Русские носили хиджаб. Хиджаб как линия раскола общества. «Наши предки не носили хиджаб, это арабская одежда!»

Преамбула
Продвижение хиджаба в светском и многоконфессиональном Российском обществе - это попытка его раскола по религиозному признаку

Тема ислама изрядно перегрета как в средствах массовой информации, так и в обществе - и отнюдь не в положительную сторону . Связано это с продолжающимися последние лет 20-25 боевыми действиями, проводящимися по всему миру бородатыми людьми под тем или иным вариантом исламского знамени. Верными спутниками поступающей информации об этих «правоверных борцах» являются черный цвет, большие неряшливые бороды мужчин, головные уборы женщин-мусульманок, крики «Аллаху акбар!», разрушения и смерть.

В свете происходящего, среднестатистическому россиянину очень сложно сформировать к исламской атрибутике положительное отношение. Безусловно, все понимают, что во всех религиях и у всех народов есть негодяи и хорошие люди, но человек ничего не может противопоставить шквалу поступающей ему ежедневно негативной информации связанной именно с мусульманской тематикой. В голове у каждого человека, как в кино, проносятся аналогии между агрессивной настойчивостью и активностью поборников джихада в массмедиа и исламом как религией «вообще». Ислам? Мусульмане? Значит будут кричать, уличать в не толерантности и требовать , а если в чем-то не согласишься - могут разрушить твой быт или жизнь. Поэтому, любой мусульманский атрибут воспринимается настороженно и без радушия.

Ислам за пределами России и агрессия почти уже стали синонимами

В массовой информации в России с настойчивой периодичностью всплывает тема ношения мусульманками хиджаба. Дескать нам надо, мы требуем, мы хотим, дайте-разрешите: без этого атрибута мусульманка не мусульманка, ислам - наполовину ислам, обидимся и не будем дружить и т.д. и т.п. Такое впечатление, что активные представители российского ислама не улавливают настроение в умах и душах не мусульман. Они настолько воодушевлены и ослеплены самим фактом расширения сферы влияния своей религии, что легко и незаметно для самих себя становятся на путь навязывания своего образа жизни - куй железо пока горячо! И именно в этот момент хиджаб становится камнем преткновения.

Строго говоря, хиджаб, в современном его внешнем виде и идеологической наполненности, не характерен для российского ислама. Например, Ислам Бердиев, руководитель отдела мусульман республики Карачаево-Черкесия на территории Ставрополя, сказал в телефонном интервью для РИА «Новости»: «Мы сами против того, чтобы наши женщины носили хиджабы, такой вид одежды носят женщины в арабских странах , но он не является традиционным для народов Кавказа». Получается, что в российский ислам кто-то привносит арабскую составляющую, а значит происходит тихая и вкрадчивая арабизация российского ислама и российских мусульман.

Происходит арабизация российского ислама и российских мусульман

Кому и зачем это надо? Не в пору ли говорить о попытке неких внешних сил переформатировать религиозную культуру , ментальность и стереотипы мышления российских мусульман?

Говоря более точно, мода на хиджаб в российский ислам пришла из таких стран как Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Как ни покажется странным, но именно эти две страны являются последовательными политическими сторонниками США - главного геополитического противника России. Причем, именно Саудовская Аравия была триггером для развала СССР путем резкого демпинга на нефтяные цены по просьбе Вашингтона. Эти две страны - совсем не друзья России. Более того - Саудовская Аравия это страна в которой основной религией является ваххабизм, так всем хорошо известный по военным телерепортажам из стран Востока. Ваххабизм известен своей непримиримостью и жестокостью к инакомыслию среди мусульман-единоверцев и другим религиям.

Современная исламская мода идет в Россию из недружественных ей стран

Почему вдруг именно сейчас тема хиджаба стала восприниматься российским исламским духовенством и обществом как нетолерантность и угроза исламу? Что может быть результатом арабизации исламской культуры в России в столь сложный период сплошных войн на Ближнем Востоке? Кто, используя ангижированность темы ношения хиджаба, раскручивает механизм противостояния в российском обществе?

На фоне ослабления позиций православия в России и христианства в мире «вообще», последовательная настойчивость исламских активистов в продвижении их образа жизни и внешнего вида в светской России очень похожа на перехват инициативы в религиозном влиянии на российское общество. Мало того что это очень похоже на перехват, так он еще и осуществляется по не российским традициям и арабским лекалам . «Хиджабизация» становится очень похожа на средство достижения цели в таких широко известных политических методиках как «метод салями» и «окна Овертона». Когда переформатирование общества, его ценностей и образа мышления производиться исподволь, посредством незначительных на первый взгляд вещей, с помощью постепенных маленьких уступок и последовательного снятия эмоциональных и социальных табу.

Задача одна - изменить в нужном себе аспекте целевое общество

Особо следует понимать отношение русских к такой «тихой» арабизации российского ислама. И связано это, ни много ни мало, с темой украинизации и украинства. Последствия украинства как образа жизни и украинизации как средства достижения этой цели очень хорошо знакомы русским. Ибо с помощью этого, внешние страны в лице Польши, Германии и Австрии осуществили раскол русского общества изнутри . Незаметно навязав «нерусскость» русским живущих на окраине России они преследуют своей целью дробление на маленькие куски и ослабление большого русского народа. Начиналось все с незначительных мелочей 150 лет назад.

Именно поэтому, настойчивое навязывание хиджаба, как метод арабизации российского ислама, становится очень похожим на украинизацию окраин России начавшуюся в 19 веке. Такое вот «своевременное» привнесение не свойственной российскому исламу культуры напрашивается на аналогию - сделать российских мусульман «не российскими» . Ну а потом, как в случае с нынешней гражданской войной на Украине, использовать мусульман России как таран против российской государственности, но только не снаружи, а изнутри.

Арабизация российского ислама - это таран против российской государственности

С этой точки зрения, настойчивость в «хиджабизации» расценивается русскими как попытка «второй украинизации». Ведь русские уже ощутили на себе один раскол: они потеряли часть своего народа и часть своей территории . Теперь русским вполне резонно представляется, что хиджаб это источник первоначального раскола российского общества. Этот раскол даст трещинку, в которую хлынет набор требований по следующим уступкам. Таким образом незначительный на первый взгляд факт осуществит раскол российского общества на мусульман и «не мусульман».

