Самые дорогие ковры ручной работы. Самые дорогие ковры в мире

Ни для кого не секрет что, ковры ручной работы ценятся больше и стоят дороже своих фабричных аналогов. Однако среди продукции hand made есть уникальные и редкие экземпляры, размеры и стоимость которых поражает. О самых больших и самых дорогих коврах ручной работы – в этой статье.

Самые дорогие ковры в мире

В 2009 году на катарском аукционе Sotheby’s был продан ковер по рекордной за все времена цене почти в 5,5 млн. долларов. Выставленный на продажу лот, размером 173 х 264 см был соткан по заказу индийского правителя махараджи Барода Кханде Рао в середине XIX века.

Шелковое полотно, украшенное драгоценными камнями, жемчужинами и бисером, изначально предназначалось для украшения гробницы пророка Мухаммеда, однако после смерти заказчика стало достоянием семьи магараджи. Каждый квадратный метр этого произведения искусства украшает около 500 тыс. жемчужин и бусин, а три медальона на полотне и розетки на бордюре инкрустированы бриллиантами в серебряной и золотой оправе.


Индийский ковер Барода – стоимость 5,45 млн долларов

Индийский «жемчужный ковер» считался самым дорогим до 2010 года, когда на пьедестал вышел новый рекордсмен – творение персидских ковроделов XVII века размером 3,39 х 1,53 м. Антикварное полотно ручной работы из персидского города Кирман было продано на торгах аукционного дома Christie"s в Лондоне за 9,6 млн. долларов. Персидский ковер-ваза Кирман считается самым дорогим в мире.


Персидский ковер «ваза» из Кирмана – стоимость 9,6 млн долларов

Другие ценовые рекордсмены:

  • Шелковый ковер Исфахан (XVII век) размером 2,31 х 1,70 м. – в 2008 году продан на аукционе Кристис почти за 4,45 млн долларов.
  • Шелковый ковер Исфахан (XVI-XVII вв.) размером 1,63 х 1,10 м. – продан на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 4,335 млн долларов.
  • Шелковый ковер Тебриз (XVI век) размером 6,60 х 3,58 м. – продан на аукционе Christie"s в Нью-Йорке за 2,4 млн долларов.

В каталоге ANSY вашему вниманию представлены дорогие ковры ручной работы.

Самые большие ковры в мире

В странах, славящихся ковроткачеством, уже стало традицией создавать ковры впечатляющих размеров, форм и цветового исполнения, с целью привлечь внимание к «национальному бренду». Вот некоторые ковровые шедевры Востока, прославившиеся на весь мир гигантскими размерами.

Самый длинный ковер

Этот титул достается изделию китайских мастериц, выткавших ковровую дорожку длиной 1160 метров и шириной чуть более полуметра. Над этим произведением искусства трудились 700 ткачих из Синьцзян-Уйгурского района Поднебесной. Китайский экспонат, за свою нестандартную длину попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Самые большие по площади ковры

Ковер-рекордсмен по площади родом из Ирана – родоначальника ковроткачества. Это гигантское ковровое полотно площадью более 5600 кв. м. красуется в мечети шейха Зайда в ОАЭ. В изготовлении ковра принимали участие 1200 ткачей иранского города Нишапур. Изделие сшито на заказ компанией «Ковры Ирана».


Другой персидский гигант так же произведен иранскими мастерами для Маскатской соборной мечети в Омане. Для изготовления полотна площадью 4200 метров потребовалось 1400 дней, причем ткали его 600 женщин, работая в две смены. Персидский ковер составлен из 58 частей, которые затем соединяли в единое целое и расстилали непосредственно в мечети на протяжении двух месяцев. Это второй по величине ковер в мире.


Приглашаем вас посетить каталог арт-галереи Ansy Carpet Company, где представлены элитные ковры ручной работы из мировых центров ковроткачества. Наши ковровые полотна станут изюминкой интерьера вашего офиса, дома или квартиры.

В какой стране ткут самые красивые и дорогие ковры? December 7th, 2015

Ковёр — одно из древних изобретений человечества, до сих пор не «списанное в запас». Ковер функционален, он утепляет жилье. Но кроме того, ковер красив, он делает жилье живым. Ковер украшает и утепляет любое жилье, начиная от юрты кочевника и заканчивая дворцами владык прежних и нынешних времен. Ковры вешают на стены, кладут на пол. Из ковровой ткани делают сумки, седла, покрывала.

Но ковер - не только признак достатка. Ковер всегда еще и произведение искусства. И стоит такое произведение, как правило, не дешево. Ведь для его изготовления требуется долгий и кропотливый ручной труд.

Ковры изготавливают из шерстяной пряжи, которую окрашивают в разные цвета с помощью естественных или химических красок. Химические краски - более сочные, яркие и более устойчивые. Источником естественных красок являются корни растения морены, охра, шафран, индиго, ромашка и многие другие растения, минералы и даже животные. Так, из маленького жучка кошенили получают яркую алую краску.

Сам процесс ковроткачества немного напоминает обычное ткачество. Основа ковра - это нити, на которые в определенном порядке повязываются окрашенные шерстяные или шелковые нити. Нити повязываются вручную. Для этого нужны тонкие пальцы и изрядная ловкость. Поэтому при производстве ковров издавна образовалась своеобразная специализация. Мужчины стригут баранов, женщины плетут шерстяные нити, а мужчины красят получившиеся нити в самые разные цвета. Потом женщины ткут из шерстяных ниток ковры, а мужчины этими коврами торгуют.

С каких пор люди занимаются ковроткачеством? Тканые картины, напоминающие современные гобелены, были найдены в гробницах египетских фараонов и датируются 10 веком до н.э. Но самый древний ворсовый ковер, известный в наше время, был создан в 5 веке до н.э. Ковер этот был найден в курганном могильнике на Алтае, но это совсем не значит, что именно там он был изготовлен. По мнению историков, район «изобретения» и массового изготовления ковров - Центральная и Западная Азия. Да и сейчас самые красивые ковры производят в Иране (Персии), Азербайджане, Туркмении, в Армении и в Турции. Скорее всего ковры начали ткать кочевники, у которых было в достатке шерсти, а кроме того, была необходимость в утеплении их юрт. Ведь климат на Иранском нагорье, в Средней Азии и в Афганистане континентальный - летом жарища, а зимой - пронизывающий холодный ветер и даже снег.

Один из главных центров производства ковров - Иран. «Персидский ковер» в - это бренд, характеризующий ковры высочайшего качества и неповторимой красоты. Старейший из известных в наше время ковров, как установили историки, был произведен в Персии в 5 веке до н.э. Дворцы персидских царей украшало огромное количество ковров, и это было еще одним символом их потрясающего богатства.

У персидского шаха Хосрова I (6 век н.э.) во дворце был гигантский ковер размером 122 метра в длину, 30 метров в ширину, который весил несколько тонн. Ковер этот назывался «Весенний» и на нем был изображен цветущий парк. Этот ковер считается самым дорогим ковром в истории.

Ковры изготавливали в разных городах Персии, и каждый город производил свои особые ковры. В Тебризе производили яркие шерстяные и шелковые ковры с растительным рисунком. Самый известный из тебризских ковров называется «Шейх-Сефи». Этот ковер 16-го века имеет ширину 5.34 м, а его длина составляет 10.51 м. Сейчас он хранится в Лондоне в музее Виктории и Альберта.

В 1514 году Тебриз захватили турки. Великолепные ковры тебризских мастеров стали трофеями (очень дорогими трофеями). Самих же ковроделов взяли в плен и переселили в пределы Османской империи. Таким образом ковроткачество распространилось по территории всей Малой Азии.

Туркменские ковры - это тема для отдельного рассказа. Туркменские ковры яркие, с необычным узором и, кроме того, «говорящие». Каждое из туркменских племен изготавливало ковры со своим особенным узором. Вроде того, как в Шотландии каждый клан имел свой узор килта. Таким образом, ковры были свидетельством племенной принадлежности, своеобразным знаменем.

В Туркмении находится единственный в мире музей Туркменского ковра, а в последнее воскресенье мая в этой стране отмечают День Туркменского ковра.

