Коляда отворяй ворота. Пришла коляда отворяй ворота. А. Жалость к себе, вызванная житейскими неурядицами

Сценарий праздника

"Пришла коляда - отворяй ворота!"

для детей старшей и подготовительной группы

воспитатель МБДОУ "Детский сад №62"

округ Муром Владимирской обл.

Цель: Познакомить детей с зимними обрядовыми праздниками русского народа.

Задачи:

Воспитывать у детей любовь и уважение к культурным традициям русского народа. Воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей интерес к фольклорному творчеству, обрядовым праздникам (Коляда)

Развивать активность, инициативность, умение перевоплощаться.

Знакомить детей с древней славянской культурой.

Обогащать словарь детей новыми образными словами, выражениями (Рождество, зимние святки, колядовщики, ряжение, звездарь, звонарь, мехоноша)

Способствовать формированию эмоционального отношения к исполнению фольклорных произведений.

Способствовать популяризации в обществе старинных народных традиций колядования и щедрования.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле русского быта: русская печка; стол, накрытый расшитой скатертью. На столе самовар, угощенья. За столом сидят хозяин и хозяйка (дети, одетые в русские народные костюмы).

Под русскую народную музыку дети входят в зал, рассаживаются. Входит воспитатель -ведущая.

Ведущая :

Ой, ребятки, нынче святки ,

Не пойти ль нам на колядки ?

Пойдём? (Пойдём)

Ребёнок с места :

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле!

А ну, за мной! (Дети бегут и играют на инструментах)

Дети поют : Наступило Рождество

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ ,

Веселится и поёт.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили .

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Коляд , Коляд , Коляда ,

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда !

Накануне Рождества!

Ребёнок : Звёзды водят хороводы,

Веселятся все народы.

Рождество вы славьте, люди!

Все : Пусть вам только счастье будет!

Ведущая : А на Святках – свои порядки !

Веселились, и пой ребятки,

Ходим по избам,

Стучим, гремим,

Песни поём!

Хозяйку с хозяином зовём! (Стучат во все стороны)

Дети поют : Коляд , Коляд , Коляда ,

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда !

Накануне Рождества!

Выходят хозяйка с хозяином

Хозяин : Это кто же так стучит?

По морозу бегает,

Коляда , коляда , (дразнит)

Уходите со двора!

Ребенок : Мы мороза не боимся

Мы играем, веселимся.

Нам зима красавица

Даже очень нравится.

Хозяйка : Это чем же она вам нравится?

мороз, снег, вьюга! УХ!

Ребенок : Так мы греться умеем!

Танец «Согревалочка»

1. Мы ногами топ-топ.

Мы руками хлоп-хлоп.

Головою круть-круть.

Постучим себя мы в грудь.

2. Пяточками гоп-гоп.

По коленям шлёп-шлёп.

Погладили животики.

И раскрыли ротики! (Все остаются с открытыми ртами)

Хозяйка : Ой! Дед, смотри рты - то, как открыли?

Хозяин : Сразу видно голодны!

Хозяйка : Что же вы хотите?

Ребенок : Мы пришли колядовать

Да хозяев поздравлять!

С Рождеством Христовым!

Поют :

Коляд , коляд – коляда

Коляде нужна еда !

Чем хозяйка нас одарит,

Что хозяйка нам подарит?

Ребёнок говорком : Денег мешок, или каши горшок

Кувшин молока, или кусочек пирога?

Поют :

Коляд , коляд – коляда

Коляде нужна еда !

Чем хозяйка нас одарит,

Что хозяйка нам подарит?

Ребёнок говорком : Не скупись на крошки,

Дай еще лепешки!

Сладкие белые.

Только не горелые!

Поют :

Коляд , коляд – коляда

Коляде нужна еда !

Чем хозяйка нас одарит,

Что хозяйка нам подарит?

Ребёнок говорком : Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Хозяйка : Ой, дед смотри!

Не плясали и не пели,

А угощенья захотели?

Ребенок : Так это мы мигом!

С Рождеством вас поздравляем,

Пляску бойко начинаем!

Музыка «Из-под, дуба»

1. Ну-ка, русскую давайте,

Веселее начинайте.

Прогуляемся, прогуляемся!

2. По коленкам да в ладошки

Мы похлопаем немножко.

Забавляемся, забавляемся!

3. А теперь пошли вприсядку,

Вот какие мы ребятки!

Не стесняемся, не стесняемся!

4. Вот мы кружимся и пляшем

И гостям весёлым нашим

Улыбаемся, улыбаемся!

Хозяйка : Вот вам детки

Денег мешок, и каши горшок

Кувшин молока, и кусочек пирога?

Хозяин : И килограмм конфет

Чтоб жить без бед!

Ребенок : Мир хозяину с хозяйкой,

Чтобы горя вы не знали,

Что б в достатке пребывали!

Ребенок : Чтоб веселым был ваш дом,

Красота цвела кругом,

Чтобы вы добро дарили,

Тем же вас благодарили.

Ведущая : Щедрый вечер!

Добрый вечер!

Мы смогли сегодня встретить!

А теперь пора проститься,

И домой нам возвратиться!

Заканчивается праздник чаепитием.

Онлайн – конкурс.

«Интерактивные формы сотрудничества с родителями» .

Развлечение для детей старшего разновозрастного

дошкольного возраста и родителей.

Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО" href="/text/category/tyumenskaya_obl__i_hanti_mansijskij_ao/" rel="bookmark">Тюменская область , Абатский район

С. Конево ул. Советская дом 33.

Тел.–

СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»

Развлечение для детей старшего разновозрастного дошкольного возраста.

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Участник: , .

Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.

Задачи:

1. Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры

2. Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.

3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.

4. Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.

Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.

Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда - отворяй ворота»

Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?

Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.

Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.

Поют все:

Коляда, коляда!

Пришла коляда.

На другой день Рождества!

Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?

Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.

Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.

Девочка : А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:

Пошла коляда

В первый день Рождества

В первый день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба: Кто там?

Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тому двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик - Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка - то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Бабушка Люба:

Ах вы хитрые ребятки.

От гадайте - ка загадки.

Загадывает загадки.

1.Голодна – мычит.

Сыты – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажаты в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е - е (коза)

Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.

Бабушка Люба:

Теперь игра не развлечение,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:

За ваша старанье

Вот вам угощенье.

Кушайте на здоровьице

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят Ряженый родитель:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.

Колядка:

Пошла коляда,

В другой день Рождества

В другой день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети подходят к дому и стучат в дверь.

Дети: Дома ли хозяйка?

Баба Нэля: Дома, дома.

Открывает дверь дети заходят.

Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем душевно встречаем.

А колядующих всегда уважаем.

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Лил хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тома двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик - Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка - то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Девочка Даша К:

Пролетел соколок

Через тетушки дворок

Обронил сапожек

Дай, тетушка, пирожок.

Баба Нэля:

Нету, деточки, нету милые.

Уж стара я стала, прибирать все стала:

Пирожок – на полок,

Пяточек – в сундучок.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Погодите же постойте, песенку сначала спойте.

Девочка Соня:

Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.

Дети поет песню «Снеженика».

Сл. М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.

1. Что такое снеженика? Что такое снеженика?

Что такое снеженика? Я ответить вам могу:

Это ягода такая, это ягода такая,

Это ягода такая, что искрится на снегу.

2. У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,

У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.

И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.

3. Снеженику не ищите, снеженику не ищите,

Снеженику не ищите, по лесам и по полям,

Потому что, потому что, потому что снеженика,

Потому что снеженика – это выдумка моя.

Приложение музыкальное №1

Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.

Хлебом – солью привечаю,

Кашей, чаем угощаю!

Ложки деревянные, пирожки румяные.

Проходите гости дорогие!

Ну, дети, присаживайтесь!

Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.

Бабушка Нэли :

Наступили Святок

Радостные дни.

И зажглись на елках

Яркие огни.

Погадаем, ведь без этого нельзя.

Мы узнаем многое друзья.

Баба Нэля гадает детям.

Ход гадания:

Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.

Родитель ряженый:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Возвращаясь в детский сад поют.

Сеем, веем, посеваем

С новым годом поздравляем.

Кабы нам колядок

На недель десяток

Подойдя к садику воспитатель спрашивает.

Воспитатель: А какие же святки без плясок?

Девочки: А мы ногу на носок

Мальчики: Мы присядем ногу в бок.

Девочки: Тапотушками пойдем.

Мальчики: С вами мы плясать пойдем.

Звучит русская народная песня «Барыня»

Приложение

Танцуют все дети и взрослые.

Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю

Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»

Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют

«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»

При этом стоящий в середине ребенок делает какое - либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.

Ряженый родитель:

Хлебом – солью всех встречаем.

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем.

Говорим о том о сем.

Ряженый родитель: Я иду, иду, иду.

Самовар в руках несу.

Самовар в руках несу прибаутки пою.

Как для вас, мои друзья,

На варила, на пекла девяносто два блина.

Два корыта киселя, пятьдесят пирогов -

Не наитий едоков.

День заканчивается общим чаепитием, на которое приглашаются, дети, родители и гости.

Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

    Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

    Возрождение русских обычаев и традиций.

    Сплочение детского коллектива

Ход мероприятия.

Выбегают глашатаи с указами.
1-й глашатый.
Гости, велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.

2-й глашатый.
Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!

Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы.

Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята:
1-й
Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, играться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2-й
Вот и зимушка пришла!
Растворяй -ка ворота!
Пришла и Коляда, да из Красногорода.
3-й
Гости наши дорогие!
Взрослые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,

4-й
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки.

Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

Выходят дети и читают стихи:

Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2-й
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3-й
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Рассказ о славянском празднике «Коляда».


Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью , под которую клали солому или сено . На столе рождественская кутья да каша . Обязательно на блюде пирог и, кренделя , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

Сценка «Колядки».

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

1 колядующий.

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

2 колядующий:

Пойдём к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

Хозяин Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Колядующие идут к следующему дому.

Учитель.

Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

    Мороз невелик, а стоять не велит.

    Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

    Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

    Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

    Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

    Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

Мороз, мороз, иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник.

Мороз, мороз, не морозь наш овес,
Киселя поешь, нас потешь.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

ЧУЖОЕ ИМЯ

Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

ГАДАНИЕ СНЕГОМ

Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

попадет суковатое

И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра «Баба Яга».

Бабка Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

Баба-яга. У меня живот болит.

(Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

У медведя во бору

Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча руками ни в коем случае нельзя , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

Проводится игра «К нам коза пришла»:

К нам коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела,

(говорком) А самого маленького оставила.

Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

После игр ведущий может загадывать загадки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1.Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2.Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4.Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5.В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу - топ-топ.

(Балалайка).

Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

Девочки поют частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

6.Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

7.Мы всегда везде такие -

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

8.Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

9.На столе стоит стакан,

А в стакане - тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

10.Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

11.У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Пожелания всем зрителям.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

4-й ребёнок

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Учитель.

И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!

На удивление колядки (щедривки) - не только дошедшие до нас фольклорные старинные народные тексты приветстветственных песенок. Сочиняют колядки и сейчас. Творчество непрофессионального поэта, военного в отставке и депутата Мосгордумы Николая Страхова на сайте "Стихи.ру" - яркое тому подтверждение. Не судите автора строго, написал он от души, весело и с юмором, так что используйте по назначению!

* * *
Ой, бяда, бяда, бяда -
К нам приходит Коляда!
Нужно пряники готовить,
Как обычно, как всегда!

В веси, сёла, в города
Приходила Коляда
Добрых людев собирать,
С Новым годом поздравлять!

Мы к воротам подошли,
Встали в три рядочка,
Будем песенки спивать
Всю весёлу ночку!

Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) (1867-1930) Со звездой. 1916 г. Историко-краеведческий музей, Самара

Иосиф Иосифович Смукрович (1872-1953) Колядки.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) Скоморохи. 1904 г.

***
Ой, хозяин наш богатый,
Сыпь на пряники лопатой!
Ну, а за Колядку -
Дай на шоколадку!

Ныне ночь рожденья Бога!
И пусть щиплет нос мороз!
В яслях скинии, поныне,
Знаем, родился Христос!

Piotr Stachiewicz (Polish, 1858-1938) Na szczęście! Na zdrowie! Na ten Nowy Rok!

Jaroslav Friedrich Julius Věšín (Czech born - Bulgarian, 1859-1915) Winter Revelers.

Adam Setkowicz (Polish, 1876-1945) Kolędnicy.

Ой, хозяйка молодая,
Будь ты добрая, не злая!
Поцелуй меня в уста,
Чтобы рожь была густа!

Без смущенья, без оглядки
Ныне мы поём колядки!
Пусть целуют нас девчата
И из той, и с этой хаты!

Елена Ревуцкая Колядки. 2009 г.

Юлия Владимировна Лучкина (род. 1980) Коляда. 2008 г.

Галина Сергеевна Ермоленко (род. 1960) Каляда. 2005 г.

***
Одиноко жил бирюк
Денег накопил сундук...
На его крыльцо девчонка
С колядой пришла вдруг звонкой...

Всё! Испёкся враз мужчинка!
Всё! Нашлася половинка!
Одиночеству - конец!
Сваты, кольца, под венец!

Анастасия Анатольевна Швецова (род. 1982) Каляда.

Игорь Витальевич Медведев Колядки. 2009 г.

Мария Станиславовна Павлова (род. 1979) Встреча с ряженым.

***
Добрый вечер!
Щедрый вечер!
Добрым людям
Хлеба в печи!

Без опаски, без оглядки
Запеваем мы колядки!
Здесь хозяева, аль нет,
Им хвалу поёт весь свет!

Ни кусками и не крошкой,
Каравай подай в окошко!
Будет цельным каравай -
Боже, счастья дому дай!

Дети с радостью спивают!
Их благословил Христос!
Мы хозяев прославляем!
И не страшен нам мороз!

Божьей милостью снега
Запорошили луга,
Чтобы было много жита,
Чтоб сныть была побита!

* сныть - растение-сорняк (Прим. мое)

Лариса Булыгина Колядки (панно настенное).

Василий Иванович Птюхин (род. 1948) Изыди. 2000 г.

Владимир Васильевич Рябчиков (род. 1967) Ряженые.

Татьяна Михайловна Сипович Колядки 2009 г.

Открывайте окна, двери!
Под личиной в гости звери!
На колядки к вам пришли!
Поют, пляшут от души!

Угощайте пирогами
И топлёными блинами!
Калачом нас угостите -
Величание просите!

Мы колядки очень долго
Можем хором распевать!
Но к другим уходим бодро!
Меру тоже надо знать!

© Николай Страхов, 2012 г.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис (род. 1965) Колядки. 1997 г.

Татьяна Карп Коляда.

На новогодние и рождественские дни молодежь и дети ходят колядовать. Рождественские колядки для детей — это такие обрядовые песни, в которых колядующие прославляют хозяев дома, желают им счастья и добра. Я собрала разные тексты колядок для детей, которые понятны детям и современным взрослым. Устаревшие обрядовые песни я намеренно не стала включать в эту статью. Они малопонятны детям и некоторым взрослым.

