подтвердив эффективность такого подхода:

  1. В первый день нужно сразу после пробуждения утром снять с ребенка памперс, надеть на кроху трусики, подчеркнув, что в них ходят все взрослые, после чего посадить малыша на горшок. Нужно постараться, чтобы кроха просидел на нем десять минут. Если такая попытка не будет результативной, высаживайте ребенка каждые 15 минут. Если результат оказался неудачным, не ругайтесь, а переоденьте ребенка и продолжайте часто предлагать горшок.
  2. Во второй день не занимайте малыша какими-либо активными занятиями и прогулками, а уделите внимание закреплению навыка положительного общения с горшком.
  3. В третий день, собираясь с крохой на прогулку, предложите посидеть на горшочке, а во время самой прогулки чаще интересуйтесь, не хочет ли ребенок в туалет. Можно захватить горшок на улицу или сходить с малышом в кустики.
  4. К четвертому дню и родители, и ребенок уже примерно знают, когда требуется посидеть на горшке. Нужно чаще напоминать о нем ребенку, а каждую удачу отмечать похвалой.


Систематическое ежедневное высаживание малыша на горшок вырабатывает у него привычку оставаться сухим

За 3 дня

Как известно, «дорога» к горшку у большинства деток длительная, но бывают ситуации, когда малыша приходится поторопить, например, перед поездкой или началом посещения детского сада. Для таких ситуаций разработана экспресс-методика, требующая всего несколько дней. Отметим, что данный метод позволяет приучить ребенка находиться без подгузника только в период бодрствования, поскольку полный отказ от памперса требует намного больше времени.

Также для успеха экспресс-обучения важно, чтобы ребенок был знаком с горшком заранее (примерно за 2 недели) и периодически слышал от родителей о его назначении и предстоящих переменах, отказе от подгузников и новом красивом белье. Кроме того, данная методика подойдет лишь в случае физиологической готовности ребенка.

  1. В первый день ребенку снимают подгузник, как только малыш проснулся утром. Кроха будет целый день бегать дома без одежды или в трусиках, а взрослые должны постоянно быть рядом, держа горшочек наготове. Заметив, что ребенок начал писать или собирается покакать, нужно сразу же усадить малыша на горшок. Это поможет ребенку установить взаимосвязь между такими его действиями и высаживанием. Все «попадания» отмечаем похвалой, а любые осечки не замечаем. Ваша цель – привить положительное отношение к горшку и понимание необходимости высаживания на него. Перед сном ребенку одевается подгузник.
  2. Во второй день планируют одну прогулку без подгузника. Отправляться на улицу стоит сразу же после того, как малыш успешно сходил на горшок. Обязательно нужно взять с собой чистую одежду. Непременно хвалим ребенка за все удачные «дела».
  3. В третий день выходим гулять без подгузника дважды. При этом высаживаем кроху на горшочек перед каждой прогулкой и сразу же, как вернулись с улицы.


Отличается ли приучение мальчиков к горшку от девочек?

Многие мамы мальчиков задумываются о том, чтобы сразу приучать сына использовать горшок стоя, но специалисты рекомендуют усаживать мальчишек на горшок, как и девочек. Это важно для понимания ребенком предназначения горшка и более успешного овладения таким навыком. Чтобы кроха не путался, первое время советуют предлагать ребенку делать все дела сидя.


Как девочек так и мальчиков следует приучать ходить на горшок сидя

Как обезопасить мебель?

Поскольку в период освоения горшка «аварии» случаются довольно часто, на диваны и кресла можно постелить дополнительные покрывала, сложенные полотенца либо одноразовые пеленки. Также рекомендуется убрать с пола ковер, поскольку вытирать лужи удобнее с твердой гладкой поверхности.

Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и как только заметили, что кроха захотел в туалет, сразу высаживайте на горшок. Вы можете понять желание малыша по его поведению, например, малыш притихает или прячется, начинает кряхтеть и краснеть. Сделав свои дела в горшочек и получив от мамы похвалу и улыбку, ребенок быстрее свяжет свои позывы с результатом, и вскоре будет проситься сам.


Результативные походы на горшок и родительская похвала приучат ребенка проситься в туалет

Отказываемся от подгузника на улице

Как только навык использования горшка в домашних условиях стал у ребенка устойчивым, нужно переходить к следующему этапу – учить кроху пребывать без подгузников во время прогулки. Это предпочтительно делать в теплый период.

