Театрализованные осенины в начальной школе конкурсы. Сценарий осеннего праздника «Осенины. Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу»

Сценарий праздника «Осенины».

Цель:1. Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.2. Развивать творческие способности3. Воспитывать чувство прекрасного

На сцене стол с самоваром.Ведущий Проходите, гости дорогие, в нашу светлицу водить хороводы, чайку откушать гармошку послушать.
Ученица Милости просим, гости дорогие!Заходите, погоститеДа нас всех повеселите!
Ученик Здесь и красные девицы,Добры молодцы кругом,И места всегда почетныеЗа обеденным столом.
Ученица Мир вам, гости дорогие,Вам явились в добрый час.Встречу светлую такуюМы готовили для вас!
Ученик Будет всем вам здесь приятноПобывать в гостях у нас.Пирогов отведать вкусныхИ чайку напиться всласть
Ученица А где же пироги?
Ведущий Будут вам и пироги.А сейчас посидим рядкомДа поговорим ладком.А поговорить нам есть о чем. Отгадайте загадку.Пусты поля,Мокнет земля,Дождь поливает,Когда это бывает?Верно. Сегодня мы поговорим об осени.
Ведущий . Вот и лето прошло. Осень – красна девица, просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. Давайте пригласим к нашему столу Волшебницу – осень. (Слайд)
Осень Вы обо мне? А вот и я!Привет осенний вам друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной-Осенние сады и парки?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться.Я хочу со всеми здесьКрепко подружиться!
Ведущий Проходи, Осень, садись к столу. Послушай, какие стихи ребята о тебе выучили.(Слайд- осень)Ученик Незаметно пролетело лето,Наступила осень золотая,Журавли курлычат в небе где-то,В вышине над нами пролетая.
Ученик Праздник осени у насКак светло и весело.Вот какие украшеньяОсень здесь развесила.
Ученик Каждый листик золотой-Маленькое солнышко-Соберу в корзину я.Положу на донышко.Сохраню я листики.Осень продолжаетсяДолго дома у меня осень не кончается(слайд-листья)Ученик Рыжая осень устроила бал,Пышный,нарядный, цветной карнавал:В желтом березы, в пурпурном осины,Алые бусы на ветках рябины,(Слайд- рябинаУченик Ели и сосны в наряде зеленом,Ивы серебрены, в золоте кленыОсень ковер расстелила из мхов,В нем разноцветные шапки грибов.
Ученик Чтобы в садах было ярко и пышно,Груши развесила, яблоки, вишни.Дождик на струнах вам песни сыграет,Осень на бал всех детей приглашает
Танец «Дождик » (танцуют 2 девочки с зонтами)
Осень. Спасибо, ребята, замечательные стихи.Я пришла на праздник с тремя братьями- осенними месяцами.Узнайте их.
Сентябрь: В году 12 месяцев, и три из них осенние. Я-первый.Ясным утром сентябряХлеб молотят селаМчатся птицы за моря,И открылась школа.(Слайд - сентябрь)
Обо мне есть много пословиц
Сентябрь-отлётная пора.Сентябрь- чародей света.Сентябрь-пора золотой осени.(слайд)
Сентябрь : В сентябре осень то ласкает тёплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождём, напоминает, скоро зима.
(Выходит второй месяц- октябрь)
Октябрь: А я месяц первых снегов, первых холодов.Меж редеющих верхушек,Показалась синеваЗашумела у опушекЯрко-жёлтая листва.
И о обо мне есть пословицы
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.В октябре и лист на дереве не держаться.(слайд- октябрь)
Октябрь: Летят под полями последние стаи.Последние листья в лесу облетают.
Танец с листьями
(Выходит третий месяц – ноябрь).
Ноябрь: Поле черно-белым стало,Падает то дождь, то снег,А ещё похолодало,Льдом сковало воды рек.Мёрзнет в поле озимь ржи,Что за месяц, подскажи?
Дети: ноябрь.
Ноябрь:Много обо мне люди пословиц придумали.Ноябрь – ворота зимыВ ноябре зима с осенью борется. (слайд -ноябрь)
Ведущий Спасибо, братья месяцы, что пришли к нам на праздник, а теперь садитесь. Будьте нашими дорогими гостями (слайд-застолье)
Ведущий. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а весной и любый куска хлеба напросится. Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд”.
Осень. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.

1-й ученик.

Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь.

Ученица (в русском национальном костюме).Каравай в руках

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Вот он, хлебушко, душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились

на земле.

Учащиеся (хором).

Золотистый колосок,

Кто расти тебе, помог?

Ученица (в шапочке, украшенной ко­лосками).

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом,

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким:

Сильным, рослым, золотым!
Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):Вот она какая, хлеба корка,С хрустом аппетитным, с вкусом тонким... И поджариста и ароматна,Нету ничего приятней...Ля-ля-ля-ля-ля-ля, .Ничего вкуснее нет!!!
В магазине вкусно пахнет хлебом, Хлеба пекарь нам печет к обеду,Каждый понедельник, вторник, средуИ во все другие дни.Ля-ля-ля-ля-ля-ля,И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной кашеЗа столом дается корка наша,К чаю булки, бублики, ватрушки И еще, конечно, сушки...Ля-ля-ля-ля-ля-ля,Бублики, ватрушки, сушки...

Ученик.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких ягод налитая.

В огороде тоже все в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Подрастает ряд за рядом огуречная

А редиска и морковка в глубину

ныряют ловко.

Вот веселый огород. Что здесь

только не растет!

Сколько хочешь овощей для

окрошки и для щей.

Зеленеют друг за дружкой

Лук, укроп, салат, петрушка.

И, как будто светофоры,

Покраснели помидоры.

Где недавно было пусто -

Подбоченилась капуста.

И на ножках-кочерыжках

К нам домой пошла вприпрыжку.

