Новогодние открытки 19 века англия. История рождественской открытки: ангелы, Дед-Мороз в космосе, и снова ангелы. Реабилитация елки и народный Новый год

Поздравляю всех с Новым Годом!

Старинные новогодние открытки - вообще моя любимая тема. Соберу ка я здесь свою систематизацию - что изображали на таких открытках.
Будет, наверное, длинно и из двух частей. Поэтому смотрим под катом часть 1.

Снег, снежинки и сосульки


Новый год и Рождество приходит к нам в самый разгар зимы, поэтому снег, снежинки и сосульки стали непременными атрибутами этих праздников. Как в России, так и за рубежом, со снегом связано много народных примет. Обилие снега предвещает хороший урожай: «От снега все богатство», «Снега надует — хлеба прибудет», «Снег на полях — хлеб в закромах».
Снежинки на дореволюционных открытках почти не встречаются, а если и появляются, то в виде белых точек или комочков. На советских новогодних открытках их стали изображать в виде звездочек с разветвлениями, причем популярность их как элемента оформления непрерывно росла, и к концу 80-х они встречались на 75% открыток. Для сравнения: до революции снежинки-точечки можно было увидеть только на 5−8% открыток.
Снежинки — шестиугольные звездочки можно соотнести с шестилучевой (шестиконечной) звездой, которая является одним из самых древних магических символов и символизирует единение бога и человека, божественное творение мира.
Сосульки, как и всякий лед, символизируют холод, хрупкость и недолговечность. В то же время они являются результатом таяния снега под лучами возрождающегося солнца, а потому их появление означает смягчение жестокой зимы, начало пробуждения природы.

Ночь, звезды, луна

Основные ритуалы встречи Нового года и Рождества Христова выполняются ночью, поэтому ночь имеет прочную ассоциативную связь с этими праздниками. У некоторых народов ночь символизирует бездну, вечность. На поздравительных открытках ночь изображают звездным небом, луной, искусственным освещением и другими признаками.
Звезды и луна — привычные элементы рождественских и новогодних поздравительных открыток, хотя на рождественских они встречаются чаще, чем на новогодних. Люди верят, что все земное является отражением небесного и по расположению звезд и планет можно судить о грядущих событиях, о судьбе человека. Появление звезд на открытках в какой-то мере обусловлено и народными приметами: если в ночь на Новый год будет ясное небо, то в наступающем году следует ожидать обилие ягод и грибов.
Звезды с древнейших времен символизировали вечность, космический порядок, присутствие Бога. В XIX веке существовало поверье, что небо — это терем Господа Бога, где вместо окон — звезды, и из каждого окошка смотрит на белый свет ангел. Сколько людей в мире, столько же ангелов и столько же звезд. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Рождается человек, и Бог посылает ему ангела-хранителя, в тереме прорубается новое окошко, через которое ангел следит за своим подопечным, чтобы уберечь его от нечистой силы. Умрет человек — и окошко закрывается ставнями, а с неба падает звезда. В канун Рождества с появлением первых звезд на небе заканчивался рождественский пост.
В оформлении дореволюционных рождественских открыток использовались в основном изображения одиноких звезд, которые символизируют Вифлеемскую звезду. Они изображались чаще всего пятиконечными или шестиконечными. В советских новогодних открытках встречаются главным образом красные пятиконечные звезды, символизирующие советскую власть.

Колокола и колокольчики


Они часто присутствовали на дореволюционных открытках (рождественских и новогодних). Изредка встречаются они и на советских открытках. В рождественскую ночь над дореволюционной Россией разливался праздничный колокольный звон. В Западной Европе перед полночью старый год провожали приглушенным медленным звоном церковных колоколов, а новый год встречали быстрым и громким перезвоном. В Германии полагали, что колокольный звон в новогоднюю ночь благословляет урожай льна и овса. В России колокола считались одушевленными, им приписывались способности излечивать болезни, оживлять, прогонять бури, уберегать от молнии, пробуждать усопших, изгонять нечистую силу. Лучшим способом облегчить участь грешной души в загробном мире считалось пожертвование на новый колокол.

Свечи


Свечи являются неотъемлемой частью христианских обрядов, их использовали для освещения помещений, устанавливали и зажигали на праздничных елках: в европейских странах — накануне Рождества, а в России — вечером в Рождество.
В Западной Европе использовали специальные рождественские свечи. Они были большими по размеру, чем обычные, и украшались фольгой, полосками цветной бумаги, серебряными и золотыми нитями. Скандинавы предпочитали отливать свечи в новолуние, полагая, что такие светят ярче. Экономные немцы рождественские свечи изготавливали из парафина и стеарина.
Со временем свечи стали вытесняться электрическими гирляндами, но любовь к настоящим свечам сохранилась и поныне. Свечи олицетворяют свет во тьме жизни и озарение. Пламя свечи символизирует тепло и любовь.