Руководствуйтесь такими советами:

  • Предложите крохе посидеть на горшке перед прогулкой.
  • Можете взять горшок с собой на улицу, если ребенок категорически против ходить в кусты.
  • Положите в сумку запасные штанишки, трусы и носочки, а еще лучше – несколько таких комплектов.
  • Если на улице произошла «авария», доброжелательно объясните ребенку, что его штанишки стали мокрыми и их придется переодевать, а в следующий раз лучше «полить травку» или сходить на горшок вовремя.
  • Когда кроха во время прогулки просится на горшок, обязательно хвалите и обнимайте.
  • Вернувшись домой, снова предложите ребенку сходить на горшок.

Вскоре ребенок научится терпеть во время прогулки и вы сможете оставлять горшок и запасную одежду дома.


Существуют даже специальные портативные писсуары для мальчиков

Отменяем ночные подгузники

Со временем, когда ребенок научился использовать горшок по назначению в дневное время, малыш сам начинает просыпаться ночью из-за позывов в туалет. Это лучшее время, чтобы отказаться от одноразового подгузника.

Если малыш не спал в подгузнике раньше, то он начинает вставать в ночное время по нужде намного раньше деток, которые ночевали в памперсе. У большинства деток появившийся к 2-летнему возрасту контроль мочеиспусканий позволяет им спать ночью без посещения туалета. Но, пока кроха просыпается ночью и писает в подгузник, отказываться от него нецелесообразно. Родителям лишь следует ежедневно предлагать ходить на горшочек перед сном.

Возможные причины неудач

На этапе освоения ребенком горшка могут возникать разные трудности, например:

  • Сильный дискомфорт из-за режущихся зубов может мешать крохе вовремя реагировать на свое желание сходить на горшок. Эта же причина может вызывать «аварии» во время любой болезни ребенка.
  • Малыш может сильно увлечься игрой и не заметить переполнение мочевого пузыря.
  • Из-за кризисов развития карапуз может протестовать против каких-либо действий взрослого.
  • Ребенок может начать бояться горшка, если родители занялись задачей освоения этого предмета гигиены слишком активно, ругают ребенка за промашки и не обращают внимание на неготовность к данному навыку.


Когда может понадобиться повторное приучение?

Карапуз, успешно освоивший горшочную науку, может внезапно перестать ходить в туалет по нескольким причинам:

  • Из-за внешних стрессовых факторов, например, после переезда, рождения маленького братика или сестрички, поступления в сад, посещения новой группы в саду и подобных причин.
  • Из-за кризиса трех лет. В этом возрасте детки часто делают все наперекор, показывая, что они уже взрослые и самостоятельные.
  • Из-за проблем в семье, например, развода родителей или их частых ссор.
  • Из-за заболеваний или режущихся зубов.

В любом случае важно сначала выяснить возможную причину и повлиять на нее, а после этого приступать к повторному терпеливому обучению ребенка «общению» с горшком.


Психоэмоциональный сбой может "отбить" у ребенка желание ходить на горшок

Когда обращаться к специалистам?

Выявить разные урологические проблемы у маленьких деток бывает непросто, но, если родители отметили слишком частые эпизоды мочеиспускания в дневное время, отсутствие контроля мочеиспусканий днем у ребенка старше 3 лет, а также сохранение непроизвольного мочеиспускания ночью у ребенка старше 5 лет, стоит обратиться к специалисту.

Сначала следует проконсультироваться с педиатром и сдать общие анализы, после чего показать малыша урологу. Этот специалист осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования, и если урологических патологий не обнаружат, тогда ребенка направят к невропатологу.


Если ребенок старше 3х лет не контролирует мочеиспускание, незамедлительно обращайтесь к врачу

О том, как стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног, вызывает у родителей умиление и восторг: «Вот как вырос наш малыш, уже и «памперс» с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз - вот время летит», умиляются взрослые. Однако сам малыш может быть иного мнения по вопросу садиться ли ему писать-какать на горшок или делать свои дела в более интересные места.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и в интернете на тему того, как приучить ребенка к горшку. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически «созреет» к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься снять штанишки и сесть на горшок, то после двух мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и сайтах!) «Пора!»

Хорошо, когда все получается «как по писанному», показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что писать и какать нужно на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы писать в горшочек, и какать тоже. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому - все это может приучить ребенка рано или поздно писать-какать в специально отведенное для этого место.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает мочу или какашки - все бесполезно. У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки писать-какать в специально отведенное для этого место даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят и как это делать, но он НЕ ХОЧЕТ писать-какать на горшок и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс писать и какать в специально отведенное для этого место. Возможно ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс или что-то еще и эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не писают и какают где попало. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема – не ребенок , который не хочет, а у ребенка , который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис, который кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: «Я на стороне своего ребенка!», но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. «Быть на стороне ребенка» означает давать и себе и своему ребенку быть таким какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться надолго.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди и уже много проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали негативное внимание на том, что у малыша не получается сделать.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть этому и не переживать и тогда все может очень быстро измениться 🙂 Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этого желания. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет писать-какая в унитаз…

Также, мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься какать-писать в горшок:

Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат - вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз - это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как «плохо», то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка и грамотно поработает с этим – нежелание писать-какать где попало у малыша отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему место для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, чем он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда, почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, не зависимо от возраста, возможности и желание не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого:

Через заперт
Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители - это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют «война за горшок». Как известно, если начинаются любые военные действия - проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов, но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате «войны за горшок».

Через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители - это разрешить ему писать и какать так как он хочет, но при этом активно показывать ему как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда писают и какают где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие и тогда его придется стирать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в «хорошем» обывательском смысле - знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями, но и «плохом» смысле, в частности не писать-какать на горшок, то у ребенка не возникает фиксация на этом «плохом», не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ «разрешение» труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости, почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем типа “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать” 🙂 но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно заряжена стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”, мол это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало и часто она противоречива и не дает работающих педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Advertisements

11 Comments

    Df replied:

    Глупая статья, ни о чем. Хоть бы слово было сказано о том как приучить. Все воду лили про то что если ребенок не ходит на горшок
    Это нормально. Но это не нормально и ребенок должен ходить на горшок, а если он до трех лет не научился, то это уже дефект и нет в этом ничего нормального.

  1. fass replied:

    Было б все так легко, не было б столько запросов в поисковике! Глупость говорить что ребенок ДОЛЖЕН! Ты мамаша ДОЛЖНА! С себя надо начинать а не эксперементы ставить. Автор, спокуха! Текст в теме! Не надо горячки на мамочек бродячек

    • fass , мерси за коммент 🙂
      Если бы “ДОЛЖЕН” было бы глупостью, то никто вообще не стал читать подобные статьи, не говоря уже про их поиск и злобное комментирование. Именно это “ДОЛЖЕН” заставляет родителей предпринимать действия для того, что их ребенок и они сами СООТВЕТСТВОВАЛИ. Соответствовали чему угодно: своим глюкам в голове, правилам социума, нормам врачей и педагогов, ступеням развития других людей (поколений). Когда я в свое время столкнулась с этим (что мой ребенок не соответствует), то перерыла весь интернет и все доступные мне на тот момент книги по детской педагогике и психологии. Один момент меня просто убил. На каком-то форуме мама задавала вопрос психологу. Вкратце вопрос звучал примерно так. С раннего возраста ее сын не ходил (как положено) в туалет и они привязывали его к унитазу, делая клизмы и массаж живота, чтобы он не убегал и какал туда куда ДОЛЖЕН. Куда какают все НОРМАЛЬНЫЕ люди (они). И сейчас их сын пошел в первый класс и у него большие проблемы с поведением, коммуникациями с детьми и взрослыми, с учебой (в вопросе все подробно перечислялось). А еще он до сих пор не научился делать то, что ДОЛЖЕН – какать в туалет, поэтому приходится до сих пор заставлять его это делать так, как они делали все эти годы. Но вот беда, ребенок все меньше времени проводит дома, да и большой уже…
      Понятно, это крайний случай, когда надо бы и таким родителям показаться к психологу, не говоря уже про их ребенка. Психолог та так и написала: прекратите издеваться над ребенком и срочно всей семье искать профессиональную психотерапию.
      Люди в большинстве своем считают тему “какать-писать в горшок” ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ темой. То есть надо научить, мотивировать, заставить, спровоцировать (только надо найти способ КАК) и все получится.
      Но забывают или не знают, что это тема также БИОЛОГИЧЕСКАЯ. Человек “социальный” (когда всем правят нормы и правила общества) по своему возрасту просто младенец по сравнению с человеком “животное” (когда поведение задается выживанием тела, семьи, племени). Для животных их помет (моча, кал) является тем, чем они обозначают свою территорию. И ни одна стая приматов не будет какать в одно место (типа туалет). Они обходят свою территорию и какают-писают где придется на ее границах. Чтобы другие приматы знали – место занято. Подобное поведение заложено многими поколениями, как эффективное. Поэтому мы выжили как вид. Погуглите как эволюционировал головной мозг человека – инфы не так много, но хотя бы в общих чертах, например, вот ссылка http://bernow.ru/tri-mozgovye-sistemy/ .
      А еще это тема ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ, т.к. в районе копчика находится первая чакра Муладхара, которая контролирует функции выделения. Это если совсем в дебри лезть… Но можно представить какой блокировкой из негатива нагрузили своему ребенку Муладхару те родители, привязывающие его к унитазу и в буквальном смысле слова ежедневно насилующие клизмами и выдавливанием какашек. И какими действительными ПРОБЛЕМАМИ это скажется на его взрослой жизни. Все это очень печально 😦
      Поэтому сказать “как приучить” не получится никак. Вот совсем никак. Потому что социальные способы просто не работают, если головной мозг отстает и/или не созрел и/или развивается по какому-то своему индивидуальному пути. А у детей это бывает очень часто в силу разных причин и обстоятельств. И я очень сомневаюсь, что современная наша медицина может это сделать гармонично таблетками. Головной мозг до сих пор для ученых большая загадка о которой они знают не так уж много.
      Поэтому перефразируя вывод из статьи, которую написала несколько лет назад, еще раз повторю: самое лучшее, что могут родители сделать для ребенка – это оставить эту тему в покое в социальном и педагогическом смысле . При этом, конечно, будет очень полезно с ребенком разучить асаны йоги для Муладхары и создать своему чаду такую внешнюю среду обитания (питание, солнце, воздух, вода и т.д.) и психологическую обстановку покоя и понимания, когда его головной мозг сам синхронизируется и разовьется таким образом, что проблема отпадет и станет не актуальной.

