Голландия национальный костюм. Нидерланды - национальные костюмы и традиции. Моравия: национальный костюм‑торт

Народная одежда голландцев из всеобщего употребления вышла сравнительно недавно. Еще в начале нашего века в сельских местностях носили только народное платье. Каждая провинция имела характерные черты в покрое и деталях одежды. В наши дни полный народный костюм носят жители острова Маркен, Урка и рыбацких деревушек Волендам, Схевенинген и др. Такая приверженность к старине объясняется отчасти тем, что здесь искусственно консервируются старые черты быта, так как эти деревни стали своего рода этнографическими заповедниками, привлекающими массу туристов из других стран.

Мужской костюм этих деревень имеет много общих черт. Он состоит из широких мешковатых черных штанов до колен, черной или яркой цветной рубахи с небольшим воротником и разрезом у горла, застегивающимся на две большие металлические пуговицы. На рубаху надевается короткая черная куртка с двумя рядами пуговиц. Такую куртку носят обычно заправленной в брюки. Головным убором служит небольшая плоская кепка с лакированным козырьком.

Женский костюм, в отличие от мужского, значительно различается по деревням. Наиболее древним считается платье маркенских женщин. Характерная черта его - яркость и пестрота. В этом отношении жительницы острова Маркен, принадлежащие к протестантскому вероисповеданию, отличаются от остального протестантского населения: как правило, у протестантов в костюме преобладали темные, мягкие цвета, тогда как католики повсюду носили более яркие одежды. В данном же случае, по-видимому, этническая традиция оказалась сильнее суровых требований протестантской религии, и женщины сохранили яркую одежду, которую они носили на протяжении многих веков.

На белую полотняную рубашку с длинными рукавами, обшитую кружевами или украшенную вышивкой, маркенские женщины и девушки надевают полосатую кофту из хлопчатобумажной материи. Рукава кофты узкие и короткие, ниже локтя видны рукава рубахи. На кофту надевается корсет без рукавов из темно-коричневого сукна, который наглухо закрывает всю грудь и зашнуровывается тесьмой спереди или сзади. Корсет украшен вышивкой гладью, преимущественно красных и розовых тонов. Нередко корсеты передаются из поколения в поколение как фамильная реликвия; поэтому в обыденные дни женщины зачастую надевают на корсет пестрый ситцевый чехол, чаще розовый с красными цветами. Зимой сверху носят темную суконную куртку.

Ближе к остальным типам народной одежды Нидерландов женское платье деревни Волендам. Здесь женщины носят широкую длинную юбку темной расцветки (зеленую или синюю), темного же цвета кофту с овальным вырезом спереди, через который видна белая или пестрая манишка, и светлый полосатый фартук на широком поясе. Их белые сильно накрахмаленные полотняные или кружевные чепцы имеют остроконечную верхушку и остроконечные же отогнутые у ушей концы.

Из других типов народной одежды более сохранился народный костюм провинции Зеландия. Его основные части те же, что и во всех типах голландского народного костюма XIX в. Своеобразие зеландского костюма заключается прежде всего в материале и украшениях манишки, покрое и форме корсета. Манишку шьют из цветной шерсти или шелка и вышивают яркими, чаще красными, цветами или украшают стеклянными бусами. Коричневый или черный корсет женщин этой провинции имеет короткие и очень узкие рукава и четырехугольный или овальный вырез, доходящий почти до пояса. В вырез видна манишка или наброшенная на плечи легкая цветная косынка. При выходе из дома надевают длинную кофту с баской, прилегающую в талии.

В остальных областях страны народное платье иногда надевают пожилые женщины, но там оно имеет более упрощенный и модернизиров анный вид. Обычно такой костюм состоит из длинной и не очень широкой юбки, шерстяной или хлопчатобумажной, черного или другого темного цвета, кофты такого же цвета, плотно облегчающей фигуру, с очень узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещиваются на груди. Обязательной частью будничного костюма пожилых фламандок является шаль фали и традиционный плащ с капюшоном

Распространены и характерные головные уборы - полотняные или кружевные чепцы, формы и размеры которых сильно варьируют.

