Церковный Православный праздник марта. Праздник сорок святых или жаворонки когда отмечают, что нельзя делать Божественный праздник 40 святых

22 марта Православная Церковь отмечает память 40 Севастийских мучеников – воинов-христиан из города Севастии (Турция), которые умерли мученической смертью за веру в Иисуса Христа.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших церковных книгах относилась к наиболее чтимым праздникам. В день их памяти облегчается строгость – разрешается пить вино и даже елей. Предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ : Зима заканчивается, начинается весна. Если в этот день тепло, то и весна будет теплой, если холодно – то следующие 40 дней будет холодно.

В легенде о мучениках говорится следущее: «В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион , сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием , попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа : «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные» . На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру , епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай."

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2020 года (по старому стилю - 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

История

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром - к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

«Падению предшествует надменность» («злопомышление» ) () .

Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям.

А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло . И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Книги, статьи, стихи

Сорок мучеников Севастийских.

Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник? В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они -- христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам...

Прп. Мария Египетская. Мариино стояние.

Мариино стояние - так называется утреня четверга пятой седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской - удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской - удивительной святой...


Жаворонки. История и рецепт.

Печь в Великий пост «жаворонков» — красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Жаворонки — это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю....

по новому стилю православные христиане отмечает праздник Сорока Святых или, как его еще называют, День сорока святых мучеников Севастийских.

Что означает праздник Сорока Святых?

История праздника Сорока Святых берет свое начало из раннего христианства. В 313 году в некоторых частях Священной Римской империи христианская религия уже была узаконена, и гонения на верующих прекращались. Однако так было не везде. В Севастии, которая находилась на территории современной Армении, император Лициний повелел провести чистку армейских рядов от христиан, оставив только язычников. В Севастии служил ярый язычник Агриколий, а под его началом находились сорок воинов из Каппадокии, исповедующих христианство. Военачальник потребовал от солдат, чтобы они подтвердили преданность языческим богам, однако они отказались сделать это и были заточены в темницу. Там они усердно предавались молитвам и услышали глас Божий, который приободрил их и напутствовал не смиряться перед испытаниями. На следующее утро Агриколий пытался вновь сломить солдат, прибегая ко всяческим уловкам и лести, прославляя их воинские подвиги и уговаривая вернуться к языческой вере для того, чтобы получить свободу. Сорок каппадокийцев вновь твердо вытерпели испытание, и тогда Агриколий повелел вновь закрыть их в темнице.

Через неделю в Севастию прибыл сановник Лисий, который произвел допрос над солдатами, но после того, как они вновь отказались присягнуть языческим богам, велел побить каппадокийцев камнями. Однако камни чудесным образом не попадали в солдат, разлетаясь в разные стороны. Следующим испытанием, которое должно было сломить сопротивление севастийских мучеников стало стояние обнаженными на льду, на которое обрек их Лисий. Чтобы воинам было еще сложнее, неподалеку от реки растопили баню. Ночью один из каппадокийцев не выдержал и побежал к жарко нетопленной хижине, однако, лишь переступив ее порог, упал замертво. Другие же стойко продолжали стоять на льду. И вновь случилось чудо. Господь говорил с севастийскими мучениками, а затем обогрел все вокруг них, так что лед растаял, а вода сделалась теплой.

Один из стражников – Аглалий, который единственный не спал в это время, узрев чудо, воскликнул: «И я – христианин!» и встал в один ряд с каппадокийцами.

Придя наутро к реке, Агриколий и Лисий увидели, что солдаты не только живы и не сломлены, но среди них стоит и один из стражников. Тогда они повелели перебить им голени молотом, чтобы те умирали в муках. Позже тела севастийских мучеников были сожжены, а кости брошены в реку. Однако севастийский епископ блаженный Петр по указанию Бога смог собрать и захоронить останки святых воинов.

Приметы праздника Сорока Святых

Значение Сорока Святых в том, что истинно верующий не сомневается в своей вере, и тогда она спасает его, даже если ему приходится пострадать или даже принять мучительную смерть. Истинный христианин должен быть тверд в своих убеждениях и не отступать от них ни в какой ситуации.

В этот день принято вспоминать сорок каппадокийских солдат, отдавших жизни за веру в Бога. В честь них в православных семьях печется особое угощение – булочки в форме жаворонков. Эти птицы, их полет ассоциируются у христиан с поведением севастийских мучеников. Птица смело летит вверх, к солнцу, но смиряется перед величием Господа Бога и резко пикирует вниз. Так и Сорок Святых мучеников, смирившись с неизбежной и страшной смертью, смогли вознестись в Господу и получить его благодать.

22 МАРТА ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ). Праздник 40 Севастийских мучеников православная церковь отмечает 22 марта по Новому стилю или 9 марта по старому стилю. История сорока севастийских воинов, которые за свою веру во Христа были много терзаемы и в конце концов жестоко убиты, напоминает верующим о том, что некогда славу Церкви составляли именно мученики. Их кровь стала тем фундаментом, на котором в дальнейшем христианство возросло, широко распространилось и покорило весь мир. Это событие произошло в 4 веке, когда самые жестокие гонения на христиан уже были позади. В 313 году император Константин Великий издал Миланский эдикт – указ, по которому христиане на всей территории Римской империи уравнивались в правах с язычниками. Казалось, что уже не будет случаев гонений и мученичества. Однако на практике этот закон исполнялся только в той части империи, которой управлял сам Константин. В другой части, которой владел его соправитель язычник Ликиний, христиане по-прежнему подвергались притеснениям. Более того, готовясь к войне с Константином за власть, Ликиний решил очистить свое войско от христиан. Как гласит Предание Церкви, в то время в городе Севастия (Малая Армения), среди прочей армии, стояла дружина из сорока каппадокийцев. Командовал ею военачальник – язычник Агриколай, все же остальные воины были христианами. Когда пришло приказание от Ликиния очистить войска от последователей Христа (или увещеванием, или казнью), Агриколай приказал солдатам принести жертву языческим богам. Воины, все как один, отказались это сделать. За это они были помещены в темницу, однако не пали духом, так как были закалены во многих сражениях и истинно верили в помощь Господа. Солдаты стали молиться и ночью услышали голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда на следующее утро их снова привели к Агриколаю, тот пытался соблазнить их лестью. Военачальник стал восхвалять мужество воинов, их смелость, решительность, а также молодость, обещая, что за отказ от христианства император их щедро вознаградит. Но и в этот раз солдаты остались верны Христу. За это Агриколай повелел сковать воинов и отправить в темницу, но услышал слова старшего воина Кириона: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы», – после чего смутился и отправил их в темницу без оков. Спустя еще несколько дней в Севастию для разбора дела прибыл знатный императорский сановник Лисий. Он вызвал воинов на суд, где они твердо и прямо, отвечали ему: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий не стал долго размышлять над ситуацией и приказал просто побить воинов камнями, что, по сути, было смертным приговором. Однако все камни, которые стали бросать в мучеников, летели мимо цели, а камень, брошенный самим Лисием, попал в военачальника Агриколая. После несостоявшейся казни воинов снова отправили в темницу, где они долго молились и опять услышали ободряющий голос: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Это утешение Божие стало одновременно и пророчеством о будущей мученической кончине солдат. Последующие события стали главным испытанием для севастийских страдальцев. Утром воинов снова призвали на суд, где опять потребовали отречения от христианской веры. Мученики остались непреклонны и отвергли все увещевания и угрозы. Тогда им был вынесен последний приговор… В это время была зима, по всей округе стояли сильные морозы. Воинов вывели в одном исподнем на улицу, отвели на замерзшее озеро и оставили под стражей на всю ночь на льду. Однако и этого истязателям показалось мало. Для большего искушения и мучения праведников они растопили на берегу озера баню. Любой, кто согласился бы отречься от Христа, мог зайти в нее и согреться. В середине ночи, когда мороз стал просто невыносимым, один из воинов не выдержал пытки и побежал к бане, но, едва ступив на ее порог, упал и умер. Остальные же мученики продолжали стоять на льду Севастийского озера, поддерживая и укрепляя друг друга. В этом ночном стоянии и проявилось то единение, тот подвиг веры, который ранее прославил будущих святых на поле брани. Они действительно совершали общее, единое дело исповедания веры во Христа ценой своей жизни. В третьем часу ночи произошло необычное событие: стало светло, лед растаял, а вода потеплела. Однако стражники, которые должны были сторожить мучеников, крепко спали, заметил произошедшее только один из них, воин по имени Аглаий. Он также увидел над головой каждого из святых светлый венец. Правда, венцов было не сорок, а тридцать девять – венец, предназначенный для сбежавшего сорокового, был отнят Господом. Аглаий, исполнившись веры и искреннего желания занять место отрекшегося, разбудил остальных стражников и сказал им: «И я – христианин!» Сбросив одежду, он встал в один ряд со святыми воинами и стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Господь всегда слышит тех, кто обращается к Нему с верой и смирением, поэтому Он принял жертву Аглаийя. Утром, придя к озеру, истязатели увидели, что воины живы, вместе с ними находится их бывший страж и все они прославляют Христа. Раздосадованные такой картиной, они вывели мучеников из озера и перебили им голени, что было очень мучительной казнью. Тела убиенных положили на колесницу и повезли на сожжение. Один из воинов – юный Мелитон – был еще жив, поэтому его оставили лежать на земле. Мать юноши взяла сына на плечи и понесла вслед колеснице. Когда же Мелитон отошел ко Господу, его тело также положили на повозку. Истязатели желали не оставить и следа от мучеников, а потому все тела сожгли, а прах и кости бросили в воду, чтобы их не смогли достать христиане. Однако через три дня святые мученики явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру, и рассказали ему, где находятся их останки. В ближайшую же ночь владыка Петр вместе с несколькими служителями собрал все мощи и с почестями захоронил их. Так святые воины Христовы обрели покой и стяжали славу среди христиан. Подвиг веры, который совершили 40 воинов- христиан на замерзшем озере, можно в полной мере сравнить с церковной литургией – ведь их исповедание веры, мучения и стяжание святости было общим, единым делом. Именно как общее дело переводится слово «Литургия» на русский язык с греческого. В жизни христианской Церкви Литургией называется главное богослужение, в котором, как единое мистическое Тело Христа, принимают участие все верующие. Во время этого богослужения совершается и главное Таинство – Евхаристия (Причащение). По Божией милости, имена всех мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Икона 40 мучеников Севастийских. Иконография 40 севастийских мучеников достаточно проста – святые воины, пострадавшие за Христа, являются ее центральными персонажами, занимающими половину иконы. Мученики изображаются стоящими на замерзшем озере города Севастия. Они наполовину обнажены, и фигуры не статичны, а находятся в движении – кто-то из воинов пытается согреться, кто-то поддерживает рядом стоящего. На заднем плане пишется фигура отступника, который не выдержал мучений и скрылся в теплой бане. Фигура убежавшего воина пишется не полностью: главное, что не изображается – это его лицо. Отсутствие на иконе лика сбежавшего символизирует его отпадение от Господа и извержение из лика мучеников. В правом нижнем углу иконы по традиции изображается фигура стражника Аглаийя, который, видя подвиг воинов- христиан, уверовал во Христа и вместе с ними встал на лед замерзшего озера. На иконе Аглаий пишется также в движении – он скинул с себя одежду, которую держит в одной руке, другая его рука поднята к небу, что символизирует его исповедание веры в Господа. Вверху по центру иконы пишется фигура Самого Иисуса Христа, Который благословляет святых мучеников на их подвиг. Между фигурами воинов и Господа символично пишутся мученические венцы – группа и один в стороне. Изображенный отдельно от других венец предназначался воину, который не выдержал мучений и отказался от него, но получает его стражник Аглаий, добровольно принявший мученичество, и с ним – этот венец. Молитва 40 Севастийским мученикам: "О, святии, славнии страстоносцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь." Молитва вторая мученикам Севастийским: "О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь." 22 марта ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ). Жаворонки на праздник 40 святых: Существует очень добрая традиция печь к празднику 22 марта птичек из теста, жаворонков, которым и отводилась главная роль: позвать весну. 
 Итак, лепим птичек: Тесто для жаворонков заводим с вечера 21 марта, желательно сдобное – порадуем детишек, птички у нас получатся вкусные и очень красивые. Можно в тесто добавить и изюма, и орешков, главное – сделать птичек с распростертыми крылышками, будто они летят навстречу весне, встречают ее, и несут на своих крылышках в наши края. Не забудем сделать у пернатых глазки и ротик – пусть птички видят Весну издалека и зовут ее погромче своим щебетанием. 
Можно из теста налепить небольшие гнездышки, а в них потом посадить наших пернатых друзей – испеченные лакомства поставим на подоконник, чтобы Весна увидела, что к встрече с ней давно готовы и поспешила прогнать надоевшую зиму. Как испечь жаворонков на праздник сорока святых мы предлагаем вам узнать из видео урока: Готовых жаворонков, куликов, и прочих пернатых, которые у нас получатся, даем детям, а те должны бежать в поле и радостными криками звать Весну. 
Пташек налепим,
 Весну встретим,
 Прощебечут птички,
 Весну накличут!

 Весна, красна девица, 
Поспеши в наши края, 
Надоела метелица, 
Ждем только тебя!

 Надоели холода, 
Уходи скорей зима, 
Жаворонков выпускаем, 
Красную Весну встречаем.

 Птички летят, зиму прогоняют, 
Мерзнуть не хотят, весну накликают. 
Приходи, Весна,порадуй людей,
 Поспеши Весна в гости к нам, поскорей!

 Птички крылышками машут, 
К нам Весну зовут, 
Ты милее зимы, краше,
 Люди очень ждут! Гадания на жаворонках: 
Можно и погадать в этот волшебный праздник Весны – одну из птичек можно хорошенько сдобрить солью, в некоторых пташек положить монетки. Кому достанется «счастливая» птичка, тот будет богат, сыт и весьма доволен жизнью. 
 Незамужние девушки тоже не прочь погадать в этот праздник: бросает девушка птичку через правое плечо назад, а потом смотрит – в какую сторону клювиком птаха указала, там и суженый живет-поживает. 
В другом гадании девушки группой пекли жаворонков и куликов, затем выкладывали свои кулинарные шедевры у порога и приглашали в дом собачку – чью птаху собака первой обнюхает и скушает, та девица и выскочит раньше остальных замуж. К тому же, считается, что эта девушка будет очень счастлива в семейной жизни, а муж ей попадется красивый, добрый, щедрый и ласковый. 
 Обычаи и традиции в праздник Сороки: Некоторые традиции имеют языческие корни. 22 марта девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом нашу землю. Если этот ритуал соблюсти, то зима непременно убежит, и мир наполнится светлыми духами, которые обязательно проложат весне дорогу, чтобы она спокойно могла вступить в свои законные права. 
В некоторых деревнях сохранилась традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее. 
 Хорошая традиция в праздник весны – наряжать дерево бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками. Весна непременно увидит такое чудо и обязательно прилетит к нам, прогонит надоевшую зиму и вступит в свои права. Дерево проносят по деревне и устанавливают в том месте, где решили накликать весну. Вокруг дерева водят хороводы, поют песни о весне: 
Деревце нарядное
 В гости ждет Весну,
 Зимушка прохладная, 
Уходи ко сну.
 Нам тепла уж хочется
 Очень, поскорей,
 Весна в гости просится, 
Зима, нас пожалей.

 Хоровод, хоровод,
 Весну в гости ждет,
 Зима испугается,
 Ручейком уйдет,
 А Весна-красавица, 
Дождиком прольет. Приметы на праздник 40 святых: 
В народе существует и множество примет о погоде: Если на 22 марта зима не поспешит убраться подальше и выпадет снег, то и святая Пасхальная неделя ожидается холодной, не весенней, но если погода порадует теплом, то можно считать, что Весна победила, и прогнала стужу, ветры, и снегопады. 
 Если прилетевшие птахи начнут вить гнезда на солнечной стороне, то это предсказывает очень холодное лето. А если посчастливится увидеть 22 марта скворца, то можно успокоиться – лето будет теплым, а урожай хорошим. Ну и конечно, нужно подгадать к прилету этих милых птах – смастерить заранее симпатичные скворечники, чтобы скворцы именно к нашему дому прилетели первыми и порадовали нас своим волшебным пением. 
Считается – если погода на 22 марта порадовала, то еще сорок дней мы можем не переживать о том, что нас ждет. А вот если в день «Сороки» погодка подвела, то и в последующие сорок дней весна с зимушкой будут бороться – то тепло, то снег и слякоть.