Учимся читать по слогам в игровой форме. Короткие тексты для чтения

Обучение ребенка чтению. Читаем слова. Переход от чтения слогов к чтению слов. Игры для обучения чтению.

Коля уверенно читает имя на шкафчике в детском саду: "ДИ-А-НА". Мама довольна. А воспитатель, наблюдающий эту картину, спрашивает: "А что получилось-то?" К удивлению мамы Коля отвечает: "ГЛЕБ!"

Как же так? Ребенок прочитал слово и не понял его? Да, слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, - разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка.

Цепочки слов

Когда ребенок впервые начинает читать слова, может возникнуть ситуация повторения первых слогов слова (первого при прочтении двусложных слов, первого и второго при прочтении трехсложных слов...). Это происходит потому, что повторение прочитанного способствует лучшему его осмыслению и не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего ("КА, ША, КА-ША" или "МА, ШИ, МА-ШИ, НА, МА-ШИ-НА")-

При переходе от чтения слогов-слияний к чтению слов может быть полезным чтение цепочек слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.

Читать такие цепочки в книге может быть трудно для ребенка, потому что в поле его внимания оказывается слишком много знаков. Чтобы облегчить чтение, необходимо закрывать "лишнее", можно вырезать "окошко" в листе бумаги и, постепенно его передвигая по странице книги, открывать нужные для прочтения слоги. Или написать слоги на карточках и выкладывать их попарно, по мере чтения цепочки слов убирать первый слог и добавлять новый второй.

РА

НО

НО

РА

РА

МА

МА

ЛО

ЛО

СИ

СИ

ЛА

ЛА

ПА

Вставь букву

В начале обучения чтению слов эта игра оказывается очень эффективной. Вам потребуются картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Подпишите под картинками первую и последнюю букву, вместо гласной оставьте пробел. Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).


Ребенок примерно так выполняет задание со словом ДОМ: "Поставлю А, получается ДАМ, нет, такое слово не подходит к картинке, поставлю У, получается ДУМ, тоже не подходит! ДОМ! ДО-О-ОМ! Здесь должна быть буква О!" Таким образом в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух.

Составь слово из слогов

В этой игре картинки не потребуются. Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РЕ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРЕ, и РЕКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

То же в дальнейшем интересно сделать с трехсложными словами, например: МО-ЛО-КО (у ребенка могут получиться варианты: КОЛОМО, КОМОЛО, ЛОКОМО, ЛОМОКО, МОКОЛО), или ДО-РО-ГИ (могут получиться "слова": ГИРОДО, ГИДОРО, РОГИДО, РОДОГИ, ДОГИРО).

Картинка + слово

Самая распространенная игра со словами. Часто продается в готовом виде. В режиме лото взрослый показывает ребенку картинки, ребенок забирает их себе, если на его карточке есть соответствующее слово.

Часто такой вариант игры встречается в рабочих тетрадях по обучению чтению. Задание предполагает прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой.


Обратите внимание, в таких играх последнее слово читать не надо, ответ - единственный оставшийся вариант. Значит, в приведенном выше варианте задания ребенок прочитал не три, а два слова!

Если вы сами будете изготовлять подобные или другие игры, учтите этот факт: чтобы игра стала более насыщенной, должен быть лишний вариант ответа. Например, так:


Закончи слово

Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем варианте окончания!


Вариант игры без картинок: на карточке записаны начала слов, относящихся к одному обобщающему понятию (одежда, обувь, посуда, мебель, птицы, времена года...), отдельно на разрезных карточках - окончания этих слов.


После правильного составления и прочтения спросите ребенка, как можно все это назвать одним словом.

Еще один вариант задания: подобрать к первому слогу подходящий второй из двух предложенных вариантов. Например: соедини правильно слоги, отгадай имена детей.

Прочитай слово по его половинке

Упражнения, аналогичные узнаванию букв и чтению слогов по их половинкам, способствуют профилактике различных ошибок при письме.

Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова).


Составь слово из букв

Это упражнение по своей сути аналогично составлению слов из слогов, но проводить его можно только тогда, когда ребенок уверенно озвучивает слоги-слияния при чтении, не "соскальзывает" на побуквенное чтение.