Кроме того, хотелось бы несколько слов сказать о самом процессе колядования. Для современной молодежи коляда стала чем-то вроде «побора» в форме конфет и денег. Истинный же смысл колядочных песен сводится к доброму пожеланию хозяевам здоровья, доброго года, удачи и прибыли в семье. За такие пожелания, сценки и костюмы и одаривали детей конфетами.

Колядки для детей

Коляда для сбора молодежи на веселый процесс колядования.

***
Коляда-коляда
Зашла в новы ворота!
А за ней Мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип стал молод!
Мороз не велик,
Нам стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.

***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

***
Матушка - зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришла колядки!
Коляда - моляда

Песни колядки с пожеланиями:

***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!

***
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!

***
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.

***
Коляда, коляда!
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

***
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

***
Ой, колядушка-коляда,
Хозяюшка молода
И хозяин строгий
Встречайте на пороге
Ряженых искусников.
Угостите вкусненьким.
Сыпьте деньги, сласти,
Не спугните счастье.
Пусть у вас все спорится
И воздастся сторицей!

***
В небе светится звезда,
В час святого Рождества…
Приходила Коляда,
Обходила все дома,
В двери, с окнами стучалась,
Шла смеялась и игралась…
А за шумной Колядой,
Колядовщики гурьбой…
Все ликуют и хохочут,
Песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества…»

***
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.

Рождественские колядки детям

И создай вам,
Господи, Еще лучше того!

***
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
За привет, за угощение
Вы примите поздравление!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!

***
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай бог тому, кто в этом дому.
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.

***
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!

***
Сеем, веем, развеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощения нам давайте!

***
Коляда- коляда
Отворяй ворота!
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
У приветливых хозяев
Год пусть будет урожайным.
Дайте ряженым конфет,
Счастье вам пришлет привет.
Дайте рубликов, монет,
Жить вы будете сто лет.
Сыпьте все в мешок до кучи.
На дворе мороз трескучий,
Мы замерзли, но теплом
Отогрел ваш добрый дом!

***
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли вас прославлять
И хозяев величать.
Вам житья сто лет,
И полный стол на обед!

***
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Пришла Коляда – отворяй ворота

ОТВОРИ́ТЬ (отт-, -ти), рю́, ри́т, сов. , ОТВОРЯ́ТЬ , я́ю, я́ет, несов. ; Отворе́нный (-еный), Отворяющий, Отворяемый , прич. , Отвори́в, Отворя, Отворяя , деепр. что. 1. Открыть запертое; распахнуть (дверь, окно, ворота и т. п.). Сундук открыть, отворить. ЛВ1 II 547. Но развѣ эта дверь не отворяется! вздумал я, и потихоньку отворил ее. Крм. ПРП I 260. | В посл. Ження ѣдет родня, отворяй ворота, а мужня родня, затворяй ворота. Брсв Посл. 69. | О запертом помещении. Лишь только отворили мнѣ Предтеченскую церковь, то во оной возлѣ дверей показался сумет снѣгу. Пут. Члщ. 227. | безл. Вѣтром отворило дверь, окошко. Ад. I 151. ◊ О. ключ, запор. Повернуть, отодвинуть, дав доступ куда-л. Отворяют на исподи творила ключь, и испущают вино желобами в погреб в бочки. Афон. гора 82. ◊ О. (градские) врата (ворота), о. город. Сдать город неприятелю. Чаем, что-б конечно Стейнбок принужден был не только нам ворота отворить, но и сам со всѣм войском на дискрецию отдаться. АК VIII 65. ◊ О. пакет, печать. Вскрыть, распечатать. Приходящие пакеты ко мнѣ секретарь посольства Гросс может отворять. Кнт. Деп. 126. ◊ О. путь, дорогу. Освободить, очистить, проложить. Дорогу себѣ отворить, путь открыть, очистить. ЛВ1 II 547. Колумбы Росские презрѣв угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток. Лом. ПВ 9. Всѣ пути себѣ грудьми в стан вражий отворяют. Птрв 209. || Перен. Дать доступ куда-л.; сделать доступным что-л. Аще бы не сей сосѣд наш <Швеция> .., невѣдала бы <Россия> сил и регул воинских, не отворила бы себѣ моря сѣвернаго. Пркп. О мире 11. Дом его каждому отворен был. Маркиз II 95. Сад Принца Фердинанда.. отворен для всѣх порядочно-одѣтых людей. Крм. ПРП I 172. ◊ О. вход, выход, проход, ход, доступ куда, к чему, чему. Вы, которым вход к наукам свободно отворен. Лом. СС I 206. Приятно лесть вездѣ приемлют, и всюду ход отворен ей; Внимая правду, люди дремлют, И часто бѣгают от ней. Хрс. Тв. VII 366. ◊ О. путь, дорогу, двери, врата, окно к чему. Создать условия для чего-л. <Индепенденты> всѣм безумствующим прибежище творят, и к самоволству окно отворили. Пуф. Ист. 1718 158. Сие завоевание <Казани> отворило ему дверь к завоеванию всея Полуденныя страны. Пут. Бел. 16. Охота и прилѣжность путь к наукам ему отворяют. УС I 146. ◊ ◁ О. пространное поле чему (ср. фр. ouvrir le champ libre à ..). Великая темнота речений отворяла пространное поле нетерпѣливости критиков. ПЭ I 112.

2. Раскрыть замкнутое, сомкнутое. Я всегда зѣло рано пробуждаюсь: пѣние пѣтухов отворяет глаза мои. Кнт. Париж 359. Многия травы, имѣв отворенные во весь день листы, по захождении солнца их затворяют, и по восхождении снова разжимают. Лом. СС I 268. Дыбом поднял Лев свою косматую гриву.., Зѣв отворяет сухий, и пылко дышущий жаром. Трд. Тилем. I 30. ◊ О. рот. Заговорить. Никто не смѣл рта оттворить, слова | В посл. Как тут говорить, где не велят рота отворить. ППЗ 44. ◊ О. рот кому. Заставить говорить. ЛВ1 I 284. ◊ Отворенным ртом (заглядеться). С любопытством, изумлением. А ежели бы ты их вещи от роду в перьвые увидѣл, так бы на оныя отворенным ртом заглядѣлся. Монтень 136. ◊ Сердце отворено у кого. Кто-л. добр, доброжелателен к кому-л. Замок Г. Альворти, равно как и сердце его, отворен был каждому человѣку. Т.

Попробуйте игры по методике Тепляковой бесплатно!

Ионес I 47. ◊ О. жилу. Мед. Рассечь, пустить кровь. САР1 VI 67. Ланцет имже руду пущают, или жилы отворяют. РГЛ 101. ◊ О. утробу, нутренность. Мед. Вызвать действие кишечника. Многия другия от произрастѣний происходящия вещи имѣют силу излегка слабить и отворять утробу. Сельск. леч. 639. ◊ О. завал, запор, засорение чего. Мед. Очистить, дать отток (желчи, крови и т. п.). <Хина> укрѣпляет первые проходы, отворяет завалы и запоры, помогает от желтухи. Сельск. леч. 748. ◊ О. глаза, о. зрение (глазам, очам). Вернуть зрение (слепому). Лѣкарь очной.. перепонку помянутым инструментом снимал и зрѣние глазам открывал и многим людем зрѣние очам отворил. Доп. оп. СПб. 106.

3. Открыть для работы, действия. А ученикам и прочиим охотникам, отворять библиотеку в уреченные дни, и часы. ДР 26 (1 паг.). Кронштадский канал отворен в 1752 году. Доп. оп. СПб. 81. Лавки отворяют по понедельникам в базар. Рдщв ПСС III 257. || Завести; начать. О бухарском торгу, чтоб в Хиву и Бухары отворить коммерцию. ВТС III 59. Сегодня <король> .. отворил парламент рѣчью своею. Кнт. Рел. II 190. Отворю пристанище нещастным, и буду стараться облегчать участь их. ММ II 92.

Отворенные глаза имѣть . Внимательно смотреть, наблюдать за чем-л. И я, холоп, .. буду имѣть отворенное око, дабы вѣдал ты.. тотчас, как учинится мир. Псм Пстн. 44.Отворить глаза кому. 1) Сделать известным правду о чем-л. Трудно отворить глаза тебѣ, чтоб ты видѣл, сколь ты обманываешься! Дв. купец 158. 2) Просветить, вразумить. Но, наконец, ты очи мои отворил, да вижду, Ты и бодрость в меня вдохнул, не-имѣл-я которы. Трд. Тилем. II 16.Отворя́ние , я, ср. САР1 VI 67. ◁Отворитель , я, м. (1). Отворитель лож в комедии, придверник. ФРЛ1 II 208.

Удар. отво́ренный (см. цит.).

Пришла беда - отворяй ворота

Причины для слез могут быть самые разные.

А. Жалость к себе, вызванная житейскими неурядицами.

К примеру, у человека болит нога. Увязать этот факт с проблемами непреуспевания в жизни он не умеет. Зато умеет из крошечного стресса вырастить большой. Он рисует в воображении картину полной инвалидности и неминуемой голодной смерти, отчего его охватывает жалость к себе, тогда как боль в ноге сменяется болью в животе. Жалея себя из-за боли в животе и заставляя себя принимать пищу, человек замечает, что боль сосредоточилась вверху живота.

Жалеющий себя человек принимается бегать по врачам, и у него наверняка возникает чувство, что до него никому нет дела. То есть его не любят. Невыносимая боль в животе сменяется еще более убийственной болью в груди. Чем больше хворей человек для себя нафантазировал, тем вероятнее, что у него болит голова. Это перечисление можно продолжать до бесконечности. Не бывает так, чтобы жалеющий себя человек не чувствовал себя сегодня хуже, чем когда-либо. Попытки разуверить его лишь усиливают жалобы. Так жалость к себе, порожденная житейскими, материальными проблемами, оборачивается душевными неполадками.

