Развитие 4 мес ребенка. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни

Четвертый месяц в жизни каждого малыша - ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), - так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно - на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, - соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки - это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более - кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность - только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно - в уменьшительно-ласкательной форме, всегда - с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите - в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним - и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии. В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям. Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков. Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр. Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

Сколько должен весить ребенок в четыре месяца

В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D 3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы. Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга. Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг. Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см. Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

  • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
  • наследственность;
  • масса тела при рождении;
  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • количество и продолжительность прогулок.

Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этот возрастной период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

Двигательные навыки

Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

  • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
  • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки;
  • переворачивание со спины на живот и обратно;
  • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
  • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
  • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
  • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).

После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

Физиологическое развитие

На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

  1. Слух. Ребенок способен определить источник звука.Нормой в этом возрасте считается, если малыш проявляет ответные реакции на обращенную к нему с расстояния 2-2,5 метров речь.
  2. Зрение. Возможности органа зрения по восприятию и дифференциации различных оттенков и цветов расширяются, улучшается острота зрения. У многих детей в этом возрасте может измениться цвет глаз. Ребенок хорошо видит не только вблизи, но и подобно взрослому человеку, на расстоянии 20-30 см. В 4 месяца младенец должен уметь фокусировать взгляд на игрушках и других предметах, а также людях, которые с ним разговаривают. Многие дети рождаются с легкими формами косоглазия, возникающего из-за слабости зрительных мышц. В 4 месяцам это состояние должно пройти. Если этого не происходит, необходимо показать младенца врачу, чтобы исключить патологии органов зрения и различные формы неврологических расстройств, например, ДЦП.
  3. Слезные железы. На четвертом месяце жизни плач ребенка уже сопровождается слезами, а не просто громкими звуками с негативной окраской.
  4. Волосы и ногти. Волосы также начинают активно расти в возрасте 4-5 месяцев. Быстрее растут и ногтевые пластины, кожа околоногтевых валиков уплотняется. Это связано с нормализацией пищеварительных процессов и улучшением всасывания полезных элементов, которые непосредственно влияют на питание волосяных фолликулов и клеток эпидермиса.
  5. Пищеварительная система. К 4 месяцам в организме младенца нормализуется выработка пищеварительных ферментов, необходимых для переваривания и расщепления пищи. Это проявляется следующими признаками: устранение , уплотнение каловых масс (оформление стула), регулярность испражнений, расслабленность брюшных мышц. Ребенок становится спокойнее. Налаживается аппетит, улучшается качество сна. Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на восьмичасовой ночной сон с одним ночным кормлением.
  6. Типичные рефлексы новорожденных уже почти не прослеживаются. Остаются только некоторые рефлексы: сосательный, рефлекс ползания, рефлекс Моро. Частично может сохраняться поисковый рефлекс, который со временем заменяется реакцией на визуальный раздражитель (оживление малыша при виде бутылочки со смесью, груди, приготовленной к кормлению), хватательный рефлекс, рефлекс Галанта. Если хоботковый рефлекс, рефлекс Бабкина, рефлекс автоматической ходьбы все еще есть у ребенка к четвертому месяцу жизни, это может указывать на поражение центральной нервной системы.

Психическое и эмоциональное развитие

Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

  1. Гуление . В 4 месяца ребенок активно гулит во время бодрствования и пытается произносить первые слоги, используя согласные звуки.
  2. Эмоциональность. Четырехмесячный малыш ярко выражает свои эмоции: смеется, проявляет радость, важничает. Ему нравится общаться со взрослыми.
  3. Ребенок учится реагировать на слова мамы или другого человека, который находится с ним большую часть времени. Многие дети в этом возрасте реагируют не только на речь близкого человека, но и на его присутствие. Это может проявляться активным гулением, улыбками, растягиванием согласных звуков (чаще всего «а», «о» и «у»).
  4. На четвертом-пятом месяце жизни ребенок узнает голос знакомых ему людей. Реакция может проявляться поворотом головы, улыбкой, активными движениями руками и ногами. Положительные эмоции могут возникать во время прослушивания знакомой музыки, песен, любимых сказок.
  5. Появляются зачатки общения жестами. Малыш может протягивать ручки, тем самым показывая свое желание оказаться на руках у матери.
  6. Младенец проявляет признаки заинтересованности в окружающих его вещах. Если он хочет взять какой то предмет или получше рассмотреть его, то его губки вытягиваются «хоботком», дыхание учащается и малыш тянется к предмету.
  7. Активное познание собственного тела. Руками ребенок ощупывает свои ножки, тем самым как бы фиксируя в сознании факт наличия, изучает их, сосет пальцы на ногах.

Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

«Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы. Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных. Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

Как развивать четырехмесячного ребенка



Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

  • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
  • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
  • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
  • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.

Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

Младенец уже не так по многу набирает вес. Если в первые 2-3 месяца жизни он мог прибавлять даже по 2 кг в месяц, то к четвертому месяцу темпы прибавок заметно приостанавливаются. Это нормальное явление, ведь он становится более подвижным, он тратит больше энергии и, соответственно, меньше набирает вес. Темпы роста остаются примерно на том же уровне (порядка 1-3 см в месяц).

Психология

К четвертому месяцу обычно проходит большинство проблем с младенческими коликами, и ребенок практически весь день прибывает в позитивном настроении. Он еще не умеет передвигаться самостоятельно, поэтому много беспорядка навести не может. Однако ребенок очень рад общению с вами.

Навыки и умения

♦ Учится переворачиваться со спины на живот и умеет переворачиваться с живота на спину.

♦ В положении на животе вытягивает ручки, опираясь на них и приподнимает корпус, отрывая грудь от горизонтальной поверхности.

♦ Четко различает знакомых и не знакомых людей, знакомых людей эмоционально выделяет.

♦ Активно улыбается в ответ на новые звуки, издаваемые взрослым.

♦ Лепечет, в лепете могут появляться уже и простые слоги.

Ребенок в этом возрасте познает мир с помощью тактильных ощущений. Все новые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости, он сразу тянет в рот. Именно так он узнает мир.

Следите за тем, чтоб в поле игры ребенка не оказались мелкие предметы, чтоб ребенок не смог их или вдохнуть . Вообще, для младенца считаются безопасными игрушки и предметы, которые не могут пройти через втулку от туалетной бумаги. Помните, что игра прежде всего должна быть безопасной.

Как организовать жизнь ребенка в 4 месяца

У малыша уже достаточно четко сформирован режим. То есть он различает день и ночь. Ночью он периодически просыпается на кормление и тут же засыпает. Днем выделены 2-3 (иногда 4) сна, между которыми он бодрствует. Период бодрствования составляет примерно 2 часа, после которых ребенок засыпает, пусть даже на 20-30 минут. Обычно у детей этого возраста выделяется один длинный дневной сон и несколько коротких.

Прогулки четырехмесячных детей составляют примерно 2 часа. Но не нужно стремиться к тому, чтобы «вопреки всему» гулять 2 часа. Можно разбить прогулки на несколько более мелких. Если малыш спит на улице, то можно подгадывать прогулку под один из коротких снов, чтоб длинный сон он спал дома. Это то время, которое мама может использовать для себя и домашних дел: сон, приготовление пищи, уборка.

В возрасте 4 месяцев необходимо вводить ритуалы отхода к ночному сну: ванна, колыбельная. Ежедневный ритуал поможет ребенку успокоиться и настроиться на сон, а впоследствии легче засыпать.

Как играть

Эмоциональное развитие ребенка – вот на что стоит делать упор в 4 месяца. Различные обнимашки, щекотилки, новые звуки, смешные рожицы – то, что любит ваш малыш, и то, что заставит его улыбаться или даже смеяться.

4 месяца – это период формирования тактильных ощущений. Вы можете стимулировать их развитие различными материалами. Вы можете предложить ребенку потрогать разнообразные текстурированные ткани, такие как искусственный мех, шелк или хлопок. Помните, что скорее всего малыш потянет их в рот, поэтому не оставляйте его одного наедине с этими развивающими самодельными предметами.

Ребенку интересно будет играть с небьющимся зеркалом. Прикрепите такое к стенке кроватки и наблюдайте, как он будет смотреть на свое отражение и строить гримасы.

Чему можно научить

Обучение детей до 4-5 лет должно проходить исключительно в игровой форме.

