На какой праздник пекут птичек. Праздник Жаворонки: история и обычаи. Ко-гда пе-кут жа-во-рон-ков

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2020 года (по старому стилю - 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

История

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром - к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Великим Постом Русская Православная Церковь величает праздник — 40 мучеников Севастийских , который приходится на 22 марта. Именно в этот день существовала традиция выпекать из теста 40 птичек – жаворонков. Православные хозяйки с вечера замешивали опару, вставали пораньше, чтобы успеть приготовить всё к литургии .

Однако это языческий обычай и к христианскому празднику никак не относится. У древних славян он совпадал с днём весеннего равноденствия, когда зима уступает права наступающей весне. Наши предки верили в то, что именно 22 марта с юга прилетает 40 птиц, а первые конечно жаворонки.

Поэтому у праздника есть несколько названий — Со́роки, Сорок сороко́в, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день. В Древней Руси особенно готовились к приходу тёплых дней и всячески старались помочь прогнать суровую зиму. Пернатых из постного теста отдавали детворе.

Ребятишки насаживали их на длинные колышки и бегали, зазывая весну обрядовыми песнями — веснянками. Набегавшись вдоволь, булочки съедали, а головки от них относили скотине. Несколько птичек оставляли, чтобы посадить за окно. В семейном кругу существовал обычай выбирать сеяльщика. В жаворонок запекалась лучина, и все мужчины, от млада до велика, выбирали себе птичку. Кому такая булочка достанется, тот и будет первым засевать поле.

История православного праздника

В православии народный обычай печь жаворонков приобрёл глубокий духовный смысл. 40 птичек – это безгрешные души мучеников Севастии, устремлённые к Создателю. Доподлинно известно, что они слыли самыми бесстрашными защитниками Рима.

Ревностные хранители веры Христовой они отказались участвовать в языческих обрядах, за что и удостоились неземной благодати.

Происходило событие в 313 году близ армянского города Севастии. Командир доблестной рати Агриколай слыл ярым язычником и за такую дерзость заключил мучеников под стражу. Но Господь не оставил своих чад и в последний земной путь раздетые страдальцы отправились с молитвой на устах.

Морозную ночь они простояли в ледяной воде армянского озера, читая псалмы. Чтобы праведных заставить отречься от Спасителя рядом соорудили баню, дабы сломить их волю, веру и стойкость. К великой скорби, так и произошло. Не претерпев издевательств, маловерный устремился туда и с попустительства Всевидящего, умер около порога. Иисус Христос укреплял избранников Божиих: «Веруйте в Царствие Божие, если и умрёте, оживёте».

Мучения продолжались. Охранники давно уснули, только Аглаий не мог сомкнуть глаз. Язычник дивился, какая неведомая сила помогает терпеть такие страдания. И тут он узрел, растаявший лёд и 39 венцов над головами страстотерпцев. Струсивший воин не удостоился благодатного ореола.

Уверовавший Аглаий спустился в воды озера и стал молить только одного — сподобиться пострадать во имя Божие. Разъярённые истязатели, увидев на утро, что все ещё живы, от злости перебили христианам голени. Положили святых на колесницы, чтобы сжечь их.

Самый молодой мученик ещё был жив, и его оставили умирать. Но мать несла истерзанного сына вслед за колесницей и просила его во имя спасения, всё вытерпеть до конца. Плоть страстотерпцев сожгли, останки бросили в воду, чтобы уничтожить даже память о них.

Через три дня страдальцы Христовы повелели во сне благочестивому Пётру, епископу Севастии, собрать святые кости. Ночью, в толще воды, нетленные мощи сияли неземным светом и их упокоили с благочестием.

22 марта по церковному обычаю чествуют как День всех православных мужчин. 40 Севастийских мучеников — христианский праздник, который очень почитаем среди верующих и священства.

Пасхальным постом в этот день совершается Литургия преждеосвящённых Даров, допускается послабление в пище, можно вкушать растительное масло. Если торжество попадает на среду, пятницу Крестопоклонной недели, литургию переносят.

В начале 13 века православный царь Болгарии Иван Асень разгромил иноверцев, захватив в плен значительную часть войска. В своей победе он увидел помощь и заступничество сорока мучеников. За победу правитель выстроил и освятил церковь во имя великих святых, которая и сейчас находится в городе Тырново (Болгария).

Рецепт жаворонков из постного теста

2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли, изюм, сладкий крепкий чай.

Дрожжевой кусок скатывают в длинный жгут, который делят на 40 равных частей. Затем каждый такой кусочек, при помощи скалки, превращают в маленькие верёвочки, по 15 сантиметров.

