Красочные шаблоны консультации для родителей доу. Консультации для родителей. Консультации для родителей - Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребенком»

Воспитание приемных детей является нелегким трудом, требующим больших эмоциональных и физических вложений. Наличие специфических особенностей у детей-сирот, отсутствие готовых воспитательных решений, тотальная занятость, несоответствие ожиданий реальности – это лишь некоторые факторы, которые создают высокое эмоциональное напряжение у приемных родителей, заставляют их порой трудиться из «последних сил» и прилагать большие усилия для поддержания комфортных отношений с приемными детьми. Такие особенности приемного родительства обычно не проходят бесследно и могут оборачиваться развитием синдрома эмоционального выгорания, который не только истощает силы и ресурсы родителя, но и ставит под удар гармоничность отношений с приемным ребенком и даже будущее замещающей семьи.

Изучение проблемы эмоционального выгорания у приемных родителей является актуальной задачей современности, так как сегодня многие люди решаются принять детей-сирот на воспитание в свою семью, при этом до конца не осознавая, насколько это сложный труд. В некоторых случаях приемные родители могут столкнуться с синдромом эмоционального выгорания. Данное состояние сопряжено с нарастанием негативных черт в поведении человека, что ведет к ухудшению межличностных отношений, снижению удовлетворенности, появлению внутренней пустоты, неуверенности в себе, увеличению количества ситуаций неуспеха . Ухудшение состояния одного из членов семьи (например, родителя) ведет по законам системности к изменению общего психологического климата в отрицательную сторону, повышению уровня недовольства приемными детьми, учащению ссор с ними, снижению удовлетворенности от воспитательной деятельности и разочарованию в идее замещающей семьи в целом. Таким образом, появление синдрома эмоционального выгорания у одного или обоих приемных родителей ставит под угрозу не только качество взаимоотношений с приемными детьми, но и будущее самих этих отношений, как и будущее замещающей семьи.

Итак, синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, умственной и физической энергии, проявляющийся в симптомах истощения, утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы .

Специалисты выделяют четыре основных фактора, играющих существенную роль в возникновении синдрома эмоционального выгорания: 1) личностный (возраст, семейное положение, стаж работы); 2) ролевой (несогласованность усилий, конкуренция); 3) организационный (нечеткая организация труда, отсутствие планирования, недостаточность средств); 4) социальный (работа с психологически трудным контингентом) .

Вместе с тем, главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое («душевное») переутомление. Когда требования длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию .

К основным симптомам эмоционального выгорания, которые наиболее существенно влияют на процесс воспитания детей, можно отнести следующие: усталость, скука, апатия, снижение интереса к профессиональной деятельности, утрата положительного восприятия людей, с которыми приходиться часто взаимодействовать, рост безразличия, изменчивость настроения, страхи, подавленность, раздражительность, нарушение внимания, появление чувства беспомощности, неудовлетворенность жизнью и отношениями, проблемы со сном, снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний. .

Приемное родительство является профессиональным трудом, т.к. согласно Семейному Кодексу Российской Федерации (статья 153) воспитание детей-сирот в приемной семье осуществляется по договору, в соответствии с которым приемные родители не только выполняют обязанности опекунов, но и получают вознаграждение за свою деятельность . Однако эта работа длится круглосуточно и еженедельно, без перерывов и выходных, требует больших эмоциональных вложений, ведь направлена она на воспитание и развитие детей- сирот. Такие дети, как правило, имеют за плечами тяжелый социально-психологический опыт, который меняет не только их эмоциональное реагирование и поведение, но и мировосприятие, отзывчивость на взаимодействие с другими людьми .

Наше исследование было проведено на базе Службы сопровождения замещающих семей ГБОУ РА для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». В исследовании приняли участие 30 приемных родителей (20 приемных матерей и 10 приемных отцов) в возрасте от 28 до 54 лет. Все родители проживают на территории Республики Адыгея и воспитывают приемных детей более пяти лет. Родителям было предложено ответить на вопросы авторского полуструктурированного интервью с целью изучения представлений о синдроме эмоционального выгорания и выявления его признаков у них.