Конфетти и серпантин


Это непременные спутники карнавалов. Они изображались преимущественно на советских новогодних открытках, особенно широко — с начала 80-х годов. Конфетти и серпантином украшают елки, заряжают их в хлопушки. Слово «серпантин» происходит от французского «serpentin», означающего «извилистая дорога», «змеевик». Серпантин несет в себе символику змеи — смерть и возрождение, жизнь и воскресение, а его спиральная форма говорит о годовых циклах солнца.
Конфетти — мелкие кружки разноцветной бумаги. Название происходит от итальянского «confetti» (что переводится как «конфеты»). Прообразом конфетти стали маленькие конфетки, которыми бросались друг в друга на римских карнавалах. Можно также провести параллель с ритуальным использованием зерна. До сих пор сохранились народные обряды, в которых молодоженов посыпают зерном или бросают его под ноги в знак пожелания грядущего изобилия.

Часы, календари и цифра года


Эти атрибуты используются, как правило, для оформления новогодних открыток. Они как-будто дают точку отсчета для начала нового года, новой жизни.
Часы — один из самых распространенных элементов новогодних открыток, как дореволюционных, так и советских. Их полуночный бой в новогоднюю ночь связывался с ожиданием счастья и перемен к лучшему. На советских открытках стали изображаться не просто часы, а часы со Спасской башни Кремля, ставшей символом советской власти. Эта ассоциативная связь начала складываться в 30−40-е годы.
В дате — 1 января — единица означает начало, первоначальное единство и сумму всех возможностей. На советских открытках дата и год чаще всего встречались в 50-х годах. Однако постепенно они стали исчезать из новогодней символики. Возможно, это было связано с увеличением тиражей и возможностью реализации в течение нескольких лет.

Подарки


На дореволюционных открытках подарки были принадлежностью рождественских праздников, причем они отличались большим разнообразием: игрушки, конфеты, цветы, украшения и нечто таинственное, упакованное в бумагу или коробку и перевязанное лентой.
В России в советское время подарки стали дарить на Новый год.

Вино, шампанское


Вино и опьянение символизируют соединение божественного и человеческого, откровение и истину. В большинстве религий вино означает кровь жертвы, а возлияние — форма жертвоприношения. Например, в таинстве причастия вино принимает значение крови Бога, через которую человек приобщается к его духовной силе и постигает истину. Недаром говорят: истина в вине.
Новый год традиционно встречают с шампанским. Создал этот чудесный напиток в середине XVII века монах Пьер Периньон, исполнявший обязанности винодела в аббатстве Отвилье провинции Шампань. К концу XVIII века шампанское приобрело такую популярность, что в России наладили производство собственных шипучих вин. Первое российское шампанское появилось в 1799 году в Судаке, а в 1900 шампанское Л.С.Голицына получило Гран-при в Париже.

Ландшафты и виды природы


При оформлении иностранных новогодних открыток чаще встречаются река, ручей, озеро или водное пространство, мост, лодка, а для российских открыток более типичны дороги и тропинки. Заборы, изгороди и колодцы встречаются на тех и других примерно с одинаковой частотой. Колодец в христианской символике является знаком спасения и очищения, а в народных преданиях исполняет желания и исцеляет.
Помимо сюжетных поздравительных открыток существует еще такие, которые лишены какого-либо сюжета и состоят из одних только символических элементов: еловых веток, свечей, подарков, цифры года и т.д. До 1917 года в России выпускалось около 5% таких открыток. В Советском Союзе в начале 50-х годов 10% новогодних открыток содержало только символические элементы, а к концу 80-х их число возросло до 20%.

Father time


Father time - традиционный символ Нового года. Довольно часто встречается на открытках конца 19 /начала 20 века. По сути - это Сатурн со своей беспощадной косой. Сатурн управляет знаком Козерога. Именно на время этого знака Зодиака приходятся все Рождественские праздники. "Father time" переводится на русский язык как, старый Новый год и представляется в образе дряхлого старика, который сдает бразды правления Новому Новорожденному году

Свинья


Свинья часто изображалась на дореволюционных рождественских и новогодних открытках. Чего только не выделывали там хрюшки - расхаживали в праздничной одежде, нацепив интеллигентское пенсне, летали на воздушных шарах и дирижаблях, распивали шампанское и дарили цветы. Бывало, свинью жарили на вертеле, а иногда она сама могла «нарядиться» поваром и что-то жарить. Случалось, на старых открытках свиньи крутили барабан денежной лотереи, лепили снежных баб и танцевали с милыми дамами...
Подобный пиетет по отношению к свинье - отзвук далекого язычества: как отмечают исследователи, период празднования Рождества и Нового года совпадает по срокам с языческими праздниками, в которых огромную роль играл «животный символизм». И хотя христианская церковь делала все, чтобы искоренить язычество, его проявления все равно сохранялись в некоторых народных традициях и обычаях.
К примеру, славяне накануне зимнего солнцестояния славили рождение брата Коляды Овсеня, а затем и рождение самого Коляды - солнечного бога, которого представляли либо в виде золотого поросенка, либо сидящим на нем верхом. По древним скандинавским преданиям, в Рождество бог солнца Фрей летал по небу на кабане с золотой щетинкой и освещал ночь. Вообще вариации на тему чудесного поросенка еще долго жили в Западной Европе, вплоть до XIX века. В Тюрингии и Чехии под Рождество на небе мечтали увидеть на счастье золотого поросенка, а в Швабии - белого поросенка с золотой цепью.
По словам исследователя Нового года и Рождества Евгения Иванова, «современный рождественский или новогодний поросенок пришел к нам из древних языческих обрядов и символизирует жертву божеству. Между тем если бы христиане буквально следовали Библии, то должны были бы отвергнуть мясо свиней как особенно нечистых животных. Блудный сын пас свиней, то есть занимался самым презренным делом. Нечистоплотность свиньи сделала ее библейским символом легкомыслия и пренебрежения благодатью».
Ну и как следствие - свинья стала символом достатка.