Жгуты завязывают узлом, один конец формируют в форме головы птички, вместо глаз вставляют изюм. По бокам булочки ножом делают небольшие надрезы – крылья, хвост приминают пальцами. Для сочности готовые изделия смазывают сладким крепким чаем.

Приятного аппетита!

В традициях нашего народа есть множество занимательных обрядов и всяческих гуляний. Как правило, они посвящены различным народным праздникам. К примеру, многим хозяйкам известны традиционные рецепты выпечки: на какой праздник выпекают пироги или куличи, а на какой пекут жаворонков.

Народный праздник Жаворонки

Празднование приходится на 22 , день весеннего равноденствия. Издавна считалось, что именно в день весеннего равноденствия прилетали птицы и весна постепенно вступала в свои права. С этого момента можно было приступать к разным полевым работам, так как "жаворонок начал небо пахать".

Фольклорный праздник Сороки также считали началом нового периода в жизни человека. С приходом весны он наполнялся новыми силами, словно пробуждался, и был готов к новыми свершениям.

Весенний праздник Жаворонки называют Сороками не по числу птиц на небе, а по числу мучеников севастийских, память которых почитают именно 22 марта. Казнь была назначена за вероисповедание, а так как само слово "жаворонок" часто заменяли "сорокой", название праздника постепенно прижилось.

Праздник Сороки - приметы

Теперь, когда мы знаем, на какой праздник пекут жаворонков, можно немного остановиться и на фольклоре. Ведь практически все народные праздники имеют множество примет и поверий. Из приметы, связанных с праздником Сороки, до сих пор помнят следующие:

  • если сороки и галки прилетают в этот день, можно с уверенностью ждать тепла;
  • если на Сороки поет синица, она пророчит приближение тепла;
  • если на праздник солнце в кругах, урожай будет хорошим;
  • если же в этот день снова ударили морозы, будет обильный урожай проса.
  • если в этот день тепло, оно продержится ровно сорок дней, а вот холод на 22 марта сулит еще сорок морозных ночей подряд.

Народный праздник Жаворонки любят взрослые и дети, ведь хозяйки пекут вкусные фигурки из теста в форме птиц с раскрытыми крыльями. Кроме жаворонков пекли также колобков, и обязательно проводили разного рода обряды для призвания хорошего урожая.

Многие хозяйки выпекали из соленого теста колобков и клали их в небольшие гнезда из соломы. Считалось, что в течении года куры будут хорошо нестись. Детки также могли вдоволь навеселиться, ведь согласно традициям, фигурки из теста в виде птиц насаживали на палочки и бегали с ними по полю. Сегодня про этот праздник многие забыли, но в некоторых деревнях и селах его продолжают праздновать.

Хотела в марте сделать весёлый лёгкий пост о печенье-«жаворонки», которое выпекается как раз в этот месяц. Думала - найду фото и к нему приложу текст из «Кулинарного словаря» Похлёбкина .

« Жаворонки - слегка сдобные (на молоке) плюшки из пшеничной муки в форме, напоминающей сидящую птичку. Выпекались как праздничное русское национальное хлебное (не кондитерское!) изделие к 1й неделе марта (обычно к 8 марта) в ознаменование поворота «с зимы на весну». В Москве, Московской области и в некоторых других городах центральных областей европейской части России выпускались хлебопекарной промышленностью в первой половине марта вплоть до конца 70-х годов по традиции» .

Потом стала читать про эту старинную славянскую народную традицию и… поняла, что о глубоком смысле этого на вид несерьёзного действия нужно рассказывать вдумчиво и распутывая по ходу путаный клубок из дат, формы и т.д. и главное - собирая воедино многочисленную разрозненную информацию.
Начинаю.

Время Весенних праздников .

Важно знать, что все славянские Весенние празднества прочно прикреплялись к солнечной фазе .
Первый Заклик Весны начинался 15 февраля (слав. Громницы /правосл. Сретенье). «Весна встречается в поединке с Зимой»
Второй - 14 марта (слав. Весновка /правосл. муч.Евдокии). «Жива-Авдотья - богиня Весны, у неё ключи от весенних вод. Захочет - спустит воду, не захочет или прогневается - задержит, а то и морозы напустит».
Третий - 22 марта (слав. Сỏроки /правосл. Сорок Мучеников Севастийских).

Вообще 21-22 марта - это особая дата . С астрономической точки зрения именно с 21 на 22 марта наступает весна (День Весеннего Равноденствия) и продолжается до 22 июня (Дня Летнего Солнцестояния).

21/22 марта - это Весенний Новый Год . И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо».
В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник - Сỏроки . «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны ». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях».
Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица - в леса…».
(При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло появится лишь через 40 дней…).

Всю неделю с 22 по 28 марта называли Масляничной.
24 марта (среда) отмечали Медвежий праздник-Комоедицу .
После Комоедицы (с четверга ) начинались масленичные игрища (забавы).

* Сейчас по православному календарю праздник Масленицы (Сырная неделя) — справляется несколько раньше, и не приурочен ко дню весеннего равноденствия. При этом о масленичных символах сохранилась разная память. Блинам повезло - они остались «при Масленице», и вообще в большом вкусовом почёте. А вот про печенье «жаворонки» почти за были.

Как отмечают Сỏроки (22 марта).

Начало Весны связывали с прилётом птиц . Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. Поэтому к празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др ., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму».
Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов».
Но всё же, самое распространенное название было - «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).

Форма печенья .

«Жаворонков» выпекали в большинстве случаев - «Летящих» - т.е. с распростертыми крылышками. Но также и «Сидящих ». На спину большого «жаворонка» могли посадить одного или несколько «детенышей» - птичек поменьше.
Форма и размеры «жаворонков» были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях. Например, в одной деревне, чтобы сделать «птичке» тельце , хозяйка раскатывала тесто в жгут и связывала его узлом, а уже в соседней было принято раскатывать небольшие круглые лепешки, края которых загибали к середине, в виде «крыльев». Тельце птички украшали - покрывали глазурью из распущенного сахара, обмазывали медом, посыпали мелкими конопляными семечками, расписывали узором из дырочек, которые наносили гребенкой для расчесывания пряжи (ключом, дудочкой, наперстком).
Очень тщательно лепили «головку». Глаза намечали ямками и вставляли изюм, ягоды можжевельника, горох, кукурузу, гречку, конопляные семечки. Иногда делали «гребень» или «хохолок» - защипывали тесто посередине головы причем справа налево. Вместо «прически» могли украсить перышком или бумажным цветочком. На шею могли повесить импровизированное ожерелье из разноцветных бумажек. Головку или крылья иногда даже золотили сусальным золотом.


Количество печенья .

Здесь несколько версий:
1. Сорок штук;
2 . Сколько хочешь, количество неограниченно;
3. "Жаворонков" пекли повсюду по одному на каждого члена семьи - если хотели погадать. Тогда в них запекали разные предметы-«оракулы» - деньги, кольцо, хмель, зерно, щепку или уголёк, по которым потом судили какой кого ждёт год. А иногда просто под крылышко жаворонка, прятали монетку, и тот, кто её находил, считался «счастливчиком».

Что делали с «жаворонками». Песни-веснянки.

…Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись «жаворонки», не обгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье.
…Испечённых птичек раздавали детям, и те бежали «закликать/кликать/выкликать» Весну и её вестников - перелётных птиц.
…Праздник Сỏроки настолько широко отмечался, что дети (в деревнях) даже отказывались идти в школу, пока они «не закличут птичек».
...«Хлебных жаворонков» дети должны были разместить «высоко». Для этого их развешивали на рябины, березы, дубы, яблони, плетни; насаживали на длинную палочку; клали на голову; или привязывали нитками к шесту, чтобы их раскачивал ветер и они представлялись как бы «летящими».
…При этом дети пели лирические песни пробуждения природы, которые назывались «веснянками».

Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Жаворонки прилетайте, Зиму белу прогоняйте. Гули - гули Зиму белу прогоняйте, Весну красну созывайте. Гули - гули Весну красну созывайте, Землю нашу одевайте.
Гули - гули Землю нашу одевайте, все поляны согревайте. Гули - гули все поляны согревайте, Солнце мило приглашайте. Гули - гули Лето, Лето, пойди сюда! А ты, Зима ступай за моря!…

Вот пришла Весна, Весна красная, ай, люли-люли, Весна красная.
Принесла Весна золотые ключи, ай, люли-люли, золотые ключи.
Ты замкни, Весна, Зиму лютую. Отомкни, Весна, тепло летечко,
Ай, люли-люли, тепло летечко.

* Интересно, что напевы «веснянок» многократно использовались в сочинениях русских композиторов, (например оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.).

…Весной одного сохранённого «жаворонка» клали в картофельную лунку и приговаривали: «Чтоб картошки круглые были». Или «жаворонков» клали в семена, а когда сеяли, то их вместе с семенами бросали в землю.

Тесто для «жаворонков».