Интересны древние металлические, чаще серебряные, украшения (oorijzer), которые женщины носили на голове. Такие украшения встречались лишь в тех провинциях, где когда-то было фризское население (Зеландия, Южная и Северная Голландии, Гронинген). В Зеландии женщины надевали на лоб расширяющуюся к концу металлическую пластинку, доходящую примерно до середины лба.

В Северной Голландии такое украшение представляло собой подкову, охватывавшую затылок и доходившую до ушей, где она кончалась квадратными пластинками, на которых укрепляли спиральные подвески. В этих же областях были распространены и металлические украшения мужской одежды: пуговицы, поясные пряжки и пр. Например, в провинции Зеландия мужчины носили на поясе две большие круглые металлические пряжки.

В настоящее время даже в тех областях, где сохраняется народный костюм, он постепенно уступает место городской моде. Как и в других европейских странах, в Нидерландах происходит известная нивелировка и в одежде горожан. Теперь нелегко отличить по платью женщину из зажиточной семьи от работницы. Конечно, одежда обеспеченных людей лучше по качеству и покрою, но моды одинаковы.

Во всем мире являются важной частью образа страны и культуры. Национальный костюм - способ заявить о себе в государственных масштабах. У каждой страны есть свои традиции, своя история и своя уникальность. И конечно, у каждой из них свои уникальные наряды. Сегодня мы поговорим о самых красочных и интересных костюмах.

Национальные костюмы Россия

На Руси национальный костюм имел свою характерность в зависимости от региона и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом и к какому социальному классу он принадлежит. В народном костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях и семейных событиях.

В русском традиционном наряде существовало чёткое разделение на повседневный и праздничный наряд.

Национальные костюмы Шотландия

Как только речь заходит про национальные костюмы, Шотландия – это одна из первых стран, которая всплывает у нас в памяти. Примечательной характерностью шотландского стиля является клетчатая расцветка ткани, используемая и в аксессуарах, и собственно в одежде, но в принципе, и в пледах, даже не это является наиболее поразительным у них. Самое необычное в шотландских нарядах - это приверженность к юбкам, причем по большей части у мужчин.

В теперешнее время шотландцы одевают свой национальный наряд по важным событиям, по официальным праздникам, на свадьбы или спортивные соревнования.

Национальные костюмы Япония

В Японии национальный костюм - это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно - это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.

Сегодня кимоно надевают - как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.

Национальные костюмы Кения

Заповедная зона Кении, является традиционным местом проживания племени Самбуру – племени кочевников-скотоводов, сохранивших до теперешних дней свой древний уклад жизни и свои обычаи. Обряды и танцы Самбуру оставляют незабываемые впечатления.

Samburu носят украсы из металла, кожи, камней, кости, большие бусы из бисера. У них яркая национальная одежда - это всякие обмотки, накидки и повязки.

Национальные костюмы Индия

В Индии ношение сари - это особая традиция, образ жизни, показывающий изящество индийских женщин. Большинство индианок носит сари каждый день в своей жизни, и этот виды традиционной одежды показывает не только верность традициям и богатой культуре, но и личность женщины, носящей его.

Национальные костюмы США

В США нет как такового национального костюма, но имеются интересные особенности, какие можно счесть таковыми, например, длинные летящие юбки, ковбойские шляпы, теплые вещи с северной части страны.

Национальные костюмы Бразилия

Одежда в Бразилии славится своей изысканностью и пикантностью, притягательными расцветками и красочным дизайном. Сложно определить, какой костюм является характерным для Бразилии, так как ее территория велика, а население многонационально. Поэтому, в зависимости от региона страны костюм бразильцев имеет свою специфику и различие.

Бразилия популярна на международном уровне своей приметной, стильной и изящной одеждой. Их одежда удобная, красочная, красиво и качественно сшитая и обрамлена различными аксессуары. Традиционная одежда бразильцев несет в себе сочетание различных рас и иммигрантов со всего мира.

Национальные костюмы Индонезия

Более 300 этнических групп проживает в Индонезии, каждая из которых имеет свой вид народного костюма: от набедренных повязок и перьев, которые приняты у папуасов и, заканчивая причудливыми нарядами племен минангкабоу, торайя, украшенных великолепной вышивкой и бисером. Классический индонезийский народный костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Бали и Ява.

