Минэкономразвития прогнозирует нулевой рост пенсий. Минэкономразвития: пенсии расти не будут. Реформы по Кудрину

Ранее чиновники предлагали пустить пенсионные миллиарды на слежку за гражданами, поднять НДФЛ для тех, кто мало платит в ПФР, и замораживали средства, предназначенные для НПФ


Министерство экономического развития России не планирует повышения реального размера пенсий в ближайшие 20 лет. Об этом макроэкономического прогноза, подготовленного ведомством.

В документе поясняется, что власти предполагают повысить темпы экономического развития за счет увеличения числа работающих граждан. Из прогноза следует, что одним из способов повышения доли работающих граждан должно стать повышение пенсионного возраста. Для мужчин он может быть поднят до 65 лет, а для женщин до 63-х. В этом случае к 2035 году количество пенсионеров в стране сократится на 7 миллионов человек (23% от их числа в 2017 году).

Люди в роли экономического топлива

Повышение пенсионного возраста будет сопровождаться резким падением размеров пенсий. По данным ведомства, коэффициент замещения пенсией зарплаты сократится на 13%. «От реализации плана повышения темпов экономического роста как минимум пятая часть населения не только ничего не выигрывает, но, наоборот, проигрывает: их доходы в сравнении с другими сильно сокращаются», - отметили по этому поводу обозреватели «Ведомостей» .

Снижение коэффициента замещения зарплаты пенсией снизит объем пенсионных выплат к фонду оплаты с нынешних 28% до 15%. Пойдет ли экономия на пожилых людях на пользу экономике - вопрос отдельный. Расчеты показывают, что при таком сценарии инвестиции будут расти в полтора-два раза быстрее экономики в целом. Это означает, что высвобождающиеся средства устремятся преимущественно в финансовый сектор.

Правительственные экономисты ожидают, что максимум экономического развития будет достигнут в 2026 году. По их мнению, в этот год ВВП увеличится на 3,5%, а затем экономический рост начнет снижаться. Их же расчеты показывают, что реальные доходы населения вернутся на уровень 2013 года не раньше, чем через пять лет, ориентировочно в 2022-м.

При этом в номинальном выражении пенсии будут расти на 2,5% в год. При этом с настоящего времени до 2022-го в реальном выражении они будут сокращаться из-за инфляции. Рост возобновится лишь в 2024 году. Но и в 2035-м пенсии по реальной покупательной способности будут на 4% ниже уровня 2013 года. В пересчете на нынешние деньги в 2035-м средняя страховая пенсия составит 13 тысяч рублей, а неработающий пенсионер, также в среднем, будет получать 15,5 тысяч.

Украденная старость

В марте текущего года стало известно, что Минэкономразвития обсуждает возможность с тем, чтобы заставить россиян более активно делать отчисления в Пенсионный фонд. Подготовленная чиновниками схема предполагала увеличение ставки НДФЛ до 15% для тех, кто платит в ПФР менее 4% своих доходов, и наоборот - тем, кто готов вкладывать в свою пенсию 10% дохода, НДФЛ предлагали сократить с нынешних 13% до 10%.

Изучение программы независимыми экономистами показало, что ее реализация ударит по доходам россиян, получающих менее 50 тысяч рублей в месяц, ничего не дав им взамен. В выигрыше окажутся лишь самые обеспеченные круги.

Отсутствие денег на будущие пенсии - вопрос интересный, отмечают комментаторы, и задавать его надо отнюдь не рядовым гражданам. Во-первых, в России искусственно поддерживаются на очень низком уровне доходы населения. Так, в начале 2016 года средняя российская зарплата в долларовом выражении оказалась почти в два раза меньше китайской. Россияне за свою работу получали примерно столько же, сколько жители Египта, Марокко и Туниса.

Во-вторых, власти произвольно тратят пенсионные отчисления, не спрашивая граждан: в сентябре 2016 года стало известно, что до 105 пенсионных миллиардов в реализацию «закона Ирины Яровой» - создание системы тотальной слежки за интернет-общением россиян. Идею лоббировали Минпромторг и госкорпорация «Ростех». Критики проекта отмечали, что это - просто разграбление пенсионных отчислений, так как аппаратура для записей телефонных разговоров и хранения SMS-сообщений никогда не сможет произвести прибавочного продукта и не будет кормить состарившихся россиян, на чьи деньги предполагается ее закупить.

Впрочем, и без откровенно грабительских прожектов российское правительство неоднократно обманывало граждан, меняя «генеральную линию». Так, с 2007 года власти начали загонять будущих пенсионеров в систему негосударственного пенсионного страхования. Чиновники всех уровней убеждали граждан, что частные конторы сумеют лучше приумножить их пенсионные отчисления. По стране рассылались сотни тысяч «писем счастья», в которых россиянам навязчиво предлагали доверить свои деньги тем или иным НПФ.

Для тех, кто не поверил затее, правительственные чиновники придумали унизительное прозвище - «молчуны». В 2013 году дело дошло до угроз списать с их счетов накопительную часть отчислений - то есть деньги, которые чиновники хотели бы отдать НПФ, но не могли этого сделать из-за отсутствия «выбора» со стороны граждан. «Да, у «молчунов» будет ноль — это решение правительства, - Алексей Моисеев. - Если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять два процента, надо ему оставить ноль».

Ситуация принципиально изменилась после того, как экономика РФ вползла в кризис. накопительной части пенсий была произведена еще в 2013 году, до событий на Украине. В 2014-м, 2015-м и 2016-м годах власти также «замораживали» отчисления в НПФ, пуская деньги на затыкание бюджетных дыр, финансирование ВПК и другие важные для себя проекты. Мнения 25 миллионов граждан, доверивших к этому моменту свои деньги НПФ - никто не спрашивал. Людей просто поставили перед фактом.

Вслед за пенсионной политикой изменилась и риторика власть имущих: в марте 2016 года вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что только в 2015-м из-за неэффективного управления средствами вкладчиков НПФ потеряли 200 миллиардов рублей. «Вот какая пенсия ожидает людей, которые когда-то выбрали накопительную», - .

Минэкономразвития закладывает почти нулевой реальный рост пенсий в целевой вариант макропрогноза-2035, пишут «Ведомости».

В октябре прошлого года издание сообщало , что МЭР направило в Минфин три варианта прогноза социально-экономического развития страны до 2035 года: базовый (консервативный), базовый+ и целевой. Согласно всем трем вариантам, в ближайшие 20 лет российская экономика будет преодолевать стагнацию, и ее рост будет крайне медленным. Базовый прогноз основывается на предположении, что цена на нефть до 2035 года будет составлять $40 за баррель в реальном выражении. Базовый+ более оптимистичен и учитывает рост цен на нефть до $76,7 за баррель к концу периода.

Особенность целевого прогноза заключается в том, что «предсказание» в нем делается на основе заранее заданных целей, критериев и норм, к которым надо стремиться. Целевой макропрогноз Минэкономразвития предполагает ускоренный рост российской экономики, 3,5-3,6% за год.

Опережение мировых темпов будет достигаться за счет перехода экономики на инвестиционную модель роста.

Как стало известно «Ведомостям», повышать темп роста экономики в целевом варианте макропрогноза Минэкономразвития предлагается также за счет увеличения численности занятых и производительности труда.

Повышение пенсионного возраста (до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин) станет одним из способов увеличить занятость. Одновременно прогнозируется резкое падение уровня пенсий: их отношение к зарплате (коэффициент замещения) снизится с текущих 35% до 22%.

«Двойное сокращение – коэффициента замещения и числа пенсионеров – почти вдвое снизит отношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда – с 28 до 15%. Тогда инвестиции смогут расти в 1,5–2 раза быстрее экономики, производительность – быстрее зарплат», — пишет издание.

По сравнению с 2016 годом к 2035 году реальные зарплаты должны вырасти на 56,5%, экономика – на 78%, а пенсии – всего на 2,5%. В реальном выражении пенсии будут сокращаться до 2022 года, а с 2024 года возобновится их рост. В итоге к 2035 г. пенсии останутся на 4% ниже уровня 2013 г.

В случае проведения таких реформ число пенсионеров к 2035 году снизится на 23% (7 млн человек) по сравнению с 2017 годом, при одновременном росте занятости на 1 млн человек. В случае, если реформы не будут проведены, количество пенсионеров в стране за 20 лет вырастет на 5,4 млн человек, а численность занятого населения сократится на 3,2 млн, пишет Forbes.

Ранее Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина подготовил свой создания «устойчивой пенсионной системы». Этот документ предполагает повышение пенсионного возраста, ужесточение условий получения пенсии, но при сохранении соотношения средней страховой пенсии со средней зарплатой на уровне не ниже 34%.

Своя реформы пенсионной системы имеется также у Минфина и Центробанка.

На прошлой неделе «Коммерсант» сообщал , что правительство и администрация президента приступили к сведению в единую конструкцию результатов работы Минэкономразвития и других ведомств, а также предложений ЦСР, чтобы выработать план действий.

Как пишут «Ведомости», ожидается, что за 20 лет пенсии увеличатся всего на два с половиной процента, причем их рост возобновится только к 2024 году. А к 2035 году выплаты по нетрудоспособности останутся на четыре процента ниже уровня 2013 года.

Эту новость возмущённо встретили не только обычные граждане, но и представители власти. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко даже назвала прогноз министерства апокалиптическим.

Заморозка индексации пенсий абсолютно неприемлема. Такой сценарий не может рассматриваться. Валентина Матвиенко

Не знаю, как сейчас пенсионеры выживают, имея доход в 7000 руб, но вот как они будут жить эти 20 лет, с учётом постоянного повышения квартплаты, цен на лекарства и на продукты - вообще загадка...

Если кто из нынешних пенсионеров доживёт до 2035 года, то при 2,5%-ном реальном росте страховых пенсий, пенсии неработающих пенсионеров за 20 лет должны увеличиться в реальном выражении на 20%. Это означает, что в пересчете на сегодняшние рубли средняя страховая пенсия в 2035 г. составит, как и ныне, чуть более 13 000 руб., а пенсия неработающего пенсионера увеличится примерно до 15 500 руб.

____________________________

Кто-нибудь может мне объяснить этот странный план развития? Понятно, повысится пенсионный возраст - до 65 лет у мужчин, у женщин - до 60 или даже до 63 лет. Ну и что? А остальным - умирать?

Я уже слышал такую конспирологическую версию, что нацию собираются «омолодить». Короче, молодым везде у нас дорога, а старикам - только на кладбище.

Екатерина Шульман недавно заметила, что у российского населения две болевые точки - дети и квартирная недвижимость. Если их тронуть, то шума не избежать. Как и было с задержанием мальчика на Арбате, читавшем стихи, или нынче в Москве с программой реновации, то есть сноса пятиэтажек. А старики? А пенсии? Их, значит, общество готово отдать на заклание?.. Очень даже высоконравственно. А главное - прагматично.

____________________________

Также сегодня Минэкономразвития спрогнозировало отсутствие роста пенсий до 2035 года. При этом, по данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в феврале составил 12 893 рубля. Как можно прожить в месяц на 12-13 тысяч рублей? А многие ведь получают еще более мизерные пенсии!

Очевидно, что мы живем при политическом режиме, который всем своим устройством лишь увеличивает социальное расслоение и плодит неравенство граждан - в том числе перед законом. Особенность российского экономического кризиса состоит в том, что бедные при нем беднеют, а богатые богатеют.

____________________________

Сделаем пенсии смешными, но постепенно, не рывком - сварим лягушку за 20 лет.

«Рост занятости достигается в том числе за счет повышения пенсионного возраста - до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин, следует из представленных в прогнозе демографических параметров. Число пенсионеров к 2035 г. сокращается на 23%, или на 7 млн человек, в сравнении с 2017 г. (без реформы - увеличивается на 5,4 млн человек) при росте занятых на 1 млн (без реформы - сокращение на 3,2 млн).»

Рост занятости достигается открытием НОВЫХ заводов, предприятий малого и среднего бизнеса, а не ростом числа безработных. Это только я понимаю? МЭР на своей волне?

Короче до пенсии не доживешь, а если по случайности таки дожил то «великая энерго-империя» насыпет тебе мелочи в ладошку, чтоб за ЖКХ заплатил. И всё. Будут платить даже не копейки, а ровно сумму на оплату ЖКХ. Жрите траву (летом), пейте воду из-под крана и гордитесь....не знаю чем.

Большинство россиян уже практически смирились с тем, что грядет новая пенсионная реформа: на пенсию придется копить самому, возрастной ценз выхода на пенсию планируется повысить, и при всем этом вырастет также необходимый страховой стаж и количество пенсионных баллов. Это, мол, должно помочь в перспективе обеспечить россиянам достойную пенсию. Но история с пенсионной реформой приобретает все новые обороты. По долгосрочным базовым прогнозам Минэкономразвития, о которых стало известно журналистам, в ближайшие 20 лет реального повышения выплат по старости пенсионерам ожидать не стоит…

Это, правда, не единственный прогноз – чиновники из МЭР разработали также консервативный и целевой сценарии – последний как раз и предполагает разного рода реформы, в том числе и повышение возраста выхода на пенсию. Но даже последний вариант не может обеспечить внушительного улучшения ситуации – ожидается, что общий рост едва ли превысит 2,5%, а соотношение с зарплатой и вообще упадет. Как ни странно, но все это будет наблюдаться на фоне роста макроэкономических показателей, добиться которых в министерстве планируют путем повышения производительности труда, инвестиций и роста занятости населения.

Три сценария

Базовый сценарий, на копию которого ссылается «Газета.ru», судя по всему, считается самым пессимистичным – по нему пенсия неработающих пенсионеров через 18 лет вырастет лишь на 1%, в сравнении с показателями прошлого года. Накопленные темпы роста и вообще уйдут «в минус» – ожидаемое падение должно составить 14%. Целевой прогноз в этом смысле сравнительно оптимистичен – экономические реформы должны повысить цифры базового прогноза для страховых пенсий в 2035 году на 2,5% и на 20% для неработающих пенсионеров в сравнении с прошлым годом. Если говорить о конкретных цифрах, то по базовому прогнозу, через 18 лет средняя пенсия должна достичь 23 тыс. рублей – по оптимистичному сценарию – около 27,5 тыс. рублей.

Что касается реальных доходов населения, то практически каждый из сценариев предписывает ежегодный рост в пределах полутора процентов. Однако базовый вариант предполагает прирост доходов на 28%, в то время как оптимистичный вариант предполагает прирост 55%. Зарплаты должны вырасти сильнее – базовый прогноз обещает рост на 34%, когда реформы должны привести почти 57%. Но пенсиям это ничего хорошего не принесет – их соотношение со средней зарплатой серьезно ухудшится: если сегодня средняя пенсия составляет около 35%, то к концу прогнозного периода она составит около 20%. Это, параллельно со снижением числа пенсионеров, позволит сократить соотношение бюджета ПФР по отношению к фонду оплаты труда – составляющий сегодня около 30%, он должен снизиться практически вдвое, до 15%.

Интересно, что параллельно с этими двумя вариантами развития событий на будущие годы, существует еще и консервативный прогноз, данные которого существенно хуже даже базового развития событий. Стоит также обратить внимание и на темпы экономического роста, которые в пессимистичном прогнозе составляют лишь 1,7% в год, в то время как оптимистичный вариант обещает после 2020 года достичь роста, превышающего 3-3,5%. Для достижения подобных показателей власть планирует внедрять экономические реформы, которые будут способны поднимать отечественную экономику темпами, сравнимыми со среднемировыми.

