В каждой избушке - свои игрушки. "В каждой избушке свои игрушки"(Воспитание уважения и почитания семьи)

29 апреля 2016 года в Доме-музее семьи Бубновых состоялось открытие выставки «В каждой избушке – свои игрушки». Вниманию посетителей представлены предметы из коллекции Н.В. Колесовой, которые охватывают временной период 1900-1990 гг. и имеют обширную географию (города республик СССР и Германии).

Музей предоставляет прекрасную возможность совершить путешествие в волшебную страну игрушек, детства и сказочных приключений . Воображение детей начала XX века будоражили фарфоровые куклы, крокет, медвежата из плюша с секретом внутри. Мальчишки и девчонки середины XX века увлеченно играли в пластмассовые куклы, домино, массивные самосвалы в песочнице, игру в магазин.

Выставка позволила соединить в одно целое детство нескольких поколений. Экспозиция призвана познакомить современных детей с любимыми игрушками родителей, бабушек и дедушек, отвлечь их от современных гаджетов.

Внимание посетителей поразит многообразие видов игрушек: наборы кубиков, кукольной посуды и мебели, плюшевые медведи, настольные игры, погремушки, перчаточные куклы, заводные и электромеханические игрушки, машины и многие другие изделия, выпущенные на фабриках игрушек Алма-Аты, Днепропетровска, Харькова, Минска, Кирова, Тамбова, Котовска, Загорска, Москвы, Ленинграда и нашей Ивановской фабрики.

2014 год - год Культуры в Российской Федерации. В честь этого события мы решили познакомить наших читателей с одной из культурных ценностей - народной игрушкой.

Мир игрушки удивительно многообразный. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Кокэси Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. На токарном станке мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Чтобы кукла была красивой, на ней красным, черным, желтым или багряным цветами рисуют традиционные японские цветочные и растительные мотивы.

Ненецкие куклы. Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

Нецке – игрушки, амулеты или произведения искусства. Подлинные японские нецке сделаны из натуральной слоновой кости. Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке. В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты.

Куклы на Руси. На Руси самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. А ещё для забавы детей изготавливали богородские, дымковские и филимоновские игрушки, матрёшек…

Конспект открытого занятия:

Тема: « В каждой избушке свои игрушки»

Тема: «В каждой избушке свои игрушки»

Цель: Воспитание уважения и почитания семьи.

Возвращение семейных традиций.

Задачи: Коррекция познавательной деятельности,

Совершенствование моно и диалогической речи.

Развитие речевых навыков, активизация словаря.

Закрепление зрительного восприятия и памяти,

Дать понятие о семейной традиции и досуге.

Ход занятия.

1. Организационная часть:

Проход детей на занятие по «пропуску»

В: Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о семье, о доме, поэтому, чтобы пройти на занятие вы называете пароль. Паролем станет пословица, поговорка, или короткое стихотворение о семье, о доме.

Д: Поочередно называют пословицу, которая является паролем.

2. Установление контакта (психологический настрой детей на занятие).

В. Подхожу к каждому ребенку, прикасаюсь к рукам.

Как я рада, что ты пришел на занятие, очень рада тебя видеть.

Посмотрите на гостей, которые пришли на наше занятие, поприветствуйте их.

3. В. А теперь давайте вспомним, что мы долгое время с вами говорили, читали, рисовали, писали сочинения о своей семье.

Послушайте стихотворение Светланы Смолич.

Как хорошо, что есть родимый дом,

Что в нем еще не прохудилась крыша,

Что печь, как в детстве хлебом вкусно дышит

А в сенцах пахнет теплым молоком.

Как хорошо, что ходики в дому еще идут

И жив сверчок за печкой.

И у крыльца еще стоит береза свечкой

И нежно светит сердцу моему.

А окна, как заведено на юг,

Чтоб в доме больше и тепла и света,

Чтобы гостило в нем подольше лето,

И это все от материнских рук.

Как хорошо под мамино крыло.

Свернуть с дороги дальней бесконечной,

Хоть на денек стать девочкой беспечной,

Почувствовать родимое тепло.

Я думаю, пока на свете есть

Вот этот дом любимый и желанный

Не надо мне земли обетованной.

Здесь родина моя на веки здесь.

Вот такими прекрасными словами о своем родном доме сказала наша землячка Светлана Смолич.

Ребята, а что для вас значит ваш дом, ваша семья?

Ответы детей.

В. Да, ребята, совершенно верно, дом, родители, семья, все это очень важно для человека. И пожалуйста, всегда помните, что вы не одни в этом огромном мире. Вы находитесь под большой защитой вашей семьи, вы окружены заботой и любовью ваших близких. Это нужно беречь и ценить.

4. Основная часть. Занятие наше называется «В каждой избушке свои игрушки».

Мы поговорим сегодня о семейных традициях и о семейном досуге.

Исторический экскурс.

Раньше в богатых дворянских семьях существовали свои традиции.

Такие, как например, балы. На которые глава семьи выводил в свет свою семью, для этого специально готовились, шились наряды, молодежь обучалась правилам хорошего тона, обучалась танцам. А дома проводились совместные чтения вслух, семейные чаепития. А в бедных семьях после трудового дня вся семья собиралась при свете свечи: старики рассказывали ли сказки, былины, девушки и женщины занимались рукоделием. А молодежь долгими зимними вечерами собирались в одном доме. Девушки пряли или вышивали и пели, а парни приходили девушек послушать и выбрать себе невесту, но не ту, которая громче поет, а ту которая тоньше прядет, вкуснее печет.

Времена менялись, менялась жизнь, менялись и традиции. И в наше время

В каждой семье существует свой уклад, свои порядки, свои традиции, свой досуг.

Так что же такое семейные традиции и семейный досуг?

Ответы детей.

В. Верно семейный досуг это свободное от работы и учебы время, когда вся семья собирается дома, все вместе отдыхают, общаются, развлекаются.

А семейная традиция – это то, что передается из поколения в поколение, это то, что унаследовано от предыдущих поколений – это обычаи, нравы, вкусы, образы действия, поведение.

Мне известно, что в ваших семьях тоже существуют традиции, какие-то схожие, но есть и свои, особенные. Расскажите, пожалуйста, о них.

Ответы детей: (реб.1- путешествия по святым местам; 2- семья увлекается спортом; 3 – посещение бани, закаливание, чайный ритуал).

Спасибо, ребята, за ваши интересные рассказы. А я знаю, что в семье Ю. любят петь и часто поют все вместе. Спой, пожалуйста, Ю. любимую песню твоей мамы.

Ребенок исполняет песню.

Молодцы, ребята, вы правильно поняли тему занятия и рассказали о своих семейных традициях.

5. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови»

Под салфетками по кругу лежат предметы, которые относятся к различным семейным традициям. Вы вращаете волчок, где остановится стрелка открываете салфетку и называете какие это предметы и к каким традициям они относятся. Вращайте волчок, отвечайте.

Ответы детей.

6. В. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:

Как вы думаете, что обозначают слова семейная трапеза ? И есть ли она в вашем доме?

Ответы детей.

В . Не бутербродом единым жив человек. Совместная трапеза – важная часть жизни семьи и нужна она не только для насыщения организма питательными веществами и витаминами, но и, так сказать, она необходима для души. Увы, современная жизнь не очень-то к тому располагает.

Люди перегружены работой, учебой, не хватает времени, у каждого свое расписание, свои дела. Но как это замечательно, когда вся семья соберется за столом, накрытым скатертью, за совместным воскресным обедом или ужином. У японцев, например, чайная церемония – красивая, наполненная

духовным содержанием процедура. И нам можно завести свои церемонии. Отыскать необычные рецепты и готовить их. Хорошо, если у этих церемоний будут свои названия:

Кофейная, если все в семье любят кофе.

Фруктовая

Пятничная пицца;

Субботние блинчики;

Оладушки для лапушки;

Воскресная курочка…и т д.

А за столом разговоры, шутки, смех.

Ребята, а какие блюда для вас являются традиционными?

Ответы детей.

В. А сейчас, девочки, я хочу дать вам добрый совет: Заведите в своей семье чайную церемонию. (Внести стол, сервированный к чаю).

Давайте представим, что мы не виделись целый день. Сейчас вечер и мы собрались, наконец, вместе. Давайте поговорим о том, что вас волнует, радует, что удается, а что не очень. Я мама, а вы мои дети. Спросите у меня, друг у друга как прошел день. (Диалоги, монологи детей).

В. Ребята, на этом наше занятие закончилось. Вы молодцы. Я вами очень довольна! Спасибо всем.

Анкета для родителей.

1. Как поддерживаете взаимоотношения со старшим поколением?

__________________________________________________________

2. Какие семейные традиции существуют в вашей семье?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вы их празднуете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Существуют ли у вас семейные династии?

5.Любимые занятия вашей семьи? ____________________________________________________________________________________________________________________

6.Существуют ли в вашей семье традиция «Семейной трапезы?

Фамилия, имя________________________________________

Татьяна Владимировна Тришина
«В каждой избушке свои игрушки». Интегрированное занятие ко Дню бабушек и дедушек в России

Составила и провела Тришина Т. В. - воспитатель ОЧУ «Первая Московская гимназия» .

Цели : воспитывать уважение к старшим членам семьи, вызвать желание заботиться о них и понимание того, как важно каждому человеку быть нужным и любимым.

Образовательные : развивать словарный запас.

Развивающие : развивать речь, внимание и память.

Воспитательные : воспитание доброжелательного отношения к окружающим; умения слушать друг друга и с уважением относиться к мнению каждого участника дискуссии .

Организационный момент.

Ребята, сегодня в России отмечается День бабушек и дедушек , поэтому мы очень рады видеть их в гостях на нашем занятии . Давайте познакомимся? Назовите свои имена (дети представляются) .

Дорогие наши гости, представьтесь и Вы пожалуйста.

Мотивация.

А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.

Загадываю загадки. После каждой отгаданной загадки из сундука достаётся соответствующая игрушка

У самых маленьких детей

Любимые игрушки

Без всяких сложностей, затей -

Простые. Погремушки

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка . Матрешка.

Пьет бензин, как молоко,

может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? Машина.

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

и устрой ему берлогу. Медвежонок.

Пляшет крошка, а всего одна ножка. Юла

Дробь отбивает, шагать помогает. Барабан

Ребята, как этих гостей назвать одним словом?

А зачем нужны игрушки ?

Вот мы с вами сейчас и поиграем.

Игра : «Что изменилось?» .

1 вариант. На столе стоят игрушки . Дети называют их. Затем предлагаю детям закрыть глаза. В это время подкладываю новую игрушку . Дети открывают глаза и угадывают новую игрушку .

2 вариант. Убирает по одной игрушке . Дети открывают глаза, и угадывают какая игрушка исчезла .

Игра «Из какого материала» .

Из чего могут быть сделаны игрушки ? (Игра с мячом)

Кубики из дерева (какие) – деревянные

Мячик из резины (какой) – резиновый

Мишка из плюша (какой) – плюшевый

Мышки из меха (какие) - меховые

Кукла из соломы (какая) – соломенная

Ведёрко из железа (какое) – железное

Пирамидка из пластмассы (какая) – пластмассовая.

Самолёт из бумаги (какой) – бумажный.

Погремушка из бересты (какая) – берестяная.

Продуктивная деятельность.

Сюрпризный момент.

Не все гости вышли из нашего сундука. Отгадайте, кто ещё там спрятался?

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!» Мяч.

Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять. Кукла.

После каждой отгадки достаю из сундука заготовки для тряпичной куклы-закрутки и полоски ткани для тряпичного мяча.

Что всё это значит?

Было время, когда таких ярких игрушек не было и игрушки делали сами . А как узнать какими были игрушки ? (намекаю детям, что сегодня у нас в гостях бабушки и дедушки , а их детство было давным – давно).

Сегодня с помощью наших бабушек и дедушек , мы станем мастерами – игрушечниками .

В мастерскую пройдёт тот, кто повторит за мной цепочку слов :

кукла – мяч – танк;

матрёшка – собака – ведро;

машина – кубики – юла;

неваляшка – пирамида – мозаика;

домино – скакалка - ракетка;

барабан – дудочка – робот;

кубики – ведро – кукла;

юла – машина – неваляшка;

мяч – самолёт – лото.

Дети делятся на подгруппы в зависимости от того, чем хотят заняться

Изготовление куколки-закрутки;

Тряпичный мячик.

Итог. Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Концерт - поздравление для бабушек и дедушек .

БАБУШКА МОЯ

Сказку бабушка расскажет ,

Мне носочки, шапку свяжет.

Земляничное варенье

Сварит – просто объеденье!

Целый день она хлопочет

Всем помочь-то она хочет.

Поцелует, перекрестит

И споёт мне на ночь песню :

– Спи, мой милый ангелочек,

Незабудочка-цветочек…

Я без бабушки тоскую , –

Больше всех её люблю я.

Л. Фирсова-Сапронова

Дедуля

Мой дедуля дорогой ,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету :

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться.

На тебя во всём равняться!

Дедушка – дедуля .

Слова - Константин Ваншенкин Музыка - Ян Френкель

Нынче у родителей

Дел полно опять.

С кем же мне отправиться

Всё-таки гулять?

Тротуары узкие,

Город, словно улей.

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

У знакомой девочки

Папа с бородой.

А у меня дедушка

Очень молодой.

Если нам захочется,

Вдруг помчаться пулей,

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

Погуляем в скверике,

Сядем на скамейку,

Вспомним нашу, в общем-то,

Дружную семейку.

И взгрустнём немножечко

В гомоне и гуле

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , с дедулей

Мы вернёмся вечером,

Но не в поздний час.

Нам приятно с дедушкой ,

Что вы ждёте нас.

И стройнее сделались

Мы, а не сутулей,

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

С дедушкой , с дедушкой ,

С дедушкой , дедулей .

Наша бабушка .

Кто рассказывает сказки?

Наша бабушка .

Кто нам дарит много ласки?

Наша бабушка .

Кто разводит огород,

Кто оладушки печёт,

Кто нам песенки поёт?

Наша бабушка .

Припев :

Я скажу спасибо ей,

Доброй бабушке моей ,

Я скажу спасибо ей,

Доброй бабушке моей ,

Кто отводит в детский сад?

Наша бабушка .

Кто всегда нам очень рад?

Наша бабушка .

Кто конфеты нам дает,

Варит кашу и компот,

Кто всегда и все поймет?

Наша бабушка !

Чаепитие.

Публикации по теме:

Сценарий «Игрушки в избушке» СКАЗКА «Игрушки в избушке» Действующие лица: Заяц, Петрушка, Карлсон. Ведущий: В этой избушке живут игрушки! В колокольчик заиграем, и.

Мастер-класс по методической работе «Народные игры на занятиях по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста как средство.

В России День бабушек и дедушек отмечают 28-го октября, и выбор даты не случаен. Оказывается, в древней Руси именно в этот день отмечали.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток. В этом месяце в нашем дошкольном учреждении прошёл «День пожилого человека».