Ведущий

А сейчас мы с вами посмотрим, как дед собирал свой урожай

СКАЗКА "РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД"
Ведущий: Дедка репку посадил...Дедка репке говорил:
Дед: Ты расти, расти большая.Стань богатым урожаем,Чтоб тобой я мог гордиться.Принесу тебе водицы,Удобрений ведер пять…Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий: Спит дедулька без забот.Репка между тем растет,Да воюет с сорняками:Их ногами, и руками…Вот уж осень на дворе.Зябким утром в сентябреДед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед: Ах, я старый разоспался.Репку уж пора тянуть.Подросла, гляжу чуть-чуть.Ай, да репка уродилась!Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)
Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.
Морковка: Экий дедка ты неловкий!Я - не репка, я - морковка.Не умыл ты видно глаз.Репки я стройней в сто раз.И оранжевей к тому же.Коль салат корейский нужен,Без меня ты пропадешь…Сок морковный не попьешь,В супе мне замены нет…И еще один секрет.Я богата витаминомВсем полезным каротином.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Что такое, что за чудо,Может, выспался я худо?Репку сеял я весной.Ладно, батенька, постой,Репку вытяну другую.
Картошка: Ой, ой, ой,Я протестую!Я - не репка. Я - Картошка!Это знает даже кошка.Всем плодам я головаЯсно ведь как дважды два:Если в супе нет картошки,Ни к чему брать в руки ложку.Я для чипсов слышишь, дед,Самый главный компонент.В жарком масле, вот смотриСтать могу картошкой фри,Я - твой главный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Я ж опять пойду по репку.Как сидит в землице крепко!Ай да репка, вот те на!
Капуста: Право, я возмущена!Дед, ты сникерсов объелся,Сериалов насмотрелся,Может с печки ты упал?Раз капусту не узнал.Я на репку непохожаУ нее одна одежа,У меня ж их целых сто!Все без пуговок…А то…Я - хрустящая капуста!Без меня в салате пусто,А со мной любой обедГолубец иль винегрет…Станет в 10 раз полезней!И потом меня, любезный,Можно квасить и солить…И до лета аж хранить.Можно есть меня всю зиму!
Дед: Милости прошу… в корзину.Это что за чудеса?Вот уж битых два часаЯ провел на огороде.Где же репка! Эта вроде…
Свекла: Снова дед не угадал.Знать очки ты потерял,Или бес тебя попутал?Свеклу с репой перепутал.Я в сто раз ее красней,И полезней и вкусней!Свеклы нет и нет борща,В винегрете и во щах…Я одна - источник цвета!А свекольная котлета -Это просто объеденье!Сто процентов - похуденье.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.И тебе найдется место.Только все же интересноГде же репка? Может эта?
Лук: Я почти того же цвета,Но не репка, старичок,Я - твой репчатый лучок!Пусть немного и коварен,Но в народе популярен.Самый вкусный шашлычокТот, в котором есть лучок.Все меня хозяйки знаютВ суп и в кашу добавляют,В пирожки, в грибы, в отвар…Я для вирусов - кошмар!Даже грипп меня боится…Хоть сейчас готов сразиться.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Вечер уж к концу подходит.Месяц на небо выходит.Да и мне домой пора.Завтра с самого утраСтану репку вновь искать,А теперь охота спать.Ух, тяжелая корзина,Пригодилась бы машина…Знатный вырос урожай!
Ведущий. Собрали крестьяне урожай, теперь можно и отдохнуть. Издавна справляют на Руси праздник Покрова. Неспроста народ отмечал этот праздник. На Покров земля покрывается – где листком, где снежком. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.
Осень В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”(слайд- дом)Ведущий Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без дров!”
Осень В ноябре ярмарки Покровские проводились. (Слайд-ярмарка) Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питьё, самовары да горшки крепкие. Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показать! У нашего двора нет веселью конца. Игрушки да смешки, шутки да потешки.
Исполняется «Хороводная игра «Дударь».
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)Старый, старый старичище,Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)Станешь ты пригожим:Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)Дударь, дударь, что болит?- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)
Ученик: Если дух в здоровом теле -Удаль просит воли.Распотешь себя, народ,Спой частушки что ли…
Ученик: Эй, ребята-молодцы,Озорные удальцы,Спойте братцы, да спляшите,Да гостей развеселите!
Исполняются частушки
То не ветер, то не вьюга,То мои страдания.Было нас четыре друга:Клим, Трофим, Кузьма, да я.
Уважали нас в деревне,Узнавали за верстуЯ средь них считался первымЗа смертельну красоту.
А Трофим любил природу,Всё у речки загорал.Про работу и не думал,Лишь частушки распевал.
Вот Кузьма здоровьем редкимОтличался от всех нас:Летом в проруби купалсяДа гусей на печке пас!
Ведущий. Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам прясть собирались.
Осень Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали. Весело поется – весело прядется.(слайд-вышивка, пряха)
Ведущий Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.
Ведущий Спасибо тебе осень. Много радости ты нам принесла.
Осень Да, и вам спасибо, за то что любите меня, почитаете.
Праздник урожая Татьяна БоковаОсень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у воды.Приготовила природаВсевозможные плоды.На полях идёт уборка -Собирают люди хлеб.Тащит мышка зёрна в норку,Чтобы был зимой обед.Сушат белочки коренья,запасают пчёлы мёд.Варит бабушка варенье,В погреб яблоки кладёт.Уродился урожай -Собирай дары природы!В холод, в стужу, в непогодуПригодится урожай!
Осень Иван Демьянов
На кусте-кусточке -Жёлтые листочки,Виснет тучка в просини, -Значит, дело к осени!
В красных листьях бережок.Каждый листик - как флажок.Стал наш парк осенний строже.Бронзой весь покроется!
Осень, кажется мне, тожеК октябрю готовится...В красных листьях бережок.Каждый листик - как флажок!
Ведущий На этом наш праздник завершен.Благодарим всех за внимание.
Список литературы. Воспитание школьников. Библиотека журнала., вып. 18; 2001г.Гусли звончатые. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС; 2001г.Миронов В. А. - Месяцеслов. Народный календарь. – сос. М53 М.: Агенство “ФАИР”, 1998г.Науменко Г.М. – Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.: 1977-1988г. Вып. 3.