Костюмы народа Масаи: красное надевать!

Племя масаев предпочитает одежду ярких цветов: считается, что красный и синий цвет костюма олицетворяют силу и власть. Одежда для мужчин, напоминающая женское платье, называется «шука». Такой наряд - незаменимая вещь в африканском хозяйстве. В нем удобно охотиться, она не сковывает движений, защищает от солнца. К тому же, как полагают масаи, шука отлично подчеркивает воинственность своего владельца.

Филиппины: полосатый рейс

лавная особенность национальной одежды филиппинцев среди костюмов других народов - сочетание ярких цветов и полосатых тканей. Мужчины здесь одеваются в бронг тагалог - просторную яркую рубашку с брюками. Женщины носят блузы с саронгом - куском ткани, обмотанным вокруг бедер. Хотя некоторые филиппинцы вовсе ничего не надевают. В отдаленных горных районах страны мужчины до сих пор щеголяют в одних набедренных повязках.

Швейцария: чепчики с крыльями

Национальный костюм швейцарцев сильно отличался в зависимости от кантона. Однако общими оставались штаны чуть ниже колен, белая рубаха, жилет и куртка для мужчин. Что касается швейцарок, то они носили юбки, кофты, корсажи, фартуки. Голову чаще всего покрывали платками, в Аппенцелль‑Иннерродене - чепчиками с крыльями, а в романской части страны - соломенными шляпами.

Мексика: одежда‑трансформер

Многие привыкли считать, что национальная одежда мексиканцев - сомбреро, расклешенные брюки и короткие рубашки. Однако это не так: сомбреро больше уважают туристы, а ковбойский наряд используется чаще для танцев. В повседневной жизни мужчины носят простые хлопчатобумажные рубашки с брюками, на плечах - серапе, который ночью может служить одеялом. Женщины предпочитают однотонные блузы, длинные юбки. В их гардеробе обязательно будет и шаль‑ребосо, которая по обстоятельствам может стать головным убором или слингом для ребенка.

Турция: национальный костюм в стиле унисекс

Главной особенностью, которая отличала традиционный турецкий женский и мужской костюм от костюмов других народов, является то, что он состоял из одинаковых элементов: шаровар, рубахи, жилета и пояса. Правда, девушки поверх рубашки надевали платье до пят с рукавами, закрывающими кончики пальцев (энтари). К тому же поясом, длина которого достигала 3-4 метра, дамы украшали платья. Мужчины кушаком оборачивали жилет, чтобы хранить в своеобразном «портмоне» деньги, табак, спички и прочие мелочи.

Болгария: шире штаны!

В Болгарии известны два вида национальных мужских костюмов. Здесь носили «чернодрешну» - рубаху и штаны с широким поясом темных оттенков или «белодрешну» - одежду светлых тонов. Рубашка и жилет были богато украшены вышивкой. Кстати, по одежде судили о благосостоянии хозяина: чем шире были штаны, тем зажиточнее считался болгарин. Болгарки чаще всего носили сарафан‑сукман вышитый в виде цветов и расписной передник.

Север Таиланда: окольцованные

Женщины народа карен на севере Таиланда носят на себе массу браслетов, особенно на шее, которые являются главной особенностью их национального костюма. Кольца надеваются, когда девочке исполняется 5 лет, и их количество с годами только растет. Традиция носить браслеты на шее имеет долгую историю. Согласно одной легенде, таким образом женщины пытались защититься от тигров, пока их мужчины были на охоте. Но есть другая версия. Карены считают длинные окольцованные шеи эталоном красоты и сексуальности. Да и просто прибыльным делом: туристы без ропота платят деньги только за возможность посмотреть на длинношеих дам.

Грузия: сама элегантность

Грузинский национальный костюм отличается от костюмов других народов мира особое франтовство. Девушки носили длинные приталенные платья (картули), лиф которых был обильно украшен камнями и тесьмой. Непременным атрибутом оставался роскошный пояс из бархата с жемчугом или вышивкой. Мужчины носили ситцевую или хлопковую рубаху (перангу), нижние штаны (шеидиши) и широкие верхние штаны (шарвали). Сверху надевался короткий архалук и черкеска (чоха). Такой наряд выгодно подчеркивал узкую талию и широкие плечи мужчин.

