Верность и любовь в отношениях. Верность и терпение: значение в отношениях. Честность во всем - вот главное правило человека

Что-то меня с самого начала смущало в этом названии. И слова хорошие, правильные, нужные, и намерения учредителей, несомненно, благие… а что-то не то. Наверное, дело в последовательности. Ритмичности была принесена в жертву логичность.

Примерно то же (в логическом плане), что сказать: «месячник ГИБДД, бескорыстия и скоростного режима». В данном случае ГИБДД – институт, учрежденный для обеспечения безопасности дорожного движения, а бескорыстие и скоростной режим – наугад выхваченные добродетели (и тем более ценные, чем они редко встречаются) инспекторов и опекаемых ими водителей транспортных средств, необходимые для эффективной деятельности не к ночи будь помянутой службы.

Точно так же, как семья – общественный институт, а любовь и верность – добродетели (далеко не единственные, можно было бы с не меньшим основанием упомянуть и о целомудрии, кротости, терпении и др.), без которых этот институт не эффективен. Понятия хотя и взаимосвязанные (кто ж спорит?), но неоднородные, а потому их перечисление через запятую вызывает у меня, старого «шкраба», желание взять ручку и что-то подправить. Ну, что ж поделаешь… издержки педстажа.

Впрочем, не только в неоднородности дело. Последовательность членов перечисления тоже не должна быть случайной.

Например, апостол Павел, перечисляя три главные добродетели – веру, надежду и любовь (1 Кор. 13; 13) – идеально логичен: вера просвещает ум, через нее познается истина; надежда рождается от веры и сосредоточена в благах, о которых сказано: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9); а любовь – плод жизни по вере и в надежде, она «зачинается» в как бы формируемой ими среде, питается ими (это касается не только духовной, но и естественной любви, для которой доверие – первое условие выживания, любовь стремится верить и до конца надеется… даже и после конца).

Любовь – то, ради чего нужны вера и надежда, которые упразднятся в день будущего века, а любовь пребудет в вечности.

Однако нелогичность формальная – это зачастую симптоматичная «оговорка по Фрейду». Данный случай – не исключение. В перечислении «семья, любовь и верность» представлены две неоднородные понятийные категории – социальная («семья») и нравственная («любовь» и «верность»).

На первом плане – семья. Оно и понятно: государственное благополучие напрямую зависит от стабильности общества, основой которого является институт семьи. Защита и укрепление семьи как общественного института (а в наше время, к сожалению, более актуально говорить не столько об укреплении, сколько именно о защите) – политическая задача, значимость которой трудно переоценить.

Это как раз тот случай, когда инстинкт самосохранения побуждает «поворачиваться лицом» к традиционным ценностям (нечто похожее наблюдалось, когда началась эпидемия : социальные опросы показали, что супружеская верность возросла в цене).

На втором плане – нравственные добродетели, которые обеспечивают нерушимость брачного союза: любовь и верность. Симптоматично, в данном случае, подчиненное положение этих ценностей, как средств обеспечения жизнедеятельности «ячейки общества». Как бы подспудно проводится мысль о подчиненности всех ценностей государственным интересам: «Жила бы страна родная, – и нету других забот…».

Причем страна – это не народ, не коллективная личность, не духовно-нравственные приоритеты общества, а именно держава: геополитическое единство, организуемое государственной машиной, исходя из чего та машина лучше, которая обеспечивает этому геополитическому субъекту максимальное могущество, безопасность от внешнего врага, экономическую стабильность (не каждому в отдельности, а вообще: «средняя температура по больнице»). Любой ценой.

Если ради могущества державы (как нам это преподносится) надо поступиться нравственными ценностями, мы относимся к этому с пониманием («а при чем тут совесть и политика?», «благо страны превыше всего», «лес рубят – щепки летят» и т.п.). Если, наоборот, ради той же цели требуется опереться на нравственное начало, мы с таким пафосом начинаем рассуждать о прописных истинах, словно они и не средства вовсе для политической цели, а смысл всей нашей жизни.

Мы к ним апеллируем вовсе не в надежде укрепить свое земное благополучие, а наоборот, что вы?!.. – это мы под предлогом государственного строительства и достижения общественной стабильности (понятия общие, объединяющие всех граждан, независимо от религиозной принадлежности), провозглашаем и насаждаем высшие христианские ценности! Под предлогом, а не во имя!

Свежо, как говорится, предание…

Любовь и верность воспитываются в семье, это так. Но что под ними понимается? Всегда ли они понимаются как находящиеся в органичной связке, или верность – протез любви, а любовь – гарант единства семьи в случае неверности второй половины? И обе эти добродетели важны именно как обеспечивающие социальную стабильность «ячейки» (что бы внутри нее ни происходило)?

Что-то в этом есть фальшивое, лицемерное. Не в том смысле, что всепрощающая любовь достойна презрения или верность не имеет смысла, когда любовь прошла. А в том, что все это напоминает анекдот о том, как известного миллиардера спросили, верно ли говорят, что он разбогател, когда убедился, что деньги – это не главное, успех предприятия важнее?

«Не совсем так, – ответил „владелец заводов, газет, пароходов“. – Кардинальные изменения произошли после того, как мне удалось убедить в этом моих работников».