МБОУ «Ляховская СОШ»

Праздник «Прощай осень»

3 «Б» класс

Подготовила: учитель

начальных классов

Малова Н.С.

Осенний бал

(внеклассное мероприятие)

1. Праздник проводится в период «золотой осени» в природе.

2. Участники – учащиеся начальной школы (1 и 4 класс).

3. Цели и задачи мероприятия:

  • обогащение знаний учащихся о приметах осени;
  • сплочение классного коллектива;
  • формирование коммуникативных навыков между учащимися разновозрастных групп;
  • пропаганда здорового питания.

4. За две недели до начала праздника детям сообщается дата проведения мероприятия и даётся задание (по желанию): подготовить костюм соответствующей тематики. Сообщается, что одним из пунктов бала будет демонстрация костюмов.

5. Перед праздником зал украшается листьями, цветами и другими атрибутами осени.

6. Необходимо продумать музыкальное сопровождение.

7. Для праздника необходимо приготовить следующее оборудование:

  • шапочки овощей, фруктов, цветов, ягод;
  • 2 платка, 2 подноса, 2 набора разрезанных овощей, фруктов и ягод, шпажки для конкурса;

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит музыка «Осень в лесу»

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящен прекрасному, нежному и грустному времени года – осени. С приходом осени дни становятся короче, а ночи длиннее. Золотыми свечками загораются деревья. По утрам плывет туман. Удивительно переменчивы картины осени.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Осень – время года, про которое говорят – сырое, дождливое. Но про осень говорят и другие слова – золотая, багряная.

Звучит музыка, появляется Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретится со мной?

Вам нравиться наряд лесной!

Вот пришла моя пора,

К вам я в гости прибыла.

Все закончить в срок успела,

Я леса, поля раздела,

Урожай весь собрала,

Птиц на юг отправила.

Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Учащиеся

2 класса с танцем «Осень постучалась к нам»

Ведущий : А еще осень – пора сбора хлеба, овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Так что это время года щедрое, урожайное.

Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Мы расскажем вам о том,
Что растёт на грядке.

2. Я – румяная редиска ,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалит себя зачем?
Я и так известна всем.

3. Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я – простой зелёный
лук .

4. Я, картошка , так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.

5. Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда
морков ный сок –
Будешь крепок и здоров.

6. Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету.

7. Очень будете довольны,
Съев
огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится конечно.

8. Я большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен я на вкус –
Замечательный
арбуз .

Морковь:

Я, морковка- веселушка!

Под гармонь пою частушки.

Хвалят не нахвалятся:

Какая я красавица!

Перец:

Меня ценят не напрасно-

Перец знают все прекрасно!

Кушаю вечером и днем.

Очень много пользы в нем.

Капуста:

Все с капустой очень дружны

Витамины людям нужны.

Вкусный из меня обед:

Щи, солянка, винегрет.

Картошка:

Вот красавица картошка

Утопает вся в цветах.

Кто у грядки появился,

Всяк ей низко поклонился.

Помидор:

А вот в красную рубашку

Нарядился помидор.

«Ах, какой жених красивый!»-

Слышен всюду разговор.

Осень: Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ : Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ : Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ : Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “ Рифмофокусы ”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: Для осени учащиеся 1 класс приготовили в подарок песню.

Песня 1 класса «Осень в золотой косынке»

Ведущие: И снова подарки для Осени.

Дети 3-го класса читают стихи.

В палитре у осени разные краски,
И даже зверюшки меняют окраску.
Цвет рыжий на серый лисице менять,
И белым всю зиму зайчишке скакать.

Есть цвет – ярко-жёлтый,
Есть – светло-зеленый...
Нам с тёплого лета
Знакомый, знакомый...

А есть – голубой,
Ну, как будто дождинки...
Ещё знаю красный,
Цвет ягод калинки.

Как много красок осень принесла,
Природу как на карнавал одела,
И мы, окончив разные дела,
Возьмёмся за другое дружно дело.

* * *

Будто рыжая лиса,
Бродит осень по лесам.
Где махнёт хвостом пушистым,
Золотыми станут листья.

Стали жёлтыми сады,
Всюду осени следы.
Лист осины вспыхнет в чаще,
Как фонарик настоящий.

Сценку нам покажут ученики 3 класса класса. Она называется «Как помидор стал красным».


Вед. Жили на одном огороде овощи.


Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.


- Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.


Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Вед.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.


Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.


Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.


Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!


Вед.

А помидор всё своё твердил.


Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.


Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!


Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.


Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.


Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.


Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.


Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

Ведущий:

Сейчас мы с вами поиграем в игру « Что растёт в огороде? » Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать словами «да» или «нет».

Растёт капуста в огороде?

Да!

Краснеет помидор всегда?

Да!

А лук на грядке зеленеет?

Да!

Картошка в огороде зреет?

Да!

И на траве, как на подушке, растёт зелёная лягушка?

Нет!

Есть в огороде перец сладкий?

Да!

И кабачок растёт на грядке?

Да!

Морковка выстроилась в ряд?

Да!

Растёт на грядках шоколад?

Нет!

Растут укроп, фасоль, горох?

Да!

Растёт большой и злой бульдог?

Нет!

Игра «Ладошки».

Вот игра у нас какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест – накрест руки сложим!

Ведущий: - Братья-месяцы предлагают вам отгадать загадки о животных.

