Сообщение о национальном костюме греции. Национальный греческий костюм. Описание одежд. Косметические средства в древней Греции

Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела. Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству. Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.

Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:

  • Пальмы (рисунок «пальметта»);
  • Цветы;
  • Листья.

Распространены были рисунки из линий:

  • Меандр (непрерывная лента из прямых углов, до сих пор является самым узнаваемым орнаментом Греции);
  • Волна;
  • Плетеный узор.

Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.

Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:

  1. Хитон – основная древнегреческая одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Он представлял собой удлиненную тунику без рукавов или с коротким рукавом, подпоясанную на талии (у мужчин) или под грудью (у женщин). Хитон состоял из сложенной вдвое ткани или из двух полотнищ, соединенных между собой. Наверху ткань скреплялась заколками с орнаментом – фибулами. Низ хитона подшивали. Неподшитая ткань была признаком траура. Короткие хитоны были частью мужского гардероба, а длинные носили женщины и старики;
  2. Пеплос – предмет женского гардероба, похожий на современное длинное просторное платье. Его создавали из большого куска шерстяной ткани, который оборачивали вокруг хитона. Как и хитон, он закалывался булавками на плечах; обычно в верхней части образовался напуск, свободно свисающий над талией (колпос). Левый бок у пеплоса был закрыт, а правый — открыт; плечи в пеплосе прикрывались. Пеплос был выходной одеждой; в повседневной жизни гречанки носили хитон и накидку – гиматий;
  3. Гиматий – накидка из льна или шерсти, предок сегодняшнего плаща. Большой отрезок ткани обвивали вокруг туловища, обычно закрывая левую сторону и оставляя открытой правую. Чтобы удержать ткань на месте, по краям могли вшивать маленькие свинцовые грузики. Женщины часто покрывали гиматием голову, как шарфом;
  4. Хламида – короткая накидка, которая скреплялась фибулой в центре или на правом плече. Чаще всего хламида была овальной или прямоугольной с округлыми краями. Обычно накидка украшалась орнаментом, по краям вшивались грузики для правильного положения на теле. Хламида использовалась для спортивных соревнований, в походах, а также путниками в странствиях.

Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.

Хламида
Пеплос Гиматий

Для мужчин

Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.

Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Для женщин

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.

Аксессуары и украшения

Из головных уборов древних греков наиболее известны войлочные шляпы:

  • Петас – головной убор путешественников с широкими полями;
  • Пилос – шапочка без полей, которую носили крестьяне и рабочие.

Шляпы были мужским аксессуаром; женщины могли надеть шляпу, лишь отправляясь в путешествие. Женщины уделяли большое внимание украшению прически. Основной женской прической был узел на шее из заплетенных кос или жгутов. Для закрепления заплетенных кос и узлов использовались гребни, заколки, ленты, венки. Волосы украшали позолоченными ремешками из кожи или шнурами, а также украшали обручами из золота, серебра, бронзы или кожи.

Из украшений мужчины использовали перстни, кольца, браслеты и амулеты из драгоценных камней. Количество украшений, которые мог позволить себе мужчина, было закреплено законом.

Женщины носили диадемы (налобные и затылочные), цепочки, серьги, ожерелья из золота, серебра и сплавов с вставками из жемчуга. Особенно любили гречанки браслеты – их носили на запястье, предплечье и даже на лодыжках. В отделке ювелирных изделий преобладали растительные узоры – листья, бутоны, цветы.

Благодаря литературе античности, скульптуре и изображениям на фресках из древности одежда греков дошла до наших дней и даже влияет на современную моду. Стилизации под хитоны, пеплосы, гиматии и хламиды, а также древнегреческую обувь и украшения можно встретить у многих дизайнеров 21 века. Популярность греческого стиля в одежде объясняется его простотой и комплиментарностью для любого типа фигуры.

Видео

Фото


Интересные данные об истории традиционного костюма в Греции приводит в книге «Народные танцы и их преподавание. Анализ ритмического рисунка и движений» Николаос Й. Ваврицас, доцент, преподаватель греческого народного танца отделения физкультуры и спорта Университета Аристотеля в Салониках.

Опираясь на вступительное слово М. Мераклиса к докторской диссертации М. Врелли-Заху (2003), Ваврицас говорит, что история и развитие национального костюма тесно связаны с общественной жизнью человека; известно, что одежда характеризовала личность. Изначальная цель ее — защита от непогоды, однако с течением времени одежда стала отражать и социальное положение человека. Поэтому костюм как социальный показатель является важным источником информации о личностной и социальной идентичности и может быть исследован с точки зрения истории, экономики, психологии, социологии и географии. Таким образом, «эволюция костюма всегда была тесно связана с историей и особенно изменениями в жизни общества», — отмечает Ваврицас.

Как и любое проявление народного творчества, национальный костюм приобрел свой современный вид после множества изменений с античных времен и до наших дней. В византийскую эпоху перемена в греческом костюме было особенно революционной не только благодаря использованию дорогих тканей, расшитых серебром, золотом и драгоценными камнями, но также из-за его прочности и элегантности.

В османский период истории Греции, несмотря на все гонения, разорение и грабежи, которым подвергалось греческое население, после второй половины XVIII века начали появляться замечательные творения, основанные на византийской церковной и светской традиции, в частности в ювелирном искусстве: в мастерских Эпира и Аркадии производили удивительные вещи.

Большое разнообразие и красота традиционной одежды в различных регионах Греции, с одной стороны, поражают тех, кто решил посвятить себя ее исследованию, а с другой, вызывают немало трудностей. В давние времена вид одежды каждого человека зависел от рода занятий, возраста, пола, социального статуса, географического положения региона и так далее, в результате чего возникло поистине уникальное и в то же время огромное разнообразие видов традиционного костюма. «Особое место в истории занимают элементы женского костюма, в основном те, которые были созданы мастерами, портными и ювелирами, представлявшими общую художественную традицию региона» (Кириакиду — Несторос, 1975, с. 137-141).

Греки, как пишет Ваврицас, производили необходимые материалы для изготовления одежды, используя необработанное сырье, в основном овечью и козью шерсть. Матери принимались шить традиционную одежду для своих детей сразу же после из рождения, в том числе и в качестве приданого. Каждая женщина с самого раннего возраста должна была среди прочего учиться обрабатывать шерсть. Она была обязана уметь прясть, ткать, вязать, шить, вышивать и в целом обращаться с необработанной шерстью. На женщинах лежала вся ответственность за обработку и производство тканей, необходимых для создания одежды. Кустарное производство достигло такого уровня, что в итоге создавались настоящие шедевры, особенно в области рукоделия и вышивки.

Процесс обработки материала требовал определенных действий. Сначала собирали шерсть после стрижки овец и коз, затем следовало промыть (а если нужно, то и окрасить), высушить шерсть, разобрать, вычесать. Вслед за этим шерсть пряли, вытягивали нить и, наконец, скручивали в мотки. Готовую пряжу в мотках наматывали на специальную палку — мотовило, после чего делали основу и уток (вместе они образуют ткацкое переплетение). Уток накручивали на ручную прялку и переметывали на челнок, и тогда только можно было прясть уже на ткацком станке, который был в каждом доме. Обычно, чтобы облегчить процесс, шерсть красили до того, как она превращалась в нить. Ткани, которые делали на станке, затем обрабатывали сукновальной машиной, чтобы они стали мягче. Позднее, в XVIII-XIX веках, кроме домотканых материалов стали использовать и покупные (штоф, бархат и другие ткани), которые привозили в Грецию из крупных городов Европы.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Из вступительного слова Иоанну-Яннара мы узнаем следующее: «Три самых известных вида греческого костюма — повседневный, праздничный и свадебный — и подробный анализ и изучение материалов, которые женщины использовали для шитья одежды, привели Ангелики Хадзимихали к интересному наблюдению. Она заметила, что на создание костюма влияли два основных фактора: возраст человека (девочка, невеста, молодая жена, замужняя женщина, пожилая женщина — и то же самое для мужчин) и социальный статус. Эти данные определяли способ создания каждого элемента одежды, ведь каждый получал в жизни определенную роль, которая напрямую зависела от социального положения. Получив полную картину на основе анализа собранного материала, Ангелики Хадзимихали создала новую классификацию, морфологическую, весьма значимую для всего исследования. По ее словам, вид одежды, которую носит каждый человек, попросту говоря, — его отражение. Так, вся женская одежда делилась на три основные категории: костюм с сигуни (домотканое платье), с кавади (длинная зимняя одежда) и с юбкой. То же и с мужской одеждой — фустанела или широкие штаны».

Папандониу (1973) делит типы костюмов в целом на три (горные, равнинные и островные), а их в свою очередь на городские и деревенские. По ее словам, большинство женских костюмов состоит из рубашки, одежды вроде полупальто, сшитой, как правило, из дорогого материала, и платья (сделанного из черного домотканого материала, известного в Греции с древних времен). Кроме того, любой женский костюм включал широкие штаны (белье) и сложный головной убор, который женщины носили, выйдя замуж.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Говоря о мужском костюме, Папандониу (1974) подчеркивает, что история его уходит корнями в глубокую древность. Мужчины носили одежду строгих цветов и простую с точки зрения украшений. В целом одежда была двух категорий: одну носили в море, другую на суше. Как и в случае с женским платьем, каждый вид делился на городской и деревенский. По словам Папандониу, почти везде в качестве белья носили сорочку и кальсоны, а также короткую рубашку. Во Фракии также были пундури — род темных шерстяных брюк. В Македонии — черные рубашка и брюки. На Пелопоннесе, в Аттике и на материковой Греции в целом встречается фустанела — белая юбка с множеством складок, ставшая неотъемлемым элементом национального греческого костюма. В прибрежных районах и на островах встречаются также различные варианты широких брюк.

Наконец, по классификации Христоса Бруфаса, женская одежда бывает трех типов. Деревенская, как правило, домотканая, с хлопковой рубашкой, платьем из грубой шерсти и шерстяным жилетом сверху. Так одевались в Алоне (Флорина), Коринфии и Карагуне. Городская одежда восточного образца, с кавади, длинным платьем с рукавами или без (цумбес), сшитым из дорогих тканей. Раньше его носили в Янине, у берегов Черного моря, в Конье (современная Турция) и почти во всех городских центрах. Третий тип — более новый костюм западного городского образца, характерным элементом которого было длинное плиссированное платье из дорогого штофа, заменившее кавади, которое надевали поверх традиционной хлопковой рубашки. Верхней одеждой служило либо домотканое шерстяное пальто (сегуни), встречавшееся в Мецово, Вовусах и Властах, либо жилет из войлока с тонкой золотой вышивкой, как в Верии, Наусе, Касторье и Самарине.

Трикала: Текст корреспондента Апостолиса Зоиса

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии - городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура - это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами - обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна - эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» - плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность - в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» - специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава - такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части - лиф и юбку - сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф - «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот - «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок - «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии

На женщине: пеплос с декоративной каймой

На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии

На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел

Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.

Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас

Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем

Обувь в Древней Греции

Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» - высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» - обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.
Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.

Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали. В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.
Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.
Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.
Петас надевали эфебы - свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, - очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.
У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым. Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.
Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.
Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже - плетеная шляпа.
В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

древнегреческие женские причёски и головные украшения:

Украшения и косметика в Древней Греции

Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой - белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра. За лицом и телом своих господ ухаживали специальные рабыни, которые назывались «космет», что означает «приведение в порядок» (отсюда - слово «косметика»). Древние греки вовсю применяли массаж и гигиенические ванны, разные масла и мази для ухода за кожей и ногтями, средства для чистки зубов, окраски волос, ароматизации тела.
Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя изящными ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами (часто в форме падающей капли), кольцами, перстнями с драгоценными камнями. Браслеты надевались на руки и на ноги. Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.
В Древней Греции украшения носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения.
Единственное, что позволяли себе греки, - это перстни. Вначале золотые и серебряные перстни с резными камнями служили печатью, но постепенно стали просто украшением, и мужчины стали носить их по несколько на одной руке. В Спарте мужчины носили только железные перстни.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Национальный греческий костюм.

Фустанелла Цолиас (Foustanella/Tsolias)

Фустанелла Цолиас , которые носили политики и воины, этот костюм был объявлен национальным костюмом для мужчин; он носился в гористых областях и носился главным образом в Центральных и Южных частях Греции. Костюм получает свое название от плиссированной белой юбки (Foustanella), сделанной частями ткани, имеющей треугольную форму, названной «ланголия (langolia)», которые сшиты вместе по диагонали.

