Лепка с детьми средней группы. Конспект занятия по лепке для средней группы «Медведь. Перспективный план по лепке средняя группа


Для малышей дошкольного возраста можно придумать множество занимательных занятий, особое место среди них занимает лепка из пластилина. Благодаря такому виду творчества родителям удастся привить собственному чаду любовь к творчеству, развить фантазию, воображение, а также мелкую моторику. Кроме этого, изготавливая фигурки из пластилина, малыш учится быть самостоятельным.

Что слепить

Перед началом урока каждый родитель задумывается над тем, что можно сделать из пластилина. Немного пофантазируйте, вообразите себя ребенком, подумайте, что больше всего заинтересует вашего сыночка или дочку. Детские поделки могут подразумевать использование множества дополнительных материалов, к которым относят: цветы, листочки, желуди, шишки, а также каштаны.

Возьмите на заметку, что можно слепить из пластилина:

  1. и птицы. Интересные и забавные ежики, зайчики, черепашки вызовут восторг у карапуза. К тому же, такие поделки из пластилина для детей изготавливаются очень быстро и просто.
  2. Тематические фигурки. Несомненно, для каждого малыша является особенным, долгожданным событием, ведь он ассоциируется с игрушками и разнообразными подарками. Простые поделки из пластилина в виде елочной игрушки, снеговика и, собственно, самой елочки поднимут настроение в преддверии праздника.
  3. Цветы. Завораживающие композиции, сделанные с ребенком, будут выглядеть будто живые. В зависимости от возраста крохи можно изготавливать цветы как с минимальным количеством деталей, так и более сложные объемные композиции.
  4. Деревья. Освоив легкие поделки из пластилина, можно перейти к более сложным фигуркам. Конечно же, самостоятельно слепить дерево малыш не сможет, потребуется помощь взрослого. Но проделав несколько шагов в создании поделки, ребенок сможет с легкостью завершить начатое дело.
  5. Овощи фрукты, конфеты. Даже начинающие мастера смогут освоить процесс создания миниатюр любимых лакомств. Подберите необходимые цвета пластилина, затем можно смело приступать к творчеству.
Неправда ли, забавно и интересно делать поделки из пластилина своими руками? Приступим к этому увлекательному занятию прямо сейчас. Приготовьте пластилин, стеку, картон и некоторые подручные материалы и можно начинать работу. Мы научим вас как слепить из цветного пластилина самые разнообразные поделки, такое занятие для малышей будет занимательным, вызовет массу позитивных эмоций. Ну что, к делу?

Ежик


Небольшой лесной зверек с колючками очутится прямо на вашем столе. Смастерить милого грызуна сможет даже маленький ребенок. Лепка из пластилина для детей – невероятно увлекательная забава.

Как изготовить:

Котенок с сердцем


На день Св. Валентина можно дарить не только валентинки, но и оригинальные поделки. Рекомендуем вам изготовить котенка из пластилина поэтапно по представленной фото-инструкции.

Техника лепки:

Черепашка

Сделайте с ребенком маленькую пластилиновую поделку, с пошаговыми инструкциями вы очень быстро освоите весь процесс изготовления. Забавная черепашка дополнит вашу коллекцию поделок.

Как лепить:

Птички «Энгри Бердз»


«Злые» птички известны практически всем деткам. Узнайте, как сделать такую поделку из пластилина из нашего фото-урока.

Процесс лепки:

Дерево рябина


Изготовить красивое дерево очень просто. Для этого не требуется затрачивать слишком много времени, характерные плоды украсят пышную зеленую листву.

Особенности создания:

Конфеты


Слепите из пластилина леденцы на палочке, готовые изделия не отличишь от настоящих. Детишкам такая забава точно понравится.

Как сделать:

Букет цветов


Сделайте трогательный подарок к празднику – букет роз. Оригинальная поделка может быть посвящена дню .

Как изготовить:

Новогодние поделки

На зимних каникулах заинтересуйте ребенка созданием красивых поделок из пластилина. Каждую слепленную фигурку вы можете разместить на картоне.