Жалость к себе непременно сопровождается депрессией. Публикуемые в журналах о здоровье прекрасные статьи советуют относиться к людям, испытывающим депрессию, с полной серьезностью, поскольку они нуждаются в особом внимании. Хороший, дельный совет. А вот какого рода внимание им требуется для уменьшения депрессии как состояния подавленности, об этом умалчивается. На самом деле психология и психиатрия этого и не ведают. Про это известно восточным философам. Это значит, что хоть пишущий и знает, про что пишет, однако в сути вопроса не разбирается. Он не испытал этого на себе. В противном случае не стал бы давать подобного совета. Вероятнее всего, он сам находился в состоянии депрессии во время написания статьи либо незадолго до этого, но не становился жертвой жалеющего себя человека, пребывающего в депрессии.

Умная, толковая и вместе с тем некомпетентная статья способна усилить жалость к себе у тех, кто испытывает депрессию. Каким образом? Не так давно одна моя знакомая, годами пребывавшая в депрессии, с торжествующим видом развернула перед моим носом газету со статьей о депрессии, занимающей целую страницу, и с радостью воскликнула: «Здесь все верно. Прямо обо мне написано!» Теперь у нее появилось оправдание для того, чтобы культивировать жалость к себе и терроризировать домочадцев.

Из-за ее невроза, именуемого в настоящее время депрессией, домочадцы сами впали в полную депрессию, будучи полностью подавлены депрессивным членом семьи, однако не смеют и пикнуть. Стоит им раскрыть рот в попытке самозащиты, как их тут же причисляют к разряду плохих людей. У жалеющего себя человека вновь появляется повод для слез. Человек, жалеющий себя, никогда не бывает удовлетворен чужой жалостью, ему вечно ее не хватает. Чем больше внимания мы ему уделяем, тем больше нам приходится выслушивать от него стенаний и причитаний, что в принципе является пустопорожним переливанием одной и той же энергии сетований- В итоге это настолько деморализует домочадцев, что им не хочется жить. Человек, беспрестанно сетующий на скорую кончину, способен свести в могилу всех домочадцев и родственников.

Прочитав эту длинную статью, я удивилась, не найдя в ней ни единого упоминания о том, что человеку, испытывающему депрессию, следовало бы самому предпринять какие-то шаги для исправления собственного положения.

По своему опыту могу сказать, что жалобщика можно образумить суровым конкретным словом. Там, где наведен порядок в доме, то есть там, где каждый знает и чувствует свое место, депрессии не бывает. А еще точнее, в доме, где имеется хозяин, про депрессию и слыхом не слыхивали. Как только хозяйка садится хозяину на голову, начинается террор, а вместе с ним и слезы. Наводить порядок в доме предначертано мужчине, тогда как женщине, которая провоцирует беспорядок, суждено лить слезы.

Б. Жалость к себе, вызванная проблемами со здоровьем.

Постоянно повторяющиеся душевные переживания рано или поздно материализуются в виде физических болезней, которые лечатся консервативно - лекарствами либо оперативно - удалением очага болезни. Жалость к себе, связанная с консервативным лечением, значительно менее масштабна. Знание же, что у меня что-то вырезано, вызывает ощущение, что этого органа я лишился окончательно и бесповоротно.

В ходе любой операции у человека удаляется всего лишь часть физической плоти. Кто от этого счастлив, тот счастлив. Кто начинает себя жалеть, тот несчастен. Вызвавшая недуг энергия закрепляется в теле и, в зависимости от специфики жалости к себе, либо распространяется по всему телу, либо, подобно вещи, перекладывается с одной полки на другую. Поскольку на символических полках человеческого тела нет пустого места, то переставленная вещь громоздится на ту, что уже там стоит, и в итоге болезнь принимает более тяжелую форму.

Пример из жизни

После оперативного удаления доброкачественной опухоли из левого яйцевода женщина принялась оплакивать себя из-за того, что теперь она уже и не женщина вовсе и что муж ее, такую, уже не захочет. По этому поводу она сокрушалась и прежде, иначе у нее в левом яйцеводе не образовалась бы киста, но теперь у нее тем более появилась пища для размышлений. Если раньше она культивировала в себе страх «меня не любят», то теперь у нее появился факт, подтверждающий ее правоту. Женщина внушила себе физическую болезнь, постоянно прокручивая в голове эту навязчивую идею. Поскольку свою неполноценность она постаралась компенсировать учебой, приобретением знаний, то через год у нее развился рак левого полушария мозга. Врачи надеялись, что смогут помочь ей хирургическим вмешательством, но когда произвели трепанацию черепа, оказалось, что медицина уже бессильна. Ко мне она обратилась после первого курса химиотерапии. На прием пришла с мужем. Тот знал диагноз, но жене не говорил. В этом отношении, хорошо зная характер жены, он поступил правильно. Знание правды лишило бы женщину всякой надежды. Трусливый человек не выносит правды.

Если бы женщина стала лить слезы после первой операции, то своим плачем она выела бы мужу всю душу, сама же отделалась только заболеванием психики. Она этого не сделала, так как стеснялась своей неполноценности. Подавляя жалость к себе, она превратила эту жалость в рак. О нелепых мыслях жены муж узнал лишь во время приема. Это явилось для него таким потрясением, что он лишь повторял еле слышно: «Как ты могла такое подумать? Ведь я люблю тебя. Как ты могла такое подумать? Ведь я люблю тебя». Мужская логика помогла ему разобраться в проблеме и помочь жене. Помощь мужа была жизненно необходима, потому что человек с пораженным левым полушарием неспособен на первых порах мыслить логически.

Муж вернул жене веру. Научил ее мыслить по-новому, и жена подхватила это с радостью. Поведение мужа служило для нее подтверждением того, что он ее любит. И, тем не менее, навязчивая идея «меня не любят» только от этого не исчезает. Она возвращается всякий раз, когда подтверждение кажется неубедительным. Человек, близкий больному по духу, способен оказать страждущему очень большую помощь, но большинство помощников вскоре начинают походить на выжатый лимон, так как нет ничего страшнее, чем наивность ракового больного. Как бы то ни было, поначалу все шло хорошо. Улучшилось самочувствие, женщина похорошела внешне - все только диву давались. Невероятно, но факт: проведенное через год компьютерное обследование мозга выявило значительное уменьшение раковой опухоли. Однако с правой стороны в затылочной части обнаружились явления отечности мозга. Почему?

Раковый больной, желающий выставить себя героем, роет себе могилу.

Раковые больные - это люди, заболевающие от отчаянных попыток доказать свое превосходство. Относясь к себе с наивной беспощадностью, они проявляют недоброжелательность к собственной персоне. Им стыдно сидеть без дела, если здоровье улучшается. Они вынуждают себя желать того, что, по их мнению, желают окружающие, и огорчаются, если это у них не получается. Как только становятся на ноги, ими овладевает паническое желание взяться за все недоделанные дела сразу. Чувство стыда за дела, отложенные в связи с болезнью, вызывает головную боль - злость на себя и на жизнь. Беспомощность вызывает бессилие, а от бессилия делается еще хуже. Стремление найти разумный выход отзывается болью в голове. Это говорит о том, что человек нездоров и охвачен печалью. У пациентки, о которой идет речь, в минуты печали возникла отечность мозга, что и было выявлено в ходе компьютерного обследования. В связи с этим ей назначили лечение гормональными средствами. Я не могла запретить гормональное лечение, поскольку оно дало зримое улучшение, и человек возлагал на него большие надежды. Призывать же больного, не способного мыслить самостоятельно, к тому, чтобы он высвободил печаль и связанную с ней неудовлетворенность, практически бесполезно. К тому же раковые больные одержимы большой наивной надеждой, что болезнь улетучится по мановению волшебной палочки. После очередного контрольного обследования они надеются услышать, что на сей раз у них все в порядке. Если этого не происходит, их охватывает глубочайшее отчаяние. Всякое новое отчаяние ведет к очередному взрыву стрессов, что весьма опасно. Стрессы следует высвобождать последовательно, систематически и по возможности спокойно. Когда данная женщина узнала, что болезнь не прошла, ее охватила безысходная печаль. Надежда погасла. Женщина так и не научилась самостоятельно мыслить. Ее мысли были сосредоточены лишь на одном.

Вызванный печалью отек мозга делает свое дело. Гормоны, применяемые для уменьшения отека, оказывают позитивное воздействие, однако имеют и невидимую отрицательную сторону.

Конспект занятия «Пришла коляда-отворяй ворота!»

К сожалению, они настолько подавляют стрессы, что человек перестает их ощущать. Если они не ощущаются, то и высвобождать их незачем. Сделавшийся инертным мозг не позволял женщине продолжать работу над собой. Хвост высвободился - клюв увяз. Хуже всего было то, что вера в лечение мыслями, успевшая окрепнуть благодаря положительным результатам, рухнула с грохотом, словно карточный домик. Находящемуся на грани отчаяния мужу вновь пришлось отыскать в себе силы, чтобы оживить жену. Увы, надежда мужа на исцеление не поможет вернуть жену к жизни.

Никому не дано прожить жизнь за другого, сколь бы дорог он ни был. Каждый является на свет усвоить уроки собственной жизни и развивается до известного верхнего предела. Все мы смертны. Если мы не умеем жить и заболеваем, то имеется еще одна возможность: научиться по-человечески хотя бы умереть. Эта женщина, хоть и с опозданием, сумела познать себя в такой степени, что смогла умереть спокойно. Ее близкие, которые стали работать над собой для поддержки ее духа, говорят о смерти дорогого человека как о красивой, поскольку их не мучает чувство вины из-за собственной бездеятельности. Они не препятствовали уходу из жизни той, которой было нужно уйти.

Рак может ограничиваться начальным очагом, но чаще его клетки распространяются далеко. Если в ходе операции остается неудаленной одна-единственная клетка и если после операции больной начинает себя жалеть, энергия рака переносится в уцелевшую клетку. Представьте себе, насколько этой энергии приходится уплотниться, чтобы уместиться в одной клетке. Чтобы там уместиться, она заставляет клетку бурно разрастаться. Подобные случаи подтверждают мнение, будто рак не терпит вмешательства, будто доступ воздуха ему противопоказан. Это, в свою очередь, усиливает людские страхи, подрывает веру в медицину, нагнетает безысходность, и человек быстро угасает.