Свои особенности имеет ковроткачество в Армении и в Узбекистане.

Одним из самым дорогих ковров в мире в настоящее время считается ковер, который в 19-м веке сплели в Индии, в княжестве Барода. Его размер не слишком велик - 173 см на 264 см. Но он расшит жемчугом и украшен бриллиантами, рубинами и изумрудами. На шелковый ковер нашито в общей сложности 2.2 миллиона бусин и жемчужин. Махараджа, заказавший ковер, предполагал отправить его в качестве подарка в Медину и украсить находящуюся там гробницу пророка Мухаммада. Но махараджа внезапно скончался, и ковер перешел во владение его родственников. Этот ковер был продан на аукционе «Сотбис» в столице Катара Дохе за 5 миллионов долларов.

Но чемпионом по цене является персидский ковер, изготовленный в начале 17 века. В июне 2013 года его продали на торгах аукционного дома «Сотбис» за 33,7 миллиона долларов.

Этот ковер поступил на аукцион из вашингтонского музея «Corcoran Gallery of Art». В начале 20-го века его подарил музею финансовый магнат Уильям Кларк.

ПОИСК КОВРОВ, КОВРОЛИНА И ПАЛАСОВ ПО КАТАЛОГУ:

Выберите размер (м) 0.50 x 1.80 0.60 x 0.90 0.60 x 1.00 0.60 x 1.10 0.69 x 1.37 0.70 x 1.40 0.75 x 1.50 0.78 x 1.50 0.80 x 1.20 0.80 x 1.30 0.80 x 1.33 0.80 x 1.40 0.80 x 1.47 0.80 x 1.50 0.80 x 1.60 0.80 x 2.80 0.80 x 3.00 0.80 x 5.00 0.80 x 6.00 0.80 x 7.00 0.80 x 8.00 0.80 x 9.00 0.80 x 10.00 0.80 x 11.00 0.80 x 12.00 0.80 x 13.00 0.80 x 14.00 0.80 x 15.00 0.80 x 20.00 0.80 x 25.00 0.80 x 30.00 0.82 x 1.62 0.83 x 1.40 0.85 x 1.60 0.90 x 1.50 0.91 x 1.52 0.95 x 1.40 1.00 x 1.00 1.00 x 1.40 1.00 x 1.50 1.00 x 2.00 1.00 x 3.00 1.00 x 4.00 1.00 x 5.00 1.00 x 6.00 1.00 x 7.00 1.00 x 8.00 1.00 x 9.00 1.00 x 10.00 1.00 x 11.00 1.00 x 12.00 1.00 x 13.00 1.00 x 14.00 1.00 x 15.00 1.00 x 20.00 1.00 x 25.00 1.00 x 30.00 1.10 x 1.70 1.20 x 1.20 1.20 x 1.56 1.20 x 1.60 1.20 x 1.70 1.20 x 1.80 1.20 x 2.00 1.20 x 2.50 1.20 x 3.00 1.20 x 4.00 1.20 x 5.00 1.20 x 6.00 1.20 x 7.00 1.20 x 8.00 1.20 x 9.00 1.20 x 10.00 1.20 x 11.00 1.20 x 12.00 1.20 x 13.00 1.20 x 14.00 1.20 x 15.00 1.20 x 20.00 1.20 x 25.00 1.20 x 30.00 1.22 x 1.83 1.30 x 1.90 1.33 x 1.85 1.35 x 1.95 1.35 x 2.00 1.40 x 1.90 1.40 x 2.00 1.40 x 2.20 1.40 x 2.90 1.45 x 2.30 1.45 x 3.00 1.50 x 1.50 1.50 x 2.00 1.50 x 2.25 1.50 x 2.30 1.50 x 2.33 1.50 x 2.50 1.50 x 3.00 1.50 x 4.00 1.50 x 5.00 1.50 x 6.00 1.50 x 7.00 