Когда можно сидеть мальчикам. Когда можно присаживать мальчиков и как правильно это делать

Инструкция

Физически здоровый ребенок начинает самостоятельные попытки присаживания приблизительно в 6 месяцев. Это нормальный физиологический возраст для малыша, когда потребность в сидячем положении вызвана желанием видеть окружающий мир по-новому.

Природой так задумано, что новорожденный появляется на свет с прямым позвоночником, соответственно, естественной для него является поза «лежа». К 2-3 месяцам у него возникает потребность, лежа на животике, приподнимать голову. С этого периода начинается формирование шейного изгиба. Следующим этапом возникают первые попытки сесть, обычно это происходит в 4-6 месяцев. При этом формируется изгиб в грудном отделе. К 6-8 месяцам ребенок делает первые попытки встать на ножки. Этот процесс формирует изгибы в позвоночнике.

Все эти подготовительные этапы создают будущую осанку. И она будет формироваться правильно, при условии, если ребенок будет постепенно все осваивать сам, без постороннего вмешательства. Соответственно поэтапное формирование здорового позвоночника выглядит следующим образом: самостоятельные перевороты с животика на спину и обратно, попытка встать на колени, ползание, попытка сесть, встать и пойти. Благодаря такой своевременности действий мышцы заметно укрепляются, формируя корсет, и, постепенно, мышечная и костная системы будут полностью готовы к тому, чтобы ребенок сам сел и пошел.

Если карапуз самостоятельно, это значит, что мышцы грудной клетки, вдоль позвоночника и в области брюшного пресса достаточно сформированы, чтобы ребенок мог сидеть прямо без дополнительной опоры. Таким образом, возраст 6-месячного малыша наиболее оптимальное время для начала присаживания.

В некоторых случаях родители стремятся усадить чадо как можно быстрее и начинают процесс обучения чуть ли не с 4 месяцев. Такие попытки могут привести к серьезным проблемам в подростковом возрасте, например, сколиозу и другим видам искривления позвоночника. Для девочек раннее присаживание грозит искривлением костей малого таза, что может послужить причиной возникновения сложностей во время родового процесса.

Случаются моменты, когда по какой-то причине малыш к положенному сроку не делает попыток сесть сам. В случае если ребенок здоров, у него не наблюдается признаков рахита, заболеваний нервной системы и других, влияющих на этот процесс факторов, то родителям стоит больше обратить внимание на физические данные малыша. Избыточный вес и рыхлая масса могут стать объективной причиной для нежелания и невозможности присесть самому. Поэтому родителям нужно обратиться к специалисту, который проведет курс массажа или покажет родителям, как правильно выполнять лечебную физкультуру.

Многих начинающих родителей волнует вопрос - с какого возраста можно сажать ребенка. Опытный врач педиатр на это обычно отвечает, что не стоит торопить события. Если ребенок сам не садится, то, значит, для этого еще не время. И его организм элементарно не готов к новому положению тела. Можно научить ребенка сидеть, но вот польза от этого для его здоровья весьма сомнительна.

Физиологически грудные дети начинают испытывать потребность в сидячем положении для игр и бодрствования примерно . Именно к этому возрасту у малыша достаточно сформированы мышцы грудной клетки, вдоль позвоночного столба и в области брюшного пресса. Процесс сидения для него не доставляет неудобств и неприятных ощущений. Ребенок уже держит спинку прямо и не нуждается в дополнительных опорах. Это время, когда учить ребенка сидеть не только можно, но и нужно.

Некоторые родители начинают присаживать детей, начиная . Это неправильно как для девочек, так и для мальчиков. Мышцы спины в это время еще не достаточно развиты. Может сформироваться нарушение сочленений позвоночника. В школьном возрасте это приведет к сколиозу, лордозу или другим видам искривления позвоночника. У девочек раннее присаживание может искривить кости малого таза, что в дальнейшем может создать трудности в естественном процессе изгнания плода из полости матки.

Если ребенок сам не садится….

В педиатрической практике часто встречаются ситуации, когда ребенок сам не садится после достижения им 6-ти месячного возраста. Если у малыша нет серьезных поражений центральной нервной системы, выраженного рахита или дистрофии мышечной ткани, то родителям следует уделить внимание физическому развитию младенца.

