Какие сказки читать детям. Роль сказки в развитии и воспитании детей

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.

Педагог-психолог ГКУ СРЦН « Надежда»

Советского района г. Н. Новгорода

Васильева Галина Валерьевна.

Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда относится , фантазии и многое другое. Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания.

Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.

Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие-то негативные стороны его личности, и развить позитивные.

Многие дети фактически живут в сказке и сказки для детей являются проецированием реальности на их мир. Сказки являются хорошим методом терапии. По сказке ребенка можно диагностировать уже имеющиеся проблемы суметь их откорректировать. Кем ощущает себя ваш ребенок в этом мире: золушкой, гадким утенком, русалочкой, феей, Гарри Поттерром? Кого боится ребенок? Боязнь серого волка это проекция страха перед агрессивным отцом, а боязнь Бабы Яги – символ страха перед авторитарной мамой.
Сказкотерапия может быть для детей способом выстраивания жизненного сценария. Недаром дети подчас просят читать одну и ту же сказку. Одни любят сказки про настойчивых и напористых героев, другие – про путешествия в дивные миры, под воду, в царство снежной королевы. Это и определяет дальнейшую жизнь, не во всем, но во многом.
Так что, если ребенок любит сказку про богатыря, 30 лет пролежавшего на печи, а потом поражавшего всех своей силой богатырской, кто знает, может быть, к 30 годам он станет удачливым и сильным, и ничего, что до этого жизнь не складывалась.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры . Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Хороший метод коррекции сказкой – придумывание собственной сказки. Для детей это не только помощь в развитии фантазии и творческого потенциала, но и метод коррекции роли в обществе и всей дальнейшей жизни.

Какую роль играет ребенок в сказке? Какой у нее конец? Придумайте счастливое завершение сказки. Измените в сказке концовку – и изменится жизнь.

Со сказкой можно работать и руками . Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

некоторые приемы, работы со сказкой:

    объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

    пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

    рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

    волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

    «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

    коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.

Когда дети познакомились с русским фольклором, сказками, поработали с ними можно предложить сочинять им свои сказки.
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

Психологи ГКУ СРЦ « Надежда» предлагают детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?

Приведу еще один возможный пример коллажа сказок:

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и психолога.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ

Психологи, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда…
Задание:

Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.
Предложите
свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
СКАЗКИ из СТИШКОВ

Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто.
Стишок.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.

Начало
«Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…»
Стишок.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Начало
«Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро сложите лист - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ

Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:

    как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);

    притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?

    какие звуки ты издаешь?

    как выглядит чудище? На кого похоже?

    нарисуй его так, как ты его представляешь;

    где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);

    чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);

    как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?

    Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

На чтение 9 мин. Просмотров 69 Опубликовано 29.10.2018

Быть родителями – это не только строго посматривать и делать замечания малышу. Воспитание может выражаться в дружелюбии к ребенку, а то и полном погружении в атмосферу детства. Воспитывать можно в процессе рисования, прыганья в классики, сооружении чудо-снеговика. А еще можно вместе читать или смотреть волшебные истории.

А нужны ли современному ребенку детские сказки, насчитывающие солидный возраст? Поймет ли дитя технологической эры все эти печки-лавочки, коньки-горбунки, сани, что едут сами? Как эффективнее воспитывать сказкой: читать по книжке с картинками, смотреть на видео или слушать в аудиозаписи?

На эти и многие другие родительские вопросы команда Итс Кидс готова ответить в статье.

Нужны ли детям сказки?

До 12 лет ребенок мыслит правым полушарием мозга – ответственным за творчество. Неудивительно, что в этом возрасте дети отлично понимают язык образов. Они могут правильно истолковывать иносказательные фразы, а иногда и сами неординарно их дополняют.

Поэтому детские сказки для малыша – не просто забава и повод посидеть полчасика спокойно. Это почва, в которую родители бросают семена для получения урожая доброты, порядочности, успеха лет через 20.

Детская сказка – это инструмент познания маленьким человеком большого мира и своего места в нем. Когда малыш слушает или читает сказку, он обязательно отождествляет себя с кем-нибудь из героев, начинает подражать ему в жизни. Малыши – очень мудрый народ, они никогда не выбирают в качестве образца негативных персонажей.

Для ребенка сказка – это реальность, а не вымышленная история, дети умеют проживать сказки, получая максимальное влияние на психику и формируя через сказку отношение к окружающему миру.

Когда можно начинать читать сказки ребенку?

Когда ребенок начинает воспринимать сказочные истории? С какого возраста сказка влияет на ребенка лучше всего?

Дети в утробе

Очень ответственные родители начинают знакомить кроху с миром через сказки, только услышав его первое шевеление. Нельзя утверждать, что для ребенка в утробе сказка – бесполезна.

Для него важны умиротворяющие звуки, ласковый и ровный мамин голос. Он с одинаковым успехом будет слушать и сказку про Колобка для маленьких, и сказку про Чипполино для старших, и статьи из женского журнала, и из научного.

Не нужно специально подбирать сказки для детей в утробе – они не явят чудо после рождения и не начнут как-то особенно реагировать на знакомую историю, и не вспомнят о том, что слышали, находясь у мамы в животике, когда смогут делиться воспоминаниями.

Новорожденные

Сказки для новорожденных – это тот же набор, что и для деток в животе: от «Соломенного бычка» до научных трактатов в первые недели жизни.

По мере взросления грудничка необходимо переходить на короткие стишки-потешки, песенки и пестушки. В этом возрасте малышу важны ритм и рифма – они необходимы для правильного развития речи ребенка.

Дети в 1.5- 3 года

Восприятие прозы у детей начинается в двухлетнем возрасте (плюс-минус пара месяцев). Но читая сказки двухлетнему малышу, важно не перегружать его информацией из длинных историй с лихо закрученным сюжетом.

В этом возрасте дети на ура восринимают «Лесичку сестричку и Волчика братика», «Рукавичку», «Курочку Рябу».

Дети в 4-6 лет

Этот период называют самым подходящим для волшебных сказок: у ребенка уже довольно развито воображение. Он не только понимает сюжет и строит ассоциации со сказочными героям, но и способен давать оценку их действиям, высказывать собственное мнение, фантазировать на тему: «А что бы сделал я?».

Дети 7-12 лет

Волшебные сказки остаются в приоритете у школьников. Но их уже не устраивает короткая история в три страницы, они зачитываются повестями-сказками и романами-сказками. Им интересен сложный сюжет, множество героев, смесь чувств, романтика и борьба.

Подростки

Мало кто из тинейджеров признается, что читает детские сказки. Но читают: и Гарри Поттера, и Снежную Королеву, И Русалочку… Правда, называют их «фэнтези» – они же не малыши какие, чтобы на сказки вестись.

Но суть остается та же: волшебные истории нужны для самоутверждения в социуме. Влияние сказки про гадкого утенка, например, поможет девочке, которая не считает себя симпатичной, быть увереннее, а «Часы» научат ответственности за свой выбор.

Формирование личности под влиянием сказки начинается с ясельного возраста и продолжается до подросткового.

Почему так жестоки сказки?

Этот вопрос возникает, скорее, у взрослого, чем у малыша. Если посмотреть на сказочную историю глазами человека за 25, то можно заметить массу неприятных и отталкивающих моментов: жестокие родители отвели своих детей в лес и оставили там пропадать, вместо того, чтобы искать работу с хорошей зарплатой и обеспечить детям нормальную пищу и одежду.

Или вот еще: пожилая пара заводит себе ребеночка с единственной целью – чтобы он за ними ухаживал в старости. А лет в десять этот ребенок уже сам добывает средства на пропитание: и себе, и деду с бабой.

Любой взрослый человек в пух и прах раскритикует подобный сюжет: ну, как так можно? Чему эта сказка учит? А дети с пониманием воспринимают даже агрессивные моменты: « зайка бежал по дорожке и ему перерезало ножки», потому что знают:

  1. В сказке все закончится хорошо – иначе не бывает.
  2. Сказочных героев так учат быть внимательными, самостоятельными, добрыми и ответственными – и дети учатся вместе с ними.

Так можно ли читать детям «страшные» сказки? Психологи утверждают, что даже нужно. Такие истории выступают в роли своеобразной прививки для малыша – они дают ему определенную долю стресса, закаляют его психологический иммунитет, готовят ко встрече с реальностью, которая намного жестче любой сказки.

Что такое сказкотерапия?

Чтение и обсуждение с ребенком сказочных историй в первые десять лет его жизни формирует у маленького человека своеобразный банк жизненных ситуаций. Сталкиваясь с подобными в реальности, он уже знает, как себя вести, как взаимодействовать с людьми, как самореализоваться.

И – да – «страшные» сказки в этом банке тоже занимают свое место и приносят пользу. Они помогают малышу формировпть причинно-следственную связь между сказочными событиями, предостерегают, учат.

Но если просто читать сказку и не обсуждать ее с ребенком, банк останется в пассивном состоянии. Именно осмысление истории несет в себе терапевтический эффект – ребенок через сказку исследует свои возможности и способности, учится размышлять о своем предназначении, познает «сказочные» законы и пытается применять их в жизни.

Что выбрать из многообразия сказок

Здесь нужно полагаться не только на свой вкус, но и на возраст ребенка, его самоидентификацию. Например, детки до пяти лет обожают представлять себя различными зверушками, им будут интересны сказки о животных.

Младшие школьники любят волшебство и чудесные превращения.

Дети от 10 до 13 лет хотят, чтобы в сказке уже присутствовала любовь, красивая свадьба, но перед этим нужно обязательно очаровать, завоевать, расколдовать избранницу или избранника.

Народные сказки

Самые простые, незатейливые, мудрые и любимые. Воплощение житейской мудрости в коротеньких поучительных историях. Благодаря народной сказке ребенок впитывает традиции предков, перенимает их привычки.

Через народную сказку малышу легче понимать поведение родителей и принимать их наставления.

Нельзя не сказать о развивающей ценности народной сказке – она формирует добрую, отзывчивую, находчивую личность, часто с нестандартным мышлением.

Авторские сказки

Яркие, необычные, легко узнаваемые, с захватывающим сюжетом. Авторские сказки можно отнести к брендам: кто с полуслова не узнает историю про Дюймовочку, или про Золушку?

Это нестареющие истории, на которых выросли поколения. Для современных детей они необходимы не только в качестве Золотого фонда, но и как предмет для обсуждения или даже дискуссии. Почему Красная Шапочка послушалась Волка, если он выглядел подозрительно? Почему Дюймовочке пришлось пройти столько испытаний на пути к счастью, и что они ей дали?

Современные сказки

Большинство из историй созданы педагогами и психологами на основе опыта работы с детьми и результатов изучения проблем отношений и обучения у деток.

Современные сказки для малышей нацелены на изучение букв и цифр. Истории для старших детей затрагивают вопросы отношения в семье, со сверстниками, развивают в ребенке лучшие качества.

Психокоррекционные сказки

Направлены на исправление некоторых отклонений в психологической развитии ребенка: борьбу со страхами, с детской агрессией, непослушанием, сквернословием.

После прочтения такой сказки не нужно настаивать на немедленном обсуждении ее с ребенком. Нужно оставить малыша наедине со своими мыслями, перед этим ненавязчиво высказать свое мнение о сказочной истории.

Аудиосказка, фильм или книга?

Правы ли они?

Классическое книжное чтение – лучший способ общения взрослого и ребенка, но если родителям очень некогда, нет ничего страшного в просмотре или прослушивании детских сказок.

Поколению, которому сейчас немного за тридцать, хорошо известны кассеты и диски со сказками и песнями из популярных мультиков и детских фильмов. Вам же было приятно, интересно и полезно их слушать, правда? Так почему современные дети должны воспринимать сказку в исполнении профессионального диктора как-то по-другому? Сказка в любом виде формирует мировоззрение ребенка, обогащает его словарный запас, развивает воображение.

А аудиосказка выполняет еще и роль безотказной и терпеливой радионяни, если вы путешествуете с ребенком в автомобиле.

Заключение

Детские сказки обязательно должны сопровождать взросление любого ребенка. Они помогают его душе раскрыться, они играют не последнюю роль в развитии личности, а при необходимости корректируют психологические угловатости маленького человека.

Чтобы получить от сказки максимум пользы, ее нужно не просто прочитать, но и серьезно обсудить с ребенком. Книги, фильмы, аудиоверсии сказок – все подходит для развития личности. А особенно хороши те сказки, которые родители придумывают сами.

Фантазируйте вместе с вашим малышом – может получиться хитовая история. А еще – расскажите в комментариях, какие сказки любят ваши дети, как часто вы посвящаете свое время чтению сказок.

Знают ли родители, какие сказки нужно читать детям? Какой замысел скрывает сказка, и какую роль она играет в развитии и воспитании ребенка? Сказка научит его правильному поведению, поможет развить много полезных для жизни навыков и умений. А любовь к тем или иным сказкам и реакция малыша на ее сюжет расскажет о ребенке много интересного.

Роль сказки в воспитании ребенка

Недавно я разговорилась с мамочкой одного замечательного двухлетнего мальчишки. Он бегал по комнате, строил смешные рожицы, улыбался и бойко болтал на своем языке. Конечно, мама интуитивно улавливала его желания и позывы к действию.

Мы разговорились, и я спросила:

- Вы читаете малышу сказки?

- Да! - Ответила мама. - Только недолго. Он не может усидеть на месте. Но некоторые сказки слушает с удовольствием. Он очень любит «Теремок». Может слушать по несколько раз. Про Курочку Рябу сказка ему тоже по душе. «Репку» с удовольствием слушает. А про Машу и трех медведей я ему больше читать не стану, - пожаловалась мама мальчика. - Он так сильно расстроился, когда Маша съела Мишуткину кашу, что заплакал. Так жалко ему стало маленького медвежонка. А я не могу смотреть, как мой сыночек плачет.

- Хорошо, - сказала я. - Может быть, он еще какие-то сказки любит послушать перед сном?

И мама задумалась.

- Нет. Я несколько раз начинала читать ему сказки «Колобок» и «Красная Шапочка», а он категорически отказывался слушать. Требовал закрыть книгу и капризничал, если я настаивала. Не знаю, в чем дело, ведь эти сказки ничем особо не отличаются от остальных.

Действительно, на первый взгляд, все сказки интересные. Но только человек, знакомый с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, знает, почему ребенок, которому два года и который даже толком не умеет говорить, знает лучше мамы, какие сказки полезны детям, а какие читать не стоит.

Роль сказки в развитии впечатлительного ребенка

Знания Системно-векторной психологии помогают определить свойства ребенка, с которыми он рождается.

Маленький герой нашего рассказа обладает зрительным вектором. Такие дети очень впечатлительные и эмоциональные. Они любят, когда на них обращают внимание, воображают то, чего нет, и демонстрируют все, чему научились.

Литературные произведения играют в жизни ребенка, обладающего зрительным вектором, особую роль.

Сказка - отличный способ развить чувственность и воображение. Она дает возможность чувственно прожить особенности фантазийной реальности. Переживая всю палитру данных ему природой эмоций, малыш учится проживать воображаемую жизнь вместе с героями.

Также сказки учат маленького человечка состраданию, доброте, милосердию, показывают, что добро побеждает зло. Победа достается тому, кто больше думает и заботится о других: родных, близких, товарищах, о тех, кто нуждается в помощи. По этой причине малыш плачет, когда девочка поступает несправедливо по отношению к Мишутке. Он учится состраданию, умению сопереживать чужой боли, бояться не за себя, а за другого, того, кто оказался рядом.

Ребенку со зрительным вектором ни в коем случае нельзя запрещать плакать. Слезы для такого малыша - целительная сила, которая держит в балансе очень чувствительную к внешнему воздействию нервную систему. Слезы сострадания избавляют зрительного ребенка от страха смерти, с которым он рождается. И если запрещать плакать, чувственная составляющая его психики останется неразвитой.

Запрет на слезы может сделать человека черствым или равнодушным. А когда человек не умеет проявлять свои чувства, он становится истериком, снобом и склонен к злорадству - а все это, в конечном счете, заставляет человека страдать, делает его одиноким.

Самое большое страдание для зрительного человека - отсутствие любви. Зачастую причина этой проблемы скрывается в детстве, когда маленькому человечку, обладающему зрительным вектором, запретили плакать, показывать свои чувства.

У маленького ребенка еще нет своего сознания. Он живет чувствами и ощущениями, которые напрямую связаны с бессознательным. Поэтому так важно правильно подбирать правильную литературу для малыша - ведь она формирует его картину мира. Через сказку ребенку раскрывается устройство жизни на уровне ощущений и чувств.

Сказка иносказательно учит ребенка на иррациональном непознаваемом уровне вести себя правильно, совершать верные поступки. Сказка намного сильнее, чем назидательные оценки родителей, которые дети иногда не могут воспринять напрямую.

Теремок

Мотив сказки «Теремок» - объединение. Эта сказка учит ребенка быть дружелюбным и гостеприимным, уметь делиться. Говорит о том, что самые разные звери, каждый со своим характером и особенностями, могут уживаться вместе. Объясняет, как хорошо жить всем вместе дружно и весело.

Системно-векторная психология показывает, как в сказке раскрываются особенности русского менталитета.

Так, как могут объединиться русские, помогать друг другу в беде, - не может ни один народ. Справедливость и милосердие заложены в сюжете русских сказок и откликаются каждому малышу.

Репка

Сказка «Репка» учит взаимопомощи и упорству в труде. Показывает, что даже самый маленький, если приложит усилие, может сыграть значимую роль в выполнении общего дела. А упорство и труд - все перетрут. Когда люди объединены общей целью, нацеленной на пропитание, а значит, выживание, тогда даже вражда отходит на второй план. О чем и говорит совместный труд кошки и мышки.

Курочка Ряба

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает об особенном отношении к пожилым людям. Малыш всегда ассоциирует себя с персонажами сказки. Например, маленькая девочка гладит по страничке книги, где нарисованы дед и бабушка, и жалобно произносит слова Курочки Рябы: «Не плачь, дед, не плачь, баба» .

У ребенка в процессе чтения складывается ассоциативный образный ряд, который учит его делать для пожилых людей все возможное, только чтобы они не расстраивались, не переживали и были сыты.

Страшные сказки для детей - забытые впечатления детства

Прочитанные в детстве и забытые сказки навсегда оставляют след в психике. Сказки о том, что кто-то кого-то съедает, созданы с хорошим намерением - чтобы научить ребенка вести себя правильно. Не открывать дверь чужим людям, не уходить далеко от дома, слушаться родителей. Непослушного героя сказки обычно съедают. Цель такой сказки, казалось бы, напугать ребенка для того, чтобы он мог сохранить себя, избежать опасности, угрожающей его жизни. Но что происходит на самом деле?

Чтение сказок о каннибализме вредит развитию и . Особенно вредны такие сказки зрительным детям. Пугающие страшилки не дают развиться чувственной сфере, воображению, наносят травму, избавиться от которой очень сложно.

Ребенок знает, что полезно, а что вредно для него, реагирует на воздействие окружающей среды в соответствии с врожденными свойствами. Он показывает это родителям, а родители не всегда могут расшифровать его послание. Зрительный ребенок плачет, когда ему жалко героев рассказов, и трясется от страха, когда кто-то кого-то съедает.

Маленький герой нашего рассказа очень хорошо показал этот факт и отказался слушать сказки о Колобке и Красной Шапочке, конец которых трагический. Природа маленького зрительника такова, что он боится быть съеденным сам. Врожденный страх дан человеку, чтобы вовремя уйти от опасности, поэтому специально запугивать, читая остросюжетные сказки, - не нужно. Бояться за свою жизнь и защищаться - естественно для любого живого существа, в том числе, человека. Напротив, запугивание зрительного ребенка может сделать из него жертву и изгоя.

Итак, слушая сказку о Колобке, ребенок ассоциирует себя с ним, и страх усиливается. Потеря чувства защищенности и безопасности выводит его из состояния равновесия и негативно отражается на развитии.

Когда малыш подрастет, научится сопереживать героям добрых сказок , его нервная система станет устойчивой к негативу. Он прочтет эти сказки и извлечет и из них особый смысл, получит урок. А пока он маленький, от такого рода переживаний его стоит оградить. Пусть лучше плачет и сочувствует героям. Не нужно бояться детских слез. Если он уже в два года способен так глубоко сопереживать героям сказки - развитие правильное, и маме нужно этот момент понять, а не блокировать проявления чувств и эмоций ребенка.

Роль сказки в развитии и воспитании детей

Сказка давно применяется в психологии в качестве диагностической методики для выявления состояний человека. А также используется в психотерапевтических целях. Сказка в жизни ребенка играет обучающую роль. Читать сказки детям можно с раннего возраста - даже если ребенок не понимает смысл сказанного, он ощущает интонацию речи, правильное произношений слов, ритм, создает привычку получать впечатления из книг. Сказки нужно читать с выражением, вовлекая ребенка в то, что происходит с героями.

Проникая в самое сердце крохи, сказка рассказывает о том, что хорошо, а что плохо. Свод законов и правил не проговаривается напрямую, но показан в виде злых и добрых героев. Зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Благодаря чтению сказок и классической литературы у ребенка развивается эстетическое восприятие мира, умственные, интеллектуальные способности, образное мышление, чувственность. Нарабатывается внутренний нравственный стержень, который будет служить основой психологического здоровья малыша и станет опорой в жизни.

Чтение важно не только для развития зрительных детей, но и для всех остальных. Сказки для маленьких скрывают в себе полезную силу, которая необходима для развития морально-нравственных качеств ребенка .
После шести лет ребенок уже может сам выбирать, что читать. Например, звуковику интересны энциклопедии, книги о космосе и фантастические рассказы. Ребенку с анальным вектором нравится все, что связано с историческими событиями.

«… Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала…»

«… Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный сон, потому что я ее совсем не понимала, как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать, как будто тебя режут, ночью спать только при свете… В конце марта в моей жизни случилась революция… Я получила на е-мейл приглашение на бесплатный тренинг, и очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и, главное, поняла про свою дочурку.

Так не бывает, это неправда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по СВП Юрия Бурлана…»

«…На тренинге точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует - он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.

Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.

Счастливое детство наших детей - в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак…»

Подробно о правильном воспитании детей, роли сказки и классической литературы в жизни человека, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация "Роль сказки в развитии детей ".

"И нельзя без сказки нам прожить друзья ,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче , отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. "

Сказка - как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка . " Через сказку , фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка , фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" - так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок . Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка - одно из доступных средств для развития эмоции ребенка , взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок - это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки , вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки - и это несомненно будет лучшим "тренажером" в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны . От развития фантазии до развития правильной речи . Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей . Она на доступном языке учит детей жизни , рассказывает о добре и зле . Дети легче понимают сказку , чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку . Читая и рассказывая сказки , взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки , быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов , предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей . Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку . Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей . Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей . Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке . Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки , прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге . Актуальность применения сказок , связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей . Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется , если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне . Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций , формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка . Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова , предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников . Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка . Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей . Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль . Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой , скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша . Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом - чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку , задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Сложно переоценить роль детских сказок, также как и . Ведь сказки – это неотъемлемый элемент в воспитании малыша, а также развитии его фантазии. Говоря о роли сказок в развитии ребенка нельзя забывать, что именно они знакомят детей с новым для них, удивительным миром со своими законами, правилами, отношениями. В сказках малышу проще объяснить, где зло, а где добро, так как язык сказки детям более понятен, нежели нотации взрослых.

Рассказывая сказки ребенку, родители развивают его внутренний мир. Более того, специалисты научно доказали, что те дети, которым родители читали сказки с самого раннего возраста, начинали говорить не только раньше своих сверстников, но и более грамотно, что также немаловажно. Помимо этого сказки способствуют формированию навыков поведения и общения.

Роль сказок в развитии детей

Роль сказок в развитии любого ребенка весьма многогранна – они развивают правильную речь, мышление и фантазию. Еще с самых древних времен сказка была неотъемлемым элементом в воспитании малышей. Именно они помогают родителям в непростом деле воспитания детей, доступно объясняя им грани добра и зла. Также сказки закладывают основы детского поведения.

Важно читать ребенку сказки в подходящее время, когда малыш пребывает в хорошем настроении. В идеале, сказки читаются перед сном, когда ребенок укладывается в уютную постель. По окончании чтения желательно обсудить с ребенком прочитанную сказку. Само чтение должно проходить неспешно, тогда оно подарит малышу больше незабываемых мгновений и положительных эмоций, а также пользы.

В воспитании детей роль сказки не заметить просто нельзя. Дети, представляя те или иные образы в своем воображении, разбираются во внутреннем состоянии героев, обретают веру в силы добра и учатся сопереживанию. Причем за сказкой можно не просто хорошо провести время, но и избавиться от многих детских тревог.

Благодаря чтению сказок в значительной степени расширяется словарный запас ребенка, развивается у него логичная и связная речь. Именно они делают простую детскую речь наиболее эмоциональной, красивой и образной. А сами волшебные истории прекрасно способствуют общению, а также формированию умений конструировать словосочетания и предложения, задавать вопросы.

Помимо всего прочего, в любой сказке победителем всегда выступает добро. Этот факт в будущем поможет малышу справляться с жизненными трудностями. Несмотря на тот факт, что жизнь непременно внесет свои коррективы, в детском подсознании останется тот самый первый положительный опыт.

Одни и те же сказки могут неоднократно перечитываться с ребенком. Это поможет ему лучше разобраться с их смыслом. Правда, по обыкновению, дети начинают терять интерес к сказкам, как только полностью разбираются в их сути.

Таким образом, сказка – это наиболее доступное и простое средство для обеспечения полноценного развития малышей. Поэтому роль сказки в развитии детей принижать ни в коем случае нельзя. При правильном подборе сказок можно в положительную сторону изменить эмоциональное состояние малыша, скорректировать его поведение и даже привить уверенность в собственных силах.

Роль сказок в развитии детей в зависимости от их возраста

Всякая сказка хороша для своего возраста – тогда положительный эффект от нее будет наилучшим. Так, первый год жизни малыша – это период, когда он нуждается, прежде всего, в материнском фольклоре – песнях, пестушках, потешках, простых стихах, которые помогают ему разбираться с собственным телом, движениями, положением в пространстве и т.д.

Приблизительно в возрасте от одного до двух лет дети учатся удерживать в памяти некоторые бытовые действия с повседневными предметами, а также действия тех или иных сказочных персонажей. Ребенок пытается осмыслить, что он видел, делал, ощущал. Поэтому в этом возрасте у детей наиболее популярны сказки о животных, так как в плане мироощущения, законы мира взрослых пока остаются сложными и непонятными. Дети не любят наставлений, а сказки могут научить чему-то напрямую, предлагая ему простые и понятные образы для усвоения важной информации.

С двух до пяти лет дети начинают наиболее активно фантазировать и мыслить образно. Поэтому двух- трехлетний малыш уже полностью готов к волшебным сказкам. Но не стоит забывать, что в этом же возрасте у детей начинаю появляться первые страхи, причиной которых также могут стать персонажи волшебных сказок. Поэтому родители должны с особым вниманием относиться к персонажам, которых любит и не любит ребенок – они могут иметь не только положительное, но и отрицательное влияние на малыша. Задача восприятия сказки состоит в повышении у ребенка уверенности в себе, но не запугивании его.

Пяти – семилетние дети с удовольствием слушают сказки с увлекательным сюжетом, которые развивают его интеллект и любознательность, а также способствуют понятию своего «я», желаний и эмоций. Ведь в этом возрасте дети в сказках ищут ответы на свои насущные проблемы. Это же время подходит для начала сочинения собственных сказок, которые помогут приоткрыть тайну внутреннего мира ребенка.