Человек без что дерево без. Внеклассное мероприятие "человек без друзей, что дерево без корней". Человек без друзей - кто это
Человек без друзей, что дерево без корней”
(эпиграф классного часа написан на доске.)
Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Корни для дерева, зачем нужны?
- А что подразумевается под “корнями для человека”?
Многие понимают под словом ДРУГ
- Соседа по парте
- Человека, который сходил с ним в магазин
- Знакомого во дворе
- Одноклассника
- Человека, с которым провел смену в лагере
- Человека, который дал списать урок
Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге , о том как распознать настоящую дружбу от лживой. как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
Мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.
- Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
- Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
- Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.
- Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
- Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.
На доске надпись:
Друг- это не…
Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества “ друга”. После обсуждения на доске появился список качеств человека
“Лже-Друга”
Ребята,а какими чертами характера должен обладать друг.
Надпись на доске:
Друг-это …
В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?
А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.
(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну)
А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему
“Ищу друга!”
Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:
“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”
Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”)
А закончить наш классный час я хотела бы стихотворением Л. Измайловой
Монолог о дружбе.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “ Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?”-
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?
Человек без друзей - кто это?
Если тебе нравится чувствовать себя отшельницей (отшельником), если ты не собираешься искать и заводить друзей, если ты даже избегаешь потенциальных дружеских отношений, то это, конечно, твоё личное дело. Я же хочу рассказать о том, почему быть человеку без друзей плохо, чем это грозит.
1. Отсутствие социальных навыков
Когда мы взаимодействует с различными типами людей, общаемся с ними, это не только помогает нам быть в форме, ощущать себя частью коллектива, но также помогает нам развивать такие важные социальные навыки, как чуткость , чувство локтя , ответственность, эмпатию, правилам общения и поведения с людьми.
Конечно, наши родители старались обучить нас всем этим премудростям по мере своих сил и возможностей, но когда мы видим образцы поведения наших друзей в обществе, мы либо берем с них пример, либо учимся тому, как не надо поступать, т.е. – вырабатываем собственную линию поведения, нащупываем свой стиль .
Чем больше знакомств мы завязываем, тем шире становятся наши социальные контакты , которые очень удобно использовать в самых разных жизненных ситуациях и себе на пользу, и к выгоде других.
Только вращаясь в различных кругах общества ты сможешь выйти за те рамки воспитания, в которых существуешь с детства. Ты увидишь, где и в каких условиях живут другие люди, какими способами и как много они зарабатывают, как и что они едят, как ведут себя в различных ситуациях, – и этот опыт может тебе по-новому взглянуть на всю свою жизнь .
2. Одиночество
Без друзей твоя жизнь пуста. Дела обстоят ещё хуже, если у тебя нет ни только настоящих друзей, но и даже любимого человека, которому ты бы могла (мог) целиком и полностью доверять.
Смотреть прямо в лицо жизни со всеми её непредсказуемыми трудностями без какой-либо эмоциональной поддержки - это не простая задача даже для человека с железными нервами и недюжинной выдержкой.
3. Депрессия
Когда ты ведёшь замкнутую жизнь, с каждым днём ты всё больше отдаляешься от людей, загоняешь себя в раковину безвыходного и беспросветного одиночества. Это всегда вызывает сначала стресс , а потом, когда ты начинаешь бегать по кругу своих проблем, и затяжную депрессию .
Чем это чревато? Ты постепенно теряешь уверенность в себе, у тебя полностью падает самооценка, ты превращаешься в изгоя . Из этого состояния можно выйти только при внутренней потребности в общении с другими людьми.
Если тебя гнетёт такое состояние, надо из него выбираться - чаще выходить на улицу, вступить в клуб или кружок по интересам, учиться открытости.
Друзья очень важны в жизни каждого из нас. Как бы там ни было, но все мы нуждаемся в понимании и поддержке, в дружеском плече. Поэтому надо учиться ценить тех людей, которые рядом с нами, пока они рядом, здесь.
Если же человек живёт без друзей, это не вовсе не значит, что это нравится, это значит, что он просто боится жить и его страхи мешают ему стать счастливой, полноценной личностью. Бороться ли с этим или нет - каждый решает сам.