Подкова


Один из наиболее известных талисманов на удачу - подкова. Найти на дороге подкову - не просто к большой удаче, но еще и к деньгам. Примета эта идет из тех времен, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. Найденную подкову вешают на дверь.
По легенде в одну кузнецу явился дьявол в облике лошади и стал соблазнять кузнеца на черные дела. Но кузнец не поддался и более того, подковал «рогатого», и чтоб черт помнил науку и более в кузню показываться не смел, на дверь повесил подкову. С тех пор стали люди вешать подковы на дверь своих домов, чтобы отпугнуть нечистую силу.
Так же в Европе считают что волшебную силу подкова приобрела благодаря богам, ведь по форме она напоминает месяц.На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз - чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало.
Мексиканская подкова - украшена лентами и монетами, ликами святых висит высоко - трогать ее никому нельзя. А итальянцы -напротив вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал.
В России вешают рожками вниз. Но только не приверженцы учения фэн-шуй. Здесь мнение иное - подкова рожками вверх, чтоб дом был - полная чаша. Носят подковы на себе, прибивают над входной дверью, вешают на стены и даже на мачты морских и речных судов. А еще ее зарывают в землю у порога….
Подкова считается одновременно и предметом, отпугивающим злых духов, и символом удачи. Но она не может одновременно выполнять две функции. поэтому, если использовать, как для защиты от злых духов, то надо вешать рогами вниз, а если для удачи и благополучия в доме, то рогами вверх, чтобы была полная чаша. Это одно из многочисленных толкований свойств подковы.
Что касается вопроса о том, почему вообще подкова считается символом счастья, то есть такая версия. Во-первых, подкова из железа, а в те, очень далекие времена любой кусок железа был очень ценен и найти его считалось удачей. Во-вторых, иногда попадались и серебряные, и золотые подковы, которые теряли лошади знати. Это была особая удача

Клевер - Четырёхлистник


Клевер.Один лепесток для славы, один для богатства, один для любви и один для здоровья!
Четырехлистный клевер — цветок-легенда, символ невероятной удачи. Найти его почти так же трудно, как и цветущий папоротник. Наши предки верили, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой. И добрый помощник хранил счастье его обладателя....
Клевер-четырехлистник — символ удачи. По древней легенде, человека, нашедший этот редкий экземпляр, с этого момента и навсегда преследует везение и успех. Более того, этот счастливец сам несет удачу всем, кто с ним встречается, сотрудничает или просто находится по соседству. Магические Силы: Защита, деньги, любовь, верность, изгнание нечистой силы, успех.
Магическое Использование: Двулистный клевер: если вы найдете такой клевер, то вскоре обретете любовника.
Трехлистный клевер: его носят как сильный амулет - оберег.
Четырехлистник: он предохраняет от сумасшествия, укрепляет духовные силы, дает возможность определить присутствие духов и приводит того, кто его носит, к золоту, деньгам или сокровищам. Если двое людей съедят вместе четырехлистный клевер, то между ними вспыхнет взаимная любовь.
Семь пшеничных зернышек, положенных на 4-х листник, дают возможность увидеть фей. Если же четырехлистный клевер перед выходом из дома положить в туфлю, то у вас появится возможность встретить новую любовь. Пятилистный клевер: обладает силой привлекать деньги, с этой целью его обычно носят с собой.
Белый клевер: противодействует порче и сглазу, когда его разбрасывают по помещению или носят с собой. Красный клевер: если его добавить в воду ванны, он поможет вам решить свои финансовые проблемы. Также он применяется при составлении любовных зелий, а настой его используют для изгнания злых духов, разбрызгивая в доме.
Вообще клевер обладает способностью отпугивать змей и злых духов, а если вы разочарованы в любви, то заверните клевер в кусочек голубого шелка и носите возле сердца - это поможет вам справиться с ситуацией.
По одному старинному преданию, многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим другом - вороном, которого он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон летал над лесом и оплакивал своего друга. Где роняла птица на землю слезы - весной вырастал цветок - вороний глаз (воронья ягода, одноягодник, ранник, крест-трава, четырехлистник). А на языке цветов клевер обозначает ожидание. Верить или нет - ваше дело. Но все это - представления наших предков.

Мухомор


Часто в оформлении старинных новогодних открыток можно увидеть изображение гриба мухомора. Даже среди огромного разнообразия тем и сюжетов в открытках былых времён этот мотив выделяется. Нередко мухомор в поздравительных композициях соседствует с другими новогодними символами, приносящими удачу и достаток - подковами, божьими коровками, трилистником, поросятами, трубочистами, а чаще всего с гномами. Такое соседство вполне естественно: и мухоморы, и гномы - лесные жители, а вместе смотрятся сказочно и празднично. Но помимо красочной картинки открытка - прежде всего послание, пожелание, наполненное различными символами и знаками. И если с гномами здесь всё более-менее понятно - во многих культурах они традиционно связаны с зимними праздниками, и в свите помощников Санта Клауса также присутствуют, то что же символизирует мухомор? Точных сведений на этот счёт нет, достоверно известно лишь то, что мухомор - один из символов удачи. А вот версий происхождения такой его символики несколько.
Одна из них - цветовая. Ведь мухомор, как известно, красный, а красный цвет - доминирующий, один из основных цветов спектра, который нельзя получить при помощи смешивания. В живописи нередко играет роль акцента. У него много значений: красный цвет может означать жизнь, любовь, красоту, радость - именно то, что люди желают друг другу в поздравлениях. Белый же цвет, в окраске мухомора также присутствующий, говорит об искренности этих пожеланий, поскольку традиционно символизирует чистоту.
Другая версия - ассоциативная: расцветка мухомора у многих ассоциируется с красно-белым костюмом Санта Клауса. Вполне возможно, что художники заметили и использовали это сходство.
И третья версия связана с целебными свойствами этого гриба, о которых лекари узнали еще с давних времён, применяя его в своей врачебной практике - известно немало примеров, когда знахари и целители использовали для лечения больных мухомор. Очень много рецептов лечения с помощью мухоморов описано в древних лечебниках. Однако современной медициной они слабо изучены.
Также, согласно историческим сведениям, древнегреческие атлеты перед соревнованиями съедали небольшой кусочек мухомора, очевидно, служивший спортсменам своеобразным допингом, который помогал им взбодриться.
В ведической и древнеперсидской культурах известен важный ритуальный напиток сома, считавшийся божественным. Сома часто упоминается в Ригведе, содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. Несколько текстов в Атхарваведе превозносят целебные свойства сомы. Рецепт сомы достоверно не известен, но есть гипотезы, согласно которым в его приготовлении использовали сок мухомора, смешивая его с молоком, мёдом и вином.
Особенно много упоминаний об использовании мухомора, как стимулятора или исцеляющего снадобья, можно найти в описаниях быта северных народов. Например, настой из мухоморов употребляли перед боем знаменитые берсерки - воины древних викингов. Исследователи утверждают, что человек, выпивший такое снадобье, становился решительным, не ведал страха и делался нечувствительным к боли.
Шаманы многих народов Севера, также как и кельтские друиды, знали о свойствах настоя из красных мухоморов и с его помощью вводили себя в состояние транса, во время которого они могли обходиться без сна и отдыха несколько суток. В древности северяне наделяли эти грибы священной силой. Они верили в идею Мирового Дерева, представляющего собой мировую ось, чьи корни уходят вглубь Земли, в преисподнюю, вершина упирается в Северный полюс, а ветви раскинулись в небесах. Мухоморы же растут обычно под хвойными или вечнозелеными деревьями и считалось, что их красные шапочки являются фруктами священного дерева, а грибница удобряет землю и символизирует связь с его корнями. Грибы для снадобий собирали в июле-августе, затем сушили на протяжении осени вплоть до зимнего солнцестояния - возможно, отсюда и связь с зимними праздниками.

Незабудка


В большинстве европейских и некоторых не европейских языках незабудки носят одинаковое по смыслу название
В средние века незабудке придавали некоторое религиозное значение. Ее название должно было служить постоянным напоминанием о Боге. Мысль эта особенно часто получала свое символическое выражение на сделанных из дерева вырезках, изображающих небесное око, окруженное венком из незабудок с надписью: «Помни обо мне».
Говорят, что в 1405 году Генрих Ланкастер избрал этот цветок своей эмблемой и, находясь в изгнании, поместил его в цепь ордена Подвязки со словами: «Souvenez-vous de moi» ("не забудьте меня"). Таким образом, как роза является историческим цветком для дома Йорка, как лилия - для Стюартов и Бурбонов, фиалка - для Наполеонов, так и незабудка - геральдический цветок для Ланкастеров.
По другим сведениям, первым, воспользовавшимся в Англии символом значения незабудки, был один из Плантагенетов, который, будучи влюблен в жену герцога Бретонского, обменялся с ней в знак их взаимной любви этим цветком. По иному источнику, впервые введшим в Англии незабудку как эмблему воспоминания, был лорд Скельс, брат Елизаветы Вудвилл, жены Эдуарда IV, которому после победы на турнире над одним бургундским рыцарем присутствовавшие придворные дамы преподнесли золотую цепь, украшенную синими эмалевыми незабудками, на память о неизгладимой для всей Англии отваге, выказанной им в этом состязании.
Сок незабудки имеет, как говорят, оригинальное свойство способствовать затвердеванию стали. Для этого стоит только раскаленное докрасна стальное лезвие или вообще какое-либо стальное орудие окунуть несколько раз в этот сок и держать в нем до тех пор, пока оно не охладеет. Закаленная таким образом сталь до того тверда, что режет железо и точильный камень. Этим способом, как говорят, приготовляли сталь для знаменитых толедских и дамасских клинков.
Незабудка считается во многих местностях Германии волшебным цветком, при помощи которого можно узнать имя суженого или суженой. Для этого нужно только не искать незабудку, а воспользоваться случайно попавшейся на дороге. Такую незабудку кладут на голое тело под мышку и, не говоря ни слова, идут домой. И вот имя первого попавшегося в это-то время на дороге или перекрестке мужчины или женщины и будет представлять собой имя суженого или суженой.

Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)

Первая в мире

В 1840 году лондонский чиновник, то ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! Хорсли создал триптих, где в центре изобразил семью Коула, а по бокам разместил композиции, рисующие милосердие и сострадание, которыми отличалось это английское семейство.

Визитка имела необычайный успех среди друзей и знакомых Коула. Это натолкнуло его на мысль отпечатать в 1843 году оригинал (тираж 1000 экз.) и продавать по шиллингу. Не исключено, что Коул (член Общества поощрения художеств, производств и коммерции) рассчитывал на коммерческий успех, во всяком случае, ему удалось серьезным образом повлиять на промышленный дизайн в Англии и как минимум войти в анналы истории как родоначальнику поздравительных открыток.

С 1860-х годов открытки разного рода начинают массово печать в Европе. Лидирует Германия. Именно там в период Франко-прусской войны появились первые открытки без картинки с маркой на оборотной стороне, а вскоре в моду входит и иллюстрированная открытка.

Открытое письмо. До 1894 года на одной стороне позволялось писать только адрес, на другой только текст

Примерно в это же время европейская поздравительная открытка появляется в России. Предприимчивые купцы сначала скупали красочные карточки (без надписей), делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позже были налажены прямые поставки из иностранных издательств под заказ отечественных книжных лавок.

Почтовая карточка

Художник и принцесса

Открытки собственного производства появляются в России лишь в 1871 году. Это были открытки без картинок, с маркой, и назывались «открытыми письмами». Выпуск «открытых писем» вначале был государственной прерогативой. Только почтовое ведомство могло печатать и продавать открытки.

Художественная открытка появляется в России десятью годами позже. Поводом стала почти романтическая история: студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой. Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия.

Инициатива художника была подхвачена на «верху»: создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (Община св. Евгении), с больницей, приютом для пожилых сестер милосердия и - издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток.

Опекала Комитет внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток.

Именно с Рождественской открытки в исполнении лучших художников началась в России история поздравительной открытки

Однако до 1894 года открытки могло издавать только государственное почтовое ведомство. Даже для принцессы не сделали исключения. Монополия на печать была снята лично решением министра внутренних дел Тимашева: настаивали русское купечество и книгоиздатели, кивая на опыт Европы. С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными.

Издательство «Общины св. Евгении» в числе первых запустило и выпуск почтовых художественно оформленных конвертов. Они быстро получили популярность, так как использовались для рассылки визитных карточек, что было удобно, модно и прогрессивно.

Оборотная сторона открыток со штампом общество св. Евгении

Открытка в исполнении Бакста, Сомова, Бенуа

Российская художественная открытка конца 19 века была настоящим произведением искусства: издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам.

Е. Бем, » Сердце сердцу весть подаёт»

Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на ее открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».

Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.

И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками. Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.

Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

И. Е. Репин. Запорожец

Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг: выставки, аукционы оригинальных рисунков для открыток, издание журнала с открытками, размещение торговых киосков «Общества св. Евгении» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить ее по адресу.

В. Овсянников. Головка

К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст

Е. Самокиш-Судковская. В саду

Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина.

Издательства Гранберг В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е - 1910-е

Открытка самому большому начальнику

Чем дальше развивалась издательская деятельность, тем больше и разнообразнее была продукция. В дореволюционной России хождение имели открытки на самые разные темы, среди которых главной всегда оставался зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской елки, а также сцены катания на санях и коньках.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого

Вплоть до революции Рождество в России отмечалось 25 декабря по юлианскому календарю. Праздник плавно перетекал в отмечание Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.

Издательства Гранберг В.Зворыкин

Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на Рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб.

Качество и сюжет открытки сильно зависел от получателя, а были они на любой вкус: рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромсеребряные и даже с золотым обрезом.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Если же речь шла о поздравлении коллег по службе или вышестоящего начальства, то сюжет и оформление были строже. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.

Согласно законам чинопочитания, чиновник должен был в праздничный день собственноручно засвидетельствовать почтение своему начальнику, посетив его приемную и оставив поздравительную запись в специальной книге. Отправить открытку зачастую было менее хлопотно и вскоре даже стало более престижно.

Открытка как предмет буржуазного быта

Когда после революции Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская Православная Церковь этого перехода не признала, Рождество стало приходиться на 7 января. Праздновать Рождество стало опасно, запрещались любые поздравления с ним, и устные, и письменные. Поздравительные открытки объявлялись предметом буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось в материалах антирелигиозной пропаганды: «скоро будет Рождество - гадкий праздник буржуазный».

Пропагандистский советский лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов»

Издательство «Общины св. Евгении» еще как-то существовало до 1920 года. Но в 1920 году были ликвидированы все организации сестер милосердия Красного Креста, а издательство, получив название «Комитет популяризации художественных изданий» (КПХИ), передали в ведение Государственной Академии Материальной Культуры.

Антирождественский плакат

Однако уже в 1928 году выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. В 1927 году, после выступления Сталина на очередном партсъезде, в стране поднялась новая волна антирелигиозной кампании, в которую решили включить и детей, лишив их традиционной рождественской елки. Ее лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». В истории открыток наступили темные времена.

Антирождественский плакат

Реабилитация елки и народный Новый год

Правда времена эти продолжались недолго. «Выселить» из квартир елки оказалось нелегко. Верующие, несмотря на запреты, продолжали отмечать Рождество и устраивали праздник детям.

Тогда в 1935 году было решено реабилитировать елку, но не Рождество! В декабре 1935 года в «Комсомольской правде» вышла статья «Давайте организуем детям хорошую елку». Декретом Совнаркома было введено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика.

Были созданы сценарии празднований новогодних елок в детских садах. Лучшие писатели трудились над образами Деда Мороза, Снегурочки и снеговика. Началось массовое производство елочных игрушек, соответствовавших нуждам нового строя. Восьмиконечную рождественскую звезду ловко преобразили в пятиконечную кремлевскую и стали украшать ею елки. А в 1942 году, во время ВОВ (!) возобновилось массовое производство поздравительных открыток, которые теперь украшали танки и кремлевские звезды.

Душевно-патриотическая тематика в духе сталинских «братьев и сестер» имела смысл и пользовалась спросом. Все чаще открытки снабжались самостоятельными текстом, часто стихотворным:

«Врага с пути сметающий,

К победе приведет

Великий, Наступающий,

Народный славный год!»

«С Новым годом, товарищи бойцы, командиры, политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!»

После Великой отечественной войны в страну буквально хлынули поздравительные открытки. Сотнями тысяч их отправляли солдаты из освобожденных европейских городов. Советская власть решила двигаться по течению, начав массовое производство поздравительных открыток, которые к 1953 году стали одним из основных средств пропаганды. В деле были задействованы сразу несколько издательств: Изогиз, Министерство связи СССР, издательство Советский художник, входившее (с 1964 года) в систему Комитета Совета Министров СССР по печати.

Постепенно в открытки вернулись и старые забытые сюжеты, переосмысленные советскими художниками-иллюстраторами: Дед Мороз и Снегурочка со сказочными героями, сценки с румяными детьми, занимающимися зимними видами спорта, птицы - синицы и снегири стали символами Нового года, появлялись и отвлеченные композиции с бокалами искрящегося шампанского и часами, которые вот-вот пробьют полночь.

Даже освоение космоса нашло отражение в новогодних открытках, на которых в небо на ракете взмывал Дед Мороз или его напарник - молодой мальчик Новый год. Олимпиада, трудовые подвиги, освоение космических пространств - все это находило отражение в открытках, которые выходили миллионами тиражами, стоили копейки и были непременными участниками новогодних праздников.

Рождественская открытка в СССР

Однако отправление Деда-Мороза в космос не значило, что Рождество ушло из жизни советских граждан.

В Тульском историко-архитектурном музее 19 декабря 2015 года открылась уникальная выставка «Рождественское письмо». Представленная коллекция рождественских открыток протоиерея Ростислава Лозинского из фондов ТИАМ свидетельствует о том, как развивалось религиозное искусство в советское время -

Куратор выставки, историк Алексей Панин.

Лозинский Ростислав Романович (1912 – 1994) протоиерей, доктор богословия и Почетный гражданин города Тулы. Он был знаком со множеством людей, прежде всего священниками, назначенными в приходы РПЦ за рубеж, со многими из которых годами вел переписку и, конечно же, получал поздравительные открытки. Свое служение он начинал в Эстонии, где его помнили вплоть до начала 1990-х годов.

После смерти о. Ростислава в музей ТИАМ были переданы его архивы, в том числе альбомы «художественных поздравлений» с Пасхой и Рождеством за период 1957 – 1989 годов, позволяющие проследить динамику религиозного искусства в советское время.

Конечно же, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но так как был спрос, были верующие, которые продолжали отмечать религиозные праздники, то существовало и предложение. Использовались дореволюционные открытки с религиозной символикой; аналогичные открытки, изданные за рубежом; фотооткрытки и литографии, выпущенные нелегально в государственных фотомастерских и распространявшиеся потом преимущественно в поездах «глухонемыми».

Ну и, конечно, в ход шли имевшиеся под рукой видовые, художественные и поздравительные открытки с нейтральной тематикой. Иногда такие открытки переделывали. Обычную вполне «атеистическую» открытку, дополненную «церковной» надписью, могли вручить на Рождество или Пасху.

В коллекции отца Ростислава представлены практически все виды открыток, которые могли использоваться в СССР в качестве поздравительных.

Лубок, почтовая открытка и религиозное искусство

Условно рождественские открытки в СССР можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это открытки, изданные по инициативе Церкви в 1970–80 годы (дореволюционные и репринтные переиздания). Учитывая отсутствие выходных данных, скорее всего такие открытки выпускались не издательским отделом РПЦ, а каким-либо крупным приходом или монастырем, потому что являют нечто среднее между ручной и печатной работой, предполагающей использование технических приспособлений и некоторое тиражирование.

По качеству печати практически неотличимы от поздравительных фотооткрытки, изготавливавшиеся в СССР полулегально (1949 - 1975 гг.). Производились эти открытки без участия советского государства (Церковью, кустарями-фотографами, часто изготавливались вручную).

Другой значительной частью коллекции являются открытки «иностранного происхождения». Некоторые из поздравлений, хотя и изданы за рубежом, содержат поздравительные тексты на русском языке. Например, вполне «католическая» открытка, изданная в Нью-Йорке, которую просто использовали для отправки поздравлений в Россию. Или открытка с репродукцией картины «Рождество Христово» (1523 г., Государственная галерея в Вашингтоне). Автор картины - венецианский живописец Лоренцо Лотто (1480 - 1556).

Несмотря на то, что изображение не имеет ничего общего с православной традицией, а сама картина скорее всего была неизвестной в СССР, на лицевой и оборотной стороне она имеет текст на русском языке. С большой долей вероятности мы можем предположить, что это открытка, изданная в США для нужд верующих в СССР.

Среди поздравительных открыток есть и обычные, советские новогодние или видовые открытки, изданные вполне легально. Поздравительный текст на обороте делает и эти скромные образцы почтовых карточек уникальными открытками, поздравляющими с православными праздниками.

Наибольший интерес в коллекции представляют шесть открыток пасхального цикла 1982 – 1987 гг. Это авторские работы, принадлежащие кисти московского художника и иконописца Владислава Низова. Каждая из таких работ обозначена как «Офорт с подкрашиванием акварелью и гуашью» однако имеет на обороте текст поздравительного содержания, что превращает эти «офорты» в особый вид пасхальных и рождественских открыток.

Интересно проследить, как со временем меняется стилистика подобных открыток. Первое, что обращает на себя внимание – использование религиозной символики, которая становиться более «каноничной» по мере нормализации отношений Церкви и государства – вплоть до использования иконографических образов в 1980-е годы.

Что до тем сюжетов, то они кажутся достаточно произвольными и скорее говорят о возможностях отправителя, чем о сознательном предпочтении той или иной темы. Лишним подтверждением ограниченности выбора открыток с религиозными сюжетами является наличие самодельных (или переделанных открыток).

В целом на основании «художественных поздравлений» о. Ростислава можно прийти к выводу, что сюжеты рождественских открыток стали более разнообразными по сравнению с дореволюционными аналогами, а требования к форме снизились – в качестве открыток используются и полукустарные фотокопии, и обычные советские праздничные открытки и авторские офорты. По сути, если попытаться объединить все эти разнородные образчики жанра, то мы увидим, что перед нами новый вид прикладного искусства – сам отец Ростислав называл коллекцию «художественными поздравлениями». В этих «поздравлениях» в одно соединились народный лубок, почтовая карточка и религиозное искусство.

Православные празднуют Рождество 7 января. До 1918 года Рождество в России отмечали 25 декабря – в день, когда его отмечают католики и протестанты, однако в нашей стране это было 25 декабря по юлианскому календарю, а большинстве европейских стран и США – по григорианскому.

Григорианский календарь был введён в России только после революции, и в современном григорианском календаре «юлианское» 25 декабря попадает на 7 января.

На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа - вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные - вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.

На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.

Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гуляния - святки. И несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно.

На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых – люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.

Другие рождественские открытки изображают детей или молодых людей, в рождественскую ночь ходивших из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и называется – славление.

Было принято останавливаться под окнами, петь песни, в прибаутках желать хозяевам дома добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании всегда был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.

Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.

Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.

Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками.

Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.

Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом.

И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.

«Ещё в середине XVIII века в Париже появились визитные карточки, которые развозили по адресам накануне Рождества, — рассказывает Ольга Симонова, главный хранитель Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде. — Но родиной первой рождественской открытки считается Англия. Английский художник Добсон в 1794 году нарисовал для своего приятеля карточку, на которой изобразил семью около ёлки. В серийном производстве рождественские открытки появились тоже в Англии, но почти на пятьдесят лет позже».

Ольга Симонова, главный хранитель Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Некий чиновник сэр Генри Коул решил поздравить своих родных оригинальным способом: попросил друга-художника изобразить на рождественской открытке семью самого Коула и его благочестивые деяния. Открытку размером 12×7 украшала подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!».

Рождественский сюрприз удался: открытка умела невероятный успех не только у близких семейства Коулов, но и у многочисленных знакомых. Предприимчивый чиновник решил отпечатать дополнительные экземпляры открытки и продавать каждую по шиллингу. Позже эти открытки пошли в серийное производство.

«Именно почтовые карточки, в том числе и рождественские, изобрели немцы, — объясняет Ольга Симонова. — Вскоре почтовые открытки стали распространяться по всему миру».

Немецкие открытки были популярны, и надписи на чужом языке никого не смущали. Фото:

От немецких открыток — к отечественным

В Россию первые рождественские открытки в 90-х годах XIX века привозили купцы из-за границы, в основном из Англии и Германии. Открытки сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языках, что считалось особым шиком. Однако душа россиян требовала поздравлений на родном языке. Поэтому всё чаще русские промышленники закупали рождественские открытки, на которых было только изображение, а поздравление «С Рождеством Христовым!» наносили на него позже. Из-за этого открытки стоили дороже и считались роскошью. Когда их начали печатать в Германии специально для России, открытки стали дешевле и доступнее для многих людей.

Рождественские открытки конца XIX - начала XX веков из запасов Русского музея фотографии. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Первые рождественские открытки российского производства были выпущены с благотворительной целью, — говорит хранитель музея. — Община св. Евгении в Петербурге издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам местных художников к Рождеству 1898 года».

Книжные издательства находили изготовление открыток весьма прибыльным делом и для увеличения продаж акцентировали внимание покупателей на национальном самосознании. Одно из издательств гордо сообщало своим читателям: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где всё так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».

Рождественская идиллия на открытке. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Открытка как искусство

Рождественские открытки в дореволюционной России стали настоящим искусством. Разнообразие форм и материалов, из которых они изготавливались, трудно описать: глянцевые, из папье-маше, тиснённые и отделанные текстилем, тесьмой и блёстками, на полотняном картоне, гравюрные с золотым обрезом и плюшевые — словом, на любой вкус и кошелёк.

«Кстати, у россиян было очень трепетное отношение к почтовым открыткам, — продолжает Ольга Симонова. — В те времена все 23 государства Всемирного почтового союза придерживались установленного международного стандарта величины открытки (9×14 см). А в России таких ограничений никогда не было».

Фантазия художников не знала границ, поэтому на рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, а также детские зимние забавы.

Дети и их забавы — излюбленные сюжеты художников для рождественских открыток. Фото: Из архива Русского музея фотографии / Эльфия Гарипова

«Рождественские и новогодние открытки делали лучшие художники и печатники, — говорит Ольга Симонова. — Вскоре заинтересовались этим видом искусства и фотографы: наряду с рисунками на рождественских открытках появились фотообразы».

Фотохудожники на рождественских открытках чаще всего лишь намекали на суть религиозного праздника: их больше интересовали сами фотографируемые люди. Это влюблённые пары, счастливые семьи, дети с ёлками и ангелы.

«Вот любопытная открытка, — улыбается Ольга Симонова. — На карточке с изображением привлекательной молодой девушки, держащей на плече еловую ветку, некоего Лёню поздравляет с Рождеством его брат Н. Фёдорович. Можно сказать, что это своего рода старинный рождественский пин-ап». («Пин-ап» — стиль американской графики середины XX века, его отличительная черта — сюжет. Чаще всего это изображение красивой, иногда полуобнажённой девушки. — прим. ред.)

Рождественская пин-ап девушка. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Русские люди писали много и охотно. Взрослые и дети, аристократы и простой люд, родственники и друзья. Поздравления с Рождеством могли быть безыскусными или поэтически оформленными.

Вот некий Сергей Фролов пишет из Казани в Симбирск Александре Грачёвой поздравление с 1915 годом: «Поздравляю с высокоторжественным праздником Рождества Христова! Желаю встретить его в добром здравии и веселии». Некую Варвару Федосеевну Прозоровскую из Вологодской губернии поздравляет с Рождеством её племянница и заодно сообщает о своём положении: «Я живу у Анны Александровны и часто вспоминаю вас. Хотела бы знать, как вы живёте».

Эта открытка выпущена в Стокгольме, с подписью «С Новым годом!» по-русски. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Тётя Оля в декабре 1913 года поздравляет с Рождеством Христовым «милых детишек — дорогого крестника Колю, Шуру, Галю и бутуза Витю», интересуется, весело ли прошли у них именины.

В декабре 1916 года священника из села Вача Муромского уезда, отца Павла Побединского, поздравляет его сестра и добавляет: «Давно что-то нет от вас никакой весточки. Все ли вы там живы и здоровы? Забыли нас, сирот. Скоро ли свидимся?».

«Когда читаешь эти открытки, особенно датированные предреволюционными датами, — говорит Ольга Симонова, — то невольно думаешь, что стало со всеми этими людьми, как обошлась с ними история».

В открытках на Рождество писали и о своей жизни. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Изгнание Рождества

Революция 1917 года прервала традицию посылать рождественские почтовые открытки: новая власть начала бороться с «буржуазными пережитками». Правда, не сразу: при Ленине ещё устраивались так называемые кремлёвские ёлки, а вместо Рождества отмечали Новый год. После его смерти был распространён особый циркуляр, в котором говорилось, что рождественский праздник со святочными рассказами и ёлками якобы вреден для воспитания пролетарских и крестьянских детей. Специальные комиссии ходили по домам и проверяли, не отмечают ли где-нибудь Рождество. Новогодние игрушки не выпускались, а ёлки запретили. Всё, что было связано с Рождеством и Новым годом, ушло в подполье.

Рождественская открытка изображала природу или трогательные сцены. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Но люди никогда не забывали о замечательных рождественских открытках, хранили их годами и даже использовали по назначению: тайно отправляли друг другу открытки, изданные ещё до революции.

«Видимо, зная об этом, советские власти решили возродить новогоднюю ёлку в 1935 году, — напоминает Симонова. — В газете «Правда» напечатали статью «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», после которой новогодние праздники стали возрождаться. А с появлением новогодних ёлок возродилось и печатание новогодних почтовых карточек. Изгнать чудесный праздник из сознания народа не удалось».

Серийный выпуск новогодних открыток наладился в 50-х годах: на них красовалась надпись «С Новым годом» на фоне кремлёвских звёзд и Деда Мороза. Но рождественских открыток среди них уже не было. В России они начали робко возрождаться только в конце XX века. Часто это были репродукции со старинных открыток, созданных ещё до революции.