Брюки в современной уличной моде. История брюк: когда появились мужские и женские брюки. Как развивалась мода от древних до наших времен

Текст: Данила Маслов
Иллюстрации: Степан Гилиев, Сергей Радионов


Штаны давно не являются символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято ругать дам, посягнувших на эту святыню, - дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.

Хотя, казалось бы, почему стыдно? Наоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. Их не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можно снять, только действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).

А все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сразу появились как постыдный предмет туалета - безбожный, нечестивый и порочный. И оставались такими вплоть до наших дней. Конечно, не все, а только некоторые виды.


Загадка стремени, времени и штанины


На самом деле никто не знает, когда именно человечество изобрело штаны. Что-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некоторые северные племена глубокого прошлого, но их контакты с остальным миром были практически нулевыми. В мире же древних цивилизаций штанов не было в принципе. У месопотамцев на их барельефах встречаются сшитые снизу посередине юбки, индийцы еще несколько тысяч лет назад мудрили с набедренными повязками, так что порой получалось что-то штанообразное. Но в целом древние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. По той причине, что штаны им даром были не нужны: возни с пошивом масса, а функциональности - никакой.

А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Вот представь: ты древний египтянин. Или иудей. Или грек. Зачем тебе штаны? Чтобы сиять голым, простите, задом, справляя нужду? Чтобы мучиться, изобретая пояса, завязки, пуговицы и ширинки? Чтобы дорогая материя неэкономно протиралась в, как раньше выражались, «стегнах и лядвиях»? Чтобы швы врезались куда не надо, когда наклоняешься, а в жаркий день ты обливался потом, лишенный доступа воздуха к телу? Чтобы не влезал в свои штаны, потолстевши, а после недорода они с тебя сваливались?


Вот женщины иногда что-то такое себе изобретали, дабы уберечься от наших нескромных поползновений. И вообще в гигиенических целях. Шароварчики восточные в гаремах себе шили. А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Но за удобства приходится платить. Возможно, именно отсутствие штанов в гардеробе античного мужчины было причиной того, что невероятно поздно человечество полноценно освоило такую замечательную штуку, как верховая езда. Либо, наоборот, вялое использование верховой езды не располагало к изобретению нормальных крепких штанов.


Езда боком на осликах - пожалуйста. На лошадь можно сесть верхом, если не жалко своих будущих наследников, - но это дело для слуг и мальчишек. Еще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. Даже аналоги конского седла были некоторыми народами изобретены, хотя эти подушечки с ремешками мало смахивали на седло в нашем понимании. Но воин верхом на лошади - это нонсенс. Как он будет воевать, вцепившись в животное руками и ногами и испытывая невыносимые муки в области натертых гениталий?


Нет, настоящий воин должен быть пешим. Или на колеснице. Вот колесница - прекрасное изобретение: возничий управляет, лучник или копьеносец стоит сзади и бьет все, что шевелится. И настоящий воин, конечно, будет сражаться в настоящей мужской одежде - мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. Да, на колеснице не везде поездишь, она подходит для равнинных полупустынь или специальных естественных арен для сражений. На вымощенных мостовых всяких Фив и Афин она очень эффективна, на римских дорогах. А по диким лесам и холмам грекам, китайцам, египтянам или римлянам носиться необязательно. Пусть в этой глуши жалкие варвары отсиживаются - все равно к городам сунуться не посмеют. Многие из них ездят верхом - дикий, варварский способ передвижения. Носят для этой цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими селянами. Прискачут в своих штанах, спрыгнут с коней, мечи из заплечных мешков вынут - и мародерствуют. До прихода регулярной армии, конечно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет - прыгнуть на своих лошадей и удрать, теряя по пути добычу и ловя спинами стрелы лучников. Фу, позорище!*

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« На самом деле верховая езда иногда использовалась и в регулярных вой­сках, например у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень невелико. В основном лошади были нужны, чтобы донести воинов до врага, после чего те спешивались и дрались уже на земле »


Штаны варвары носили примерно такие, как на фото справа. Тем, что на снимке, около трех тысяч лет.

А примерно в IV веке нашей эры случилось непоправимое. Какие-то мерзавцы изобрели стремя. И это была революция, сравнимая с появлением атомной бомбы.

Отныне человек мог скакать на лошади и одновременно стрелять из лука, бить копьем или работать мечом. Всадник перестал быть беспомощной мишенью для пешего или колесничего, он сам превратился в грозную силу. А боевая лошадь стала важнейшим элементом армии. И вот тут со штанами случились интересные метаморфозы.

Нужно понимать, что к тому времени просвещенный китаец или почтенный римлянин относился к штанам так, как ты отнесся бы к юбке из пальмовых листьев. Это была одежда низших существ, полулюдей, всяких скифов и хунну - пожирателей конины. Приличным людям полагалось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или гордо сверкать голыми коленями под короткими военными рубахами.

Поэтому еще лет этак пятьсот штаны всячески маскировались, особенно у европейцев. Их прятали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. Они были совершенно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно священники.


Но и после того, как мужчины все-таки признали свой позор, одеяние их ног все равно притворялось чем угодно, только не варварскими грубыми портками. Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.