Хотя лично мне очень бы хотелось, чтобы вы пообещали мне найти настоящего друга или просто любимого человека в ближайшие полгода-год. Обещаете? Ведь тогда ровно на два одиночества станет меньше и на две счастливые звезды в небе - больше.
По материалам сайта http://www.womansait.ru
Кротова Надежда Ивановна
МДОУ «Детский сад №68»
Г.Саранск Республика Мордовия
Конспект НООД «Человек без друзей - что дерево без корней».
Задачи: Образовательные: Создать художественно - эстетические условия для глубокого понимания детьми нравственных понятий: Дружба, Друг, Толерантность, Милосердие. Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли. Формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Развивающие : Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать ситуацию, прививать желание читать стихи, развивать умение видеть красоту. Развивать творческие способности и навыки в освоении искусства «Оригами».
Воспитательные: Воспитывать у детей свободно испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; воспитывать доброе отношение к близким и окружающим людям; воспитывать умение работать в коллективе.
Методические приемы: организационный момент, вопросы к детям, игровое упражнение «Сходство и отличие», пословицы о дружбе, чтение стихотворений: «Друзья» (Е. Стеквашевой), «Друг» (Т.Хлопковой), чтение рассказа С.Михалкова «Как друзья познаются в беде», физминутка «Дружба», показ, объяснение, выполнение поделки в стиле «оригами» лебедя, выполнение работы с детьми,
Индивидуальная помощь, чтение стихотворение о лебеде. Итог.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Чтение художественной литературы» - развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка.
ОО «Развитие речи» - совершенствование речи, умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Предварительная работа :
ОО «Развитие речи» - беседы на темы «Что такое дружба?», «Что надо делать, чтобы не ссориться?». Заучивание поговорок и пословиц о дружбе, заучивание стихотворений.
ОО «Художественная литература». Чтение рассказов М.Н Андрианова «Фиалка и Подснежник», «История о короткой дружбе», «Красота души»
Словарная работа:
Толерантность, терпимость, милосердие.
Оборудование :
Демонстрационный: магнитная доска, книжка- раскладушка «Толерантность», Альбом «Милосердие»
Раздаточный материал: бумага белого цвета, разноцветная бумага, ножницы, простой карандаш.
Ход НООД:
Воспитатель: Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются).
Дети, подумайте и скажите, в какой Республике вы живете? (Я живу в Республике Мордовия)
В каком городе вы живете? (ответы детей)
Люди каких национальностей живут в Республике Мордовия? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно. В Республике Мордовия живут мордва, русские, татары.
Разговаривают на мордовском, русском, татарских языках.
Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «толерантность». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы слово, как « толерантность»? (Ответы детей). А как вы понимаете это слово? Как своими словами объяснить, что такое «толерантность»? (Ответы детей)
Толерантность - это уважение,
Толерантность - это дружба
Толерантность - это когда люди делятся друг с другом.
Толерантность - это «терпимость».
Воспитатель. Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
Он должен быть внимательным и добрым
Уметь общаться с людьми
Хорошо излагать свои мысли
Воспитатель . Чем отличаются люди друг от друга? (Ответы детей)
Люди отличаются друг от друга привычками, одеждой, национальностью, но живут они вместе.
Чтобы каждый человек развивал свои способности;
Много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Воспитатель : Что общего у всех людей? (голова, руки, ноги, туловище)
Чем отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).
Воспитатель : Сейчас с вами проверим, одинаковые мы все или разные?
Слушайте внимательно:
Встаньте те, у кого темные волосы
Поднимите руку те, у кого есть сестра
Покивайте головой те, кто мальчики
Похлопайте те, у кого голубые глаза.
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря, уже о внутреннем мире каждого человека. У нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
А как вы думаете, вы сами люди толерантные? (Ответы детей: да)
Вы сказали, что толерантные люди - дружны.
А что такое дружба?
Ребенок. - Дружба - это доброе отношение людей друг к другу.
Ребенок . - Дружба - это доверие между людьми.
Ребенок . - Дружба - это теплое отношение людей друг к другу.
Ребенок. - Если друг уедет ненадолго - человек тоскует, грустный, скучает о нем.