Фустанелла

Юбка Фустанелла состоит из 400 складок, символизирующих годы, в течение которых Греция была под Оттоманским правлением. Греческие революционные борцы 1821 года носили фустанеллу, борясь с турками. Сегодня эта юбка служит официальной униформой для Эйзонес (Evzones), Президентской Охраны, которая держит бессменную вахту на Могиле Неизвестного Солдата в Афинах. Остаток от костюма составлен из белой рубашки с очень широким плавным рукавом, и вышитого шерстяного жилета, названного «фермели (fermeli)» . Жилет может быть синим, черным или цвета марон, последнего цвета носит капитан охраны. Пояс носят вокруг талии, и вдобавок к костюму одевают ботинки, которые знали как царугиа (Tsarouhia) , которые носили для горного восхождения.

Врака

Врака (Vraka) — это костюм, который носят с некоторыми изменениями на всех Эгейских островах, является классическим типом мужского платья. Этот костюм состоит из панаваки (белый предмет нательного белья), белая рубашка, карамани (мешковатые брюки), коумбоури (традиционный жилет без рукавов), пояс, зака (внешний жакет), и мегало феси (кепка).

Карагоуна

Карагоуна

Карагоуна является известным женским костюмом в Фессалии, в Центральной Греции. Костюм Карагоуна — подвенечное платье с яркими цветами, символизирующими богатство долины Фессалии. Название произошло от способа, которым женщины могли двигать только своими головами из-за веса костюма и их драгоценностей. Этот костюм состоит из предмета нательного белья, который является белым платьем с толстым черным краем, шерстяного пальто с кисточками ручной работы на краях рукавов и вышивкой, белое пальто без рукавов «сайияс» с украшенным аккуратным, коротким красным шерстяным богато вышитым жилетом, и бархатные нарукавные повязки с черными или разноцветными краями. Носившийся вокруг талии красный передник с группами вышивки, которую обычно вышивали золотой нитью, и, наконец, черный вышитый шарф — платок, который оборачивали вокруг головы и украшали золотыми монетами через лоб.


Карагоуна

Отличительными особенностями этого костюма является множество рядов из цепей с монетами, что символизирует богатство невесты. Передник также украшен брошкой и серебряной или золотой частью цепи.

Дефина

Дефина (Sterea Helladas) . Женская дефина является крестьянским платьем области Фокида в Греции. Кисточки и края украшают белый покрытием. Вообще сам костюм представляет собой белое длинное платье с рукавами, на верху длинный белый жилет, украшенный черно-красным шнуром и яркий красный бархатный передник, который закрепляется выше талии, обычно вышит золотой нитью.

Женщины острова Крит носят панталоны, так как это распространено на южных островах Греции. Они также носят передники в передней и задней части тела. Их черные бархатные жакеты богато украшены золотой вышивкой, и они носят ожерелье золотых монет. На их головах они носят связанный крючком «мандили», что символизирует траур за потерю Византийской Империи, Константинополя (современный Стамбул). Свисание кисточек в их глазах, как говорят, представляет слезы за тех людей, которые были потеряны при взрыве монастыря в Аркади на острове Крит.

При культивируемой тяге к простоте одежда в древней Греции была, пожалуй, единственным способом заявить о своем тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Казалось бы, чего легче - сложить и завернуть вокруг тела несколько кусков ткани? Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.

Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани. Дорийцы принесли с собой шерстяные ткани, которые вскоре вытеснили ионийский лен. Их красили в красный, фиолетовый, желтый и голубой цвета. Сложный разноцветный рисунок достигался либо при помощи тканья другими нитками, либо вышивкой по основному фону. По кайме пускали геометрический орнамент, а на поле вышивали звезды, листья, цветы, фигуры животных и богов, охотничьи сцены и битвы. В ранний период эллины предпочитали ткани с крупным рисунком. Однако с рубежа V-IV вв. до н. э. начала преобладать однотонная одежда, чаще белого или коричневого цвета, украшенная желтой, красной либо голубой каймой и орнаментом в виде ломаной линии с завитками - меандром.