1.Лесом катится клубок

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

2.Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

3.На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

4.Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

5.По деревьям - скок да скок

Живой порхает огонек. (Белка)

6. Не на рыбу, а сеть расставляет (паук)

7. Осенью в щель заберется, а весной проснется (муха)

8. За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - нет ни дыма, ни пожара (лисица)

9. Длиннющая старуха без рук, и без ног, и без брюха. Всегда укусить норовит, она как гусыня шипит (змея)

10. Мать, отца не знаю, но часто называю детей знать не буду, чужим сбуду (кукушка)

11. Не птичка, а с крыльями (бабочка)

12.Под сосною у дорожки кто сидит среди травы?

Ножка есть, но без сапожка, шляпка есть – без (ГРИБ)

13.Пусть растет она в земле, а бывает на столе.

Пусть сперва, грязна она, да рассыпчата, вкусна.

Ее сварим на обед,

Сделаем гарнир и винегрет. (Картошка.)

14.Рос под солнцем и дождем, тяжелея с каждым днем.

Повалился на бочок толстый, нежный…

(кабачок).

15.Лето целое старалась, одевалась, одевалась.

Завила одежки густо. Как зовут ее? (Капуста.)

16. Летом все на грядке свежие, зеленые,

А зимою в банке – крепкие, соленые. (Огурцы.)

17.Из нары за чёлку пышную

Я тянул лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку,

А хрустящую…. (морковку)

18. А на этой грядке.

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени - краснеют. (Помидоры)

19Тридцать три одежки,

Кто их раздевает –

Слезы проливает. (лук)

20. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я…. (Подосиновик)

Осень: Молодцы, ребята.

Все загадки отгадали,

Всех животных вы узнали.

Ну пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих ещё там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора…

Что поделать? Ждут дела!

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, что к нам пришла,

Много интересного нам принесла,

Объявляем первый конкурс: «Гости на пороге». Приглашаем 2 команды по 6 человек.
Для того чтобы угостить Осень, нужно сходить в магазин, а на улице льёт дождь. Вы надеваете калоши, раскрываете зонт, берёте корзинку и – в магазин за овощами. Каждый принесёт по одному овощу для салата. Кто справится с заданием первый – тот и победил.
Эстафетная палочка – калоши и зонт.

Жюри оценивает конкурс.

Осень: У нас на севере осень приходит не по календарю, а гораздо раньше. Поэтому все огородники стараются до холодов прибрать выращенные летом овощи.

Ведущие: А для чего человеку овощи?

Осень: А вот это мы сейчас спросим у ребят.

Ведущие: Ребята, расскажите нам о целебных свойствах овощей. Каждый ответ будет засчитываться 1 баллом команде.

Ведущие показывают изображения овощей. Командам надо дать сведения об их полезных свойствах.

1 конкурс: «Помоги белочке запасти шишки на зиму»

Каждой команде дается по 10 шишек и ведру. Каждый участник делает по 5 бросков, стараясь попасть в ведро. Броски суммируются по количеству попаданий.

Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в ведро.

3 конкурс: «Подбери шишку»

Шишку в центр положи, себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять! (Музыка песни «Гоп – гоп» Верки Сердючки.)

5 конкурс: « Перейти лужи по камешкам».

Две команды детей в виде эстафеты перекладывают по две картонки, на которые становятся поочерёдно ногами и переходят в другой конец класса, кто раньше.

6 конкурс: «Определи по вкусу».

Определить по вкусу овощи и фрукты, нанизанные на зубочистки, с завязанными глазами.

Побеждает та команда, которая правильно определит больше овощей и фруктов.

7 конкурс для мальчиков «Собери урожай!»

Мальчики с завязанными глазами собирают в ведро, рассыпанный по полу, картофель. Побеждает та команда, которая соберет больше картофелин.

8 конкурс «Собери пословицы».

1.Лето со снопами, а осень с пирогами.

2. Холоден сентябрь, да сыт.

5. Весной дождь растит, а осенью – гноит.

9 конкурс для девочек: «Умелая хозяйка».

По 1 девочке из команды чистят картофель. Жюри определяет победительницу данного конкурса.

10 конкурс: «Волейбол с листьями».

Натягивается верёвка. На одной стороне лежат листья красного цвета, на другой – жёлтого. По команде дети по одному подбегают к веревке, поднимая листик, и перекидывают на другую сторону. Которая команда быстрее перекидает все листочки на другую сторону, та и побеждает.(Дети подбегают по очереди).

11 конкурс: «Угадай, чей листок!»

По полу рассыпаны листики разных деревьев по пять штук с каждого дерева. Каждому участнику нужно собрать листы одного дерева. Жюри оценивает сначала быстроту: какая команда быстрее собрала по пять листочков. Затем дети должны назвать листья какого дерева у них в руках. Засчитываются только правильные ответы.

Конкурс «Поделка»

Для конкурса необходимы пластилин, спички, кусочки фруктов, овощей и грибов.

Ребята вместе с учителем лепят из пластилина тело ежика. Спички следует переломить пополам, а затем воткнуть в спину пластилиновому ежику. На полученные иголочки нужно разместить кусочки приготовленных продуктов. Чем больше их будет, тем лучше, ведь известно, что ежик очень запасливое животное. В процессе изготовления игрушек можно придумать ежику имя и даже сочинить какую-нибудь небольшую историю, где ежик будет главным действующим лицом.

Конкурс «Листопад»

Участники конкурса получают засушенный кленовый листок. Они подкидывают его воздух и дуют на него снизу, чтобы он не упал. Победителем окажется самый ловкий, тот, у кого листочек дольше всех продержится в воздухе.

Конкурс «Ловкое лукошко»

Дети делятся на две равные команды. Все участники встают в две шеренги. Первые участники получают маленькую корзинку с грибами. По команде учителя ребята передают корзинку от первого участника к последнему. А затем в обратную сторону. Передавать корзинку нужно на поднятых вверх руках.

