Мексиканец в сомбреро. Мексиканское сомбреро - одежда народов мира - туристическая энциклопедия - каталог статей - путешествия с олегом барановским. II этап. Изготовление полей

Лёгкая шляпа с широкими, слегка закруглёнными вверх мягкими полями и тульей, напоминающей по форме усечённый конус, что является обязательной составляющей мексиканского национального костюма .

Этот головной убор успел приобрести большую популярность во многих странах мира. Поскольку такое изделие отлично защищает от солнечных лучей, чаще всего его используют в странах, отличающихся жарким климатом .

Первоначальные варианты подобных шляп из соломы надевали ещё в XIII столетии монгольские наездники. Похожие модели встречались и в Европе. Их носили испанцы-вакеро (пастухи).

Изначально изделия такого рода имели много похожих черт с головными уборами ковбоев, но со временем испанцы видоизменили их внешний вид, дополнив плоской тульей. Это и позволило сомбреро максимально приблизиться к современному виду.

Справка! Слово «сомбреро» у большинства людей чаще всего вызывает ассоциации с Мексикой, хотя данная страна не является родиной этого головного убора.

В Испании такое изделие было довольно дорогостоящим элементом гардероба. Позволить себе подобный головной убор были в состоянии только зажиточные сеньоры, поскольку в то время сомбреро делали из ценных материалов. Немного позже, когда для изготовления изделий такого рода начали использовать более дешёвые материалы, сомбреро стали более доступны.

Большое распространение такие шляпы получили в Центральной Америке. Одним из самых востребованных по сей день остаётся изделие из соломы.

У этого головного убора имеется обязательный элемент — специальный шнурок, который обычно завязывают под подбородком. Это позволяет сомбреро удерживаться на голове при порывах ветра.

Значение слова «сомбреро»

Слову «сомбреро» вопреки расхожим убеждениям присущи испанские корни. Именно испанцы впервые начали применять изделие этого типа, чтобы защитить лицо и плечи от жгучего солнца. Наименование этой шляпы берёт своё происхождение от испанского слова sombra, в переводе означающего «тень».

В Испании словом «сомбреро» принято называть разные широкополые лёгкие шляпы , защищающие их обладателей от ветра, пыли и прямых солнечных лучей.

К классическому варианту относится модель с закруглёнными вверх объёмными полями и высокой тульей, напоминающей конус.

Существует несколько разновидностей подобных шляп:

  • sombrero vaquero - стандартная ковбойская шляпа с невысокой тульей и загнутыми вверх по бокам полями;
  • sombrero Charro - головной убор с высокой тульей в форме конуса и довольно широкими полями;
  • sombrero vueltiao - национальная шляпа Колумбии, являющаяся одним из её символов (делается из тростника и отличается чёрно-белой расцветкой);
  • sombrero pintado - традиционный головной убор жителей Панамы (натуральная шляпа из тонкого волокна).

Шляпы подобного рода могут быть изготовлены из различных материалов: соломы, кожи, войлока, фетра, бархата, шерсти и синтетических тканей .

Расцветки также бывают самыми разными. Для этой цели могут использоваться насыщенные цвета, контрастные сочетания, этнические узоры, рисунки из ромбов, квадратов, полос и другие варианты.

Применение современных сомбреро

В современном мире такие шляпы пользуются большой популярностью у туристов, использующих их в качестве оригинального пляжного аксессуара во время отдыха под палящим солнцем.

Подобные головные уборы нередко декорируют бантами, бахромой, лентами, цветами, перьями и различными абстрактными рисунками.

Справка! С 1986 года в США организовывают в феврале фестиваль, посвящённый этому головному убору. Каждый год это событие собирает свыше 40 000 посетителей.

Сомбреро - лёгкий и практичный головной убор, надёжно укрывающий от жарких солнечных лучей. Об этом не забывают и современные дизайнеры, удачно обыгрывая шляпы подобного рода в некоторых своих коллекциях. В последнее время такие шляпы стали актуальным трендом в мире моды.