Удушение шоссами


Примерно с XI века длинные подолы мужчин начинают подниматься, и мы видим красоту, которую доселе скрывали от мира. Французы называли это шоссами, итальянцы - кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обтягивавшие ногу и прикрепленные по бокам веревочками к набедренной повязке - брэ. Чтобы шоссы сидели плотно, их полагалось надевать мокрыми. Сохранилась жалоба мальчика XIV века, который в письме матери скорбел о том, что «шоссы мучают его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он чувствует себя легко и свободно, а в шоссах испытывает истинные страдания». Сверху мужчина средневековья надевал короткое платье и короткий же плащ - такой наряд считался скромным и достойным. Правда, в этом наряде приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы не наклониться, когда у тебя за спиной находится значительное лицо, церковь или священник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ полагалось платить штраф.


Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки

Чрезвычайно интересно читать в хронологическом порядке жалобы средневековых моралистов на упадок нравов, касавшихся штанов. Весь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. Средневековые модники завели дурную привычку носить разные по цвету чулки: красный с синим, желтый с фиолетовым или белый с зеленым. Это считалось чрезвычайно порочным. Потом стали сражаться с юбочками, которые пришивались к шоссам. Потом - со штанишками-пуфиками. Штанишки росли в объемах, и это несомненно указывало на то, что все современное общество отправится в ад. Потом пошла борьба с гульфиками. Тексты с осуждениями этой пагубной детали туалета множились, так как гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. Примерно в это же время инженерный гений человечества сообразил, что шоссы можно сшивать сверху. Так заново были изобретены штаны, точнее, что уж греха таить, колготки.

В это время папский престол неоднократно предавал анафеме очередное порочное увлечение - накладные икры. Одним гульфиком, как выяснилось, католических женщин не развратишь - приходилось подкладывать в колготки деревяшки, имитировавшие накачанные икроножные мышцы. Любимым сатирическим объектом поэзии XV века является «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзади него, как колодки, которых он, несомненно, достоин за то, что смеет спешить на свидание к красотке».


И только с XV–XVI веков появляется новый вид штанов - что-то похожее на современные бриджи с отворотами. Их надевали под укороченное платье во время поездок в паломничество, например. Это была одежда грубая, почти крестьянская. Высокородные же господа по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.


Бесштанные цареубийцы

Всемогущие короткие штаны

Но пришло время, и аристократы сообразили, что короткие штаны до колен, в меру обтягивающие либо расширенные по моде, - штука весьма удобная. Во Франции штаны получили название «кюлот» и были запрещены для всех классов, кроме дворянства. Не дворянам было приказано носить штаны длинные, до щиколотки. Во-первых, на расстоянии понятно, кто кому «ку» три раза делать должен, а во-вторых, шелка для чулок мало, дворянам самим не хватает, остальные пусть обмотки носят суконные. Весь XVII и весь XVIII век люди в длинных штанах сурово смотрели на то, как люди в коротких штанах душат их налогами, бьют плетьми, забривают в армию и вытаптывают их поля на псовой охоте. Настроение у людей в длинных штанах постепенно портилось.

Типичный санкюлот

Почуяв неладное, люди в коротких штанах разрешили тогдашнему ОМОНу, то есть всяким гвардиям, носить короткие штаны - правда, обязательно с застежками на пуговках, чтобы не путать с настоящими короткоштанными. Но было уже поздно.

Люди в длинных штанах, назвав себя санкюлотами (бескюлотниками), устроили массовое вытряхивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову главному носителю коротких штанов - самому королю. После этого на тридцать лет Европа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула уже поумневшей - и по поводу налогов, и по поводу плетей, и по поводу штанов.

Ну, то есть на какое-то время.


Великие неназываемые

Как бы ни относились к Французской революции в прочем мире, но моды послереволюционной Франции стали всеобщими. Мужчины всех классов надели длинные штаны - по большому счету, впервые со времен гуннов. Священники, конечно, по-прежнему прятали порочные кальсоны и порты под сутанами и рясами, а гусары и драгуны еще долго носили обтягивающие белые колготки - рейтузы, потому что армейские моды вообще штука консервативная. Но, в общем, длинные штаны - брюки - отпраздновали абсолютную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, хотя ее основатель, признаться, этой деталью гардероба пренебрегал. Черный костюм европейского мужчины стал на двести лет символом нашего мироустройства.


Правда, именно в это время само слово «штаны» воспринимается как совершенно неприличное в большинстве языков. В рекламах портных и магазинов штаны именовались «нижней частью костюма», «постаментом», «номером вторым». А в русском, немецком, английском и французском языках даже возник полушутливый термин «невыразимые» или «неназываемые» (inexpressibles).

«Выхожу - и вижу - за калиткой - человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой Пэгаза в позе победителя», - читаем в очерке И. Тургенева «Пэгаз».


Мальчики в платьях


Вплоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет одевали исключительно в платьица. Отличить мальчика от девочки на картинах можно лишь по тому обстоятельству, что платьица на мальчиках обычно были более яркими, а декольте делалось более глубоким, чем у девочек. Покупка первых коротких штанишек была важным элементом инициации в мужскую жизнь, настоящие же длинные штаны обычно покупались в 11–13 лет. В России первыми длинными штанами обычно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. Дети простонародья до 3–4 лет носили рубахи, а потом сразу получали длинные портки. Так что образ мальчика в коротких штанишках - балованного барчука - существует до сих пор. И короткие штаны, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были изначально выбраны как символ благополучия мальчиков, которые их носят. Привет кюлотам.

Ужас в коротких штанишках

Малоизвестный немец в шортах

В следующий раз темой коротких и длинных штанов занялся лично Гитлер. Нацистская идеологическая доктрина, любившая кивать на римлян по любому поводу, не могла пренебречь отвращением, которое римляне испытывали к длинным штанам. Было провозглашено, что особая крепость и морозостойкость ариев достигается за счет ношения шортов, которые являются их, ариев-германцев, национальной одеждой. В национальный костюм многих немцев, прежде всего тирольцев, действительно входили укороченные штаны, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. Древние же германцы как раз завоевывали Рим в длинных кожаных штанах. Но кого из идеологов когда-либо интересовала реальность?


Ношение коротких кожаных штанов было одним из способов выразить лояльность режиму

Сам фюрер любил попозировать в шортах, в шортики же зимой и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных коротких штанов было одним из способов выразить полную лояльность режиму. Неудивительно, что после войны еще лет тридцать шорты не были популярной одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце шестидесятых им простили фашистское прошлое. Репутация же тирольского костюма до сих пор до конца не восстановлена.


Брючная идентификация

Брюки-клеш - хит 1970-х

Если кто-то думает, что околоштанные скандалы - дела давно минувшего прошлого, то ошибается. Их дедушки и папы могут поведать, как прятались от комсомольских патрулей, которые в шестидесятых годах отлавливали мужчин в узких брюках, стиляг, и распарывали нехорошие брюки по швам. В семидесятых ловили уже за широкие брюки - клеш (брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). В семидесятых же боролись с империалистическими джинсами, а восьмидесятые прошли под знаком яростного сражения с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может сверкать голыми икрами.

Приспущенные штаны - хит 2000-х

Нет-нет, не стоит обольщаться, штаны по-прежнему серьезнейшая проблема для немалой части человечества. Шорты и слишком обтягивающие штаны активно не приветствуются во многих исламских странах. А год назад в городе Уайлдвуд (Нью-Джерси, США) было запрещено показываться на улице в штанах, спущенных ниже пояса, - мэр города лично поклялся, что будет штрафовать и арестовывать всякого вислозадого бунтаря, который посмеет продемонстрировать миру резинку от трусов.

Так что, мы видим, в какой-то степени штаны стали краеугольной тряпкой нашей цивилизации, что много говорит об этой цивилизации, увы.

В ситуации, когда современные мужчины позволяют себе ослабить галстук, жители XIV века, оставшись в дружеской компании, позволяли себе ослабить шоссы - спустить их до колен и перехватить там веревочкой. В начале XIV века французское войско под предводительством Людовика Сварливого регулярно страдало во время походов от дизентерии. Личным указом короля всему войску было приказано сделать разрез на задней части набедренной повязки (брэ), дабы, заболев, воин не задерживал строй, а решал свои проблемы на ходу.

Вплоть до XVII века в Японии штаны хакама могли носить только священники, самураи и аристократы. Простолюдины (как женщины, так и мужчины) карались за штаноношение смертью. Но несколько раз в жизни они имели право их надевать. Например, на свадьбу - свою или своего ребенка.

Само слово «брюки» пришло к нам с нидерландского broek, оно переводится штаны. Сам предмет одежды этого вида появился намного раньше. Прародителя их явилась Персия. Именно в этой стране люди с удовольствием носили первое подобие брюк. Правда, похожи они были больше на свободные юбки. Древние персы оборачивали шкуры животных вокруг ног и крепили на поясе.

В шкурных юбка-брюках мужчины ходили недолго, в них было неудобно ездить верхом, да и быстро передвигаться на земле они тоже не позволяли. Поэтому они догадались перетянуть подол между ног ремнем. В результате этих действий появились первые штаны. Затем люди стали изготавливать такую одежду специально. Сверху к ним подшивались кулиски, для фиксирования на талии, также веревки могли вшиваться снизу штанин и затягивались на щиколотке.

Носились такие шаровары и юбка-брюки долго, но некоторые цивилизованные народы жили без них. К таким консервативным нациям относились народы Египта, Асирии, финикийцы, вавилоняне. Но со временем юбки-брюки, обрели более аккуратную форму и вошли в их жизнь тоже. Ассирийцы стали использовать штаны как униформу чиновников.

Когда появились брюки в Европе

Среди народов, проживающих в Европейской части евразии первыми придумали носить брюки галлы, кельты, сарматы, да и скифы не отставали. Еще брючные изделия были в ходу у германских племен. Галы и германцы знакомы с этим элементом гардероба еще за несколько сотен лет до нашей эры. Для них кожаные штаны были дополнением к верхней одежде.

Но не все европейские народы также легко приняли этот вид популярной одежды. Римляне еще долго считали, что носить мужчинам это «варварское одеяние» не прилично и не эстетично. И даже императоры Гонорий и Аркадий издали закон в 397 году запрещающий носить брюки в Риме. Все не подчинявшиеся изгонялись, а их имущество конфисковывалось в пользу императора. Но все же под натиском «моды» и практичности Римская Империя пала, так как солдатам очень понравилось носить кожаные брюки до колен.

Длина и ширина брюк у народов разных стран в те времена была своя. Были облегающие узкие, широкие штаны, со свисающим межником. Носили их с кафтанами, рубашками. На поясе штаны поддерживались ремнем. Штаны на протяжении всей истории человечества не раз меняли свою форму, стиль. Некоторые фасоны до сих пор радуют нас своей причудливостью и неординарностью.

Когда появились брюки в России

Штаны на Руси имели свое название – портки. Это был предмет чисто мужским. Виды портков были разные: летние легкие, суконные, стеганые, зимние теплые портки. Даже шились изделия с меховой подкладкой для суровых российских зим. Вместо ширинки вставлялся ромбовидный или прямоугольный кусок ткани. Для знатных и царских особ портки шились из дорогой ткани: тафты, атласа.

Брюки, как самостоятельный вид мужской одежды, и слово в обиходе народа, в России появились со времен Петра I. Во времена его правления это слово значало «штаны моряков». Они отличались некоторыми особенностями кроя. В отличии от их современных собратьев каждая штанина была отдельной, только в паре они представляли собой одежду для ног. Такое изделие было существительным не единственного, а множественного числа (отсюда и объяснение окончания «и»). Длина брюк была разной, они могли достигать щиколоток и носились на бедрах, также могли затягиваться на талии. В 1700 году Петр издал указ, в котором приказал носить брюки на европейский манер — кюлоты и чулки.

Когда появились первые женские брюки

Женщины на Руси могли не носить брюки. Этот предмет до начала XIX века был строго мужским. В миру не было дам, отважившихся носить брючные изделия, хотя на костер женщины, носившие брюки уже не отправлялись (это было лишь до XVII века в Европе). Привлечь внимание женщин к изделиям этого вида удалось Жорж Санд. Это французская писательница XIX века, она, несмотря на порицание окружающих людей, любила носить брюки и брючные мужские костюмы. Напомню, в те времена штаны были для женщин униформой для работы и вещами для прогулок верхом.

Жорж Санд — первая женщина в брюках Жорж Санд в любой одежде — в брюках

Активно использовать брюки женщины стали лишь в 30-е годы XX века. Первыми демонстративно носить их стали голливудские актрисы, такие как Кэтрин Хэпберн, а также Марлен Дитрих.

Но самая главная брючная революция началась в послевоенное время. Госпожа Мода уронила свой взгляд на этот предмет женского гардероба и до сих пор не выпускает из своих объятий. Популяризации изделий брючного вида способствовали Андре Курреж, Коко Шанель, Ив Сен-Лора и другие дизайнеры.

Первые брюки Коко Шанель для женщин

Р. Кирсанова

Да, собственно говоря, любая одежда всегда соответствует времени и месту: утром мы снимаем пижаму, а потом надеваем юбки, брюки, куртки или пальто; зашнуровываем ботинки или кроссовки; надеваем берет или кепку и уходим по своим делам. В праздники наша одежда более нарядна. Она может быть украшена вышивкой или кружевами, сшита из самой красивой и модной ткани, если ее будет носить девочка. А мальчики любят карманы, пуговицы и другие, более мужественные отделки.
Так вот, все вещи, прежде чем попасть в наш шкаф, прожили долгую жизнь и много путешествовали. Не сами предметы, конечно, но идеи, благодаря которым мы сегодня можем пользоваться всеми благами цивилизации. Оказывается, что родина пижамы - Индия, сандалий - Египет. Что когда-то люди не умели кроить одежду и потому носили разнообразные драпировки. Если мужская и женская одежда одного и того же покроя, это означает, что она появилась в очень далекие времена, когда одежда еще не разделилась на мужскую и женскую, и цель была одна - защитить тело.
В далекой древности брюки и юбки означали не мужчин и женщин, а образ жизни целого народа. Кочевники, проводившие жизнь верхом и ежедневно преодолевавшие огромные расстояния, нуждались в длинных штанах, чтобы не натирать ноги во время длинных конных переходов. В суровом климате, на Крайнем Севере, например, штаны тоже были очень удобны. А другие народы, земледельцы, пастухи, охотники, носили длинные рубахи, передники и даже то, что мы называем юбкой. Это такая часть одежды, которую надевают на пояс и потому специалисты, изучающие одежду разных стран, называют ее поясной.
Со временем, мужчины, которые вели более активный образ жизни, отправляясь в путешествия далеко от родных земель, начали носить некое подобие брюк. Название в данном случае не столь важно. В разных странах они назывались по-разному, да и покрой их тоже был различным.

Что носят короли


Наполеон на императорском троне. Жан Огюст Доминик Энгр. 1806 г.

Мантия короля была подбита мехом горностая, зверька с очень редкой окраской - абсолютно белого, но с черным кончиком хвоста. Никто другой не имел право носить такой мех, кроме членов королевской семьи и поэтому горностай служил символом высшей власти. Точно так же, как и драгоценные узорчатые ткани, редкие камни и шелковые кружева.
Были и другие возможности показать причастность человека к сильным мира сего. Иногда это были очень забавные способы. Например, во Франции и в некоторых других европейских странах только дворяне имели право носить штаны до колен, для которых требовались чулки и башмаки с пряжками. Простолюдины - горожане и крестьяне - носили длинные штаны. Вместо башмаков - деревянные сабо, а чулки им были совсем не нужны.
Французы называли дворянские штаны кюлотами (culotte). Когда народ восстал против королевской тирании, то на улицы Парижа вышли мужчины в длинных штанах, которых тут же стали называть «санкюлотами», то есть людьми без штанов.

Санкюлот слева. Человек с барабаном справа – в кюлотах. Гравюра. XIX в.

Дипломаты тех стран, которые решили больше не пользоваться французским языком в своих донесениях, писали своим правительствам о том, что власть захватили бесштанники.
Очень скоро длинные штаны стали модной одеждой для всех мужчин. Но и короткие штанишки не исчезли. С их помощью, лет через пятнадцать после революционных событий, длина брюк обозначала возраст. Только по достижению десяти-двенадцати лет мальчики, отправляясь в гимназию, лицей или школу, надевали свои первые длинные брюки. Летом, на каникулах и в путешествиях, короткие штаны были удобнее; в наше время короткие штаны вернулись в обиход в виде спортивной одежды - шортов. Впрочем, их можно увидеть теперь летом на людях всех возрастов.

Современный шотландский килт

Женщины же, обязанности которых были связаны с домом и уходом за детьми, сохранили длинные рубахи и юбки. Но мы знаем, что некоторые народы не отказались от мужских юбок и в наши дни. Шотландцы носят их до сих пор. Когда-то они оборачивали вокруг бедер очень длинный шерстяной плед, свободный конец которого перекидывался на плечо. Можно сказать, что они драпировали плед вокруг тела. Драпирующиеся детали указывают на древнее происхождение килта - так называется юбка шотландцев. Лишь к XIX веку плед словно разделился на две части. Одна превратилась в юбку, а другая осталась куском ткани на плечах. Этому предшествовали очень важные для Шотландии исторические события. Шотландия была присоединена к Англии, а для того, чтобы шотландцы не забывали своего поражения, им было запрещено носить свой национальный костюм. Через сто с лишним лет им разрешили вернуться к своим традиционным килтам, но теперь килт слегка видоизменился.
Самая известная шерстяная ткань в клетку называется шотландкой. Клетка - самый простой текстильный узор, ставший национальным орнаментом Шотландии.

Сари

Если натянуть на ткацкий станок основу одного цвета, а уточные нити - другого, то получится цветная клетка. Килты знатных шотландцев были пяти- или семицветными. Простые пастухи и земледельцы ограничивались двумя, тремя цветами, а то и вовсе однотонными. По окраске и величине клеток на ткани можно было узнать, к какому клану принадлежит тот или иной человек. Чужими клетками никто не пользовался, ведь смелый и мужественный человек не станет отказываться от своей семьи и скрываться за чужим именем. До сих пор во время праздников и по случаю важных событий в своей жизни шотландские мужчины, как бы далеко ни находились от родной Шотландии, надевают килт.
Жительницы Индии, тех ее районов, где женщины с глубокой древности до наших дней носят сари, ежедневно поступают так же, как и шотландцы в древности. Длинный кусок шелковой или хлопчатобумажной ткани индийские женщины оборачивают вокруг бедер, а оставшийся конец закидывают на плечо. Потом им можно покрыть голову или прикрыть своего ребенка. Цвет сари, характер орнамента на свободном его конце укажут на ту местность, в которой их делают и откуда родом его обладательница.

Мальчик в саронге

Орнамент и цвет были наиболее действенным способом сообщить свое семейное имя. Так поступали почти все народы на протяжении долгого времени.
В Италии эпохи Возрождения по орнаменту на пышных рукавах тоже можно было узнать, к какой семье принадлежит человек. Вышитая цветным шелком и золочеными нитями пальма, роза или гранат служили надежным опознавательным знаком. Изображение пальмы, например, означало, что девушка или юноша носят имя делла Пальма.
Но и сегодня юбки носят не только шотландцы. Жители Индонезии, мужчины и женщины, носят саронг. Это тоже юбка, представляющая собой кусок ткани, туго обернутый вокруг бедер и достигающий щиколоток. Европейцы, приезжающие на отдых на индонезийские острова, могут оценить удобство саронга в жарком и влажном климате этого района земли.
В некоторых странах брюки являются частью женского костюма. Конечно, они совсем не похожи на современные джинсы, которые можно встретить в любой стране. Это просторные шаровары - штаны, стянутые на талии и у щиколоток. В Южной Индии такие женские брюки отличаются от мужских штанов только цветом.
Сегодня брюки носят женщины всех стран, если этого требуют обстоятельства - путешествия, работа в саду или на производствах, где широкая пли узкая юбка может помешать вести машину или работать за станком. А вот мужчина в юбке в Европе часто вызывает удивление и раздражение.

Кирсанова Р. Ленты, кружева, ботинки... М.: Рудомино, Эксмо, 2006. Стр. 35-41.

Большинство древних народов не имело такого понятия, как «брюки». Считается, что В Европу брюки завезли скифы-кочевники, которые много времени проводили верхом на лошадях. Для удобства наездники надевали штаны, сшитые из кожи животных. Преемниками скифов стали германцы и галлы, которым также часто приходилось бывать в седле.

В Древнем Риме в течение длительного времени был запрет на эту «варварскую» одежду, поскольку ее носили племена, считавшиеся дикими. За ношение брюк даже предусматривалось наказание. Однако постепенно этот вид одежды завоевал свои позиции, первыми признали одежду варваров римские воины. Для них, в отличие от других жителей Рима, было сделано специальное разрешение на ношение «чужеземных» штанов.

Мнение о том, что именно наездники были первопроходцами не является единственным.Есть данные про каменное изображение в пещере, где изображены штаны до колен. Этому изображению насчитывается около десяти тысяч лет. Также во время археологических раскопок под Владимиром были найдены древние останки, на которых сохранилось подобие штанов из меха. По мнению ученых, их владелец жил более 20 тысяч лет назад. Таким образом, брюки как вид одежды появились задолго до одомашнивания дикой лошади.

Родиной современных брюк принято считать Англию.Именно там сформировался образ настоящего джентльмена - воспитанный, преуспевающий мужчина в смокинге, брюках, рубашке и жилетке, галстуке, перчатках и цилиндре, а также с тростью в руке.Типаж молодого человека, созданный в начале XIX века в этой стране, впоследствии стал авторитетом для всех западных мужчин.

В России моду на новую одежду ввел Пётр Первый. Это были кюлоты — короткие штаны с застежкой под коленями. Носила данный вид одежды только знать. Простые люди обходились длинными штанами. Внесословной одеждой считались порты, которые носили все мужчины в качестве нижнего белья. Постепенно длинные брюки появились и у аристократов. Сословная принадлежность определялась качеством и видом ткани, которая использовалась для пошива этого предмета гардероба.

С начала 20 века брюки — уже не только сугубо мужская привилегия. Слабый пол в борьбе за равноправие использовал и данный вид одежды. Женщины быстро оценили такие качества брюк, как практичность, комфортность и элегантность. Сегодня этот предмет одежды, занимающий важнейшее место в мужском гардеробе, играет значительную роль и в создании женского образа.

Современные офисные брюки, как правило, имеют характерную черту - «стрелки» на каждой брючине спереди. Такие стрелки впервые появились на брюках в первой половине XIX века, когда было налажено массовое производство этого типа одежды. Чтобы доставить как можно больше продукции до места назначения, брюки плотно складывали в тюки и переправляли в магазины Старого, а чаще всего Нового Света. За время транспортировки на одежде появлялись складки, не поддающиеся разглаживанию, которые сегодня известны, как «стрелки».

Иногда брюки подшивают снизу. Сейчас это делается для того, чтобы добавить веса нижней части брючины, а впервые эта идея появилась из-за необходимости защитить одежду от грязи в дождливую погоду несколько веков назад. Этот же факт явился причиной возникновения брюк с отворотами.

Поддерживать брюки на талии или бедрах помогают ремень или подтяжки. Чтобы добиться наиболее плотного прилегания ремня к брюкам и исключить его сползание, аксессуар продевают через шлевки.

Ширинка встречается в большинстве моделей брюк. Может застегиваться как на молнию, так и на кнопки или пуговицы. По ширинке определяется то, для какого пола предназначается эта вещь: если при застегивании ширинки левая сторона накладывается на правую - значит модель женская, правая на левую - мужская.

Сегодня существует великое множество способов украшения брюк: вышивка, стразы, принты, потертости, кожаные вставки и проч.

Виды брюк:

1) Рейтузы - брюки из эластичной ткани обтягивающего фасона на штрипках. Чаще всего используются для туризма. В Советском Союзе были одними из самых популярных зимних брюк.

2) Брюки-клеш - модель с раструбом, в большинстве случаев от колена, но может начинаться и от бедра. Изначально были элементом униформы американских матросов XIX века. В XX веке активно использовались хиппи обоих полов. Пользовались огромной популярностью в СССР в 80-е годы.

3) Бриджи - укороченные брюки до середины икры в классическом варианте. Встречаются также варианты с манжетами снизу. Современные модели могут незначительно варьироваться по длине в более короткую сторону.

4) Капри - укороченные брюки чуть выше щиколотки.

5) Бананы - широкие у пояса и сужающиеся к низу брюки. Были популярны в 80-е годы XX века, снова вошли в моду в конце «нулевых».

6) Чинос - летние брюки из дышащей ткани нарочито небрежного вида. Имеют складки у пояса, часто носятся подвернутыми. Классические цвета для данной модели - бежевый, оливковый, хаки, белый. Изначально создавались для американских солдат.

7) Оксфордские брюки - чрезвычайно широкая модель. Шьются, преимущественно, из шерстяной ткани.

8) Бермуды - широкие брюки до колен или чуть ниже, шьются из легких и пестрых тканей. Весьма популярная модель для пляжного отдыха. Любимая одежда серфингистов.

9) Галифе - брюки широкие на бедрах и облегающие ноги от колен до щиколотки.

10) Дудочки (сигареты, трубочки) - облегающие брюки прямого фасона.

11) Шаровары (баллоны) - широкие брюки, преимущественно из струящихся тканей или шелка, собирающихся у щиколотки при помощи завязки или на резинку.

12) Леггинсы - брюки из эластичной ткани, сильно облегающие ногу. Компромисс между брюками и колготками.

13) Паруса - широкие брюки, присборенные в поясе. Типично женская летняя модель, шьется преимущественно из легких тканей.

14) Афгани (аладдины, зуавы) - широкие брюки с сильно заниженной проймой. Получили широкое распространении в Индии и Афганистане - брюки из вельвета в рубчик.

15) Карго - свободные брюки с накладными карманами в районе колен и не только. Преимущественно шьются из легких, дышащих тканей. Часто имеют завязки внизу штанин.

16) Панталоны - свободные брюки до колен, присборенные. Изначально - нижнее белье.

17) Чуридары - индийские штаны, широкие сверху, книзу зауженные и со складками. Складки создаются за счет того, что длина брюк превышает длину ног.

В истории моды есть немало интересных фактов, связанных с появлением тех видов одежды, которые мы и сегодня с удовольствием носим. Они прошли этапы эволюции в течение столетий и прочно укрепились в нашем гардеробе. В числе таковых и .

Брюки - это поясное изделие, разделенное на две части, каждая из которых покрывает отдельно левую и правую ногу. Примерно такое определение можно найти в словарях. Но всегда ли брюки были таковыми, какими мы привыкли их видеть сегодня, и с чем связано их появление?

Как известно, представители древних цивилизаций отдавали предпочтение юбкам. длительное время носили именно мужчины, а женщины - платья. По длине юбки определяли положение человека в социуме. Появление брюк было обусловлено прямой необходимостью. Первыми их начали носить кочевники, которые ввиду особенностей своей жизнедеятельности постоянно передвигались на лошадях, и в юбках это было делать абсолютно неудобно. Кроме того, войны, походы также напрямую повлияли на то, чтобы брюки заняли одно из значимых мест в гардеробе того времени.

Историки датируют появление на территории Европы примерно 500 годом до рождества Христова. Их первыми стали носить скифы, которые были отличными наездниками. Изготавливали брюки из кожи животных, которую вымачивали для того, чтобы она была более мягкой и пластичной. Прототип брюк был известен и древним людям. Так, в Испании при археологических раскопках обнаружили пещеру с наскальным рисунком, на котором изображен древний человек в брюках из шкуры животного.

После скифов брюки появились у германцев и далее стали распространяться по разным странам Европы. Однако, древние греки и римляне долгое время отвергали данный вид одежды, считая его исключительно атрибутом варваров. За ношение брюк, согласно принятому на то время закону, у непослушных римлян отбирали имущество и даже изгоняли из Империи. Тех, кто приезжал из других земель и носил брюки, местные жители не принимали и называли «гентиум бракаториум», т.е. «племя в штанах». Уже позже римляне все же стали надевать короткие брюки под туники для защиты от непогоды во время длительных военных походов. Брюки настолько полюбились, что с тех пор они стали неотъемлемым предметом одежды мужчин и полностью вытеснили юбку, превратив ее исключительно в дамский атрибут. Но как самостоятельный вид одежды брюки трансформировались именно из юбки. Сначала кочевники подвязывали ремнем широкую юбку, условно разделяя ее надвое, а уже потом появились две отдельные части (брючины). Именно поэтому сам термин «брюки» используется во множественном числе.

В России брюки стали известны примерно с 11 века. Их называли портки или порты, а позже шароварами. Они кроились, собственно как и остальная одежда, из прямоугольников, связывались по талии шнуром и имели достаточно большой объем. Уже ближе в 18 веку в обиход вошло понятие «штаны», а «порты» стали употреблять в отношении нижнего белья.

За всю свою длинную историю брюки неоднократно менялись и по форме и по длине, декору, тканям. В моде были весьма странные, даже эпатажные модели, которые сегодня трудно принять, но в свое время они были на пике популярности.

Остановимся на основных этапах эволюции брюк.

В средние века было принято носить брюки-чулки (шоссы). Особым шиком считались чулки разного цвета. Прикрепляли их к очень коротким штанам, а позже к курточкам. Женщины также надевали шоссы, пряча их под юбкой. Шоссы, как и вся распашная одежда той эпохи, были из двух половинок, каждую из которых надевали по отдельности. Ныне подобные брюки-чулки можно увидеть лишь на танцорах балета.

Мода на короткие штаны распространилась еще на долгие годы. Примерно через столетие появились так называемые плундры. Это широкие короткие брюки, на изготовление которых тратили немало метров ткани. Для придания объема их часто набивали сеном и перьями. В них делали вертикальные прорези, чтобы была видна дорогая ткань нижних шорт. Существует легенда о появлении таких брюк. Контрабандисты, которые привозили в Европу ткань из стран Востока и Азии, прятали большое количество метров в штанах, ссылаясь на новую моду. Именно им Европа и обязана появлением плундров или шаровонов, или «брюк с начинкой», как их еще нарекали.

В Испании в 15 веке были популярны «кальсес» - короткие брюки, внешне напоминающие подушки.

Еще в это же примерно время появились другие брюки - плюдерхозен. Их придумали наемные германские солдаты. Во время боев одежда приходила в негодность, а правительство не имело возможности часто менять обмундирование. Поэтому солдаты превращали лохмотья в ленты, обвязывали их вокруг ног, стараясь хоть как-то украсить свою испорченную экипировку. Через прорези, также как и в плундрах, была видна подкладка.

Примерно в середине 17 века голландец Ренграв, который являлся послом в Париже, предложил было вернуть мужчин к ношению юбки. Он стал брючным реформатором, разработав модель, напоминающую широкие трусы длиной до середины бедра, которые надевались поверх обычных брюк. Брюки-ренгравы очень полюбились Людовику 14. Их обильно декорировали рюшами, лентами. Порой цветные ленты просто пришивали к нижним брюкам. Просуществовали такие брюки около 40 лет.

Самый длительный период пришелся на кюлоты. Они были короткими, застегивались под коленом. Такие брюки носили лишь аристократы. В Россию моду на кюлоты ввел Петр 1, обязав своих придворных сменить русский костюм на европейский. Простолюдины носили длинные штаны, поэтому их называли «санкюлоты», т.е. люди без кюлот. Несколько позже аристократы также перешли на блинные брюки и дабы те не сминались, а сохраняли свою форму, были придуманы внизу штрипки или стремешки, как их называли в России.

Мода не стоит на месте и к концу 18 века законодательница мод Франция предложила миру новую модель брюк - панталоны. Это уже длинные широкие брюки, получившие свое название по имени театрального героя Панталоне, обличенного в аналогичную модель. Женщины также нашли применение этим брюкам в своем гардеробе. Укороченные панталоны использовались ими в качестве нижнего белья.

Более динамичной стала модернизация брюк в 19 веке. Появились шорты. Ряд историков склонны думать, что шорты придумали студенты Кембриджа для участия в водных соревнованиях. Иные связывают их появление с войнами, которые Англия вела на территории британских колоний, в частности в Индии. Шорты удобны, практичны, не сковывают движений. Тем не менее, несмотря на неясность возникновения, шорты и сейчас не перестают быть популярными.

В этом же столетии мир узнал о брюках-галифе, которые прочно укрепились в обмундировании красноармейцев.

Затем вошли в моду бриджи, используемые англичанами для верховой езды.

Но особый переворот в историю брюк, конечно же, внес Леви Страусс - изобретатель джинсов. С тех самых пор, когда были изготовлены первые штаны из денима, прошло более 130 лет, но джинсы настолько полюбились человечеством, что заменить их на другой вид брюк просто невозможно. Они имеют значимое место в каждой новой коллекции каждого нового сезона. Их носят все категории граждан, абсолютно разных возрастов, вероисповеданий. Джинсы по праву можно назвать одним из знаковых изобретений 19 века. От просто рабочих штанов они переросли порой в эксклюзивные модели, модели от кутюр.

Образ же классических брюк, которые привычны нам-современникам, впервые был создан в Англии. Это не случайно. Ведь брюки - это часть костюма английского джентльмена. Образ воспитанного, галантного, преуспевающего мужчины и сейчас всегда приветствуется и очень импонирует дамам.

На Востоке брюки очень долго не принимали. Считали варварской одеждой. Однако формирование кавалерии повлекло за собой и ношение брюк, причем их носили и женщины в качестве нижнего белья. Японские брюки - хакама были привилегией знати, аристократов. Они внешне напоминали юбку из-за очень широких штанин. Позже их надевали и женщины. Бедняки могли позволить носить такие брюки исключительно по праздникам.

А что касается женского гардероба и появления в них брюк, то тут есть свои нюансы. На Востоке прозрачные брюки по типу шаровар были известны давно, их носили девушки-наложницы. В Европе же первыми стали надевать брюки женщины в начале 20 века. В это время велась активная борьба за эмансипацию, появились работающие женщины, которые часто использовали транспортную новинку - велосипед. Юбки для этого не подходили. Однако, женщин в брюках еще очень долго осуждали. Появиться в брюках, например, в ресторане было крайне недопустимым.

В 1930 году Марлен Дитрих продемонстрировала женский брючный костюм, который максимально был схож с мужским. Несмотря на большую армию поклонников, эту новинку не переняли.

Огромное преимущество брюк перед юбкой ощутили во время Второй Мировой войны. Женщины работали в тылу, выполняя тяжелую мужскую работу. Уже в 1944 годы было зафиксировано, что бродажи брюк по сравнению с предыдущими годами, возросли примерно в 5 раз. Но привычным предметом женского градероба они все же пока не стали. И только в 1960-м году Анри Курреж смог убедить женщин надевать брюки. Популяризацией обязаны и Коко Шанель и Ив Сен Лорану.

Сегодня женщины не обходятся без брюк, зачастую предпочитая их юбкам. Это диктует время и образ жизни. Дизайнеры предлагают весьма разноплановые модели и по крою, тканям, форме, декору.

Брюки стали не просто повседневной одеждой. Их часто предлагают в качестве вечерних вариантов, это и атрибут офисной моды.

Наталия, Иваново

О себе:
Творчество - для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби - коллекционирование декоративных наперстков