Ребенок. - Дружба - это когда тебя человек понимает.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о дружбе?
Ответы детей :
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Сам погибай, но товарища выручай.
- Старый друг - лучше новых двух.
- Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.
- Дерево держится корнями, а человек - дружбой.
- Друзья познаются в беде.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц вы знаете о дружбе. Сейчас я вам прочитаю рассказ С.Михалкова «Как друзья познаются в беде?». Слушайте меня внимательно, после чтения будете отвечать на мои вопросы. (Ответы на вопросы)
Воспитатель: А я знаю еще одну пословицу, послушайте: «Человек без друзей, что дерево без корней»
Как вы думаете, почему человека сравнивают с деревом, а его друзей - с корнями? (Ответы детей).
А у вас есть друзья? (Ответы детей)
А были в вашей жизни моменты, когда друг приходил к вам на помощь? (Ответы детей)
А если ваш товарищ угощает вас конфетой, его можно назвать другом? (Ответы детей)
Стихотворение «Друзья» (Е.Стеквашевой)
Как начну конфеты есть - у меня друзей не счесть,
А закончились конфеты - и друзей в помине нету,
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Воспитатель: - Товарищей может быть много, а друг - всегда один, самый верный, самый надежный, самый преданный.
Воспитатель: - Кто расскажет стихотворение «Друг» (Т. Хлопковой )
Ребенок: Друг - это тот, кто тебя понимает,
Друг - это тот, кто с тобою страдает,
Друг не покинет тебя никогда.
Друг остается с тобой навсегда
Друг тебя никогда не обидит
Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.
И если с тобой приключится беда -
Только от друга жди помощь тогда.
Воспитатель : Если верный друг уехал далеко
Вам, конечно, будет нелегко!
Есть предложение такое - письмо напишем звуковое.
Физминутка.
(Дети встают и говорят)
Давайте будем дружить друг с другом (соединяют руки)
Как птица - с небом!
Как травы с лугом!
Как ветер с морем!
Поля - с дождями!
Как дружит солнце!
Со всеми нами! (Садятся)
Воспитатель : Сделаем поделку с вами. В силе технооригами. Поделка- «Лебедь».
(Воспитатель объясняет последовательность выполнения задания; показ).
Все. ЛЕБЕДЬ - символ чистоты, верности и красоты!
Эта стая лебедей будет радовать друзей!
Наши лебеди - летите!
Людям радость подарите!
(Дети вручают гостям поделки)
Литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольные образования./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 3-е изд. испр. и доп. М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ-2013
- Алешина, Н.В. патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. - М.: ЦГЛ., 2005
- Примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем» авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
- Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф., Моя малая Родина// Управление ДОУ.-2005
- Князева, О.Л, Маханева, М.Д., приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно- методическое пособие.- Детство- Пресс, 1998.
- Рыжова, Н.А, Логинова, Л.В, Данюкова, А.И Мини- музей в детском саду.
- Рыжова, Н.А,. Путешествие по мини- музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD
- С чего начинается Родина?/ под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ «Сфера», 2003
- Хрестоматия к программе «Валдоня»: пособие для ДОУ РМ/ авт. - сост.: Е.Н.Киркина.- Саранск: Морд. кн - изд-во, 2004.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Программное содержание:
Формировать коммуникативные навыки у детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении , самостоятельно разрешать конфликты. Учить детей понимать друг друга, замечать в друзьях положительные качества характера анализировать поведение свое и окружающих, посредством игр и упражнений, способствующих сплочению детского коллектива. Опираясь на жизненный опыт детей, уточнить моральные представления о том, что такое «дружба».
Содействовать формированию диалогической , монологической (связной речи детей): развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника, желание принимать участие в беседах. Закрепить умение детей отвечать полным распространенным предложением, составлять небольшой рассказ из личного опыта.
Развивать логическое мышление, учить понятно высказывать свою точку зрения, делать умозаключения, выводы. Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения , заботу, желание помогать друг другу, делать приятные сюрпризы, культуру речевого общения.
Ход:
(Дети заходят, приветствуют гостей.)
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Вам хочется узнать от кого это письмо? что в нем?
(Воспитатель достает из конверта флешку. Вставляет в ноутбук и прослушивают песню про Чебурашку , затем песня «Настоящий друг» сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева)
Воспитатель:
Понравилась вам песня? О чем она? (Ответы детей)
Правильно о дружбе. А что такое дружба? (Ответы детей)
Как поступают добрые друзья?
Кого можно назвать своим другом?
Есть ли у вас друг? Расскажите о нем.
(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)
Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда проявляется уважение друг другу, когда люди умеет признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость , и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.
Решение проблемных ситуаций:
1) Твой друг во время игры порвал нечаянно тебе куртку. Что ты ему скажешь? А как он поступит?
2) Данил ушиб ногу, ему тяжело идти. Как вы поступите?
3) Вы поссорились с подругой, и уселись по углам…
4) Дети пошли одеваться на прогулку. Сережа зашел в раздевалку и увидел, что Наташа не одевается. «Почему ты не одеваешься? – спросил он у нее. «У меня палец болит, и я не могу застегнуть кофту», - ответила Наташа. Как ты думаешь, что будет дальше? А как бы ты поступил?
Как вы понимаете пословицу: «Человек без друзей, что дерево без корней».
В каких произведениях герои помогают друг другу?
А может кто-то из вас знает стихотворения о дружбе?
Ребенок:
Хорошо быть одиноким
Если ты не одинок,
Хорошо, когда подбоком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надежный,
Бескорыстный, верный друг.
Ребенок:
Дружат с небом облака,
А роса с травою,
Дружит бабочка с цветком,
Дружим мы с тобою,
Дружат взрослые и дети,
Все должны дружить на свете.
(Тихо звучит мелодия песни «Голубой вагон» и появляется старуха Шапокляк)
Шапокляк:
Здрасте! Мне моя крыска Лариска сказала, что вы , о хороших поступках. У меня тоже есть несколько полезных советов для девочек и мальчиков, сейчас я вам их скажу!
(Шапокляк читает «вредные советы» из книги Г. Остера)
Шапокляк: Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать прохода им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они: до них вам дела нет.
Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо», никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.
Пусть он видит, лежат в луже, –
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.
Решил подраться – выбирай того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать , зачем тебе она?
Но если вдруг за малыша вступился кто-нибудь.
Беги, кричи и громко плачь, и мамочку зови.
Воспитатель:
Ребята, разве это полезные и правильные советы? Как вы думаете? Почему? (Ответы детей)
Шапокляк, ты, наверное, не знаешь, что такое хорошие поступки и манеры. Садись и послушай.
«Жил-был медведь. Он любил, чтобы в лесу всегда был порядок и все звери жили дружно. Как-то раз, обходя свои владения, увидел он волка и лису, которые о чем-то спорили…»
Медведь: Что случилось? От чего вы такие сердитые? Поссорились? Надо срочно помириться.
Лиса: Я с волком мириться не буду! Я сказала ему: «Здравствуй!», а он мне не ответил! А еще дразниться, кулачище свой показывает и хвастается, что он самый сильный в лесу!
Волк: Я вчера с ней здоровался! А сегодня не буду, что я с ней каждый день здороваться должен? Ты, лиса, сама не очень вежливая. Увидела вчера меня в лесу и кричишь: «Эй, ты, Волчище – серый хвостище! Дразнишься, наверное?»
Медведь: Непорядок! Разве, ты, Волк не знаешь, что означает слово «здравствуй»? Здравствуй – это значит будь здоров , не болей. Пожелаешь другому здоровья, и сам болеть не будешь. А ты, лиса, будь повежливей, не дразнись.
Волк: Понял! Все понял! Здравствуй, Лисонька, здравствуй, дорогая!
Лиса: Здравствуй, Волчок – серый бочок! Какой ты теперь вежливый, внимательный.
Волк: А ты, Лисонька, никого не бойся, я буду тебя всегда защищать и в обиду не давать.
Медведь: Ну, вот и помирились. Молодцы! Будьте здоровы, живите дружно и никого в лесу не обижайте. До свидания!
Волк и Лиса: До свидания, Мишенька!
Шапокляк: Мне очень понравилось у вас, я многое поняла. А научите меня еще чему-нибудь хорошему.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»:
Растет даже ледяная глыба от слова доброго… спасибо!
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… здравствуйте!
Если о помощи просишь, помогут быстрее раз в сто, когда произносишь ….пожалуйста!
Если вечером встреча скажешь ему…добрый вечер!
Если девочка больна, хрипло кашляет она и чихает снова , скажем ей мы… будь здорова!
За день мы устали очень скажем всем… спокойной ночи!
Молодцы, ребята! Посмотрите какое у меня есть плюшевое сердечко, при помощи него мы поиграем в игру «Комплименты»
(Дети выстраиваются в круг. Ведущий встает вместе с ними и держит в руках сердечко. По очереди, глядя в глаза, участники игры говорят соседу пожелания, хвалят его, восхищаются и передают плюшевое сердечко из рук в руки. Принимающий игрушку кивает головой и говорит: «Спасибо!». После всех комплиментов дети ложат руку на игрушку и говорят: «Давайте жить дружно!»)
Шапокляк:
Я сегодня так много всего узнала и многому научилась. Буду теперь со всеми дружить и совершать только полезные поступки. Спасибо вам, мальчишки и девчонки! До свидания!
валентина каширина
Реализация проекта «Человек без друга , что дерево без корней » помогает ребенку повысить осознание своих эмоциональных проявлений и тем самым обеспечить ему эмоциональный комфорт. Обучая ребенка «взгляду со стороны» мы помогаем ему по другому взглянуть на себя , по иному оценить собственные чувства, мысли, поведение. Таким образом ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение со сверстниками.
Цель : сформировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитать доброе отношение к близким.
Занятие № 1. Чтение художественных произведений Л. Толстого
«Два товарища» , К. Ушинского .
Занятие № 2. Беседа о дружбе.
Занятие № 3. Творческое конструирование «Портрет друга » .
Оборудование «Составь фоторобот» ; цветные карандаши, фломастеры, альбомы для каждого ребенка; основа для портрета (лицо из плотного картона, цветной картон (для рамки, набор различных кусочков ткани и мелких деталей, которые можно использовать для портрета (пуговицы, нитки, бусинки и прочее) .
Занятие № 1 (конспект)
Чтение художественных произведений К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» , Л. Толстого «Два товарища» .
Цели : учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.
Оборудование : не требуется.
Ход занятия:
Психолог (П) :- Дети, скажите, какого человека можно назвать другом ?
Дети (Д) : - Того, кто не обижает, не дерется , с которым нравится играть.
П : - Послушайте, пожалуйста, произведение К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» . Кто вам понравился? Почему?
П : - Как вы думаете, настоящий друг , какой он?
Д : - Веселый, честный, всегда со мной дружит, всегда рядом.
П : - Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? как вы понимаете эти пословицы? Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Д : - Значит старых друзей не надо забывать, когда появляются новые.
П : - Друзья познаются в беде.
Д : - Значит, что если случится беда, то друг всегда поможет .
П : - Дружба и братство дороже богатства.
Д : - Если у тебя есть друзья или братья, то можно и без денег обойтись, они всегда тебе помогут.
П : - Значит можно сказать, что настоящий друг – это верный товарищ в любом деле?
Д : - Да. Настоящий друг никогда не оставит друга в беде .
П : - Послушайте басню Л. Толстого «Два товарища» . Вам понравилась басня о двух товарищах?
Д : - Да, понравилась.
П : - Что произошло в лесу? Как повели себя друзья?
Д : - Они гуляли и на них выскочил медведь. Один мальчик спрятался на дереве , а другой не сумел залезть и поэтому остался на дороге и притворился мертвым.
П : - Как вы думаете, что чувствовал мальчик, который остался на дороге, когда к нему подошел медведь?
Д : - Он испугался, ему было страшно, что медведь может его съесть или убить.
П : - Что чувствовал мальчик, который сидел на дереве ?
Д : - Он радовался, что успел первым залезть на дерево и медведь его не достанет.
П : - Можно назвать этого мальчика настоящим другом ?
Д : - Нет. Он не помог своему другу тоже залезть на дерево и медведь мог убить другого мальчика . Хорошо, что он догадался притвориться мертвым и обманул медведя. Нужно было подвинуться и тоже пустить своего друга на дерево , тогда он бы был настоящим другом .
П : - Какую пословицу или поговорку можно употребить в данном случае, к концу этой басни? (Повторяются пословицы и поговорки, которые зачитывались в начале занятия) .
Д : - Друг познается в беде .
П : - Правильно, дети. А теперь давайте еще раз послушаем эту басню. (Басня зачитывается повторно) . Наше занятие закончилось. Все молодцы.
Занятие № 2 (конспект)
Беседа о дружбе.
Цель : формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; дать ребенку понять, что он, как и каждый человек , уникален и неповторим.
Оборудование : карточки с изображением лиц разной формы, глаз различного цвета и формы (для упражнения «Составь фоторобот» ); цветные карандаши, фломастеры, альбомы для каждого ребенка.
Ход занятия:
П : - Здравствуйте, дети. Скажите, есть ли у вас друзья?
Д : - Да. Есть друзья. У меня друг – это мой брат . А у меня в деревне друзья .
П : - За что вы любите своих друзей?
Д : - Мы с братом дружно живем. Он меня не обижает. А мне с другом весело , мы часто смеемся. Он веселый.
П : - А как вы думаете за что ваши друзья любят вас?
Д : - Потому что у меня игрушки есть. Потому что я своего брата тоже не обижаю. Потому что мы дружим.
П : - Что вы делаете вместе с друзьями?
Д : - Мы с братом вместе тренируемся, мы с ним боксом занимаемся. А мы с моим другом летом в деревне озеро копали вместе , а потом воду в него носили.
П : - Ребята, а скажите, пожалуйста, если у человека нет друзей –ему хорошо живется?
Д : - Нет. Если нет друзей, то скучно одному играть. Всегда грустно. Можно только мультики смотреть, а гулять не с кем.
П : - Дети, посмотрите, на столе разложены карточки с изображением лиц разной формы, с различными прическами, глаза различной формы и цвета. Давайте рассмотрим их (упражнение «Составь фоторобот» ). В речь детей вводятся понятия : глаза голубые, карие, зеленые; лицо круглое, овальное и т. д.) А теперь каждый из вас пусть отберет карточки, которые подходят к его внешности и внешности своего друга .
П : - Итак, вы рассмотрели себя и своих друзей. Молодцы. А теперь давайте возьмем карандаши, фломастеры и нарисуем как выглядит ваш друг .
Занятие № 3 (конспект)
Творческое конструирование «Портрет друга »
Цель : развивать творческое воображение ребенка; воспитывать доброе отношение к близким.
Оборудование : набор различных мелких деталей, которые можно использовать для изготовления портрета (пуговицы, нитки, кусочки ткани, бусинки и т. д.) ; основа для лица из плотного картона, цветной картон для рамки (основного поля) ; клей.
Ход занятия:
П : - Здравствуйте, дети. Как мы с вами выяснили у вас у всех есть друзья. А хотелось бы вам, чтобы ваш друг был всегда рядом ?
Д : - Да. Хорошо бы было всегда играть со своими друзьями.
П : - Возможно ли это?
Д :- Нет. Мой брат ходит в школу. А мой друг тоже ходит в сад , только в другой . А мой друг вообще в деревне живет .
П : - Ребята, а что можно сделать если друга нет рядом ? Чтобы всегда напоминало о нем?
Д : - Можно взять с собой его фотографию.
П : - Правильно. Вот на сегодняшнем занятии мы с вами будем делать портрет своего друга . Его можно поставить на полку, чтобы не забывать о нем, или можно просто сделать подарок другу . Ему будет приятно получить такой подарок.
Посмотрите, на столе разложено множество предметов из которых мы будем делать портрет (сначала выбирается поле-фон, затем приклеивается форма лица, а далее по желанию детей из всех представленных фрагментов дети моделируют портрет своего друга . Этот процесс не регламентируется, т. е. хочется красные глаза – значит пусть будут красные только ребенок должен объяснить почему именно так. Например : у моего друга будут красные глаза , потому что он не выспался или он плакал.