Когда месили тесто, то его ставили на солнце, чтобы солнечый свет (Ярило) вошёл в него.
Рецепт 1й - «На опаре».
Нам понадобится:
ОПАРА: 1 стакан воды, 0,5 стакана муки, 3 ч. ложки сахара, 10~11г сухих дрожжей (2 столовые или 1 пакетик).
ТЕСТО: 1/4 стакана сахара, 1 ч. ложка соли, 5 ст. ложек растительного масла, 3~3,5 стакана муки (из данных продуктов получится примерно 870г теста).
В тёплой (не кипяток!) воде растворяем дрожжи и вмешиваем сахар и муку. Ставим в тёплое место, пока опара не увеличится в 2~3 раза.
В опару кладём сахар, соль, вливаем растительное масло и всыпаем 2,5 стакана муки. Перемешиваем.
Полстакана муки высыпаем на стол, на муку вываливаем тесто. Месим, понемногу подсыпая муку, пока тесто не станет гладким, однородным, влажным, но не липнущим к рукам.
Тесто накрываем пищевой плёнкой и оставляем подходить.
Когда тесто увеличится в 1,5~2 раза нарезаем его на одинаковые кусочки, которые потом скатываем в шарики.

Рецепт 2й - «Постное тесто» (из монастыря)
1 кг муки
2-3 ст.ложки сахарного песка
Пакетик сухих дрожжей
Пол стакана воды
Столовая ложка подсолнечного масла
Чайная ложка соли
Столовая ложка водки
В миску всыпать сухие дрожжи, развести их тёплой водой (градусов 30-40). Добавить соль, 2-3 столовых ложки сахара, 3 столовых ложки растительного масла. Всё хорошо перемешать. Для того чтобы тесто хорошо подошло добавить столовую ложку водки. Постепенно, просеивая через сито, добавлять муку. Месить тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам.
Оставить тесто, пока оно не подойдёт. Т.е. увеличится в несколько раз. Критерий готовности - тесто перестало расти или даже стало опадать.

Рецепт 3й - «Ржаные»
Такие жавронки не слишком сдобные и по-настоящему вкусными будут лишь горячими. Поэтому их следует слепить и сразу заморозить, а в печь отправить только в воскресное утро.
ТЕСТО: На стакан ржаной муки (2-го сорта, с отрубями) - две столовых ложки постного масла (нерафинированное подсолнечное) и две столовых ложки мёда (светлый липовый), щепоть соли. Воды добавляете потихоньку.
Тесто должно быть крутым. Вымешивается оно тщательно, никак не меньше 15 минут. Помните, что жаворонки должны в точности сохранить свою форму.

Способы лепки «Жаворонков».

Сидящий жаворонок .
Шарик теста раскатать в длинную колбаску. Колбаску завязать узлом.
У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить (вмять) глаза-изюминки. Второй - нижний - конец расплющить пальцами и надрезать, что будет обозначать пёрышки на хвосте.

Прямосидящий жаворонок
Раскатываем колбаску и нарезаем на более-менее ровные части. По объёму каждый кусок - средний грецкий орех. Вытягиваем нашей птичке клюв и вообще делаем голову. Потом большим пальцем расплющиваем хвост. И делаем на нём надрезы ножом. Последний штрих - глаза из маленьких изюминок или кусочков изюминок.

Летящий жаворонок (1)
От шарика теста отщипнуть маленький кусочек. Раскатать его в тонкий кружок и половину кружка нарезать бахромой. Большой шарик раскатать в валик, с одной стороны оттянуть клюв и вставить глаз. Другой конец немного расплющить и нарезать. Маленький кружочек - крыло - смочить с одной стороны водой и положить на заготовку туловища, нарезанной стороной вверх.

Летящий жаворонок (2)
Шарик теста раскатать в короткую толстую колбаску. На одном конце вытянуть клюв и вставить глаза. С другого конца 2/3 длины колбаски расплющить пальцами или раскатать. При раскатывании нужно растягивать тесто в ширину, а не в длину. Посередине раскатанной части, вдоль валика, сделать разрез. Затем обе получившиеся половинки надрезать более короткими разрезами. Одну часть поднять и уложить поверх другой, чтобы эти части были перпендикулярны друг другу.


Что же еще делали древние славяне, чтобы призвать Весну? Колобки.

…На Закличку Весны красят яички во все цвета Солнца и Весны: красный, жёлтый, рыжий, зелёный.
…Жгли чучело Зимы, что символизировало окончательную победу тепла.
…Будили вербу: украшали цветными лентами и бумажными цветами, просили скорее расцвести.
На праздник «Сỏроки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки.
Выпекание «колобков» это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам .