Педагогический опыт воспитателя по экологии. «Экологическое воспитание дошкольников». Опыт работы. но научить видеть её красоту и значимость

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать...

Кто виноват в этих нарушениях?

К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

На данном этапе изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей:

  • С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;
  • М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;
  • Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;
  • Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;
  • Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;
  • З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;
  • П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

Познакомилась с программами:

  • А. Вересова - «Мы земляне»;
  • Е. Рылеева - «Открой себя»;
  • Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»;
  • С. Николаевой - «Юный эколог».

За основу в своей работе я взяла программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З.Ф.Аксеновой - «Войди в природу другом».

Разработала долгосрочный проект по экологическому воспитанию - «Войди в природу с добротой».

«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».

Цель проекта: ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сезонность.

Начала продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Занятия - «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – деревья», «Лесные происшествия зимой», «Могут ли вместе жить корова и волк, почему?», «Кто радуется весне?», «Его в руки не возьмешь – он колкий, ниток нет, одни иголки», темы таких занятий развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.

С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове».

Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость или грусть, я взяла за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.

Не маловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа», маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели, что муравейник потихоньку кто-то разоряет, тогда муравьям негде скоро будет жить, мы его огородили веточками. И так все наши любимые места мы выделили, я нарисовала этикетки к каждому объекту (муравейник, поляна одуванчиков, сосновый бор, клумба с цветами, облепиха, березки-подружки, любимый огород), это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.

Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте – при последовательной работе – понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.

Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Лесной массив, где растет много разных пород деревьев, любимое озеро – все это рядом с детским садом, поэтому экскурсии с детьми я организовываю часто в разное время года, от которых у детей остается много впечатлений.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой я считаю – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду. Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась, тогда мы решили показывать сказки на родительских собраниях. Подбирали сказки такие, чтобы задействованы были все дети, так как каждый родитель хочет видеть своего ребенка, а уж дети старались показать свои способности и все были довольны.

Еще с детьми я люблю заниматься сюжетосложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем ее обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем. Второй этап – читаю детям нашу новую сказку, они сами выбирают кто что будет рисовать, объясняю им, что теперь мы художники-оформители, а уже потом я делаю нашу новую книжку, переплетаю ее и вписываю текст сказки. Эти книжки дети очень любят, берегут, просят почитать еще и еще. Сюжетосложение так же помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и получается в результате настоящая книга.

Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Считаю уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании - это проектирование. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Работая над проектом «Живая природа», смогла развернуть собственную проектную деятельность в изготовлении коллажей. Почему коллажей? Да, потому что работа над созданием коллажей учит дошкольников быть инициативными, последовательными, доводить начатое дело до конца, принимать решения самостоятельно и, конечно, развивается творчество, воображение и фантазия, а также это широкий выбор разного, очень доступного материала и любимая деятельность детей.

Данный проект я завершила включением родителей в совместную деятельность с детьми. Каждый дома сделал коллаж на тему «Живая природа», а потом в нашей «гостиной» проходила презентация. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.

Результат был виден в детях:

  • знания детей о живой природе выросли;
  • разговор о дисциплине даже не стоял, так как был большой интерес к работе;
  • сплотился коллектив – дети могли общаться и работать с разными детьми из группы;
  • выросла самостоятельность в работе;
  • улучшилась связная речь, если в начале с трудом придумывали название коллажа, то потом составляли целые рассказы о своей работе;
  • дети смогли научить своих родителей, как делать коллажи? /со слов родителей.

На улице идет дождь… Скучно… Хорошо, если дождик быстро закончится и снова выглянет солнышко. А вдруг плохая погода затянется и прогулка надолго отменится? Но это нестрашно, если рядом с детьми находчивый и творческий педагог. Пусть льет дождь, а я всегда могу предложить интересное дело, к которому никто не останется равнодушным. Малышам предлагаю пластилин, краски, карандаши, рассматривание картин, книжек с красочными иллюстрациями, а со старшими детьми провожу разные конкурсы, соревнования или что-то изобретаем своими руками из разных подручных материалов, которыми я запасаюсь заранее.

Можно создать удивительные вещи! Настроение моих детей повышается, мы так увлекаемся, что забываем про дождь, который льет и льет!

На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть во время перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Центр взаимодействия с родителями или приемная комната – лицо группы, к оформлению ее подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.

Природа, которая окружает наш детский сад, позволяет воспитателям организовать систематические наблюдения за растительным и животным миром воспитывать у детей навыки гуманного отношения ко всему живому. Для работы по экологическому воспитанию в каждой группе созданы уголки природы.

Имеется уголок экспериментирования. Он представлен в виде опытного уголка и мини-огорода. На своем «огороде» мы выращиваем зеленый лук, рассаду томата и цветов. Детям очень нравиться исполнять роль дежурного на «огороде». Выращенный лук вставляем в рацион питания.

Руками педагогов в каждой группе создан «Зимний сад», где находятся различные комнатные растения.

Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними создан огород, на котором растут различные овощные культуры. Приятно наблюдать, как зеленеет укроп, цветут кабачки, вытягивается лучок. Овощи, которые дети вырастили своими руками, используются для приготовления блюд и меню детского сада.

Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год.

Кроме того, на территории детского сада создан аптечный огород, где дети знакомятся с лекарственными растениями, такими как ромашка, тысячелистник, подорожник, чистотел, ландыш, полынь горькая, крапива.

На участке растут берёза, рябина, осина, клён, ясень, сирень, липа, ель – эти деревья устойчивы к загрязнению городской среды. Например; тополь и рябина способствуют ионизации воздуха, амер.клён выделяет органические вещества, губительные для микробов, а наилучшими шумозащитными свойствами обладают клён, тополь, липа.

Дети нашего детского сада имеют возможность наблюдать за жизнью живого муравейника.

Педагоги дают детям знания о направлении и силе ветра, наблюдая за флюгером

На участке нашего детского сада создан уголок поля. Работа началась в прошлом году. Цель этой работы заключалась в том, чтобы дать детям знания о родственных растениях, принадлежащих к семейству злаковых, наглядно пронаблюдать разницу. Дать понятие озимые
зерновые культуры. Показать насколько труден труд земледельца. Воспитывать уважение к труду и хлебу. Дети сами подготовили землю, отделили зерна от плевел и посеяли озимые пшеницу и рожь.

Затем работы возобновились весной: посевы очищались от сорняков и вредителей, удобрялись.

А вот и долгожданный урожай!

В этом году для посева зерновых озимых культур будут добавлены ячмень и овес. Дети получат знания об яровых культурах.

Также в нашем детском саду работает кружок «Юный эколог», руководитель кружка Романова Н.В., Бондарева С.А.

Для подготовки занятий кружка используется большое количество методической литературы. Это пособия:

  • С.Н.Николаевой «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Н.А.Рыжовой «Экологическое воспитание в детском саде» и «Не просто сказки»
  • «Природа и ребёнок» под ред. Р.К.Шелховой.

Занятие кружка проводиться в соответствии с перспективным планом 2 раза в неделю. Их посещают дети со средней группы.

Задачи кружка следующие:

  • развивать наблюдательность и любознательность детей;
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;
  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  • упражнять в определении состояния погоды;
  • закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Кружковые занятия проводятся как в группе, так и на территории детского сада и за пределами.

Формы работы кружка самые разнообразные. Например; организуется заочная «выставка домашних питомцев», на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными.

Итоговые занятие проводятся в виде КВНов, различных интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес». Итоговым занятием по теме «Водное царство» послужила интеллектуальная игра «Морские знатоки».

Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: «Экскурсия в огород», «Экскурсия на клумбу с цветами», «Экскурсия на Каму», «Экскурсия на луг». Для того чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы, в старшей группе - две экскурсии на водоём: осенью и в разгар зимы.

Наблюдения, которые организуются в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т.к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.
С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т.д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

В нашем детском саду уже более двух лет практикуются детские исследовательские эксперименты, развивающие исследовательские занятия. Истоки этой деятельности уходят в то время, когда кружковой работе в детском саду стали уделять большое значение. И по праву родоначальником исследовательской деятельности является воспитатель Романова Наталия Владимировна, руководитель кружка «Юный эколог». Она очень чутко прочувствовала интерес детей к познанию окружающей действительности именно через исследования и эксперименты.
Так же эксперименты использовались воспитателями Левановой Ольгой Владимировной на занятиях по экологии, Бондаревой Светланой Анатольевной на занятиях по окружающему миру.

В этом году в нашем детском саду разрабатывалось три основных исследовательских направления – «Проблема выживания зимующих птиц» (воспитатель Леванова О.В.), «Незнакомое тесто» (руководитель интеллектуального кружка Николаева Н.В.), «Умная вода» (воспитатель Матросова О.А.).Очень большое значение нами уделяется работе с родителями, прежде всего через коллекционирование (коллекции перышек птиц, фотографий птиц, поделок).

Надо признать, что родители нашего детского сада всегда очень активно участвуют во всех наших начинаниях.

Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.

Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. Приняли активное участие даже родители ясельной группы

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
  • Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
  • Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Для того, чтобы отслеживать результативность работы и вовремя корректировать недостатки, 2 раза в год проводится диагностику (из журнала «Старший воспитатель» авторы Фокина, О.М.Разина). результаты диагностики позволяют наметить пути и способы дополнительной работы.

Список используемой литературы:

  1. «Экологическое воспитание в детском саду» Н.А. Рыжова
  2. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова
  3. «Природа и ребенок» Р.К. Шаехова
  4. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева
  5. «Семицветик» В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
  6. Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.

Елена Столярова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА»

Из опыта работы

Тема : «»

Ф. И. О.:Столярова Елена Павловна

Место работы : Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «СКАЗКА»

Должность : Воспитатель

Общий трудовой стаж : 10 лет

Педагогический стаж : 6 лет

Образование : высшее, Армавирский государственный педагогический университет.

Обобщался ли ранее опыт : нет

Дата внесения опыта :

1. Введение

2. Актуальность

3. Условия возникновения и становления опыта

4. Длительность работы над опытом

5. Средства достижения цели

7. Цель, задачи

Введение

Экология – это наука , которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом» . Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает , а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу» , чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение , которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Условия возникновения и становления опыта

Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного , нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Длительность работы над опытом Над темой : «Экологическое воспитание дошкольников » в образовательном процессе я работаю в течение одного года.

Средства достижения цели : Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту .

Девиз :

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя.»

Цель работы - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Мною определены следующие задачи :

Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Я творческий, эмоциональный человек, этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств . На данном этапе изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей :

За основу в своей работе я взяла программу Н . А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З. Ф. Аксеновой - «Войди в природу другом» .

При написании опыта я следую следующим педагогическим принципам :

Системность;

Наглядность;

Доступность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Сезонность.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника . За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят .

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы : солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей , так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми раннего возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.



Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является , совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.



В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.



Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны :

Оформлен уголок экспериментирования (опыты , эксперименты, наблюдения)

Организован огород на окне. Дети выращивают лук, фасоль, петрушку, огурцы, цветы….

Создана картотека, включающая подборку экологических игр , физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.



Большое внимание уделяю работе с родителями . Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка . Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых , добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, игры-тренинги, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.


Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры . В. А. Сухомлинский говорил о игре так : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности . Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников . Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни : «Лягушата и цапля» , «Мыши и кот» , в некоторых играх отражаются явления неживой природы : «Капельки» , «Солнышко и дождик» . Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств

Словесные игры : «Узнайте по описанию» ; «Хорошо – плохо» ; «Что лишнее?» ; «Узнай по голосу» ; «Кто как кричит?» ; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.



С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна» , здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.



В своей работе использую опытно -исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Опытно -исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение . У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне» .

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез» , где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Мною разработаны экологические проекты :

«Витамины растут на грядке»

Цель :

Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности.

Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.

«Дикие и домашние животные»

Задачи :

Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. -Познакомить детей с витаминами.

Учить различать овощи по цвету, форме, величине.

Закреплять приобретенные знания.

Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка) .

Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

-Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука) ; воспитывать культуру питания , понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.

«Дикие и домашние животные»

Цель проекта :

Развивать устойчивый познавательный интерес

К диким и домашним животным, как к живым существам.

Формировать представления о животных :строение, характерные признаки- размер, об особенностях образа жизни (как двигаются, что едят, какие звуки издают) .

Способствовать возникновению любви и заботы к домашним животным, появлению любознательности.

Создать в группе условия для расширения представления о животных.

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи :

Формировать у детей первоначальные представления о диких и домашних животных, расширение кругозора детей.

Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя .

Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.

Развивать эстетическое восприятие .

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

Соблюдать элементарные правила поведения с животными.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей .

Приобщать детей к музыке.

ВЫВОД :

Опыт моей работы показал , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников , в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту , ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы.

Предполагаемые результаты.

Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам.

Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей .

Планирование работы на будущее .

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию .

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа .

4. Разработка и внедрение долгосрочного проекта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Обобщение педагогического опыта работы

Тема: «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Подготовила: заместитель заведующего

Платоненко Л.М.

г. Гагарин

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Важными положениями ФГОС ДО являются целевые ориентиры, согласно которым выпускник ДОУ:

1. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

2. Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

3. Склонен наблюдать, экспериментировать.

4. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

5. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

На основании выше изложенного, наш педагогический коллектив ставит следующие задачи по экологическому воспитанию детей:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

2. Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

4. Создание максимальных условий для развития познавательной активности и любознательности детей и дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей с учетом социализации и индивидуализации.

Для успешного выполнения поставленных задач нами был разработан план работы по экологическому воспитанию дошкольников, разработан и реализован методический проект на тему «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ».

В своей работе по экологическому воспитанию наряду с основной общеобразовательной программой мы используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологическое воспитание де-тей осуществляем в системе на протя-жении всего учебного года через интеграцию экологии во всех образовательных областях, используя различные методы и формы работы:

  • Ø Это организация образовательной деятельности.
  • Ø Проводим наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонные наблюдения.
  • Ø Ставим опыты и эксперименты.
  • Ø Организуем экскурсии.
  • Ø Начиная со старшего дошкольного возраста проводим экологические конкурсы, викторины. Например, «Загадки лесовичка», «Знатоки леса» «Знатоки природы».

В план работы включаем экологические праздники, развлечения.

Интересной формой работы с детьми являются экологические сказки.

Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ являются Природоохранные акции. Они недавно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя.Например,

«Покормите птиц зимой»

«Витамины на подоконнике»

«День защиты леса»

«Посади дерево»

«Подари книжке вторую жизнь - спасем одно дерево»

«Сдай макулатуру - спаси дерево»

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами принимают участие.

Наш педагогический коллектив отдает предпочтение экологическим проектам. Только в течении прошлого года нами были реализованы следующие проекты:

  • «Исследовательская деятельность на прогулке»
  • «Жучки - паучки»
  • «Деревья - наши друзья»
  • «Посади комнатное растение в группу»
  • «Разноцветное лето»
  • «В саду ли в огороде»
  • «Загадки природы»
  • «Художница осень»
  • «Лекарственные растения»
  • «Разноцветный мир подводный»
  • Методический проект «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ»

С детьми проводим экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации).

Дети совместно с родителями готовят работы к экологические выставкам. Например,

«Осенняя сказка»

«Осенний калейдоскоп»

«Чудеса с обычной грядки»

« Лес - кладовая природы»

Задачи экологического образования детей мы решаем через трудовое воспитание, организуя трудовые экологические десанты по благоустройству территории, по созданию благоприятных условий на прогулочных участках.

«Зимние постройки»

«Песочная фантазия»

«Посади дерево и сохрани его2

«Покормите птиц зимой»

Для расширения экологического кругозора дошкольников мы проводим неделю экологии. В рамках недели экологии во всех возрастных группах оформляются мини-проекты по исследовательской и экспериментальной деятельности. Итогом работы в старшем дошкольном возрасте является выпуск плаката или газеты по обозначенной теме.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Статья размещена в авторской редакции.