  2. Екатерина Ракитина

    Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

    Время на чтение: 9 минут

    А А

    Последнее обновление статьи: 20.04.2019

    Всем родителям хочется знать, как научить ребенка ходить на горшок пораньше, но делать это нужно постепенно и правильно. Тогда малыш полностью и основательно закрепит этот навык. Понимая, что ему хочется в туалет, он будет самостоятельно снимать штанишки, садиться в горшочек, делать свое дело, одевать штанишки и звать взрослых. Несмотря на все неудачные попытки малыша, мама с папой должны терпеть и подбадривать его.

    Нельзя кричать. Когда родители воспитывают ребенка грубо и настойчиво, постоянно его принуждают, он растет инертным или упрямым. Сначала малыш должен уяснить, зачем нужен горшок, где он находится, что ему с ним делать. Родителям нужно интересно и популярно ребенку представить новый предмет, чтобы ему захотелось “сотрудничать” с ним. Когда ребенок сделал свои первые успехи с горшком – его следует похвалить, поощрить, если не получилось освоить такой способ – стерпеть, не ругать. Иначе у малыша сложится негативный опыт общения с горшком, потом приучить его будет еще сложнее.

    Основные правила приучения ребенка к горшку

    Даже не имея малейшего представления, как научить ребенка проситься на горшок и ходить в него, сделать это возможно. Не обязательно смотреть обучающие видео, видео-уроки, видео-инструкции.

    Существуют простые правила.

    1. Нельзя давать ребенку сидя на горшке заниматься другими делами – смотреть видео по телевизору, видео-мультики, играть в видео-игры, кушать, прочее.
    2. Если ребенок сидит там пять-десять минут, но ничего не происходит, не заставляйте его там сидеть дальше. Оденьте его, отправьте погулять, подождите следующего раза. Если силой малыша там удерживать, у него сформируется негативное отношение к горшку, потом он вовсе будет отказываться туда садиться.
    3. Нельзя кроху оставлять сидеть на горшке одного. Иначе он начнет вести себя не так, измажет все вокруг, наделает ошибок. Такое поведение потом у него закрепится, и он повторит этот способ в следующий раз. Родитель должен быть рядом, чтобы вовремя скорректировать ошибки в поведении ребенка на горшке.

    В какой ситуации лучше обратиться к врачу

    На практике встречаются такие случаи, когда малыш наотрез справляет свои нужды исключительно в подгузники или в строго обозначенном месте (за шторкой, к примеру). Ребенок не хочет садиться на горшок, слушать взрослых он отказывается, менять свои предпочтения не собирается. Заметив у ребенка подобное поведение, родителям лучше обратиться за помощью к психологу, специалисту-невропатологу. Непонятное или чересчур проблемное поведение чада может говорить о наличии психических расстройств. Если даже их нет, то лучше пусть это подтвердит врач. Приучение ребенка к горшку – проблема многих родителей, нянь и садиков. Если этот важный период у малыша завершится успешно, в будущем он будет легче контролировать свои потребности и соблюдать правила приличия. Родители должны быть заинтересованы помогать ему в этом периоде. И еще раз, насильно приучать к горшку, ругать, опекать чрезмерно – нельзя. Иначе он вырастет непослушным, упрямым, или напротив слабохарактерным и не самостоятельным. Ему будет казаться, что родители его ругают за то, что он ходит в туалет на горшок, поэтому даже откажется этому учиться.

    Подходящий возраст для присаживания ребенка на горшок

    Это спорный вопрос для мам и пап. Многие настаивают, что начинать нужно в 8-9 месяцев, чем раньше, тем лучше. Они гордятся, что их дитя научилось самостоятельно пользоваться горшком раньше годика. Факт в том, что до годика, дети опорожняются рефлекторно. Когда их сажают на горшок – срабатывает рефлекс. В таком возрасте у них нервная система не контролирует опорожнение, дети не понимают, когда они хотят испражниться, что могут задерживать или откладывать данный процесс. Контролировать эти процессы они физиологически могут только в восемнадцать месяцев.

    Причины, по которым с обучением ходить на горшок следует повременить:

    • ребенок недавно болел или сейчас болеет;
    • переезд в новое жилье;
    • появления братика или сестрички на свет;
    • кризис или сложные отношения в семье, ссоры, стрессы.

    Правильно приучать малыша к горшку нужно с того, чтобы горшок стал ему интересным. Ему должно понравиться самостоятельно брать горшок, снимать штаники, присаживаться на него, проводить там время. Важен сам способ. Нужно поощрять ребенка делится тем, чего он хочет, с помощью простых знаков. Малыш должен стремиться подражать поведению взрослых. Нужно научить его слушать взрослых. Он будет стремиться это делать, если взрослые будут его хвалить за хорошее поведение. Подобные навыки могут появиться у деток к 1,5 годам. Это и считается наилучшим временем для развития такой привычки.

    Мнение педиатров

    Чтобы быть уверенным, что ребенка пора сажать на горшок, лучше обсудить это с педиатром. Он учитывает развитие ребенка с раннего возраста и знает его возможности. Врач может оценить уровень физиологического и психологического состояния ребенка, потом на этом основании принять решение, готов ли малыш освоить новый способ туалета.

    Дети, познакомившиеся с горшочком раньше года и те, кто узнал о нем годика в 1,5, контролировать опорожнения начали всеравно в одинаковом возрасте. Только в 2 годика дети начинают самостоятельно контролировать свой кишечник. Уже в 3 годика они способны контролировать дневные мочеиспускания, а в 4 годика – ночные.

    Учите поэтапно

    Чтобы было легче, процесс обучения малыша лучше распределить и разбить на несколько этапов. Это должно происходить естественно и спокойно, не вызывать протеста с детской стороны. Действовать нужно терпеливо и последовательно. Не стоит наивно думать, что именно вы сможете научить этому ребенка за день.

    Эффективный план действий.

    1. Поставьте в комнату ребенку новый предмет – горшок. Он должен быть привлекательным для него, симпатичным, ярким, удобным. Тогда он обязательно понравится ребенку. Расскажите ему о нем, заинтересуйте.
    2. Садите малыша на горшочек несколько раз в сутки на пару минут. Пока можно не снимать одежду, дабы не напугать. Ему просто должно понравиться там сидеть.
    3. Через недельку можно начинать высаживать на горшочек без памперса. Такую процедуру повторяйте дважды в день.
    4. Не пытайтесь ребенка подловить, когда он испражняется, и быстренько усадить на горшок. Такое поведение его только спугнет. Чтобы ему было понятнее, зачем нужен горшок, лучше снимите использованный памперс с ребенка и киньте его в горшочек. Объясните ребенку доступно, почему вы так сделали.
    5. Очень хорошо, когда есть дети постарше, которые помогут в процессе обучения. Младшие всегда повторяют поведение старших. Спустя пару недель малыш начнет адекватно реагировать на горшок.
    6. Как только ребенок попросится в туалет, сразу садите на горшок. Сажайте после сна, гуляния и еды. Обычно родители видят признаки, что ребенку хочется в туалет. Тогда он затихает, застывает, лицо сосредоточенное. В такие минуты можно перемещать кроху на горшок.
    7. Время объяснить ребенку, что использовать его он может сам. Горшок должен находиться на виду, стоять под рукой. Научите малыша, как снимать с себя одежду, как присаживаться на горшок. Расскажите, что теперь ему нужно самому раздеваться и садиться в горшочек, как только приспичит в туалет. Повторите несколько раз, напоминайте.
    8. Как только он воспользуется горшком самостоятельно – похвалите его, поощрите. Тогда ему захочется так сделать снова и снова.