Во сколько грудничок начинает держать голову. Во сколько месяцев младенцы начинают держать головку

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Многие мамы радуются, что двухнедельный малыш добивается первых важных успехов - начинает держать головку. Но торопить события не стоит: в норме это умение приходит к 3 месяцам, и это первое, что малыш научится делать, управляя своим телом.Хотя есть случаи, когда малыши - акселераты обучаются этому гораздо ранее, например, в 2 месяца. Надо понять фраза "младенец начинает держать голову", в буквальном смысле понимается, что малыш уже сам уверенно и достаточно долгое время может
удерживать головку, пребывая вертикально.

Почему он не умеет держать головку сразу?

Головка новорожденных имеет очень большой объем и массу по отношению остальному телу. Но пока, мышцы шеи малыша еще слабы, чтобы удержать такой вес и тем более справится с управлением. Вот и "свесилась головушка" до поры до времени.

Месяца в полтора-два малыш будет уже пытаться удерживать голову, но все-равно поддержка родителей еще важна. Мышцы шеи еще только укрепляются. Если малыш в месяц попытался держать головку сам - это тревожный символ, сигнализирующий о наличии внутричерепного давления у ребенка.

В 1,5 месяца , находясь на животике, новорожденный слегка будет приподнимать голову, потом чуть выше, причем продолжительность будет расти с пары секунд до нескольких минут.

К двум месяцам, малыш начнет вполне хорошо держать головку, даже когда мама станет приподнимать кроху за ручки он уже меньше будет запрокидывать голову.

С 8-13 недель - самое ответственное времечко, когда малыш полностью должен овладеть умением контролировать свою головку. Тогда же начинается и переворачивание на спинку, животик.

Пятимесячный возраст отмечен: полноценным вращением головы в разные стороны, легкими наклонами туда и обратно.

Вертикальное положение, или как правильно держать ребенка.

Для малыша, который еще неуверенно справляется со своей головкой, очень важна ее поддержка - и не только в виде маминой руки. В авто креслах для этого существуют ограничители головы, которые помогают поддерживать ее сверху и по бокам, не давая излишне ее "растрясывать". Проследите за этим выбирая авто кресло. В самом маленьком сидении (+0), ребенок лежит в позе эмбриона: лежа или с небольшим подъемом.

Не носите детей до 4 месяцев в " кенгурушках" без поддержки головы и жесткой спинки, и уж точно рано сажать малыша в прогулочные коляски, которые не могут принимать горизонтальное состояние. В этом возрасте рекомендуется не более двух раз по 15 минут нахождения в сидячем положении, особенно для упитанных малышей.

Учимся держать головку.

Не слушайте россказни подруг и советчиков, повествующих какие у них гениальные детки, начавшие в 2 месяца держать головку и пр. Развитие отдельно взятого малыша очень индивидуально. Не радуйтесь, если двухнедельный кроха держит прямо головку- это характерно для внутричерепного давления.
А вот если к 3-м месяцам кроха головку не держит-скорее у него нарушения и нужно провести диагностику у невролога. Вообще, запомните, все, что у вас вызывает сомнения, подозрения-должно решаться не на форумах или путем выяснения у опытных подруг, а с детским врачом. Вот, если вы мама 2-3 деток и у вас есть серьезный опыт, то здесь ориентируйтесь на свою материнскую интуицию.

  • Родовые травмы. При тяжелых и длительных родах, сопровождавшихся кислородным голоданием, вакуумной экстракцией и подобными осложнениями, у малыша скорее всего будут проблемы по невралгии. Необходим будет массаж и лечение.
  • Слабый тонус мышц. Решается это с невропатологом, что он посоветует: только массаж или какое либо дополнительное физиолечение - решать ему.
    Подобные проблемы характерны для деток с маленьким весом и недоношенных. Они могут отставать в развитии от сверстников.
  • Нехватка грудного молока. При нехватке молока, если кроха недополучает полезных веществ для роста и развития, он будет не добирать в весе, поэтому педиатр вам может порекомендовать смесь, чтобы добрать необходимый вес. Достигнув нужного веса, малыш догонит и в навыках.
  • Проблемы с мышечным тонусом могут быть и значительными (кривошея, парез). В этом случае малыш пытается держать головку, но у него это получается под углом. Тут специалисты, скорее всего, порекомендуют массаж для коррекции и специальные ортопедические детские подушки. И, в самых серьезных случаях, исправить проблему может лишь оперативное вмешательство. Также от мамы требуется постоянно следить, чтобы малыш чаще менял наклон головы.

Малышом - даже новорожденным - надо заниматься: класть почаще на животик, заинтересовывая его игрушками-погремушками и укрепляя шейные мышцы.
Запомните одно, все проблемы, касающиеся неврологии решать с возрастом очень проблемно.

Тренируем головку.

Все должно происходить в форме игры. Побуждайте кроху поворачивать головку, тряся игрушками с разных сторон. Не забывайте подбадривать, улыбайтесь в ответ. Не уставайте хвалить своего крошку даже за маленькие успехи.
Все делайте плавно, вы не на олимпийских играх, спешка ни к чему. Вам нужно все делать уверенно, чтобы малыш вам доверял. Чередуйте массаж-гимнастику-водные процедуры.
Приложите свою ладонь к ножкам крохи и попробуйте простимулировать его оттолкнуться, так вы развиваете продольные спинные мышцы.
Как правильно держать ребенка.
Поднимая кроху со столика или из кроватки, держите его у груди. Во время кормления или в ванне во время купания придерживайте чадо за головку, подхватив его под затылок. Никаких резких движений, прочно держите ребенка, любая резкость и неосторожность может сопровождаться травмой шейных позвонков. Поддерживать головку малышу нужно по крайней мере в течение 1-го месяца жизни.
В 3 месяца можно плавно тренировать мышцы шеи дальше. Уложите кроху на кровать или пеленальный столик, вручите ему в ладошку свой пальчик, (можно дополнительно ладошку малыша обхватить вокруг запястья оставшимися пальцами и осторожненько притягивайте к себе, но не сажая его основательно, доведите до 45 градусов-и хватит, спинка малыша-еще не готова к таким нагрузкам. И снова опустите.
Регулярные тренировки принесут пользу вашему малышу и вы наконец-то, дождетесь того времени, когда младенцы начинают держать голову. Успехов вам.

Первое серьезное достижение для малыша – это способность контролировать и держать вертикально голову. Хорошо овладеть данным приемом малыш сможет к 3 месяцем, когда окрепнут мышцы предплечий и шеи. Сказать точно, во сколько и в каком возрасте ребенок начнет держать голову невозможно. Ученые уверенно говорят, что каждый малыш индивидуален, а значит и развитие тоже.

По статистике, в 3 месяца более 60% детей способны уверенно держать головку в вертикальном положении (от минуты и больше). Но также существуют два других явления: раннее развитие и отставание. В первом случае, малыш может самостоятельно приподнимать голову в возрасте от 3 недель, что говорит о нарушении в работе неврологии, изредка встречается как форма индивидуального развития. Во втором варианте, причин отклонений больше, начиная от трудных родов и заканчивая потерей веса. Рассмотрим все варианты развития маленького человечка.

Ребенку необходимо несколько месяцев, чтобы хорошо освоить умение держать голову без помощи взрослого. Для начала, новорожденные совершенно не адаптированы к внешнему миру. Не будь взрослого, он просто не выжил. Именно родители помогают познать мир, а также следят за физическим развитием новорожденного.

Стандарты развития:

  • До трех недель

В первые недели малыш не способен самостоятельно держать голову. Шейные мышцы слабые и буквально висят. Если не поддерживать головку, то могут повреждаться шейные позвонки.

  • В три недели

В три недели, когда заживает пупочная ранка, родителям рекомендуется укладывать новорожденного на животик, тем самым стимулируя у ребенка механизм самосохранения. Чтобы кислород поступал в достаточном объеме, кроха приподнимает головку и укладывает её на бочок. Тем самым ребенок начинает тренировать и укреплять мышцы шеи. Выкладывать стоит несколько раз в день после еды, это снимает неприятные ощущения от колик, а также регулирует отхождение газиков. Если младенец начал волноваться и плакать, то старайтесь отвлекать его игрушками.

  • В шесть недель (1,5 месяца)

Ребенок начинает более высоко приподнимать голову в положении лежа. Угол наклона около 45 градусов. Продолжительность – не более минуты. В 8 недель появляются попытки дольше удерживать голову, а также приподнимать её в вертикальном положении. Сейчас малыш старается держать головку наравне с туловищем, особенно во время присаживания.

  • В два-три месяца

Именно в этом возрасте, когда шейные позвонки достаточно окрепли, ребенок способен уверенно удержать головку вертикально, при этом лежа на животе. По статистике, в три месяца дети осваивают данный прием, но стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Помогайте и подстраховывайте во время очередных занятий. Новорожденный должен учиться облокачиваться и приподнимать плечи.

  • В четыре месяца

Младенец должен уверенно держать головку в вертикальном положении, приподнимается из положения лежа, поворачивает головку.

  • В пять месяцев

Ребенок совершенствует навыки и начинает приподнимать верхнюю часть тела на более длительное время, а также поворачивает голову в разные стороны и рассматривать окружающие предметы и людей.

Раннее удержание головы: норма или патология?

Стоит отметить, что некоторые дети способны удерживать голову уже в 3-6 недели. Для среднестатистического ребенка, подобное не характерно. Если он начал поднимать головку на раннем сроке - это свидетельствует о повышении внутричерепного давления и тонусе мышц. Для консультации стоит обратиться к неврологу. Специалист назначит курс терапии: массаж и упражнения.

В некоторых случаях, раннее удержание головы у новорожденного вызвано индивидуальными особенностями организма.

Патология развития

Если младенец самостоятельно не держит уверенно головку в 3 месяца, под наклоном или наблюдается от нормы развития, то лучшим решением будет обратиться к невропатологу и педиатру.

Причины отклонений:

— Проблемы неврологии. Возникают в случае генетической предрасположенности или трудных родов. Решить проблему может лишь опытный специалист, народные методы лечения опасны;
— Неправильное положение головы. Исправляется при помощи специальной подушечки, для коррекции угла удерживания головы, а также массажа;
— Слабость мышц плечевого пояса и шеи. Проблема кроется в редком выкладывании ребенка на живот;
— Отставание в весе при рождении малыша, может вызвать отставание в развитии. А также потеря веса во время кормления (мало молока). Стоит проконсультироваться с врачом и добавить в рацион ребенка детскую смесь;
— Понижение мышечного тонуса. Исправляется регулярным массажем и выполнением специальных упражнений.

Важно! Если ребенок начал уверенно держать голову, но неровно, будто набок, следует обратиться к врачу. Это признак пареза – искривление мышц шеи. При обнаружении симптома, необходимо обратиться к педиатру, чтобы вовремя исправить нарушение в развитии.

Многочисленные форумы пестрят советами от «бывалых» мам, которые уверены в своих знаниях о детях. А ведь развитие ребенка – это индивидуальная особенность организма! Все медицинские данные, которые доступны для мамочки, содержат среднестатистические показатели, но не является талмудом! Есть ряд правил, которые необходимо соблюдать:

  1. Необходимо с рождения наблюдать за полноценным развитием малыша и записывать все достижения. Полученные данные сообщить педиатру.
  2. Стимулировать ребенка самостоятельно держать головку, выкладывая малыша на животик.
    Развивать физические данные, укреплять тонус мышц. Например, выложив ребенка на животик и разложив на поверхности несколько игрушек, чтобы он пытался поворачивать голову и рассмотреть подарки.
  3. Начинать присаживать ребенка в 6 месяцев. Для этого необходимо расположить малыша на коленях, лицом к вашему животу, для того, чтобы была возможность опираться.
  4. Использование игровых методик и специальной гимнастики. Положите новорожденного на спинку и аккуратно потяните за ручки, давая принять малышу полусидячее положение. Затем аккуратно верните в исходное положение. При гимнастике, проговаривайте стишок, чтобы новорожденный ребенок был сосредоточен на вас.

Укрепление мышц шеи. Начиная с третьей недели жизни, врачи рекомендуют начинать выкладывать ребенка на животик. Правильно развивающийся малыш, должен положить голову на бок, в целях инстинкта самосохранения. Выкладывать стоит на твердую поверхность, чтобы мышцы напрягались. Достаточно накрыть стол флисовой пеленкой. Приучать к упражнению необходимо постепенно. Для начала начинают выкладывать малыша на минуту, затем время увеличивается с каждым днем.

Совет для родителей! Помните, что каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, когда и во сколько месяцев кроха должен держать голову не скажет не один врач. Если появились серьезные опасения, то стоит отвести к педиатру на консультацию, который подскажет упражнения на развитие мышц шеи и спины. Также специалист должен осмотреть ребенка и сделать выводы о здоровье и уровне развития маленького пациента. Помните, что исправить детские проблемы, необходимо в раннем возрасте, когда организм только развивается и не нуждается в сложных манипуляциях.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Большинство мамочек беспокоятся о том, нормально ли развиваются их новорожденные детки. Первое, на что обращают внимание – это умение малыша держать голову, которое является первым самостоятельным навыком новорожденного. Педиатры и невропатологи также обращают особое внимание на этот навык, так как он может сигнализировать о наличии тех или иных неврологических нарушений или же быть показателем отменного здоровья крохи. Наблюдая за появлением этого навыка, важно помнить, что все детки абсолютно индивидуальны и развиваются по-разному. Если ваше чадо к определенному сроку не научилось держать головку – это еще не повод для паники. Понять, что к чему вам поможет подробная информация о том, когда должен держать голову новорожденный.

Когда должен начинать держать головку новорожденный?

Рождаясь на свет, малютка обладает неразвитыми мышцами шеи и спины, поэтому он не может держать головку самостоятельно. В первые несколько месяцев жизни обязательно нужно придерживать головку грудничка, когда вы берете его на руки. Присаживать ребенка в кресла-переноски, не фиксирующие головку, а также в прогулочную коляску до формирования навыка держать головку ни в коем случае нельзя – это может привести к повреждению шейных позвонков у ребенка.

Во сколько же новорожденный должен начать держать голову? Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не существует четко определенных сроков, когда ребенок начнет держать голову. Происходит этот процесс постепенно и обычно делится на несколько этапов.

  1. В первый месяц жизни детки еще не могут самостоятельно держать головку. У них с рождения есть очень важный рефлекс – если вы положите ребенка на животик, то он, чтоб не задохнуться, должен повернуть головку набок. Этот рефлекс присутствует с рождения и участковый педиатр при осмотре ребенка обязательно обратит на него внимание. В таком возрасте малыш может приподнять головку только под очень маленьким углом на пару секунд. Поворачивает голову младенец в ответ на прикосновение к его щечке, с целью найти мамину грудь.
  2. На втором месяце жизни детки обычно совершенствуют навык держания головы и к концу этого месяца могут приподнимать головку под углом в 45 градусов и удерживать ее в таком положении до 5 секунд. Поворачивают головку крошки на громкие звуки или заметив лицо любимого человека.
  3. На третьем месяце грудные детки обычно продолжают тренироваться и могут удерживать головку практически вертикально на протяжении 10-15 секунд.
  4. В начале четвертого месяца жизни груднички практически всегда могут уверенно держать вертикально голову, поворачивая ею из стороны в сторону и следя за интересными предметами или людьми. Зачастую к концу четвертого месяца малыши уже держат не только голову, но и отрывают верхнюю часть туловища, опираясь на вытянутые перед собой ручки.

Эти временные рамки соответствуют для большей части грудных деток, но не для всех. Некоторые детки начинают неплохо держать голову уже к концу первого месяца, а некоторые не приподнимают головку и к трем. Любые отклонения в ту или иную сторону могут свидетельствовать о проблемах с неврологией. Например, детки, рожденные раньше срока или с маленьким весом, чаще других отстают в этом умении. Если до трех месяцев ваша кроха не начала попытки держать голову, то, возможно, ей нужно помочь приобрести этот навык.

Как научить ребенка держать головку

Любому, даже быстро развивающемуся малышу, нужно помочь научится держать головку. Ваш педиатр при первичном осмотре новорожденного должен рассказать вам, как научить ребенка держать головку. Для этого существует пара простых приемов:

Начиная с 2 недель жизни, младенца необходимо по несколько раз в день выкладывать на животик. Такая поза стимулирует малыша к тренировке мышц спины и шеи, а также эффективно помогает предотвратить колики, выводя газики из кишечника малютки. Даже если ваше чадо не любит лежать на животике и капризничает, вам нужно проявить настойчивость, продолжая регулярно выкладывать его. Важно уметь заинтересовать кроху ласковым разговором, песенкой, игрой в «ладушки» или погремушкой, чтоб малышу было интересно приподнимать головку. Начиная с двух месяцев нужно показывать малютке разные игрушки – так он будет дольше держать головку вертикально, рассматривая их.

Если ваш малыш уже приподнимает головку, то помочь натренировать его мышцы шеи можно при помощи простого упражнения: возьмите грудничка за ручки и медленно потяните на себя, как бы сажая его. Малютка рефлекторно будет напрягать мышцы шеи, пытаясь подтягивать головку за туловищем. Начинать делать это упражнение стоит не раньше, чем с двух-трех месяцев и делать его нечасто – 1 — 2 раза в день.

Что делать, если новорожденный плохо держит голову

Иногда бывают ситуации, когда проходят первые три месяца жизни новорожденного, а он так и не начал держать головку или не держит ее прямо. Что же делать мамочкам в таком случае? В первую очередь, необходимо не откладывая обратиться к педиатру и, возможно, невропатологу. Только врачи, по итогам тщательного осмотра ребеночка, установят, есть ли какие-либо нарушения, а также найдут пути их устранения. Чаще всего для помощи малютке врачи назначают:

  • Лечебный массаж;
  • Применение лекарственных средств;
  • Лечебную гимнастику.

Лечебный массаж – очень эффективное средство для укрепления слабых мышц шеи и спины у грудного ребенка. Желательно, чтоб эту процедуру проводил профессиональный массажист, а не мама – так вы достигнете результата намного быстрее. Проводить массажи необходимо курсом, назначенным лечащим врачом.

Применение лекарственных средств также успешно укрепляет мышцы грудничка, особенно в сочетании с массажем. Если вас пугает перспектива давать новорожденному лекарства, проконсультируйтесь с еще одним или более врачами – вполне возможно, что в вашем случае можно обойтись и без них.

Лечебную гимнастику должна проводить мама, следуя методике, которую покажет лечащий врач. Очень важно для получения максимальной пользы проводить гимнастику каждый день на протяжении длительного времени.

Применив на практике все эти несложные приемы, вы легко сможете научить своего ненаглядного малыша правильно и хорошо держать головку.

Фото и видео: Во сколько новорожденные начинают держать голову?