Информация про национальные итальянские костюмы. Народный итальянский костюм. Прически и головные уборы

История создания

Древний Рим

История национального костюма Италии берет свое начало в Древнем Риме, где наряд, в свою очередь, был позаимствован у древних греков. Правда, римляне внесли в него свои коррективы, добавив немало интересных элементов. В античные времена одежда была незатейливой и шилась чаще всего из шерстяных полотен. Шитьем занимались минимально, вместо пуговиц и застежек использовали броши.

Уже на тот момент у римлян было так называемое нижнее белье – полотно, обмотанное вокруг бедер, одно из названий которого сублигар. У женщин был прототип бюстгальтера – фасция, который поддерживал грудь. Иногда вместо него носили строфиум, его надевали поверх основной одежды.

Основным элементом одежды у мужчин и женщин была туника, ее носили как богатые римляне, так и их рабы. Мужская, обычно, доходила до колена, а женская – до самых пят, и могла иметь рукава. В холодное время года согревались, надевая несколько туник друг на друга. Одежду шили из выбеленного полотна, отличительные элементами служили лишь разноцветные полоски. Цветные туники были предназначены для исключительных случаев, и надевать ее было дозволено далеко не всем.

Свободным римлянам можно было носить тогу. Этого права были лишены рабы и иностранцы. Она представляла собой отрезок полотна, который перекидывали через плечо на манер современной сумки-почтальона. Ее надевали поверх туники, а чтобы она лежала красивыми складками, в подол зашивали различные грузы.

В женском гардеробе было намного меньше ограничений, их наряды красили в любые доступные на тот момент цвета. Богатые женщины поверх туники носили укороченную – столу, чтобы продемонстрировать многослойность наряда и подчеркнуть свой достаток.

Верхней одеждой служил плащ-накидка – рациниум или палла. Его носили женщины и мужчины. Если было очень холодно, надевали тяжелый плащ, который назывался лаена, а также носили плащ с капюшоном – кукуллус.

В качестве обуви использовали сандалии с множеством кожаных ремешков. Дизайнеры по сегодняшний день вдохновляются этой обувью, постоянно возвращая в моду босоножки-гладиаторы.

Эпоха Средневековья

В V веке произошло падение Римской империи, что значительно повлияло не только на историю итальянского, но и европейского костюма в целом. На тот момент одежда продолжала оставаться простой и незатейливой. Ее шили в основном из натуральных тканей серых и коричневых оттенков. Феодалы носили яркую одежду из шелка, который привозили из Византии. Одежду украшали вышитыми узорами и опушкой.

Женщины носили одежду, скрывающую фигуру, это было обусловлено влиянием христианской церкви. Только в Х веке силуэт начал меняться, и дамы стали подчеркивать свою фигуру. В XII веке платье стало облегать талию, на нем появилась шнуровка. Также начали делать вытачки, и костюм разделился на две части – нижнюю и верхнюю.

Эпоха Возрождения

В Италию раньше других европейских стран пришла эпоха Возрождения, она очень быстро превратилась в самую богатую страну. Это напрямую сказалось на итальянском костюме 15-16 веков, которому подражали в других странах Европы. В моде простые плавные линии, удобство в носке и «стандартные» пропорции. Однако простота кроя компенсировалась использованием дорогих тканей – парчи, бархата, шелка.

Изначально предпочтение отдавалось ярким жизнерадостным краскам, но со временем они сменились темными, а затем и вовсе черными. В 16 веке большая часть страны оказалась захвачена Испанией, итальянская культура, как и национальный костюм, продолжают развиваться только на севере страны и в Венеции, которые сумели сохранить независимость.

Элементы мужского костюма этого периода:

  • Камичи – нижняя рубашка;
  • Кальцони – облегающие короткие брюки;
  • Соттовесте – приталенная куртка, могла быть без рукавов;
  • Джорне – праздничный плащ с откидными рукавами и богатой отделкой.

Удлиненный кафтан с глубоким вырезом носили пожилые мужчины. Его сочетали с белым нагрудником (прототипом манишки). Со временем наряд итальянца видоизменялся. В моду вошли рубашки, которые стягивались шнуром на шее. Их носили с кафтаном с глубоким квадратным вырезом или воротником-стойкой. Сочетали его с чулками и брюками до колена. Сверху надевали джуббоне – пышный и длинный плащ, который со временем стал уже и короче. У него были пышные рукава и большой воротник.

Дворяне обязательно носили с собой шпагу (слева) и кинжал (справа). Дополняли костюм кошельком на поясе, перчатками и массивной золотой цепью. Женский костюм был намного эффектнее и богаче, девушки носили платье с облегающим верхом и юбкой в складку, которое называлось гамурра. Образ дополняли легкой накидкой или отрезом ткани, который прикрепляли к платью.

Роль верхней одежды играл длинный плащ, иногда его шили с отверстиями для рук. Аксессуарами служили кошельки, которые вешали на поясе, перчатки и носовые платки с вышивкой.

В 16 веке появилось нижнее белье и чулки, платья стали пышные и эффектнее. Девушки начал носить платья с глубоким декольте, юбки были широкими, тяжелыми, со множеством складок. Зимой женщины дополняли наряд муфтой из шелка с меховой оторочкой. На голове носили бальцо или покрывали ее вуалью. Также на голову набрасывали различные покрывала, как правило, из кружева или шелка.

Женские костюмы эпохи Возрождения стали прототипом национального итальянского костюма.

Особенности

Национальные костюмы Италии пользуются популярностью в основном на юге страны. Мужской костюм состоит из коротких штанов до колен, обычно они внизу застегиваются на пуговицы или стягиваются специальными шнурками; белой широкой рубашки с вышивкой на вороте, как правило, это ручная вышивка; жилет без рукавов или короткая куртка чуть ниже уровня талии.

Одним из основных элементов национального женского костюма Италии является длинная и широкая рубашка, похожая на тунику, с широкими рукавами, а также длинная юбка в складку. На рубашках обязательно присутствует вышивка или кружево, как правило, это ручная вышивка кружевных мотивов. На юбке была контрастная яркая кайма. Обязательным так же является яркий, длинный передник, до подола юбки. Позже, юбки также стали украшаться ручной вышивкой.

Цвета и оттенки

Цвета в национальном костюме Италии яркие и жизнерадостные. Преимущественно, это ярко-красные, ярко-зеленые цвета, которые играют на контрасте с фиолетовым, синим, белым, с золотыми узорами. Белый цвет обязательно используется в мужских и женских рубашках.

Ткани и крой

Как уже говорили ранее, более богатые жители использовали в одежде дорогие ткани: парча, бархат. Бедные жители носили одежду из натуральных и дешевых тканей. Например, выбеленные полотна шерсти, очень редко шелка. В моде была многослойность в одежде, считалось, чем больше слоев на тебе надето, тем больше у тебя достаток.

Особенности женского костюма

Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка (gonna) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями – corsetto, corpetto, busto, bustino и др.– длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.

Распашная одежда встречается двух главных видов: это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto. Неотъемлемая часть женского народного костюма – передник (grem-biule). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.

Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки.

Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы, различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.

Особенности мужского костюма

Мужской народный костюм сохранился лишь в очень немногих местах, главным образом в пастушеских районах Апулии, Сицилии, Сардинии и Лацио.

Традиционный мужской костюм составляли короткие штаны (pantaloni), чаще всего стянутые ниже колен цветным шнурком, но иногда и с застежкой на пуговицах; белая, нередко вышитая рубашка (camicia) с вшивным рукавом; короткая куртка (giacca) или безрукавка (panciotto). Наиболее характерные мужские головные уборы – шляпа (фасоны различались по областям) и berretto – мешкообразный головной убор. Его до сих пор носят крестьяне большинства южных областей и островов (Умбрии, Калабрии, Сицилии и Сардинии).

Обувь

Народная обувь Италии отличается большим разнообразием, как пишут историки, крестьяне во многих местностях до сих пор изготовляют ее сами.

  • В альпийских районах распространены деревянные туфли с кожаными носками и ботинки на деревянной подошве с кожаным верхом;
  • в венецианских областях – матерчатые башмаки с полотняной подошвой, густо простеганной прочной дратвой;
  • во многих горных селениях Лацио до сих пор в употреблении обувь античного происхождения, так называемые «чиочи» (итал. cioci) – мягкие сандалии из целого куска недубленой кожи, привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.

Костюмы пастухов

Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по покрою на комбинезон из козлиной шкуры.

Эта одежда, называемая «cosciali», закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти. Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах поверх грубых вязаных чулок – кожаные ботфорты.

Пастушеский костюм в Апулии состоит из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов, сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого – отдельно надевающиеся рукава

Венецианский карнавальный костюм

Именно венецианцы подарили миру идею карнавала, и итальянцы в целом. Карнавалы в Венеции до сих пор проходят шумно и весело, в этот период город становится настоящей театральной декорацией, где можно увидеть уникальные постановки.

Всех присутствующих объединяет одно – наличие костюма и маски. Большинство нарядов больше напоминают произведения искусства, на которые подчас идет до 15 метров ткани. В Венеции есть множество магазинов, которые предлагают наряды для карнавала и все необходимые атрибуты напрокат.

Вы можете нарядиться, кем душа пожелает – знатной дамой голубых кровей, Арлекином или Пьеро, мушкетером или баутто. Все зависит только от креативности и фантазии. Правда, на уличных гуляниях можно ограничиться одной лишь маской, а на некоторых официальных мероприятиях появляться без костюма просто неприлично.

Разновидности национального костюма по регионам

Сардиния

Ни один из итальянских регионов не может похвастаться таким разнообразием национальных костюмов, как Сардиния. Свой вариант традиционной одежды есть практически в каждом (даже самом маленьком) населённом пункте. Жители с гордостью хранят старинные костюмы, которые создавали ещё их прадеды и прабабки под чутким руководством своих предков. Существуют костюмы для торжественных случаев, повседневной носки и исполнения ритуалов. Конечно, в наше время уже почти никто не надевает каждый день традиционные одежды, за исключением нескольких стариков, которых можно отыскать в каждой деревеньке.

На Сардинии можно выделить три основных фестиваля, наиболее широко представляющих многообразие национальных костюмов: фестиваль святого Эфизио (1 мая, Кальяри), «Кавальката Сарда» (третье воскресенье мая, Сассари) и День Спасителя (последнее воскресенье августа, Нуоро). Например, в костюмированном шествии фестиваля святого Эфизио, покровителя Сардинии, принимают участие не менее 5 тысяч человек.

Внимательный взгляд без труда определит различия между костюмами жителей центральных горных районов прибрежных частей острова. Видна разница и между одеждой богатых женщин и крестьянок: состоятельные островитянки носили тёмно-красные платья, а ткани бедняцких нарядов чаще оставались серыми, неокрашенными. Социальное положение определяли также по пуговицам: богачи носили исключительно золотую фурнитуру, средний класс – серебряную, бедняцкое сословие – из доступных металлов. Руки богатой дамы могли украшать до семи роскошных колец, тогда как крестьянки никогда не носили более трёх. То же самое касалось и других украшений.

Женский костюм

Костюм бедной женщины часто был у неё единственным, поэтому использовался для работы и отличался практичностью, например, оснащался большими карманами. Светские дамы больше были озабочены вопросом элегантности и тем, как наряд подчёркивает красоту лица и фигуры.

  • Важнейший элемент женского наряда – шарф или платок, покрывающий голову и плечи. Часто он является результатом многолетнего труда и древнего искусства традиционной вышивки и изготавливается из тканей, окрашенных натуральными растительными красителями.
  • Женская белая рубаха (камиза) всегда украшалась вышивкой и кружевом, особенно в тех частях, которые были видны из-под верхней одежды. Зона декольте – излюбленное место для украшения изысканными элементами и драгоценностями.
  • Верхняя рубашка (палас) одевалась поверх нижней и изготавливалась из более плотных, ярких тканей. Основное её функциональное назначение заключалось в подчёркивании (или формировании) изящных форм. Зачастую её заменяла длинная лента, особым образом обвязанная под грудью.
  • Жакет (циппоне) одевался поверх обеих рубашек и представлял собой куртку из тонкой ткани, максимальная длина которой могла быть чуть ниже пояса юбки, но чаще заканчивалась уже под грудью. Рукава кроились так, чтобы не скрывать от посторонних глаз нижних рубашек, т.е. были либо длинными и широкими, либо узкими, но короткими.
  • Юбка (туника, фардетта) – самая заметная и интересная в плане оформления часть костюма. Юбка обязательно должна быть длинной. Её украшают лентами и цветной вышивкой. На задней части ткань может быть сформирована в складки, но впереди обязательно должна оставаться гладкой. Передняя поверхность юбки часто покрывается фартуком (франда), который может носить как практическое, так и чисто декоративное значение, от которого зависят длина, форма и тип ткани.

Состав традиционного наряда, в зависимости от случая, в честь которого он надевался, мог быть достаточно сложным. Иногда женщине приходилось надевать до пяти платков и семи юбок одновременно.

Старинные женские наряды на Сардинии кроились с открытым декольте, подчёркивая женственную красоту своих обладательниц. Но в середине XIX века священники-иезуиты посчитали показ женской груди подстрекательством к греху и обязали население к ношению парапетто – накидки, скрывающей глубокий вырез. Однако человеческая хитрость оказалась сильнее, и изобретённая мастерицами накидка, покачиваясь при ходьбе, сдвигалась в сторону, позволяя любоваться грудью ничуть не хуже, чем раньше.

Мужской костюм

Мужчинам превратить рабочую одежду в праздничную было гораздо проще, достаточно добавить вельветовый воротник, шляпу и ботинки.

  • Традиционный мужской головной убор (берритта) кроился из чёрной или красной шерстяной ткани. Размеры могли быть разными, при большой длине ткань откидывалась назад либо складывалась, чтобы оставаться впереди.
  • Рубашку (бентоне) шили из простой белой ткани и иногда украшали несложной вышивкой. Поверх рубашки одевали жакет (зиппоне) из тонкой благородной ткани. Часто этот элемент не имел рукавов и больше напоминал жилет. Жакет обязательно украшался богатой вышивкой, по крайней мере, его передняя сторона.
  • Обязательная деталь гардероба – просторные белые брюки (карцонес). Длина штанин может быть разной, но в любом случае они заправляются в чёрные, коричневые или тёмно-серые гетры.
  • Рагас – не вполне обычная деталь мужской одежды. Этот чёрный прямоугольный кусок ткани оборачивали вокруг талии поверх брюк.

Верхнюю одежду (каппоттину) составляли различные пальто и куртки, вид которых зависел от профессии и благосостояния своего владельца. Их шили из чёрной или коричневой шерстяной ткани. Среди пастухов особенно популярным была маструкка – овчинный жилет. Именно её с античных времён считали типичной одеждой жителя Сардинии.

Калабрия

Калабрийский костюм многое почерпнул у греческих и римских одежд и он так же разнообразен, меняясь от провинции к провинции. Обобщённый женский наряд состоит из длинной белой нательной рубахи, шёлковой юбки, шали, натянутой на специальный каркас, передника и жакета.

Юбка более пышная и менее длинная, чем на Сардинии. В волосы вплетались ленты, цвет которых зависел от семейного положения женщины. Длинный шарф того же цвета оборачивался вокруг талии. Головной убор, жакет и юбка шились из тёмных тканей, к тому же, традиции требовали, чтобы нижняя белая рубашка была видна на предплечьях, плечах и груди. Для защиты от зимних холодов использовали фаццулеттуну – большую шерстяную шаль с длинной бахромой.

Мужской костюм гораздо практичнее. Обычно он состоит из светлых или чёрных облегающих брюк, рубашки, куртки, и плаща. Плащ чаще всего шили из чёрной или красной ткани. Роль шляпы мог выполнять небольшой белый или чёрный колпак, а грудь украшалась галстуком. Традиционной мужской обувью служили кожаные полуботинки.

Лигурия

Как и в большинстве других регионов, основу женского костюма в Лигурии составляют белая блуза и длинная юбка. Поверх юбки носили фартук, форма, цвет и длина которого могли быть какими угодно. Голова должна была быть обязательно покрыта вуалью, шляпкой или платком. Женские туфли очень часто украшались небольшими бантами в передней части.

Мужчины носили на голове традиционный полотняный колпак или шляпу, похожую на английский котелок. Костюм состоял из белой рубашки, тёмного жилета, тёмных коротких брюк, заправленных в белые гетры.

Фриули-Венеция-Джулия

Женщины этого региона традиционно носили длинную белую нательную рубашку и длинное яркое однотонное платье без рукавов. Поверх платья в будни повязывали простой коричневый фартук, который в праздники заменялся расшитым передником. Голову покрывали платком, окаймлённым цветами.

Мужчины носили простую белую рубаху, жилет и узкие короткие брюки, завязанные лентой чуть ниже колена. Состоятельные горожане могли позволить длинную куртку и кожаные ботинки, а бедняки довольствовались короткой курткой и деревянными сабо. Голову покрывали шерстяной шляпой с круглыми полями, а на шею повязывали яркий платок.

Как видно, при всём разнообразии региональных костюмов, не сложно проследить их общие черты. Почти везде женским нательным бельём служила короткая или длинная белая рубашка. Обязательный атрибут – длинная юбка, и почти всегда её сопровождал передник. Верхнюю часть туловища заключали в жакет, обычно плотно обтягивающий тела, в некоторых областях это фактически корсет. Голова была покрыта, чаще всего платком. Различия составляются из деталей, цветов и вариантов оформления.

Мужчины также повсеместно носили белую нательную рубаху, поверх которой одевали жилет или жакет с длинными рукавами. Длина штанов могла отличаться, но чаще они были довольно узкими. Короткие штаны дополнялись гетрами. Роль верхней одежды играли куртки разных фасонов.

Национальный костюм сегодня

В нынешнее время национальную одежду на итальянцах можно встретить разве что только на католических или народных празднествах. Эта нация очень чтит свои традиции и с удовольствием использует каждую возможность напомнить себе и миру о своей красочной истории. Взрослые и дети надевают национальные одежды и выходят на улицы. Особенно любят такие праздники маленькие модники, ведь костюм Италии для детей ничем не отличается от «взрослых» версий. Разве что размерами.

Видео

Источники

    http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/italiya/ http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/italyanskij/ http://italia-ru.com/page/natsionalnyi-kostyum-italii https://parashutov.livejournal.com/84721.html

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

костюм аристократический национальный итальянский

Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Испанский костюм, мода Испании - охватывает период самобытного существования моды Испании в XV-XIX веках. В более узком смысле испанская мода - стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских Габсбургов в XVI-XVII веке и оказавший чрезвычайное влияние на моду других европейских королевских дворов.

1. Испанский национальный костюм

В Испании можно встретить великое множество разнообразнейших народных костюмов, существующих в рамках единой национальной культуры. Простота и строгость некоторых испанских одеяний удивительным образом сочетаются с роскошью и поражающей взоры красочностью других. Костюмы жителей почти каждой провинции не имеют сходства с нарядами своих соседей. Несмотря на, что общее количество и разнообразие всех испанских национальных костюмов очень велико, однако среди них можно выделить общие традиционные черты.

Испанский народный костюм, в том виде, который он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение.

1.1 Мужской костюм

Традиционная испанская одежда имеет множество разновидностей и зависит от региона. В Андалусии, где и проходит действие игры, мужчины носят обычные длинные брюки, дополняющиеся светлыми гетрами, белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Куртки, как правило, короткие с узкими рукавами, на пример тех, что носят тореадоры, но без такой чрезмерно богатой отделки и без декоративных «наплечников». Отличие костюма знатного кабальеро от простого водовоза будет заключаться лишь в качестве материала его поношенности и отделки. Если у простого человека пиджак ничем не обшивался, то люди благородные могли позволить себе серебряную и золотую тесьму, вышивку, но все в рамках приличия. Это все же повседневная одежда, а не карнавальный костюм. Консерваторы могли носить костюм подчеркнуто черного цвета, но все остальные вполне могли одеваться пестро. Пояса, в основном красного цвета, шириной сантиметров в тридцать и очень длинные. Замотать такой пояс самостоятельно довольно трудно. Их часто использовали как кошельки, пряча в складки плотно затянутой материи, монеты.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет.

Валенсия: Мужчины носили облегающие бриджи до колен и короткие куртки с длинными рукавами из бледно-голубого атласа. Кроме того их костюм дополняла белая сорочка с красным поясом и белые чулки, поверх которых надевались альпартагас, завязывающиеся шнурками вокруг лодыжек. Иногда мужчины набрасывали на плечи своеобразную длинную разноцветную шаль.

Каталония: Мужчины одевались в облегающие черные бриджи, черные куртки и белые рубашки. Вокруг пояса повязывается традиционный красный кушак. На ноги также одевались белые чулки и альпарагас.

Галисия: Наряд мужчины состоит из черных штанов свободного покроя, длиной до колен, из под которых выглядывают белые нижние штаны (полольос), которые в свою очередь заправляются в высокие черные или серые гетры, Верхняя часть костюма состоит из белой рубашки со свободным воротом и черного жилета.

1.2 Женский костюм

Женский костюм, конечно же, более выразителен и ярок. Общий силуэт тот же, что и в общеевропейском костюме, т.е. зауженная с помощью корсета талия и широкая юбка, может быть несколько короче. Руки бывают, как открытыми, так и закрытыми до запястья. Часто платье это некоторое подобие яркого цветастого сарафана. Часто встречается юбка, состоящая как бы из трех, нашиваемых одна на другую, каждая последующая короче другой, как правило, не больше трех-четырех. Она колышется при ходьбе и свободно развевается в танце.

Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, черная или белая кружевная мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Валенсия: Женские платья в большей части шьются из шелковой парчи нежных тонов с цветочными узорами. Здесь носят передники и тонкие кружевные косынки с золотым орнаментом. Сзади на затылке косынка закрепляется бантом голубого или розового цвета. Здесь делают прическу особенным способом, известным только в этой области. В уложенные косу и пряди вкалываются различные шпильки и булавки, украшенные каменьями. Костюм дополняется белыми чулками и туфлями на маленьком каблуке.

Каталония: здесь женщины носят пышные узорчатые юбки пастельных тонов. Белый атласный лиф отделывается кружевами, а на плечи набрасывается белая или черная кружевная шаль Фартучки могут быть самого разного покроя или фасона. Руки закрывают изящные черные перчатки из кружева, иногда доходящие до локтя. На голове каталонки носят накидку - мантилью.

Мантилья (исп. mantilla) - длинная накидка на голову и плечи у народов Пиренейского полуострова (Италия, Испания). Предположительно, ведет свою историю со времен арабского завоевания Испании и является потомком чадры. Этот предмет одежды и сейчас очень широко используется в повседневном наряде испанок.

Галисия: Женщины Галисии носят широкие красные юбки с двумя полосками черного бархата, идущими вдоль подола. Поверх юбки одевается маленький черный фартук, отделанный черным кружевом и украшенный черными гагатовыми бисеринками, или очень большой фартук, полностью закрывающий юбку спереди. Также в костюм входит черная или красная шаль, концы которой крест - накрест пересекаются на груди, затем завязывается в узел на пояснице. Иногда шаль отделывается белыми кружевами. Здесь носят блузки с высоким вырезом и длинными рукавами. На голову повязывают белый или желтый платок, на затылке завязываемый в узел.

2. Аристократический костюм

2.1 Эпоха Реконкисты

Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма:

Элементы готического костюма:

· обувь с длинными носками

· головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)

· длинное сюрко без рукавов

Испанские элементы:

· собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка

· абриго

· хубон - род куртки

· плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения

· боэмио - плащ, имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.

· касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.

· ропилья

Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

· вестидо (букв. «платье») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.

· кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка

· трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.

· веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.

· 13-14 века

· 13-14 века

· 1490-95 гг.

2.2 Эпоха Возрождения

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежды, и от струящихся готических тканей они переходят к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» .

Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм:

· идеалы воинствующего рыцарства

· строгий этикет испанского королевского двора

· аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти

Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник. В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание «основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бынадет конус» . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) - поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой.

Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными.

Мужской костюм

· камиса - рубашка, сорочка. Была практически не видна. Имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами.

· кальсес (исп. calzas ) - разъемные штаны-чулки. Мода изменяется от узких кальсес, в 1540-х гг. возникновения двух самостоятельных слоев - нижнего широкого и верхнего из отдельных широких полос, когда верхняя часть кальсес получает форму бочонка. Затем употребление каркаса, а в 1570-80-х гг. - двойные кальсес, состоящие из узких облегающих ногу штанов и круглых на толстой набивке грегескос , которые покрывали только ноги. В 1590-х появились свободные и широкие вверху кальсес. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.

· корпесуэло - узкий безрукавный жилет, к которому привязали чулки тесемками.

· верхняя одежда

· штаны (короткие)

· хубон (исп. jubуn ) - род куртки, колет, в 1520-х гг. имеет черты сходства с итальянским джуббоне, но также и отличается от него. Стоячий воротник, лиф облегает фигуру, разрезов нет, застежка потайная, юбка заложена в складки. Имел кроме узких рукавов еще и фальшивые откидные рукава. Рукава можно было менять, так как они соединялись с хубоном шнуровкой, проймы вокруг них обшивали эполетами-козырьками. В 1540-х гг. изменяются пропорции - линия талии спереди опускается, и увеличивается выпуклость внизу лифа, хотя это еще не каркас. Позже хубону уже придавали форму доспехов - лат, для этого вставляя в них куски картона (особенно выпуклым хубон становится в 1570-80-х гг.). Такой хубон «с гусиным чревом» называется пансерон .

· брагетт - короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим гульфиком

· воротник - кружевной накрахмаленный, по краю которого выпускают рюш, постепенно увеличивающийся в размере и к концу века вырастающий до 15-20 см.:

· грангола, горгера - знаменитый гофрированный испанский воротник. Воротник тоже уподобляют деталям лат, они созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею.

· ропон - верхняя придворная одежда, полукороткая или короткая, на меху, с меховым или вышитым воротником. В 1540-е имеет меньший объем и менее пышную верхнюю часть рукавов.

· капита - маленький плащ, сменил ропон в посл. четверти XVI века.

· фиельтро - более длинный плащ

· капа - классический широкий и длинный плащ с капюшоном.

· ропа - распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей.

· головной убор:

· берет , мягкий, с жестким, опущенным книзу бортиком (1-я пол. XVI века)

· шляпа (ток), жесткая, в форме усечённого конуса с небольшими полями (2-я пол. XVI века)

· обувь - узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами.

· сапоги - только в военное время. Узкие голенища, мягкая подошва.

· чулки - первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году

Простонародье

Костюм горожан XVI века сильно отличается от аристократического. Он более красочен, кроме того:

· капингот простого и удобного покроя вместо узкого хубона

Костюм альгвасила:

· серый капотон с зелеными откидными рукавами, довольно длинной отрезной баской, заложенной кругом глубокими складками. Рукава хубона желтого цвета. Кальсес и берет - красного, белое перо на шляпе. Обувь - короткие башмаки темного цвета. Оружие - пика и меч, на поясе барабан. Также плащ.

Женский костюм

Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность.

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) .

· вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.

· баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей

· вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.

· вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.

· a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.

· юбка-клеш - вторая часть вестидо

· бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.

· грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».

· сорочка , так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.

· декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.

· ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.

Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).

У регионов Испании:

· Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.

Текстиль

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый, также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» .

Мужская обувь

· в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).

· с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Женская обувь

· туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.

· конце XVI века появляется каблук.

· считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.

Мужчины носили короткую стрижку, бороду и усы.

Женщины также причесывались скромно. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо» . Также продолжали носитьтрансадо.

Украшения

Испания, хозяйка Нового света со всеми его сокровищами, активно использует в своем костюме множество броских и крупных украшений. Костюм подчас становится для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.

2.3 «Золотой век» (XVII век)

В моде продолжалась традиция прежнего века - костюма-брони. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды, например, декольте.

Мужской костюм

· Поколенные пышные штаны, завязанные под коленями бантом (исчезают «бочонки»)

· хубон, зачастую с висячими откидными рукавами и наплечными валиками. С середины века удлиняется.

· крахмальный воротник

· плащ. С середины века удлиняется

«К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский «мушкетерский» костюм» . Роскошный воротник грангола исчезает, сменившись небольшим отложным воротником (в частности, под влиянием законов о роскоши).

Женский костюм

Сохраняются традиции предыдущего века. Увеличиваются юбки.

«Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке «корзиночкой». Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма» .

Волосы стригли коротко; «французские» парики не носили, за исключением считанных щеголей. С середины века волосы чуть удлиняются, но не ниже середины щеки.

Обувь

Носили туфли, часто из бархата, пряжки золотые или серебряные. «Особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено» .

2.4 XVIII век

В 1700 скончался последний король из династии Габсбургов и на престол был возведен внук Людовика XIV. В связи с этим произошло «офранцуживание» испанского костюма с полной переориентацией на актуальную тогда французскую моду, диктуемую Версалем, вернее, как говорят исследователи: «испанская мода слилась с общеевропейской».

2.5 Конец XVIII -начало XIX века

Выставляемая напоказ аморальность жизни простонародных щеголей махо, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах. Кроме того, в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеад о («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo) .

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора - например, сохранился ряд портретов королев, позирующих в мантильях.

Заключение

Национальный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Список использованной литературы

1. М.Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Т.1. М., 1993. С. 307-362.

2. Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. 1987

3. Страны мира. - М.: Издательский дом «Пилигрим», 1998

4. Н.М. Каминская. Костюм эпохи Возрождения

5. Киреева Е.В. История костюма. История костюма

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Роль национального костюма как символа этнической идентичности, его народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Сельские костюмы периода XIX и XX в.: динарские, панонские, центрально-балканские и шопские.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Состав нитей для изготовления ткани в бронзовом веке. Окрашивание ткани или нитей, крой элементов. Использование театрализации и костюма в деятельности музеев. Рекомендации по применению женского костюма эпохи бронзы на Южном Урале в музейных занятиях.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2014

    История этнима Мордвы, его мифология и культура. Традиционная обрядовая культура Мордвы. Особенность мордовского национального костюма. Исследование основных движений мордовского женского и мужского танца. Описание и характер танца "Мордовские узоры".

    курсовая работа , добавлен 22.11.2010

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

Этим постом начинаю публикацию рисунков народных региональных костюмов ИТАЛИИ известной в свое время итальянской художницы по костюмам Emma Galderini(1889-1975).

Регион Piemonte

Пьемонт (Северо-Западная Италия) окружён с трёх сторон хребтами Альпийских гор , включая Монвизо, где берет свое начало река По, и Монте Роса. Он граничит с Францией и Швейцарией , а также итальянскими регионами Ломбардия , Лигурия и Валле-д’Аоста . 7,6 % территории региона занимают особо-охраняемые природные территории - 56 различных национальных парков, например, Гранд-Парадисо. Столица ТУРИН.


Жители Пьемонта традиционно рассматривают себя как отдельную этническую группу или подгруппу (субэтнос), отличающуюся от других итальянцев (и от других французов, если говорить о французской части Пьемонта). Язык пьемонтцев считается самостоятельным языком, а не диалектом итальянского; на нём существует небольшая по объёму литература и, в частности, поэзия. Следует также отметить, что между итальянской и французской версиями «пьемонтезе» (то есть пьемонтского языка) существуют небольшие различия. Вместе с тем основной язык, используемый в Пьемонте, это всё-таки итальянский (а к западу от итало-французской границы, соответственно, французский). Сепаратистские настроения в Пьемонте невелики, но пьемонтские националистические группы существуют и, по некоторым оценкам, их влияние за последние десятилетия ХХ века усилилось.

Но, сначала немного о художнице. Emma Galderini родилась в Равенне 13 февраля 1899 г. в семье Дарио и Люсии Леони. После окончания школы учится в Академии изящных искусств, где успешно учится под руководством мастера-декоратора Геррини. В то же время-и это доказательство ее собственной художественной универсальности- Эмма поступает в Институт музыки им.Верди, чтобы научиться играть на арфе. С 1920 года начала сотрудничать в таких журналах для женщин, как Lidel, Moda, Grazia, специализирующийся на истории одежды, и вскоре начинает работать как модельер одежды. В 1922 году она переехала в Милан, где продолжила свою журналистскую деятельность для редакции Альба, Первое серьезное испытание в качестве модельера костюмов началось в 1928 году, когда Емма приняла участие в постановке Еврипиды dell"Alcesti в греческом театре Агридженто, а затем в моделировании костюмов еще для двух постановок классических трагедий в разных театрах Милана. Появились также заказы на создание эскизов костюмов для русской балетной труппы, гастролировавшей тогда в Милане. Способность дать характерный вид своим моделям, оригинальное выполнение масок и костюмов по цветным эскизам художницы принесли ей популярность и поставили в один ряд с известными тогда художниками по костюмам B. Munari, L. Veronesi, Maria Signorelli и Titina Rota. Тщательное изучение итальянского народного костюма, высокая культура и особая чувствительность к эволюции театрального вкуса, позволили художнице многие годы работать во всех видах спектаклей, от оперы до театрального журнала, от трагедии до комедии, внося свой вклад в создание эскизов, которые имели функциональный характер, удачно передавая "атмосферу исторической обстановки пьесы. Эмма создавала эскизы для многих известных актрис и балерин того времени. В 1934 году она опубликовала книгу с большой коллекцию эскизов региональной народной одежды, проведя большую научно-исследовательскую работу. Многие критики охарактеризовали ее работу, как ГЕРОИЧЕСКАЯ.

За эту публикацию в 1935 году художница была отмечена премией, а Этнографический музей Villa d"Este в Тиволи предложил ей руководить созданием экспозиции народных костюмов по её эскизам. Над этой коллекцией Эмма работала четыре года. Кроме того, совместно с другими художниками, была создана карта народных костюмов Италии.

Некоторые театральные костюмы, созданные по эскизам Эммы, экспонировались на международной выставке театрального дизайна, состоявшейся в 1936 году в VI Триеннале ди Милано. В 1937 году художница вернулась в театр, где успешно сотрудничала с маститыми театральными режиссерами, создавая эскизы костюмов для их постановок. Кроме того она принимает активное участие в этнографических кампаниях Римского университета. Во время войны Эмма участвовала в создании ряда фильмов: Boccaccio e Il cavaliere di Kruya nel 1940, Quattro passi fra le nuvole nel 1942 e La danza del fuoco nel 1943. После войны она создает эскизы для таких грандиозных театральных постановок, как Макбет и Царь Эдип в 1945 году для Общества больших выставок и во многих других широко известных в то время спектаклях. Между 1950 и 1955 году художница была постоянным помощником в Театре Массимо в Палермо. Кроме того, она опубликовала несколько книг по истории костюма. Так, В 1962 году, она опубликовала книгу "Древние и современные прически". В 60-70-е годы активно сотрудничает с итальянским телевидением, создавая эскизы для фильмов и телесериалов. Умерла в Медезано (Парма) 5 марта 1975.

А вот как выглядит национальная одежда региона Пьемонт на старинных фотографиях.

Примечание : литературная интерпретация автоперевода NATALI SOLER
Источники :http://cirripede.altervista.org/costumi/index.php

http://www.treccani.it/enciclopedia/emma-calderini_(Dizionario-Biografico)/

http://www.sistemamusei.ra.it/main/index.php?id_pag=99&op=lrs&id_riv_articolo=362

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82

Оригинал поста здесь:

http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post283434901/

Национальная одежда — это важный способ самоидентификации народа. В ней отражаются особенности мышления и характера так же, как и в языке. По развитию костюма можно проследить изменения в культурной и политической жизни народа, узнать, какие эстетические принципы ценились той или иной национальностью. Кроме того, они изобилуют всевозможными украшениями, и их просто приятно и интересно изучать. Италии имеет одну особенность. Какую — узнайте из этой статьи!

Разъединённое королевство

На самом деле главной особенностью национального костюма Италии является то, что его попросту не существует. Постоянная смена различных племён, завоёвывавших итальянские земли, не дали ему окончательно оформиться.

В разные времена здесь господствовали этруски, финикийцы, греки, франки, готы, и все они вносили свои коррективы в итальянцев. Не говоря уже о том, что до середины 19 века Италия, как и Германия, была разъединена на множество королевств, республик и земель, что тоже не способствовало выработке единого облика одежды.

Так же как и диалект, национальный костюм Италии в каждой провинции был свой. И по сей день три приграничных области пользуются особым статусом с преобладанием иностранного языка — французского, немецкого и словенского.

Общие особенности

Конечно, существуют некоторые черты, которые характерны для всех разновидностей итальянского наряда. Прежде всего, это яркость и многообразие красок. В этом нет ничего удивительного — под щедрыми лучами тёплого солнца распускались цветы не только на плодородной почве, но и на юбках итальянских красавиц.

Безмятежное голубое небо, мягкий климат, искрящееся море постепенно оттачивали характер жителей полуострова, подарив миру один из самых жизнерадостных народов. Всё это впитал в себя и национальный костюм Италии. Фото девушек в калабрийских традиционных одеждах заряжают энергией не хуже, чем безудержно радостное итальянское пение.

Во всех костюмах большое значение уделялось украшениям. Это также было обязательным элементом Замужние женщины должны были носить шляпу и чёрный пиджак, незамужние — белоснежный передник, а вдовы — чёрный. Мужчина-холостяк мог щеголять по улицам в и зелёной шляпе с красными шнурами.

Главное - в деталях

Рассматривая костюм Италии, фото которого можно увидеть в публикациях, посвящённых истории национальной одежды, можно заметить, что почти все отличия концентрируются в области аксессуаров. Состав же одежды везде примерно одинаков: женщины носили длинную юбку с передником, корсет и белую вышитую рубаху. Голову покрывал платок. Мужчины поверх белой рубашки надевали жакет или жилет с длинными рукавами. Штаны чаще всего были узкими и заправлялись в гетры.

Италии (фото): женский

Национальный гардероб состоял из длинной юбки в складку или сборку, рубашки (часто вышитой) с широкими рукавами и корсажа. Дополняли этот наряд передник, шейный и головной платки. Все эти элементы можно встретить во всех провинциях и землях, отличаться же могли длина юбки, цветовые решения, вышивка, наличие или отсутствие кружев.

К примеру, в северных землях в эпоху Средневековья кружева были весьма популярны, украшая наряды красавиц, следящих за модой. В землях, граничащих с Германией, повседневная одежда была скорее сдержанной и скупой в деталях. Зато на свадьбе позволялось всё: костюмы украшались лентами, бляшками, перьями и вышивкой.

Костюмы южных земель: Сардиния

Наиболее разнообразен национальный костюм Италии южных провинций. Богатые дамы Сардинии, например, носили платья из ярких тканей, преимущественно красного цвета, украшали себя множеством колец — иногда их могло быть до семи штук.

Женщины из бедных слоёв населения никогда не носили больше трёх колец, да и платья у них были практичных серых оттенков, со множеством карманов для удобства выполнения хозяйственных работ. Отличия были заметны и по фурнитуре: пуговицы богатых дам были исключительно золотые, средний класс мог себе позволить серебряные, а бедняки делали их из простых металлов.

Самой важной деталью женского гардероба считался шарф или платок, покрывающий плечи. Часто он был результатом многолетнего труда искусных вышивальщиц и представлял собой настоящее произведение искусства: тонкое кружево, дорогие ткани, окрашенные только натуральными красителями. В зависимости от случая, по которому надевался тот или иной наряд, состав его мог быть иногда очень сложным: до нескольких платков и юбок одновременно.

И по сей день национальные костюмы шьются вручную из самых дорогих тканей. Его стоимость может доходить до 10 тысяч евро.

Национальный костюм Италии в Калабрии многое взял от римских и греческих одеяний. Юбки женщин были короче и пышнее, в косы вплетались ленты, длинный шарф оборачивался вокруг талии. В мужской гардероб добавлялась ещё одна деталь — плащ. Чаще всего его шили из чёрной или красной ткани.

Мужской итальянский костюм

Народный костюм Италии для мужчин был несколько проще, чем женский — по крайней мере, им не приходилось надевать на себя по несколько пар штанов. Но и в нём были свои изюминки. Обычно он состоял из штанов чуть ниже колена, белой рубашки с несложной вышивкой и куртки или безрукавки. Традиционный головной убор — беррита — шился из чёрной или красной шерсти.

Брюки могли быть разной длины, но обязательно заправлялись в гетры. Одним из обязательных элементов был рагас — кусок ткани, который оборачивался вокруг талии поверх брюк. Передняя часть куртки обычно украшалась богатой вышивкой.

На Сардинии мужской костюм мог включать в себя до десяти предметов. Вместо шапочки мужчины носили своеобразный колпак, который свешивался набок либо собирался в складочки сзади, напоминая собой берет.

Национальный костюм сегодня

В нынешнее время национальную одежду на итальянцах можно встретить разве что только на католических или народных празднествах. Эта нация очень чтит свои традиции и с удовольствием использует каждую возможность напомнить себе и миру о своей красочной истории. Взрослые и дети надевают национальные одежды и выходят на улицы. Особенно любят такие праздники маленькие модники, ведь костюм Италии для детей ничем не отличается от «взрослых» версий. Разве что размерами.

Костюм Италии, фото которого вы найдёте в этой статье, имеет множество вариаций. Все их охватить просто невозможно, так как каждый регион, даже каждая деревня, имели свои отличительные особенности в манере одеваться. Недаром Италия стала родиной высокой моды.

Итальянская традиционная кухня весьма разнообразна. Много отличий в пище северян и южан, городских и сельских жителей, а также в пище различных слоев общества. Однако в ассортименте блюд, в способах их приготовления и в режиме питания есть много общего для всей страны.

Завтрак итальянцев, как правило, легкий. В деревне он в большинстве случаев состоит из хлеба и сыра; в городе нередко лишь из чашечки кофе. Зато обед очень плотный. В него входят закуска (antipasto ), первое блюдо (;minestra ), второе блюдо и фрукты. Обычная принадлежность обеда итальянцев - красное виноградное вино.

В городе минестру чаще всего составляют блюда, приготовленные из макаронных изделий, которые в Италии весьма разнообразны по форме и качеству и носят различные названия (например, vermicelli , maccheroni , bucatini , spaghetti и др.). Все блюда из макаронных изделий называются pasta . Чаще всего пасту заправляют томатным соусом ( salsa dipomidoro ), реже маслом и сыром ( pasta asciutta ). В воскресенье готовят пасту с мясом. Часто пасту подают в сочетании с другими кушаньями - с фасолью, горохом или цветной капустой. Иногда первое блюдо состоит целиком из мяса - жареного, вареного или тушеного. Любимое мясное блюдо итальянцев - ragu : большой кусок мяса, сначала поджаренный до румяной корочки, а затем тушенный в томатном соусе.

Деревенская минестра - это главным образом очень густо сваренный суп ( zuppa ) из фасоли, бобов или овощей, подаваемый на стол с размоченным в нем хлебом. Само слово «дзуппа» означает «размоченный хлеб».

На второе чаще всего приготовляют различные овощные блюда - жареные овощи, сельдерей и пр. После мяса принято подавать овощной салат.

Очень распространенное блюдо как в городах, так и в деревнях - тушеная цветная капуста ( minestra di cavole fiore ), обильно приправленная оливковым маслом, каперсами и маслинами. Итальянцы вообще добавляют в пищу очень много специй и приправ.

Ужин чаще всего состоит из какого-либо холодного блюда - салата, винегрета, помидор или сыра - излюбленного кушанья всех сдоев населения. В Италии распространены всевозможные его сорта: несоленый сыр - (ricotto ), сыр из молока буйволиц ( mozzarella ), так называемый сливочный сыр ( fior di late ), соленый сухой сыр из овечьего молока ( pecorino ) и многие другие.

Из жиров итальянцы употребляют главным образом оливковое масло, но любят и свиное сало. Хлеб в большинстве областей Италии пшеничный; на севере часто пекут его и из кукурузной муки. Из этой же муки здесь приготовляют поленту ( polenta ) - нечто вроде круто сваренной каши, подаваемой на стол нарезанной ломтями.

В Северной Италии, особенно в области Венето, очень любят так называемые «дары моря» - различные моллюски. Из них готовят соус, который едят с пастой, и суп. На юге и на островах большое место в меню итальянцев занимают рыбные блюда. В настоящее время блюда традиционной национальной кухни не часто появляются на столе трудящихся.

В обычные дни большинство населения ест недостаточно. Из официальных парламентских данных следует, что треть итальянских семей почти не потребляет мяса, а свыше 25% семей ест его лишь раз в неделю.

Еще менее доступен многим итальянцам сахар. В стране, известной виноделием, более 25% семей почти совсем не потребляет вина.

Особенно голодно живет население Южной Италии и островов, где сильна аграрная безработица, а семьи обычно многодетны. Основная еда здесь - ржаной хлеб, фасоль, перец, маслины, бобы лупина, скудно приправленные оливковым маслом.

Резко отличается ассортимент, количество и качество повседневной пищи итальянского народа от его праздничной пищи. В беднейших деревнях Южной Италии крестьяне подчас в течение нескольких месяцев ведут полуголодное существование, питаясь в основном хлебом, луком и фасолью, для того чтобы скопить деньги и припасы к какому-нибудь празднику, например к пасхе, когда стол должен быть уставлен традиционными яствами. Тут появляются ветчина, колбаса, сосиски домашнего приготовления, долгие месяцы коптившиеся под потолком кухни. Подаются мясные горячие блюда, например жареная телятина или баранина в кисло-сладком соусе, овечий сыр, всевозможные маринады, сухие фрукты и т. п.

Во многих деревнях страны в дни больших религиозных и семейных праздников принято выпекать фигурные изделия из теста - pani е dolci casarecci (домашние хлебы и сладости). Они делаются в виде различных фигурок, подчас выполненных с большим художественным вкусом, и имею в каждой области свои традиционные формы.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Народный костюм итальянцев начал постепенно выходить из употребления с конца XIX в., но он еще не повсеместно вытеснен общеевропейским платьем. Наиболее стойко народная одежда держалась в южных областях страны, где во многих сельских местностях еще в 1930-х годах и мужчины, и женщины надевали традиционную одежду даже в будние дни. В некоторых горных пастушеских районах Апулии, Лацио, Сицилии и Сардинии народный костюм носят до сих пор. В северных областях будничная народная одежда почти совершенно исчезла уже в первой четверти XX в., но в некоторых альпийских долинах Пьемонта и Ломбардии женщины продолжают носить местные народные костюмы по праздникам.

Народные костюмы всех областей Италии всегда отличались яркостью и многообразием. Свои весьма колоритные костюмы раньше имелись не только в основных крупных исторически сложившихся областях страны, но даже в провинциях, а нередко (особенно в горных местностях) и в деревнях. Кроме того, различались костюмы будничные, праздничные и свадебные. Одежда различалась по возрастному и социальному признакам: костюм девушки не был похож на костюм замужней женщины, одежда горожан резко отличалась от одежды крестьян. Но несмотря на все отличия, основные элементы итальянского народного костюма были общими для всех областей страны.

Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia ), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка ( gonna ) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями - corsetto , corpetto , busto , bustino и др.- длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.

Распашная одежда встречается двух главных видов: это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto .

Неотъемлемая часть женского народного костюма - передник (grem - biule ). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.

Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto ), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки.

Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы, различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.

Мужской народный костюм сохранился лишь в очень немногих местах, главным образом в пастушеских районах Апулии, Сицилии, Сардинии и Лацио.

Традиционный мужской костюм составляли короткие штаны (pantaloni ), чаще всего стянутые ниже колен цветным шнурком, но иногда и с застежкой на пуговицах; белая, нередко вышитая рубашка (camicia ) со вшивным рукавом; короткая куртка ( giacca ) или безрукавка ( panciotto ). Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа (фасоны различались по областям) и berretto - мешкообразный головной убор. Его до сих пор носят крестьяне большинства южных областей и островов (Умбрии, Калабрии, Сицилии и Сардинии).

Большим разнообразием отличается народная обувь, которую крестьяне во многих местностях до сих пор изготовляют сами. Так, в альпийских районах распространены деревянные туфли с кожаными носками и ботинки на деревянной подошве с кожаным верхом; в венецианских областях - матерчатые башмаки с полотняной подошвой, густо простеганной прочной дратвой; во многих горных селениях Лацио до сих пор в употреблении обувь античного происхождения, так называемые cioci - мягкие сандалии из целого куска недубленой кожи, привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.

Народные костюмы разных местностей отличаются друг от друга цветом, формой головного убора, часто обувью, способом ношения головного и шейного платков, отделкой, украшениями и пр. Так, например, одна из отличительных черт костюма ломбардок-рубахи с очень широкими рукавами, почти всегда отделанные кружевами, и передник, цвет которого всегда резко контрастирует с цветом широкой длинной юбки. В венецианских провинциях юбки в большинстве случаев отделаны каймой из материала другого цвета или несколькими узкими поперечными нашивками вокруг всего подола. В женском костюме области Абруццо очень своеобразен головной убор, состоящий из двух частей - большого белого покрывала и надевающейся поверх него небольшой квадратной шапочки, на которую удобно ставить характерные аб- руццские сосуды для воды.

Костюм крестьянок области Молизе бросается в глаза, во- первых, своим передником, сужающимся книзу и обрамленным очень яркой, чаще всего желтой каймой, а во-вторых, очень вычурным головным убором типа накидки, почти всегда проткнутым крупной проколкой.

Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по покрою на комбинезон из козлиной шкуры. Эта одежда, называемая «cosciali », закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти. Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах поверх грубых вязаных чулок - кожаные ботфорты. Пастушеский костюм в Апулии состоит из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов, сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого - отдельно надевающиеся рукава.