Традиции и обычаи казаков. Молитва после рождения

Конспект НОД в разновозрастной группе по теме «В гости в казачий курень».


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «В гости в казачий курень» для детей разновозрастной группы. Данный материал будет полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, направленного на ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей разновозрастной группы по познавательному развитию на тему: «В гости в казачий курень»
Приоритетная образовательная область – познавательная
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков. Познакомить с музейными экспонатами. Закреплять заповедь казаков: «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
Развивающие: Развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Словарная работа: Ввести в активный словарь слова: курень, казаки, икона, прялка, рубель, узвар.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». Знакомство с донскими обрядами и праздниками, обычаями и бытом донских казаков.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Наглядный материал, оборудование: карта Ростовской области, мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, чугунок, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук. Казачья фуражка, плетень, макет куреня, музыкальные записи казачьих песен.
Ход НОД:
Воспитатель: Я с утра пришла сюда, здравствуйте мои друзья (дети здороваются). Здравствуй, солнце и земля. Я - Виктория Владимировна. По очереди дети называют свои имена. Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своим хорошим настроением (сдуваем с ладошек свои улыбки). Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день. Присаживайтесь.
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие тебе люди! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родичи, родня, предки.
Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть как же жили наши дальние предки, некоторые из предметов быта, которыми они пользовались. У меня есть волшебная казачья фуражка, которая нам поможет отправиться в прошлое. Наденем на голову фуражку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: "Время, время остановись! К нашим предкам повернись! ". Дети надевают фуражку, кружатся и повторяют слова, (волшебная музыка), появляется макет куреня (вносит 2-й воспитатель).
Дети и воспитатель рассматривают макет.
Воспитатель: Ребята, а что это за жилище?
Ответ детей: - это казачий курень.
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: - Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.
Воспитатель: А сколько этажей в казачьем курене?
Дети: -Казачий курень строили двухэтажный, «полукаменный», первый этаж строили из самана, саман лепили из глины и воды, второй этаж был деревянный.
-Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
-Балкончик, вокруг дома у казаков назывался балясы, он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни, а во время наводнения на лодке можно было отплыть прямо от балкончика.
Воспитатель: Для чего в курене нужны ставни? А чем мы сейчас закрываем окна?
Ответы детей.
Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук», и украшалось оно резным орнаментом в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов, а для чего казаки это делали?
Дети: этот орнамент был призван защищать дом казака от зла: наговоров и болезней.
Дети: - Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее из железа.

Готовый дом мазали, после того как дом был помазан, его красили. Курени красили в желтый, голубой или синий цвет, деревянные стены красили в белый цвет, а ставни в жёлтый или в синий.
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.
Воспитатель: Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»? Ребята, а вы в таких домах живёте, расскажите о своём доме.
Ответ детей
Воспитатель:
А почему говорят: « В гостях хорошо, а дома лучше»?
Ответы детей.
Воспитатель : Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, что внутри в курене? А наши гости?
Ответ детей.
Воспитатель: А наш курень непростой, он с секретом. (Поднимает крышу, дети заглядывают вовнутрь, там пусто.)
Воспитатель: А здесь ничего нет, ребята, а хотите попасть в настоящий казачий курень?
Ответ детей
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задание. Вы много уже знаете про жизнь казаков, сейчас мы проверим, как вы с ним справитесь.
КРОССВОРД
1.Лучший друг казака (конь).
2.Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
3.Как у казаков называлась кухня (стряпка).
4.Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).
5. Любимое угощенье казачат (пряник).
Воспитатель: Казачата, подойдите ко мне, давайте попросим наших гостей прочитать слово, которое получилось.
Гости читают: курень.
Звучит казачья песня.
Появляется казачка.
Казачка: Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок. Здорово дневали.
Ответ детей и гостей .
Казачка: Я казачка Галина, а вы кто?
Дети: Мы казачата из «Жемчужинки»
Казачка: (обращается к гостям). А вы, гости дорогие, казачьи шали возьмите, да по куреню пройдите. Хотим в казачек вас превратить, в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие. Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). У нас в кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, могут покалечиться.
Воспитатель: Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего, ребята, а вы как думаете, что здесь лишнее?
(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).
Дети: Зеркало
Воспитатель: А почему?
Казак: Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.
Дети: Игрушка.
Воспитатель: А казачата разве не играли?
Казак: Казачата не играют, они к службе готовятся.
Дети: Подушка.
Воспитатель: Правильно, казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.
Казачка: Спасибо за помощь, наверно младшенький сынок пошалил. А старшие мои сыновья учатся владеть шашкой, а покажите нашим гостям, что вы умеете (Казаки показывают мастер-класс на казачьих шашках).
Казачка: Молодцы сынки, все в батьку.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите так же научиться? Научимся, ведь мы казачата.
Казачка: А это моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Ответ детей.
Воспитатель:
Ребята, как здесь красиво, тепло и уютно.
Казачка: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети : Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов.
Воспитатель: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Казачка: Воду казачки носили с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плече повисло, что (ответ детей: коромысло).
Казачка: Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
Казачка: А теперь я покажу вам женскую половину. Это наша спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками, Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона». А покажите, какие вы казачки-хозяюшки, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, а то для утюга места на печке нет.
Девочки пробуют гладить бельё.
Воспитатель: А что это за ящик у вас стоит?
Казачка: Это не ящик, а сундук, в котором мы храним свои вещи (открывает сундук, достаёт наряды, показывает гостям.)
Воспитатель: красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Казачка: А пусть и гости мне помогут сшить на зиму тёплое одеяло.
Воспитатель и дети достают из сундука лоскуты, иголки, ножницы, кладут на стол перед гостями, дети режут лоскуты, взрослые гости сшивают, в-ль показывает и помогает. После того как закончится рукоделие, казачка хвалит гостей и детей.
Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше, пора нам отправляться домой.
Дети собираются в круг, надевают фуражку и говорят «Время, время повернись, назад домой вернись».
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
Ответ детей.

В гостях у казаков
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.
Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами
праздник.
Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных
посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут
беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике
здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.
(Под музыку выходит с шарами петух)
Петух: Кукареку! Кукареку!
Ну, вот все в сборе
Можно праздник начинать,
В круг друзей всех собирать.
Эй, ребята, детвора!
Петь, плясать пришла пора
Давайте знакомиться.
Гребень красный,
Рубаха алая
Я ребята - петух­зазывала!
Подходи по одному
Расскажу вам, что к чему.
Никакого тут секрета,
Хоть кого я расспрошу:
Ведь праздника, как этот,
Не бывало на Дону!
(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)
А сейчас настало время
К творчеству народ будить;
Все традиции забыты -
Нужно срочно возродить.
Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»
Эх, донские казаки,
Эх, донские казаки,
Казаки, Казаки,
Казаки, Казаки,
По станицам гуляли,
По станицам гуляли,
Гуляли, гуляли,
Гуляли, гуляли.
Молодушек любили,
Молодушек любили,
Любили, любили,
Любили, любили.
К одной двое ходили,
К одной двое ходили,
Ходили, ходили,
Ходили, ходили.
Одну двое любили,
Одну двое любили,
Любили, любили,

Любили, любили.
Подарочки носили,
Подарочки носили.
Носили, носили,
Носили, носили.
Подарочек не простой,
Подарочек не простой,
Не простой, не простой,
Не простой, не простой,
С ручки перстень золотой,
С ручки перстень золотой,
Золотой, золотой,
Золотой, золотой.
Серябряна калечка,
Серябряна калечка,
Калечка, калечка,
Калечка, калечка.
Балить мая сердечка,
Балить мая сердечка,
Сердечка, сердечка,
Сердечка, сердечка.
Балить сердце и живот,
Балить сердце и живот,
И живот, и живот,
И живот, и живот.
Далеко милай живет,
Далеко милай живет,
Он живёт, он живёт,
Он живёт, он живёт.
Часто вести подаёт,
Часто вести подаёт,
Подаёт, подаёт,
Подаёт, подаёт.
А я ево не боюсь,
А я ево не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
На улицу покажусь,
На улицу покажусь,
Покажусь, покажусь,
Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,
Чубатые ребяты,
Ребяты, ребяты,
Ребяты, ребяты,
Прелестнаи казаки,
Прелестнаи казаки,
Казаки, казаки,
Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после
того, как с полей был убран урожай до последнего
зернышка. И только тогда пекли караваи из нового
урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним
словом, всем можно было отдохнуть.
У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по
обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.
(Выходят хозяин и хозяйка)
Хозяин: Добрый день, гости званые и желанные.
Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!
Хозяин: Милости просим к нашему куреню!
Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и время­
провождение приятное. И по старому донскому обычаю,
дорогих гостей встречаем хлебом­солью. А главный хлеб
на Дону - это, конечно, каравай.
(Выходит каравайщица с хлебом­солью)
Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки.
Милости просим к нашему куреню.
Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара»
- круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши
предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл -
круглое красное солнышко, круглый годовой цикл.
Вселенная нашими предками представлялась тоже
замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали,
развивается по кругу...
Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хо­
роводы.
(Хороводный танец «Заплетайся плетень»)
Ведущий. В давние времена собирались люди на
праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли осо­
бый хлеб - он получил название «пирог», от слова
«пир».
(Звучит лирическая музыка)
Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из
пресного теста.
Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное
- только по большим праздникам.
Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В
старину начинки пирогов отличались большим
разнообразием.
Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками,
маком, рыбой и даже с кислицей.
Овощная начинка тоже была самая
Ведущий:
разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными
огурцами.
Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку
и начинку ели ложками.
Ведущий: Готовили такие пироги­тарелки с начинками из
лука, капусты и моркови.
(Музыка затихает)

Ведущий.
По форме пироги различались на долгие,
круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось
раньше, вкладывался большой смысл.
Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей,
Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли
уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой,
топтаники из гороховой муки и многое другое.
Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами.
Давайте лучше споем.
Ведущий. Собирайся, народ,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.
С донским, с молодым казаком,
С удалым добрым молодцем,
С удалым добрым молодцем.
Девочка. Ой, ребята, а я что видела!
Все. Что!?
В наш веселый хоровод.
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Песня «Посею лебеду…»
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!
Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак ­ повёз!
Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!
Мальчик.
Катя­Катюха

Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!
Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.
Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь, сворачивай!
Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.
Частушки
Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.
Эй, девчонки­хохотушки,
Запевайте­ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчоночки­ дончанки,
До чего же хороши!
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Эх, донская­ то земля.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.
Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.
Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.
Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите­ка
мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?
Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.
Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.
Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба
ответа верны, так как это слово имеет два значения.
А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест
пироги в печи - не садись на печь»?
Казак: Да потому что испортятся ­ тесто сядет.
Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не
испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб,
пока все хлебы не испеклись.
А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?
Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.
Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно
начинать нужно?
Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.
Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.
Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться
сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей
посмотреть.
Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны.
Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?
Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок,
чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись
по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».
Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я
предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.
Все. Любо, любо!
Песня «По полю, полю»
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По широкому полю
Летал­вылетал, летал­вылетал
Сизголубчик молодой,
Сизголубчик молодой.
Кликал­выкликал, кликал­выкликал
Сизголубицу свою,
Сизголубицу свою.
Ты ходи сюда, ты ходи сюда,
Сизголубушка моя,
Сизголубушка моя.
Я тебя люблю, я тебя люблю
За походочку твою,
За походочку твою.
По двору идёшь,
По двору идёшь,
Словно павушка плывёшь,
Словно павушка плывёшь.
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По широкому полю

