Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух. Занятие в средней группе на тему: «Воздух-невидимка Воспитательное занятие для малышей воздух

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Павловский детский сад № 8 «Рябинушка» Павловского муниципального района Воронежской области

КОНСПЕКТ НОД

«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» СРЕДНЯЯ ГРУППА

Провела воспитатель: Полумиско Л.М.

Задачи:

Образовательные:

    подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

    способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

    развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

    развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

    развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

    воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

    воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: ,

    полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

    стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

    мыльные пузыри

    игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

    2 подноса;

    кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

    бумажные салфетки и веера, вертушка

Интеграция:

Образовательная область «Коммуникация» - развитие свободного общения воспитателя с детьми.

Образовательная область «Безопастность» - формирование основ безопасности во время проведения элементарных опытов и экспериментов.

Образовательная область «Социализация»- Продолжать учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения на занятиях и во время проведения опытов и экспериментов.

Образовательная область «Художественное творчество»-продолжать учить детей разгадывать загадки. *

Образовательная область «Труд»- Учить выполнять детей индивидуальные и коллективные поручения, желание оказать помощь товарищам

Образовательная область «здоровье» -продолжать укреплять физическое здоровье детей

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Медвежонок : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Медвежонок: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, Мише, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Медвежонок: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Миша Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Медвежонок: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Мише, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Д а.

Раздаю полиэтеленовый пакеты.

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? " ,

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри. Миша!

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Медвежонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Миша, Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Медвежонок: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дети,разделенные на две группы раскладывают игрушки на подносы.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети раскладывают игрушки на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Мише! Теперь ты знаешь, Миша, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Медвежонок: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Дети подходят к столам и садятся на стульчики.

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель : Миша, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Медвежонок: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Миша? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Дети садятся за столы.

Медвежонок: Я понял вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Мише, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Дети подходят к тазикам с водой на ковре.

Игра « Кораблики»

Дети садятся на скамейку.

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. -

Медвежонок: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.(раздаю веера)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Собираю веера.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Медвежонок: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С чесноком.

Медвежонок: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Миша ! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель : Вот видите,вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Миша, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Медвежонок :

Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух легче воды и что он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха;

Воздух есть внутри нас.


Мы дуем в трубочку, образуя пузырьки, воздух выходит






Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут





  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Научить детей выполнять элементарные опыты.
  • Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
  • Оборудование и материалы:

    • у воспитателя
    • - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли.
    • у детей
    • - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки, кусочек кирпича, комок земли, деревянный брусок, вертушки.

    Ход занятия

    Организационный момент

    В-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    (Звучит лёгкая приятная музыка).

    Сделайте глубокий вдох, выдох.

    Вдохните здоровье, выдохните болезни!

    Вдохните добро, выдохните неприятности!

    Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

    Нам легко и приятно.

    Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

    Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

    В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

    Через нос проходит в грудь
    И обратно держит путь,
    Он невидимый, но всё же
    Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух) .

    Основная часть занятия

    В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

    В-ль сначаларассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

    (Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

    В-ль: Что сейчас в пакете?

    Дети: Кубики.

    В-ль: Какой стал пакет?

    Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

    В-ль: Почему? (Ответы детей) .

    (Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).

    В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

    Дети: Ничего.

    В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем) . Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

    Дети: Воздух!

    В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

    Дети: Шипение, так выходит воздух.

    В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

    Дети: Невидимый.

    В-ль: А какой он по цвету?

    Дети: Бесцветный.

    В-ль: А по запаху?

    Дети: Без запаха.

    В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

    Практическая часть занятия

    Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

    В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы) .

    Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

    Дети: стакан внутри сухой.

    В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей) .

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей) .

    Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

    В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

    Дети: Пузыри.

    В-ль: Откуда они взялись?

    Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

    Опыт 2. “Как увидеть воздух”

    В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

    Дети: Пузырьки.

    В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

    Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

    В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок ). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей ).

    В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Осторожно ветер из калитки вышел;
    Постучал в окошко, побежал по крыше.
    Поиграл немножко ветками черёмух,
    Пожурил за что-то воробьев знакомых.
    И расправив бодро молодые крылья,
    Полетел куда-то вперегонку с пылью.

    Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

    В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

    Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

    Дети: да, нет (мнения разделились) .

    В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

    Дети: Не знаем, воздух.

    В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

    А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей) .

    Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

    Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

    Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.

    Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

    Земля - опускают руки вниз.

    Вода - вытягивают руки вперёд.

    Огонь - прячут руки за спину.

    Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

    Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

    Дети возвращаются на свои места.

    Опыт 5. “Запахи воздуха”

    В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

    Дети: Ничего, пусто, воздух.

    В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

    1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

    Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

    Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

    Заключительная часть занятия

    Беседа с детьми.

    В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

    Дети: Мы им дышим!

    В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы) .

    Какой воздух нам нужен?

    Дети: Чистый, свежий!

    В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

    Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

    В-ль: А что значит чистый воздух?

    Дети: Это когда легко и свободно дышится.

    В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

    Дети дают разные ответы.

    В-ль: А где бывает грязный воздух?

    Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

    В-ль: А что значит грязный воздух?

    Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

    В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

    Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

    В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда) . В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.

    1. Я берёзку качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу.
    А меня не видать,
    Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

    2. Кто это такой садовник,
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы,
    Вымыл травы и кусты? (Дождь)

    3. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. (Зима)

    4. С горы сбегая без труда
    Она гремит, как гром.
    В морозный день она тверда,
    Руби хоть топором.
    Нагрей её и к облакам,
    Она взлетит тогда.
    Теперь ты мне ответишь сам -
    Зовут её (Вода)

    5. Подходила, грохотала,
    Стрелы на землю метала,
    Нам казалось шла с бедой.
    Оказалось шла с водой.
    Подошла и пролилась,
    Вдоволь пашня напилась. (Туча)

    6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
    С тополей сбивает (Пух)

    Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.

    Макагонова Татьяна Васильевна

    Город (населенный пункт):

    город Нягань

    Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

    Макагонова Татьяна Васильевна,

    воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

    «Детский сад №11 «Ёлочка»

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

    (Игра на общение)

    Станем рядышком, друг с другом,
    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
    Нам здороваться не лень:
    Всем «Привет!» и «Добрый день!»
    Если каждый улыбнётся -
    Утро доброе начнётся.
    - ДОБРОЕ УТРО!!!

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

    Воспитатель: Правильно!

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

    Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

    Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Через нос проходит в грудь,

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух!

    Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

    Воспитатель: Кто это там кричит?

    (В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

    Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

    Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

    Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

    Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

    Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

    Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

    Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

    Дети: Лаборатория.

    Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

    Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать

    Научиться наблюдать,

    Будем вместе развивать

    Качество - внимательность,

    А поможет всё узнать

    Наша наблюдательность.

    Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

    Мы опыты начинаем

    Интересно здесь бывает

    Постарайтесь все понять

    Много нужно здесь узнать

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

    Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

    Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

    Вывод: человек не может жить без воздуха.

    Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

    Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

    Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

    Вывод: воздух бесцветный.

    Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).

    Вывод: воздух можно почувствовать.

    Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

    Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

    Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

    Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

    Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

    Дети: Идёт пар.

    Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

    Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.

    Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

    Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)

    Вывод: Воздух переносит запахи

    Воспитатель : А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

    Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)

    Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

    Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

    Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

    Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

    Воспитатель : А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

    Вывод: воздух можно услышать разными способами.

    Воспитатель : А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

    Воспитатель : Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

    Вывод: Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель : А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим.

    Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

    (На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет).Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

    Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

    Воспитатель : Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

    Воспитатель : Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

    Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

    Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

    Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

    Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

    Воздух окружает нас со всех сторон.

    Воздух можно услышать.

    Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

    Человек может жить без воздуха.

    Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.

    Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

    Дети: Спасибо!

    Приложение

    Стихотворение про воздух

    Он – прозрачный невидимка,
    Лёгкий и бесцветный газ.
    Невесомою косынкой Он окутывает нас.

    Он в лесу густой, душистый,
    Как целительный настой.
    Пахнет свежестью смолистой,
    Пахнет дубом и сосной.

    Летом он бывает тёплым,
    Веет холодом зимой.
    Когда иней лёг на стёкла
    Пышной белой бахромой.

    Мы его не замечаем,
    Мы о нём не говорим.
    Просто мы его вдыхаем –
    Он ведь нам необходим.

    СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

    Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

    Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка»

    Цель занятия: формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.

    Образовательные задачи:

    Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

    Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

    Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

    Развивающие задачи:

    Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

    Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

    Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

    Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

    Методы и приёмы

    На занятие используются следующие методы и приемы:

    Практические: опыты с воздушными шаром, трубочками, мыльными пузырями; физкультминутка, дыхательная гимнастика;

    Наглядные: презентация, для иллюстрированного сопровождения занятия; наблюдение.

    Словесные: художественное слово, беседа, вопросы к детям.

    Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

    Оборудование

    К занятию потребуется следующее оборудование:

    Телевизор;

    Ноутбук;

    Песочные часы;

    Стаканы, чашки с водой;

    Воздушные шарики;

    Соломки для коктейля;

    Мыльные пузыри, поднос;

    Веер,

    - ёмкости для воды,

    Одежда исследователей;

    Полиэтиленовые мешки;

    Медальки;

    Салфетки бумажные;

    Камень, деревянный кубик, губка.

    Предварительная работа

    Предварительная работа включает в себя:

    Наблюдения на прогулках, за погодой за ветром;

    Беседа на тему «Как человек использует воздух»;

    Рассматривание иллюстраций;

    Заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях;

    Рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления»;

    Вееров;

    Игры с мыльными пузырями, воздушным шариком.

    Словарная работа

    Обогатить словарь детей словами:

    Лаборатория;

    Прозрачный;

    Невидимый;

    Упругий;

    Опыты;

    Экологи.

    Ход занятия

    . Организационный момент

    Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Слайд 1) А какие 5 помощников будут нам помогать?

    Дети: глаза, уши, нос, рот и руки.

    Психогимнастика

    Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза (Слайд 2)

    Руки к солнцу поднимаем

    И вдыхаем, и вдыхаем.

    Ну, и руки опускаем,

    Воздух тихо выдыхаем «ф-ф-ф»

    Открываем глазки, улыбнулись.

    Создание проблемной ситуации

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно,- это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем отгадав загадку. (Слайд 3)

    Воспитатель:

    Через нос проходит в грудь,

    А потом в обратный путь.

    Он невидимый, но всё же

    Без него мы жить не можем.

    Дети: воздух

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?

    Дети: он легкий.

    Воспитатель: Так значит, получается, что воздух легкий. А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

    Дети: ветерок.

    Воспитатель: А вы его увидели?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

    Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?

    А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?

    . Основная часть

    Разрешение проблемы с помощью опытов:

    Воспитатель: Почему мы можем назвать воздух невидимкой?

    Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.

    Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?

    Дети: Не получается.

    Воспитатель: А давайте попробуем пакетом.

    Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: Смотрите. (Слайд 4)

    вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

    Опыт 2 «С соломинкой»

    Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

    Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? (Слайд 5)

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вначале тихо,

    потом сильнее. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель : Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Вывод: Воздух находится везде.

    Физкультминутка «Мыльные пузыри»

    Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

    Дети: Мыльные. (Слайд 6) с музыкой .

    Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

    Воспитатель : -Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

    Опыт 3 «С небольшими предметами»

    Воспитатель: Воздух есть во всех предметах. (Слайд 7) На столе у меня стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) Есть ли воздух в этих предметах? Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?

    Дети: предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх, потому что они лёгкие.

    Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

    Вывод: воздух легче воды.

    Опыт 4 «Со стаканом»

    Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. (Слайд 8)

    Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

    Дети: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

    Воспитатель: А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде?

    Дети: Видны пузырьки воздуха.

    Воспитатель : Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги?

    Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

    Вывод: воздух занимает пространство.

    Физкультминутка «Дует ветерок»

    Слова

    Действия

    Дует ветер с высоты.

    Гнутся травы и цветы.

    Вправо – влево, влево – вправо

    Клонятся цветы и травы.

    А давайте вместе

    Все попрыгаем на месте.

    Выше! Веселей! Вот так.

    Переходим все на шаг.

    Вот и кончилась игра,

    заниматься нам пора.

    Руки вытягиваем вверх

    Махи руками из стороны в сторону

    Наклоны в стороны медленно

    Наклоны в стороны быстро

    Прыжки на месте

    Прыжки в высоту

    Ходьба на месте

    Остановились

    Улыбнулись

    Опыт 5 «Нагреваем воздух»

    Воспитатель: Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Слайд 9)

    Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

    Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Вывод: теплый воздух поднимается вверх.

    Опыт 6 «С веером»

    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! (Слайд 10) Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

    Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.

    Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

    Дети: Без вкуса.

    Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

    Дети: Без запаха.

    Воспитатель : Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

    Дыхательная гимнастика «Надуваем шар»

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

    Дети: Это воздушные шарики. (Слайд 11)

    Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему шарик грустный? Дети: Он сдутый.

    Воспитатель: что нам нужно сделать чтобы шарик улыбался. Был веселый и радостным?

    Дети: Нужно надуть его

    Воспитатель: Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.

    Воспитатель: Молодцы ребята!

    Посмотрите теперь шарик улыбается.

    Опыт 7 «С песочными часами»

    Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Слайд 12)

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, человек сможет прожить без воздуха? Ставим песочные часы, зажимаем нос и стараемся не дышать.

    Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! - Значит, для чего нужен воздух?

    Дети: чтобы дышать.

    Без дыхания нет жизни.

    Вывод: человек не может без воздуха, воздух нужен всему живому на Земле.

    Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.

    Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Слайд 13)

    (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

    Воспитатель: Чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

    III . Заключительная часть

    Итог

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (Слайд 14)

    Ребята: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; Что воздух легче воды; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей; Без воздуха ничто живое не может жить; что воздух не пахнет и может передавать запахи; узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха; Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

    Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные. Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам. Нам, ребята, пора на прогулку, сейчас оденемся, пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! (Слайд 15)

    Выполнила: воспитатель Кезина Евгения Александровна

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Задачи:

    1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

    2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

    Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

    Форма проведения: подгрупповая.

    Ход:

    1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

    Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

    Дружно мы все встали в круг,

    Будем делать – парашют.

    Друг за другом мы идем,

    Парашют в руках несем.

    Руки вверх все поднимаем,

    Парашют наш надуваем.

    Вот какой наш парашют

    Легким воздухом надут.

    Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

    Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

    Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки)

    А как вы думаете, где ещё находится воздух?

    Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

    Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

    Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

    Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

    Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

    Что в них находится? (воздух)

    Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

    А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)

    Ветер – это движение воздуха.

    - Вот мы и открыли первый секрет воздуха : (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

    Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

    1. - Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

    (на доску выставляется карточка - символ)

    А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

    2 . Опыт «Что в стакане?»

    Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

    Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

    Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).

    Попадает ли вода в стакан? (нет)

    Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

    Дети: Сухой!

    Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

    А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

    Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

    Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

    Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

    3. Опыт «Воздух в человеке»

    (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

    Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

    Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

    Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

    - Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

    А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

    Физкультминутка

    Ветер дует нам в лицо

    (взмахи руками)

    Закачалось деревцо

    (качаемся)

    Ветерок все тише, тише,

    (приседаем)

    Деревцо все выше, выше

    (поднимаемся на носочки).

    4. Д/и «Имеет ли воздух запах?»

    Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

    Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

    Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

    Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

    5. Предложить встать в круг и отвернуться.

    Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

    Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

    А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

    Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к.

    ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

    Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

    Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

    Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

    Сможет ли человек жить без воздуха?

    6. Опыт «Не дышу»

    Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

    Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

    Чего вам не хватало? (воздуха)

    Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

    Д/и «Кому нужен воздух»

    Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

    Картина с изображением живой и неживой природы. Дети называют, кому нужен воздух.

    Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

    Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну:

    «Воздух нужен всему живому».

    В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.

    Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

    Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

    Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

    7. Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

    На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

    Итог НОД:

    Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок.

    Что это? (надувает пузырь)

    Что внутри них? (воздух)

    Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,

    не замерзнуть ли пузырьки на улице.

    Сейчас можно и поиграть с пузырьками:

    Если дунуть посильней,

    Будет много пузырей!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Ни за что их не поймать.