1.50 x 8.00 1.50 x 9.00 1.50 x 10.00 1.50 x 11.00 1.50 x 12.00 1.50 x 13.00 1.50 x 14.00 1.50 x 15.00 1.50 x 20.00 1.50 x 25.00 1.50 x 30.00 1.52 x 2.44 1.56 x 2.30 1.56 x 3.00 1.60 x 1.60 1.60 x 2.20 1.60 x 2.30 1.60 x 2.35 1.60 x 2.40 1.60 x 3.00 1.60 x 4.00 1.65 x 2.30 1.70 x 1.70 1.70 x 2.35 1.70 x 2.40 1.70 x 2.43 1.70 x 2.50 1.70 x 3.60 1.71 x 2.60 1.80 x 2.50 1.80 x 2.60 1.80 x 2.70 1.80 x 2.75 1.80 x 2.80 1.80 x 3.50 1.80 x 3.60 1.80 x 4.50 1.80 x 4.60 1.83 x 1.98 1.83 x 2.74 1.83 x 3.66 1.95 x 2.85 1.95 x 2.90 1.95 x 3.00 1.95 x 4.00 1.95 x 5.00 2.00 x 1.00 2.00 x 2.00 2.00 x 2.50 2.00 x 2.85 2.00 x 2.90 2.00 x 2.95 2.00 x 3.00 2.00 x 3.50 2.00 x 3.90 2.00 x 4.00 2.00 x 4.50 2.00 x 5.00 2.00 x 5.50 2.00 x 6.00 2.00 x 7.00 2.00 x 8.00 2.00 x 9.00 2.00 x 10.00 2.00 x 11.00 2.00 x 12.00 2.00 x 13.00 2.00 x 14.00 2.00 x 15.00 2.00 x 20.00 2.00 x 25.00 2.00 x 30.00 2.20 x 4.20 2.20 x 4.60 2.20 x 5.10 2.24 x 3.30 2.24 x 3.70 2.24 x 4.00 2.24 x 5.00 2.30 x 3.20 2.30 x 4.20 2.34 x 3.40 2.40 x 2.40 2.40 x 3.10 2.40 x 3.30 2.40 x 3.40 2.40 x 3.50 2.40 x 4.00 2.40 x 4.80 2.40 x 5.00 2.50 x 1.00 2.50 x 2.50 2.50 x 3.00 2.50 x 3.40 2.50 x 3.45 2.50 x 3.50 2.50 x 4.00 2.50 x 4.50 2.50 x 5.00 2.50 x 5.50 2.60 x 3.60 2.60 x 4.60 2.60 x 5.50 2.60 x 5.60 2.64 x 3.70 2.64 x 4.70 2.64 x 5.70 2.73 x 3.63 2.80 x 3.70 2.80 x 3.80 2.80 x 4.70 2.80 x 4.80 2.80 x 5.70 2.90 x 3.90 2.93 x 4.00 2.93 x 5.00 2.95 x 5.00 3.00 x 1.00 3.00 x 3.00 3.00 x 3.50 3.00 x 3.90 3.00 x 4.00 3.00 x 4.50 3.00 x 5.00 3.00 x 5.50 3.00 x 6.00 3.50 x 1.00 3.50 x 4.00 3.50 x 5.00 3.60 x 4.60 3.60 x 5.60 3.85 x 5.00 3.85 x 6.00 4.00 x 1.00 4.00 x 4.00 4.00 x 4.70 4.00 x 4.80 4.00 x 5.00 4.00 x 5.70 4.00 x 5.80 4.00 x 6.00 5.00 x 1.00

Выберите состав Exellan fibre 100% Акрил 100% Вискоза 100% Полиамид + войлок Полипропилен (heat set) ПП Frize 100% Хет-сет Шерсть 100% Шерсть 40% + Акрил 60% Акрил+шерсть Шелк 70% + Шерсть 30% Хлопок 100% Акрил-полиэстер Вискоза (шелк) Вискоза - Шелк Бамбук+Шелк Шелк хет-сет шенилл Шерсть+Шелк Bamboo POLYESTER Полиэстер+Микрофибра Вискоза хлопок хит-сет+термоусадка шерсть 85% - акрил 15% Бамбук+Акрил WOOL & SILK Акрил+Вискоза шерсть+бамбук

Выберите страну Бельгия Китай Молдова Россия Турция Белоруссия Украина Иран Узбекистан Казахстан

Самые дорогие ковры в мире

В мире много дорогих вещей. Есть чемпионы и среди ковров.