Моравия: национальный костюм‑торт

Национальный костюм жительниц Моравии, что на востоке Чехии, отличается особой пышностью. Плиссированные юбки, белые блузки с пышными рукавами, темный вышитый передник, цветные ленты в волосах - даже последнюю дурнушку такой наряд делает настоящей звездой.

Бурятский национальный костюм

Национальный женский костюм в Бурятии зависел от возраста и положения в обществе. Так, девочки носили длинные тэрлиги (халаты без плечевого щва), с матерчатыми кушаками. В 14-15 лет платье становилось отрезным по талии с декоративным поясом. У замужних женщин в костюме появлялись пышные буфы‑рукава и меховая оторочка. Богатые бурятки предпочитали одежду из сукна или атласа, отделывали ее соболями или бобрами, тогда как бедняки довольствовались выделанной овчиной.

Нидерланды: лодка‑шляпа

Основная черта женского голландского костюма, отличающая его от национальных одежд других народов Европы - пестрота, желательно до ряби в глазах. Белые рубашки были украшены вышивкой или кружевами. Поверх кофты непременно надевались яркие корсеты. Кстати, эта часть туалета считалась семейной реликвией, передаваясь из поколения в поколения. Вот почему в обыденной жизни голландки прятали корсеты в ситцевые яркие чехлы. Женский костюм дополняли пышные юбки с густыми сборками и полосатый фартук. Особое внимание привлекал чепец, который по форме напоминал лодку.

Испания: национальный костюм в ритме фламенко

Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья - кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. Этот аксессуар и сейчас в почете у невест всего мира: в процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.

Рассказывая об особенностях народной одежды, следует заметить, что национальный голландский костюм вышел из обихода не так давно, его носили повсеместно вплоть до начала прошлого века. Но также надо отметить, что существуют некоторые регионы в Нидерландах, где жители до сих пор одеваются именно в народные костюмы.

Полностью экипированы в национальный костюм жители таких знаменитых деревушек как Схевенинген, Урка, Волендам и Маркен, да и то такое пристрастие к народной культуре объясняется тем, что эти места являются этнографическими заповедниками и этим довольно успешно привлекают огромное количество иностранных визитеров со всех уголков мира.

В каждой провинции были свои отличительные особенности в крое и расцветке одежды. Мужской крой костюма практически везде стандартен: как правило, это мешковатые черные брюки до колен, опять же черная или, наоборот, яркая, цветастая рубаха, имеющая небольшой воротничок и разрез у горла, застегивающийся на металлические пуговицы. Поверх рубахи надевают черную короткую куртку, украшенную двумя пуговичными рядами и заправленную в штаны. Голову украшает небольшая кепка с лаковым козырьком.

Что касается женского национального голландского костюма, вот тут можно найти довольно много отличительных деталей. Наиболее старейшим считается народное платье жительниц острова Маркен. Также не надо забывать, что национальная обувь Голландии ценится до сих пор.

Являясь протестантками, жительницы маркена все же разительно «нескромны» в сравнении с другими представительницами этого вероисповедания, так как приверженность к ярким тканям отождествляется, как правило, с католиками, но никак не с протестантами. Однако в этом и заключается особенность маркенского народного платья. На белую рубашку, снабженную длинными рукавами, надевают кофту в полоску с коротким рукавом, откуда показываются рукава нижней рубашки с кружевами. Далее надевают плотный корсет, плотно зашнурованный и спереди, и сзади до горла. Корсет обычно украшен вышивкой розовых или красных цветов.

Зачастую корсеты являются настоящей семейной реликвией, их передают от старшего поколения к младшему. В зимний период сверху еще надевают темную куртку из сукна. Юбки всегда темные, собираются в складки на талии, поверх нее одевают полосатый или клетчатый фартук светлых тонов. Особого внимания заслуживает сложно устроенный головной убор, состоящий из 12 деталей, которые скреплены между собой булавками. Он украшен кружевами, а в будни на него сверху надевают пестрый чехол из ситца. Дополняют этот наряд чулки из качественной шерсти, а также белые деревянные башмаки-кломпены.

