Роль семьи в процессе социализации. Роль семьи в процессе социализации личности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. АСТАФЬЕВА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Контрольная работа

по антропологии

Тема: «Роль семьи в процессе социализации личности»

Красноярск 2010


Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);социально-культурный –образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;социально-экономический –имущественные характеристики и занятость родителей на работе;технико-гигиенический –условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).

Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Если в основу классификации семьи положить социализацию личности, то можно выделить три основных ее типа: семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная.

Доклад на педсовете: Роль семьи в социализации личности ребёнка

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».
Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья.Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.
Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге детипредоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.
Авторитарный стиль , подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально – попустительский стиль , подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.
Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именнов семье человекполучаетпервыйопытсоциальноговзаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003
2. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.,2003
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003
6. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005
7. Сухомлинский В. А. «О воспитании» М„ 1984
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987
10. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983
11. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. - №1, 2001
12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981
13. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991

Динамичные изменения современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Именно это обусловило открытие множества городских экспериментальных площадок в школах Москвы, которые изучают механизмы социализации личности детей и разрабатывают программы, тренинги, образовательные программы, направленные на формирование позитивной социализации учащихся. На базе нашей школы также открыта экспериментальная площадка, цель которой – позитивное социальное становление учащихся как интегрированное качество личности. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что социализация личности не есть завершенный процесс. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:
оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
социальный опыт складывается и спонтанно. Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» - нормами и правилами - проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами - происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Библиография
С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.
Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 стр.

Большинство отечественных исследователей отмечают, что семья – это микросреда, являющаяся для ребенка источником чувственного опыта. Душевное состояние ребенка определяется своим собственным отношением к родителям и тем, чувствует ли он любовь со стороны родных и близких, свою значимость для родителей.

Ребенок реагирует на происходящее в зависимости от того, как он осмысливает, осознает себя в семье, а это, в сущности, является фундаментом для отношений с людьми, которые он строит в данный момент или которые ему предстоит построить.

Руководствуясь этими своеобразными сценариями, подросток формирует представления о поступках окружающих по отношению к нему и чувствах, которые они испытывают к нему или будут испытывать. Причем эти сценарии характеризуются стабильностью, часто они проходят с человеком через всю жизнь. Психологи и педагоги, работающие с «трудными» подростками, не понаслышке знают, как нелегко переубедить их в том, что они никому не нужны, что взрослые хотят для них только зла.

Основываясь на своем жизненном опыте и обобщая его средствами, доступными в данный момент интеллекту, подросток часто формирует различные внутренние позиции. Они являются обобщенным отражением того, как ребенком воспринимается отношение к нему родителей и каково его собственное отношение к себе.

Например, результаты исследований, направленных на изучение взаимоотношений в семьях, говорят о том, что подростки-девианты озвучивают важность понимания и согласия в семье в два раза чаще, чем благополучные учащиеся. Вместе с этим они до конца не уверены в ключевой роли семьи для развития личности. Лишь немногие подростки с девиантным поведением считают, что счастье в семье определяется заботой и любовью родителей, а также дружественными взаимоотношениями. Половина респондентов – подростков с отклоняющимся поведением, уверены, что родители обязаны уважать права ребенка и считаться с его мнением. Такие подростки имеют несколько искаженное понятие об идеальной семье – оно заключается в том, что семья должна жить без скандалов, конфликтов и драк.

Значительно отличаются результаты опроса относительно степени вторжения родителей в личное пространство подростка. Только 12% девиантов отметили вмешательство родителей в свою личную жизнь как нежелательное, в то время как половина подростков из социально благополучных семей полностью отрицают подобное вмешательство.

Это обусловлено тем обстоятельством, что в отношении асоциальных подростков родители придерживаются воспитательной стратегии дистантного, агармоничного характера с издержками формализма во взаимоотношениях, безынициативностью в решении детских проблем, полной или частичной утратой ответственности за будущее своего чада. Это доказано исследованиями, по результатам которых подростки с адаптивным поведением в три раза чаще, чем девиантные одногодки, отмечают, что в семьях к ним проявляют заботу и любовь.

Подростки с делинквентным поведением намного реже чувствуют в отношениях с родителями проявление теплоты и открытости, будучи неудовлетворенными в общении. Чаще всего отношение родителей проявляется в грубости, враждебности и отстраненности, постоянном вмешательстве в личную жизнь ребенка. Они в пять раз чаще, чем адаптивные подростки, говорят о чувстве беспокойства и опасности.

Подростки с девиантным поведением воспринимают семью как препятствие для удовлетворения базовых потребностей. Таким образом в системе взаимоотношений семьи подростку не удается найти своего места, и он в процессе общения с родителями чувствует неудовлетворенность, напряжение. Формами проявления этих отрицательных эмоциональных переживаний являются агрессия или уход от травмирующей ситуации, что проявляется в бродяжничестве, алкоголизме , наркомании и т.д.

Для подростков родители — это некая микрогруппа, которая занимается подавлением их активности, ограничивает их самостоятельность, стремится к чрезмерному контролю их поведения, ущемляет их права. Подобное родительское отношение ребенок воспринимает как наставление, поучение, отвержение.

Постоянно чувствуя родительское раздражение, подросток, ощущает себя ненужным. Он теряет чувство значимости, что вызывает у подростка стремление изолировать себя от психотравмирующей ситуации. Результат – демонстративно негативное, противоправное, а порой и преступное поведение с целью оттолкнуть от себя взрослого.

Отсутствие полноценных отношений с родителями ведет за собой поиск новых форм и средств для обретения внимания, родительской любви, ощущения своей значимости в семье. Чувство отверженности заставляет ребенка бороться с не удовлетворяющей его ситуацией. Причем для него семья и есть первопричина такой ситуации, поэтому по отношению к ней ребенок настроен враждебно и осуществляет попытки восстановить эмоциональный контакт с родителями. А для этого в восприятии подростка нет ничего лучше, чем неадекватные формы поведения с целью воздействия на родителей.

Например, подросток привлекает внимание посредством действий, которые вызывают у родителей настороженность, обеспокоенность. В подсознании ребенка формируется вывод, что девиантное поведение является верным средством завоевания любви и заботы родителей для удержания их возле себя. Все это говорит о том, что определенная внутренняя позиция подростка детерминирована межличностными отношениями в семье.

Продолжение следует…

Е.С. Сапожкова (Пермь)

И.С. Кон: «Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла
биологически универсальна,
но её конкретные возрастные рамки,
связанный с ней социальный статус и
социально-психологические особенности
имеют социально-историческую природу
и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации».

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимались многие ученные, такие как В.Т. Лисовский, Л.Я.Рубина, М.Н. Руткевич, В.И.Шубхин, М.Х.Титма и др.

Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации , т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе. Мощными средствами социализации выступают СМИ. Социализация личности связана так же с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем – проблема «отцов и детей». Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с интересами, взглядами и ценностями родителей. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, и это зачастую негативно отражается на его будущем. Как утверждают некоторые исследователи: «В наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране». Сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как молодой человек социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. В этот период у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой . Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:

  1. Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
  2. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст не только бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.
  3. Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
  4. Абстрактные идеалы и жизненные планы.
  5. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки.
  6. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
  7. Эгоцентризм с одной стороны и «чувство стадности» с другой.
  8. Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.

Несмотря на все выше перечисленное самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья , влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых , идентификация : ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих , понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И зачастую может происходить все с точностью до наоборот: например, в семье, где оба родителя достаточно хорошо ведут хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как семья не нуждается в проявлении этих качеств; и напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.

Почему так происходит? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что делали их родители, даже если они помнят, что сами при этом испытывали. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свое раздражение, возникающее на работе, в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций – сила.

подростков она неминуемо порождает конфликты. И как бы нам не хотелось, но влияние на формирование личности ребенка с годами все слабее и слабее. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и исправить ошибки, допущенные ранее практически не возможно. Хорошо если эти ошибки не были серьезными или их было не так много. Чтобы понять характер взаимоотношений подростка и родителей надо помнить, что для ребенка мать и отец могут выступать:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Чаще всего от подростков можно услышать: «Они меня не слушают!» Что ж наверное эта претензия обоснована. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. К сожалению от родителей можно часто слышать: «Я работаю, мне некогда». На первое место в данном случае выходит материальное благополучие семьи. Общение же уходит на второй план. Дети все больше отдаляются от родителей. Связь ребенка и родителя ослабевает. Как горько бывает слышать: «Я родила двоих детей и только сейчас поняла, что у меня нет ни одного. Но разве я виновата, что всю жизнь вынуждена была пахать». Обидно? Конечно. Но исправить почти ничего не возможно. Еще одна проблема – это попытка каждого родителя воспитывать ребенка по своему. В таких случаях необходимо решить всего две задачи.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Хотелось бы обратить внимание еще на один, на мой взгляд, не менее, а в какой-то период и более важный фактор социализации – общение со сверстниками. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С.Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы – Ивановы», «мы – мальчики», «мы – старшая группа», и т. д.), усложняется и образ Я».

Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство устойчивости и эмоционального благополучия. Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения с взрослыми. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших. Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать такую нетерпимость. Такое стереотипное видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом.

В заключении хотелось бы согласится с мнением: «От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена».