Когда отмечают праздник вмф. В россии отмечают день военно-морского флота. История флота России

День Военно-Морского Флота

Выступление оркестра Беломорской базы в честь Дня Военно-Морского Флота в городе Северодвинске .
Тип памятный день в Вооружённых Силах Российской Федерации
Иначе День ВМФ
Установлен СНК СССР
Отмечается Россия Россия
Дата 22 июня
Празднование ежегодно, в последнее воскресенье июля
Традиции Поздравления и поощрения от высших должностных лиц страны и флота
Медиафайлы на Викискладе

В День ВМФ России свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил .

История установления Дня Военно-Морского Флота

На последнее воскресенье июля эта праздничная дата была перенесена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях». Затем эта дата была подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» , а также последующими законодательными актами.

Он уверен, что российские моряки и впредь будут «преумножать славу флота России и достойно продолжать богатые традиции своих предшественников…».

Начинается ежегодное празднование Дня ВМФ России традиционно с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъёма на кораблях Андреевского флага и флагов расцвечивания (сигнальных флагов). В этот день проходят военные парады и военно-спортивные состязания на территориях базирования Тихоокеанского , Северного , Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии . На некоторых боевых кораблях для гражданского населения проводится «день открытых дверей». Руководство страны и высшие чины ВМФ РФ поздравляют своих подчинённых с этим профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся военнослужащие награждаются государственными наградами, внеочередными воинскими званиями , памятными подарками, правительственными грамотами и благодарностями командования российского флота. Завершаются праздничные мероприятия, как правило, праздничными концертами и

Российский флот является национальным достоянием и гордостью России, которая по сей день остается великой морской державой.

Главный военно-морской парад по случаю Дня Военно-морского флота России 30 июля пройдет в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Парады в честь Дня ВМФ состоятся также на всех военно-морских базах России, в том числе в Сирии.

История и традиции праздника

В Советском Союзе военные моряки пользовались особым почетом и уважением — День Военно-морского флота учредили в 1939 году и отмечали ежегодно 24 июля.

Инициатором создания праздника стал выдающийся советский флотоводец, герой Советского Союза, адмирал флота Николай Кузнецов.

© photo: Sputnik / Сергей Ещенко

Российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" в Североморске

В октябре 1980 года указом Президиума Верховного совета СССР День ВМФ перенесли на последнее воскресенье июля.

После распада СССР праздник вписался в новую российскую действительность и со временем стал более почитаем. В современной России празднование Дня ВМФ установлено указом президента России от 31 мая 2006 года.

В День ВМФ по всей стране традиционно проходят памятные и торжественные мероприятия, военные парады, в том числе парады кораблей, проводятся встречи ветеранов, концерты, народные гуляния, гремят салюты и фейерверки.

У праздника есть и мифологические корни — считается, что в самые жаркие дни лета стоит оказать почести грозному богу морей Нептуну, поэтому День ВМФ — это еще и День Нептуна.

Праздник возник из древнего обычая, согласно которому Нептун окатывал водой моряков-новичков, прежде чем пропустить корабль.

Истоки русского флота

Первый русский боевой корабль построили несколько столетий назад по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена еще при царе Алексее Михайловиче.

"Орел", длина которого составляла 24,5 метра, ширина 6,5 метра, а осадка 1,5 метра, по тем временам был совершенным судном. Экипаж корабля, который был вооружен 22 пушками, состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба.

Министерство обороны РФ

Истребитель Су-33 производит взлет с палубы тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" у берегов Сирии в Средиземном море

Активное строительство кораблей началось в конце XVII века — решение Боярской думы в октябре 1696 года законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству.

"Морским судам быть!" — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии.

Корабли русского флота самых разных классов строились на многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России. К весне 1700 года на воду спустили 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся.

Петр I, успешно решив южную проблему, поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700-1721).

Русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу в августе 1714 года. Именно тогда зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек.

© REUTERS / Norwegian Royal Airforce

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

К концу XVIII века русский флот по своим масштабам был третьим в мире. В начале XX века было решено начать строительство судов подводного флота, однако революция 1917 года внесла свои коррективы — все было разрушено, а часть кораблей потоплена.