Конкурс «Дары осени»

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает 20 карточек с осенними дарами: картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь. Они должны правильно разделить их на группы - овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Конкурс «Найди лишнее»

Учитель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

➢ Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

➢ Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

➢ Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

➢ Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

➢ Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

➢ Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

➢ Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

➢ Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

➢ Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

➢ Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

➢ Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

➢ Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

➢ Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Конкурс «Грибы-грибы»

Учитель дает описание гриба, а дети должны отгадать, что это за гриб.

➢ Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

➢ Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

➢ Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

➢ Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

➢ Этот гриб растет только под березой. (Подберезовик)

➢ А этот гриб растет только под осиной. (Подосиновик)

➢ Этот гриб - «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

Конкурс «Собери листву»

На полу разбросаны кленовые листочки. Участникам конкурса завязывают глаза. Детей закручивают, а по команде «Вперед!» отпускают. В течение одной минуты они должны собрать как можно больше листочков. После того как будет проведен подсчет, объявляют победителя.

Конкурс «Дождик»

Участники конкурса танцуют под музыку, но как только музыка заканчивается, они должны сесть на корточки, положить руки на голову, как будто защищаются от дождя, и замереть. Тот, кто пошевелится, выбывает из игры. Конкурс продолжается до выявления одного победителя.

Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

Ребята становятся в круг. В центре - водящий. Он крутится и повторяет «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал водящий. В это время водящий считает до трех. Если за это время участник конкурса не успевает назвать слово, то он выбывает из игры. Повторять слова нельзя.

Конкурс «Осеннее разнообразие»

Ребята делятся на две команды. Каждая получает листок и ручку. В течение пяти минут из выражения «осеннее разнообразие» они должны придумать как можно больше новых слов. Буквы повторять нельзя. Когда ребята закончили, они по очереди называют слова. Та команда, которая придумает больше слов, и будет победительницей.

Конкурс «На внимание»

Ребята должны найти ошибки в предложениях.

➢ «На моем дереве в саду растет много опят».

➢ «Ягоды моркови очень вкусные».

➢ «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

➢ «Кусты капусты растут по всему лесу».

➢ «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

➢ «Из мухоморов очень вкусный суп».

➢ «Репа красного цвета».

➢ «Хлеб растет на деревьях».

➢ «Осенью распускаются почки».

➢ «Первого сентября заканчивается учебный год».

Конкурс «Осенний букет»

Для конкурса необходимы: белый картон; засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки; клей; карандаш; фломастеры. На белом картоне дети рисуют вазу, раскрашивают ее, а затем составляют букет и приклеивают сухие листочки к картону. После этого можно устроить конкурс аппликаций.

Мы продолжаем соревнования. Сейчас от каждого класса сюда приглашаем по 2 участника. Мы проверим, как вы умеете работать в команде, и как вы умеете слушать друг друга. Один участник команды - это направляющий. Второму участнику завязывают глаза. Между участниками стоят кубики-грибочки. За 1-2 минуты нужно набрать как можно больше грибов.

Ребята наш осенний праздник подошёл к концу!

Торопится осень закончить дела

Старательно землю дождем полила,

Про птиц не забыла - на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала

Потом нас грибами она угощала.

Нам нравится осень,

Мы осени рады,

Но и зима к нам стучится в ограду.

Проводим мы осень веселою песней

И зиму суровую встретим все вместе.

Читают заключительное стихотворение.

Уходит тихо Лето,
Одетое в листву,
И остается где-то
Во сне иль наяву?

И ручеёк стеклянный,
И тёплая земля,
И над лесной поляной
Жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
Одетая в туман,
Она дожди приносит
Из зарубежных стран.

И листьев жёлтый ворох,
И аромат лесной.
Осенний бал весёлый
Несёт она с собой.


Конкурс « ОСЕНИНЫ»

Ведущая.

Янтарная осень начальная,

Срывается лист золотой.

Картина немного печальная

И грусть навевает порой.

Темнеют далёкие ели,

Холодною стала река…

Я помню, как птицы галдели-

Сейчас уж летят в облаках.

В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство ярких красок; леса, одетые в багрец и золото; аппетитные кисти рябины, урожаи ягод, грибов, овощей. Сегодня я приглашаю вас войти в этот «мир торжества и печали»- в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты русских народных обычаев, загадок и принять участие в конкурсе.

Ведущая . Все вы знаете, что осень пора уборки урожая. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать,капусту срезать –это вы знаете? Наши далёкие предки знали и использовали для этого особый календарь.

23сентября. Святой Пётр и Павел - рябинники. Сбор урожая рябины. В этот день кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы, венки. Часть ягод оставляли дроздам да снегирям. Хороший календарь был у крестьян. А какие загадки народ сочинял?

Проверим теперь команды, по силам ли им народная мудрость.

Вот художник так художник
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?

ОСЕНЬ

КОНКУРС «ЗАГАДКИ»

Ведущий:
А кто знает, сколько у осени Братьев –месяцев? Чтобы их вспомнить, я прочитаю вам загадки, которые послужат вам подсказкой.
Загадка:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел?
Дети хором: Сентябрь.
Сентябрь:
Я первый месяц осени.
Сентябрь - отлётная пора.
В сентябре - одна ягодка, да и то горькая рябина.
Сентябрь-чародей цвета.
Сентябрь - позолотец осени.

Загадка:
Всё мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети хором: Октябрь
Ученик в костюме октября:
Октябрь:
Летят над полями последние стаи,
Последние листья в лесу облетают.
Перед близкими холодами птицы улетают на юг.
Октябрь землю покроет: где листиком, где снежком.
В октябре лист на дереве не держится.
Ведущий:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи?
Дети хором: Ноябрь
Ноябрь.
Ученик в костюме ноября:
Ноябрь - последний календарный месяц осени.
Ноябрь - ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борются.
Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь его перехолодил
.
Ведущий:
Ребята, а вы знаете стихотворения про осень?
КОНКУРС « СТИХИ ОБ ОСЕНИ».

Осень:
Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов,
И мы осень встречаем богатым урожаем,
Что же растет на нашем огороде? Отгадайте.
Дружно хором отвечайте.
Загадки:
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
2. Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук)
3. И зелен, и густ на грядке куст, покапай немножко,
Под кустом … (картошка)
4. Кругленькие братцы в домике ютятся.
В домике зелёном им совсем неплохо,
Варят их в бульоне и зовут …(горохом)
5. Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке- крепкие, солёные…(огурцы)
6. Красная мышка с белым хвостом в парке сидит под зелёным кустом Эту мышку зовут…(редиска)
Осень:
Молодцы!
Ведущий: Осень - прекрасная пора, но как вы уже говорили, осенью птицы улетают на юг. А сейчас мы проверим, насколько вы внимательные.
Игра «Улетели птицы»
(Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат «лишнее» слово, начинают хлопать в ладоши.)

Улетели птицы:
голуби, лисицы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Журавли, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи.
Журавли, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Журавли, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

А теперь порадуйте меня своими знаниями, отгадайте загадки.
1. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождик)
2. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
(Осень)
3.Сидит-зеленеет,
Падает-желтеет.
Лежит-чернеет.
(Лист)

4.Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда.
(Трава)
5. Кто осенью улетает, а весной возвращается?
(Птицы)
6.Кто собирает яблоки спиной?
(Ёж)
7.Какой лесной житель сушит грибы на деревьях?
(Белка)
8..Листья каких деревьев осенью краснеют?
(Осина, клён)
9.У какого животного осенью, в листопад появляются детёныши?
(У зайца)

КОНКУРС ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»

КОНКУРС « РИСУНКОВ»,
КОНКУРС « СЛОЖИ КАРТИНКУ»,
КОНКУРС « ЛАБИРИНТ»,

Конкурс 3: ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?» (На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше? )
или ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?» (
На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.

Ведущий: Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

Конкурс 6 : ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!» (Участвуют пять мальчиков и пять девочек. На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием?

Задание 5. Игра «Так бывает или нет» со зрителями (Вы должны дать ответы на поставленные вопросы) поочереди.

Вам придётся постараться, на вопросы дать ответ. Помогите разобраться - так бывает или нет?

Целый день на огороде бородатый козлик ходит.

Отчего ты, козлик, грустный?

В огороде нет капусты. Ни листочка не нашёл, - промычал с тоской козёл.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет.

(Отвечают).

Разве козлики мычат?

Козлики не мычат, а блеют.

Покажите, как козлики блеют. (Показывают).

В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье.

Хочешь, - хрюкает корова, - я налью тебе парного?

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

(Отвечают).

Как не стыдно! Ай – яй – яй! Хватит спать. Вставай, лентяй!

А ленивый поросёнок кукарекает спросонок: Проходи, своей дорогой. Дай поспать ещё немного. Быстро дайте мне ответ так бывает или нет.

(Отвечают) .

Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая.

Знаешь, почему я лаю? Это я лису пугаю.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

(Отвечают).

Я спросил свою собаку: «Что ты с кошкой лезешь в драку?»

Это кошка лезет в драку – замяукала собака. Я хотела поиграть, а она меня кусать. -Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

(Отвечают) .

Интересная собака – замяукала и в драку.

Кто слыхал, что пёс мяукал, пусть сейчас поднимет руку.

Говорю я кошке: «Кошка, посиди со мной немножко» . Отвечает кошка: «Что ты! У меня полно работы! Мне пора котят кормить. Я иду мышей ловить».

Быстро дайте мне ответ, так бывает или нет? (Мяукают) .

В чем секрет? Ты в реку входишь, а назад сухим выходишь. Ни каких секретов нет - гусь мне крякает в ответ: -Я хожу сухим всегда, как с гуся с меня вода.

Быстро дайте мне ответ, так бывает или нет?

(Отвечают) .

Ведущий : В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.
Праздничное чаепитие.

осеннего праздника для 1-4 классов

«ОСЕНИНЫ»

Хозяйка: Здравствуйте, гости званные и желанные.

Хозяин: Добрый день. Гость на гость - хозяину радость.

Хозяйка: Просим в избу: красному гостю- красное место. Будьте как дома.

Хозяин: Милости просим чайку откушать да нас послушать. Всех приглашаем! Душевно встречаем на наши осенины-посиделки.

Хозяйка: В народном календаре осенью отмечается немало праздников. Пришли они из глубокой старины. Люди прощались с привольным летом, солнечным теплом, радовались собранному урожаю.

Исполняется «Гопак» со словами «Здравствуй осень (2раза), хорошо что ты пришла»

Осень: а вот и я! Привет осенний вам, друзья. Я пришла на праздник к вам петь и веселится. Я хочу со всеми вами здесь крепко подружиться

Хозяин: осень славная пора, любит осень детвора. И морковку, и салат – все поспело для ребят.

(исполняется « Урожайная»- 1кл.)

Хозяева: осень, осень! Погости неделек 8. С громами сильными, с дождями, с ливнями, с обмолоченным снопом и с румяным пирогом

Осень: ну что ж, рожь поспела, берись за дело.

2 б класс. Чье это поле, веселит оно стоя? Иваново поле, веселит оно стоя!

Жнеи молодые, серпы золотые. Весело жали, серпочки мелькали. Жито жнем, в снопы кладем. Жните жнеи не ленитесь, а обжавши нивку - пойте, веселитесь.

(исполняют «Нива, моя, нива»)

ОСЕНЬ: Что посеешь, то и пожнешь, тем и сыт будешь.(Хлеб-соль) Вот он хлебушко душистый. Вот он - теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло берегло

ХОЗЯЕВА: Сноп украшали цветами, несли в дом с песнями, ставили под иконы (действие) ХОЗЯЕВА: Ой, сколько мух налетело, а комаров-то!

ОСЕНЬ: Не волнуйтесь! В наших краях есть потешный обычай: осенью устраивать похороны мух, комаров и прочих домашних насекомых, чтобы они пропали.

2А класс. Знаете, если убьете муху до Семенова-дня-то народится 7 мух, а если после Семенова-дня-то умрет 7 мух.

(исполняют « Сидит комарик на дубочке»)

(действие: гоняют мух, убивают комаров со словами:

Муха по мухе, летите мух хоронить.

Мухи, вы мухи, комаровы подруги. Пора умирать!

Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь.(имитируют похороны- зарывают в землю)

ХОЗЯЕВА: Ну, слава богу, тишина! Ни мух, ни комаров!

ОСЕНЬ: Теперь время в лес за грибами отправляться.

3А класс. (имитируют сбор грибов, выход «деревьев» под музыку.)

Ходим по ельничку, и по березничку, и по сырому дубничку, а грибов не видать

МУХОМОР: Чтобы грибы найти, надо приговор знать.

ДЕТИ: Какой такой приговор?

МУХОМОР: А вы приаукивайте, грибы прислушаются к вашим голосам и выглянут из-за бугорочков.

ДЕТИ: Ау, ау, аукаем, грибочки приаукиваем.

МАЛЬЧИКИ: Ау, ау.

ДЕВОЧКИ: АУ, ау.

ГРИБ-БОРОВИК: Сколько вам грибков?

ДЕТИ: Сколько в бору дубков!

ГРИБ-БОРОВИК: Сколько вам корзинок?

ДЕТИ: Сколько в бору осинок! Ау, ау.

(исполняют «За дубами, за лугами», «Гриб –грибовой »).

ГРИБ-БОРОВИК: Эй, Мухомор, погляди на небо - журавли летят, журавли летят, на всю Русь кричат:

ДЕТИ: га-га-га, га-га-га, не догнать нас никогда.(уходят под мелодию вступления «Журавушка»)

ВСЕ ДЕТИ исполняют «Журавушка» танец Журавушки.

4Б класс. Осенние хороводы именовались в народе бабьим летом. Они рассказывали о семейной жизни, и не только развлекали игрой, но и поучали молодежь, которая готовилась к свадьбам

исполняют «В хороводе были мы»

ОСЕНЬ: Дни становятся короче, погода уже не располагает к прогулкам. Наступают осенние вечеринки – капустницы - это праздник для ребят девиц.

ХОЗЯЕВА: Эй, кумушки-подруженьки мои! Приходите поработать у меня. Подсобите мне капусту порубить, подсобите-ка ее мне усолить. Мойте рученьки свои белые, Да берите кочаны спелые. Кто пироги любит есть - для того здесь работушка есть. Тебе - кочаны носить, тебе -их резать, тебе- солить, тебе- их мять, да в бочку толкать.

ПАРНИ: Иди, хозяюшка, мы без тебя капусту усолим. А под работу хороши шутки, да русские забавы- прибаутки.

КАПУСТА: Уродилась я на славу! Голова бела, кудрява! Из капусты варят щи, а какие вкусные пироги капустные! А ребята шалунишки любят кочерышки!

1 ДЕВУШКА: Шла я как-то в огород. Глянь, капуста сохнет. Взяла капусту я за хвост, бросила ее под мост- пусть капуста мокнет

2 ДЕВУШКА: Шла я как-то в огород. Глянь, капуста мокнет. Взяла капусту я за хвост, бросила ее под мост, пусть капуста сохнет.

ПАРНИ: Ну вот, пока прибаутка сказывалась, дело делалось. Заводите-ка, красны - девицы, частушки про капусту.

ЧАСТУШКИ:

1. Во саду ли в огороде, наш Данил ворон считал. И кому какое дело, кто капусту убирал.

2. Ходит Таня между гряд, выбирает все подряд. Где капуста, где сорняк, не поймет она никак.

3. Братец мой по кухне рыщет, он вилок капусты ищет. Ну а мне-то что за дело? Я давно его уж съела.

4.Можем мы капусту квасить, от безделья не грустим. Приходите все к нам в гости -мы капустой угостим.

ХОЗЯЙКА: С Покрова начинались ярмарки. Именно они подводили итог года- сбор урожая.

ХОЗЯИН: Ярмарка- это не только торговля. Это праздник музыки, мастерства, балаганов, фокусников, каруселей.

ОСЕНЬ: Обычно народ собирался на ярмарку не за товаром, а за весельем- на народ посмотреть и себя показать.

ЗАЗЫВАЛА: Граждане, гражданки!

Чернавки и белянки!

С косами и без

Спешите на ярмарку чудес!

2 ЗАЗЫВАЛА: Иваны, Валерки,

Антоны, Гаврилы,

Сергеи, Данилы

С веснушками, без спешите на ярмарку чудес!

ВМЕСТЕ: Всех на ярмарку зовем, чудеса здесь продаем!

ФОМА: Здорово, Ерема!

ЕРЕМА: Здорово, Фома!

ФОМА: Как у вас Ерема, поживают?

ЕРЕМА: На свиней куртки надевают. Свиньи зерна клюют, никому не дают!

ФОМА: Да это же куры и петухи!

ЕРЕМА: В кошелек тебе трухи!

Куры наши живут под водой, питаются тиной одной.

ФОМА: Да это же ерши!

ЕРЕМА: За ушами почеши!

Ерши живут у нас в хлеву, мычат по утрам «му»

ФОМА: Зачем Ерема, на ярмарку пришел?

ЕРЕМА: Да вот 2 облака нашел, продаю облака.

ФОМА: Почем?

ЕРЕМА: 2 башмака!

ФОМА: Ну, удачной торговли, пока!

ЕРЕМА: Постой! А ты зачем здесь Фома?

ФОМА: Покупаю для Еремы ума!

(исполняют «Где был Иванушка?»)

ОСЕНЬ: Ну, что ж. Наступило время прощаться. Ведь осень- перемен 8.

Дождь пройдет, все луночки зальет, а снег пройдет, все дороги заметет.

Сценарий праздника «Осенины- осени именины»

в начальной школе

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины!

Добро пожаловать гости званые и желанные! Милости просим на осенины. Всех приглашаем, душевно встречаем!

Песня « В сентябре»

Осень - пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Быстро лето улетело Перелётной птицей вдаль Осень чудно расстелила Увядающую шаль!

В шелесте да в шорохе Наш осенний сад. На дорожке пестрые Листики лежат.

Вмиг заворожила взоры Огневой своей листвой, Колоском, созревшим в поле, Пожелтевшею травой.

Одарила гостья – осень Урожаями плодов, Моросящими дождями, Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить осень Песней, пляской и игрой Будут радостными встречи, Осень, это праздник твой!

Звучит торжественная музыка. Входит Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Пора начать праздник! А то придумал кто-то, что осень – унылая пора!

Здравствуй, красавица, Осень!

Осень: Что за праздник у вас в школе?

Дети: Осенины – осени именины.

Осень: А кто месяцы осенние мне назовёт?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: Проходит быстро месяц, За днями дни летят, Природа постепенно Меняет свой наряд. Забот и дел немало, Есть дочки у меня, И каждую помощницу Зову на помощь я. Познакомиться, друзья, Вы хотите с ними?

Дети: Да!

(Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).

Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка, Паутинка – серебринка Листья крашу в яркий цвет, Лучше красок в мире нет. Поспевать велю плодам, Урожай хороший дам

Над лугами рассвело,

Спрятались туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке…

Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри - веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком!

Ну а я, кочан капустный,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите, хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки. По зубам!

Не морковь я,

Нет, я злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Я превосходный огурец –

Зелёный, крупный, сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на этой грядке!

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост? Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –петрушка!

Я не занёсся высоко,

Я нос не задираю…

Вы думаете. Мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

Клюют без передышки…

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Игра «Прогони ворон» От каждого класса участвуют по 2 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. На его плаще пришиты пакетики с семечками. 1 мальчик ворона. 2 сторож. Не даёт сорвать с подсолнуха семечки.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Песня «Урожай собирай»

Осень: Ребята, а каком овоще даже придумали сказку? (Репка)

Давайте расскажем эту сказку по новому!

Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот. Жучка – хвост колечком, Дремлет под крылечком. На крыльцо выходит дед, Он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна. “На зарядку, на зарядку становись!”

Дед:

У меня здоровье крепкое, Посажу-ка лучше репку я.

Лопату берёт, Идёт в огород.

Бабка

А у бабки без зарядки, Слава богу всё в порядке!

Рот разевает сладко зевает

Внучка:

Клонит бедную ко сну! С понедельника начну.

На лавку садится – Заплетает косицу. (Выходят жучка и кошка)

Жучка:

Поиграем лучше в прятки!

Кошка:

Обойдёмся без зарядки.

Жучка за кошкой, Кошка – в окошко. Выходит мышка В спортивных штанишках, Майка на теле, В лапках гантели.

Мышка:

Раз и два! И три – четыре! Стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать – Бегемота поднимать!

Бегает, прыгает, Лапками дрыгает.

Дед:

Ох, умаялся с утра… (Уходит)

Бабка:

Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавочку)

Звучит музыка. Слышим слова: “На зарядку, на зарядку становись!”

На крылечке снова дед. Видит репу в огороде И себе не верит вроде. Встал он возле репки – Репка выше кепки. Из открытого окна Та же музыка слышна.

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда, Без него – совсем беда!

Тянет – потянет – Вытянуть не может.

Дед:

Где ты бабка?

Бабка:

Я сейчас! Ай да репка удалась!

Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть? С какого боку? Выйди, внучка, на подмогу!

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки.

Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.

Жучка:

Разбудить придётся кошку. Пусть потрудится немножко!

Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.

Бабка:

Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка:

Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами.

Тут из норки мышка – прыг, Ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку, грядку – Становитесь на зарядку. Чтоб за дело браться, Надо сил набраться!

Все выходят по порядку, Дружно делают зарядку.

Дед и бабка:

Влево – вправо, влево – вправо – Получается на славу!

Мышка:

Встали! Выдохнуть, вдохнуть! А теперь пора тянуть!

Мышка за кошку, Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут, Вытянули репку.

Учитель: - К чему призывает сказка?

Дети: - Заниматься зарядкой, быть сильными.

Игра «Дегустатор» Проводит мышка. Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

Давайте повеселимся и споём осенние частушки!Частушки про осень.

Осень: А вот и моя вторая дочка – встречайте.

Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка
Много дел и у меня
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.

Дочь моя вторая, Октябринка золотая!
Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Песня «Осень словно яркой кистью…»

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Танцевальный конкурс (по 2 девочки от класса)

(Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).

Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка и жучок,
Замолчал в углу сверчок..

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Ведущий: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре, разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап! и хлопают.

Ведущий: (к детям, что справа): А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.

Ведущий: Ну, а теперь все вместе!

Дети: Кап-кап-кап-у-у-у-у!

Ведущий: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?

Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!


Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»
Участвуют по 2 ребёнка от класса
На полу раскладывают коврики. Каждой команде дают плащ. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на коврики.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием.

Царица Осень: Как вы думаете, какое самое главное богатство осени? Хлеб!

Давайте вспомним пословицы о хлебе (по 1 от класса)

Каравай земли и неба на твоём столе.

Ничего главнее нету хлеба на земле.

В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной!

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Всем классам раздают караваи.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Подведение итогов конкурса «Золотая осень»