Раскраска к рассказу нины артюховой подружки. Урок чтения по рассказу Н.Артюховой «Подружки. Постановка цели урока

На уроке чтения во 2 классе, посвященном рассказу Н.Артюховой, решаются задачи по обучению анализа текста, развитию навыка выразительного и осознанного чтения.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой «Подружки».
  2. Научить понимать идею автора, оценивать поступки героев путём анализа произведения, ответов товарищей.
  3. Обучение анализу и обобщению полученных знаний.
  4. Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить.

Развивающие:

Что вы делаете, когда поиск подруги идет не так? Затем вы начинаете новую жизнь. Как и Элфриде Шнарренбергер, которому 10 лет, он сам все пишет - забавный, оригинальный и захватывающий! Кто хочет иметь лучшего друга по имени Элфриде? И этим летом полным неудач, Хьюберт решает пойти на поиски отца.

Эльфриде, Хьюберт и Хомяк Дитер приземлился после нескольких ошибок и путаницы в Пиццерии Санта-Мария, жизнь Элфридеса - решающий поворот. Это делает всю историю еще более очаровательной, потому что Алвес захватывает выходки девочек и причуды взрослых с сатирическим взглядом обозревателя, но она говорит об этом сдержанно и с тонким смыслом для разных семейных и языковых культур.

  1. Развитие навыка выразительного, правильного и осознанного чтения.
  2. Развитие памяти, мышления, логического мышления.
  3. Развитие речи учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства взаимоуважения, умения придти на помощь в нужное время.
  2. Формировать ценное отношение ребенка к себе и окружающим его людям.
  3. Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.

Оборудование и материалы:

  • Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой.
  • Выставка книг с рассказами Н.М.Артюховой.
  • Индивидуальные карточки для работы над совершенствованием техники чтения (работа над артикуляцией, дыханием, тоном речи, предупреждением регрессий глаз).
  • Пословицы о дружбе.
  • Карточки с названиями черт характера человека.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы с вами будем вести разговор о дружбе. Выясним, кто такой настоящий друг, умеете ли вы дружить друг с другом. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения помогут вам понять, важно ли иметь друга, и кто может стать вашим настоящим, надежным другом.

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы читали стихотворение А. Барто «Требуется друг». Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали это стихотворение, проверить вашу память. Для этого я попрошу вас выполнить задание №1 на карточке, где вам предлагается из набора фраз в правильном порядке составить последовательность уже известного вам стихотворения. Давайте прочитаем их, а затем вы самостоятельно поработаете.

1. Есть разряд у Ильиной
2. Все живут, не тужат
3. Подружись хоть на день
4. Ты дружи со мной одной
5. Стану знаменитой
6. На колени
7. А девчонка на дыбы
8. Дашь контрольную списать
9. Срочно требуется друг
10. Все пятерки до одной.

А теперь мы вспомним это замечательное стихотворение, и вы проверите насколько успешно выполнено задание.

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной - стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: « Дружи со мной! Подружись хоть на день.
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявление «Срочно требуется друг».

Вспомните и назовите песни, в которых говорится о дружбе. Примерные ответы детей:

«По секрету всему свету»
«Когда мои друзья со мной»
«Вот что значит настоящий, верный друг»
«Улыбка»
«Вместе весело шагать»
«Дорога добра».

Каким по-вашему должен быть настоящий друг? (Рассуждения детей).

3. Постановка цели урока

Итак, продолжаем урок чтения. Какие цели нам необходимо поставить перед собой на уроке чтения, чему мы учимся на этом уроке?
Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. Выберите те выражения, которые, по вашему мнению, будут сопутствовать целям, подчеркните их красным цветом и те, которые будут сопутствовать результату данного урока, подчеркните зелёным.

Учитель вывешивает на доску плакат с таблицей из двух столбцов:

Цели: Результат:

Развивать память Выразительное чтение

Выражать свое мнение Развитое мышление

Сегодня мы познакомимся с творчеством детской писательницы - Нины Михайловны Артюховой, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких, легких, добрых произведений разных жанров. Посмотрите на её портрет.

Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Для отца Нины - известного книжного издателя потомственного почётного гражданина М.В. Сабашникова, литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Нина Михайловна закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей.

Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах «Затейник», «Мурзилка». Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы «Маринка», «Светлана», сборники рассказов «Повести о детях», «Новые соседи», «Белая коза Альба», «Саша-дразнилка». Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов «Подружки».

Она создавала повести, рассказы, стихотворения. Все они по сей день излучают тепло, свет и безграничное добро. Во второй половине двадцатого века ее проза пользовалась большой популярностью. Рассказы писательницы помогают маленьким читателям видеть в мире добро, смеяться над своими ошибками, сохранять душевную чистоту. Нина Михайловна старалась создавать такие произведения, которые учили ребенка быть добрыми, справедливыми, смелыми и верными своему слову.

4. Изучение нового материала

Разминка.

Игра «Недовольная лошадка»: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Игра «Сердитый лев»: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

Первичное чтение рассказа учителем.

Первичная проверка понимания.

Скажите, является ли Галя Серебрякова отрицательным персонажем? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
- Как вы понимаете слово «Дружба»? (Ответы детей).

5. Физкультминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

6. Закрепление нового материала

Беседа по вопросам и выборочное чтение учащимися.

На сколько частей можно подразделить рассказ?
- Как можно озаглавить каждую часть?
- Кто является главным героем рассказа? Докажите.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Можно ли сказать что-то о характере девочек? Какими изобразил их художник?
- Какое количество уроков приводит автор?
- Прочитаем первый абзац и ответим на вопрос: почему девочки держатся за руки?
- О каком времени года говорит автор? Найдите описание в тексте.
- Почему Маруся покраснела, когда учительница попросила её читать?
- Почему Галя «захлёбывалась от удовольствия»?
- С какой целью Галя исправляла ошибки Маруси? Найдите в тексте эти эпизоды. Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Почему Ольга Андреевна не улыбнулась, когда Галя вновь сообщила ей об ошибке Маруси?
- Почему девочки после урока письма не шли вместе домой?
- Какие чувства испытывает Маруся?
- На каком этапе Галя поняла, что поступает неправильно? Почему она поменяла своё отношение к Марусе на вновь положительное? Найдите в тексте этот эпизод. Какие предложения нам указывают на то, что эти девочки подруги?
- Почему на этот раз Галя не стала исправлять ошибку Маруси?
- Какие предложения являются доказательством того, что девочки помирились?
- Что символизируют облетавшие листья?
- Почему автор говорит, что «это был удивительный день»?
- Почему автор говорит, что «для девочек эта осень была только началом»?
- Настроение начала рассказа и его конец совпадают? Как его описывает автор?
- Каким человеком на самом деле была девочка Галя?

Давайте опишем ещё раз Галю. Какие черты характера у неё?
- Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску (подчеркнуты в тексте), а лишние убираем.

смелая
чуткая
отзывчивая
робкая
боязливая
трусливая
доброе сердце

Что ещё вы можете добавить?

7. Итог урока

С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор?
- О каких человеческих качествах заставляет подумать?
- Вернёмся к пословицам. Выберите ту, которая наиболее соответствует рассказу «Подружки»:

Карманы туги - так будут други.
Без беды друга не узнаешь.
Правду говорить - друга не нажить.
Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
Друг познается в беде.

8. Домашнее задание

Пересказать рассказ «Подружки», придумать иллюстрацию.

Урок подготовлен по материалам сайтов:
www.artuhova.ru/;
www.poesis.ru/…/artuhova/biograph.htm;
www.festival.1september.ru/;
www.nastyha.ru/podruzhki/
http://www.deti.spb.ru/writers_rus/?a_id=546
http://www.fb2book.com/?kniga=30366

Страница 1 из 2

Галя Серебрякова и Маруся Ильина встретились, как всегда, у ворот и вместе пошли в школу. Синее безоблачное небо над широкой улицей. В садах и в скверах - осеннее золото листьев. Девочки шли, крепко держась за руки; поэтому Маруся Ильина несла портфель в левой руке, а Галя Серебрякова - в правой. А портфели были твердые, блестящие, с необмятыми краями - казалось, что их долго и старательно утюжили мамы вместе с коричневыми платьями, белыми воротничками и черными фартуками девочек.

Галя Серебрякова громко читала вывески и надписи, которые попадались навстречу:

- «Бу-лоч-ная»… «Стой-те»… «Ки-но»… «Мо-ло-ко»… «Ре-монт о-бу-ви»…

Прошуршал по серому асфальту голубой блестящий троллейбус. Быстро промчался, а все-таки Галя успела прочесть: - «Са-до-во-е-Б-коль-цо».

Как ты хорошо читаешь! - сказала Маруся.

Галя ответила с гордостью:

Я еще в прошлом году научилась!

Маруся вздохнула:

А я не умею такое трудное…

Все классы в школе были одинаковые, но самым лучшим, разумеется, был первый «А». Все учительницы в школе были разные. Самой лучшей, разумеется, была Ольга Андреевна.

Вот она вошла в класс, веселая, молодая, приветливая, и сразу захотелось ответить ей как можно лучше.

Ольга Андреевна заглянула в журнал и сказала:

Читай, Ильина.

Маруся покраснела, раскрыла букварь и начала читать, старательно, по буквам выговаривая каждое слово.

На пятой строчке запнулась и покраснела еще больше.

Галя подняла руку. Темные глаза стали совсем круглыми, как будто выпрыгнуть хотели, и умоляли учительницу: «Меня, меня спросите!»

Ольга Андреевна улыбнулась:

Захлебываясь от удовольствия, Галя прочла всю страницу, от начала до конца, даже то, что еще не было задано сегодня.

Ольга Андреевна опять улыбнулась и сказала:

Галя села за парту и радостно подумала: «Пятерку поставит!»

На следующем уроке девочки писали.

Ольга Андреевна ходила по рядам и заглядывала в тетради.

Ольга Андреевна, сказала Галя, - вот у нее здесь ошибка. - Она ткнула пальцем в Марусину тетрадь. - Нужно «о», а она написала «а».

Ольга Андреевна посмотрела на Галю, но почему-то не улыбнулась на этот раз.

Конечно, «о», - сказала она. - Поправь, Маруся.

Маруся стала поправлять и от волнения посадила на трудном слове большую расплывчатую кляксу.

Последним был урок арифметики.

Ольга Андреевна вызвала Марусю решать задачу.

Тонкие Марусины пальцы, постукивая мелом, нерешительно продвигались по черной доске. Маруся написала знак равенства и задумалась.

Девять! - крикнула Галя.

Светлана Николаева с передней парты обернулась. Лицо у нее было сердитое. Может быть, ей обидно стало, что не она первая решила задачу? Ведь по арифметике Светлана сильнее всех в классе.

Ольга Андреевна сказала строго:

Молчи, Серебрякова.

Маруся стояла, не поднимая глаз, и беззвучно шевелила губами. Потом вздохнула тяжело и написала: «9».

Медленно вернулась за свою парту и села рядом с Галей.

Урок кончился. Девочки закрывали учебники и тетради. Женя Волкова сказала соседке:

Нюра, у тебя сейчас заколка выскочит.

Нюра Иванова только недавно стала отпускать косу. А волосы у нее были прямые и жесткие. Заколки и ленточки подбирали за ней всем классом.

Про нее говорили, что, если бы она в лесу заблудилась, как мальчик с пальчик, дорогу домой найти было бы очень легко.