Летал­вылетал, летал­вылетал
Сизголубчик молодой,
Сизголубчик молодой.
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю.
Полю.
Ведущий.
путешествие отправляться.
колобок, покажи нам заветный уголок.
Ну вот, казаки и казачки, можно и в
Катись по блюдечку,
(Звучит песенка колобка)
Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в
замечательную страну под названием «Детство». Да и
как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом
раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а
круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так
часто это слово встречается в детских потешках,
прибаутках и колыбельных песнях.
Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как ка­
зачки своих малышей спать укладывали, как их качали,
что им пели?
(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбель­
ную)
Хозяйка:

Котя, котенька, коток,
Котя - серенький хвосток.
Приди, Котя, ночевать.
Нашу девочку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
Дам кусочек пирога
Да кувшинчик молока,
Кушай, Котя, не проси.
(Выходит дочка с куклой)
Дочка:

О, качи­качи­покачать,
Испеку тебе калач,
Спи­ко, Танечка, не плачь.
Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да
перепекчи.
Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?
Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни­ то
тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с
маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку
посадить да в печку засунуть.
А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких
детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?
Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали
под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали
поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так
и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты
ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным,
совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в
печку, как пирог совали.
Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно
отправляться дальше в путешествие.
Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам
заветный уголок.
Мы с вами попали в страну под названием «Загадка».
Очень загадочная страна.
Каравайщица:

Не сиди на печи,
Налетай на калачи,
Пироги получит тот,
Кто отгадку назовет.
1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают?
(Блины)
2. Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям
плачу. (Хлеб)
3. Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет
как камень. (Пирог)
Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и
у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в
пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.
- А давайте мы устроим состязание в смекалке, на­
ходчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.
Викторина
Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем
викторину по словарю донского говора.
Горище – чердак
Гутарить – говорить
Гумно – место для хранения зерна
Курень – дом
Вечерить – ужинать
Шлях – дорога
Атаман – вожак
Казаки – вольные люди
Майдан – площадь
Станица – село большое
Хутор – село маленькое
Кочет – петух
Чувяки – тапки
Хворать – болеть
Цибарка – ведро
Завеска – фартук
Баз – сарай
Нехай – пусть

Ноне – сегодня
Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали
кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было
нельзя. А какие? Знаете?
(дети в зале перечисляют)
Заповеди казаков:
­ Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
­ По тебе судят обо всем казачестве.
­ Служи верно своему народу, а не его вождям.
­ Держи слово! Слово казака дорого.
­ Чти старших, уважай старость.
­ Сам погибай, а товарища – выручай.
­ Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но
помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть
– не жестокость!
­ Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!
­ Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!
Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора
бы и честь знать.
Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.
Хозяин: Из­за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.
Давайте и мы споем песню
Звучит «Песня о России»
1. Посмотри, как всё красиво,
Посмотри ­ простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.­2р./
2. Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина ­ Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь ­ яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.

О житье­бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Припев.
3.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, ­
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз
услышали о донском каравае, о казачьих обычаях,
традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже,
чем, то место, где ты родился и вырос.

В гостях у казаков

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник.

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.

(Под музыку выходит с шарами петух)

Петух: Кукареку! Кукареку!

Ну, вот все в сборе

Можно праздник начинать,

В круг друзей всех собирать.

Эй, ребята, детвора!

Петь, плясать пришла пора

Давайте знакомиться.

Гребень красный,

Рубаха алая

Я ребята - петух-зазывала!

Подходи по одному

Расскажу вам, что к чему.

Никакого тут секрета,

Хоть кого я расспрошу:

Ведь праздника, как этот,

Не бывало на Дону!

(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)

А сейчас настало время

К творчеству народ будить;

Все традиции забыты -

Нужно срочно возродить.

Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»

Эх, донские казаки,

Эх, донские казаки,

Казаки, Казаки,

Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,

По станицам гуляли,

Гуляли, гуляли,

Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,

Молодушек любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

К одной двое ходили,

К одной двое ходили,

Ходили, ходили,

Ходили, ходили.

Одну двое любили,

Одну двое любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

Подарочки носили,

Подарочки носили.

Носили, носили,

Носили, носили.

Подарочек не простой,

Подарочек не простой,

Не простой, не простой,

Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,

С ручки перстень золотой,

Золотой, золотой,

Золотой, золотой.

Серябряна калечка,

Серябряна калечка,

Калечка, калечка,

Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,

Балить мая сердечка,

Сердечка, сердечка,

Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,

Балить сердце и живот,

И живот, и живот,

И живот, и живот.

Далеко милай живет,

Далеко милай живет,

Он живёт, он живёт,

Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,

Часто вести подаёт,

Подаёт, подаёт,

Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,

А я ево не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,

На улицу покажусь,

Покажусь, покажусь,

Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,

Чубатые ребяты,

Ребяты, ребяты,

Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,

Прелестнаи казаки,

Казаки, казаки,

Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после того, как с полей был убран урожай до последнего зернышка. И только тогда пекли караваи из нового урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним словом, всем можно было отдохнуть.

У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.

(Выходят хозяин и хозяйка)

Хозяин : Добрый день, гости званые и желанные.

Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!

Хозяин: Милости просим к нашему куреню!

Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и времяпровождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Дону - это, конечно, каравай.

(Выходит каравайщица с хлебом-солью)

Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню.

Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл - круглое красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали, развивается по кругу...

Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хороводы.

(Хороводный танец «Заплетайся плетень» )

Ведущий. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли особый хлеб - он получил название «пирог», от слова «пир».

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста.

Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное - только по большим праздникам.

Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.

Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.

Ведущий: Овощная начинка тоже была самая разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными огурцами.

Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.

Ведущий: Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови.

(Музыка затихает)

Ведущий. По форме пироги различались на долгие, круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось раньше, вкладывался большой смысл.

Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей, Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.

Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем.

Ведущий. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод.

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Песня «Посею лебеду…»

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

С удалым добрым молодцем,

С удалым добрым молодцем.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.

Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Мальчик.

Лошадь ела кашу,

А казак – овёс.

Лошадь села в сани,

А казак - повёз!

Девочка.

Стучит – бренчит по улице,

Фома едет на курице.

А Тимошка – на кошке

По кривой дорожке!

Мальчик.

Катя-Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Девочка.

Синее море огнём горит,

Белая рыба по небу летит,

По чистому полю корабль плывёт,

На корабле серый волк стоит.

Мальчик.

А проворная лисица потявкивает:

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А потом куда хочешь, сворачивай!

Девочка.

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули.

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Мальчик.

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Частушки

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Только как они не в моде

Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,

Будем петь вам от души.

Мы, девчоночки- дончанки,

До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Эх, донская- то земля.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

О любимом нашем крае

Песни звонкие поём.

Мы с весёлой песней дружим,

Мы вам честно говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.

Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите-ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?

Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.

Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.

Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения.

А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест пироги в печи - не садись на печь»?

Казак: Да потому что испортятся - тесто сядет.

Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись.

А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?

Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.

Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно начинать нужно?

Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.

Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.

Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть.

Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?

Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».

Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.

Все . Любо, любо!

Песня «По полю, полю»

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

Кликал-выкликал, кликал-выкликал

Сизголубицу свою,

Сизголубицу свою.

Ты ходи сюда, ты ходи сюда,

Сизголубушка моя,

Сизголубушка моя.

Я тебя люблю, я тебя люблю

За походочку твою,

За походочку твою.

По двору идёшь,

По двору идёшь,

Словно павушка плывёшь,

Словно павушка плывёшь.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю.

Полю.

Ведущий. Ну вот, казаки и казачки, можно и в путешествие отправляться. Катись по блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок.

(Звучит песенка колобка)

Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну под названием «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так часто это слово встречается в детских потешках, прибаутках и колыбельных песнях.

Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как казачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели?

(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбельную)

Хозяйка:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать.

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшинчик молока,

Кушай, Котя, не проси.

(Выходит дочка с куклой)

Дочка:

О, качи-качи-покачать,

Испеку тебе калач,

Спи-ко, Танечка, не плачь.

Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да перепекчи.

Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?

Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни- то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку посадить да в печку засунуть.

А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в печку, как пирог совали.

Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно отправляться дальше в путешествие.

Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам заветный уголок.

Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

Каравайщица:

Не сиди на печи,

Налетай на калачи,

Пироги получит тот,

Кто отгадку назовет.

    1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (Блины)

      Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям плачу. (Хлеб)

      Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.

- А давайте мы устроим состязание в смекалке, находчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.

Викторина

Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Гумно – место для хранения зерна

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Шлях – дорога

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете?

(дети в зале перечисляют)

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать.

Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.

Хозяин: Из-за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.

Давайте и мы споем песню

Звучит «Песня о России»

    Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

    Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

    И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз услышали о донском каравае, о казачьих обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

Культура казачества – это яркие личности, высоко духовные и нравственные. Воспитание проходит в рамках моральных и нравственных принципов, на патриотизме, ориентация на семейные ценности. В данной статье мы рассмотрим малую часть тех обычаев и традиций, которым следовали казаки.

В казаках воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящий воинов. Когда рождались дети, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Также нельзя обойти сторон обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, отец сажал ребенка на коня, подрезал чуб (первый раз) и давал саблю. Этот обряд уходит далеко в древности. Здесь прослеживается мотив волоса. Т.к. волосы являются женским мотивом, то подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином.

Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказывать о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной.

Что умел делать ребенок в 14 лет?

Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой. Через пару лет, в 16, ребята участвовали в военных смотрах и выигрывали. Наступало время покупать коня и форму настоящего казака. А в 19 лет начиналась казачья служба отечеству. Родители провожали смелого и бравого воина, не зная, увидят ли они его еще или нет. Именно по этой причине воинов отправляли на службу с праздничным размахом, и с таким же размахом встречали домой после службы.


История донских казаков

Молитва после рождения

Ранее был и другой обычай, который выполнялся вскоре после рождения. Когда ребенку исполнялось 40 дней, мать приходила из церкви с очистительной молитвой. Ребенка брал отец и цеплял саблю, сажа на коня. Далее подстригал ему первые волосики. После этого отец отдавал сына матери и поздравлял с донским казаком. Но сейчас этот обычай уже не используется, а только живет в памяти народа.


Другие обычаи

Горсть земли в поход


Песня донских казаков в походах

У донских казаков воинов с древности и до сих пор имеется обычай брать в поход горсть родной земли. Как правило, земля берется не где попало, а либо у церкви, или же на могли родителей. В крайнем случае, земля бралась во дворе родного дома. Землю зашивали в мешочек и вешали на груди рядом с крестом. Данный обычай имеет следующий смысл: если казака убивали в походе, то горсть родной земли была у него на груди.


Совет

Также всегда прощались с Доном. Прощание сопровождалось шутками, но не стоит думать, что это легкомыслие. За шутками казаки прятали глубокие чувства.

Когда казак приступал к службе, то по коню своему он мог определять исход. Если конь мочился, то это говорило о беде (либо получит ранение, или случится беда с его лошадью, или казак в плен попадет). Если лошадь испражнялась, то это был добрый знак, что казак придет целый и невредимый. Самый главный страх – это уронить шапку при выходе из дома. Это говорило о том, что казак убит будет. Каждый казак относился к этим приметам с глубочайшим доверием.


Важно!!!

Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.

Церковные праздники

Празднование церковных торжеств было совместным. Из каждого дома доносились песнопения, псалмы. Если были престольные праздники, то после молебна устраивали общий обед – тут каждый приносил что-то вкусное, и, конечно же, были станичные рыба и мясо. После общего обеда, казаки разделялись и праздновали три дня по ватагам. Было принято также угощать и стариков, приглашать их в гости. Существовало несколько циклов, которые делились по временам года. Например, зимний цикл составлял рождество, крещение, новый год. В рождество девушки ходили под окнами и пели колядки группами. Детки разносили кутью, получали подарки.


Вывод:

Это только малая часть обычаев донских казаков. Это колоритный и яркий народ, который относился с особым доверием ко всем традициям и обычаям своего народа, края. Все выполнялось, как и должно было это выполнять. Культура казаков, их традиции и обычаи складывались в течение длительного времени. В их воспитании была духовность, культура, патриотизм и многие другие качества, которые было почтено иметь настоящим воинам, донским казакам.


История донских казаков

Цель: Знакомство с традициями, обычаями и фольклором донского казачества.

Задачи: познакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд “В гостях у казаков”, рушники.

Ведущий: Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки. Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу.

У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья, по-особому, на вербе,
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире,
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире,
По-детски чисто тянется душа...

Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Много национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями донского казачества.

Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию “Песенка водовоза”, муз. И. Дунаевского

“Песня Домовенка”

Удивительный вопрос,
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу,
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые казачата. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Ведущий. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.

(Ведущая произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников казаки не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )

Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню “Дон течет издалека”

Из станицы через Дон
Шёл казачий эскадрон
Шёл домой к себе в станицу,
Переходом утомлён
И решили казаки:
У красавицы-реки
Расседлать коней усталых,
Сбросить груз своей тоски

Дон течёт издалека,
Тихо плещется река
Черноглазая казачка
Встретит казака
Под уздцы коня возьмёт,
Вольно к дому поведёт
Казаку подставит губы,
Сладкие, как мёд

“Любо”– скажет атаман,
Тяжело вздохнёт от ран
И расскажет про геройство,
Как громили басурман
Как носил буланый конь
Через воду и огонь
Тех, кто славили Россию,
Шашку, волю да гармонь

Православная страна
Широка и далека
Пусть хранит святой Егорий
Удалого казака
Пусть вернётся он домой,
Чубчик вьётся озорной
А над степью льётся песня,
Песня Родины родной

Припев – 2 раза:

Казак без коня, что солдат без ружья...
Казак в беде не плачет...
Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает...
Казак сам голодает, а конь его сыт...
Казаку конь – отец родной и товарищ...
Казаку конь себя дороже...

Сценка “Ты не казак!”

Участвует два казака (ученика).

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне...

2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит... Дывлюсь я, на тебя, зачем ты тут? Возле коня тебе нечего делать. Ты не казак!

3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Казачка 1.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

Казачка 2.

Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Казаки съезжаются,
веселье начинается

Песня “Пчелочка златая”

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.

Али ты не любишь Лизочку мою,
Жаль, жаль, жалко мне
Лизочку мою.
А у моей Лизочки русая коса,
Голубая лента ниже пояса
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса. Ниже пояса
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне
Серые глаза.

Сладкие, медовые губочки ее,
Жаль, жаль, жалко мне
Губочки ее.
Я к губам прилипну, с ними и помру,
Жаль, жаль, жалко мне,
С ними и помру.
Брешешь, не прилипнешь, брешешь не помрешь

Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Игра “Кто быстрее сядет на коня?”

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющиестановятся в круг, в центре стоит один из игроков. Стоящие по кругу игроки передают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она движется от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который уронил ее выходит на место водящего.

Игра “Снежинки”.

Ребята становятся парами, каждый запоминает свою пару. Пока играет музыка дети играют в ладушки и под музыку по сигналу “Снежинки” меняются парами, продолжая игру в ладушки. Как только музыка заканчивается, каждый должен вернуться в свою пару.

Выходят дети (казаки и казачки).

Казачка 1. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Казачка 2.

Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Казачка 1.

Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Казачка 2

Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Казачка 1.

Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Казачка 2.

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде,
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

По деревне я пошла,
И Ванюшку видела
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела

Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат

Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

Ой, бяда, бяда, бяда -
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

Эх, топни нога-
Топни правенькая,
Я пойду плясать,
Хоть я маленькая.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.

2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.

3. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков... Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО.

5. П.И. Ковешников. Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону: РКИ, 1979.