Ближе всего к другим типам национальных голландских костюмов относится одежда жителей деревни Волендам. Это всегда темная, длинная, широкая юбка, темная кофта с вырезом в форме овала, который украшает яркая манишка, и красивый светлый фартук в полоску с широким поясом. Чепцы белые, хорошо накрахмаленные, с отогнутыми концами имеют острую верхушку.

Одежда из Нидерландов: модельеры твердят — модно и стильно! Как одеваются в Амстердаме, проявление национальных черт

Так сразу не объяснить, как одеваются в Голландии. Можно лишь отметить, что голландская манера одеваться основана на тинейджерском стиле. В такой стилистике одеваются практически все голландки, но зачастую это приводит к внешнему преображению дам в плохую мужскую копию.

В Голландии очень любят упрощенный стиль, часто можно не понять, кто перед тобой находится — мужчина ли, женщина ли, до того там приветствуется стиль «унисекс». Основным принципом местной «моды» можно считать многослойность, но она отнюдь не является показателем творческой натуры голландцев, а скорее принадлежит к принципу «все свое ношу с собой».

Глядя на нидерландцев, кажется, что в Голландии есть три пола: мужчины, женщины и некое голландское существо, носящее коротко стриженные волосы, приветствующее за руку, ходит в мешковатых штанах и не пользующееся косметикой. Еще голландцы обожают шарфы, цветную оправу для очков и совмещать спортивную одежду с бусами и прочими украшениями. Однако это не кажется запущенным вариантом, современные голландки стремятся выглядеть гламурно и модно. Но, по правде, трудно найти грамотно одетую местную даму, так как их действительно очень мало.

Трудно заметить основное направление моды, как ее принимают и как одеваются в Амстердаме. Роскошно одеваться не принято, считается это знаком чрезвычайной расточительности, дурным тоном. Жители столицы — народ очень простой, они считают, что если даже ты обладаешь солидными средствами, необязательно всем демонстрировать этот факт, а уж «требовать» чьего-то внимания внешним лоском уж вовсе перебор! Останови любого простого парня на улице, и он ответит: «В Нидерландах все равны и на «Вы» мы обращаемся только к королеве!»

Хотя именно такая склонность к скупердяйству в совокупности с упорством помогает голландцам на протяжении веков держать экономику страны на столь высоком мировом уровне.

Модельеры и дизайнеры из страны фестиваля тюльпанов достаточно искусно интерпретируют настроение своего времени, переводя его в цвета, фасоны и фактуры. Одежда из Нидерландов — это творческие эксперименты с неподражаемым стилем, она великолепна, функциональна, практична и отлично вливается в образ современного города.

Своей историей и расположением Нидерланды неразрывно связаны с соседней Бельгией. Так же, как и белги, фризы (предки голландцев) подвергались захвату римлян, франков, испанцев. Против гнета последних голландцы 80 лет вели освободительную войну, завершившуюся обретением в 1581 г. долгожданной независимости. Еще одной победой голландцев можно считать полностью преображенный ландшафт их родной земли. Почти половина территории страны лежит ниже уровня моря и находится под постоянной угрозой затопления, недаром эти края носят такое название. Благодаря трудолюбию народа, который возвел дамбы и отвоевал у моря территории (польдеры), построил знаменитые ветряные мельницы и превратил свою страну озер и каналов в красивейший цветник (Страну тюльпанов), а также особому таланту в кораблестроении Нидерланды к началу XVII в. завоевали славу промышленного и культурного центра Европы.

Женский костюм . Рабочая одежда голландок была темных (серых, коричневых) тонов и сильно отличалась от их праздничных нарядов. Особенно хорошо это видно по костюмам зажиточных горожанок (бюргерш) северной провинции Фрисландии, ходивших в церковь по воскресеньям в шелковых платьях с черными или белыми фартуками, шалях и головных уборах из знаменитых фламандских кружев. С XVII в. сохранились народные традиции в одежде в рыбацких деревнях на островах Маркси и Волеидам. Костюмы обитательниц Маркена отличались от более скромных костюмов жительниц остальных областей Нидерландов.

Юбки и фартуки голландки шили из однотонных и полосатых тканей. Характерной чертой голландских фартуков была широкая кайма из ткани другого цвета, которую пришивали не к подолу, а к поясу. Кайма с бело-розовым клетчатым узором украшала черные фартуки в Стапхорсте (на острове Маркен). В деревне Маркси ее делали из ткани с ярким цветочным узором. Женщины северного острова Волендам на синие и зеленые юбки нашивали красную или полосатую кайму.
Корсаж. Поверх полотняной рубашки с длинными рукавами и полосатой кофты - с короткими женщины Маркена надевали своеобразный очень узкий корсаж - тугую обертку. Он представлял собой глухую съемную «кокетку» из темно-коричневого сукна, плотно зашнурованную на боках. Этот нарядный, расшитый цветами корсаж в будние дни прикрывали чехлом из простого ситца (тоже цветного). В провинции Зеландия нижних рубашек не носили. На темную кофту с короткими рукавами надевали черный корсаж с глубоким вырезом (почти до талии), который прикрывали украшенной яркой вышивкой манишкой или шелковой нитью. В других областях Нидерландов женский костюм был проще: темная юбка, узкая, плотно облегающая кофта и перекрещенный на груди платок или шелковая шаль. Голландки очень любили шали из шелка, кружева и клетчатых тканей.
Головные уборы голландок издавна необычайно украшали женский костюм , порой они сохраняли черты средневековых парусообразных чепцов. Старинная традиция, обязывающая полностью скрывать от глаз посторонних волосы не только женщин, но и девушек, привела к появлению чепцов очень сложных форм и конструкций. Кружевные чепцы женщин Маркена, напоминающие митры, состояли из 12 деталей и имели темную подкладку, которая служила контрастным фоном белым кружевам. Замысловатой формы кружевные колпачки с «крылышками» изящно обрамляли щеки жительниц Волеидама, в профиль полностью скрывая их лица. На севере страны, в провинции Зеландия, под чепцом носили старинное головное украшение - обруч в виде металлической пластинки, доходящей до середины лба. В провинции Северная Голландия обруч имел форму подковки, идущей с затылка до ушей. А в местечке Стапхорст предпочитали носить плотно облегающие голову чепцы-шапочки из узорчатой ткани.
Украшения. Из всех камней голландки предпочитали приносящий, по их мнению, удачу коралл. Их любимым украшением было ожерелье из нескольких ниток коралловых бус, соединенных спереди золотой застежкой.

Мужской костюм. Форма широких рыбацких штанов нокербокеров осталась почти неизменной с XVII в. На острове Маркен они были чуть ниже колеи, и носили их с черными гетрами. Почти во всех областях голландцы по праздникам надевали двубортную куртку без воротника, с двумя рядами серебряных пуговиц. Часто ее заправляли в штаны.
Головные уборы. Рыбаки издавна предпочитали носить фетровые и меховые шапки, украшая их лентами, количество которых указывало на семейное положение.

Детский костюм. Стоит упомянуть о старинной традиции голландцев одевать своих детей в возрасте до шести лет в платье с пышной юбкой, общего для мальчиков и девочек покроя. Лишь мелкие детали этой одежды позволяли различить пол ребенка.

Обувь. Издавна голландские крестьяне носили деревянные башмаки кломпы - самую удобную обувь для передвижения по песчаному побережью. Мужчины и женщины носили их в будни и по праздникам. По традиции женихи дарили невестам кломпы, сделанные своими руками. Эти забавные, как будто сказочные башмачки стали одним из сувениров современной Голландии. Местные умельцы довели ремесло их изготовления до совершенства: кломпы красят, украшают резными узорами и надписями, а в некоторых провинциях покрывают черным лаком.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский - жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.

Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. закрывающая шею, грудь. Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским. Например, штаны-ренгравы - сложная поясная мужская одежда, обильно украшенная рюшами, бантами, кружевами. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.

Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.

Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы - восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях.

При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.

Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.

В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.

В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.

В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.