Обычно такие ситуации наблюдаются, когда родители мало занимаются с малышом, не делают ему массаж, не проводят комплексные физические упражнения. Важный фактор - избыточная масса тела и рыхлая структура. Помочь в этом случае может лечебная физкультура. Врач должен объяснить маме, как правильно делать гимнастику с малышом, как проводить массаж и как откорректировать его питание. После всех предпринятых мер можно начинать учить ребенка сидеть. Но делать это надо правильно.

Можно ли научить ребенка сидеть?

Для начала поинтересуйтесь - как правильно сажать ребенка, недопустимо для этого использовать различные подушки и валики. Малыш должен приучаться в сидячем положении, самостоятельно держать спинку. Посторонние опоры могут сформировать у него неправильную осанку и привычку сутулиться.

Начинайте процесс обучения с кратковременного присаживания на своих коленях. Можно вначале прислонять малыша к себе. В дальнейшем продолжайте занятия, совмещая их с массажом и физическими упражнениями. После небольшой гимнастики посадите ребенка не некоторое время на жесткой поверхности. При этом контролируйте его, не позволяя упасть, но и не особо придерживая. Постепенно увеличивайте продолжительность сидения ребенка.

Если позволяет физическое и нервное развитие, вы сможете научить ребенка сидеть достаточно быстро. Но не делайте этого до достижения им полугодовалого возраста. Ребенок начинает самостоятельно садиться и долгое время проводить в таком положении спустя 5-6 занятий.

Вопрос, который волнует всех мам, во сколько месяцев можно начинать присаживать ребенка и как к этому подойти с минимальными негативными последствиями. Когда его можно присаживать и что для этого делать, использовать ли кенгуру, с какого возраста это проводить читайте ниже.

Как развивается малыш?

Уже в первые месяцы возраста ребенка он начинает активно двигаться, лежит и двигается в горизонтальном положении. Уже через пару месяцев его мышцы крепнут, так что он начинает переворачиваться и познавать мир. Самостоятельность ребенка волнует родителей, поэтому они задаются вопросом, когда начинать его присаживать и что для этого следует делать, использовать ли кенгуру или другие приспособления.

Когда малыш только родился, позвоночник его может находиться лишь в горизонтальном пространстве, потому что у него нет в нем изгибов, формируемых естественным путем. Они формируются позднее, поэтому служат проявлением нормальной осанки в положении сидя или стоя. У новорожденного же позвоночник не находится в стабильном состоянии, поэтому мышечный каркас у него слабый. Если рано присаживать ребенка, то позвоночник будет искривлен и пострадают кости, мышцы, образующие двигательную систему, внутренние органы. Все это происходит под собственным весом ребенка.

Как и когда присаживать мальчиков и девочек?

Когда можно присаживать малыша, уточните у врача, но в основном все советуют дождаться общего развития ребенка. Мышцы и позвоночник укрепляются, когда ребенок переворачивается, поднимает головку и очень быстро и легко двигает конечностями. Взрослому человеку эти движения могут показаться не стоящими внимания, но для ребенка это важные действия, постепенно приводящие к тому, что организм укрепляется.

В полгода достигается нужное положение опорно-связочного аппарата в анатомическом плане, поэтому именно в этом возрасте можно присаживать ребенка - не раньше. Срок сажания зависит от характера проявления ребенка: если он флегматичный и с неохотой переворачивается, проявляет возмущение при переворачивании, то значит, он не развивается активно. Мышцы с костями крепнут медленнее, поэтому раньше 6 месяцев их не стоит присаживать.

Некоторые же могут, наоборот, уже с рождения проявлять высокую двигательную активность, самостоятельно переворачиваться и вертеть головой. Они машут конечностями, что укрепляет позвоночник с мышечным корсетом, поэтому, когда они достигнут возраста 5 месяцев, можно начинать их аккуратно присаживать.

Со скольки месяцев можно сажать в ходунки грудничка, назначает педиатр. Проявлениями времени, когда следует присаживать ребенка, станут:

  • малыш сам переворачивается с живота на спину и обратно;
  • может стоять, держась за руки;
  • пытается подняться самостоятельно или держась за пальцы.