Анализ результатов исследования показал следующее. 73% приемных родителей не имеют представлений о том, что такое синдром эмоционального выгорания и каким образом он проявляется. 17% воспитателей слышали о таком состоянии, но полагают, что оно не имеет никакого отношения к воспитанию приемных детей. 10% приемных родителей знают, что воспитательная деятельность сопряжена с различными сложностями, которые могут в итоге вызвать синдром эмоционального выгорания.

Приемные родители отметили, что на третьем году воспитательной деятельности они стали замечать у себя некоторые проявления, которые могут быть классифицированы как признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания, а именно: повышенная раздражительность, бессонница, головные боли, рассеянность внимания, физическая и моральная усталость, нежелание выходить лишний раз из дома, избегание дополнительных контактов с другими людьми, «зацикленность» на теме воспитания приемных детей, неумение расслабиться, ощущение всегда «забитой» мыслями головы и др.

По мнению приемных родителей, к развитию синдрома эмоционального выгорания могут приводить следующие факторы: 1) несоответствие ожиданий реальности воспитательных будней; 2) недооценка трудностей или преувеличение родителями собственных возможностей; 3) ответственность перед контролирующими структурами (органы опеки, служба сопровождения); 4) стремление выглядеть «примерными» родителями; 5) материальные сложности (недостаточные размеры дома/ квартиры, временные затраты, нехватка материальных средств и др.); 6) несогласие одного из супругов на прием ребенка в семью; 7) постоянная однообразная деятельность; 8) занятость «24 часа», отсутствие выходных и отпуска; 9) ущемление собственных потребностей; 10) «трудновоспитуемость» приемных детей, сложности в построении взаимодействия с ними.

Из мероприятий, которые могли бы помочь справиться с нарастающей воспитательной усталостью, приемные родители предложили образовательные семинары и лекции, психологический тренинг, участие в клубе замещающих семей, групповое консультирование по проблеме выгорания, группу поддержки и др. При этом многие из них (67%) отметили, что с трудом могут найти время для участия в этих мероприятиях. 80% воспитателей указали, что дома не уделяют себе должного внимания по причине высокой занятости. Кроме того, приемные родители называли такие способы профилактики синдрома выгорания, как посещение различных мероприятий, выезды на природу, общение с другими приемными родителями, ведение дневника, занятия спортом, налаживание взаимоотношений с супругом (супругой), обучение, личностное развитие и др.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что воспитание приемных детей является очень непростой деятельностью, требующей больших эмоциональных и физических вложений, что нередко приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания. К сожалению, большинство приемных родителей не имеет знаний об этом состоянии, его основных причинах, что на практике лишь осложняет внутрисемейную ситуацию, вызывает рост напряжения и заставляет прилагать еще больше усилий по стабилизации обстановки. Иными словами, специалисты служб сопровождения замещающих семей, органов опеки должны проводить просветительскую работу с приемными родителями по вопросам профилактики эмоционального выгорания, данная тема может быть включена в программу подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание детей-сирот в свою семью.

Список литературы

1. Белова Л.А. Чтобы не превратиться в пепел: синдром выгорания у замещающих родителей и его профилактика: методическое пособие. Майкоп: издатель А. А. Григоренко, 2011. 56 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 358 с.

3. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 414 с.

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Федеральные законы и кодексы Российской Федерации: полный текст документов. URL: http://www.consultant.ru/popular/family/20_26.html (дата обращения: 16.01.2015).

5. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Словарь-справочник. URL: http://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm

6. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Энциклопедия заболеваний. URL: http://vlanamed.com/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya/ (дата обращения: 28.12.2014).

7. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 628 с.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д. Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога(родителя) и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, вы можете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание Клуба

замещающих родителей

на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

замещающих родителей»

Подготовила:

Педагог-психолог Службы

О.В. Понасийская

  1. Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нервно-психическими расстройствами. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов, родителей) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога (приемного родителя) – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель?

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, выможете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1 . Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:

0-1 балл - синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время:5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы физиологической саморегуляции:

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
  • РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

  • длительный сон,
  • вкусная еда,
  • общение с природой и животными,
  • движение,
  • танцы,
  • музыка.
  • баня, сауна, массаж;
  • горячая ванна с пеной;
  • SPA-процедуры

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • занятие любимым делом - хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько арттерапевтических упражнений , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Тренинговое упражнение:

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Обсуждение.

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.