Снеговик


Лёгкая в исполнении поделка станет настоящим украшение интерьера детской комнаты, займитесь ее изготовлением вместе с детьми.
Особенности создания поделки:

Елочная игрушка


Подготовка к Новому году может начаться с изготовления оригинальных поделок, праздничное настроение всей семье обеспечено.

Этапы лепки:

Елочка


Даже из обычного пластилина можно изготовить символ Нового года – елочку, из подручных средств вам понадобятся ножницы и бамбуковая палочка.

Как делать:














И еще несколько интересных идей для вдохновения, поделки на бумаге/картоне:

Мария Амосова
Конспект занятия по лепке в средней группе «Морковка для зайчика»

Конспект занятия в средней группе

«Морковка для зайчика » (лепка )

Программное содержание :

Учить детей лепить из пластилина морковку .

Закреплять умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями (скатывать из пластилина колбаски) .

Учить детей сплющивать колбаску с одного конца.

Учить создавать изображение, соединяя 2 – 3 детали прижиманием.

Продолжать учить детей внимательно слушать объяснение воспитателя.

Формировать интерес к работе с пластилином.

Материал :

Демонстрационный : игрушка – зайчик , искусственный кустик, картинки с овощами, морковка слепленная воспитателем, корзиночка для зайчика , корзина.

Раздаточный :

дощечка для лепки , пластилин оранжевого цвета (разделённый на кусочки, пластилин зелёного цвета.

Предварительная работа :

рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости зайку» , подвижная игра «Зайка беленький сидит» , пальчиковая игра «Зайка» .

Ход занятия:

Дети стоят вокруг воспитателя в игровой части группы .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто это под кустиком сидит и дрожит.

Дети достают из – за кустика игрушку – Зайку с корзиночкой (Показ игрушки) .

Воспитатель : Узнаете? Кто это?

Ответ детей – Зайчик .

Воспитатель : Зайчик , почему ты плачешь?

Зайчик : я набрал в огороде морковок в корзиночку для своих зайчат – братиков , но заигрался по дороге и не заметил, как растерял все морковки . Чем же я теперь порадую своих братиков – зайчат ?

Воспитатель : Прежде давайте ребята посмотрим на эти картинки и найдём морковку .

Ответ детей – дети находят на картинке морковку (морковка оранжевая , овальная, длинная; травка зелёная) .

Воспитатель рассаживает детей на ковре вокруг себя, затем еще раз показывает образец морковки и спрашивает :

Посмотрите, что это, показывает пальцем на морковку ?

Ответ детей – морковка .

Какого цвета морковка ?

Ответ детей – оранжевая.

На что похожа по форме морковка ? Воспитатель обводит пальцем вокруг её?

Ответ детей – на колбаску.

Ребята, посмотрите внимательно на морковку . Вы видите, что с одного конца она толстая, а с другого – острая.

А это что вы видите? Воспитатель показывает пальцем на «хвостик» морковки .

Ответ детей – травка.

Как вы думаете, из чего сделана эта морковка ?

Ответ детей – из пластилина.

Вот такие пластилиновые морковки мы будем лепить для зайчика и его братиков .

Воспитатель : Ребята подойдите к моему столу и встаньте так, чтобы всем было видно мои руки. Дети встают полукругом вокруг стола воспитателя. Слушайте и смотрите внимательно, тогда у вас получатся самые красивые морковки .

Воспитатель : Перед лепкой я погрею пластилин в ладошках (пластилин я сжимаю с начала в одной ладошки, потом в другой ладошки) . Когда пластилин согрелся, можно начать лепить. Сначала я буду лепить морковку . Я беру кусок оранжевого пластилина, кладу его на ладошку и буду скатывать колбаску. У меня получилась вот такая колбаска. Но морковка с одного конца толстая, а с другого – острая. Я беру колбаску и с одного конца пальчиками сплющиваю пластилин (по кругу, так, чтобы от пальчиков не оставалось следов. У меня получилась колбаска с одного конца с острым кончиком, а с другого толстый кончик.