ВМФ сегодня

Современный российский флот, который состоит из надежных, технически оснащенных кораблей, авианосцев, ракетоносцев и подводных лодок, предназначен для вооруженной защиты интересов страны, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.

Российский флот делится на несколько частей: Балтийский, Тихоокеанский, Северный, Черноморский. Каждый из них выполняет важнейшую задачу по обороне и защите государства.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Главный символ Российского Флота

С петровских времен главным символом Российского Флота является Андреевский флаг. Это полотно прямоугольной формы, на котором изображены две пересекающиеся голубые полосы, которые символизируют косой Андреевский крест.

Флаг назван в честь покровителя России - первого ученика Иисуса Христа, апостола Андрея Первозванного. Христос призвал первым в ученики именно Андрея — простого рыбака, который промышлял на Галилейском озере.

Апостол Андрей, родной брат апостола Петра, был великим путешественником и проповедником христианской веры. Он отправился в путешествие по землям, которые населяли славянские племена и учил славян-язычников христианской вере.

Андрей Первозванный считается также покровителем моряков - по преданию он воскресил сорок человек, которые спешили к нему услышать весть о Христе, но погибли во время жестокого шторма.

Царь Петр I основал Орден Святого Андрея Первозванного - главную и высшую награду России еще в 1698 году, а спустя 300 лет эта награда была возрождена и стала основой символики российского ВМФ.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради отмечу, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…

Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».

Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с морских направлений, лишив её поддержки в живой силе и провианте. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась его осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он так и простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки набрались храбрости подвезти десант. Гребные судна направились к берегу. Тогда по приказанию Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря. Только увидев это, турецкие капитаны дружно развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость была вынуждена объявить капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. А спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории. Государь со своими генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей также ждал торжественный прием в Москве.

Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спрашивает выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» На последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Причем решение строить корабли было принято следующим образом: духовенство давало один корабль с каждых восьми тысяч дворов, дворянство – с десяти тысяч. Купечество, посадские люди и иностранные купцы обязались пустить в плавание 12 кораблей. На налоги с населения остальные корабли строило государство. Дело затевалось нешуточное. Плотников искали по всей стране, им в помощь были выделены солдаты. Более пятидесяти иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Петр. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы обучения на корабельных мастеров и подручных работников. В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Россия по праву могла гордиться своим детищем, поскольку строительство проходило без участия специалистов из-за границы. К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне. Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали. Под ним сражались, побеждали и умирали много поколений моряков Российского флота, прославившие своими подвигами нашу Родину.

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.

Адмирал Спиридов в 1770 году в ходе Чесменского сражения разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Также Российская империя одержала победу в войне с турками в 1768-1774 годах. В 1778 году был основан порт Херсон, а в 1783 – на воду спущено первое судно Черноморского флота. Наша страна по количеству и качеству кораблей в конце 18 и начале 19 веков занял третье место в мире после Франции и Великобритании.

В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.

В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.

Список праздничных и памятных дней, посвященных военной мощи России, достаточно велик. Однако в их числе есть один, который знаком даже тем из нас, кто далек от армии. Этот праздник – День Военно-Морского Флота. И сегодня мы расскажем, когда появился этот праздник, какого числа День ВМФ в 2018 году, кого принято поздравлять в этот памятный день и сколько лет эому замечательному празднику.

День ВМФ, как и многие профессиональные и памятные праздники, относится к числу преходящих, то есть не имеющих твердо фиксированной даты в календаре. Согласно президентскому указу отмечается этот день в июле, в последний выходной месяца. Открываем календарь и смотрим, на какое число приходится последнее июльское воскресенье.

Сколько лет празднику?

День ВМФ, который мы готовимся отмечать в 2018 году, праздник достаточно молодой – в своем современном виде он появился лишь в 2006 году. Указом Президента, датированным 31 мая 2006 года, датой памятного дня Вооруженных Сил РФ выбрано последнее по счету июльское воскресенье.

Однако предшественником современного Дня ВМФ 2018 был советский праздник – День Военно-Морского Флота. Появился он после окончания Гражданской войны в стране, в 1939 году. Таким образом, в 2018 году Дню ВМФ исполнится целых 79 лет – весьма солидный срок для праздника, не так ли?

История праздника

Своим появлением День Военно-Морского Флота обязан Николаю Кузнецову – адмиралу, проделавшему огромную работу для становления военного флота молодой страны, только появившейся на политической карте мира – СССР. В 1939 году тогдашний законодательный орган страны — Совет Народных Комиссаров – по инициативе Кузнецова выпускает Постановление, в котором говорится об учреждении нового профессионального праздника военных моряков – Дня ВМФ. Датой праздника выбрано 24 июля.

Целью учреждения нового праздника была мобилизация всех сил на укрепление новой на тот момент единицы Вооруженных Сил СССР – военного флота. Ставший преемником ВМФ Российской Империи, претерпевший множество реформ с целью «избавления от пережитков прошлого», военно-морской флот нуждался в дополнительном внимании и поднятии престижа в глазах населения. Именно эти задачи и должен был решить новый праздник.

24 июля считалось Днем ВМФ вплоть до 1980 года, когда Верховным Советом было решено внеси изменения в перечень праздничных и памятных дней Советской Армии. Новая дата стала «плавающей», то есть праздник отныне должен был отмечаться в последний июльский выходной.

Спустя несколько десятилетий выбранную дату подтвердил президент РФ – Указом от 31 мая 2006 года последнее воскресенье второго летнего месяца стало окончательным вариантом празднования Дня ВМФ.

Празднование Дня ВМФ

Славе великой морской державы наша страна целиком обязана военным морякам – тем, кому и посвящается праздник.

Начинается торжественная часть с поднятия Андреевского флага на военных судах. Личный состав флота поздравляют высокопоставленные руководители армии – вплоть до первых лиц государства. Наиболее отличившихся военных моряков ждут грамоты и медали, внеочередные звания и награды, личный состав награждается памятными подарками и благодарностями от вышестоящих чинов.

В честь праздника проходят парады военных кораблей, на многих действующих судах флота проводятся «дни открытых дверей». Для обывателей день открытых дверей – пожалуй, самая увлекательная часть праздника. Неудивительно: каждый желающий может своими глазами увидеть устройство военного корабля, буквально прочувствовать быт моряка на службе, лично познакомиться с теми, кто оберегает морские границы нашей родины.

Ни один праздник не обходится без военно-спортивных состязаний между большими и малыми судами. Нахождение и поражение цели, маневрирование и стрельбы, выполнение задачи на время и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях – во время состязаний в игровой форме проверяется готовность кораблей к защите страны.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 июля 2018 года отмечается памятный день Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) - День Военно-морского флота РФ. Первоначально он был утвержден постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года как день Военно-морского флота СССР и праздновался ежегодно 24 июля, а с 1980 года - в последнее воскресенье июля. В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 31 мая 2006 года (с последующими изменениями) отмечается в России в последнее воскресенье июля.

Из истории флота

Датой основания русского военно-морского флота принято считать 30 (20 по старому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума по предложению царя Петра I приняла приговор (решение) о строительстве регулярного флота ("Морским судам быть"). В 1700 году в Воронеже был спущен на воду первый русский линейный корабль "Гото Предестинация".

Текущее состояние

Современный ВМФ является видом Вооруженных сил РФ. Состоит из пяти оперативно-стратегических подразделений: Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Отдельными родами сил ВМФ России являются морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.

Согласно данным из открытых источников, по состоянию на июль 2018 года в строю ВМФ РФ находятся более 250 надводных кораблей и катеров (включая находящийся на ремонте тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" и тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"), около 70 подводных лодок (из них 48 атомных), а также несколько сотен вспомогательных судов.

Корабль номер один ВМФ России - крейсер 1-го ранга "Аврора", один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX - начала XX вв.

Старейшее действующее судно флота и одно из старейших военных судов мира - спасательный катамаран "Коммуна" (до 1922 года - "Волхов"), вошедший в состав флота 27 июля (14 июля по старому стилю) 1915 года.

Согласно данным министра обороны РФ Сергея Шойгу, уровень оснащенности ВМФ современными образцами вооружения по итогам 2017 года составил 53%. В течение года флот пополнился десятью кораблями и боевыми катерами, 13 судами обеспечения, четырьмя береговыми ракетными комплексами "Бал" и "Бастион". Морская авиация получила 15 современных самолетов и вертолетов. На Северном флоте было развернуто управление 14-го армейского корпуса. Впервые в новейшей истории страны был проведен Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге. Введен в строй филиал Нахимовского военно-морского училища в Мурманске.

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщал на коллегии Минобороны, что в 2017 году наплаванность (время нахождения корабля в море без захода в порт) кораблей ВМФ увеличилась до 57 суток (рост в 2,2 раза по сравнению с 2012 годом). Моряки-подводники, по словам главкома ВМФ Владимира Королева, провели в 2017 году в море более 3 тыс. ходовых суток, выполнили свыше 150 практических боевых упражнений с применением ракетного, торпедного и минного оружия.

По планам Минобороны РФ, в 2018 году в боевой состав флота должны быть приняты 35 кораблей и судов обеспечения. Уже приняты в состав ВМФ большой десантный корабль "Иван Грен" (пр. 11711), разведывательный корабль "Иван Хурс" (пр. 18280), малый ракетный корабль "Вышний Волочек" (21631) и др. Кроме того, флот в 2018 году получил один береговой ракетный комплекс "Бастион", партию крылатых ракет оперативно-тактического назначения "Калибр" и партию противокорабельных ракет. Завершена реконструкции причала №14 причального фронта в г. Гаджиево (Мурманская обл.), введены в эксплуатацию 26 хранилищ арсеналов комплексного хранения в составе 120 зданий и сооружений в Котово, Гаджиево, Североморске (СФ), Вилючинске (ТОФ) и Кедровке (ЦВО).

С октября 2015 года по настоящее время корабли ВМФ РФ не менее 13 раз применяли крылатые ракеты комплекса "Калибр" по объектам террористических группировок в Сирии. Во время похода корабельной авианесущей группы Северного флота в Сирию в 2016-2017 годах летчики авиагруппы "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов, нанеся значительный урон террористам, действующим на территории этого государства.

Планы развития

Перевооружение флота идет в соответствии с государственной программой вооружения на 2018-2027 годы.

Для нужд ВМФ строятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения пр. 09552 "Борей-А", атомные подводные лодки пр. 08851 "Ясень-М", дизель-электрические субмарины пр. 677 "Лада", сторожевые корабли пр. 20380 и 11356Р/М, большие десантные корабли пр. 11711 и др. В 2019 году планируется начать опытно-конструкторские работы по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения проекта "Хаски".

20 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении "Основ государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года" Документ требует, чтобы ВМФ РФ занял второе место среди военно-морских флотов государств мира по боевым возможностям. Среди приоритетов в области строительства флота названо, в частности, создание нового авианосца. Выполнение пунктов указа позволит создать к 2030 году сбалансированный флот, способный действовать в морской и океанской зонах для обеспечения безопасности РФ в пограничной сфере, а также "формирования благоприятной обстановки в морском пространстве и за его пределами".

Командование

Главнокомандующий ВМФ РФ - адмирал Владимир Королев (с 2016 года), начальник Главного штаба ВМФ - вице-адмирал Андрей Воложинский (с 2015 года).

Как отмечается праздник

В День ВМФ в России традиционно проходят парады кораблей, военно-спортивные праздники, показы вооружения и техники флота. 30 июля 2017 года военно-морские парады прошли в девяти городах РФ и сирийском Тартусе, в мероприятиях было задействовано более 100 кораблей. 29 июля 2018 года Главный военно-морской парад пройдет в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В репетиции парада 26 июля приняли участие свыше 4 тыс. военнослужащих, порядка 40 боевых кораблей и подводных лодок, около 40 самолетов и вертолетов.