И несмотря на то, что повышение возраста выхода на пенсию прямо не указано в документах, оно, вероятно, завуалировано под «ростом продолжительности активной жизни», снижением безработицы и повышением мобильности трудящихся. Тем более что представители МЭР уже не раз поддерживали идею ЦСР, по которой пенсионный возраст должен вырасти для мужчин и женщина на 5 и 8 лет соответственно.

Реформы по Кудрину

Вообще, идея повышения возрастного ценза выдвигалась главой ЦСР Алексеем Кудриным уже неоднократно – мол, начинать данные реформы нужно уже с 2019 года, пока не поздно. И несмотря на все негативные отклики, предложения Кудрина представляются куда оптимистичнее, чем прогнозы того же МЭР. В частности, помимо сохранения соотношения пенсий и зарплат на уровне 35%, руководитель центра настаивал на уравнивании МРОТ и прожиточного минимума. Кроме того, как он недавно заявил в интервью «России 24», предложенные им реформы должны помочь за ближайшие 6 лет поднять пенсию на 30%. При этом рост экономики уже к началу 2019 года должен превысить 2,5%, а к началу 20-х достичь даже 3,5%.

Впрочем, единой уверенности в том, что повышение возрастного ценза выхода на пенсию принесет желаемый эффект, среди экспертов нет. Нет сомнений – такие меры должны снизить нагрузку на бизнес, решить часть кадровых и даже финансовых проблем, но как это поможет повысить инвестиционную привлекательность – вопрос. Эксперты уверены, низкая инвестиционная привлекательность обусловлена низким спросом на инвестиции. В частности, за прошлый год общие финансовые поступления в сторону юридических лиц существенно выросли, но все полученные деньги были направлены либо на погашение образованных ранее задолженностей, либо на формирование запаса «на черный день». В нынешних экономических условиях бизнес банально боится инвестировать в самих себя, и заставить его сделать это лишь путем повышения пенсионного возраста не получится.

Эту позицию поддерживает и представитель бизнеса при президенте Борис Титов. По его словам, которые приводит «RT», любой положительный эффект, полученный в результате повышения пенсионной планки, не сможет возместить того негатива, который выплеснет общественность после такого шага. Аналогичное мнение на предложение Кудрина повысить пенсионный возраст высказал и Александр Сафонов из РАНХиГС в интервью ФБА «Экономика Сегодня». По его словам, заявления главы ЦСР противоречат статистике пенсионного фонда и не имеют какого-либо логического обоснования. Таким образом, предлагаемая пенсионная реформа фактически не сможет поднять пенсии на 30% в течение следующих 6 лет, наоборот, лишь усугубляя ситуацию с пенсионерами.

В любом случае конкретная программа развития страны – это повод для дальнейшей дискуссии, и войдет ли туда инициатива повышать пенсионный возраст, конкретно не говорит никто. Хотя учитывая активность в этом вопросе, он представляется скорее риторическим.

А воз и ныне там

Сложившаяся вокруг пенсий и всей пенсионной системы ситуация по факту подняла наружу экономические проблемы последних 25 лет: пришло время говорить о демографической яме, неудачных экономических и пенсионных реформах, отсутствии экономической парадигмы и т.д. Кроме того, предложенные шаги могут усугубить ситуацию с пенсионерами – потенциально повышение пенсионного возраста способно повысить не занятость, а безработицу – мы все прекрасно знаем про ситуацию с трудоустройством возрастных кандидатов и нежеланием нанимателей брать их на работу. В связи с этим позиция государства больше напоминает попытку снять с себя часть социальных обязательств. Основанием для этого считается тот факт, что в ближайшие 5 лет количество пенсионеров достигнет такого числа, выплата пенсий для которого станет затруднительным мероприятием.