А любой социально-нравственный раскол в обществе является питательной средой для последующих попыток уничтожения государства - как это сейчас происходит на Украине, где псевдоправославные униаты греко-католики активно атакуют православие и разжигают межнациональную ненависть.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Когда я приняла, а точнее, вернулась в Ислам, религию нашей истинной природы, во Франции бушевали жестокие дебаты по поводу девушек, носивших хиджаб в школах. Они до сих пор продолжаются. Большинство, как казалось, думали, что ношение косынки противоречило принципу, что общество, которое финансируется государством, то есть школы, должно быть нейтральным в отношении религии. Даже когда я была немусульманкой, я не могла понять, почему была такая суета вокруг такой незначительной вещи, как косынка на голове мусульманской студентки.

Среди немусульман все еще сохраняется убеждение, что мусульманские женщины носят хиджаб просто потому, что они рабски следуют традиции, и это убеждение так сильно, что платок считается символом притеснения. Освобождение и независимость женщины, как думают многие немусульмане, невозможны без снятия хиджаба.

Такое мнение разделяют и “мусульмане”, чьи знания об Исламе крайне ограниченны или вообще отсутствуют. Привыкшие к атеизму и религиозному эклектизму, к смешению всего и вся, они не способны понять и постичь, что Ислам универсален и вечен. Что женщины во всем мире, в том числе и неарабки, принимают Ислам и носят хиджаб, подчиняясь религиозным требованиям, а не из-за неверного измышления по поводу “традиции”. Я - один из примеров такой женщин. Мой хиджаб - не часть моей расовой или традиционной идентичности; он не имеет никакого социального или политического значения; это всего лишь знак моей религиозной идентичности.

Я носила хиджаб с тех пор, как приняла Ислам в Париже. Форма ношения хиджаба изменяется в зависимости от страны, в которой ты живешь, или степени твоего религиозного понимания и сознания. Во Франции я носила простую косынку, которая соответствовала моему платью и хорошо сидела на моей голове, так что это было, можно сказать, фешенебельно и модно! Что означает для меня хиджаб? Несмотря на то, что уже было много книг и статей по поводу хиджаба, они зачастую имели тенденцию быть написанными с точки зрения постороннего; я хочу дать взгляд изнутри.

Когда я решила принять Ислам, я не думала о том, как я смогу молиться пять раз в день или носить хиджаб. Возможно, если бы я серьезно задумалась над этим, то это могло бы повлиять на мое решение стать мусульманкой. Пока я не посетила главную мечеть в Париже, я не имела никакого отношения к Исламу, то есть не соблюдала никаких правил, ни молилась и не носила хиджаб, все это было совершенно незнакомо для меня. Фактически эти обязанности для меня были невообразимы, но мое желание быть мусульманкой было столь сильно (Хвала Аллаху), что я даже не интересовалась тем, что ожидает меня на “другой стороне” моего новообращения.

Выгоды и польза ношения хиджаба стали ясными для меня после услышанной лекции в мечети, когда я не сняла косынку даже после того, как покинула здание. Лекция наполнила меня таким доселе неизвестным духовным удовлетворением, что я просто не захотела снять платок. Из-за холодной погоды я не привлекала слишком большого внимания, но я заметила разницу, - я чувствовала себя очищенной и защищенной; я чувствовала, как будто я была рядом с Аллахом, гораздо ближе к Аллаху. Как иностранка в Париже, я иногда испытывала неловкость, когда на меня смотрели мужчины. В моем хиджабе меня не замечали, и я была защищена от невежливых взглядов.

Мой хиджаб сделал меня счастливой; это было признаком моего повиновения Аллаху и проявлением моей веры. Я не должна была говорить о своих верованиях, хиджаб заявлял о них ясно для всех, особенно моим товарищам-мусульманам, и таким образом он помог и усилил наше братство и дружеские отношения в Исламе. Ношение хиджаба скоро стало для меня естественным и совершенно добровольным. Никакой человек не смог бы вынудить меня носить его, если бы он имел такую возможность, я восстала бы против этого и отказалась бы носить хиджаб. Однако, первая исламская книга, которую я прочитала, использовала очень умеренный язык в этом отношении, говоря, что “Аллах настоятельно рекомендует хиджаб”, и что Ислам (само значение этого слова) означает повиноваться повелениям Аллаха, так что я охотно и без трудностей выполнила свои обязанности мусульманки, хвала Аллаху.

Хиджаб напоминает людям о том, что Бог существует, и мне он служит постоянным напоминанием о том, что я должна вести себя как мусульманка.
Спустя две недели после принятия Ислама я приехала в Японию на свадьбу своих родственников, и твердо решила не возвращаться к моим занятиям во Франции; французская литература потеряла свою привлекательность для меня, у меня возникло желание изучать арабский язык. Для меня, как для новообратившейся мусульманки с очень ограниченными познаниями в Исламе, большим испытанием было жить в маленьком японском городке, полностью изолированной от мусульман. Тем не менее, эта изоляция еще более усилила мое осознание себя в Исламе, и я знала, что я не была одна, поскольку Аллах был со мной. Я должна была отказаться от многого из своего гардероба, и с помощью друга, который разбирался в пошиве женской одежды, сшила себе костюм наподобие пакистанского. Я не была обеспокоена странными взглядами людей!

Мое желание изучать арабский язык становилось все определеннее, и я решила поехать в Каир, где я у меня был знакомый. Ни один человек из этой гостеприимной семьи не говорил ни по-английски, ни по-японски, и женщина, которая взяла меня за руку, чтобы ввести меня в дом, была с головы до ног укутана в черное. Хотя теперь, когда я постоянно живу в Эр-Рияде, это стало для меня привычным, я вспоминаю, как была удивлена, когда как-то раз увидела во Франции женщину в такой одежде и подумала: “это женщина, порабощенная арабской традицией, не знающая реального Ислама”. (Который, как я знаю, учит, что закрытие лица не обязательно).

Я хотела сказать этой женщине в Каире, что она одета неестественно и неправильно. Вместо этого мне сказали, что мое самодельное платье не подходит для того, чтобы выйти на улицу. Так что я купила достаточное количество ткани и сшила длинное платье, называемое khimar, которое полностью закрывало ноги и руки. Я была даже готова закрыть свое лицо, то, что делали большинство сестер, с которыми я была знакома. Хотя таких очень мало в Каире.
Молодые египтянки, более или менее ориентированные на Запад, вестернизированные, держатся на расстоянии от женщин, носящих khimar, соблюдают дистанцию и называют их “сестрами”. Мужчины обращались к нам с уважением и особой вежливостью. Женщины, носящие khimar, имели между собой очень дружеские отношения, которые соответствовали хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что “Мусульманин дает свой салам любому человеку, с которым он пересекается на улице, независимо от того, знает ли он его или нет”. Эти сестры были, честно говоря, более ощущающими и осознающими свою веру, чем те, которые носили косынки ради традиции, нежели ради Аллаха.

До того как стать мусульманкой, я отдавала предпочтение спортивному стилю одежды, предпочитала брюки юбкам, но длинное платье, которое я носила в Каире, нравилось мне; я чувствовала себя изящной, элегантной и более расслабленной. В западном смысле, черный - любимый цвет для вечернего платья, поскольку он подчеркивает красоту одежды. Мои новые сестры были истинно красивы в своих черных khimar, и их лица светились и сияли верой. На самом деле, их костюм мало чем отличается от одеяния римско-католических монахинь, что я особо отметила, когда по случаю посетила Париж вскоре после прибытия в Саудовскую Аравию. Я ехала в том же самом вагоне метрополитена, что и монахиня, и я улыбалась, увидев такое сходство наших платьев. Ее платье было символом ее преданности религии, как это является и у мусульманок. Я часто задаюсь вопросом, почему люди не говорят ничего о “хиджабе” католической монахини, но яро критикуют хиджаб мусульманки, считая его символом “терроризма” и “угнетения”. Я не против красочной одежды, и не отказывалась от нее в пользу черного цвета; на самом деле, я всегда ощущала некоторую тоску по религиозному образу жизни монахинь.

После шести месяцев в Каире, я настолько привыкла к своему длинному платью, что начала думать, что буду носить его и возвратившись в Японию. Моя уступка состояла в том, что я имела несколько платьев светлых тонов, и несколько белых khimars, и я верила, что они будут менее шокирующими в Японии, чем черные.

Я оказалась права. Японцы реагировали довольно хорошо на мои белые khimars, однако делали предположения насчет моих религиозных убеждений. Я слышала, как одна девочка сказала своей подруге, что я - буддийская монахиня; насколько же похожи мусульманки и монахини Буддизма и Христианства! Однажды, в поезде, пожилой человек рядом со мной спросил, почему я одета в таком необычном стиле. Когда я объяснила ему, что я мусульманка, и что Ислам повелевает, чтобы женщины закрывали свои тела, чтобы не беспокоить слабых и неспособных сопротивляться искушению мужчин, он был впечатлен мои ответом. Когда он сходил с поезда, он поблагодарил меня и сказал, что он хотел бы иметь больше времени, чтобы поговорить со мной об Исламе.

Это был тот случай, когда хиджаб побудил к разговору об Исламе с японцем, тогда как японцы обычно не говорят на темы религии. Как и в Каире, хиджаб действовал как опознавательный знак для мусульман; как-то я шла на коллоквиум, и была не уверена, правильно ли я иду, но мои сомнения рассеялись, когда я встретила группу сестер, носящих хиджаб. Мы поприветствовали друг друга саламом и пошли на встречу вместе.

Мой отец волновался, когда я выходила “столь одетой” на улицу даже в самую жаркую погоду, но я обнаружила, что мой хиджаб защищал меня и от солнца. На самом деле, я также чувствовала себя неловко, смотря на ноги моей младшей сестры, когда она носила шорты. Я часто смущалась, еще до принятия Ислама, при виде женской груди и бедер, предельно ясно обозначенных обтягивающей, тонкой одеждой. Я чувствовала, как будто я видела что-что тайное, секретное. Если такой вид смущает меня, женщину, нетрудно вообразить, что происходит с мужчинами. В Исламе мужчинам и женщинам велено одеваться скромно и не оголяться в обществе, даже в ситуациях, когда вокруг одни женщины или мужчины.

Понятно, что это зависит от социального или индивидуального понимания. Например, в Японии пятьдесят лет назад вульгарной считалась одежда для купания, а в наши дни бикини - это норма. Но если бы женщина плыла обнаженной до пояса, о ней говорили бы как о потерявшей всякий стыд. Однако ходить обнаженной до пояса на южном побережье Франции является нормой. На некоторых пляжах в Америке нудисты лежат вообще в чем мать родила. Если бы нудист спросил “освобожденную” женщину, которая не приемлет ношения хиджаба, почему она все еще закрывает свои груди и бедра, которые являются столь же естественными, как ее руки и лицо, что смогла бы она ответить? Определение того, какая часть женского тела должна оставаться скрытой, изменено и искажено, чтобы удовлетворить прихоти и мечты как мужчин, так и их суррогатов, так называемых феминисток. Но у нас в Исламе нет таких проблем: Аллах определил, что может, и что не может быть обнажено, и мы следуем этому.

Путь, которому следуют обнаженные (или почти обнаженные) люди, удаляет у них чувство стыда и низводит их до статуса и уровня животных. В Японии женщины употребляют косметику, только когда они выходят на улицу, и практически не придают значения тому, как они выглядят и смотрятся у себя дома. В Исламе жена будет стараться выглядеть красивой для своего мужа, и ее муж будет стараться хорошо выглядеть для своей жены. Существует скромность даже между мужем и женой, и это украшает взаимоотношения.

Мусульмане обвиняются в щепетильности и чрезмерной чувствительность по поводу человеческого тела, но степень сексуального преследования женщины, которое происходит в наши дни, утверждает справедливость и правильность ношения скромного платья. Так же, как короткая юбка может послать сигнал, что ее носительница является доступной мужчинам, хиджаб дает громкие и ясные сигналы: “я запрещена для тебя”.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) когда-то спросил свою дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах): “Что является лучшим для женщины?” И она ответила: “Не видеть посторонних мужчин и не быть замеченной ими”. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порадовался ее ответу и сказал: “Воистину ты моя дочь”. Это говорит о том, что для женщины предпочтительно оставаться дома и избегать контактов с незнакомцами мужского пола в максимально возможной степени. Тот же самый эффект дает и хиджаб, когда женщина выходит в нем на улицу.

Выйдя замуж, я покинула Японию и уехала в Саудовскую Аравию. И теперь я могу точно сказать, что рассуждения о том, что мусульманская женщина так одевается, потому что она - как бы частное владение своего мужа, крайне ошибочны. На самом же деле, она сохраняет свое достоинство и отказывается принадлежать незнакомцам. А немусульманка (и “освобожденная” мусульманка в том числе) вызывает только сожаление, когда открывает почти все свои части тела на всеобщее обозрение.
Да, немусульмане могут думать, что прогуливающиеся по улице мусульманские парочки - угнетатель и угнетенная, вещь и владелец вещи, но в реальности женщины чувствуют себя королевами.

Наблюдая за хиджабом снаружи, невозможно видеть то, что он скрывает. Пропасть между тем положением, когда ты находишься снаружи и смотришь во внутрь, и тем, когда находишься внутри и смотришь наружу, частично объясняет пустоту такого понимания Ислама. Посторонний может видеть Ислам как ограничивающий мусульман. На самом же деле, изнутри, это - мир, свобода, и радость, которые испытывают те, кто носят хиджаб, и кто никогда не знали этого чувства прежде. Практикующие мусульмане, независимо от того, родились ли они в мусульманских семьях или пришли в Ислам, выбирают Ислам, а не иллюзорную свободу светской жизни. Если это угнетает женщин, почему так много образованных молодых женщин в Европе, Америке, Японии, Австралии и, действительно, во всем мире отказываются от этой “свободы” и “независимости” и принимают Ислам?

Человек, ослепленный предрассудками и предубеждениями, не может заметить этого, но женщина в хиджабе ангельски красива, она полна уверенности в себе, ясности и терпимости, а также достоинства. Никакие признаки притеснения не портят ее лица.

“Но нет - не взоры их слепы, слепы сердца у них в груди!”

говорит Коран (сура Аль-Хадж (Паломничество) 22:46).

А как же еще мы можем объяснить огромную пропасть в понимании между нами и такими людьми?

by Khaula Nakata , Yamaguchi City , Japan

Da"wah Highlights

Daily News, April 12th, 1999

ФОТОГРАФИИ КОЛЛЕКЦИИ ШАБЕЛЬСКИХ ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

2. Северная Россия, Архангельская губерния

3. Северная Россия, Архангельская губерния

4. Северная Россия, Архангельская губерния

5. Северная Россия, Новгородская губерния

6. Северная Россия, Архангельская губерния

7. Южная Россия, Тульская губерния

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКИХ ЖЕНЩИН XIX - НАЧАЛА XX В.В.

8. Северная Россия, Архангельская губерния

Традиционный русский костюм в XIX в. на фоне европейской культуры представлял собой самобытное явление. Женская традиционная одежда была чрезвычайно разнообразна, но главное различие заключалось в особенностях севернорусского и южнорусского типов костюмов. Эти два комплекса одежды были основными и бытовали на большинстве территорий России.

9. Северная Россия, Архангельская губерния

Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику. В XIX веке шло его проникновение в южные губернии России.

10. Северная Россия, Вологодская губерния

Праздничные рубахи для сарафанного комплекса изготавливали из дорогих покупных тканей: полупарчи, шелка, кисеи (15, 22). Их шили с широким, длинным, почти до пола, рукавом, который сужался внизу. На большинстве фотографий Н.Л. Шабельской, запечатлевших одежду северных и центральных губерний России, можно видеть, что такой рукав сосбаривался на руке, и это придавало ему большую пышность. Запястья поверх рукавов нередко украшали накладными манжетами из картона, покрытого дорогой тканью: бархатом или шелком, - вышитой золотной нитью, рубленым перламутром, жемчугом (3, 5, 6). Иногда в рукаве, в области запястья, делалось отверстие для кисти, и тогда конец рукава ниспадал до пола (13, 60, 62). На Русском Севере такими делали свадебные рубахи: просватанная девушка, причитая об уходящей девичьей воле, ходила по избе и размахивала длинными рукавами. Самобытными были праздничные рубахи Нижегородской губернии: здесь их шили из тонких хлопчатобумажных тканей белого цвета, с двойным сужением на рукаве, выше и ниже локтя (19).

11. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Сарафаны имели несколько типов покроя. С рубежа XVIII-XIX вв. наибольшее распространение получил косоклинный распашной сарафан (9, 11, 13, 31, 40, 47, 52). Его шили из двух передних и одного заднего полотнища, с косыми клиньями по бокам. Спереди полы застегивались сверху донизу на множество пуговиц с воздушными петлями. В некоторых локальных традициях полотнища сарафана собирались в вертикальные складки, образуя плиссе (3).

12. Южная Россия, Тульская губерния

Распашные сарафаны изготавливали из самых разных тканей домашней и фабричной выработки. Однотонные сарафаны из холста, кумача, китайки украшали по подолу и вдоль распаха хлопчатобумажной или шелковой тесьмой (45, 60). Сарафаны из полупарчи, бархата, разных видов шелков декорировали позументом или золотным кружевом (2, 6). К середине XIX в. повсеместно у русских стал популярен сарафан, который назывался «прямым», «круглым» или «московским» (5, 10, 14, 15, 17, 29, 43, 56). Он изготавливался из нескольких полотнищ ткани, сшитых и собранных наверху в сборку, которая обшивалась по кругу тесьмой; узкие лямки пришивались на груди и спине. Круглые сарафаны, как и косоклинные, шили из разнообразных домашних и покупных тканей.

13. Центральная Россия, Ярославская губерния

Обязательным элементом костюма обычно являлся пояс, обхватывающий сарафан по талии (12, 43, 45, 47), но нередко, чтобы уберечь дорогостоящую ткань от трения и порчи, пояс повязывали по рубахе под сарафаном.

14. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Поверх сарафана надевали передник (62) или другую нагрудную одежду разных видов. Распашная однобортная одежда на узких или широких лямках, имевшая несколько типов покроя, называлась «душегреей» или «коротёной» (4, 5, 10, 15, 17, 29, 52, 55). Эта одежда была известна еще в ХVI -ХVII вв. в боярской и купеческой среде. Душегреи изготавливали, по большей части, из дорогих фабричных тканей: бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка - и украшали полосами позумента, бахромой из металлической нити, меховой опушкой; бархатные душегреи декорировали с помощью золотного шитья. С сарафанным комплексом носили также распашную однобортную одежду с длинными рукавами, известную в городской среде еще в XVII в. и называвшуюся «шугаем» (18, 20, 24, 50, 51, 57, 63, 65). В XIX в. шугаи шили разной длины: до начала или середины бедра, до колена. У шугая имелся широкий круглый воротник, нередко он был накладным. Обычно шугаи изготавливали из парчи или дорогих узорных шелковых тканей со сложной фактурой. Края воротника, нижнего края и рукавов украшались бахромой из металлических нитей. Шугаи могли подбивать ватой и, реже, мехом.

15. Северная Россия, Архангельская губерния

Для холодной погоды существовали такие виды одежды, как «епанечка» - недлинная накидка без рукавов (8); шубка или кафтан (25, 28, 56); подбитая мехом шуба (26, 64). Для тепла использовались также накладные меховые воротники (1, 24, 64, 65). На голову надевали меховую шапку с платком (25).

16. Северная Россия, Олонецкая губерния

Девушки в комплексе с сарафаном носили открытые сверху головные уборы типа повязки (15, 21) или венца (2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 14, 16,17). Такие головные уборы зачастую имели налобные поднизи из жемчуга или рубленого перламутра, а сзади от них по спине спускались лопасти из дорогих материалов (3). В некоторых местностях существовали специальные венчальные головные уборы, которые по своему типу были девичьими: такова, например, вологодская «коруна» (10). Женщины, преимущественно молодые, носили твердый головной убор, называемый «кокошником». Кокошники были очень разнообразны по конструкции, форме и характеру украшений, но всегда плотно охватывали голову женщины и закрывали волосы (1, 8, 22, 24,26, 28, 29, 31, 42, 43, 46, 47, 50, 52, 53, 55, 64, 65). К очелью многих кокошников обычно крепилась налобная сетка-поднизь из жемчуга или рубленого перламутра. Из тех же материалов делались височные украшения, спускающиеся от головного убора (50, 57). Изготовлением кокошников занимались мастера-специалисты в городах, торговых селах, при монастырях. Материалами для изготовления и отделки служили дорогие ткани: парча, бархат, шелк - а также позумент, жемчуг, перламутр, металлические вставки со стеклом и камнями, фольга. Кокошники часто украшали в технике золотного шитья. В некоторых локальных традициях бытовали также мягкие головные уборы типа «сороки», с жесткой основой внутри «кичкой» (56, 57, 60, 62, 63). Девичьи и особенно женские головные уборы зачастую носили с платком, шалью, головным покрывалом из кисеи или шелка (16, 18, 21, 27, 28, 44, 52, 53, 63). В качестве головного убора могли использоваться один или два платка. Как правило, это были платки из шелка, обильно украшенного золотным шитьем (20).

17. Северная Россия, Тверская губерния

В комплексе с сарафаном чаще всего носили кожаную обувь, но в некоторых местах использовали и плетенные из лыка лапти, если костюм был из тканей домашнего производства (40).

18. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Девушки и молодые женщины, наряжаясь в праздничный костюм, обязательно использовали украшения: серьги (11, 22, 31, 43, 58, 60) и ожерелья из рубленого перламутра (5, 16, 22, 29, 58 и др.), стеклянные бусы (1, 39, 40, 45, 60), металлические цепи (46) и гайтаны из бисера, иногда с крестами (12, 30, 62). Специфическими являются такие севернорусские шейные и нагрудные украшения, как «ошейник» на жесткой основе (24, 31) и мягкий «язык» типа манишки (50), декорировавшиеся золотным шитьем, жемчугом, стеклянными вставками. Сугубо девичьими украшениями были «косники», которые вплетались в конец косы. В северных и центральных губерниях России они представляли собой твердую подвеску треугольной или сердцевидной формы из дорогих тканей, с внутренней прокладкой из холста или картона. Поверхность косников расшивали золотной нитью, перламутром, жемчугом, металлической бахромой, кружевом (2, 6, 10, 11, 15).

19. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Типичным праздничным аксессуаром костюмов девушек и молодых женщин была «ширинка» - квадратный или прямоугольный кусок холста или шелка, украшенный вышивкой (5, 11, 14, 16, 31, 50, 63).

20. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Более архаичным, чем сарафанный, являлся комплекс одежды с понёвой - поясной одеждой, которую носили только замужние женщины. Ученые считают, что основные элементы этого комплекса - рубаха, понёва и сочетающийся с ними головной убор - входили в состав женского костюма уже в VI-VII вв., в период существования древнерусской народности. В XIX в. костюм этого типа бытовал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской - и частично в центральных и западных губерниях: Московской, Смоленской.

21. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Для комплекса с поневой, по большей части, была характерна рубаха с косыми «поликами» - трапециевидными плечевыми вставками, которые спереди и сзади имеют вид треугольников (36), но все же встречались рубахи и с прямыми поликами, что более характерно для северной традиции (34, 59).

22. Северная Россия, Новгородская губерния

Рубахи изготавливали из льняного или конопляного домашнего холста; в XIX в. при шитье частично использовали фабричные ткани. Праздничные рубахи украшались на плечах, вокруг ворота, на рукавах и подоле. Декор в зависимости от локальной традиции выполнялся в разных техниках: вышивка, узорное тканье, нашивание лент, аппликация, - а также с помощью комбинирования разных приемов. Техника декора рубахи, его орнаментика и место расположения являлись четким маркером каждой локальной традиции.

23. Южная Россия, Рязанская губерния

Понёвы шили из домашней шерстяной клетчатой ткани простого полотняного переплетения. Преобладали поневы в синюю клетку, но были также и в черную и реже - в красную клетку. Поневы почти каждого села или группы сел имели свои отличительные особенности в размере и форме клетки, в сочетании цветов, в декоре. Реже встречались также поневы в горизонтальную полосу или с другим орнаментом и однотонные, отличавшиеся более сложными техниками тканья. По конструкции различались два основных типа поневы: распашная из трех сшитых полотнищ, собранных на вздержку для крепления на талии, и с прошвой, напоминающей обыкновенную юбку на вздержке, только при ее изготовлении, кроме полотнищ из клетчатой ткани, использовалось одно полотнище из однотонной ткани темного цвета, чаще всего хлопчатобумажной фабричной (7, 41). При надевании поневы прошва находилась впереди или чуть сбоку; обычно ее не было видно под передником. Праздничные поневы, особенно молодых женщин, по подолу и на стыках вертикальных швов ярко украшали (35, 61). В зависимости от локальной традиции для декора использовали полосы кумача, шелковые ленты, тесьму, позумент, металлическое кружево и блестки, вышивку разноцветными шерстяными нитками и стеклярусом. Декор поневы и его количество зависело от ситуации, при которой надевался костюм. У каждой женщины были комплексы одежды на случай великих, больших и малых праздников; для нескольких дней свадьбы, для разных степеней траура, на смерть. В целом, готовясь выйти замуж, девушка готовила на будущее до 10 - 15-ти комплексов одежды.

24. Северная Россия, Новгородская губерния

В костюме с поневой, согласно местной традиции, носили один, два или несколько поясов. Способы их повязывания были разными: спереди прямо или сбоку, по бокам, сзади.

25. Северная Россия, Тверская губерния

Затем надевали передник и/или верхнюю нагрудную одежду (34, 35, 41, 49). Передники шили из домашнего холста или из покупной ткани. Праздничные передники богато украшались вышивкой, узорным тканьем, нашивками из покупных тканей, тесьмы, кружева.

26. Северная Россия, Тверская губерния

Южнорусская нагрудная одежда, имевшая в разных локальных традициях свое название (навершник, нагрудень, насов, шушка, шушпан, шушун), по своему происхождению является очень древней (33, 35, 37, 41, 49). Чаще она бывала туникообразного покроя. В южнорусских губерниях нагрудную одежду шили до талии, до бедер или до коленей; с длинными или короткими рукавами или вовсе без них; глухой или распашной. Обычно для такой верхней одежды использовали материалы домашней выработки: белый или окрашенный в синий цвет холст; шерстяную ткань белого, горчичного, красно-коричневого или черного цвета; белое или черное сукно. Праздничная нагрудная одежда украшалась клиньями и нашивками из кумача, вышивкой, позументом, блестками, бахромой, полосами узорного тканья, прошивками из коклюшечного кружева.

27. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Головные уборы, входившие в костюм с поневой, состояли из трех или более деталей и имели самую разнообразную форму. Форму всему головному убору придавала внутренняя твердая основа из простеганного холста, которая называлась «кичка». Наиболее ранние по происхождению кички имели форму рогов (23, 49), но в XIX в. были распространены также кички в форме конского копыта, лопаты, седла, котелка, овала и др. На кичку сверху надевался собственно головной убор, представляющий собой чехол по форме основы. Он назывался чаще всего «сорокой» и изготавливался из украшенного вышивкой холста или покупных тканей: кумача, бархата, шелка, шерсти. При соединении боковых частей сороки головной убор приобретал форму закрытой шапочки (32, 40, 48, 49, 59). Очелье сороки украшалось вышивкой (36, 40, 45), золотным шитьем (23, 48, 49, 59), блестками, шелковыми лентами (7). Сзади, прикрывая затылок и шею, крепилась деталь, которая называлась «позатыльник» (33). Его изготавливали из ткани или из бисерной разноцветной сетки на тканевой основе. Нередко в состав головного убора входила полоса ткани украшенная позументом, золотным шитьем или бисером. Эта полоса накладывалась на лоб, верхний ее край заходил под сороку; называлась она «налобником» (7, 32, 59). К позатыльнику или налобнику крепились височные украшения из бисера, шелковой или шерстяной нити, длинные или не очень (23, 40, 59). До середины XIX в. головной убор дополнялся холщовым полотенцем, украшенным вышивкой (23, 40). Позже вместо полотенец стали использовать платки и головные покрывала (48).

28. Северная Россия, Тверская губерния

С поневным комплексом носили кожаную обувь, с шерстяными чулками, вязанными до колена, или лапти, плетенные из лыка, с онучами (33,35).

29. Северная Россия, Тверская губерния

Девушки и женщины праздничный костюм дополняли различными украшениями. В ушах носили серьги; исключительно южнорусским наушным украшением являются «пушки» из гусиного пуха, которые крепились к ушам или к головному убору (23, 36, 37, 49). Шейные и нагрудные украшения делали преимущественно из бисера (12, 37), лент (7, 48); популярны были также бусы, которые носили по много низок и нередко вместе с украшениями другого типа (36, 40).

30. Центральная Россия, Костромская губерния

В областях бытования поневного комплекса девушки до свадьбы ходили в лишь рубахе и верхней нагрудной одежде; в некоторых местах в качестве девичьей одежды получил распространение сарафан, а головной убор, как и везде у русских, являлся открытым (12, 37).

31. Северная Россия, Олонецкая губерния

На фоне двух основных типов русского костюма, с сарафаном и поневой, существовали и другие комплексы женской одежды, имевшие узкое локальное распространение. Одним из таких является наряд с полосатой юбкой (38, 42, 54).

32. Южная Россия, Рязанская губерния

Этот комплекс женской одежды включал в себя рубаху, шерстяную полосатую юбку, передник, пояс, нагрудную одежду, головной убор типа кокошника. Такой костюм в XIX - начале XX в. носили женщины в тех селах Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тульской губерний, где жили потомки однодворцев - служилых людей, присланных в ХVI - XVII вв. для защиты южных границ Русского государства. Во все эти места комплекс с полосатой юбкой был принесен из граничащих с Белоруссией, Польшей и Литвой западнорусских районов, откуда вербовались служилые люди.

33. Южная Россия, Рязанская губерния

Отличительной особенностью однодворческих рубах были широкий отложной воротник, широкие рукава, собранные в сборку у запястья, с пришивньми или накладными манжетами в виде длинной оборки из шелковых лент и покупного широкого кружева. Рубахи шили из белой мелкоузорной домашней ткани или покупного красного кумача.

34. Южная Россия, Рязанская губерния

Юбку изготавливали из пяти-семи полотнищ домашней шерстяной ткани в яркую полосу: красную, белую, зеленую, синюю. Кое-где ее украшали аппликацией из черного плиса, вышивкой крупными стежками шерстяными нитками.

35. Южная Россия, Рязанская губерния

Поверх юбки по талии повязывали широкий, до 30 - 40 см, пояс домашнего тканья из шерстяных ниток. Пояса обычно бывали полосатые или с абровым орнаментом, ярких цветов. Реже встречались однотонные пояса, обильно вышитые разноцветными шерстяными нитками (54).

36. Южная Россия, Рязанская губерния

Нагрудная одежда в комплексе с полосатой юбкой по типу являлась жилеткой и называлась «корсеткой». Ее шили из черного плиса или из другой дорогой фабричной ткани. Спереди или сзади корсетку украшали вышивкой из разноцветных ниток или выкладывали по фону ткани орнамент из яркой тесьмы.

37. Южная Россия, Тульская губерния

Головным убором служил твердый кокошник из позумента в форме, приближающейся к цилиндрической (38, 54). На Смоленщине в качестве головного убора использовали полотенце (42).

38. Южная Россия, Курская губерния

В однодворческом костюме очевидно сочетание элементов разных комплексов одежды: западного (юбка, рубаха, нагрудная одежда), южного (широкий тканый пояс, нагрудные украшения из бисера, лент и наушные «пушки» из гусиного пуха), северного (жесткий головной убор).

Сегодня мы с большой душевной теплотой представляем издание редких фотографий из довольно большого свода любовно собранных Натальей Шабельской и хранящихся в Российском этнографическом музее.

39. Южная Россия, Пензенская губерния

Читатель, открыв это собрание, сможет взглянуть на лица русских красавиц, позировавших в костюмах, которые скорее можно назвать произведениями искусства последней четверти XIX века, а не просто портняжным мастерством.


40. Южная Россия, Курская губерния

41. Южная Россия, Рязанская губерния

42. Западная Россия, Смоленская губерния

43. Центральная Россия, Владимирская губерния

44. Центральная Россия, Московская губерния

45. Южная Россия, Пензенская губерния

46. Южная Россия, Пензенская губерния

47. Южная Россия, Курская губерния

48. Южная Россия, Тульская губерния

49. Южная Россия, Тульская губерния

50. Северная Россия

51 . Южная Россия, Орловская губерния

52. Северная Россия, Тверская губерния

53. Центральная Россия, Костромская губерния

54. Южная Россия, Курская губерния

55. Центральная Россия, Костромская губерния

56. Центральная Россия, Ярославская губерния

57. Центральная Россия, Калужская губерния

58. Северная Россия

59. Южная Россия, Тульская губерния

60. Северная Россия, Тверская губерния

61. Южная Россия, Воронежская губерния

62. Центральная Россия, Московская губерния

63. Центральная Россия, Московская губерния

64. Центральная Россия, Владимирская губерния

65. Центральная Россия, Костромская губерния

Зарекалась вообще когда-либо поднимать тему ислама в отдельно взятом Египте. Но пришло время рассказать об одном из аспектов, сопровождающих проживание иностранок в АРЕ - о поголовном принятии ислама. Хотите знать ПРАВДУ? Вы же сами все видите, да? Каждая вторая в хиджабе. Надетом в двадцать пять, тридцать, пятьдесят лет. Каждая пятая внезапно становится исключительно религиозной, соблюдающей и всячески благообразной. Каждая десятая... Впрочем, все по порядку. Я впервые расскажу, почему так делается.


Дисклеймер: данный материал содержит исключительно персональное мнение по нижеизлагаемому вопросу. Не имеет отношения к исламу как религии, не подразумевает обобщения, не имеет отношения к богословской тематике. Не носит оскорбительного или официального характера, а также не характеризует каким бы то ни было образом нацию, религию или отдельных личностей. Создан для ознакомления с особенностями шариатских правовых основ светской конституции АРЕ.

Пролог

Муж мусульманин?
- Нет, я не замужем.
- Собираешься замуж за мусульманина?
- Нет.
- Так зачем тогда пришла?
- Принимать ислам, - тридцатилетняя Вера обстоятельно отвечала на вопросы «Единой исламской службы» в Санкт-Петербурге и пыталась понять, почему для вступления в ряды мусульман принципиально быть замужем или стремиться к брачным узам. А просто так, без мужика нельзя? Не принимают?

Шейх с сомнением покосился на барышню, чистыми синими глазами взиравшую на него в ожидании. И на всякий случай задал пару вопросов по исламскому этикету. Лучше бы этого не делать, когда умудренного опытом богослова поражает детальными рассуждениями дамочка, по виду только что выпорхнувшая из какого-нибудь средней руки офиса, это надо переваривать без ужина.

Впрочем, шейх не знал, что тем временем профессура МГИМО вовсю решает судьбу другой барышни, семнадцатилетней Ани, которая пришла на вступительные экзамены в хиджабе. Аня мечтала стать востоковедом-арабистом, самостоятельно по интернету начала обучение языку и грезила о карьере в каком-нибудь Катаре или Эмиратах.

Таким экземплярам в альма-матере радоваться должны, подрастают кадры, идеально подходящие для работы в "особых" странах, но конституционные, светские и просто жлобские стандарты категорически не разрешают принимать в стены института личностей, демонстрирующих принадлежность к какой-либо религии. В общем, или хиджаб сними, или иди в другой университет. Да, мы разбрасываемся ценными кадрами, такие мы редиски.

Аня и пошла. Через пять лет уехала в Катар, чтобы работать переводчиком при нефтяном короле. Он ее вместе с коллекцией хиджабов упер, завывая от нереального счастья. А кто еще будет с русскими разговаривать, как не улыбчивая барышня исключительно славянской внешности, только модно одетая по-мусульмански.

Первый период принятия ислама

В жизни русских девушек первое столкновение с исламом происходит обычно в подростковом возрасте. Страна, несмотря на нервные попытки рьяных богословов, остается светской и многоконфессиональной. Ислам - одна из официально признанных религий, а во многих регионах - преобладающая. Литературы в свободном доступе - больше чем достаточно. Ничего предосудительного в самой религии нет (не берем в расчет отдельно взятых баранов, которые способны любую идею извратить и превратить в жуть, в том числе, подорвав мечеть пророка Мухаммеда в Мекке - что стало последним доказательством наличия огромной пропасти между исповедующими ислам и радикальными исламистами).

В силу нерелигиозности и советского наследия родителей принятая при рождении конфессия, чаще всего православие, в голове не откладывается. И когда в подростковом возрасте начинаются поиски религии, методично перебираются щедро рассыпанные по прилавкам книжки. Каждая конфессия как на ярмарке райских облигаций старается поярче оформить свои рекламные проспекты, каждая старательно выпускает брошюры, высылает на бой с атеизмом терпеливых проповедников. К восемнадцати-двадцати годам, реже в более позднем возрасте "созревают" все, кто долго и упорно занимался поисками ответов на метафизические и сакраментальные вопросы.

РПЦ умудряется радикализмом и засильем бешеных попов отвадить от себя огромную часть потенциальной паствы. Одни бабушки чего стоят со своими обрядными суевериями: не бери свечку левой рукой, это грех! Ты чего ее поджигаешь от другой? Это грех! Да зачем ты вообще в церковь зашла, профурсетка?

Молодежь, ищущая логику в мировой несправедливости, обращается туда, где не будут так громко шипеть с порога. И где богословы могут объяснить чуть больше, чем покачивающийся от кагора и плотной трапезы поп, у которого на каждый второй вопрос ответ один: "Выброси из головы ересь, это все от лукавого, пути господни неисповедимы!"

Так пополняются ряды молодых мусульман, католиков, буддистов, кришнаитов, адвентистов и, если не повезет, отчаянных атеистов.

Дорога на Восток

"От меня в метро шарахались", - объясняет мне Аня, приехавшая в Каир с катарской делегацией. У нее перерыв, и мы сидим в Старбаксе, угощаясь гигантскими порциями мегасладкого карамального латте. - "Любая женщина в хиджабе для москвичей - это как прокаженная".

Аня не держит зла на бывших соотечественников, она прекрасно понимает, какой имидж создали всем мусульманам мира гашенные на голову шахидки. Имеющие к религии такое же отношение, как слон к морковным котлетам. Но после множества событий, так или иначе связанных именно с образом мрачной женщины в хиджабе в Москве стало невыносимо жить.

"Со всех сторон до меня докапывались. За день, можно было спорить на сотку, обязательно минимум пять человек прямо на улице подойдет и спросит что-нибудь в духе "а вы мусульманка, да? С таким лицом, как будто я бородатая женщина, и у меня интересуются, настоящая у меня растительность на щеках или с утра обстоятельно наклеила".

В аэропортах к ней особенно активно придирались. Допрашивали. Пару раз заставили опоздать на рейс. В паспортном столе, несмотря на наличие закона, позволяющего фотографироваться в хиджабе, уперлись и попросили принести справку о принятии ислама, заверенную чуть ли не в МИДе. Хотя права не имели.

Аня сказала, что уехала бы жить на мусульманский Восток, даже если бы не планировала изначально работать именно в Катаре и именно в нефтяной сфере. Просто потому что в регионах, максимально исповедующих ислам, ее образу никто бы не удивлялся. И жить проще.

Вера уехала в Египет. В тридцать пять. Не по зову души и не из-за гонений со стороны соотечественников. Как говорится, случайность. Вера поскользнулась на ступеньке бассейна, неудачно упала и разбила ногу с повреждением крупного сосуда. Море крови, визг, трясущийся от страха отельный доктор, не знавший, что делать, и мееедленная египетская скорая...

Владелец отеля, уже неоднократно получавший жалобы на тупую конструкцию этих самых ступеней, уже пару лет чесал обширную лысину на тему перепланировки. Но мозгов египетской инженерии не хватало на толковые предложения. Вера, пока скучала в клинике (на всякий пожарный оставили на пару дней), изобразила детальный чертеж новых установок. Отельер был сражен наповал. И Веру буквально выцарапал на должность главного инженера и менеджера по качеству. Через год уже замахнулся на строительство аквапарка, который никак не мог доверить египтянам без должного инженерного технадзора.

Будущий муж Веры был сильно удивлен, узнав, что его супруга - уже давно и прочно мусульманка, и лет семь как имеет соответствующий сертификат из петербургского представительства единой службы ислама в России.

"Русским мусульманкам фактически приходится уезжать из России в поисках мужа, - поясняет мне Вера, с которой мы уже в Хургаде балуемся нубийским чаем на набережной, - По религиозным канонам женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя другой конфессии. А женихов где искать? Ну теоретически в Казани, например. Или в Уфе. Но ты можешь себе представить москвичку или петербурженку, которая поедет в Татарстан или в какой-нибудь, паче чаяния, Узбекистан искать себе пару? Не поймут же. С арабами проще. И выбор богаче". Все просто.

"А у тебя просто нет выбора"

Это у вас в России свобода совести, будь хоть буддистом, хоть иеговистом, главное, УК соблюдай, - объясняла мне Елена, русский юрист в Каире. - В Египте не так, здесь необходимо в каждой бумажке указывать религиозную принадлежность. Это важно, так как для представителей различных конфессий действуют разные нормы права. Например, христиане не могут развестись, а мусульмане хоть три раза на дню, если деньги есть. Эти моменты указываются в содержимом брачного контракта, который заключается при свадьбе. Тоже обязательное условие при международном браке.
- Лен, ну я не христианка и не мусульманка. А в синагогу даже с экскурсией ни разу не заходила.
- Это никого тут не волнует. Если ты собираешься замуж за египтянина, тебе надо принадлежать официально к одной из трех конфессий: мусульманской, христианской или иудейской. Тебе не принципиально, кем быть?
- Мне лично вообще по большому счету все равно, кто я де-юре.
- Тогда пиши, что мусульманка.
- Почему?
- А конституцию кто составлял, напомни мне? - прищурилась Елена.
Вопрос был с подвохом: последний раз "главный документ страны" менялся при правлении Мохаммеда Морси, представителя рьяной касты запрещенной ныне радикальной группировки. А тогда ничего, президентствовал. И за год своего правления умудрился полностью переосмыслить содержание государственных законов, вылепив из конституции почти что свод шариатских правил. Что вызвало немало гражданских волнений в 2015 году, однако документ был принят, и пришедшие к власти вояки не спешат эти законы менять. Согласно некоторым особенностям конституции и шариатских правил, действующих в суде, "если пофигу, что выбирать", действительно стоило предпочесть мусульманскую, а не христианскую сторону...

Я взяла паузу. Даже для "де-юре" нужно было основательно подумать. Настолько ли мне важно это долбанное замужество, чтобы ради него городить такой огород, в котором мне же потом всю жизнь грядки пропалывать? Тем более, я неоднократно видела последствия поспешных шагов "ислама ради хабиба". Окончательно запутавшись в мыслях, написала махараджам махачкалинской "епархии"...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