Людям говорят о возвышенном, стимулируют их нравственное чувство, апеллируя к великим и непреходящим ценностям, изображая распирающее изнутри волнение и священный трепет, всхлипывая и сморкаясь или, наоборот, гневно сверкая очами, изображая негодование (это уже в зависимости от «политического момента» и конкретной темы), а при этом думают-то о другом… Вот что противно-то.

И противно не только потому, что лицемерие – оно, ведь, само по себе отвратительно, но и потому, что, при таком отношении, КПД государственной поддержки нравственного возрождения общества – минимальный.

Любовь и верность… Две неразрывно связанные между собой добродетели. Два чувства, двуединый подвиг. На самом деле, нет любви без верности, и нет верности без любви. Можно сколько угодно в ответ привести примеров из семейной жизни, когда любят и при этом , но все же любят, а потому всегда возвращаются, или когда не любят, и не любили никогда, но даже в мыслях не позволяли себе изменить второй половине.

Таких примеров, и в самом деле, немало. Только не о том они все. В первом случае речь не о любви, а о чем-то с долей (быть может, большой) ее примеси, а во втором – не о верности вовсе, во всяком случае, не о верности второй половине, а, скорее, каким-то принципам.

Любовь располагает к верности, верность обусловлена любовью. Собственно, только любовь и может породить истинную верность. Невозможно быть верным тому, кого не любишь. Речь не о том, что, если чувство угасло, то и о верности не может быть речи. Любовь не исчерпывается влюбленностью.

Некоторые люди даже склонны чрезвычайно категорично разделять понятия любви и влюбленности, что также является крайностью, но если спадает первоначальный жар, и смерч, снесший крышу, скрывается за горизонтом, давая возможность заняться ремонтно-восстановительными работами, любовь может продолжить расти, если она и до того была, а вот, если это была влюбленность, да и только…

Тут очень много зависит от супружеской пары, обнаружившей, что они «маленько поторопились» с браком: решат ли они, что их свадьба была ошибкой и, вдохновленные мифом об андрогене, «разбегутся» в поисках «вторых половинок», или станут «просто жить»?

В первом случае все, казалось бы, ясно: «признались, что нет любви», врать не хотят, изменять – тоже, а потому освобождают друг друга от взаимных обязательств и – врассыпную!.. (Отдельный вопрос, так уж ли это решение безгрешно, и всё ли они учли, воображая, что не погрешают против верности?)

Во втором – все намного сложнее. Вариант формального сохранения брака, когда супруги оставляют за собой «право налево», мы не рассматриваем. Тут всё слишком просто: ни о какой верности речи быть не может, на нее, собственно, никто и не претендует. Интерес представляет ситуация, когда супруги, как говорится, «хранят супружескую верность».

Почему, «как говорится», и почему «хранят…» в кавычках? Потому, что не всякое воздержание от интимных связей на стороне – это уже автоматически верность. Не исчерпывается этим супружеская верность.

Верность супружескому долгу не может быть внешней, формальной. Верность вообще не может быть наружной, как и любая другая добродетель. Если человек, стиснув зубы, «исполняет супружеский долг» в рамках отдельно взятого брачного союза, это говорит не о супружеской верности, т.е. не о верности своей второй половине, и даже не о верности Богу, если брак венчанный, а о верности принципам, убеждениям, себе, наконец.

Это верность чему-то, что любишь, чем дорожишь в душе. Например, дорожишь самоуважением, но знаешь, что, если позволишь себе слабость, не сможешь себя уважать. Ну и… терпишь. Верность тут, конечно, есть. И достойная уважения, порой даже удивления, но это еще не супружеская верность, если она ограничивается «нехождением налево». Потому что верен человек может быть лишь тому, что/кого любит.

В данном случае – своим принципам, долгу, идеалам, себе, как носителю всего этого багажа «Супер-Эго». А супружеская верность на то и супружеская, что предполагает любовь между супругами, между теми, кто сопряжен едиными узами и сообща тянет один воз.

Верность целомудренна в широком смысле этого слова, то есть не только в плане воздержания от поползновений по ту сторону супружеского непорочного ложа. Целомудрие предполагает здравое видение реальности, целостную картину мира, систему ценностей, соответствующую замыслу Божию, и вытекающие отсюда мысли, решения и поступки.

Целомудрие по своей сути не может быть безбожным. То есть, целомудрие не только не отрицает Бога, но оно необходимо теоцентрично. А теоцентричность, в свою очередь, структурирует всю иерархию ценностей, формирующую духовный, этический и эстетический вкус. А поскольку любовь (не абы какая, а та самая триединая любовь к Богу, себе и ближнему) – высшая добродетель, то целомудрие без любви – не целомудрие, а просто самоограничение.

Казалось бы, о чем речь? Ведь мы рассматриваем ситуацию, когда влюбленность испарилась, а любви, как выяснилось, и не было (ну, или она пыталась окопаться в душе, но спасовала, звякнув о плитняк эгоизма). А о том речь, что супружеская верность коренится в целомудрии, которое зрит Бога, а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4; 8).

Целомудрие, как любая добродетель, развивается, а не возникает вдруг. Поэтому и о боговидении мы говорим, понимая не только тот дар, которого сподобились избранные, но и основание, которое каждый призван положить в сердце своем самим стремлением к чистоте сердечной. А Господь, как известно, «и намерения целует».

Нет верности без целомудрия, нет целомудрия без любви – той самой, «не абы какой», без которой любая другая любовь беззащитна от примесей вражьих. Не «абы какой», а свободной, то есть, зависящей от нашего произволения, потому и заповеданной. Полюбить любовью стихийной невозможно «по заказу». Стихийно в нас возникают и эротическая любовь (не путать с мимолетной влюбленностью, тем более с похотью), и дружеская, и так же стихийно, в силу кровных уз, действует родовая любовь.

А вот любовь к Богу, а так же к себе и ближнему как носителям Его образа – эта любовь заповедуется, потому что быть ей или не быть зависит от того, хотим ли мы этого и насколько; готовы ли мы не только принять дар ее семени в свою душу, но собираемся ли трудиться над возделыванием того, что из него прозябнет?

Если человек, на какой-то стадии семейной жизни не обнаружив к своей второй половине ни былой влюбленности, ни любви-эроса, поступится своим эгоизмом, отведет очи ясные от себя-любимого и вспомнит, что вот это существо, разочаровавшее его, обманувшее его ожидания – тот самый ближний, которого любить заповедует Господь, и попытается искренне эту заповедь исполнить, тогда (и только тогда) в отношении него можно будет говорить и о целомудрии, и о верности.

Даже если эти добродетели будут прихрамывать, но они все же будут в нем, в отличие от тех, кто и не касался ни верности, ни целомудрия (хотя бы и проявил железную выдержку), потому что не усиливался любить во Христе.

Любовь и верность – высочайшие добродетели. Они не могут рассматриваться как средства даже для таких высоких ценностей как семейные, потому что семья значима в здешней, преходящей жизни, тогда как нравственные ценности формируют бессмертную душу.

Не любовь и верность – средства поддержания благополучия института семьи, а через это и всего общества в целом, и государства, но наоборот: семья должна служить средством, воспитательной средой для формирования этих добродетелей, которые, естественно, в свою очередь, благотворно отразятся на состоянии как той конкретной семьи, в которой они взращиваются, так и на институте семьи в целом.

Только в таком порядке и никак иначе следует расставлять приоритеты. В противном случае получим ересь саддукейскую постсоветского разлива.

Любовь предполагает верность и моногамию?
Или же наличие любви не мешает сексу с другими?
Или можно любить двоих - находя в каждых отношениях что-то свое?

Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил? Что думают психологи?

Верность - доказательство любви

Так считает большинство новобрачных и тех, кто собирается создать семью . Почему же тогда измена - одна из распространенных проблем, с которой приходят на психотерапию семейные пары, а так же одинокие люди, которые не смогли самостоятельно справиться с «предательством» партнера.

Возможно, все начинается в период, когда семьи еще нет и молодые не воспринимают друг друга однозначно как пару. На этом этапе мало кто проясняет отношение друг друга к супружеской верности. Каждый исходит из своих установок. Одни по умолчанию считают измену невозможной, другие на этот вопрос имеют противоположное мнение.

Мне вспоминаются утверждения разных клиентов за годы терапевтической практики.

Там где есть любовь не может быть измены:

  • изменил, значит любви нет, семью сохранять не имеет смысла;
  • всегда виноват тот, кто изменяет;
  • в браке нужно хранить верность всю жизнь;
  • если человек изменяет, то энергия других мужчин или женщин "нависает" над отношениями в паре;
  • изменяют только недалекие, плохо воспитанные люди;
  • ничто не может оправдать измену.

Любовь бывает неверна:

  • секс на стороне не считается изменой;
  • без измены отношения становятся пресными;
  • измена помогает укрепить отношения;
  • можно любить двоих;
  • мужчины полигамны - это норма;
  • семья это свято, но можно иметь любовника/любовницу.

Если бы эти жизненные принципы прояснялись партнерами до вступления в брак - было бы меньше разводов? Возможно. Но часто люди знают о нейтральной позиции другого человека к вопросу верности, но думают, что тот изменится по отношению к нему/к ней.

Например, женщина вступает в интимную связь с женатым мужчиной. Тот уходит из семьи - новая любовь! Проходит несколько счастливых лет и (о чудо!) он изменяет своей любимой, ради которой оставил когда-то первую семью. Супруга в отчаянии - как он мог? Ответ прост - так же, как когда-то с тобой.

Если изменил, значит предал?

Когда человек выбирает себе партнера, то ищет, как правило, вторую половинку в буквальном смысле слова. Чтобы совпадали интересы, подходила «химия», был подобный уровень развития, аналогичное воспитание и желательно материальный доход.

Человек находится в поисках какое-то время. Предположим, он понимает, что все желания удовлетворить не удастся - «разобрали лучшие варианты». Тогда выбор падает на носителей основных, наиболее важных качеств.

Допустим, мужчина не представляет себе семейную жизнь с женщиной, которая не умеет готовить, так силен образ мамы. Выбирает в жены однокурсницу, которая к тому же недурна собой и большая умница. Но через какое-то время он понимает, что его жена при всех положительных качествах не удовлетворяет его в постели, и не очень понятно, что происходит с ее сексуальным удовлетворением. Родились дети, создан совместный быт, возможно общее дело. Но напряжение неудовлетворенности накладывает отпечаток на отношения в целом. Он встречает женщину, которая может быть идеальна для него как сексуальный партнер и изменяет жене. При этом он продолжает любить жену.

Другой пример, когда сильное сексуальное притяжение формирует пару, но вскоре один из партнеров начинает замечать, что ему скучно с партнером, и сексуальное притяжение угасает.

Причины измены различны, "каждая семья несчастна по-своему". Возможно, что любовь стала менее пылкой, но осталось уважение, желание быть вместе. Возможно, любви не было, было заблуждение и сильная страсть. Но один из партнеров считает иначе и не готов понять другого в ситуации измены.

Измена может быть ошибкой, а может быть недальновидностью, незрелостью одного из партнеров. Очевидно одно - не всегда виноват тот, кто изменяет, а прав тот, кто обвиняет. Случается, что верность хранится не из любви, а потому что удобно, комфортно быть с человеком по ряду причин, зачем же изменять. Там, где любовь , там есть забота о партнере, интерес - достаточно ли ему того, что вы вкладываете в отношения.

Любовь моногамна тогда, когда партнеры принимают осознанное решение сохранять верность. В первую очередь - решение, принятое лично для себя. Человек без клятвы и обещаний не поддается соблазнам, которые встречаются в его жизни. Возможно, ему очень повезло - удается удовлетворить все основные потребности в паре. Но это бывает не всегда. Обычно страсть уходит, и любовь нужно питать и взращивать. К сожалению, к такому пониманию человек часто приходит, уже получив опыт измены, и не так важно, по какую сторону баррикады он при этом находился.

Любовь предполагает верность и моногамию?

Не обязательно. Интересно, что люди нередко путают понятия "любовь" и "семья ". Термин "моногамия" относится к форме организации брака, в то время как любовь - понятие, могущее существовать вне брака и не обязательно к нему приводящее.

Если вспомнить, то раньше брак вообще редко с любовью пересекался. Брак в большей степени представлял из себя социальный договор, у которого были разные цели:

  • совместное ведение хозяйства (так как одному это было в основном непосильно),
  • продолжение рода (и все это могло быть никак не связано с любовью, чаще это было связано с потребностью передать имущество, дело, титул, или вовсе, как в семьях монархов - заиметь наследника, способного занять трон) и так далее.

Вообще, видимо, стоит четко отделить "влюбленность ", "любовь" и "брак".

Моногамию в основном подразумевает романтическая влюбленность, потому что ее основа - сексуальное притяжение, и оно само по себе нередко исключает влечение к другим в силу слишком большой концентрации на объекте интереса. Считается, что если возникло влечение к другому - то "любви больше нет", хотя на деле - кончилась влюбленность. И ее конец не является и не может быть осознанным выбором человека, это объективная закономерность, гормональный импульс сходит на нет в любом случае.

Но человек, естественно, не состоит только из гормонов. И дальше человек может делать выбор: развивать чувства, вкладываться в отношения, решать для себя - есть ли в партнере что-то важное, с чем он хотел бы взаимодействовать дальше, хочет ли он из этих отношений вообще делать семью.

То есть любовь - это уже осознанный выбор, и состоится она только тогда, когда оба смогут выработать общую концепцию: как они будут жить, научатся решать конфликты, создавать атмосферу, при которой потребности каждого будут учитываться, а спорные моменты творчески и глубоко прорабатываться до достижения приемлемого компромисса.

И тут может стать обоюдным решением как моногамия, так и полиамория. Главное, чтобы это решение было обоюдным, приемлемым для сторон. Обоюдным решением может стать не создавать семью, а остаться в свободных отношениях, что может подразумевать кратковременные или долговременные связи с другими при наличии основного прочного партнерства. Опять же, нормой мы можем считать то, что устраивает обоих партнеров.

Или можно любить двоих - находя в каждых отношениях что-то свое?

Можно, конечно, измерять человека неким гипотетическим идеалом - цельностью, к которой осознанные люди так или иначе стремятся. Но человек, во-первых, может быть не настолько осознанным, и из своей расщепленности он будет действительно в одних отношениях находить одно, в других - другое, и будучи не в состоянии соединить эти части внутри себя, окажется не в состоянии соединить эти части и во внешнем мире, в своих привязанностях. И что, утверждать, что человек не в состоянии любить, если он любит двоих? Вряд ли это правомерно. Любит, исходя из своих возможностей...

А во-вторых, даже если человек стремится к осознанности и цельности, все зависит от того, на каком этапе он находится. Молодой человек, скажем, еще не в состоянии добиться такой цельности и такой степени осознанности, при которой возможно действительно соединение своих частей внутри и как следствие - единство привязанности к одному человеку. Он ищет эту цельность, при этом нередко ищет ее в том числе и через опыт измен.

Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил?

Вот по всем вышеперечисленным причинам и получается, что нельзя говорить об этом однозначно.

Давать какие бы то ни было оценки любви и отношениям невозможно с общей для всех, абсолютистской позиции. У каждого - разный возраст, разный уровень развития, разная степень осознанности и разные возможности (интеллектуальные, душевные), разная степень травматизации, и, соответственно, разный путь к цельности.

Если человек сам готов строить любовь, действительно готов к семье, основанной на верности - он найдет человека, находящегося с ним на одних и тех же позициях и будет проживать жизнь именно так. А если он нашел того, кто изменяет - это лишь показатель, что в самом человеке еще не все доработано до искомого уровня. И опыт измен и кризисов в отношениях - это в том числе то, что заставляет нас двигаться и развиваться дальше: либо перестраивать отношения с имеющимся партнером, либо, осознавая неприемлемость подобного сценария, находить в себе силы прекращать травматичные отношения и искать то, что действительно будет удовлетворять, попутно осознавая причины попадания в подобную ситуацию.

Любовь - это чувство и энергия, способная дать жизнь отношениям.

Отношения двоих - это особая форма жизни, где есть две индивидуальности, а также общее пространство, единение.

Любовь - это толчок к самореализации в паре и это не "жилидолгоисчастливо", это путь, полный испытаний, радостей и горестей.

Любовь и верность - это путь пройденный сполна, смело, в своей полноте.

Если есть только любовь, то это только часть пройденного пути.

Если была только верность, это пустая трата времени.

В нормальных, здоровых отношениях любовь предполагает верность. Если два человека любят друг друга и хотят быть вместе, неверность будет расцениваться как предательство. Это значит, что моногамия — норма, пока вы живете с этим партнером. Брачная и социальная моногамия (когда два человека имеют общее жилье, еду, деньги) предполагает сексуальную моногамию, когда ни у одного партнера, ни у другого нет никаких других половых партнеров.

Если человек изменяет, значит, его не устраивает партнер/партнерша и отношения с ним/с ней. Когда один из партнеров разделяет любовь и секс («Я люблю партнера/партнершу, а секс — это просто физиология»), он преследует исключительно свои интересы, не учитывая того, что его поведение причиняет боль партнеру, обижает и ранит его. Это уже не любовь. Измена с любовью не совместима.

Можно ли любить двоих, находя в каждых отношениях что-то свое? Можно встречаться одновременно с двумя и находить в отношениях что-то свое. Но это не любовь, а удовлетворение других потребностей. Неумение выбрать, решить с кем быть («И одного люблю, и другого, а кого из них выбрать — не знаю») — это проблема психической нестабильности.

Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил? Нет, такой вывод делать нельзя. Скорее всего, раньше человек действительно любил и хотел быть рядом. Но со временем чувство любви ушло — ссоры, придирки, непонимание, унижение, обиды и конфликты послужили этому причиной; партнеры перестали получать удовольствие от совместной жизни друг с другом.

Любовь - удивительное чувство. С одной стороны, мы точно знаем, когда она приходит к нам, а с другой - затрудняемся определить, что же это такое. Я хочу рассказать о любви так, как я ее понимаю, основываясь на своем профессиональном опыте, на опыте общения с людьми, с которыми мы обсуждали "что же такое любовь" на консультациях.

Как ни странно, больших разногласий в понимании сущности любви я не встретила. Поэтому смело могу утверждать: любовь - это ценностное отношение к другому человеку, когда человек становится самым главным в твоей жизни, когда ты счастлив, когда твоему любимому человеку хорошо, когда ты стремишься сделать для него что-то приятное, порадовать его. А еще любовь - это когда душа отзывается при мысли о любимом человеке.

Да, я иногда слышу на консультации: "Я хорошо отношусь к нему/ней, меня все устраивает, вижу в нем/ней много достоинств, но не знаю, люблю ли я". Тогда мы начинаем разбираться не "от головы" (сколько у него положительных качеств, что он делает, как его оценивают окружающие), а "от сердца" (что человек чувствует, когда другой рядом, бывают ли такие моменты, когда кажется, что жить без него невозможно).

А еще обсуждаем, похоже это на первую любовь или нет. Ведь именно первая любовь - часто безответная, абсолютно бескорыстная и полная самоотдачи - дана нам как эталон переживания. Ведь тогда, любя первый раз, мы не сомневались, любовь это или нет!

И если именно так понимать любовь, именно так ее переживать, то вопрос о том, можно ли любить двоих, просто не стоИт.

А вот возможны ли сексуальные отношения с третьим человеком, если любишь - то это вопрос не только о любви, но и о том, а что же такое сексуальные отношения. Кто-то может их считать приятным времяпрепровождением, кто-то - подтверждением своей женственности/мужественности. Но в любви сексуальные отношения - это вершина доверия, открытости и беззащитности перед любимым человеком, где нет смысла притворяться и играть.

Наверно, мой взгляд на любовь может показаться идеализированным. Но клиенты, которые изначально говорят о "свободной любви", о том, что они не знают, что такое любовь, которые не могут сделать выбор между двумя "любимыми", в конце концов признают, что мечтают они именно о такой любви : единственной, жгучей, без измен и сомнений...

Значит, мы все-таким точно знаем, что такое любовь?..

Согласно исследованиям социологов, многие современные пары относятся к верности относительно свободно. А ведь еще несколько десятилетий назад все было иначе, для наших дедушек-бабушек, прадедушек-прабабушек измена была под знаком запрета (хотя, конечно, в современном мире тоже есть такие люди, для которых измена - это табу). Почему же мы стали иначе относится к вопросам преданности и верности своему партнеру?

В современном мире нам все чаще транслируется и внедряется в сознание, что каждый человек независим, что он может очень весело и раскрепощенно провести свою Жизнь. Что век наш слишком быстротечен, и не нужно себя чрезмерно ограничивать, а напротив, нужно чаще поддаваться большим и маленьким соблазнам, чтобы сделать свою жизнь ярче и разнообразнее. Это транслируется нам с экранов телевизоров, с радиочастот, пишется в книгах, в социальных сетях.

Но что если во всем этом мы теряем себя по кусочкам? Что если вступая в параллельные отношения, мы не только не находим что-то новое, но и растрачиваем свою энергию и свои чувства?

Ведь что такое любовь ? Это гармония, это доверие, это открытость. У людей, любящих и принимающих друг друга по-настоящему, которые искренне хотят сохранить свои чувства, надежность и верность, возникает внутренняя, искренняя потребность в этом, а не навязчивое самоограничение.

Обман в искренних, светлых и гармоничных отношениях с близким человеком просто неприемлем, так как обманывая, они нарушают ту тонкую нить между ними, которая их связывала. От измены внутри образуется пустота, которая со временем накапливается и начинает тяготить. Мы уже не так открыто начинаем смотреть в глаза партнеру, чаще отводим взгляд. Кроме того, имея связь на стороне, мы тем самым недодаем своему партнеру той самой, необходимой ему для подвигов, свершений, движений вперед и прочего энергии.

А если в отношениях царит верность и моногамия, то оба партнера живут по законам души, в них рождается то самое состояние счастья, которое невозможно постичь в одиночку или имея несколько партнеров. Ведь НАСТОЯЩАЯ любовь - это то чувство, которое делится на двоих, и третий там просто лишний.

Конечно, здесь идет речь о здоровых отношениях между мужчиной и женщиной. Когда есть понимание, когда в отношениях достаточно места для нежности и ласки, для секса , для слов любви. Ведь если этого нет или недостаточно, то, конечно, люди начинают искать недостающее на стороне, продолжая «любить» своего партнера, но уже любовью братской…

Отступы вокруг формы

Почему-то считается, что к неверности в любви больше склонны представители сильного пола. Многие женщины совершенно уверены в том, что как только мужчина выходит за порог дома, так сразу начинает смотреть по сторонам, выискивая подходящий, более-менее симпатичный объект для измены своей любимой. Хотя, большинство специалистов, изучающих отношения между мужчинами и женщинами, считают, что женщины потенциально склонны к измене не меньше чем мужчины, просто на измену их могут толкнуть несколько другие причины и обстоятельства. А вообще, склонность к измене - весьма индивидуальный фактор, не зависящий напрямую от пола человека.

Психологи обнаружили, что реакция мужчин и женщин на измену очень различна. Мужчина, уличивший жену в измене, впадает в ярость и агрессию, которые направлены как на женщину, так и на мужчину, с которым она изменила, при этом не задумывается об ответной измене. Женщина же в такой ситуации ведет себя несколько по другому. Она, в большинстве случаев, жалеет что хранила верность мужу, и если предоставиться возможность заведёт ответный роман и лишь после устроит неверному мужу разборку. При этом, очень небольшой процент женщин уходит от мужа, узнав о факте его измены. Причем женщины больше всего бояться, чтобы их мужчина не влюбился в ту женщину, с которой изменил, а мужчин же совершенно не интересует эмоциональная сторона вопроса.

Верность в отношениях конечно же существует, причём способны на неё как женщины, так и мужчины. Только вот, к сожалению, она далеко не всегда обусловлена глубокими чувствами и настоящей привязанностью партнеров друг к другу. Многие мужчины и женщины, особенно состоящие в браке, не изменяют друг другу от страха разрушить свою стабильную и устоявшуюся жизнь или просто потому, что не подворачивается для этого подходящий случай.

То, что женские измены встречаются несколько реже, чем мужские, обусловлено во многом влиянием культурных традиций и воспитания. Гендерное воспитание мужчин и женщин различается с самого раннего детства. И если мужчина, имеющий много любовниц, часто является объектом зависти со стороны других мужчин и восхищения со стороны женщин, то на аналогично ведущую себя даму будут смотреть с презрением и осуждением.

Главное различие между мужской и женской изменой обусловлено в первую очередь разным отношением к сексу мужчин и женщин на уровне физиологии. Если у мужчины сначала появляется физическое влечение к женщине, которое в дальнейшем может перерасти в страсть, а потом в любовь, то у женщин получается с точностью до наоборот: сначала появляется симпатия и уважение к мужчине, затем страсть, а уже после - сексуальное влечение. Поэтому получается, что сексуальное желание, которое мужчина может испытывать уже в самом начале знакомства с симпатичной женщиной, у женщины по отношению к мужчине появляется гораздо позже и зависит от таких факторов, как душевная близость, привязанность, желание всегда быть вместе с этим мужчиной и др. Этим обусловлено то, что мужчины относятся к сексу легче и могут завести любовницу, даже искренне любя жену, тогда как женская измена чаще всего вызвана или полным разочарованием в отношениях с мужем, или внезапно вспыхнувшей любовью к другому мужчине.

Семейные психологи утверждают, что для того, чтобы отношения между мужчиной и женщиной были крепкими и стабильными, они должны содержать в себе как сексуальный аспект, так и романтический. Семья, в которой отсутствует взаимное уважение, красота в отношениях, нежность, забота друг о друге и умение считаться с интересами своего партнера не сможет долго продержаться только на одной взаимной страсти и сексуальной совместимости партнеров. Но и сексуальный аспект в отношениях недооценивать тоже нельзя, ведь секс является кульминацией отношений, апогеем близости двух любящих друг друга людей. Только в таком случае секс может скрепить отношения мужчины женщины навсегда и сделать любую измену бессмысленной и ненужной. Отступы вокруг формы

Верность - это понятие морально-этическое, неизменность в отношениях и чувствах, в исполнении долга, обязанностей, стойкость и честность. Быть верным своим убеждениям, принципам - значит иметь твёрдую позицию.

Любовь превыше всего

Человеческие отношения зиждятся на честности. Рушатся семьи, рвётся дружба, совершаются предательства прежде всего из-за лжи, лицемерия. Поэтому воспевается людьми верность в любви. Это самое ценное качество в человеке.

Быть верным в любви не означает только физически не изменять. Верность - это более широкое понятие. И в горе, и в радости быть рядом, делить с избранником все тяготы и неприятности, заботиться о нём, помогать ему вопреки своим интересам - вот что это значит.

Супружеская измена - это предательство

К сожалению, многие люди через какой-то период начинают чувствовать, что яркие страстные переживания тускнеют. Принимая это за потерю любви, они начинают искать замену своему избраннику, нарушают данное когда-то обещание. Так разрушаются семейные узы.

Ещё хуже, когда люди и вовсе не считают, что верность - это одна из важнейших составляющих Внешне сохраняя будто бы прежнюю связь, супруги втихаря изменяют своим вторым половинкам.

Сегодня стало модным выражение: «Главное - быть верным самому себе!» Это, возможно, и правильно. Зачем хранить отношения, если они уже сгнили? Это ведь тоже измена, даже несмотря на то, что внешне и физически всё остаётся на прежнем уровне.

За друга на смерть и пытки

Человек должен быть честным со своими близкими. Как подло предавать избранника в любви, так же постыдно нарушать дружеские узы. Верность - это неизменность в отношениях и чувствах.

Известны случаи, когда один друг брал на себя вину другого, жертвуя порой своей свободой, здоровьем, жизнью. Это красивый подвиг, который воспевается поэтами и писателями с древних времён. Хотя в таком поведении нет ничего сверхъестественного, понятие верности заложено в живых существах изначально.

Верность и преданность в животном мире

Люди воспитывают в детях такие черты, как честность, преданность, неизменность в отношениях. Однако верность - это качество, которое в животном мире присуще большинству существ. Например, лебеди, волки, лисы, дельфины лишь однажды выбирают себе пару. Смена партнера для многих млекопитающих равноценна физической смерти. Это происходит на уровне инстинкта, животное просто не может иначе жить.

Почему же у людей всё иначе? Почему некоторые легко забывают об отцовстве и материнстве, о данных прежде клятвах в любви и дружбе, нарушают свои обещания?

Вероятно, это происходит оттого, что связи сами по себе изначально были нечестными. Под словом «любовь» люди понимали обычное физиологическое влечение, друга выбирали по месту жительства или слово давали потому, что в данный момент это было выгодно.

Честность во всем - вот главное правило человека

Чтобы не пришлось себя винить за измену, следует всегда помнить, что верность слову - это основа всех основ в мире. К клятвам своим следует относиться очень серьёзно. Честность - самое ценное

Именно поэтому от людей требуется чёткое понимание своих позиций, твёрдая убеждённость в выбранном курсе. должны стать для каждого основой поведения, жизненными приоритетами. И задача взрослых - воспитать в подрастающей личности ответственность за свои поступки и слова, заложить верные понятия о морали.

Принципиальность и беспринципность

Часто люди ошибаются, такова природа. Изменяется мир вокруг, меняются человеческие взгляды. В детстве и юности у личности преобладает строгая полярность мнений. Хороший или плохой, люблю или ненавижу, правильно или преступно - вот такие и только такие имеются разграничения в понятиях. Отсутствие переходов, оттенков в отношениях в этом возрасте - явление обычное.

Со временем люди становятся мудрее. Им открываются самые тонкие нюансы психологии. Оказывается, пьяница и дебошир-сосед в прошлом героически защищал своих детей, из-за чего совершил непредумышленное убийство и был осуждён. В тюрьме он изменился, потеря семьи наложила отпечаток на его характер. Так нужно ли с прежней твёрдостью презирать его за нынешнее состояние? Или стоит изменить своё отношение к человеку?

Принципы иногда стоит корректировать. Особенно когда они касаются людей, находящихся рядом. Поэтому не всегда нужно свою принципиальность ставить превыше человечности. И перемена таких установок вовсе не считается проявлением беспринципности. Это, скорее, жизненная мудрость.

Многие люди, нет, скорее большинство, считают верность в любви и в отношениях сказкой, как впрочем и саму любовь. Сколько циничных высказываний слышала я, как горько они произносились... Сколько пар знаю, ставших несчастными из-за измен. Давно хотела затронуть эту тему, но как-то не хватало смелости. Очень сложно рассказывать о личном, самом-самом глубоком. Друзья, эта статья для людей, столкнувшихся с разочарованием в любви и отношениях с противоположным полом.

Существует ли верность в любви и отношениях?

Многие посчитают меня наивной, может даже глупой. Ваше право, друзья. Как и мое считать вас несчастными, ибо вы отказались от величайшего счастья на Земле - любить и быть любимым. Но возможно, сердце оттает и вновь захочет горячо биться, кто знает? Могу сказать о своем счастье: мы живем с мужем уже 10 счастливых лет, пролетевших как один миг. Были ссоры, недоразумения, даже угрозы развода... длившиеся не больше получаса, заканчивавшиеся жарким примирением. Мы живое подтверждение того, что любовь и верность существуют, с годами чувства только крепнут, люди становятся еще роднее. Хочу выделить самые важные моменты для продолжительных отношений:

  • Взаимное уважение.
  • Взаимное .
  • Признание личного пространства, свободы своей половинки. Ужас, наблюдала столько горьких и комичных ситуаций (допросы с пристрастием, проверки смс-ок, контактов телефона, прямо как в следственных органах, ну как такое можно выдержать?). Здесь очень важна конечно уверенность в своем избраннике. Доверяй конечно, но проверяй. На первых порах. Постепенно ведь можно понять, ценит тебя человек или нет.
  • Нежность, страсть, восхищение. Скажете, невозможно восхищаться друг другом вечно? Скажу по секрету: когда признаешь свободу любимого, он растет, развивается, меняется. И каждый год это новый человек, с новыми взглядами и даже привычками. Отношения - это постоянный труд, бесконечный процесс. Умение договариваться, находить общие решения. Каждый раз видеть отношения свежим взгдядом, свободным от стереотипов, собранных обид, недоразумений...
  • Не завершайте свой день, не примирившись со своей половинкой. Сделайте это железным правилом! Ссора, недоразумение, конфликт должны всегда оставаться в прошлом, ложась спать, вы должны быть в мире друг с другом.
  • Умение . Прощайте от души все, что было неприятно! Расскажите, что не приемлете, добейтесь взаимопонимания, уважения к своим требованиям. Тот, кто дорожит вами, будет уважать ваши правила! И забывайте все, что было прощено! Простил - значит, стер напрочь воспоминание даже об этом.
  • Будьте искренними в своих чувствах. Никогда не подменяйте одно другим! Пусть печаль будет печалью, радость радостью, злость злостью. Сдержанность конечно необходима, без этого не обойтись. Но не обманывайте свою половинку, если хотите, чтобы вас понимали.
  • Стремитесь понимать партнера. Почему он действует так или иначе. Так вы хорошо узнаете его, научитесь гармонично дополнять друг друга.
  • Спокойно относитесь к недостаткам. Не нужно стараться переделать человека по своему усмотрению. Это не конструктор и не глина! Он таков, какой есть. Однако мы можем делать друг друга лучше, подавая пример и видя друг в друге только хорошее. Кому захочется обмануть такие ожидания?
  • Делайте друг другу приятное: мелочи в быту имеют невероятную силу накапливаться! Забываем плохое, делаем хорошее: пусть это будет открытая дверь машины, почищенная дорожка от снега, приятно пахнущая постель. Найдите, чем радовать друг друга, каждый день показывать, насколько цените любимого, ждете его, рады тому, что он есть в вашей жизни.
  • Не будьте навязчивы. Не превращайтесь в безропотного слугу или воздыхателя. Всем противна навязчивость-прилипчивость, желание связать по рукам и ногам. Умейте находить себе занятие, будьте самодостаточны, .
  • Будьте интересной личностью, притягивайте к себе положительными качествами, дарите радость, счастье, любовь. То есть дарите! Не просите, не клянчите, не требуйте! Если есть в мире человек, способный понять, принять и простить тебя, искренне радуется тому, что ты рядом, кто захочет искать еще чего-то? Да никто! Именно поэтому верность и любовь в отношениях возможны лишь при взаимном к этому стремлении.
  • Сделайте правилом: важнее любимого человека нет никого и ничего на свете. Пусть он это знает. Ожидайте того же от него. Считаю, это важнейшая составляющая идеальных отношений.

Конечно, многие захотят возразить, привести примеры, веские доводы. Что это нерационально, опасно, чревато обманом. Что же, такое возможно, не исключено. Однако я переживу, ну честно, я способна пережить предательство. А вот нелюбовь пережить не могу! И знаете, моя половинка думает так же. Зачем нам терять свое счастье, размениваясь на какие-то случайные связи? Даже мыслей не возникает! Именно поэтому мой дорогой спешит домой, потому что дома любят и ждут... От души желаю всем быть счастливыми, сохраняя верность и любовь в отношениях всю свою жизнь!