Любая хворь сопряжена с жалостью к себе. Если постараться, можно отыскать в себе бесчисленное множество нюансов этой жалости. Всех их по одному не высвободить/Воспринимайте их в совокупности как общую жалость к себе. Обратитесь к ней как к узнику, сидящему в темнице Ваших страхов, и отпустите на волю. Если Вы будете с ней общаться, то и она не откажется от общения с Вами. С каждым новым высвобождением Вы ощутите прилив жизненных сил.

Жизненную силу нередко называют энергией. У одного человека энергии много, у другого мало, одна ситуация считается хорошей, другая плохой. Фактически в обоих случаях равновесие нарушено. Нормальное состояние являет собой уравновешенность. С высвобождением жалости к себе жизненная сила повышается, но не становится сверхэнергичностью. Подавленная жизненная сила, высвобожденная из плена, постепенно набирает высоту, и человек получает возможность жить по-человечески. Испытываемая ослабевшим человеком жалость к себе из-за того, что жизнь не преподносит ничего хорошего, активизирует его желания. Человек желал бы все делать сам, но нет сил. Жалость к себе из-за того, что жизнь преподносит одно лишь плохое, делает желания ослабевшего человека пассивными. Человек уже ничего не хочет, даже если ему преподнести на блюдечке. Возможно, он решил свести счеты с жизнью, а может, и нет, однако качество жизни ему безразлично. Человек дошел до точки.

Жалеющие себя люди доставляют массу хлопот хорошим людям, которые желают помогать ближним. Многие из них выучились соответствующей профессии. Находящийся на передовой медицины участковый врач, к примеру, совершенно беззащитен перед пациентом из числа жалеющих себя, который считает себя вправе требовать, чтобы врач был таким, какой ему нравится. Поскольку больному понравилось бы выйти из врачебного кабинета здоровым, это означает, что от врача он ожидает проявления такой бурной жалости, чтобы тот вобрал в себя все его хвори. Назавтра больной является снова, так как имеет право на помощь.

Если бы жизнь стала подчиняться желаниям таких пациентов, то в скором времени во всем мире врачи вымерли бы, подобно динозаврам. Покуда же они вынуждены становиться из чувства самосохранения черствыми, они превращаются просто в плохих врачей, которых жалеющие себя пациенты посещают для того, чтобы поточить о них зубы. Высвободив жалость к себе, Вы осознаете, что, помогая себе, Вы помогаете врачу, и тот по мере этого сможет лучше Вам помочь, в зависимости от знании. В заключение задам вопрос: что бы Вы ответили, если я скажу, что в Вас имеется жалость к себе из-за того, что Вы не смогли совершить зла? Что бы Вы ни ответили или подумали, стресс есть у всех.

Пример из жизни

Обследовала я как-то двухлетнего ребенка, который все норовил сбросить со стола на пол кусок хлеба. Ему не нравился вид неубранного стола. Ну а то, что сам он пролил на скатерть суп и оставил недоеденный кусок хлеба, это его не волновало. Это значит, что ему нравится чистота и порядок, но вместе с тем нравится нарушать эту чистоту и порядок. Почему? Потому что ему не нравится лишь внешняя чистота. Он учит взрослых обрести внутреннюю чистоту.

Он никогда не доедал пищу до конца. Иными словами, боялся довести начатое до конца, поскольку боялся оценки. Этот стресс, как и все остальные, достался ему из предыдущей жизни, и родители усилили его своими собственными аналогичными стрессами.

Уловив желание ребенка смахнуть на пол кусок хлеба, я предвосхитила его действие громким и решительным «Нельзя!». Долго буравили мы друг друга глазами, точно два столкнувшихся козла, по принципу «кто кого», но ребенок почувствовал, на чьей стороне сила. Хлеб остался лежать на столе, а судя по плачу, можно было предположить, что ребенку нанесена страшная обида. Жалость к себе из-за того, что не позволили сделать плохо, отчаянно взывала к помощи свидетелей, в том числе и матери.

Кое-кто из очевидцев ощутил в сердце жалость, но разум не позволил поспешить на помощь. В такой ситуации уступка явилась бы для ребенка медвежьей услугой. Я проявила твердость, и этого раза хватило, чтобы ребенок оставил дурную привычку. Но и взрослым ребенок преподал очередной урок. Если бы я захотела проявить себя хорошим человеком, то потерпела бы неудачу. Тогда я действовала бы по принципу: пусть ребенок делает, что хочет, главное, чтобы не плакал. Позже, убирая со стола и с пола, я жалела бы себя и кляла ребенка вместе с его родителями.

Жалость к себе как таковая фактически есть не что иное, как сожаление по поводу того, что я не смог осуществить желаемого - не смог причинить зло. В минуту отчаяния человек выплескивает наружу беспомощность и печаль - в виде слез жалости к себе. Человек, который заливается плачем из-за того, что кто-то оказался плохим, а ему приходится из-за этого страдать, фактически плачет потому, что не смог переделать человека на свой манер. Оценивание ближних уже само по себе есть желание сделать их хорошими.