Как я помогал маме мыть пол. Конспект урока по чтению "как я маме помогал мыть пол" Голявкин помогал маме мыть пол

&

беспоко́иться крича́ть смочи́ть

ведро́ насо́с сухо́й

вы́жать отремонти́ровать тере́ть

вы́лить подря́д тря́пка

вы́мыть получи́ться убра́ть

испо́ртиться пу́сто

U Упражнение 2.Обратите внимание на спряжение глаголов.

жать что? – я жму, ты жмёшь, он жмёт, мы жмём, вы жмёте, они жмут;

лить что? – я лью, ты льёшь, он льёт, мы льём, вы льёте, они льют;

мыть что? – я мою, ты моешь, он моет, мы моем, вы моете, они моют;

тереть что? – я тру, ты трёшь, он трёт, мы трём, вы трёте, они трут;

убрать что? – я уберу, ты уберёшь, он уберёт, мы уберём, вы уберёте, они уберут.

? Упражнение 3. Запишите в тетради формы глаголов, составьте предложения.

Вылить, выжать, вымыть, вытереть.

U

Кто вылил что: ребёнок – вода, девочка – сок, мальчик – чай, мама – кофе, отец – молоко.

Кто убрал что: дочь – комната, мама – квартира, студенты – аудитория, женщина – блок, школьник – вещи.

Кто вымыл что: мальчик – руки, ребёнок – лицо, мужчина – голова, бабушка – пол, отец – машина.

Кто вытер что: школьник – доска, студенка – стол, мама – пол.

&

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, – говорит, – у тебя…»

– Посмотрим, как не получится!

Я взял и вылил всю воду из ведра на пол. Но я решил, так даже лучше. Так намного удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три – и всё. Воды мало, но это неважно. Комната у нас большая. Нужно ещё ведро воды на пол вылить. Вылил ещё ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру – ничего не получается. Куда же воду убрать, чтобы пол был сухой? Я решил взять насос.

Но когда спешишь, всё плохо получается. Воду на полу я не мог убрать, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.

Тут мама в комнату входит.

– Что такое, – кричит, – почему вода?

– Не беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос отремонтировать.

– Какой насос?

– Чтобы воду убрать…

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Всё оказалось так просто. А мама мне говорит:

– Ничего. Ты мне помог.

U

1. Почему мама не разрешала мыть пол? 2. Почему сын решил вымыть пол без мамы? 3. Сколько воды он вылил на пол? 4. Как он хотел убрать воду? 5. Как убрала воду мама? 6. Что сказала мама сыну?

U

1. Я очень хотел помочь маме, поэтому … … . 2. Я взял ведро воды и … … . 3. Потом я решил, что одного ведра мало, и … … . 4. Чтобы убрать воду, мне нужно было … … . 5. Когда мама вошла в комнату, она … … . 6. Мама очень быстро убрала всю воду: … … . 7. В конце мама сказала мне: «… …».

? Упражнение 8. Вставьте в предложения необходимые глаголы: убирать – убрать, мыть – вымыть, тереть – вытереть, жать – выжать, лить – вылить.

1. Я решил помочь маме … … пол. 2. Я взял и … … воду на пол. 3. Я не знал, как … … воду с пола. 4. Я не мог … … воду с пола насосом. 5. Мама … … тряпку, … … пол и … … воду.

U Упражнение 9. Перескажите текст от лица мамы.

U Упражнение 10. Опишите случаи в своей жизни, когда вы хотели помочь родителям, а у вас не получилось.

Не везёт

& Упражнение 1. Установите значение следующих слов и выражений:

дневни́к мра́чный переста́ть

душа́ наказа́ть петь

заду́мчивый ора́ть приста́ть

сойти с ума мне не везёт

U Упражнение 2. Обратите внимание на спряжение глаголов.

Наказать – я накажу, ты накажешь, он накажет, мы накажем, вы накажете, они накажут;

орать – я ору, ты орёшь, он орёт, мы орём, вы орёте, они орут;

перестать – я перестану, ты перестанешь, он перестанет, мы перестанем, вы перестанете, они перестанут;

петь –я пою, ты поёшь, он поёт, мы поём, вы поёте, они поют;

пристать я пристану, ты пристанешь, он пристанет, мы пристанем, вы пристанете, они пристанут.

?

Спеть, заорать, наказать.

U Упражнение 4. Составьте предложения, используя данные модели.

Кто поёт что: артистка – песня, школьник – романс, мы – песня.

Кто получил что: школьник – двойка, ребёнок – пятёрка, Андрей – девятка, Антон – семёрка, Валентина – тройка, Геннадий – шестёрка, сестра – четвёрка, брат – восьмёрка, друг – десятка.

& Упражнение 5. Прочитайте текст.

Прихожу, значит, я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою, пою себе и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то пристанут ещё, почему ты мрачный, почему ты задумчивый. Отец говорит: «Чего он орёт?» А мама говорит: «У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт». Отец говорит: «Наверное, хорошую оценку получил, вот и весело на душе человеку. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь дело сделаешь». Я, как это услышал, ещё больше заорал. Тогда отец говорит: «Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи свой дневник». Тут я сразу петь перестал. «Зачем?» – спрашиваю. «Да ладно уж, – говорит отец, – показывай, чего там, я вижу, тебе очень хочется дневник показать». Берёт он у меня дневник, видит там эту двойку и говорит: «Ты гляди, получил двойку и поёт! Этого ещё не хватало! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?» – «Нет у меня, – говорю, – никакой температуры...» Отец удивился и говорит: «Тогда придётся тебя наказать за это пение...» Вот как мне не везёт!

U Упражнение 6. Ответьте на вопросы.

1. Почему у героя рассказа было плохое настроение? 2. Что Вовка решил сделать, чтобы никто не подумал, что у него двойка? 3. Что предположил отец, когда услышал пение сына? 4. Почему герою рассказа не повезло?

U Упражнение 7. Вспомните содержание текста. Определите, какие высказывания верны, а какие ошибочны.

1. Герой рассказа получил хорошую оценку. 2. Вовка решил петь, чтобы никто не догадался, что с ним случилось. 3. Вовка не хотел, чтобы у него спрашивали, почему он мрачный и скучный. 4. Мама решила, что у сына хорошее настроение. 5. Отец согласился с мамой. 6. Вовка запел громче, чтобы порадовать родителей. 7. Отец не просил у сына показать дневник. 8. Родители решили наказать сына.

? Упражнение 8. Вставьте в предложения необходимые глаголы.

1. В этот день я … … домой из школы поздно. 2. В школе я … … двойку. 3. Отец не знал, почему я … … . 4. Отец сказал: «… отца, … дневник». 5. Отец … … у Вовки дневник. 6. Когда отец … … в дневнике двойку, он очень … … .

U Упражнение 9. Перескажите текст от лица отца и матери.

U Упражнение 10. Расскажите, за что вас наказывали в детстве.

Война

& Упражнение 1. Установите значение следующих слов и выражений:

капитули́ровать полоте́нце стуча́ть

кури́ть помаха́ть танцева́ть

ла́ять пылесо́с шва́бра

магнитофо́н стро́йка

мотоци́кл стук

U Упражнение 2. Продолжите предложения.

1. Он не понимает, что … … . 2. Мои родители не понимают, что … … . 3. Взрослые часто не понимают, что … … . 4. Когда они поют, они … … . 5. Когда они стучат по своему полу, они стучат … … . 6. Когда они танцевали, они … … .

? Упражнение 3. Запишите в тетради формы глаголов, составьте с ними предложения.

Капитулировать, лаять, танцевать, курить, помахать, стучать.

U Упражнение 4. Соотнесите существительные и глаголы.

& Упражнение 5. Прочитайте текст.

Я лежал на диване и курил. Вдруг я услышал в квартире наверху стук.

– Интересно, – подумал я, – они не понимают, что их пол – это мой потолок. Когда они стучат по полу, они стучат по моему потолку. Надо тоже постучать, потому что я должен им ответить.

Я взял швабру и постучал в потолок. Мои соседи тоже постучали. Более громко. Я постучал так громко, как мог.

Тогда мои соседи начали танцевать. Я не могу танцевать на потолке, и поэтому я включил музыку. Соседи тоже включили музыку. Тогда я взял пылесос, положил его на шкаф и тоже включил. В ответ наверху начала лаять собака. У меня нет собаки. Потому я начал лаять сам. Я лаял лучше, чем соседская собака. Через 5 минут в квартире наверху было уже тихо. Я стоял на шкафу и слушал. Вдруг я услышал очень сильный шум. Мои соседи включили мотоцикл! Я не знал, что мне делать! Как ответить? Но через минуту я нашёл решение. Я взял магнитофон и быстро побежал на стройку, которая находится недалеко от дома, где я живу. Там я включил магнитофон и записал шум стройки. Потом я вернулся домой и включил магнитофон. Мои соседи не ждали этого! Это была победа!

И соседи капитулировали: они помахали перед моим окном белым полотенцем.

U Упражнение 6. Ответьте на вопросы.

1. Почему текст называется «Война»? 2. Что использовал хозяин квартиры, чтобы постучать в потолок? 3. Кто лаял в комнате соседей? 4. Кто лаял в квартире героя рассказа? 5. Какое решение нашёл герой рассказа, когда его соседи включили мотоцикл?

U Упражнение 7. Продолжите предложения.

1. Мои соседи … … . 2. Я постучал в потолок … … . 3. Я включил музыку, потому что … … . 4. Я положил на шкаф … … . 5. Я начал лаять сам, я … … . 6. Я услышал очень сильный шум, потому что … … . 6. На стройке я … … . 7. Я понял, что мои соседи капитулировали, потому что … … .

? Упражнение 8. Вставьте пропущенные глаголы.

1. Я … … шваброй в потолок. 2. Мои соседи начали … … . 3. Я … … музыку. 4. Наверху … … собака. 5. Соседи … … мотоцикл. 6. Я … … на стройку, … … магнитофон и … … шум стройки. 7. Мои соседи … …, они … … белым полотенцем.

U Упражнение 9. Перескажите текст от лица соседей.

U Упражнение 10. Опишите известные вам случаи ссоры двух людей.


Похожая информация.


Учитель Бутова Г.А. 3 класс

Дата 31.10.2016г.

Предмет чтение и развитие речи

Тема . Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину.

Цель. Познакомить с новым произведением.

Задачи:

1) познакомить детей с содержанием нового произведения; вырабатывать навыки плавного, осознанного, выразительного чтения;

2) коррекция и развитие устной речи учащихся; зрительно-слухового восприятия; памяти, на основе упражнений на воспроизведение;

развивать умение на основе наблюдения делать выводы;

3) воспитывать положительную мотивацию к учению; интерес к чтению; уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Формы работы : фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы : словесный, наглядный, практический, беседа, диалог, упражнение, самостоятельная работа.

Оборудование : методические. Пособия, учебные принадлежности, презентация.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

а ) Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ВСЕ! Пусть этот урок принесет нам всем радость общения.

б) Доклад дежурного.

в) Сегодня на уроке, ребята, мы проверим вечернее задание и познакомимся с новым рассказом. Я постараюсь, чтобы вам было интересно. Но без вашей помощи я ничего не смогу сделать! Значит, мы должны работать дружно! А помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Артикуляционная гимнастика.

На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка.

Упражнение «Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.

Упражнение «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх- вниз, по кругу.

Упражнение на постановку дыхания «Листопад» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на листья, лежащие на ладонях на вытянутых руках. Задача не сдуть листья, а заставить их тихо «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.

А теперь устроим листопад! Как нужно дунуть? Правильно: наберите полную грудь воздуха. И……. полетели листья! Настоящий листопад.

1 слайд

Ребята, красиво осенью? Что придаёт красоту? Правильно, разноцветные листья. Но листья ещё могут выполнять другую роль, не менее важную. Сейчас вы поймёте, о чём я говорю.

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. И он просит помощи. Скоро зима. А как ежи зимуют? Вспомните-ка и расскажите. Вот у нас есть красивые, тёплые листья, ими мы и поможем ежу утеплить его уютное гнёздышко к холодной зиме. Задания написаны на листьях.

III . Проверка д.з.

  1. - Ребята, перед чтением произнесём чистоговорки: это лист ГОВОРИ

2 слайд

Жу-жу-ж у – я про осень расскажу.

Та-та-та – осень – это красота!.

Ны-ны-ны – листья красные видны.

Ло-ло-ло – за окном уже тепло.

Ца-ца-ца – осень у крыльца.

Ме-ме-ме – ёж готовится к зиме.

2) – Выразительное чтение текста «Пуговица» В. Осеевой, стр. 48.

Ребята, пожалуйста, повнимательнее читайте последние слова Тани и постарайтесь передать интонацию.

Почему девочка обиделась на бабушку? Права она?

3) Хочу предложить вам поговорить о положительных и отрицательных качествах людей. Это лист ИГРАЙ.

СЦЕНКИ. 3слайд

Обсуждение.

Делу время – потехе час.

Ребята, что я сейчас произнесла? (пословицу).

4) Листок СМЕКАЙ.

Поиграли, побыли актёрами, нужно и поработать.

IV. Сообщение темы урока.

– Тема урока поможете назвать вы. Расшифруйте. 4 слайд

V. Изучение нового.

1) Словарная работа. Чтение на карточках 5-10 слов на время. Количество слов у всех разное, но первое и последнее слово у всех одинаковое. После прочтения закрыть слова.

Назовите первое слово?

Второе?

Прочитайте трёхсложные слова. Листок ДУМАЙ.

Физкультминутка для глаз «Кадриль».

  1. Чтение нового текста учителем.

Целевая установка: что решил сделать мальчик?

2. Чтение «Про себя».

Целевая установка: кто показал мальчику, как нужно вытирать пол?

VI. Коррекция и закрепление знаний.

1. Мы уже познакомились с текстом, теперь нам предстоит чтение «цепочкой». Читайте внимательно и с выражением, чтобы не подводить товарищей.

Молодцы! Отлично справились!

2. Друзья мои, раздел, который мы изучаем, называется «Учимся трудиться». Вы у меня уже взрослые. А вы умеете трудиться? Вот и листок с такой надписью ПОТРУДИСЬ! Вспомните изученные рассказы и скажите: какую работу выполняли дети? Что они делали? (Правильно!)

Я хочу посмотреть, как вы помогаете своим мамам. Пуговицы вы все мастера отрывать, а кто умеет пришивать? Покажите! Только сначала расскажите, как нужно обращаться с инструментами (игла и ножницы). Образцы пришивания пуговиц слайд5.

Отлично! Вот и ещё один листок в гнёздышко ежа. А вас я могу назвать какими? Правильно: трудолюбивые!

- А ещё честные? Как я это проверю? Легко.

Я предлагаю вам самим выставить себе оценки. Кто считает что он очень хорошо читал, отвечал полными ответами, поставьте себе 5 и встаньте….

Кто старался, но у него иногда не всё получалось, поставьте себе 4 и встаньте…

3) Вот он наш класс: добрые, весёлые, трудолюбивые, умные и честные!

Согласны? с лайд 6

4) –Ой, смотрите, Солнышко выглянуло! Оно радуется Вашим положительным качествам! Давайте прикрепим ему лучики!

Но у нас остались ещё таблички. Кому мы их отдадим? Тучке. Видите, она плачет. Почему? Потому что эти качества отрицательные! И вы не будьте такими!

VII. Итог урока.

Ребята, какая была сегодня тема урока?

Какое задание понравилось?

Что было сложно для вас?

VIII. Оценивание.

Оценки, выставленные вами, я оставляю в силе!

Спасибо за урок!



– А ты раньше летал? – спрашивает Валерка.

– Я на катере ездил. А это почти одно и то же. Мы с отцом с катера рыбу ловили.

Вдруг выходит к нам летчик. Улыбается, спрашивает:

– Ну как?

Валерка как заорет:

– Ой, идите за руль! Самолет упадет! – И заплакал.

Летчик смеется:

– Не беспокойся. Там ведь еще летчик есть.

Валерка перестал плакать.

– Эх ты, плакса! – говорит летчик. – Девочки на тебя смотрят.

Катя услышала и говорит:

– Мы на него совсем не смотрим. Мы в окно смотрим.

А летчик не отстает:

– Они даже смотреть на тебя не хотят, эх ты, трусишка!

Миша Колосов говорит:

– Чудак Валерка. Сначала пел, а потом стал бояться.

Ленька Скориков говорит:

– Это он, наверно, от страха пел.

Тут самолет на снижение пошел.

Вышли мы из самолета.

– Эх, – говорит Валерка, – хорошо бы еще покататься.

– Вот и прекрасно, – улыбается летчик, – сейчас будем на вертолете кататься.

Я обернулся – нет Валерки.

– Где Валерка? – спрашивают ребята.

Наверное, он в кино пошел.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждет, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух:

– Лукьян…

Катя подумала, ей подсказали, и повторяет:

– Лукьян…

– При чем тут Лукьян?! – удивился учитель.

Учитель сердито смотрит на Катю.

Катя сердито смотрит на Машу.

А Маша спокойно смотрит в окно.

И мы помогали

Когда снег с крыши сбрасывали, мы всем двором помогали дворнику. На крышу нас, конечно, не пустили.

Тогда мы собрались во дворе, встали цепочкой, взявшись за руки, и никого не пускали в ту зону, куда снег падал.

Когда люди в эту зону шли, не подозревая об опасности, мы хором кричали:

– Сюда нельзя! В обход!

И все люди шли в обход.

На Ваську небольшой кусок снега сел. Кружился, кружился в воздухе и прямо Ваське на голову опустился. Васька только тряхнул головой, и этот снег на его голове растаял. Он потом все повторял, что своей головой защитил других. Нескромно, я считаю, такие вещи заявлять. Тоже мне! Как будто это был какой-нибудь громадный кусок льда.

Нас вовсю дворник гнал, а мы не уходили. Так до конца помогали.

А дворник говорит, что мы мешали.

Как же так?

Не может этого быть!

Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать!

Но сидеть надоело.

Он кошку увидел.

Поймал ее.

Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, скорчил несколько рож, спел три песни, язык показал.

Она его цап лапой по языку!

Он сразу петь перестал.

Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам…

Лучше поздно, чем никогда!

Привычка

Не успели приехать в пионерлагерь, а уж тихий час! Не хочется человеку спать – так нет, спи, хочешь не хочешь! Как будто мало спать ночью – еще днем спи. Тут бы пойти искупаться в море – так нет, лежи, да еще глаза закрой. Книжку и то почитать нельзя. Стал я напевать чуть слышно. Напевал, напевал и заснул. За ужином думаю: «Ага, вот оно что: чтоб заснуть, нужно что-нибудь спеть. Иначе никак не уснешь».

На другой день я, как только лег, так сейчас же тихонечко и запел. Я даже сам не заметил, как стал так громко петь, что прибежал наш вожатый Витя.

– Это что еще за певец такой?

Я ему отвечаю:

– Я иначе уснуть не могу, вот поэтому и напеваю.

Он говорит:

– А если все запоют, тогда что будет?

– Ничего, – говорю, – не будет.

– Тогда сплошное пение будет, а не сон.

– А может быть, тогда все уснут?

– Ты не выдумывай чепуху, а закрой глаза и спи.

– Не могу я без песни спать, у меня без этого глаза не закроются.

– Закроются, – говорит, – вот увидишь.

– Нет, не закроются, я себя знаю.

– У всех ребят закрываются, а почему у тебя не закроются?

– Потому что я так привык.

– А ты попробуй не вслух, а про себя. Тогда еще скорее уснешь и товарищей не разбудишь.

Стал я петь про себя, пел разные песни и незаметно уснул.

На другой день мы на море пошли. Купались, в разные игры играли. Потом на винограднике работали. И я перед сном забыл песню спеть. Как-то сразу уснул. Совершенно внезапно. Совсем неожиданно.

Вот это да!

Как я писал стихи

Иду я как-то по пионерлагерю и в такт напеваю что попало. Замечаю – получается в рифму. Вот, думаю, новость! Талант у меня открылся. Побежал я к редактору стенгазеты.

Женька-редактор пришел в восторг.

– Замечательно, что ты стал поэтом! Пиши и не зазнавайся.

Я написал стихотворение о солнце:

Льется солнца луч

На голову мне.

Эх, хорошо

Моей голове!

– Сегодня с утра идет дождь, – сказал Женька, – а ты пишешь о солнце. Поднимется смех и все такое. Напиши о дожде. Мол, не беда, что дождь, мы все равно бодры и все такое.

Стал я писать о дожде. Правда, долго не получалось, но, наконец, получилось.

Льется дождь

На голову мне.

Эх, хорошо

Моей голове!

– Не везет тебе, – говорит Женька, – дождь-то кончился – вот беда! И солнце пока не показалось.

Сел я писать о средней погоде. Тоже сразу не выходило, а потом вышло:

Ничто не льется

На голову мне.

Эх, хорошо

Моей голове!

Женька-редактор мне говорит:

– Смотри, вон солнце опять показалось.

Тогда я сразу понял, в чем дело, и на другой день принес такое стихотворение:

Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.

Придется теперь с насосом повозиться.

Тут мама в комнату входит.

– Что такое, – кричит, – почему вода?

– Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.

– Какой насос?

– Чтобы воду качать…

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Все оказалось так просто. А мама мне говорит:

– Ничего. Ты мне все же помог.

Новая рубашка

Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки.

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, - говорит, - у тебя…»

Посмотрим, как не получится!

Трах! - опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобней мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три - и всё дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придётся ещё ведро на пол вылить. Вылил ещё ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру - ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.

Но когда спешишь, всё плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.

Придётся теперь с насосом повозиться.

Тут мама в комнату входит.

Что такое, - кричит, - почему вода?

Не беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос починить.

Какой насос?

Чтобы воду качать…

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Всё оказалось так просто. А мама мне говорит:

Ничего. Ты мне всё же помог.

НОВАЯ РУБАШКА

Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки.

Пусть все видят мою рубашку, которую мне сегодня купили!

Я ходил по двору взад-вперёд, поглядывая на окна.

Шёл с работы мой старший брат.

О, - сказал он, - какая прелесть! Только смотри не простудись. - Он взял меня за руку, привёл домой и надел мне рубашку поверх пальто.

Теперь гуляй, - сказал он. - Какая прелесть!

ВСЕ КУДА-НИБУДЬ ИДУТ

После лета все во дворе собрались.

Петя сказал:

Я иду в первый класс.

Вова сказал:

Я во второй класс иду.

Маша сказала:

Я в третий класс иду.

А я? - спросил маленький Боба. - Выходит, я никуда не иду? - И заплакал.

Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.

Я к маме иду! - сказал Боба.

И он пошёл к маме.

НЕОХОТА ВСЁ ВРЕМЯ ПЕШКОМ ХОДИТЬ

Неохота всё время пешком ходить. Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошёл. Будто нарочно, чтоб я не слез. Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться?

Пришлось в кузов забраться. А в кузове мел был какой-то насыпан. Я в этот мел и упал. Такая пыль поднялась, что я чуть не задохся. Сижу на корточках. За борт машины держусь руками. Трясёт вовсю! Боюсь, шофёр меня заметит - ведь сзади в кабине окошечко есть. Но потом понял: он не увидит меня - в такой пыли трудно меня увидеть.



Уже за город выехали, где дома новые строят. Здесь машина остановилась. Я сейчас же выпрыгнул - и бежать.

Хотелось всё же в школу успеть, несмотря на такой неожиданный поворот дела.

На улице все на меня смотрели. Даже пальцем показывали. Потому что я весь белый был. Один мальчишка сказал:

Вот здо́рово! Это я понимаю!

А одна девочка маленькая спросила:

Ты настоящий мальчик?

Потом собака чуть не укусила меня…

Не помню уж, сколько я шёл пешком. Только к школе когда подходил, все из школы уже выходили.

Внеклассное чтение в начальной школе. Рассказы Виктора Голявкина для чтения в школе и дома. Рассказы для младших школьников.

Виктор Голявкин. Как я помогал маме мыть пол

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, — говорит, — у тебя...» — Посмотрим, как не получится!

Трах! — опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три — и всё дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придётся ещё ведро воды на пол вылить. Вылил ещё ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру — ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.

Но когда спешишь, всё плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.

Придётся теперь с насосом повозиться.

Тут мама в комнату входит.

— Что такое, — кричит, — почему вода?

— Не беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос починить.

— Какой насос?

— Чтобы воду качать...

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Всё оказалось так просто. А мама мне говорит:

— Ничего. Ты мне всё же помог.

Виктор Голявкин. Лукьян

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух:

— Лукьян...

Катя думала, ей подсказали, и повторяет:

— Лукьян...

— При чём тут Лукьян?! — удивился учитель.

Учитель сердито смотрит на Катю.

Катя сердито смотрит на Машу.

А Маша спокойно смотрит в окно.

Виктор Голявкин. И мы помогали

Когда снег с крыши сбрасывали, мы всем двором помогали дворнику. На крышу нас, конечно, не пустили. Тогда мы собрались во дворе, встали цепочкой, взявшись за руки, и никого не пускали в ту зону, куда снег падал.

Когда люди в эту зону шли, не подозревая об опасности, мы хором кричали:

— Сюда нельзя! В обход!

И все люди шли в обход.

На Ваську небольшой кусок снега сел. Кружился, кружился в воздухе и прямо Ваське на голову опустился. Васька только тряхнул головой, и этот снег на его голове растаял. Он потом всё повторял, что своей головой защитил других. Нескромно, я считаю, такие вещи заявлять. Тоже мне! Как будто это был какой-нибудь громадный кусок льда.

Нас вовсю дворник гнал, а мы не уходили. Так до конца помогали.

А дворник говорит, что мы мешали.

Как же так?!

Не может этого быть!

Виктор Голявкин. Язык

Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать!

Но сидеть надоело.

Он кошку увидел.

Поймал её.

Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, подул на неё, скорчил несколько рож, спел три песни, язык показал.

Она его цап лапой по языку!

Он сразу петь перестал.

Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам...

Лучше поздно, чем никогда!

Виктор Голявкин. Пара пустяков

Как только учебный год кончился, весь класс во дворе собрался. Обсуждали, что будут летом делать. Все разное говорили. А Володя сказал:

— Давайте Анне Петровне письма напишем. Где кто будет, оттуда напишет. О том, что увидел летом. Как провёл время.

Все закричали:

— Правильно! Правильно!

На том и порешили.

Разъехались все кто куда. Клим в деревню поехал. Он там сразу письмо написал — пять страниц.

Он написал:

«Я в деревне спасал тонущих. Они все остались довольны. Один спасённый мне сказал: "Если б не ты, я бы утонул". А я ему сказал: "Для меня это пара пустяков". А он сказал: "А для меня не пара пустяков". Я сказал: "Конечно, для тебя не пара пустяков, а для меня пара пустяков". Он сказал: "Спасибо тебе большое". Я сказал: «Совсем не за что, потому что для меня это пара пустяков».

Я спас человек пятьдесят или сто. Даже, может быть, больше. А после они перестали тонуть, и спасать стало некого.

Тогда я увидел лопнувший рельс. И остановил целый поезд. Люди выбежали из вагонов. Они обнимали меня и хвалили. А многие целовали. Многие просили мой адрес, и я им давал свой адрес. Многие дали свои адреса, и я брал с удовольствием их адреса. Многие мне предлагали подарки, но я сказал: "Только, прошу вас, без этого". Многие меня фотографировали, со многими я фотографировался, многие мне предлагали ехать сейчас же с ними, но бабушку я не мог оставить. Я ведь не предупредил её!

Потом я увидел горящий дом. Он горел вовсю. А дыму было сколько угодно. "Вперёд! — сказал я сам себе. — Непременно там кто-нибудь есть!"

Кругом меня падали балки. Несколько балок упало сзади меня, а несколько — впереди. Несколько балок упало сбоку. Одна балка упала мне на плечо. Две или три балки упали с другого бока. Пять балок упало мне прямо на голову. Несколько балок ещё где-то упало. Но я не обращал внимания. Я рыскал по всему дому. Но никого, кроме кошки, там не было. Я выбежал с кошкой на улицу. Хозяева дома были тут. В руках они держали арбузы. "Спасибо за Мурку, — сказали они. — Мы только что из продмага". Они дали мне один арбуз. Потом все тушили дом...

Потом я увидел старушку. Она переходила улицу. Я сейчас же пошёл ей навстречу. "Разрешите, пожалуйста, — сказал я, — перевести вас на другую сторону". Я перевёл её на ту сторону и вернулся обратно. Подошли ещё старушки. Их тоже я перевёл на ту сторону. Некоторым старушкам не нужно было на ту сторону. Но я говорил: "Пожалуйста, я переведу вас туда и обратно. И вы снова будете на этой стороне".

Они все говорили мне: "Если бы не ты, мы не перешли бы". А я говорил: "Для меня это пара пустяков".

Две или три старушки не хотели переходить. Они просто сидели на лавочке. И смотрели на ту сторону. Когда я спросил, не нужно ли им на ту сторону, они сказали: "Нам туда не нужно". А когда я сказал, почему бы им не прогуляться, они сказали: "Действительно, почему бы нам не прогуляться?" Я их всех перевёл на ту сторону. Они там сели на лавочку. Обратно они не хотели идти. Как я их ни упрашивал».

Клим много всего написал. Он был очень доволен своим письмом. И отправил письмо по почте.

Потом лето кончилось. Начались занятия. На уроке Анна Петровна сказала:

— Очень многие прислали мне письма. Хорошие, интересные письма. Некоторые я вам прочту.

«Сейчас начнётся, — думал Клим. — В моём письме много геройских поступков. Все будут хвалить меня и восхищаться ».

Анна Петровна прочла много писем.

А его письма не прочла.

«Ну, тут всё ясно, — подумал Клим. — Письмо в газету отправили. Там его напечатают. Может быть, будет мой портрет. Все скажут: «Ой, это он! Смотрите!» А я скажу: «Ну и что же? Для меня это пара пустяков».

Виктор Голявкин. Разрешите пройти!

Второклассник стоял в дверях дома и ждал приятеля. Шёл домой пятиклассник, схватил за шиворот второклассника и закричал:

— Чего под ногами болтаешься!

Шёл домой семиклассник, схватил зашиворот второклассника с пятиклассником, чтобы они не болтались под ногами.

Шёл домой девятиклассник, схватил за шиворот в дверях второклассника, пятиклассника и семиклассника, раз они болтаются под ногами.

Затем, разумеется, семиклассник вцепился в девятиклассника, пятиклассник — в семиклассника, а второклассник — в пятиклассника. Никто не считал, что он болтается у кого-то под ногами. Не может же такого быть, чтобы люди друг у друга болтались под ногами!

Шёл домой старик.

Но разве он мог пройти?

Он сказал:

— Разрешите.

И все отпустили друг друга и пошли домой, кроме второклассника. Он опять встал в дверях.

Ведь он ждал своего приятеля. Зачем же хватать его за шиворот? Хотя... Можно встать ВОЗЛЕ дверей!