Воспитатель : Вот у меня получилась морковка . Теперь мне надо слепить травку для морковки . Чтобы сделать травку для морковки , я беру кусок зелёного пластилина, отщипываю от большого куска немного пластилина, кладу на ладошку и скатываю тонкую колбаску. Получилась травка, и я её прижимаю к толстому концу морковки .

Ещё отщипываю от большого куска немного пластилина, кладу на ладошку и скатываю тонкую колбаску. Получилась травка, и опять я её прижимаю к толстому концу морковки , вот так. Морковка готова .

(самостоятельная работа детей) :

Воспитатель : А теперь ребята рассаживайтесь за свои столы. Зайчик очень ждёт помощи .

Детям раздаётся раздаточный материал : дощечка для лепки , бумажная салфетка, пластилин оранжевого цвета (разделённый на кусочки средней величины , пластилин зелёного цвета в брусках.

Воспитатель предлагает детям начать лепить. По ходу работы воспитатель вновь проговаривает последовательность работы. Дети лепят, в процессе лепки воспитатель контролирует выполнение приёмов раскатывания и придания нужной формы. Ребёнку, который затрудняется, можно показать индивидуально. Воспитатель подбадривает, хвалит детей.

Воспитатель :

Зайчик : Ой, что это лежит в корзиночке? Ребята, что это вы слепили?

Ответ детей – морковку .

Воспитатель : ребята, расскажите, из чего вы лепили морковку ?

Ответ детей – из пластилина.

Воспитатель : покажите, как вы лепили колбаску?

Ответ детей – показывают движения ладошками.

Воспитатель : ребята как вы лепили острый конец морковки ?

Ответ детей – показывают движения пальчиками.

Воспитатель : (Имя ребёнка) покажи, как ты соединял травку к морковки ?

Ответ ребёнка – показывает движения пальчиками.

Воспитатель : Зайчик , посмотри, сколько детки тебе морковок слепили . Теперь тебе и твоим братикам – зайчатам хватит . Ребята посмотрите на зайчика , он улыбается и говорит вам большое спасибо! Я тоже хочу вас похвалить, вы внимательно меня слушали, и у вас ребята получились красивые, аппетитные морковки . Молодцы!

Зайчик : Спасибо ребята! А теперь, мне пора домой, до свидания!

Дети прощаются с зайчиком .

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так, он ушами шевелит

(Садятся на корточки, двигают кистями рук над головой)

Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть (хлопают)

Зайке холодно стоять – надо зайке поскокать,

Вот так, вот так, надо зайке поскокать

(прижимают кисти рук к груди и прыгают)

Дети идут мыть руки.

Тема: Лепка в детском саду. Работа по лепке в младшей и средней группе.

План

    Значение лепки в развитии детей дошкольного возраста……………..

    Организация и оборудование занятий по лепке………………………..

    Лепка в младшей группе…………………………………………………

    Задачи обучения;…………………………………………………..

    Содержание программы;………………………………………….

    Методика программы……………………………………………..

    Лепка в средней группе…………………………………………………..

    Задачи обучения;………………………………………………….

    Содержание работы;………………………………………………

    Методика работы………………………………………………….

    Составить план занятия по лепке для младшей группы………………..

    Составить план занятия по лепке для средней группы………………..

    Литература………………………………………………………………

    Значение лепки в развитии детей дошкольного возраста

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка для детей – это, прежде всего игра, а играет ребенок везде и всегда с удовольствием.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка влияет и на умственное развитие ребёнка. Умственная активность на занятиях лепкой проявляется в том, что ребёнок находит и использует выразительные средства, а для этого ему понадобится сравнить свою работу с игрушкой.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что форму предметов, руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и задним, которые глазам уже совершенно не доступны. В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства - их объём, форму, плотность и фактуру.

Во время лепки, у ребёнка развивается мелкая моторика , но это далеко не все, потому что моторика напрямую связано с речевой функцией у ребенка и развиваются они параллельно, а значит делаем вывод, что лепка помогает развитию речи ребёнка . Влияет она так же на силу и подвижность пальчиков, на координацию движений, что тоже является довольно весомым плюсом.

Ребёнок учится концентрации, сосредоточенности, целеустремленности и усидчивости, что особенно важно для подвижных и активных детей. Благодаря лепке, ребёнок познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести.

Очень важно и то, что лепка помогает развить у ребенка фантазию и воображение, которые, в свою очередь, учат ребенка мыслительным процессам. В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

    Организация и оборудование занятий по лепке

Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей.

Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Оборудование для занятий лепкой также зависит от возраста детей. Важно правильно организовать занятие, подобрать подходящий материал и оборудование, чтобы занятие было успешным. Выбор материала для занятий лепкой зависит от возраста детей.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.

Чаще дети лепят из пластилина, т.к. подготовка глины требует специальных условий, времени и усилий. В этом есть свои недостатки и преимущества. Глина как материал немного выразительнее пластилина, она более пластична, работы из глины более художественны. Также глиняные изделия после обжига можно раскрашивать (т.е. работа над созданием поделок из глины ведется в несколько этапов).

Пластилин прост в приготовлении к работе. Он разноцветный, его легко можно использовать много раз. Но зато работы из пластилина не так выразительны, т.к. пластилин менее пластичен, требует хорошего развития мелких мышц руки (иногда ребенку трудно раскатать пластилин и разделить его на части). Поэтому пластилин перед занятием желательно разогреть, чтобы он был мягче.

И еще одна новинка - модельная масса для лепки. Она удивительно мягкая, легкая и приятная на ощупь, что немало важно для детских рук.

К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, металлическими, пластиковыми. Стека применяется для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы. Стеки можно давать детям со средней группы.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.

Кроме того для демонстрации образца используются специальные подставки и для выставки детских работ делают стенды с полками.

    Лепка в младшей группе

В лепке дети узнают о свойствах материалов, которые используют. Это может быть глина, пластилин, тесто. Также малыши запоминают, какие предметы из них можно вылепить. Развивается моторика рук, благодаря которой они могут отделять от куска небольшие по размеру комочки, раскатывать их ладонями, лепить предметы, состоящие из трех и больше частей.

    Задачи обучения .

Обучение лепке в первой младшей группе в основном сводится к общим учебно-воспитательным задачам.

Вызвать интерес к лепке, познакомить детей с материалом, с его свойствами (мягкий, пластичный - можно отрывать, что-то делать из него), дети лепят: палочка, колбаска, круглый мяч, яблоко, блинчик, лепешка, колечко, учить правильно пользоваться глиной (не разбрасывать ее, лепить за столом), обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять), учить лепить несложные предметы (палочки, мячик).

2 младшая группа

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.)

Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.

    Содержание программы

Программа по лепке для первой младшей группы не планируется по кварталам, так как необходимо проводить повторные занятия, чтобы все дети в течение года овладели навыками лепки цилиндра и шара. В основном воспитатель ориентируется на полугодия .

2 младшая группа

Занятия носят предметный характер, подводим детей к предметно-сюжетной лепке, как результату коллективной работы (это объединение вылепленных изображений единой темой. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Грибы растут на поляне», «Снеговики пляшут у ёлочки»).

I квартал:

    1. научить детей формообразующим движениям для получения цилиндрической формы, учить согласовывать работу двумя руками (палочки, карандаши, столбики, конфеты, колбаски)

      учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики, сушки);

      учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;

      учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки, вишенки, орехи);

      учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).

II квартал:

    учить детей расплющивать шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими шариками;

    учить защипывать края формы, оттягивать и сплющивать края формы кончиками пальцев (блюдца; защипнуть кроя сделать пельмень; пирожки – сверху защипнуть гребешок).

III квартал:

Учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы (гриб, неваляшка, пирамидка, матрёшка, корзинка). После того как дети усвоили получение шара, цилиндра, диска, они могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких частей. Дети делают самолет, снеговик, башенку из шариков, колец или дисков, мишку-неваляшку, куклу-неваляшку, зайку-неваляшку и птичку. Детям данной группы еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать части в нужном конструктивном порядке, поэтому следует предложить вылепить снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет из трех валиков глины.

IV квартал:

В летний период идёт закрепление знаний полученных в течении года.

    Методика работы

1 младшая группа

Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Подобные пояснения звучат на каждом занятии. Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.

Все работы детей помещаются на стенд, чтобы дети имели возможность некоторое время ими восхищаться.

Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер , т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. Задание дает воспитатель, пока дети не освоят способов лепки.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.

    Информационно-рецептивный и репродуктивный (подробно рассматриваем, обследуем образец).

    Показ (используем полный, с закреплением приемов лепки, формообразующими движениями), можно привлекать детей.

    Обследование и рассматривание (ведем от крупного, т.е. от того, к чему будем присоединять).

    Широко используем художественное слово.

    игровые приемы (обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить).

    Используем советы, поощрения.

    При анализе детских работ восхищаемся результатами (о качестве выполнения поделки пока не говорим).

Все приемы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки.

Виды занятий: предметная лепка, подготовка к сюжетной лепке (по замыслу только при контроле воспитателя). Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует учить элементам украшения вылепленных предметов

Способы: конструктивный, скульптурный.

Приемы: разминание, деление, присоединение, раскатывание (прямое), скатывание кругообразное (сплющивание и вдавливание), вдавливание, сплющивание, присоединение. Новые приемы: оттягивание, защипывание, прищипывание, конус и использование украшений.

    Лепка в средней группе

У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).

    Задачи обучения

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки: вылепленные предметы на дощечку.

Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.

    Содержание работы

Прохождение программы по кварталам:

I квартал

- учить отделять кусочки пластического материала, раскатывать их прямыми или круговыми движениями между ладонями и на доске (клеенке), расплющивать полученные формы

Таким образом, в начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки.

II квартал

Учить лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), фигурки, состоящие из нескольких частей (кукла, кошка, кролик, мишка)

Учить детей лепить снеговика из трёх частей (первоначальное условие основных пропорций фигуры человека)

Учить детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диски-лепешки для создания более красивой и полной формы (морковка, ватрушка,пирожок,печенье)

III квартал

Основные задачи:

Учить детей оттягивать глину при лепке мелких частей (цыпленок, птичка, рыбка)

Учить загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части, замазывая места скрепления.

Вдавливать её пальцами, для получения полных предметов,

Учить детей делить глину на необходимое количество частей.

Учить детей лепить посуду. Для этого показывают новые способы: вдавливание и оттягивание(отгибание)

Способы: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы (стакан, кружка), отгибание краев у расплющенной формы (тарелка, блюдо, поднос)

Научить новому способу лепки- примазывание.

IV квартал

В летний период идёт закрепление пройденного материала, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года. Воспитатель объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный.

Дети лепят: палочки, карандаши, столбики, конфеты, слойки, цепочки, крендель, шарики, мячики, овощи, фрукты, посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом.

    Методы и приёмы

В работе с детьми средней группы детского сада используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят овощи, фрукты, фигуры животных, птиц, предметы посуды.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. В средней группе дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка в средней группе направлена на знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. В начале года дети по программе повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой.

Главный прием обучения лепке в средней группе – указание.

    Рассматривание, обследование (цвет, форма, положение в пространстве, настроение).

    Использование частичного показа (с предположением разных вариантов, способов лепки, возможно использование схем-зарисовок при объяснении заданий).

    Закрепляем объяснения, проводя через формообразующие движения.

    Широко используем художественное слово (сказки, стихи, загадки).

    При рассматривании каждую из частей сравнивают с геометрическим, объемным телом или с теми предметами, которые дети хорошо знают.

    Используем игровые мотивации; поисковые вопросы (что нужно сделать, чтобы птичка клевала).

    При анализе работ учим видеть свои недостатки (отмечаем, как положительные, так и отрицательные стороны, привлекаем к анализу работ детей). Анализ детских работ проводится после занятия, прогулки или вечером. Об этом всегда должны быть предупреждены дети.

Приёмы лепки: раскатывание (столбик), скатывание (шар), вдавливание пальцем (украшаем пирог), прищипывание, сплющивание, присоединение.

Добавляются: примазывание, защипывание, вытягивание, сглаживание.

Анастасия Мирсаидова
Перспективный план по лепке в средней группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЛЕПКЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

Д. Н. Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет”

СЕНТЯБРЬ

1 Лепка предметная “Ушастые пирамидки” Учить лепить пирамидки из дисков разной величины с верхушкой животного. Показать планирование работы Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа” ,с. 28

2 Лепка из пластилина “Корзина с ягодой” Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики между ладонями Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет” , с. 13

3 Лепка “Огурец свекла” Познакомить с приемами лепки овальной формы . Учить передавать особенности каждого предмета Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе” , с. 30

4 Лепка из пластилина “Пирог” Продолжать лепить округлые предметы, сплющивая шарик между ладонями, украшать изделия Колдина, с. 19

1 Лепка “Большие и маленькие морковки” Учить лепить предметы удлиненной формы. закреплять лепить большие и маленькие предметы Комарова, с. 28

2 Лепка “Грибы” Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя знакомые приемы для уточнения формы Комарова, с. 36

3 Лепка “Сливы и лимоны” Закреплять умение лепить предметы овальной формы Комарова, с. 43

4 Пластилинография “Листья по ветру летят” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

1 Лепка из пластилина “Улитка” Продолжать раскатывать из шарика столбик и сворачивать его спиралькой, оттягивать и закруглять концы Колдина, с. 42

2 Лепка –сюжетная “Вот ёжик – ни головы ни ножек….” Учить лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами при создании колючей “шубки” Лыкова, с. 52

3 Лепка по дымковской игрушке “Уточка” Познакомить с игрушками, обратить на обтекаемую форму, роспись Комарова, с. 47

4 Лепка по мотивам венгерской сказки “Два жадных медвежонка” Учить лепить медвежат конструктивным способом (в парах) Лыкова, с. 84

1 По замыслу Закреплять ранее усвоенные приемы в лепке знакомых предметов

2 Лепка “Рыбка” Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностях рыбки, учить обозначать стекой чешуйки Комарова, с. 40

3 Лепка “Девочка в шубке” Учить выделять части человеческой фигуры в одежде, передавать их с соблюдением пропорций Комарова, с. 51

4 Лепка из пластилина “Ёлочка зеленая” Учить передавать строения елки, соединяя между собой столбики разной длины в определенной последовательности Колдина, с. 25

1 Каникулы

2 Лепка сюжетная “Снегурочка танцует” Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса., располагать вертикально, придавая устойчивость. Показать приемы передачи движения Лыкова, .с 68

3 Лепка “Чашка и блюдце” Продолжать лепить шар вдавливая в него большой палец, выравнивать края пальцами. Раскатывать столбик и прикреплять. Закреплять умение скатывать шар и сплющивать Колдина, с. 18

4 Лепка из пластилина “Пирамида” Закреплять умение скатывать шары разных размеров и расплющивать их между ладонями, располагать полученные круги в определенном порядке Колдина, с. 41

1 Знакомство с скульптурой малых форм Познакомить с новым видом изобразительного искусства –скульптурой малых форм. Учить понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства . Дать представления о том, что скульптура изготавливается из различного материала Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа” , с. 76

2 Лепка из пластилина “Самолеты” Продолжать раскатывать столбики на картоне движениями вперед – назад и соединять их. Упражнять в работе со стекой Колдина, с. 32

3 Лепка (коллективная) “Птички на кормушке” Учить передавать простую позу. Учить объединять свою работу с товарищами. Комарова, с. 65

4 Лепка с дополнител . материалом “Кораблик” Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Учить дополнять образ деталями Колдина, с. 22

1 Лепка из пластилина “Семья матрешек” Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для устойчивости. Продолжать знакомить с приемом сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом Колдина, с. 33

2 Лепка (коллективная) “Утка с утятами” Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить лепить фигурки на подставке, передавая разницу в величине Комарова, с. 52

3 Пластилинография “Цветик - семицветик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон Колдина, с 35

4 Лепка “Козленочек” Учить лепить четвероногое животное. Закрепить приемы лепки Комарова , с. 73

1 Лепка “Хоровод” Учить изображать фигуру человека, правильно передовая соотношение частей с величиной Комарова, с. 63

2 Лепка “Птичка клюет зернышки на блюдечке” Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами Комарова, с. 82

3 Лепка “Мисочка” Учить лепить знакомыми приемами и новые – вдавливание и оттягивания, уравнивая их пальцами Комарова, с. 70

4 Лепка “Барашек” Познакомить с филимоновскими игрушками. Вызвать желание слепить игрушку Комарова, с. 78

1 Пластилинография “Весенний дождик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон дополняя рисунок

2 Налеп из пластилина “Теремок” Учить делить столби5ки и выкладывать их них нужное изображение в виде барельефа. Закреплять умение работать стекой Колдина, с. 30

3 Лепка из пластилина с использованием природного материала “Лебедь на озере” Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении деталей Колдина, с. 43

4 Пластилинография “Букет цветов” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

Елена Меркурьева

Учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом ; планировать свою работу, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность, воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Маша-неваляша» и С. Маршака «Ванька-встанька» . Обследование формы игрушки-неваляшки.

Воспитатель показывает детям картинки – машу-неваляшу и ваньку-встаньку, просит детей вспомнить кто это такие и читает отрывки из знакомых детям стихотворений. Затем предлагает слепить неваляшек, но не просто неваляшек, а неваляшек-зверюшек и рассматривает с детьми игрушечных неваляшку котика и неваляшку медвежонка.

Воспитатель обращает внимание на игрушку и уточняет представления детей о том , как она выглядит (туловище – большой шар, голова – средний , ручки – маленькие одинаковые шарики). Далее берет брусок пластилина и показывает , как разделить его на части. Делим брусок пластилина на пополам . Одна половинка будет туловищем. Вторую половинку снова делим на пополам – это голова и ручки.

Педагог предлагает детям выбрать бруски пластилина , взять стеки и разделить бруски на части. Проверяет как дети справились с заданием и предлагает слепить неваляшек.

Воспитатель просит детей подумать каких зверюшек -неваляшек дети будут лепить и обсуждает вместе с детьми какие характерные детали добавить, чтобы появилась схожесть с нужным животным. Например, для зайки-неваляшки лепим длинные уши и короткий хвост – маленький шарик, для неваляшки-котика сделаем треугольные ушки и усы, а для неваляшки-петушка слепим красный гребешок и бородку. Дети самостоятельно лепят для своих зверюшек-неваляшек туловище , голову и ручки, а воспитатель, по необходимости, помогает детям советом, как неваляшку превратить в нужную зверюшку .






После занятия оформляется выставка детских работ. Вот какие неваляшки у нас получились!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы. Лепка «Грибок» Конспект непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетической области для детей средней группы воспитателя МБДОУ МО.

Конспект образовательной деятельности «Лепка яйца из пластилина» для детей раннего возраста Конспект образовательной деятельности «Лепка яйца из пластилина» для детей раннего возраста. Цель: Продолжать учить скатывать из комка.

Конспект ООД в подготовительной группе «Мой друг Чиполлино». Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой друг Чиполлино» Лепка из пластилина в сочетании с природным.

Конспект занятия «23-февраля». Лепка «Самолет» для средней группы детского сада Задачи. 1. Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей.

Конспект занятия для детей второй младшей группы. Лепка «Осенние листочки» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка,.

Конспект занятия для детей второй младшей группы. Лепка «Веточка вербы» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» ,лепка,.

Задачи: Побуждать детей передавать образ солнышка Совершенствовать умения детей скатывать пластилин между ладонями, придавать ему шарообразную.