Малыш достаточно четко уже видит предметы на различном расстоянии и хорошо фокусирует взгляд. Он может долго рассматривать игрушку, которая находится в его руке.

Ребенка идет непрерывно. Слыша речь взрослого, он начинает более активно общаться. С каждым днем он произносит все новые и новые слоги. Если в этом (или любом другом) возрасте ограничить общение с ребенком, то он снова скатывается до простого агуканья.

Начальное развитие речи

Первые слоги появляются примерно в 4 месяца. Они еще не осознанные, это только подготовка к полноценной речи. В большинстве случаев ребенок еще не умеет удваивать слоги (да-да, ма-ма, ба-ба). Речь в этом возрасте становится еще одним способом общения со взрослыми. То есть малыш учится уже не только кричать и плакать, чтоб привлечь внимание взрослого.

Что чувствует и как себя ведет ребенок

4 месяца – один из самых спокойных периодов жизни ребенка. Колики уже закончились, а прорезывание зубов еще не началось . Старайтесь отдыхать, получать положительные эмоции, встречаться с друзьями и всячески поддерживать связь с окружающим миром.

В незнакомой обстановке малыш сначала будет присматриваться к новым лицам, а когда привыкнет, - улыбаться новым людям (при этом оставаясь у вас на руках). Для ребенка вы – гарант безопасности.

4 месяц жизни ребенка

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка , это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам

В этой статье:

Первые три месяца для мамы и малыша – это огромный и весьма напряженный труд. Ответственность лежит, конечно, на обоих родителях и даже отчасти на родственниках: уход, воспитание, игры… Однако мама – самый главный персонаж в жизни маленького человека. Именно она как никто другой должна знать и понимать своего малыша в любом возрасте.

В 4 месяца развитие ребёнка достигает новых барьеров, и преодолевать трудности дальнейшего воспитания вам придётся другими методами, нежели раньше. С рождения до трёх месяцев вы учились жить по графику: кормить, менять пелёнки, гулять, купать, делать массаж, справляться с коликами, не спать ночами из-за первых зубов, улыбаться, разговаривать с тем, кто пока не может вам ответить. В 4 месяца эти радостные и волнительные будни отходят на второй план: начинается новый период. Вы воспитываете сына, и это действительно важно осознать. До 4-го месяца у вас на руках был ребёнок – теперь пришла пора общаться с пусть маленьким, но мужчиной.

Что умеет ребёнок в 4 месяца?

Не зависимо от того, кто у вас родился – мальчик или девочка, ребёнок
в 4 месяца должен иметь в запасе огромный спектр больших и маленьких навыков. Вот что свойственно четырехмесячному ребенку.

  • Может играть своими частями тела – пальцами на руках и ногах. В том числе подтягивать ноги ко рту.
  • Умеет различать любимые игрушки, подтягивать их к себе, играть самостоятельно.
  • Все предметы обязательно отправляются в рот.
  • Обильное слюноотделение предвещает скорое появление первых зубов.
  • Ребёнок может поворачиваться с боку на бок и переворачиваться на животик.
  • Умеет не только держать голову и поднимать корпус, но и сам дотягивается до игрушек, лёжа на боку или на животе.
  • Знает своё имя, мамин и папин голос, запомнил лучших друзей семьи.
  • Ребёнок гулит, «подпевает» знакомым мелодиям, перебивает родителей в разговоре.
  • Ночью ребёнок спит, а днём хочет игр и общения.
  • Часто просит взять его на руки телодвижениями и выкриками. Находиться в вертикальном состоянии ему нравится больше.
  • Ребёнок всеми силами старается быстрее начать сидеть.

А теперь поговорим о сыновьях. К вышеперечисленным навыкам смело можете добавить мужскую силу и упорство. Природа распорядилась так, что мальчики начинают сбегать с простыни гораздо живее и усерднее, чем девочки. К счастью, малыша-мальчика легче успокоить, хотя бы тем, что его можно расположить в подушках в приблизительно сидячем положении,
«на подъёме». Это на несколько минут отвлечет мальчугана от мыслей о побеге. Девочек сажать категорически нельзя из-за развития внутренних органов, а не только из-за некрепких костей.

Мальчики в 4 месяца охотно играются со своими половыми органами. Это нормальная реакция малыша на своё тело. Сейчас он изучает себя и запоминает, что к чему.

Некоторым детям, и чаще мальчикам, в это время требуется первый прикорм. Сил на развитие уходит гораздо больше, чем тогда, когда они находились в пелёнках, и маминого молока бывает недостаточно для получения достаточной энергии, а также для витаминизации растущего организма.

Обычный день малыша в 4 месяца

Маме с четырёхмесячным малышом не скучно. Уход за ним сильно отличается от ухода за младенцем. С самого утра ребёнка тянет на общение и игры. Самым лучшим выходом для родителей будет теперь превращать в игру любое действие: идёте в ванную – «поход», садитесь кушать – «дозаправка вертолёта», слушаете музыку – «играем в музыкантов». Каждое действие сопровождайте подробной устной расшифровкой. Так
малыш и запоминает действия, и играет с вами. Соответственно, и устаёт, впитывая информацию.

Как ни странно, утомить ребёнка в первой половине дня – ваша прямая обязанность. Дневной оздоровительный сон повышает иммунную систему, даёт силы на дальнейшее развитие, стимулирует пищеварение и, самое главное, не даёт малышу задуматься о том, нужен ли он этой семье.

Как вообще ребёнок может думать о том, что он не нужен? Очень просто! Мальчики и девочки 4 месяцев прекрасно разбираются в эмоциях и улавливают настроение родителей. В семьях, где нет времени играть с детьми (а так бывает), малыши развиваются медленнее и с пелёнок испытывают стресс, чувствуя ненужность. А это сильно повлияет на их дальнейшее развитие.

Мальчики, как правило, выделяют на данный момент маму. С девочками вопрос общения стоит несколько по-другому: они общаются со всеми, интересуются папиными делами – по-своему, по-детски. А мальчику необходима мама и её внутренний мир.

Прогулка с четырёхмесячным малышом превращается в экскурсию. Так идёт общение с окружающим миром и развитие его восприятия в целом. Сначала вы изучаете двор, затем – ближайшие парки и аллеи. Встречаете животных и разговариваете о них, показываете, как кормить птичек… Прохожие тоже интересуют маленького ребёнка. Необходимо рассказать, что, кроме его семьи, есть другие дяди и тёти, а ещё есть такие же маленькие мальчики и даже девочки. На самом деле ребёнок может понимать лишь
часть вашей речи, но интонацию уловит сразу и воспримет разговор как приятное общение с родителями.

Как и прежде, необходимым пунктом в жизни ребёнка остаётся личная гигиена. Мальчики не всегда нуждаются в присыпке. Порой достаточно принять детскую ванну и оставить своего маленького озорника полежать на полотенце, чтобы тело проветрилось и обсохло. Также постарайтесь отодвинуть на второй план «бабушкины» стереотипы и не слишком укутывайте своего ребёнка в тёплые пуховики, памперсы, пледы и ватные штаны. Если вы вызовете перегрев тела, то можете получить проблемы с гениталиями, а точнее, с яичками сына. Одевайте ребёнка по погоде и по его температуре. Если у малыша температура 36,6, значит, он чувствует холод не сильнее, чем вы. Лишняя одежда – это термос без кислорода.

Рост, вес, питание

Как правило, богатыри-мальчики внушительнее маленьких леди – это нормальное развитие. К четырём месяцам их вес может достигать 8-9 кг при росте до 68 см. Если ваш малыш весит 10 кг, но его рост перешел отметку 70 см – это может быть генетической «изюминкой», а вовсе не тревожным знаком того, что он развивается неправильно. Но посещение врача не отменяют даже самые прекрасные показатели.

Педиатр должен осматривать малыша ежемесячно, не считая ваших к нему визитов с индивидуальными вопросами.
Он измеряет рост, вес, проверяет навыки ребёнка. Назначает витамины и прикорм, если рост и вес недотягивают до нормы, или же советует диету, если вес превышает норму. Рост и вес мальчиков и девочек, конечно, отличается, но определяются эти параметры не прописанными в книжках стандартами. Если у папы с мамой внушительный рост, то и ребёнок не будет маленьким. Если вес соседского мальчика на килограмм больше, чем у вашего, а они родились в один месяц и год, то наверняка изначально, после родов, уже были в разных весовых категориях. Не стоит
откармливать ребёнка специально и слишком сильно беспокоиться за рост, если ваши параметры немного не совпадают с таблицей в учебнике.

Если вы или врач считаете, что ваш ребёнок недоедает, можно вводить дополнительное питание, чтобы развитие не замедлялось. В настоящее время это не является проблемой, поскольку детские отделы пестрят разнообразием прикормов для детей. Нет надобности опустошать кошелёк ради заграничных цветных баночек. Институт детского питания РФ прекрасно заботится о здоровье детей и разрабатывает отличное меню для самых маленьких. Если время прикорма наступило летом, все еще проще. Посоветовавшись с ведущим врачом, вы можете самостоятельно готовить пищу из овощей и фруктов, делая безопасные пюре на пару, без соли и сахара.

Не давайте ребёнку всё и сразу. Прикорм нужно вводить очень осторожно: аллергическая реакция на любой продукт может появиться внезапно.
У мальчиков высыпания образуются на щёчках и на внутренней стороне ног, в паховой области. Похожие на потничку красные пятна – сигнал того, что у мальчика возникла аллергия на новый продукт. Не надо паниковать – просто больше не давайте его ребёнку. Прикорм достаточно пробовать раз в сутки, чтобы обратить внимание на изменения. То же самое проделывайте с жидкими кашками и фруктовыми пюре. Если же ваш ребёнок спокойно играет, спит, продолжает веселить окружающих и с удовольствием пробует новую порцию интересных продуктов – вы счастливая мама.

Игры с мальчиком в 4 месяца

Нужно ли сразу переходить на «военное воспитание» ребёнка, если у вас растёт сын? Все имеют право на детство, и мальчик должен получать воспитание по своему возрасту. Сейчас ему 4 месяца – его вряд ли интересует курс валюты, война в
ближнем зарубежье или как правильно складывать одежду в шкаф. Ему важна улыбающаяся мама, активный в играх папа и 5-7 минут в день «Маши и медведя» по телевизору, который также нельзя исключать из воспитания.

Если вы приверженцы «спартанской» системы, когда у детей отбирают возможность ознакомиться с телефоном, планшетом и другой современной техникой – можете попробовать обойтись без подгузника, соски, миксера для взбивания пюре и даже без этой статьи, написанной в интернете. Поймите, наши дети – это новое поколение, обязанное знать, в какой мир они пришли.

Ограждать их от вредной информации – дело благородное, однако знакомство с современным миром необходимо, а ваши запреты лишь ненадолго отодвинут неизбежное.
Никто не говорит, что у детей в руках чуть ли не с рождения должны находиться современные игрушки, но познание мира нельзя отменять и отделять от того, как продвигается развитие нового человека. Малыш будет рад чему угодно, он ведь только начинает изучать огромный мир. Включенный на 5 минут телевизор с детским каналом не причинит вред ребёнку.

Физиологические игры с мальчиками

Мальчики в четыре месяца всегда подражают своим родителям. Примите это к сведению и начинайте упражнения: расстелите одеяло на полу и начинайте строить смешные рожицы друг другу, перекатываться с боку на бок, тянуть друг к другу ручки. Такие игры нравятся мальчикам. Особенно увлекаются ползанием отцы, по праву получающие шанс вернуться в детство, чтобы поиграть в разведчиков. Сын будет восторгаться, громко смеясь и выговаривая непонятные, но весёлые звуки.

Конечно, можно и подкидывать малыша – только невысоко. Лучше это занятие тоже передать папе, ведь у него сильные и надёжные руки. В игре у малыша просыпается привязанность и доверие к отцу, развивается моторика, появляется понятие о равновесии.

Возьмите яркую игрушку и притяните к себе. Малыш должен доползти до неё или схватить ручками и притянуть. Возьмите ещё одну и поставьте так, чтобы он чуть-чуть не дотягивался, а между сыном и игрушкой поставьте стеклянную банку. Малыш должен понять, что игрушку надо добыть, отодвинув преграду. Это развитие логического мышления и физкультура для всего тела малыша.

Правильный уход за ребёнком, внимание к нему и, главное, любовь родителей помогают маленькому человеку расти счастливым и полноценным членом общества.