Справиться с ситуацией призваны правительственные экономисты, которые советуют сократить количество получателей пенсии, одновременно исправляя ситуацию с собираемостью налогов и сборов, как путем повышения ставок, так и путем расширения армии плательщиков. Но даже делая такие непопулярные шаги нужно понимать, что произойдет с рынком труда, что произойдет в демографии государства в ближайшие 20 лет, а подобных прогнозов сегодня попросту нет. Без ответа на эти вопросы, у россиян в головах возникнет вполне логичное заключение: реформы должны приводить к росту зарплат, пенсий и прочих социальных расходов, а если этого не происходит даже в условиях экономического роста, то зачем вообще нужны такие реформы? Очевидно ведь, что в условиях экономического роста в стране появятся лишние деньги, и если их получат не пенсионеры и бюджетники, то кто-то же их должен будет получить?!

Но учитывая ситуацию в экономике, едва ли предлагаемые реформы будут способны высвободить достаточное количество средств. Любой сценарий, который будет иметь место, в условиях существующего в стране технического прогресса, физически не даст возможности серьезно повысить пенсии россиян в ближайшие несколько лет. Стране нужен либо новый экономический курс, либо невиданный ранее скачек мировых цен на углеводороды, но ни того, ни другого, судя по всему, ждать не стоит. Поэтому все, что остается россиянам на старости лет – продолжать работать, чего, вероятно, и добивается правительство, дополнительно стимулируя население путем повышения пенсионного возраста. И россияне бы не против, вот только рабочих мест особо не прибавилось за время кризиса, да и мнение работодателей о возрастных соискателях не поменялось. Так что воз и ныне там…

В базовом сценарии прогноза (есть в распоряжении «Газеты.Ru») предполагается, что страховые пенсии неработающих пенсионеров в 2035 году окажутся всего на 1,1% выше, чем в 2016-м. Реальный накопленный темп роста среднего размера страховой пенсии будет отрицательным — минус 14,1% к уровню 2016 года.

В целевом варианте, который предполагает проведение комплекса экономических реформ, цифры буду лучше — плюс 2,5% по страховым пенсиям в целом и плюс 20% по пенсиям неработающих пенсионеров.

В номинальном выражении средний размер страховой пенсии достигнет в 2035 году в базовом варианте 22,984 тыс. руб., в целевом — 27,41 тыс.

Реальные располагаемые доходы населения будут расти темпами не выше 1,5% по всем сценариям и увеличатся к 2035 году на 28,2% в базовом сценарии и на 54,9% в целевом. Зарплаты в реальном выражении вырастут сильнее: на 33,9% в базовом сценарии и на 56,5% в целевом.

Соотношение пенсий и зарплат к 2035 году резко уменьшится, с нынешних примерно 36% до чуть более 20%. Сокращение коэффициента замещения и числа пенсионеров снизит отношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда с 28 до 15%.

В макропрогнозе есть еще и консервативный вариант, но там показатели даже хуже, чем в базовом варианте.

Стоит отметить, что базовый вариант прогноза предполагает темпы роста экономики на минимальном уровне, который не превышает 1,7% в год на протяжении всех лет вплоть до 2035 года. В целевом сценарии темпы роста с 2020 года составляют 3,1-3,5% в год. Инвестиции в целевом варианте вырастут в 1,5-2 раза быстрее экономики, производительность будет расти быстрее зарплат.

В целевом варианте экономического развития предполагается, что власти будут проводить реформы, «направленные на устранение ограничений для факторов производства, создадут условия для роста российской экономики темпами, не ниже среднемировых».

Структурные меры, заложенные в целевой вариант прогноза, должны обеспечить в том числе рост численности занятых в экономике за счет повышения экономической активности населения, роста мобильности на рынке труда, снижения уровня структурной безработицы, роста продолжительности активной жизни.

В пояснительной записке прямо не указывается, что предусмотрено повышение пенсионного возраста.

«И, наконец, пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс », — говорится в сообщении МВФ по итогам работы миссии фонда в России.

30 мая в Кремле Владимир Путин заслушал два доклада по стратегиям социально-экономического развития страны — Бориса Титова и Алексея Кудрина. По итогам дальнейших дискуссий будет сформирована программа на следующие шесть лет. Войдет ли туда инициатива по повышению пенсионного возраста, пока неизвестно.