Сценарий колядок (старшая группа). Сценарий развлечения «Рождественские колядки Сценарий развлечения колядки в старшей группе

Сценарий развлечения «Колядки» (на улице).

Цель :

Формировать стремление активно учувствовать в развлечениях, испытывать чувство веселья и радости;

Расширять представления о народных и православных праздниках; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Привлекать детей к активному участию к подготовке к празднику (изготовление атрибутов);

Воспитывать интерес к народным традициям;

Осуществлять словарную работу о традициях, расширять и уточнять знания детей по данной теме, обогащать речевой словарь детей.

Предварительная работа:

знакомство с народными праздниками, православными традициями (рассказы, беседы, рассматривание картин);

Чтение художественной литературы (русские народные сказки);

Разучивание закличек, песен, игр;

Изготовление атрибутов;

Украшение площадок для приема гостей-колядующих для игр.

-

Действующие лица:

Ведущие колядовщики (русские парень - воспитатель и девушка – музыкальный руководитель);

Хозяйки в 3х домах (воспитатели);

- «Зима» (воспитатель);

Колядовщики – дети старшей и подготовительной логопедических групп.

Ведущие (парень и девушка).

Парень: Что за шум у нас в саду?

Это же ряженные идут,

Нам веселье несут!

Девушка: Все на Святки, все на Святки,

Все пришли сюда ребятки!

И овсень, и коляда

Будут вместе с нами, да?

Парень: Это что такое – Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж придется рассказать

И, конечно, показать!

Девушка: Собирайся народ, на наше представление!

Парень: Веселись, народ!

Всем будет угощение!

Девушка: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Парень: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Девушка: Ребята, а есть ли в году время лучше, чем наша

красавица зима?

Парень: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как лес

разукрасила.

Девушка: А давайте мы про нее песенку споем

Да не просто споем, а хоровод заведем.

Парень: Так чего же вы стоите, в хоровод все становитесь (песня про зиму вокруг елки).

Девушка: Ой, ребятки, нынче Святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины и пряники,

Петушки и сладости.

(Идут к первому дому колядовать с шумовыми инструментами и со словами):

Ой, коляда, коляда,

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра вам принесла.

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, коляда, коляда,

Всем здоровья принесла.

Хозяйка 1 дома: Здравствуйте, гостюшки!

Здравствуйте, милые!

У нас в избе тепло да уют,

А на улице стужа да метель.

Грейтесь! Отдыхайте!

А там и самовар поспеет.

Проводится игра с шумовыми инструментами «Гори- гори ясно»

(Хозяйка говорит им спасибо и угощает колядующих сушками)

К детям присоединяется Зима.

Загадывает загадку: Она приходит каждый год

Мороз, метель с собой несет.

Дети: Уж ты зимушка-зима!

Зима снежная была!

Зима вьюжная была!

Зима холод принесла!

Зима: ребята в старину любили на Святки кататься на санках и играть в народные игры.

Давайте и мы прокатимся на определенное место для игр, которое называется «Игрище» и поиграем в игру «Цепи-кованы».

Дети идут ко второму дому.

Встречает хозяйка 2 дома : Ой, гостей встречать пора,

Идут гости со двора

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Дети повторяют слова: Ой, коляда, коляда,

Золотая голова!...

Хозяйка 2 дома предлагает поиграть в игру «Карусель».

(Слова к игре)

Завертелись карусели

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле,

А потом бегом – бегом!

(После игры хозяйка угощает пряниками.)

Дети идут к третьему дому.

Хозяйка 3 дома : Проходи честной народ

Не стой напрасно у ворот.

Вы пришли колядовать

А я вас буду угощать.

Катание на санках.

Хозяйка угощает конфетами.

Зима: А знаете ребята, что коза считалась символом удачи, добра, богатства. И чтобы у нас все это было в этом году, давайте поиграем с ней в игру «Пошла коза по лесу» (шапочка козы для ведущего)

(Слова для игры)

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

(Игра проводится несколько раз)

Парень : А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.

1 Старик у ворот Все тепло уволок.

2 Скатерть бела, Весь свет одела.

3 Не бриллиант, а светится.

4 Закружила, замела – стала улица бела.

Девушка: Ребята, а знаете ли вы игру зимнюю. Давайте поиграем в игру «Снежок».

Парень: А, вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.

Вот и мы сейчас с вами погадаем. (Парень, подходит к ребенку, достает карточку или игрушку, говорит, что его ожидает в будущем).

Домовенок достает из мешка пакет зерна. И девушка рассказывает, что раньше была такая традиция рассыпать зерно, чтобы привлечь в дом достаток, богатство, успех и удачу. Когда сыпешь, то приговариваешь

«Сеем, сеем, посеваем

С Рождеством всех поздравляем!»

(раздаем детям, посеваем)

Девушка: Вот каким веселым получился праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье.

Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздавать святочные пряники и петушки.

Составили и провели:

- воспитатели: Черняк О.В. – 1кв. кат.

Палкина С. В. – 1кв. кат.

Кузикова Л.С. – 1 кв. кат.

Погодаева С.А. – 1 кв.кат.

- музыкальный руководитель: Долгова А.Ю.

Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»

Из опыта работы

воспитателя Иванчук С. М. ,

Рождественские колядки

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.

Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;

сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;

воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.

Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.

Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .

Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?

Да сейчас - январь.

- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»

А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)

В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.

Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.

Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о рождестве рассказ

Я была взволнованна до слез-

Ведь родился маленький Христос

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А глухой пещере, на соломе

Ангелы, над ним склонившись, пели.

Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.

Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !

1 ребёнок : В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

2 ребёнок : Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

3 ребёнок : Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

«Белый снег белешенький»

1. Белый снег белешенький

Постели дороженьку

Чтобы мы играли

Рождество встречали

2. Встретим мы чудесными

Играм и песнями

Мы живем счастливо

Всей земле на диво…

Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто»

Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.

Девочки :

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшка вынимает полотенце)

Воспитатель : Полотенце!

Далеко расстилается…

Ждет тебя дорога, путешествие.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают второй горшок с булкой)

Воспитатель : Булка!

Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит

В твоем дом достаток будет, благополучие.

(выбирают третий горшок с кольцом)

Воспитатель : Колечко!

Сейте муку, пеките пироги!

Ко мне гости будут

К тебе – женихи.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают четвертый горшок с лентой)

Воспитатель : Лента!

Через поле идучи

Русу косу плетучи

Шёлком переплетаючи

Лента – к богатству, прибыли

(в пятом горшке пуговица)

Воспитатель : Пуговица!

Ой, ходил жучок по заваленке

Выбросил добро по мочаленке

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью!

(в шестом горшке бусы)

Воспитатель : Бусы!

Бусы яркие достала

Да к себе все примеряла

Так и быть же тебе

Красою видной на селе!

(в седьмом горшке колокольчик)

Воспитатель : Колокольчик!

В песнях ты успех увидишь

Словно трели соловья

Петь тебе везде, всегда.

Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)

Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)

В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)

Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)

Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»

Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.

А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.

Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.

В исполнении детей прозвучит «Колядка »

Сею,сею, посеваю.

С новым годом поздравляю,

Открывайте сундучок

Подавайте пятачок!

Хоть печенье, хоть варенье

Нам на угощенье!

Игра «Найди пару» (рукавички)

Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.

Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.

4 ребёнок : В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьётся –

Радость на землю пришла!

5 ребёнок :

Мороз на окошке рисует

Узор очень тонкий, чудной.

Снежинка свой вальс танцует,

Кружась под яркой звездой.

В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »

1. Снежинки спускаются ниже

И звездочки в небе горят

Рождественский праздник все ближе

И радость в глазах у ребят

Слетаются к елочке ангелы,

На веточках светятся свечи.

Веселому празднику рады мы

В чудесный рождественский вечер .

2. И звездочка яркая светит,

Она улыбается нам.

Танцуют под музыку дети

И песни звучат тут и там.

Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.

Вносят пирог со свечами.

Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.

Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Пришла Коляда – открывай ворота!»

Цель: приобщение детей к традициям русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные :

Знакомить детей с историей и традициями празднования Рождества;

Рассказать, какое значение на этом празднике имело кукла Коляда.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа,

Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма;

Развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Материал: Сундук, костюмы для ряжения, свеча, метелка, горшки для гадания,

Ход развлечения:

Воспитатель:

Гуляет русская зима

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой – бела зима,

Махнет другой - растут сугробы

Белит деревья и дома

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима

Морозная, не злая!

Воспитатель:

Ребята сейчас в России стоит снежная зима. Какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы! Но кроме этих праздников мы с вами знаем еще много других народных праздников.

Скажите, пожалуйста, какие праздники вы отметили недавно? (Новый год и Рождество)

Ребята, а почему один из этих праздников назвали Рождество? (Ответы детей)

Да, ребята со дня рождения Иисуса Христа все стали отмечать Рождество, после которого наступали Святки или как их еще называют Святочные вечера. У разных народов эти праздничные дни отмечались по- разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед этими праздниками прощать друг другу обиды, желать только мира, добра и здоровья. Вот и я вам предлагаю, давайте простим друг друга и пожелаем только самое доброе и хорошее. А поможет нам в этом наша волшебная свечка. Ее огонек растопит наши обиды и осветит наши добрые сердечки. Давайте аккуратно передадим нашу волшебную свечечку друг другу и пожелаем успехов и удачи друг другу. (Под музыку дети передают зажженную свечу друг другу. Свет в группе приглушен. Можно предложить детям загадать про себя что-нибудь доброе и хорошее, когда они держат свечу в руках.).

А хотите узнать, как отмечали эти праздники на Руси наши прадедушки и прабабушки?

Тогда, слушайте:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества до Крещения,

Приготовив угощения

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки,

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили!

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Итак, Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними и наши прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром и загадки.

Зима самое интересное время для игр и забав. Хорошо зимой – работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году. Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки. А святки начинались с Рождественского сочельника. Люди в избах делали большую уборку, столы застилали чистыми новыми скатертями. Ставили блины, месили тесто для пышек, печенья.

Вот и мы сейчас отправимся с вами в путешествие в прошлое и превратимся с вами в русских богатырей и красных девиц. А поможет нам в этом мой волшебный сундук. (Воспитатель показывает детям сундук.)

Ой, какой он тяжелый, подарки там что ли лежат, или еще что-то. Смотрите, да тут волшебная одежда. Это она нам поможет превратится в русских богатырей и красных девиц. Сейчас я вас по очереди наряжу и мы отправимся в путешествие играть да песни-колядки распевать. (Дети наряжаются). Вот какими мы все стали красивыми да нарядными. А сейчас мы проверим, какие вы сильные да умелые. Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться в русский пляс с душой пуститься. Выходи, народ, поиграем! Наша первая игра называется «Веселая метелка». А поможет мне вот эта метелочка. Но метелочка эта не простая, а волшебная. Вы ее под музыку друг другу передавайте. На ком музыка остановится, тот выходит в круг и нам станцует русский танец. Начали. (Дети под музыку передают метелку. На ком музыка останавливается, тот выходит в центр круга и танцует).

Молодцы, хорошо повеселились.

На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья.

А вы, хотите погадать? (Да)

Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Достают горшочки, водят хоровод и поют:
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка.

Хлеб – достаток; Полотенце – путешествие;

Вата – к мягкой жизни; Ленточка – наряжаться;

Ну что, понравилось вам гадать?

А теперь пришла пора узнать, как на Руси колядовали.

В ночь перед Рождеством дети ходили колядовать. Они не просто ходили по дворам, а пели специальные песни - колядки. Давайте с вами повторим наши колядки:

Коляда - маляда

Уроди пирога.

Уроди пшеничку,

На всякую птичку.

Отворяйте сундучки

Вынимайте пяточки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте .

А сейчас мы с вами отправимся гулять по детскому саду, в гости ко всем зайдем!

Колядование в гостях.

Здравствуйте! Хозяйка, будьте здоровы!

Живите без бед много, много лет!

РЕБЕНОК: Хозяюшка- добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Мы, колядовщики,
Пришли прославлять,
Хозяев величать!
Хозяюшке - житья сто лет!
А детушкам - здравьица

Коляда - маляда

Уроди пирога.

Уроди пшеничку,

На всякую птичку.

Отворяйте сундучки

Вынимайте пяточки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте.

Не томите, не томите, ребятишек угостите,

Что вы будете дарить, мы вас будем всех хвалить

Спасибо, спасибо! Дай бог вам хорошего года, богатого приплода, чтобы денежка водилась, чтобы жито уродилось. А мы сейчас пойдем ко другому двору.


Конкурсант:

Лысякова Александра Николаевна,

Воспитатель старшей разновозрастной группы

СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»

Абатский район

Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры
  2. Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
  3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
  4. Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.

Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.

Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда- отворяй ворота»

Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?

Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.

Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.

Поют все:

Коляда, коляда!

Пришла коляда.

На другой день Рождества!

Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?

Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.

Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.

Девочка : А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:

Пошла коляда

В первый день Рождества

В первый день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба: Кто там?

Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тому двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Бабушка Люба:

Ах вы хитрые ребятки.

От гадайте -ка загадки.

Загадывает загадки.

1.Голодна – мычит.

Сыты – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажаты в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.

Бабушка Люба:

Теперь игра не развлечение,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:

За ваша старанье

Вот вам угощенье.

Кушайте на здоровьице

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят

Ряженый родитель:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.

Колядка:

Пошла коляда,

В другой день Рождества

В другой день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети подходят к дому и стучат в дверь.

Дети: Дома ли хозяйка?

Баба Нэля: Дома, дома.

Открывает дверь дети заходят.

Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем душевно встречаем.

А колядующих всегда уважаем.

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Лил хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тома двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Девочка Даша К:

Пролетел соколок

Через тетушки дворок

Обронил сапожек

Дай, тетушка, пирожок.

Баба Нэля:

Нету, деточки, нету милые.

Уж стара я стала, прибирать все стала:

Пирожок – на полок,

Пяточек – в сундучок.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Погодите же постойте, песенку сначала спойте.

Девочка Соня:

Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.

Дети поет песню «Снеженика».

Сл.М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.

  1. Что такое снеженика? Что такое снеженика?

Что такое снеженика? Я ответить вам могу:

Это ягода такая, это ягода такая,

Это ягода такая, что искрится на снегу.

  1. У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,

У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.

И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.

  1. Снеженику не ищите, снеженику не ищите,

Снеженику не ищите, по лесам и по полям,

Потому что, потому что, потому что снеженика,

Потому что снеженика – это выдумка моя.

Приложение музыкальное №1

Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.

Хлебом – солью привечаю,

Кашей, чаем угощаю!

Ложки деревянные, пирожки румяные.

Проходите гости дорогие!

Ну, дети, присаживайтесь!

Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.

Бабушка Нэли :

Наступили Святок

Радостные дни.

И зажглись на елках

Яркие огни.

Погадаем, ведь без этого нельзя.

Мы узнаем многое друзья.

Баба Нэля гадает детям.

Ход гадания:

Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.

Родитель ряженый:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Возвращаясь в детский сад поют.

Сеем, веем, посеваем

С новым годом поздравляем.

Кабы нам колядок

На недель десяток

Подойдя к садику воспитатель спрашивает.

Воспитатель: А какие же святки без плясок?

Девочки: А мы ногу на носок

Мальчики: Мы присядем ногу в бок.

Девочки: Тапотушками пойдем.

Мальчики: С вами мы плясать пойдем.

Звучит русская народная песня «Барыня»

Приложение №2

Танцуют все дети и взрослые.

Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю

Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»

Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют

«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»

При этом стоящий в середине ребенок делает какое -либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.

Сценарий развлечения в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей старшей группы

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. познакомить с обрядом колядования.

2. приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, пляскам.

3. воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Материалы и оборудование: домик, музыкальные шумовые инструменты, платочек и маска бабы Яги для игр.

Предварительная работа: разучивание колядок, хороводов, игр.

Ход развлечения:

Звучит русская народная мелодия. Заходят ряженые (дети) играют на музыкальных инструментах, осыпают зрителей зерном и поют:

Сею, сею, посеваю

С Рождеством Вас поздравляю!

Пришла Коляда,

Отворяйте ворота!

Открывай сундучок!

Доставай пятачок!

Нам на орешки!

Нам на потешки!

Дети встают в круг. Звучит колядка «Пришла Коляда».

1. Пришла Коляда, сидя на коне.

Ой, Коляда, колядин двор.

2. Принесла Коляда, решето блинов.

Ой, Коляда, колядин двор.

3. Решето блинов, гостю пирогов.

Ой, Коляда, колядин двор.

Хозяюшка: Сейчас я вам расскажу одну историю.

Давным-давно, много лет назад, на Земле родился небесный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего сына Иисуса-Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня рождения Спасителя на Земле наступило новое время. С этого момента во всем мире стали отмечать Великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января.

Весь день перед Рождеством (6 января) в Сочельник весь день ничего не ели до первой звезды. Еду готовили заранее, отваривали рис, добавляли в нее мед –каша эта была символом плодородия. Если каша оставалась, ее разносили вечером по домам бедняков, чтобы те отпробовали «богатую кутью». Вечером шли в церковь на службу до 4 часов утра, придя домой, отдыхали и утром начинали славить Рождество Иисуса Христа. По домам ходили дети и тоже славили Рождество Христово:

Ангел к нам с небес спустился, и сказал: «Христос родился! »

Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить.

Спой нам в этот ранний час, спой, что праздник у нас.

Рождества восходит Свет, в ночь святую мрака нет.

И Благодарили их выпечкой, конфетами, денежками за прославление Рождества.

На Рождество всегда зажигались огни на елках, а молодежь и дети ходили по дворам и колядовали. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора к двору, но не просто стучались и просили гостинцев и денег, а пели специальные песни и колядки.

1 ребенок: Коляда-Маляда! Ты подай пирога!

2 ребенок: Не подашь пирога- мы корову за рога!

3 ребенок: Подашь пирога- будет рожь чиста!

4 ребенок: Будет рожь чиста, обмолотиста!

5 ребенок: Будет с колоса по хлебу! С зерна по пирогу!

А с 8 по 19 января (до Крещения) - время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым веселым. Вот и мы сегодня с вами будем праздновать, петь и веселится.

Ребят, а давайте споем песню «Веселого Вам Рождества» .

Песня: «Веселого Вам рождества» .

Скомор1: Здравствуйте, красны девицы!

Скомор2: Здравствуйте, добрые молодцы!

Скомор1: Добрый день, всем людям добрым.

Скомор2: Поздравляем с Рождеством и с Новым годом!

Скомор1: Все на колядки пришли сюда ребятки!

И овсень и коляда будут с нами, да!

Скомор2: Собирайся народ, на наше представление!

Скомор1: Веселись, народ, будет всем угощение! (по животу себя погладить)

Скомор2: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Скомор1: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Скомор2: Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Скомор1: Все за нами повторяйте,

Да смотрите не зевайте!

Игра «Вперёд четыре шага» +

Скомор2: Мы принесли вам интересную игру, она про сказки, а называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Скомор1: В магазин я заходил, шарики для вас купил.

В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секретик отгадает, тот конфетку получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – загадкой внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает)

Загадки: 1. Он слетает белой стаей

И сияет на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег) .

2. Что за звездочка такая

На пальто и на платке_

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь вода в руке? (снежинка)

3. Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка – крохатулька,

Зимний леденец… сосулька.

4. Все его боятся,

Больно может он кусаться

Прячьте уши, прячьте нос

Ведь на улице … .мороз.

Хозяйка: И загадки разгадали. А теперь пора плясать, себя в танце показать.

Общая пляска-хоровод «Новогодняя ночь»

Звучит музыка и на метле влетает Баба Яга

Баба – Яга:

Я – бабулечка лесная

Обожаю всех пугать!

Но не бойтесь меня, детки,

Вас не буду обижать!

Здравствуйте ребятишки, кочерыжки!

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Игра «Ведьмина метелка»

(игра проводится в кругу, под музыку Баба Яга по кругу на полу крутит метелку, а ребята должны подпрыгивать, не давая себя запятнать метелкой)

Баба Яга: Ой, что я вам скажу, ой, очень интересное расскажу.

Ведь мы жители лесные, веселые, озорные,

В Старый Новый Год, любим гадать.

Можем вам сейчас, и показать, хотите?

Только, чур, внимательно смотрите.

Гадания на горшочках.

Гадание на горшочках

Посередине зала ставят лавку, на ней 6 закрытых горшочков; девочки идут по кругу со словами:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется.

Девочки поочередно достают из горшочка вещи, которые находятся внутри каждого из них; музыкальный руководитель комментирует значение содержимого того или иного горшочка:

Полотенце - полотенце далеко расстилается - ждут тебя дороги, путешествия.

Булка - мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет, благополучие.

Колечко - Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, будут женихи.

Лента - Через поле идучи, русу косу плету, шелком переплетаю, золотом перевиваю. Лента - к богатству и прибыли.

Прутик - это к веселью, к новой игре

Хозяйка: Во что же с мальчишками сыграть?

Игра "Обруч».

Два обруча, мальчикам завязать глаза; кто на четвереньках сможет пролезть сквозь обруч.

Скомор1: Баба Яга, Баба Яга, а не хочешь ли ты пирога? С луком, с перцем с комариным сердцем.

Баба Яга: Хочу милок, кто ж не хочет то?

Тогда вот тебе пирог!

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог.

Испекли мы пирог, положили на порог,

Да экий он высоконький,

да экий он широконький!

Да экий он мягошенький!

Режь да ешь!

Скомор2: Вот еще одна игра, собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь!

Игра «Шалунишки»

Дети располагаются по залу и встают врассыпную

Баба-Яга:

что с ногами не пойму

вправо, влево носятся.

не стоят они на месте

так плясать и просятся!

Свободная пляска под веселую музыку. В танце Баба Яга вызывает всех плясать. Музыка останавливается, дети рассаживаются.

Баба-Яга: А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а то все забудете и ничего не сбудется (бросает детям звездочки)

Скомор1: Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра.

Скомор2: Пышных пирогов, мягоньких блинов.
Кому песни поем, тому сбудется,
тому сбудется, не забудется!

Хозяюшка: Дети, давайте споем песню для гостей «К нам гости пришли».

Хозяюшка: мы играли, танцевали, Рождество встречали, ну посмотрим и что наколядовали. Открывает мешок с угощением, раздает детям.

Колядовщики: Дай вам Господь всего, всего!

Здоровья, удачи, благополучия!

Счастья тому, кто в этом дому!