Весьма оригинальное исполнение эти головные уборы имеют в моделях от Just Cavalli. Стильные сомбреро от Жан-Поль Готье гармонично дополняют вечерние наряды (фото). Кроме того, подобный головной убор отлично смотрится с короткими платьями, сарафанами и туниками. Но главными производителями этих шляп всё же остаются народные умельцы, продающие разнообразные сомбреро в местах скопления туристов.

Что такое «сомбреро» , все отлично представляют. Но попытки разобраться в истории этой популярной на весь мир шляпы привели к некоторым затруднениям. Оказывается, предмет, который в нашем понимании имеет четкую ассоциативную связь с Мексикой, на самом деле имеет испанские корни.

Происхождение слова «sombrero» однозначно испанское – в переводе корень этого слова «sombra» означает «тень». Причем в Испании словом «сомбреро» называют любую широкополую шляпу. Классическое сомбреро можно описать так – это шляпа с высокой тульей и очень широкими полями, отбрасывающими тень на голову, шею и плечи владельца и немного вывернутыми наружу (но не обязательно), а также с лентой или шнурком, завязывающейся под подбородком.

Моя ассоциация с сомбреро - герои веселого фильма "3 амиго")))

Сомбреро могут быть очень разными. Общее для всех настоящих сомбреро – это ручное изготовление. Бедняки и крестьяне плели их из соломы, а более знатные граждане носили сомбреро из фетра, войлока и бархата, богато украшенные вышивкой. Цвета, узоры и виды декора используются абсолютно разные. Верх тульи сомбреро может быть как плоским, так и слегка заостренно-вытянутым. Моделей сомбреро несколько – это связано с особенностями регионов и традициями народов, которые сделали эту шляпу своим национальным символом.

Первые упоминания о сомбреро относятся примерно к 13-му веку н.э. – широкополые соломенные шляпы носили еще монгольские всадники. Впоследствии тульи монгольских шляп стали острыми.

По мере распространения сомбреро в регионах с жарким климатом их поля расширялись. Затем появились «sombrero vaquero» (вакеро – это название пастухов по-испански). В нашем представлении это типичная ковбойская шляпа с не очень широкими и загнутыми вверх по бокам полями. Испанцы придумали сомбреро с плоской тульей, которые потом эволюционировали в мексиканские сомбреро с вытянутым и округлым верхом. Но и «vaquero» нашли своих поклонников – в основном среди ковбоев.

В самой Мексике классическое в нашем понимании широкополое сомбреро называют «сомбреро чарро» (так как у них тоже сомбреро – это любая шляпа с полями).

Есть также - это национальный символ Колумбии. Насколько я поняла, они отличаются черно-белой расцветкой (с черной окантовкой по краю полей) и сплетены из стрелок тростника.

А вот - это традиционный головной убор жителей Панамы. Они тоже плетутся вручную, и их качество определяется числом витков – чем их больше (и чем тоньше волокно), тем выше стоимость такой шляпы.

Кроме того, сомбреро занимает свое место в истории Филиппин – в связи с развитием торговых отношений с Мексикой.

Можно сказать, что сегодня сомбреро – это традиция, символ, часть национального костюма и объект, скупаемый туристами. А вообще это – хорошая вещь, легкая, натуральная и защищающая от палящего летнего солнца. И современные дизайнеры не забывают этого – в некоторых коллекциях очень удачно обыгрывается сомбреро.

К примеру, в коллекции 2012 года Moschino есть несколько костюмов, удачно дополненных черными сомбреро. В прошлогодней весенне-летней коллекции им уделила внимание и Prada. Очень органично сомбреро смотрятся в нарядах Just Cavalli. Жана Поля Готье также иногда вдохновляет Мексика и горячие вестерны – его сомбреро преображаются до неузнаваемости, и сочетаются с вечерними костюмами. Но все же главными производителями сомбреро остаются многочисленные «народные» умельцы, а продают их в местах скопления туристов.

Все отлично себе представляют, что из себя представляет шляпа «сомбреро». Но к некоторого рода затруднениям привели попытки разобраться в истории создания этой знаменитой на весь мир шляпы. Оказывается, что предмет, который в нашем с вами понимании имеет достаточно четкую и ассоциативную связь с Мексикой, на самом же деле имеет испанское происхождение. Только богачи могли носить раньше классические шляпы сомбреро.Однозначно испанское происхождение слова «sombrero» — что в переводе корня слова «sombra» значит «тень». Словом «сомбреро» в Испании называют любую шляпу, имеющую довольно таки широкие поля. Классическое «сомбреро» описать можно только так - это шляпа с очень широкими полями и с высокой тульей. Поля такой шляпы, немного вывернуты наружу и отбрасывают тень на шею, голову и плечи своего хозяина. Такая шляпа имеет шнурок или ленту, которая завязывается, как правило, под подбородком. Соломенные шляпы «сомбреро» носили очень бедные люди. Шляпы «сомбреро» очень разными могут быть. Общим для всех настоящих шляп «сомбреро» является ручное изготовление. Крестьяне и бедные люди плели их в основном из соломы, а очень знатные люди носили «сомбреро» из бархата, войлока и фетра, которые были очень богато украшены великолепной вышивкой. Виды, узоры и цвета декора в изготовлении таких шляп абсолютно разные используются. Верх тульи у шляпы «сомбреро» может быть как слегка заострено-вытянутым, так и плоским. Существует несколько моделей «сомбреро» — это напрямую связано с традициями народов и особенностями регионов, которые сделали эту шляпу своим национально — государственным символом.

Первые упоминания про «сомбреро» возникли еще в 13-ом веке нашей эры - соломенные широкополые шляпы носили еще всадники из Монголии. А со временем тульи монгольских шляп стали немного заостренными. По мере своего распространения в регионах, в которых присутствовал жаркий климат, поля шляпы «сомбреро» расширялись. Потом появились «sombrero vaquero» — (вакеро) - это по-испански название пастухов. В представлении наших людей это обычная ковбойская шляпа с довольно таки не очень широкими и вверх загнутыми по бокам полями. Сомбреро с плоской тулью придумали испанцы, которые впоследствии эволюционировали уже в мексиканском «сомбреро» с округлым и немного вытянутым верхом. Но и шляпы «vaquero» также нашли своих поклонников и ценителей, ими стали, в основном ковбои. Классическое в нашем с вами понимании сомбреро, с очень широкими полями в самой Мексике называют «сомбреро чарро», поскольку у них также сомбреро - это любая шляпа, которая имеет поля. Существует также «sombrero vueltiao» — это государственный символ Колумбии. В основном они черно-белой расцветки (с черной окантовкой по самому краю полей) и сплетены из стрелок тростника. Есть также «sombrero pintado» — это традиционная шляпа всех жителей Панамы. Они также изготавливаются (плетутся) вручную, а качество их определяется числом витков - чем больше их, а также чем тоньше само волокно, тем у такой шляпы выше стоимость. В связи с хорошим развитием торговых отношений с Мексикой, сомбреро занимает также почетное место в истории Филиппин. Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день шляпа «сомбреро» — это символ, традиция, предмет, скупаемый огромным количеством туристов, и неотъемлемая часть национального костюма. А вообще это - отличная вещь, натуральная, легкая и защищающая от знойного летнего солнца. И современные дизайнеры этого не забывают - в некоторых коллекциях знаменитых на весь мир дизайнеров, шляпа «сомбреро» довольно таки удачно обыгрывается.

Например, в коллекции Moschino, которая представлена в 2012 году есть несколько костюмов, которые очень удачно дополнены черным сомбреро. Модный дом Prada в своей прошлогодней весенне-летней коллекции им также уделил внимание. Довольно таки органично шляпы «сомбреро» смотрятся в нарядах от Just Cavalli. Жана Поля Готье иногда также вдохновляют горячие вестерны в Мексике - его сомбреро просто до неузнаваемости преображаются, а также отлично сочетаются с вечерними костюмами. Но все же основными производителями шляп «сомбреро» остаются огромное количество «народных» умельцев, а приобрести их можно в местах скопления многочисленных туристов. Хочется еще отметить, что шляпе «сомбреро» был посвящен целый фестиваль, который называется Sombrero Festival и проходящий ежегодно, в феврале месяце, в США в городе Браунсвил, штат Техас. Он был основан в 1986 году, и по сегодня его каждый год посещают примерно сорок тысяч человек.

Приехавший в Мехико иностранец, скорее всего, будет разочарован, не увидев у местных жителей тех самых сомбреро, как в кино. В этой части страны их не носят, если, конечно, не выступают на сцене или не торгуют этими самыми шляпами, предлагая их у отелей восторженным туристам по дешевке, пачками, с ритуальной демонстрацией хорошей работы. Вот мы сворачиваем шляпу в трубку, а вот разворачиваем — и ни следа, ни залома. Однако на противоположной от Мехико стороне континента, на подъездах к Тихуане и на берегу Калифорнийского залива, шляпы на своем законном месте. Здесь даже полицейские расхаживают в сомбреро. Видишь и понимаешь: вот она, краса и гордость Мексики.

Историки костюма расходятся во мнениях о происхождении большой шляпы. Известно одно: у индейцев ничего подобного не было. Прародители сомбреро приплыли из Испании, в XVI веке, а потом разлетелись по всей нынешней Мексике, оседая в разных уголках и приобретая местные черты. В стране с таким щедрым солнцем шляпа, дающая в ответ щедрую прохладу, не могла не прижиться. Ведь название «сомбреро» происходит от испанского слова sombra, то есть «тень».

Дело в шляпе

ЮКАТАНСКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпу из соломы носят на полуострове Юкатан с белой рубашкой.
ЮКАТАНСКАЯ БЕЛАЯ. Тонкая, из белой пальмовой соломки. Одна из самых качественных в стране.
ВЕРАКРУССКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпа из Веракруса, тропической зоны Мексики. Обычная соломка не так долговечна, как пальмовая, но и стоит намного дешевле.
ВЕРАКРУССКАЯ БЕЛАЯ. Белая пальмовая соломка тонкого плетения спасает от солнца и от проливного тропического дождя.
ТАМАУЛИПАССКАЯ. В сочетании с белыми сапогами дает наряд, в котором мужчины отплясывают народный танец гуапанго на фиестах в штате Тамаулипас.
ЧАРРО ПРОСТАЯ. Такую носил император Максимилиан. В них чарро выступают на родео.
НОРТЕНЬО, ИЛИ СЕВЕРНАЯ. В штате Нуэво-Леон в такой фетровой шляпе уместно на танцах исполнить под аккордеон местную польку. Такие носят мексиканцы, эмигрировавшие в США.
ХАРИПЕАДО. Из фетра, одна из самых дорогих. Классическая шляпа богатого землевладельца или военного. Ее фасон остается неизменным с XVI века.
ГЕРРЕРО. Пальмовая, с алым шнуром. Историческая шляпа югозападного штата Мичоакан. Спасает от солнца и дождя.
КОЛИМСКАЯ. Типична для спокойного штата Колима, где сильны испанские традиции.
БОЛЬШАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ. Главный трофей туриста. Бывает из соломки любого качества.
ХАРАБЕ ТАПАТИО. Во время традиционного танца со шляпами такое сомбреро летит к ногам избранницы, и она танцует на шляпных полях.

Приплыли шляпы, вероятнее всего, с андалусийцами, но наваррцы и саламанкцы верят, что расшитые сомбреро придумали именно они. Говорят, наваррские тореадоры носили похожие. В Саламанке было даже слово «чарро», обозначающее и ко стюм со шляпой, и его владельца — скотовода и всадника. Но в мексиканских штатах Сан-Луис-Потоси, Халиско, Сакатекасе и Идальго все равно думают, что сомбреро-чарро появились именно у них, просто упав с неба на головы скотоводов. В Мексике слово «чарро» приобрело особый смысл — широкий, как сама эта страна. Богатый скотовод — чарро, наемный работник, потный трудяга с мозолистыми руками — тоже чарро. Главное — чтобы на коне. И костюм его — чарро, и сомбреро — чарро. Вот он, образ всадника: штаны для верховой езды — потому что надо много времени проводить верхом, шейный платок — потому что без него в шею вопьется овод, крепкая куртка, накидка или пончо — потому что уезжаешь из дома надолго, не зная, когда вернешься. И сомбреро — чтобы защититься и от злого солнца, и от проливного дождя. В Мексике до сих пор человек на коне ассоциируется с господином благородных иберийских кровей, ведь индейцам вообще долгое время законодательно было запрещено садиться на лошадь. Чарро участвовали во всех столкновениях с индейцами, в войнах малых и больших, в революциях и переворотах: они всегда были воинами. Так что генерал в униформе чарро ни у кого не мог вызвать удивления. Известно, что в специальном корпусе сельской полиции, созданном в 1861 году генералом Игнасио Сарагосой, была принята форма чарро, или скотовода, как это звучало бы по-русски.

К тому моменту мексиканские помещики стали богато украшать «скотоводские» шляпы галуном, граненым стеклом и полудрагоценными камнями. Тогда же заработала первая фабрика сомбреро. И появился стандарт: диаметр шляпы — 45 сантиметров, высота — 15. Впрочем, и тогда, и теперь считают, что размеры задает хозяин: они более всего зависят от ширины плеч и злобности местного солнца.

В любом краеведческом музее Мексики можно увидеть коллекцию сомбреро. И у каждой шляпы будет своя история, и каждая будет претендовать на звание символа Мексики: роскошные фетровые харипеадо, соломенные герреро с алым шнуром из Мичоакана, фетровые с тонкой ажурной тесьмой с северных окраин, пальмовые тонкого плетения из Веракруса, мягкие из шелковистой соломки из Та маулипаса. Но главной почти в любой коллекции будет чарро в стиле императора Максимилиана Габсбурга. Если хозяевам местного музея хватит наглости, они непременно скажут вам, что эта шляпа с головы самого императора. Или хотя бы его генерала. Максимилиан Габсбург, эрцгерцог Австрийский, младший брат императора Франца-Иосифа, в 1863 году получил при содействии Наполеона III корону Мексики. Он хотел быть императором, вникающим во все народные нужды и даже одетым, как представители его народа — чарро. В путешествиях по стране император, в сопровождении всадников, выступал в специально придуманном им костюме: сюртук, узкие брюки с серебряными пуговицами и сомбреро с минимумом серебряных украшений. Одеяла и пончо, белые и черные брюки в обтяжку — издалека группу всадников можно было принять за зажиточных скотоводов.

Костюм стремительно вошел в моду. Так стали одеваться и придворные, и музыканты особого ранга — марьячи. Далеко не каждому мексиканцу было по карману заказать их музыку, поэтому многие нанимали марьячи только два раза в жизни — на свадьбу и на похороны. Их название — от французского marriage (произносится «марьяж»), то есть «женитьба». При Максимилиане музыканты сменили простые крестьянские накидки из хлопка и соломенные сомбреро на императорские чарро, украшенные богаче, чем у императора: с серебром в три нити на широких фетровых полях, в богатых вышивках по тулье. Нынешние марьячи продолжают копировать высокий образец, только роскошные украшения из литья сменила штамповка.

Правление императора длилось три года. Сияющим утром 19 июня 1867 года его в неизменном сомбреро-чарро привезли на холм Лас-Кампанас вблизи Керетаро. Последние слова Максимилиана перед расстрелом были: «Пусть моя кровь, которая сейчас прольется, принесет этой стране добро». Тело доставили в Вену. Шляпу и платок передал семье императора венгерский повар, сопровождавший господина в Мексику и вернувшийся на родину после его гибели.

Впрочем, помимо шляпы Максимилиана сомбреро, претендующих на звание символа страны, немало. Так или иначе, но первое, что видят туристы, приезжающие в Мексику, — не чарро на головах у марьячи, а крестьянские соломенные шляпы необъятного диаметра и с высокой тульей, сложенные в стопку на крепкой голове торговца сувенирами. Дешево и экзотично. А главное — эти шляпы тоже часть национального достояния Мексики. До почетного уровня их поднял футбол. Рисованные талисманы чемпионатов мира 1970 и 1986 годов Хуанито и Пике носили сомбреро. Даже столичные снобы надели шляпы, как у этих двоих. А кое-кто вспомнил, что в такой же ходил герой Мексиканской революции Панчо Вилья. Сейчас такая шляпа часто мелькает на голове «самой быстрой в Мексике мыши» — мультяшного Спиди Гонсалеса, который носит ее вместе с типичным костюмом мексиканского крестьянина: белой рубахой, белыми штанами и красным шейным платком.

Весь прошлый год, пока человечество в ожидании «конца света» по календарю майя увлекалось мексиканскими мотивами, сомбреро, и богатое, и простонародное, использовала высокая мода. В коллекции Moschino появилось несколько костюмов, дополненных черными сомбреро. Модели Just Cavalli выходили на подиум в широкополых характерных шляпах. Жан Поль Готье сочетал их с вечерними нарядами.

История широкополой шляпы продолжается. Она неизменный атрибут фестивалей и праздников. Мексиканский Матаморос и техасский Браунсвилл подают пример остальным: два города по разные стороны границы празднуют Дни чарро и устраивают Фестиваль сомбреро (ведь Техас был частью Мексиканской империи… еще совсем недавно — в XIX веке). А в Мехико каждое воскресное утро в парке Чапультепек проходит «родео в мексиканском стиле». Где шоу, там и рынок. И если вам предложат купить сомбреро «настоящее, без заломов» — скрутят в трубочку и снова расправят, — не отказывайтесь, берите. Модная вещь. И с историей.

- (испан., от sombreo тень). Широкополая шляпа, для защиты от солнца; получила свое название потому, что бросает на лицо тень. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОМБРЕРО итал. sombreso, от sombsa, тень … Словарь иностранных слов русского языка

сомбреро - Сомбреро. сомбреро (исп. sombrero, от sombra — тень), широкополая шляпа из фетра, войлока или соломы … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

- (исп. sombrero от sombra тень), широкополая шляпа, распространена преимущественно в странах Латинской Америки … Большой Энциклопедический словарь

СОМБРЕРО, нескл., ср. (исп. sombrero от sombra тень). Испанская широкополая шляпа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- [рэ ], нескл., ср. Лёгкая широкополая шляпа (у жителей Латинской Америки, Испании). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «СОМБРЕРО», СССР, киностудия им. М. Горького, 1959, цв., 68 мин. Школьная комедия. По одноименной пьесе С. Михалкова. Группа ребят ставит спектакль по «Трем мушкетерам». Один из претендентов на главную роль «подкупает» режиссера, предлагая ему… … Энциклопедия кино

Сущ., кол во синонимов: 3 галактика (24) убор (133) шляпа (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов

сомбреро - сомбреро. Произносится [сомбрэро] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СОМБРЕРО - (исп. sombrero, от sombra тень), сомбрейру (португ.), широкополая шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки … Этнографический словарь

сомбреро - (исп. sombrero, от sombra — тень), сомбрейру (португ.), широкополая шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Книги

  • Сомбреро , Сергей Михалков , Пьеса С. Михалкова "Сомбреро" написана в форме легкой, веселой комедии. Она насквозь пронизана остроумной шуткой. В пьесе много забавных и смешных положений, столкновений, недоразумений. Для… Категория: Русская литература для детей Серия: Школьный театр Издатель: Издательство Детской литературы ,
  • Сомбреро на счастье. Футбольные истории , Хемерт Герард ван , Семеро игроков из московской детской футбольной школы ФК "Космос" готовятся к серьёзному соревнованию. У ребят есть талисман - сомбреро, которое привёз из путешествия их друг, Марио. Перед… Категория: Повести и рассказы о детях Серия: Футбольные истории. Фёдор и его команда Издатель: Хоббитека ,