Для упражнения используются буквы разрезной азбуки. Ребенку нужно составить слово из предлагаемого, заранее подготовленного взрослым, комплекта букв. Например: О, М, Т, С. Ребенок, перебирая варианты порядка букв, осмысливая их, выбирает правильный ответ.

Усложненный вариант упражнения: складывание двух слов одновременно. Так как вариантов порядка букв при этом очень много, желательно задавать слова, относящиеся к одному обобщающему понятию, в начале упражнения объявить это обобщение. Например: составь из этих букв название двух цветков - А, О, М, Р, 3, К, А (РОЗА, МАК).

Подбери слово

Все упражнения такого типа основаны на подборе логически связанных пар/групп слов. Для установления логических связей между словами необходимым условием является полное осмысление прочитанных слов. Упражнение может быть наполнено различным содержанием, общей является форма организации: взрослый заранее продумывает и пишет на отдельных карточках слова, затем предлагает ребенку прочитать и разделить слова на группы/пары, например:

Выбери посуду и мебель (растения и животных, овощи и фрукты, съедобное и несъедобное и т. п.);

Что наливают в кружку, а что в тарелку? (чай, борщ, щи, молоко, кофе, солянка, какао, сок...);

Подбери к каждому слову из первой группы подходящее по смыслу из второй группы (весна - ручей, зима - снег, лето - жара, осень - грибы; клоун - цирк, врач - больница, продавец - магазин, учитель - школа, повар - ресторан и т. п.);

Подбери к каждому слову как можно больше подходящих по смыслу (летит - бабочка, птица, самолет, время; пишет - карандаш, ручка, ученик; скачет - зайчик, кузнечик, девочка; растет - цветок, гриб, ребенок и т. п.);

Подбери противоположные слова (быстрый - медленный, широкий - узкий, добрый - злой, холодный - горячий, молодой - старый...).

Такие задания развивают логическое мышление ребенка. Для старших дошкольников они интересны и полезны.

Изографы

Изограф - это картинка, выполненная всеми буквами слова, эту картинку обозначающего. Расположение букв напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. При отгадывании изографа ребенок ориентируется на изображение, затем проверяет соответствие набора букв предполагаемой отгадке.

Геоборды

В большие расчерченные квадраты впишите по горизонтали и вертикали слова, относящиеся к какой-либо общей теме (овощи, фрукты, дом, школа, игрушки, имена...). Клетки, оставшиеся пустыми, заполните любыми буквами. Ребенку нужно найти и прочитать слова, которые вы "спрятали". Если ребенку сложно искать слова по теме, попросите находить называемые или загадываемые вами слова ("Найди слово РУСАЛОЧКА", "Найди имя героя, который живет на крыше"). Задание развивает осмысленность чтения, так как кроме слов-отгадок ребенок может увидеть в таблице и бессмысленные слова - АМАЛЬ, ЛЯБА, ОЛАБ и др.

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ

К

О

Л

О

Б

О

К

А

Й

Д

А

Д

И

Л

А

П

О

Т

Ь

Ю

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Й

А

Р

А

Б

Д

А

Д

О

Н

М

Б

Е

Л

К

А

Щ

У

К

А

О

А

М

А

Л

Ь

В

И

Н

А

В

С

А

Л

Ё

Н

У

Ш

К

А

О

Д

Р

А

К

О

Н

К

О

Т

Ч

Е

Ь

К

А

Р

Детям бывает сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ, ПЫЛЕСОСИТ). Такой способ помощи исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?...).

Обратите внимание на слова, которые предлагает для чтения ваша азбука или букварь. Иногда авторы в погоне за количеством слов, которые можно составить из уже представленных на страницах пособия букв, предлагают для чтения детям слова типа: ПОМПА, ФАЗА, ПАЗУХА, ПЫЖ, КУШ. Может быть, рациональнее опустить эти трудные для понимания слова и вместо их прочтения провести какое-либо упражнение из вышеизложенных вариантов для формирования осмысленного чтения.

Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.

Для формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки, используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.

Если ребенок при чтении слов "соскальзывает" на побуквенное чтение, необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык опознавания слога как единицы чтения.

Если ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему увидеть слог-слияние.

Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о "лишнем" варианте ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.

Не бойтесь задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на последующих этапах формирования навыка чтения.

Другие публикации по теме данной статьи:

вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Так, Н. С. Жукова в своем "Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью "бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".

Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой "Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,

Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:


Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.

Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память "на движения", комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

Многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.

Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют "песенки" - слоги. Согласная буква может "отправиться в лес за грибами", может "кататься на лифте", может "ходить в гости к подружкам - гласным буквам" и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и "за ручки берутся и поют вместе песенку" (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.

После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

Попросите привезти на грузовике "кирпичик" КА, или КО, или КУ и т. д.;

- "превратите" листочки со слогами в конфетки, угостите куклу "конфеткой" КИ, или КЕ, или КО и т. д.;

Поиграйте "в почтальона" - разносите "письма"-слоги членам вашей семьи, например: "Отнеси бабушке КУ", "Для папы отнеси письмо ПЕ" и т. д.;

Разложите слоги на полу, "превратите" ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог ПУ!", а сразу после показа - "Скажи ему, какой это слог").

Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.

Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не "Прочитай, что написано! "). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: "Это ГО или ГУ?", "ЛЕ? BE? СЕ?". Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... Будет... Будет..."), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают "видеть" в слоге отдельные буквы и пытаются их "складывать", часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, "складывание" слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.

Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.


Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);

Чтение слогов с договариванием до слова (КА - каша, КУ - курица,...);

В дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.


При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

Слог + картинка

На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог (AM, АН...), закрытый слог (СОН, КОН...), слог со стечением согласных (СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).

При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному (ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

Итак, при обучении чтению слога помните!

Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

Вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

.:: 21.08.2015

Весь процесс по обучению ребенка чтению можно свести к нескольким этапам, которые необходимо выполнять последовательно. Именно последовательность и регулярность занятий залог успеха.

Методик по обучению много, мы не будем рассматривать их каждую, а приведем свою. Все обучение состоит из трех этапов:

  • 1 этап - выучить буквы, читать звуки
  • 2 этап - выучить слоги, читать слова
  • 3 этап читать книги с разбивкой по слогам

Учим буквы и звуки

Первое - не нагружайте ребенка лишними знаниями. Все, что ему необходимо знать, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные мы можем произносить, просто открыв ротик без язычка - продемонстрируйте. Гласные звуки можно пропеть - продемонстрируйте.

При произношении согласных звуков работает весь ротик. Покажите, как трудиться язычок: Л, Р, Н, К, Т. А как складываются губы: П, М, Щ, Ш, как работают зубки: В, Ф. Разберите каждую буковку.

Объясните, что каждый звук обозначается буквой и её можно написать - продемонстрируйте.

На этом этапе ребенок должен определять, на какой звук начинается любое слово.

Разобрали с произношением звукам, переходим к буквам. Как они пишутся.

Сначала разбираем все гласные. Желательно гласные буквы выделять красным цветом, согласные любым. На данном этапе ребенку необязательно опознавать твердые и мягкие, писать зеленым или синим, лучше всего согласные писать нейтральным черным или коричневым цветом.

Очень удобно использовать для запоминания букв кубики. Причем они могут быть в двух вариантах - кубики деревянные, на которых нарисованы только буквы, гласные красным, согласные зеленым и синим, и кубики пластмассовые с наклеенными картинками.

Настоятельно рекомендую внимательнее выбирать кубики с картинками. Иногда картинки изображают не один предмет, а несколько (иголка и нитка), или один, но с множеством деталей: на букву Я нарисован якорь и корабль на заднем фоне. Или, например, часто на кубиках буква Щ и щука, в то время как у малыша этого возраста ассоциации только с рыбой. Правильнее нарисовать щетку - это понятнее.

Некоторые мамочки расстраиваются, что ребенок не может выучить буквы, и не догадываются, что у малыша в голове каша. Вот почему. Возьмем слово АРБУЗ - самое простое, которое на букву А. А теперь произнесите его с ударением - вы явно услышите ударение на слог БУ. Именно они «отпечатываются» у ребенка в голове.

Поэтому когда учите ребенка буквам, выбирайте те слова, где в изучаемый звук или гласная буква ударные! Это очень важно, но почему-то не уделяется внимания ни в одной методике. Думайте как ребенок, а не родитель - учитель.

  • учим буква А - вместо Арбуза должен быть Аист
  • учим букву М, вместо Машинка - Майка
  • учим К - Конь, а не Корова
  • учим Н - Нос, а не Носорог
  • учим О - Осень, Облако, но не Окно или Оса

Сложно в этом возрасте понять малышу, что мы произносим «Акно» и «Аса», но слова-то на букву О и таковы правила русского языка. Только когда ребенок запомнит звуки в словах, где они ударные, можно искать эти буквы в словах не под ударением.

Важно: все используемые для обучения кубики, азбуки, магнитные наборы и прочий материал, нужно выбирать тщательнее.

Важно: если вашему ребенку трудно дается восприятие букв и звуков, не учите весь алфавит, а выучите сначала только основные: А,О,У,Ы,Э. Из согласных М, Л, П, Б, Д.

Некоторые методики предлагают вначале изучение только звонких согласных, а глухие и шипящие оставить на потом. Это кажется правильным, но мы забываем об индивидуальном подходе. Для ребенка быстрее восприятие той информации, которая окружает его на подсознательном уровне в течение всего дня. Если мальчика зовут Шурик, папу - Жора, бабушку - Таня, то звуки и буквы Т, Ш, Ж, нужно учить наравне с М - мама, Б - баба.

Важно: не путайте ребенка, если учите звуки, издавайте один звук - не МЭ и не ЭМ, а «М». Если ребенок путается, подумайте, насколько удобно к восприятию вы пытаетесь преподать ему информацию.

Учим слоги

Учим слоги с каждой гласной буквой отдельно. 2-3 дня на каждую гласную. Техника:

  1. Взрослый читает - ребенок повторяет.
  2. Вместе прочитываем слог.
  3. Ребенок читает все слоги по порядку.
  4. Взрослый показывает последовательно слоги, ребенок читает так, что получаются простые слова: ДА-ША, МА-ША …
  5. Добавляется лист с согласными. Взрослый показывает, ребенок читает: ДА-Р, ША-Р, ПА-Р…
  6. После отработки слогов с одной гласной, добавляется ещё и пройденные ранее. Взрослый показывает слоги, ребенок читает: МЫ-ЛА, РА-МЫ, МА-ЛЫ-Ш.
  7. Применяем игровые формы:

а) ребенок как бы спасает заколдованные игрушки (куклы, солдатиков). Каждое прочитанное слово - одна игрушка спасена.

б) ребенок читает один слог, взрослый показывает другой, чтобы получилось слово, ребенок читает вторую часть слова.

в) более сложный вариант - наоборот: взрослый показывает и читает первый слог, а ребенок подбирает второй.

Слоги с фиксированной гласной

Одна из самых эффективных методик обучения чтению, когда ребенку демонстрируются слоги, в которых одна и та же гласная и меняется согласная. Например, методика Сергея и Ольги Фединых начинает учить чтению по слогам именно с этого этапа.

Выпишите или распечатайте крупным планом слоги:

Читаем по строкам, пока ребенок не будет выполнять это уверенно. Затем читаем те же слоги, по столбцам. Когда вся таблица будет бегло освоена, переходите к слогам с более сложными гласными Е, Ё, Я, Ю:

Слоги с первой гласной

Только после того, как ребенок освоит чтение слогов, где первая буква согласная, переходите к чтению слогов, где первая буква гласная.

Важно: знаменитый букварь Жукова обучает в другом порядке - там ребенок учит букву и сразу слоги с ней, где согласная первая и вторая. Потом переход к следующей букве. Предложите своему ребенку букварь, если ему так будет понятно - прекрасно, эта методика для вас. Если Жуков «не идет», отложите его в сторону и не пытайтесь читать «обратные» слоги (начинающиеся с гласной).

Если малыш путается, и вместо УВ читает ВУ или вместо АН - НА, спокойно поправляйте. Читайте также по строчкам, затем, когда освоите, по столбцам.

Навык чтения нарабатывается систематическими занятиями, прекращайте заниматься, как только видите, что ребенок стал отвлекаться. На первых порах он может посидеть с вами, повторяя слоги, пять минут или чуть больше. Оптимальная продолжительность занятий 10-15 минут ежедневно. Для ребенка 4-х лет даже 20 минут - уже очень долго. 20 минут отводятся на занятия не требующих серьезного напряжения - лепке, обществознанию, обучающим играм или мультфильмам.

Важно: если у вашего сынишки или дочки не читаются определенные слоги, возможно, в силу того, что он не выговаривает некоторые звуки (Л, Р или шипящие), не используйте их в чтении до тех пор, пока он не будет бегло читать те слоги, которые для него легче.

Читаем простые слова

Когда будут освоены слоги, можно переходить к чтению слов. Самые простые, состоящие из трех букв:

Будет лучше, если слова будут знакомы детям. Например, слова ТЮК или ПИР, хорошо бы знать для расширения словарного запаса, но необязательно. Во время обучения чтению, чем меньше посторонней информации и отвлекающих моментов, тем легче учиться. Все дети разные, кто-то схватывает на лету, а для кого-то это серьезная работа. Мама должна быть чуткой и сама улавливать, насколько напрягается ребенок.

Порядок чтения слов по слогам такой:

  • Чтение слов из трех букв,
  • Чтение простых слов из двух слогов,
  • Чтение слов из трех и более слогов,
  • Чтение простых предложений,
  • Чтение коротких рассказов (несколько связанных предложений) или стихов.

Важно: после того как ребенок научится читать простые слова, не переходите сразу на большие тексты. Для малыша важен результат, он должен осознавать смысл прочитанного, это как награда за труд: прочитал, сделал некое открытие, узнал историю. Но дети 4-5 лет лучше усваивают информацию во время прочтения, состоящую из 4-5 предложений. Читать - совсем не то, что слушать.

Если же перед вами длинная сказка, читайте абзацами. После каждого останавливайтесь и разберите смысл прочитанного.

Читаем книги с разбивкой по слогам

Много хороших книг из серии «мои первые книжки», хорошие тексты в букваре Жукова.

Тексты должны быть простыми, доступными для понимания и без ляпов, нелепостей и глупостей. Помните, что информация из книги непременно запомниться и отложится в памяти.

Прежде чем покупать книги для чтения по слогам, пролистайте, убедитесь, что текст удобный для возраста вашего ребенка.

Качественная литература для малышей из серий «Читаем по слогам» имеет пометку, для какого возраста она предназначена. Для малышей 3 лет - это стишки в два предложения, для 4 лет - стихи и короткие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Маша и медведи». Для детей 5 лет небольшие сказки и рассказы.

Ольга Гришанова (педагог-воспитатель)

Детские тексты для чтения по слогам. Читать самостоятельно. Когда ребенок учится читать некоторым детям нужно читать по слогам, а некоторым удобнее читать полными словами без разделений черточками. На странице предоставлены простые тексты в обоих вариантах. Читаем по слогам.

Бы-ла гро-за. Лил силь-ный дождь. Гре-мел гром. Стре-ко-за за-бра-ла-сь под гриб. Ми-мо по до-ро-ге пол-зла у-лит-ка. Стре-ко-за го-во-рит:
-У-лит-ка, у-лит-ка! По-ле-зай ко мне. Здесь су-хо, как под. кры-шей.
– Мне не нуж-на кры-ша! Со мной мой до-мик.

Гроза

Была гроза. Лил сильный дождь. Гремел гром. Стрекоза забралась под гриб. Мимо по дороге ползла улитка. Стрекоза говорит:
-Улитка, улитка! Полезай ко мне. Здесь сухо, как под. крышей.
– Мне не нужна крыша! Со мной мой домик.

Это не про-сто ве-точ-ка

Ми-ша сло-мал ма-ле-нь-кий ду-бок.
– За-чем же ты это сде-лал? – о-гор-чи-ла-сь Ма-ша.
-Да это же про-сто ве-точ-ка!
– Нет, ты по-гу-бил боль-шо-е, мо-гу-че-е де-ре-во, – ска-за-ла Ма-ша.

Это не просто веточка

Миша сломал маленький дубок.
– Зачем же ты это сделал? – огорчилась Маша.
-Да это же просто веточка!
– Нет, ты погубил большое, могучее дерево, – сказала Маша.

Зе-мля-ни-ка

Ре-бя-та гу-ля-ли в ле-су. Выш-ла На-дя на по-ля-ну. Смо-трит: о-ко-ло не-ё крас-ны-е я-го-ды. Я-год бы-ло не-мно-го. На-дя со-бра-ла их в ла-дош-ку, но есть не ста-ла.
-Пе-тя! Ва-ся! И-ди-те ко мне! Зем-ля-ни-ка! Пер-ва-я зем-ля-ни-ка!
При-бе-жа-ли бе-бя-та. И всем по две я-год-ки
-Ой, как вкус-но!
Ско-ро зем-ля-ни-ки бу-дет мно-го. Но пер-вые я-го-ды -са-мы-е вус-ные.

Земляника

Ребята гуляли в лесу. Вышла Надя на поляну. Смотрит: около неё красные ягоды. Ягод было немного. Надя собрала их в ладошку, но есть не стала.
-Петя! Вася! Идите ко мне! Земляника! Первая земляника!
Прибежали ребята. И всем по две ягодки.
-Ой, как вкусно!
Скоро земляники будет много. Но первые ягоды -самые вусные.

У-тро

Маль-чик и де-во-чка и-дут в шко-лу.
А Ле-на пьёт чай.
-Доч-ка, уже во-семь ча-сов!- го-во-рит мА-ма
Ле-на смо-трит на ча-сы.
-На-ши ча-сы и-дут слиш-ком бы-тро, ма-моч-ка!
– Нет, Ле-ноч-ка. Ча-сы и-дут вер-но. А ты де-ла-ешь всё мед-ле-нно.

Утро

Мальчик и девочка идут в школу.
А Лена пьёт чай.
-Дочка, уже восемь часов!- говорит мама
Лена смотрит на часы.
-Наши часы идут слишком быстро, мамочка!
– Нет, Леночка. Часы идут верно. А ты делаешь всё медленно.

Вашему ребенку скоро 5 лет, и вы хотите научить его читать. Советы и рекомендации в статье помогут вам это сделать.

Во сколько дети начинают читать по слогам?

Сегодняшние требования к ребенку, идущему в первый класс, включают в себя различные навыки и умения, в том числе, и умение читать. То есть, предполагается, что к 6 – 7 годам ребенок уже худо-бедно, но умеет читать.

  • Процесс активного обучения ребенка чтению лучше всего начинать лет в 5, когда малыш уже многое понимает и знает буквы. Многие родители показывают ребенку букву, озвучивают ее, показывают изображения, названия которых начинаются с этой буквы
  • Активная и любознательная память ребенка в этом возрасте помогает ему все быстро запомнить. Например, мама или папа могут показать букву М или П и сказать, что это – мамина буква, при этом нужно произнести ее отчетливо: МаМа. А вот это папина буква: ПаПа
  • Благо, для обучения ребенка буквам придумали массу разнообразных пособий – от традиционных кубиков до магнитиков на доски или холодильники. Это то, что касается букв

А как же быть со слогами? Ведь МаМа или ПаПа – это уже слоги, и ребенок должен осознать это. Итак, начинаем процесс активного обучения пятилетнего ребенка навыкам чтения.

Как правильно научить ребенка читать по слогам?

ВАЖНО: На начальном этапе лучше избегать подбирать слова, в которых есть звуки, которые ребенок еще не умеет произносить, например, [р], [ш], [щ]

Надо показать ребенку на карточках или на кубиках, что МА-МА складывается из букв М и А, которые вместе дают МА.

Кубики с буквами — верные помощники в обучении чтению.

  • М + А = МА
  • М + О = МО
  • М + Е = МЕ
  • М + И = МИ
  • М + У = МУ
  • М + Я = МЯ

При этом нужно избежать распространенной ошибки.

ВАЖНО: Ошибка эта состоит в том, что некоторые родители учат ребенка алфавиту и при этом, показывая букву, называют ее так, как она называется в алфавите. При начальном обучении чтению буквы стоит называть на основе звуков, которые они дают, например, учим ребенка, что М это не [эм], а [М] и т.д

Чтение открытых слогов в некоторых методиках называют чтением со слогами слияния, то есть, согласный звук + гласный или мягкий знак. Однако не стоит учить ребенка всем двумстам слогам слияния, которые есть в русском языке.

Пусть ребенок просто привыкнет к тому, что такое возможно, что известные ему буковки можно сложить вместе, тогда получатся слова, сначала коротенькие, потом, когда ребенок уже привыкнет к ним и будет чувствовать себя уверенно, можно переходить и к трехсложным и к многосложным словам, а также обучать чтению закрытых слогов. Итак:

  • начинаем с открытых слогов
  • складываем слоги слияния
  • складываем из слогов короткие простые слова
  • выбираем не сложные для ребенка согласные звуки, которые он уже умеет четко произносить

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

  • Единого рецепта того, как быстро научить ребенка читать по слогам, нет и быть не может. Ведь каждый из них индивидуален в своем восприятии, в своей мысленной деятельности, в своей возможности сосредоточиться и прочее
  • И родители ни в коем случае не должны комплексовать по поводу того, что мальчик или девочка с общей площадки или из садиковской группы уже умеет читать по слогам, а ваш малыш еще нет. Вы же уделяете его обучению время, вы же не сердитесь на дитя из-за того, что он или она не могут усидеть на месте, а только и думают, как улизнуть к своим игрушкам
  • Вы же настойчивы и регулярно придумываете ребенку разные игровые ситуации, как с ним можно почитать? Если да, то все в порядке. Малыш научится читать слоги и складывать их в слова, это же так интересно

Как обучить ребенка читать по слогам дома?

Разумеется, что обстановка в развивающей группе или классе, которую посещает ваш ребенок, способствует тому, что малыш больше сконцентрирован на учебе, что он пытается подражать сидящему рядом ребенку, а то и включается в соревновательный процесс.

Однако таких занятий бывает недостаточно и нужно обязательно заниматься с ребенком дома.

Хорошо, если родители смогут усадить ребенка заниматься и сами наберутся терпения учить малыша. Можно взять классический букварь Н.С. Жуковой и постепенно показывать, как читаются слоги. Такое действие приучает ребенка к дисциплине и к тому, что он знает, что есть время для игры, а есть время для занятий.
Но если вдруг такое не получается, то можно обучать ребенка чтению слогов в игровой форме. К примеру, мама готовит в кухне, малыш сидит за столом и раскладывает кубики или карточки. Мама руководит процессом: покажи мне букву М, а теперь покажи мне букву А. Теперь эти буквы подружились и стали вместе играть и петь МА- МА. Потом пусть ребенок «подружит» и другие гласные с буквой М. И так постепенно он выучит слоги.

Программа чтобы научить ребенка читать по слогам

Открытые слоги выучены. Теперь нужно перейти к более сложным, не напевным, закрытым слогам, тем, что заканчиваются на согласный: КОТ, РОТ. А в данном случае, это уже не просто слоги, это уже целые слова!
И, снова-таки, начинать процесс чтения нужно с простых слов.

Педагогами разработаны различные методики и программы обучения ребенка чтению. Среди них:

  • уже помянутый классический букварь Н.С. Жуковой
  • методика О. и С. Фединых, основанная на первоначальном обучении ребенка сначала «читать в уме», потом переходить к «бумажному» чтению (их книга «Как научить ребенка читать»)
  • методика обучения чтению по кубикам Зайцева
  • методика американского ученого-педагога Домана с ее принципом запоминания целых слов
  • различные компьютерные программы и видеоуроки, где нужно упорядочить скачущие и разбросанные буковки и организовать их в слова, восстановить слова по половинкам букв

Игры чтобы научить ребенка читать по слогам

  1. Нужно заготовить несколько картинок, на которых изображены разные предметы или зверушки. Под картинками можно написать начало слова, например, КОШ. Отдельно нужно заготовить карточки со слогами- окончаниями слов с тем, чтобы ребенок подобрал нужное окончание, например, КОШ-, и ребенок далее подбирает – КА= КОШКА
  2. На двух наборах карточек написать любые длинные слова, понятные ребенку, например, ЧЕРЕПАХА; МАЛИНА. Одну карточку со словом оставить целой. Ребенок увидит и прочитает слово на ней. На другой карточке закрыть или закрасить или вырезать какой-либо слог. Попросить ребенка восстановить его по памяти
  3. Поиграйте в «гусеницу» или «змею». Для слогов рисуйте новую секцию. Взрослый начинает слово и записывает его в секцию «змеи» (типа чайнворда). Остается один последний слог, который ребенок должен узнать и проговорить. Малыш может его дописать или (проговорить, а взрослый его запишет и покажет ребенку)
  4. Поиграйте в путаницу. На карточках напишите слова по слогам. Разрежьте карточки. Подбирайте к начальному слогу нужные последующие слоги, пока ребенок не поймет, что получилось настоящее слово, а не путаница
  5. Напишите на листочках отдельные слова и подберите к ним изображения или сами предметы. Малыш должен найти написанное слово, соотносящееся с изображением или предметом, например, мяч, юла, кораблик, кукла и прочее. Когда ребенок отыскал изображение, пусть прочитает само слово
  6. Игра «Лови букву». Напишите слово, оставив место для какой-то одной буквы. Объясните малышу, что буква хотела убежать, а его (малыша) задача найти букву, поймать и поставить на место, чтобы получилось слово. Например, БЕГЕМ_Т. Малыш должен догадаться, что убежать хотела буква О

Упражнения чтобы научить ребенка читать по слогам

Учить слоги и чтение лучше, используя гласные, звонкие согласные и сонорные звуки, то есть те, которые можно протянуть, например, ЛллОооошадь и т.д.
На более продвинутом этапе обучения чтению и для более старших деток можно предложить задания:

  1. На бумаге написать в столбик начала слов, а отдельно на карточках их окончания, смешав карточки. Например, на листке будет написано СОБА-
    ДЕРЕ-
    МАШИ-
    ПЕС- , а на карточках – ВО, — ОК, — КА; — НА.
  2. На бумаге с клеточками зашифруйте слова, расположив их по горизонтали и разбавив другими буквами, например,
    прдерево
    всцветок
    гщлисток
    Предварительно объясните ребенку, что это будут слова, относящиеся к какой-то теме, например, дерево/растения. Проговорите с ним слова, которые вы зашифровали, а потом дайте ребенку найти их среди букв. Для ребят постарше подойдет задание, когда они сами ищут зашифрованные слова, без предварительного проговаривания.

Тексты по слогам для начинающих читать детей

  1. За-яц и че-ре-па-ха (сказка)
    По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню».
    Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но.
    Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.
  2. Че-ты-ре сест-ры
    Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень.
    Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли.
    Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд.
    По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень.
    О-сень и го-во-рит:
    Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло.
    Сест-ры и ра-ды:
    Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.
  3. Э. Мошковская «Нос, умойся»
    Кран,
    От-кро-ся!
    Нос,
    У-мой-ся!
    Мой-тесь
    Сра-зу
    О-ба гла-за!
    Мой-тесь
    у-ши,
    мой-ся
    Шей-ка,
    Шей-ка, мой-ся
    Хо-ро-шень-ко!
    Мой-ся,
    Мой-ся,
    Об-ли-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
  4. С. Коган «Буб-ли-ки»
    Ку-пи-ли два буб-ли-ка
    Ма-лень-кой И-роч-ке.
    У каж-до-го буб-ли-ка
    Бы-ло по ды-роч-ке.
    Два буб-ли-ка И-роч-ка
    Съест с мо-локом,
    А ды-роч-ки пусть по-ле-жат
    На по-том.

Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Видео-урок № 1

Видео-урок № 2

Видео-урок № 3

Приучать ребенка к чтению нужно с самого маленького возраста. Ребенок должен знать, что существуют книжки, а в книжках много-много чего интересного: и сказки про принцесс и монстров, и приключения, и рассказы про зверушек, и разные считалки, говорилки.

Сначала родители читают малышу, но малыш уже может играть специальными непромокаемыми и не рвущимися книжками. Ему приятно слышать родной голос и теребить книжонку.
Потом он листает книжки и рассматривает яркие картинки. Родители снова ему читают, а малыш следит за тем, как все, о чем ему читают, изображено на картинке. Он хорошо все запоминает, и потом, не умея еще читать, уже может воспроизвести содержание по картинкам, делая вид, что прочитал самостоятельно.
Потом родители показывают и рассказывают малышу о буквах, слогах, учат его читать. Это все процессы, которые проходят все дети. Кто-то раньше, кто-то позже. Не гоните своего малыша, не заставляйте его читать, но учите его играючи, регулярно и терпеливо.

Видео: Учимся читать