Жемчужный ковер Барода (Pearl Carpet of Baroda)

В 1860 году в индийский правитель, магараджа Барода Кханде Рао заказал ковер, который намеревался подарить для украшения гробницы пророка Мухаммеда в Медине. Этот великолепный шелковый ковер, отделанный изумрудами, сапфирами и брильянтами, был расшит более чем двумя миллионами жемчужин. На каждый квадратный дециметр ковра, по оценкам специалистов, приходится примерно по 5000 жемчужин и бусин. Самый дорогой ковер является не только настоящим произведение искусства, но и ценным денежным вложением.

По причине внезапной смерти магараджи ковер, оставшийся в его семье, так и не был преподнесен в дар. «Жемчужный ковер» бережно хранился в семье индийского магараджи до недавнего времени. Он неоднократно экспонировался на выставках: например, в 1902-1903 годах в Дели, в 1985 году в Нью-Йорке, в музее Метрополитен.

Самый дорогой ковер, имеющий размер 1,73 на 2,64 метра и полностью расшитый драгоценными камнями, был продан в столице Катара на аукционе Sotheby’s за 5 485 000 долларов США. Стартовая цена начиналась с 4,5 млн. долларов. На аукционе за право обладать ковром боролось всего лишь 3 покупателя, остальные воздержались от участия. Имя нового владельца держится в строжайшей тайне.

Несмотря на то, что «Жемчужный ковер» ушел с лота за сумму меньше ожидаемой устроителями аукциона, тем не менее, он побил мировой рекорд, установленный в 2008 году в Нью-Йорке на аукционе Christie’s при продаже старинного персидского ковра.

И по сей день «Жемчужный ковер», созданный в Индии в позапрошлом веке, это самый дорогой ковер в мире.

Ковёр времен Сефевидов (Safavid Carpet) $2.032.000

Ковёр ручной работы конца 16 столетия (Восточная Персия). Соткан при шахской династии Сефевидов (1501-1722). Был продан лондонским аукционным домом Сотби за 2.032.000 долларов США. Ранее принадлежал коллекции Лили и Эдмонда Дж. Сафра. Размер ковра 833 см на 343 см.

Ковер медальонный из Тебриза (Tabriz Medallion Carpet) $2.400.000

Шелковый ковёр ручной работы (16 столетие) из города Тебриз (Северо-западная Персия). Был продан 8 июля 1999 года Нью-Йорским аукционным домом Кристис за 2.400.000 долларов США. Первоначально до торгов ковер был оценен в 410.000 долларов США. Ранее принадлежал коллекции Баронса Натаниэля и Альберта фон Ротшильда. Размер ковра 660 см на 358 см. Владельцем ковра стал эмир Катара Шейх аль-Тани.

Шелковый коврик из Исфахана (Silk Isfahan Rug) $4.335.415

Шелковый ковёр ручной работы 400-летней давности (конец 16 - начало 17 столетия) из города Исфахан (Персия). Соткан при шахской династии Сефевидов (1501-1722). 7 октября 2009 года был продан лондонским аукционным домом Сотби за 4.335.415,63 долларов США. Размер ковра 163 см на 110 см.

Шелковый ковёр из Исфахана (Silk Isfahan Carpet) $4.450.500

Шелковый ковёр ручной работы (начало 17 столетия) из города Исфахан (Персия). Соткан при шахской династии Сефевидов (1501-1722). Этот антикварный ковер был оценен в 1.000.000-1.500.000 долларов США. 3 июня 2008 года был продан Нью-Йорским аукционным домом Кристис анонимному покупателю, жителю из Лонг-Айленда (штат Нью-Йорк), за 4.450.500 долларов США. Ранее принадлежал американскому коллекционеру Дорису Дюку, наследнице табачной империи, купившей его в 1990. После смерти Дорис, согласно ее завещанию, ковер был передан в фонд "Newport Restoration Foundation". Размер ковра 231 см на 170 см.

Многие эксперты называют турецкие ковры самыми красивыми в мире. При этом такие ковры являются одними из самых дорогих в мире. Высокая цена эксклюзивных турецких ковров объясняется тем, что они производятся только вручную и из экологически чистых материалов. В основном используется натуральная шерсть. Работу над одним ковром проводит, как правило, только один человек. На работу уходит до 8-10 лет. То, что из года в год над изготовлением ковра трудились одни и те же руки, и объясняет идеальную однородную текстуру и необычайную красоту турецких ковров.

Кстати, а самые красивые гобелены на наш взгляд, ткут на фабрике гобеленов http://gobelenglav.ru .

Ковроделие – древнее искусство. В бедных семьях отбирают девочек возраста 3-4 лет, имеющих склонность к рукоделию, затем обучают их ткацкому мастерству. И уже к 8-10 годам девочка в деталях осваивает все нюансы ткацкого дела и готова к началу работы над своим “главным” ковром, на производство которого она потратит много лет.

За свою жизнь женщины-мастерицы обычно изготавливают только один ковер. Объясняется это тем, что ковроткачество является очень кропотливой работой, сильно напрягающей глаза. Поэтому у девушки уже к 14-15 годам уже сильно “садится” зрение. Она не слепнет, но ткать ковры ей уже сложно. Да ей это уже и не нужно – в Турции примерно в этом возрасте девушек выдают замуж. И ковер служит ей приданым.

Ковер не вносится в дом новобрачных, его продают, а причитающейся девушке суммы хватает на безбедное существование новой семьи лет на 10-15. Самые дорогие турецкие ковры продаются за сумму, превышающую 100 тысяч долларов. Из-за этого юных ткачих в Турции считают завидными невестами.

Сотканные турецкими мастерицами ковры прославлены во всем мире своей красотой и отменным качеством. Узоры из натуральных красок на коврах веками не теряют яркости и насыщенности.

Для большинства из нас ковры - это всего лишь один из утомительных (если у вас нет безмешкового пылесоса) фронтов работ при генеральной уборке. Однако именно ковер спасал от навязчивых поклонников Пенелопу, помогал летать в небесах Аладдину и старику Хоттабычу и стал одним из главных символов шоу-бизнеса под именем «красная ковровая дорожка». Перечислим и другие любопытные ковры мира, некоторые из которых даже оказали влияние на ход истории.

  1. площадью в 5627 кв. м - разумеется, персидский, ведь именно Иран много столетий не уступает звание главной страны ковров. В течение года его ткало более 1200 ткачих. Огромное прямоугольное полотнище из 2,2 млн узелков цвета весенней травки и с тремя кругами в центре напоминает футбольное поле, но тем не менее предназначено для мечети шейха Зайда в Абу-Даби, крупнейшего храма Объединенных Арабских Эмиратов. Цену подобного изделия представить страшно: ведь стоимость ковра зависит от его размера, приложенного ручного труда и количества узелков, а тут мы имеем полный комплект удорожающих факторов!
  2. , к сожалению, до наших дней не сохранился, хотя упоминает о нем даже Плутарх. Именно в него слуга завернул юную царицу Клеопатру, чтобы пронести ее во дворец Юлия Цезаря мимо римской стражи. Перед троном захватчика Египта ковер был развернут, и оттуда во всем блеске своей красоты появилась полуобнаженная красавица, которая быстро нашла подход к стареющему полководцу. Страна оказалась спасена, и ход истории пошел по-другому. А ведь все могло бы сложиться иначе, окажись прекрасная египтянка аллергиком, ведь пылеотталкивающие ковры со специальными санитарными пропитками появились только в XX веке.

  3. находится в России, в экспозиции Эрмитажа, хотя и был соткан, скорей всего, тоже на Ближнем Востоке. Из далекой Ассирии в V веке до н. э. его караванами привезли на Алтай, где он пролежал под оледеневшей землей кургана до раскопок 1929 года. Вряд ли, конечно, ваш ковер «проживет» 2,5 тысячи лет, но если он выполнен из натуральных материалов и за ним хорошо ухаживают, то он может прослужить 50–100 лет. Кстати, ткать ковры, разумеется, начали еще раньше - с фресками XIV века до н. э. в гробнице фараона Тутмоса IV, изображающими их, не поспоришь.

  4. был выткан в VI–VII веках н. э. при дворе сассанидского царя Хосрова в Ктесифоне в честь победы над римлянами и завоевания персами Аравийского полуострова. Впрочем, «выткан» - это сильно сказано: помимо шерсти и шелка при его изготовлении использовались нити из настоящего золота и аппликации из драгоценных камней. При размере 122х30 м весил он несколько тонн и имел собственное имя - «Весенний ковер». Пару веков спустя город взяли арабы, разрезавшие ковер на кусочки и поделившие трофей. С тех пор следы его теряются. Ткачей подвела тяга к экспериментам - ограничься они традиционными шерстью и шелком, такой беды бы не случилось. Шерсть и шелк и сегодня остаются самыми лучшими материалами для ковров. Шелк менее популярен, подороже, но намного красивее. Это традиционное сырье, впрочем, достаточно дорогое, хотя и не на вес золота, поэтому в продаже можно встретить множество синтетических заменителей. Полипропиленовые, капроновые и трикотажные ковры намного дешевле, но сменить их придется через 5–10 лет, а небрежной водяной уборкой можно и навсегда испортить.

  5. из ныне сохранившихся ушел за 9,6 млн долл. на аукционе Christie’s буквально только что - в апреле 2010 года. Происходит он, естественно, из Ирана (как и положено отличному ковру) и был выткан в середине XVII века. При площади 3,3х1,5 м такая цена кажется колоссальной - ведь это почти 50 000 долл. за 1 кв. см! Ходить по такому ковру, разумеется, никто не будет - уже давно подлинные восточные ковры стали объектом коллекционирования, подобно редким маркам или монетам, и в аукционных залах за них разворачиваются настоящие сражения. Прошлое таких ковров исследуют дотошно, будто покупают картину Рембрандта, и чем оно длиннее - тем лучше, и очень боятся подделок. Современные домохозяйки смотрят на вещи гораздо практичнее: хороший ковер должен не иметь прошлого и бывших хозяев - это значит, что он прослужит дольше.

  6. - так называемый гобелен из Байе - был выткан в конце XI века и изображает, как Вильгельм Завоеватель вторгся в Англию и покорил ее, после чего история Британии навеки изменилась. Ткали его, вероятно, мастерицы королевы, жены Вильгельма, и поэтому норманны там изображены благородными и смелыми, а проигравшие англосаксы - жалкими и лицемерными. Этот гобелен, охраняемый ЮНЕСКО, - важный исторический символ: например, когда Наполеон собирался вторгнуться в Англию, он даже вывез его из Байе в Париж, чтобы показывать всем, что один раз уже получилось. Как известно, в этот раз Бонапарт промахнулся. Средневековые фигурки кажутся на наш вкус забавными и примитивными - действительно, в моде остаются более традиционные растительные переплетения восточных ковров. Хотя кто знает, как переменятся вкусы. После Афганской войны иранские мастерицы внезапно начали включать в узоры изображения пулеметов и оружия, трактуя их в современной манере; выставка таких ковров прошла в Канадском музее текстиля.

  7. был создан в иранском Тебризе, городе, уже более тысячи лет являющемся центром ковроткачества. Однако рекорд этот совсем новый и принадлежит уже нашему XXI веку. Ткачи не ставили целью создать самый большой или самый яркий ковер, однако на полотне размерами 1х1,5 м сумели использовать 800 оттенков. И для этого им понадобился миллион узелков. Цена данного изделия не оглашается, но она должна быть соответствующей. Именно от количества узелков на 1 кв. см зависят плотность и время изготовления ковра, а следовательно - его качество и цена. Чем больше узелков, тем они мельче и тем четче и тоньше получается созданный ими рисунок на поверхности. Например, поскольку шелк тоньше шерсти, узоры на шелковых коврах выходят гораздо изящнее. Если вам повезло владеть ковром с тонкими переходами цветов, созданным множеством узелков, помните, что плохой уход или слишком яркий солнечный свет могут заставить ковер побледнеть, а цвета - слиться.