Телосложение ребенка также скажет о времени, когда его можно начинать присаживать. Если у грудничка плотное тельце, он много весит, то лучше начать садить его позже, чтобы масса тела не влияла отрицательно на позвоночный столб. Если же грудничок худенький и мало весит, то можно присаживать его уже в 5 месяцев, используя кенгуру. Когда малыш начал ползать, его можно присаживать ненадолго, чтобы при передвижении на четвереньках позвоночник формировал свою позицию.

Девочек сажают в более позднем возрасте, чтобы не допустить влияния на органы малого таза. Девочки - будущие матери, поэтому лучше присаживать их в 7-8 месяцев, если только они сами не научатся сидеть. Влияние на органы малого таза ведет к их неправильному развитию, что влияет на возможность иметь в будущем детей и даже может привести к бесплодию.

Когда вы начинаете присаживать малыша, то резкий переход от лежания к сидению недопустим. Нельзя сразу укладывать малыша в кенгуру или обкладывать подушками, чтобы нагрузка на все органы не принесла вреда. Тем более запрещено оставлять малыша в кенгуру в позе сидения надолго.

Начинать присаживать малыша нужно постепенно - сначала держите его на руках в 3-4 месяца в полусидячем положении и не с сильно согнутыми ножками. Присаживание в первые разы не должно длиться дольше 3-4 минут, затем нужно следить за состоянием малыша. Если он не переворачивается сам, плохо стоит и не ползает, то присаживание в кенгуру лучше отложить.

Для укрепления мышц нужно проводить легкий массаж, каждодневную гимнастику, выкладывать ребенка на живот и стимулировать его переворачиваться. С ним же будет происходить поднятие головки, хватание за пальцы и возможность подниматься.

Присаживать малыша лучше на коленях мамы, чтобы спинка была зафиксирована и без упирания копчика в жесткое основание. Это приводит к безопасному сидению, что влияет на полноценное сажание в течение нескольких секунд с 5 месяцев. Затем можно переходить к использованию кенгуру или ходунков.

Иногда малыш не хочет сидеть на стуле, в кенгуру или на диванчике даже в подходящем возрасте. Если он капризничает и упирается, то лучше не присаживать его, пока он этого не сделает самостоятельно. Впоследствии можно использовать и кенгуру, и прочие приспособления. Иногда грудничок может сначала научиться ползать, потом вставать и лишь после этого сидеть. Это не является отклонением от нормы, поэтому поводов для беспокойства нет.

Вопрос, с какого возраста можно сажать ребенка , а также, оптимальные сроки, когда сажать мальчика и девочку, интересует буквально всех родителей. Вокруг него достаточно часто ведутся споры. Когда-то считалось, что этот вопрос должен решаться естественным развитием малыша и совпадать с его физическими возможностями и желанием. Сегодня многие врачи придерживаются других мнений, дают четкие рекомендации по поводу того с какого месяца можно сажать ребенка.

Вопрос, когда можно сажать детей, - достаточно серьезный. Ведь, от этого зависит будущее здоровье малышей и их дальнейшая жизнь. Он важен не только лишь для родителей. Возможность садиться – это важный шаг для любого малыша в познании окружающей обстановки. Находясь в вертикальном положении, ребенок способен вносить разнообразие в свою деятельность. У него появляется полноценная возможность для игр.

Садиться все малыши начинают по-разному. Период, когда можно сажать мальчиков и девочек, определяется, как правило, индивидуально. О том, можно ли сажать ребенка в 3 месяца, можно посоветоваться с доктором, который даст оценку физического состояния малыша и ценные рекомендации.

Развитие костной и мышечной системы – важные факторы для сидения

Важным является то, насколько у ребенка развита мышечная и костная система. Подготовлены ли они, чтобы малыш мог самостоятельно сидеть. Если мышцы не укреплены, то кости и позвоночник могут подвергаться достаточно большой нагрузке, что чревато серьезными негативными последствиями в здоровье. Ведь, позвоночник в грудных детей мягкий, хрящи довольно легкие и могут свободно сдвинуться с места, что приведет к искривлению позвоночника.

Прежде чем начать сидеть, малыш должен вначале научиться держать голову. Чем младенец более физически здоров, тем быстрее он сядет. Педиатры считают, что на вопрос, можно ли сажать ребенка в 4 месяца при готовности мышц и костей, правильно будет дать положительный ответ. Некоторые стремятся сажать ребенка на мягкой поверхности в 5 месяцев. Уверенность же сидеть ровно появляется у детей примерно к 6-7 месяцам. Это считается нормой. Поэтому проблема, можно ли сажать ребенка в 6 месяцев, решается, обычно, позитивно.

Если малыш начинает делать попытки сидеть, следовательно, его организм уже готов к новым физическим нагрузкам. Поэтому достаточно часто вопрос о том, когда можно начинать сажать ребенка, сам отпадает, так как развитый малыш в определенное время начинает сам садиться. На первых порах – неуверенно, но, постепенно его умение будет совершенствоваться.

Оптимальные условия для обучения сидению

Не нужно беспокоиться, если ребенок не всегда будет сидеть ровно, опираться на ручки или заваливаться набок. Все это – временное явление, которое, к тому же, тренирует мускулатуру. Не стоит ему постоянно помогать, поправлять и поддерживать, а также, обкладывать подушками. Ведь, малыш, знакомясь с новыми движениями и миром, должен самостоятельно научиться держать баланс. Кроме этого он накапливает жизненный опыт.

Чем больше дать малышу свободы, тем быстрее он освоит новые движения. Можно просто за ним наблюдать. Единственное, о чем необходимо позаботиться, это – о безопасности той зоны, в которой сидит малыш.

Оптимальным вариантом обучения ребенка сидеть является использование неровной поверхности. А также, можно класть малышей в неудобные позы, чтобы они сами учились переворачиваться и принимать комфортные положения. С этой целью можно применять одеяла и подушки, свернутые валиком.

Подготовка к сидению: укрепление мышечной системы

Чтобы определить время, когда можно сажать малыша, и сделать этот процесс абсолютно для малыша безопасным, его нужно к нему готовить. Важную роль выполняют регулярные занятия динамической гимнастикой, укрепляющие мышечную систему.

Малышам тоже хочется новых ощущений. Поэтому с 2-х месяцев можно приучать их немного приподниматься, держась на пальцы взрослого человека. Это физическое упражнение, при котором малыш ухватывает мамины пальцы и немного подтягивается, можно считать в качестве тренировки для укрепления тела и подготовки к сидению. Начинать это упражнение рекомендуется под небольшим углом наклона тела ребенка и постепенно его увеличивать.

В качестве эффективной подготовки к периоду, когда грудничка можно сажать, применяются легкие массажи, проводятся упражнения с наклонами и поворотами и переворотами тела. Способствует развитию мышечной системы, укреплению позвоночника и общего тонуса, также, и раннее ползание. С трехмесячного возраста малыша разрешается укладывать при кормлении полусидя, используя для этого специальные стульчики, автолюльки или детские шезлонги.

Вопросы развития физических навыков у грудных детей являются одними из самых острых для родителей, особенно волнует своевременность появления того или иного умения. Очень часто мамы грудничков начинают бить тревогу из-за того, что их малыш не сидит в возрасте полугода, тогда как соседский ребенок уже вполне сносно справляется с этим. Стоит ли волноваться и с какого возраста можно начинать присаживать маленьких детей, мы расскажем в этом материале.


Когда и как малыш начинает сидеть?

Вопрос о том, когда ребенок должен начать сидеть самостоятельно, звучит несколько некорректно, ведь все дети - разные, а потому и сроки развития у каждого малыша сугубо индивидуальные. Однако среднестатистические нормы существуют, но относиться к ним следует исключительно как к примерным ориентирам, а не как к истине в последней инстанции.

Считается, что здоровый грудничок должен начать садиться в возрасте полугода, к 7 месяцам он должен освоить сидение с поддержкой, а без таковой свободно садиться ребенок должен в возрасте 9-10 месяцев.

Уверенному сидению обычно предшествуют длительный подготовительный этап, который начинается еще с периода новорожденности. Чтобы сесть, малышу нужно иметь достаточно хорошо развитые мышцы шеи, спины, рук и живота. Они помогут позвоночнику выдерживать новый тип нагрузки в виде собственного веса малыша в положении сидя. К тому же ребенку еще нужно научиться держать баланс.


Если вы заметили, что малыш научился переворачиваться и делает это достаточно часто и активно, то можете быть спокойны - скоро он сядет. Присаживаться малыши начинают по-разному. Но для всех первый этап является краткосрочным, то есть ребенок принимает положение сидя на попе, но не может удерживать нагрузку, поэтому снова заваливается на спину или на бок.

Примерно через месяц после начала первых попыток ребенок учится сидеть с поддержкой, а еще через месяц-полтора и без нее. Примерно в 8 месяцев ребенок может довольно долго провести сидя, играя, некоторые даже пытаются встать на четвереньки и начать ползать.

Родителям бывает очень трудно находиться в режиме ожидания, и они все время стараются вмешаться в естественные природные процессы и помочь ребенку сесть быстрее.

Торопить кроху не нужно, он развивается согласной собственной программе, вмешательство в которую может навредить его физическому развитию и здоровью.


Факторы влияния

Если природа диктует свои условия, то почему эти условия для разных детей разные: один ребенок начинает садиться самостоятельно лишь после 9 месяцев, а другой пытается сесть в пять? Дело в факторах влияния, которые накладывают свой отпечаток на скорость освоения новых умений и навыков.


Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Состояние здоровья. Малыши, которые появились в срок, не имеющие в анамнезе родовых травм, гипоксии, ишемии, дисплазии тазобедренных суставов и врожденных заболеваний, садятся традиционно раньше. Ослабленные и часто заболевающие дети в физическом развитии могут отставать от своих более крепких ровесников. Неврологические нарушения, даже незначительные, тоже снижают скорость обучения новым навыкам. Самый сильный из этих факторов - недоношенность. Это не означает, что ослабленные или недоношенные дети отстают в развитии, им просто требуется чуть больше времени для адаптации к окружающему миру и для развития их костно-мышечной системы.
  • Вес ребенка. Пухлые детишки выглядят умилительно, но лишний вес еще никому не помогал легче выдерживать физические нагрузки. Это распространяется и на грудничков. Малыши с нормальным весом и худощавые детки (доношенные) обычно садятся и начинают ползать раньше своих пухлых ровесников.
  • Темперамент. Собственные черты характера у плода появляются еще в период беременности, а уж после рождения без труда можно определить, кто есть кто. Флегматичные и меланхолически настроенные дети садятся позднее по причине некоторой лени и медлительности, свойственных им. А вот холерики и сангвиники стремятся двигаться больше и в итоге раньше осваивают новые умения.
  • Окружающая среда и мотивация. Этот фактор - единственный, который зависит от родителей, и то частично. Так, ребенок, которому дают свободу, не ограничивая его постоянно манежем или пределами детской кроватки, начинает садиться раньше. Если у малыша нет острой потребности и желания сесть, он не будет торопиться. А потому родителям вполне по силам создать такую мотивацию, например, подвесив игрушку так, чтобы достать ее можно было только в положении сидя.
  • Влияет и наследственность. Если мама и папа в своем детстве тоже были «поздними» детьми, то рассчитывать на стахановское опережение всех мыслимых и немыслимых сроков их собственным чадом по меньшей мере неправильно.

О половых особенностях

Считается, что девочки развиваются раньше, что они менее ленивы и быстрее учатся новым движениям. В то же время считается, что мальчиков можно присаживать раньше, поскольку у девочек половая система устроена так, что присаживание до 7 месяцев может привести к последующему во взрослом возрасте бесплодию. Оба утверждения не соответствуют действительности.

Костная и мышечная системы, а также суставная и хрящевая ткани развиваются вне зависимости от пола человека. Да и вопрос о медлительности мальчиков довольно спорный. Медицина не имеет доказательств тому, что девочки развиваются быстрее. В период, предшествующий пубертатному периоду, и во время полового созревания, разница, действительно, есть, но обусловлена она разными половыми гормонами. Дети же первого года жизни развиваются одинаково.

Присаживать и мальчиков, и девочек, не рекомендуется до полугода. Многие педиатры вообще не рекомендуют высаживать детей до тех пор, пока те не сядут самостоятельно.

Если кроха сделает это рано - в 5 месяцев, например, препятствовать ребенку не нужно. Но и заставлять ребенка сидеть, если он не может, нельзя.


О присаживании

Говоря о присаживании, нужно четко понимать, что это такое. В народе ошибочно называют присаживанием и посадку чада между подушек, и вертикализацию на руках у мамы.

Правильно называть присаживанием относительную вертикализацию, при которой позвоночник ребенка не располагается под прямым углом к тазу. Иными словами, держать малыша на руках вертикально, прижимая к себе спинкой, – это вариант правильного присаживания. Уложить ребенка в коляску и примерно на 45 градусов приподнять дно коляски - это тоже правильно.


Понять, что малыш «созрел» для присаживания, несложно: карапуз начнет крутиться и пыхтеть лежа в кроватке или коляске, пытаться приподняться на локтях. Мама должна помнить, что пока чадо не готово к сидению, вертикально держать нужно с обязательной поддержкой под попу ладонью.

Если сажают малыша на колени, взрослый должен не сидеть прямо, а полулежать. И тогда нагрузка на позвоночник будет существенно уменьшена.

К сожалению, мамы не часто вдаются в нюансы словообразования, и под понятием «присаживать» подразумевают принудительную вертикализацию ребенка, посадку. Делать этого врачи не советуют вообще. На неокрепший позвоночник, суставы, мышцы, ложится несоразмерная для них нагрузка. Последствиями могут быть нарушение осанки, сколиоз, вывихи, подвывихи и переломы тазобедренных суставов, травмы костей малого таза (особенно опасно для репродуктивной функции и общего здоровья девочек), деформация конечностей, неправильная постановка стоп в будущем, возникновение компрессионных изменений позвонков, межпозвоночных грыж.

Поэтому присаживать в смысле «сажать ребенка» можно не раньше, чем он сам научится сидеть.


Запрещенные действия

Чтобы обезопасить ребенка, многие врачи, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, рекомендуют родителям оставить ребенка в покое. Он сядет тогда, когда он сам будет к этому готов, когда он сам сможет.

При желании можно делать гимнастику, включая в нее упражнения для развития спины, шеи, рук и живота. Полезны массаж и прогулки, купание и закаливание, отсутствие принуждения в приеме пищи.



Родители должны знать, что начинать вертикализацию с применением прыгунков или ходунков очень опасно. Эти устройства заставляют ребенка находиться в положении, которое нельзя считать естественным для его возраста, а потому вертикальная нагрузка будет очень существенной. Какими бы яркими и заманчивыми ни были прыгунки в детском магазине, помните о том, что они не просто вредны, они потенциально опасны для здоровья вашего чада.

Если ребенок начал присаживаться, на стадии кратковременного сидения следует обезопасить его от ударов при падении. Падать малыш будет обязательно, а потому нужно обложить его подушками или пуфиками, а также постоянно находиться рядом, чтобы исключить нештатные ситуации, например, механическую асфиксию, которая может случиться, если упавший малыш застрянет между подушками.


На что следует обратить внимание

  • Поза ребенка при попытках сесть может быть любой. Одни малыши опираются на ладошку, другие на две руки, третьи - на локти, а четвертые присаживаются только после того, как примут позу на четвереньках. Не пытайтесь исправить детский способ достижения цели - он делает это так, как ему удобно.
  • Когда ребенок начал сидеть, обратите внимание на его позу. Круглая спина с опущенными плечиками говорит о том, что у малыша слабоваты мышцы шеи и спины. Если малыш заваливается назад, нужно начинать укреплять мышцы живота, пресс. Если падает он на бок, надо укреплять мышцы живота и косые боковые мышцы. На помощь родителям придут комплексы упражнения для каждой отдельной мышечной группы. Нельзя разрешать ребенку сидеть на коленках с выворотом наружу. W-образная посадка травмирует тазобедренные суставы.
  • Если у ребенка в 9 месяцев не наблюдается даже попыток присесть самостоятельно, обязательно покажите его неврологу, ортопеду и педиатру.


О том, с какого возраста можно присаживать ребенка, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок