Что должен младенец в 2 месяца. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 13 минут

А А

Последнее обновление статьи: 11.03.2019

Когда ребёнку исполняется два месяца период новорожденности заканчивается, а начинается период грудного возраста. Каждому родителю интересно знать, что должен уметь ребёнок в 2 месяца.

За это время малыш подрос. У него начинают формироваться новые навыки. Теперь он способен узнать свою маму, улыбнуться ей. До двух месяцев дети, как правило, тоже улыбаются, но делают это совершенно неосознанно. Но сейчас причиной его улыбки могут стать мамины слова, либо просто её появление в поле зрения. Пока малыш воспринимает только родителей, они являются для него центром вселенной и самыми родными людьми в жизни.

В возрасте до года каждый месяц – это, своего рода, рубеж в развитии малыша. У него появляются новые умения и навыки, развиваются моторная и сенсорно-познавательная сферы.

Интенсивно идет доречевое и социальное развитие, начинают формироваться первые навыки самообслуживания. На этом этапе жизни маленький человек еще очень беспомощен и остро нуждается в родительской опеке, внимании, любви и заботе.

Движения ребёнка в 2 месяца

И хотя развивается малыш в два месяца больше эмоционально, чем физически, но всё же он старается совершать определенные действия.

Постепенно у ребёнка развивается моторика, «хватательный» рефлекс становится менее заметным. Теперь малыш разжимает кулачки и временами пытается ухватиться за маму. Например, за её волосы или одежду. Но в данный период сознательно отпустить её ещё не может.

Также в 2 месяца ребёнок по-прежнему пытается совладать со своим телом: с ручками и ножками. Стоит отметить, что его движения становятся уже не такими хаотичными, а более медленными и плавными.

Если ребёнка перевернуть на живот, то он способен удерживать головку около 10-15 минут . И уверенно держит головку в положении лежа на животе. Причем, чем старше становиться крошка, тем выше он поднимает подбородок. И делать это в таком возрасте нужно как можно чаще, чтобы мышцы шейного отдела укреплялись.

Двухмесячный малыш так же способен прямо держать головку на протяжении нескольких минут, находясь на руках взрослого в вертикальном положении.

Умеет двигаться по горизонтальной поверхности, используя ручки и ножки одновременно, не отрывая живот от поверхности. В два месяца ребеночек уже умеет переворачиваться с одного бока на другой.

Может в течение длительного времени фиксировать взгляд на яркой игрушке, способен держать ее кистью до 20 секунд и размахивать ею. Может ударить по висящей погремушке. Если предмет попадет ему в ручку, схватит его и потащит в рот. У малыша улучшается владение своим телом, и координация движений, но его пальчики еще очень слабы, и ему трудно удержать предмет. Хотя ребёнок в этом возрасте всё тащит в рот, запрещать ему это не рекомендуют. С раннего детства вашей крохе лучше привыкать к бактериям окружающей среды, чрезмерная стерильность не просто не нужна, она может нанести ущерб, в том числе иммунной системе малютки, и привести к развитию аллергии.

Сосательный рефлекс еще достаточно силен, ребеночек любит посасывать кулачок. При недостатке общения со взрослыми (с мамой), он может сосать грудь несколько дольше, чем требуется для насыщения. Это его способ коммуникации и обмена энергией с матерью.

Что нового появляется у младенца в 2 месяца:

  • Повышается болевая чувствительность младенца, он начинает остро реагирует на любой дискомфорт, как то голод или мокрый памперс.
  • Двухмесячный грудничок замирает и улыбается, когда чувствует приятный запах и делает гримасу и чихает, когда запах неприятный.
  • Зрение малютки становится всё лучше и лучше, он распознает окружающие его предметы: яркие игрушки, соску, бутылочку. Кроха уже способен удерживать внимание в течении 5-7 минут.
  • Если ребенок родился с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, то ко втором месяцу они обязательно побледнеют, а к 8 месяцам исчезают бесследно. Если этого не произошло, то можно сказать, что имеются нарушения мозгового кровообращения у ребенка.
  • В 2 месяца пушок волос выпадает, и появляются луковичные волосики.
  • Малый задний родничок полностью закрывается ко 2-3 месяцу.

Физиология ребёнка в 2 месяца

В этот период ребёнок очень активно растет. К концу второго месяца он способен прибавить в весе до 700-800 грамм. Это примерно четвертая часть того веса, с которым он родился. Рост малыша тоже стремительно увеличивается. В среднем он становится больше на 3-4 сантиметра. Размер окружности груди, по сравнению с первым месяцем, увеличивается до 20 мм.

Если в 2 месячном возрасте мальчик весит менее 4,3 кг , а девочка – менее 3,9 г – это повод для консультации у педиатра. Слишком большая окружность головы – так же серьезная причина показать малютку неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.

В сутки ребёнок спит от 15 до 18 часов. Ночью он может спать 5-6 часов подряд, не просыпаясь на кормление. В общей сложности ночной сон составляет 9-11 часов.

В течение дня ребёнку необходимы два длительных сна и 3-4 коротких. Продолжительность длительного сна составляет до 2 часов, а короткого 20-40 минут. Если малыш находится на грудном вскармливании, то в короткие сны он обычно спит на руках у мамы, не выпуская изо рта грудь.

На сон ребёнка в этом возрасте очень влияет то, как много времени мама проводит с ним и держит его на руках. Если ребёнку достаточно тепла и ласки, то и спит он гораздо крепче, чувствуя безопасность и любовь мамы. Но если малыш чем-то обеспокоен, то он начинает просыпаться каждые 40 минут, чтобы удостовериться, что мама рядом.

Распорядок дня младенца будет зависеть от кормления, от того, рано ли малютка проснулся. Например, можно использовать такой вариант режима дня:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Дневной сон №1 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Дневной сон №2 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Дневной сон №3 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*1 ночное кормление 22.00
*2 ночное кормление 01.30 или 03.00

Обычно такой режим, с 3-мя дневными снами , бывает у хорошо развивающихся 2 месячных малышей, с уравновешенной нервной системой и крепким здоровьем. Очень хорошо, если дневные сны малютки будут проходить на свежем воздухе.

Двухмесячный малыш на ГВ обычно просит мамину грудь после пробуждения и во время засыпания, он может прикладываться к ней до четырех раз в час и посасывать по несколько минут, а полноценное кормление проходит с промежутком от 40 минут до 2,5 часов. Ночью малютка прикладывается к груди с 3 до 8 часов утра.

Питание грудничков на ИВ проходит по строгим нормам. Для расчета суточного объема питания вес малыша делят на 6 , и затем, узнав общий суточный объем смеси, делят его на 6 или 8 , это число кормлений в сутки, так получается объем одного кормления. В среднем 2 месячный малютка съедает 900 г смеси в сутки – это, примерно, по 130 г в кормление, если кормлений 7.

Доктор Комаровский объясняет, чтобы ночной сон ребёнка был здоровым и крепким, день нужно проводить активно и с пользой: «Живите активно - гуляйте, спите днем на свежем воздухе, поощряйте познание мира и подвижные игры.»

Его видео о правилах сна ребёнка может помочь мамам, открыв некоторые секреты и тонкости.

Малыш меньше спит, более активен. Вполне может не засыпать сразу после приема пищи, а некоторое время поиграть в кроватке.

У него достаточно хорошо развита память. Он запоминает повторяющие явления, у него формируются условно-рефлекторная деятельность, достаточно высокого уровня. Он запоминает время купания, массажные сеансы, время кормления, купания, способен воспринимать периодически повторяющиеся явления, как закономерность, привыкая к системе (распорядку дня). Если внимательно следить за малюткой можно заметить, что перед кормлением он начинает проявлять нетерпение, предвкушая прием пищи. Ожидая, что начнутся приятные упражнения, 2-х месячный ребенок выказывает радость. Перед приемом ванны, когда мама берет свое дитя, оно довольно активно проявляет радость. И при нарушении распорядка дня ваше чадо может удивиться и даже огорчиться, выражая плачем свое недовольство.

Зрение ребёнка в 2 месяца

В два месяца у ребёнка улучшается слух и зрение. Лежа на животике, ваш малыш может делать плавные следящие движения глазами, что отличаются от скачкообразных движений глаз на первом месяце рождения. Ребенок спокойно отслеживает яркий объект, который движется на расстоянии до 60 сантиметров и наблюдать за вертикально движущемся объектом.

В два месяца ребёнок способен фокусировать свой взгляд на предметах. Особенное его внимание привлекают либо яркие и красочные предметы, либо предметы, которые он видит в своей жизни первый раз. Разглядывать такие объекты он может по несколько минут.

Зрительное восприятие детей в таком возрасте становится более четким, они способны видеть очертания предметов и их цвета. Если с малышом начать играть погремушкой, медленно водить ей в разные стороны, то он начнёт следить за ней, стараясь не отводить взгляда. Теперь малышу под силу отличить самых близких людей — маму и папа, от всех посторонних. Также он начинает отличать живые предметами от неживых. Например, за кошкой малыш наблюдает с большим интересом, чем за игрушкой.

Если при движении ручки попадают в поле зрения, концентрирует на них взгляд. Мигает, если предмет приблизить к его личику.

В этом возрасте слизистая глазок еще не слишком чувствительна, поэтому соринки попавшие в глаз, редко беспокоят малыша, тоже касается и ситуации, когда он попадает себе пальчиком в глаз. Еще может наблюдаться слабая со-координация глазных яблок, это выражается в небольшом косоглазии.

В два месяца малютка способен отличать свою маму от других взрослых, помнит и узнает ее лицо, запах. Он становится более общительным. Начинают развиваться коммуникативные навыки.

Слух малыша

Вместе со зрением в этот период идёт и интенсивное развитие слуха. Амниотическая жидкость, которая у ребенка после родов накапливается в среднем ухе, начинает постепенно поглощаться тканевыми клетками, поэтому кроха гораздо лучше слышит, чем в первый месяц своей жизни. Малыш начинает реагировать на шум и уже определяет с какой именно стороны он доносится. Если потрясти погремушкой вне поля зрения ребёнка, то можно наблюдать следующую картину: сначала малыш замирает на некоторое время, анализируя ситуацию, а уже затем поворачивается именно в ту сторону, откуда доносится звук.

Малыш поворачивает голову, разглядывает окружающие его предметы, реагирует на аудио раздражители, прислушивается к заинтересовавшим его звукам. Если издавать шуршащие звуки бумагой, он вертит головой, пытаясь увидеть что шуршит. Если в период новорожденности малютка не реагирует на резкие хлопки и звук телевизора, то в возрасте двух месяцев с развитием слуха и зрения нужно ограничить нахождение ребёнка у телевизора и компьютера, сведя его к минимуму. Малышу ни в коем случае нельзя смотреть разные программы, видео, рекламы. Это отрицательно сказывается не только на зрении, но и на психике ребёнка. Следствием этого может стать нарушение сна.

А вот включать классическую тихую музыку рекомендуется. Малыш не только под неё успокаивается и расслабляется, но также формирует любовь к прекрасному.

Малыш уже может различать не только звуки, но и голоса. Так он реагирует на мамин и папин голос улыбкой и повышенным вниманием, а на чужой голос –настороженностью и иногда даже плачем.

Каждый ребёнок в 2 месяц уже понимает тот факт, что если он подаст голос, то к нему обязательно кто-нибудь подойдёт. Он начинает самостоятельно формировать причинно-следственные связи и вырабатывать определенные привычки и даже стратегии.

Речевой аппарат ребёнка в 2 месяца

В два месяца ребёнка вполне уже может начать радовать родителей своим гуканием, издавая протяжное «а-а» , «о-о» и т.д. Отдельные гортанные звуки постепенно будут формироваться в слоги. И к концу месяца родители могут услышать от младенца «ха» , «хо» , «хех» .

Процесс лепетания для малыша очень эмоционален. В ходе общения с родителями он может ворковать, взвизгивать или причмокивать. Его настроение напрямую зависит от настроения мамы. Если мама чем-то расстроена или огорчена, поведение малыша может быть капризным, а сам кроха грустным. Необходимо дарить ребенку положительные эмоции. И делать это нужно постоянно.

Кожа ребёнка в 2 месяца

Нужно помнить, что кожа – это некий защитный барьер, препятствующий попаданию разных болезней и инфекций в организм малыша. Также она является своеобразным сенсором, который воспринимает разные сигналы и выполняет функцию терморегулятора. Поэтому нужно особое внимание проявлять к кожному покрову младенца, ведь от него напрямую зависит самочувствие и здоровье ребёнка. Уход за кожей должен быть правильным и постоянным. Для этого необходимы купания без использования разных мыльных средств, которые сушат нежную кожу ребёнка. А также два раза в день её следует смазывать гипоаллергенным детским кремом.

Купание ребёнка в 2 месяца

К 2 месяцам у родителей прибавляется уверенности и сноровки в купании своего малыша. В этом возрасте обычно переходят на купание через день и лучше в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Для лучшего сна малыша в воду добавляют отвар из ромашки, коры дуба, лаванды или череды. Температура воды должна быть не менее 36-37ºС , а в ванной комнате надо поддерживать температуру не менее 23-24ºС.

К этому возрасту ребёнок уже привыкает к процедуре купания. И большинству детей очень нравится этот процесс. Если до этого ребёнок купался в маленькой ванночке, то в 2 месяца можно устраивать водные процедуры в большой ванне. Для этого ребёнку покупают специальный надувной круг, который фиксируется на шее. Благодаря ему, малыш сам способен передвигаться по ванне, отталкиваясь руками и ногами от ее бортиков.

Такое купание не только интересно самому малышу, но и невероятно полезно для формирования опорно-двигательной системы. Кроха начинает познавать мир и приспосабливаться к разным условиям жизни.

Уход за младенцем

Для правильного физического развития грудничка родители должны:

  1. Совершать ежедневные прогулки с новорожденным по времени не менее 2-4 часов;
  2. Для развития шейных мышц малыша, чтобы его головка хорошо удерживалась, чаще, но понемногу выкладывать его на животик;
  3. Обязательные 5-минутные воздушные ванны, продолжительность которых со временем увеличить до 10-15 минут. Эту процедуру проводят, раздевая ребенка догола при смене подгузника или перед купанием;
  4. Чтобы развивать у малыша мелкую моторику знакомьте его с разными материалами, вкладывая в маленькую ручку мягкие, шершавые или гладкие предметы, возможно из пластмассы, резины или дерева;
  5. Массаж всего тела младенца, лёгкими поглаживаниями и нежными похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам, ладоням и пальчикам младенца.

Для уменьшения повышенного тонуса мышц на ручках младенца рекомендуется делать массаж по методике Николая Никонова , ведущего врача-массажиста России:

Применение гимнастики с самого раннего возраста поможет вашему малышу расти крепким и здоровым. Гимнастические упражнения лучше всего выполнять по утрам, и через 1-2 часа после первого кормления. Нежно возьмите ручки крохи своими ладонями, и совсем без усилий, расставьте их в стороны, затем положите кулачки на груди. При этом можно считать или напевать веселую песенку. С 2 месяцев также полезно делать упражнение “велосипед”, оно помогает справиться с коликами, и укрепляет мышцы ног. Малютку берут за голени и поочередно прижимают, согнутые в коленях ножки, к груди, а затем выпрямлять их. Занятия нужно проводить регулярно, каждый день, но если ребенку нездоровится или ему сделали плановую прививку, то лучше на время прекратить физические упражнения.

На что родителям следует обратить особое внимание:

  • не стоит оставлять малыша одного на пеленальном столике, хотя полноценно двигаться он не умеет, но у него вполне хватит сил подвинуться к краю;
  • не стоит давать малышу соску и бутылочку с веревкой или цепочкой, дети в таком возрасте часто в них запутываются, что в последствии может привести к асфиксии;
  • при любых отклонениях на ваш взгляд незамедлительно обращайтесь к педиатру;
  • больше играйте с крохой, проговаривая названия предметов, ведь малыш уже всё понимает;
  • чаще проводите время на свежем воздухе;
  • необходимо соблюдать гигиену малыша, научиться правильно ухаживать за всеми частями тела. В этом могут помочь знамениты и ценные обучающие видео, которые разработал опытный и хороший доктор Комаровский.

В возрасте 2 месяцев малышу важна любовь папы и мамы. Самые родные люди должны находиться рядом. В жизни крохи постоянно что-то меняется, каждый день он учится делать что-то особое, испытывать новые ощущения и эмоции. Ребёнок находится на этапе познания мира и в этом ему надо помогать. Вместе с ним изучать разные предметы, обязательно давая ему их потрогать, тем самым развивая моторику.

Если ребенок на рассматриваемом этапе жизни, овладел не всеми описанными навыками стоит проконсультироваться с педиатром, он осмотрит малыша и даст необходимые советы.

Не стоит впадать в панику, детки развиваются очень индивидуально. Если малютка что-то не хочет делать, или не умеет, далеко не всегда это признак нарушения или заболевания. Например, крупный ребенок может не хотеть переворачиваться, и научится выполнять перевороты несколько позже своих более легких сверстников. Это не плохо, если нет отклонений, так как скелет малыша еще очень слабенький, и повышенная двигательная активность может привести к искривлению костей.

Частые проблемы

  1. Колики. Педиатры рекомендуют применять физические методы, чтобы предотвратить дискомфорт и боли: перед едой выкладывать младенца на живот, делать перерывы в сосании, давая ребенку срыгнуть воздух, после кормления держать кроху столбиком.
  2. Молочница ротовой полости. У малютки эта проблема появится от заражения кандидой от мамы или при снижении иммунитета. Следует показать малыша врачу, заметив белый налет во рту.
  3. Потница. Возникает при перегреве ребенка, а профилактикой будет правильная гигиена и одежда по погоде. Для быстрого устранения этой проблемы в воду при купании добавляют настой ромашки или отвар дубовой коры.
  4. Опрелости. Возникает при редкой смене подгузников, плохом подмывании и редких воздушных ваннах.
  5. Сыпь на личике. Проходит самостоятельно к 3 месяцам, лечить ее не надо, нужно лишь купать ребенка в отварах трав. А связана она с выведением из тела малютки материнских гормонов, поступающих с грудным молоком.

Социальные навыки 2 месячного малыша

Эмоциональное развитие малыша зависят не только от усилий родителей, но и от его темперамента. Тоже касается и социальной составляющей.

  • если ребенку улыбнуться, на втором месяце жизни он должен ответить улыбкой, длительность улыбки малыша десяток секунд;
  • на этом этапе жизни улыбка переходит из рефлекторной реакции в эмоциональный ответ ребенка, специализированную осознанную форму общения;
  • он должен проявлять радость при разговоре ласковым голосом:
  • показывать неудовольствие, выраженное в плаче в ответ на тугое или грубоватое пеленание, резкие или громкие звуковые раздражители, грубый голос взрослого;
  • если обращаться к малютке или ласкать его, он должен прислушиваться и внимательным образом изучать лицо взрослого, он даже может улыбаться в ответ на ласку;
  • при прекращении общения он может выражать неудовольствие, которое сменяется радостью, если общение возобновить;
  • маленький человек четко выделяет маму среди массы взрослых и проявляет радость от общения с ней в форме двигательной активности;
  • у ребенка в 2-х месячном возрасте не очень много средств коммуникации, одним из активных средств является плач, у плача появляются множество оттенков, с помощью которых он информирует внимательного родителя о своем состоянии;
  • реакция на «чужих» взрослых у него примерно одинаковая, малыша не беспокоит врачебный осмотр, хотя в некоторых случаях взрослые могут и не нравиться, тогда свою реакцию крошка проявит плачем.

Конечно, если есть нарушения со стороны эмоциональной сферы, требуется врачебное наблюдение.

Как заниматься с ребёнком второго месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 2 месяца. Игры для ребёнка в 2 месяца. Зарядка для ребёнка в 2 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 2 месяца.

В один прекрасный день вы заметите, как в ответ на ваше внимание малыш отворачивается и делает вид, что не замечает вас или занят своими делами. Эта реакция должна вас скорее порадовать - именно так он демонстрирует свою уверенность в вашей любви . Конечно, он скорее важничает и кокетничает в полной уверенности, что вы не исчезнете и не оставите его. Это большой комплимент с его стороны.

Таким нехитрым способом ребенок самоутверждается. В эти моменты важно поддерживать эту игру, демонстрируя вашу мамину надежность. Если же сделать попытку вернуть его в кроватку или передать на руки другому человеку, малыш тут же зальется слезами.

Развивайте речевое внимание ребенка, разговаривая с ним нежным голосом и комментируя действия, которые вы делаете совместно. Например, если вы купаете малыша, сопровождайте это мероприятие от начала до конца соответствующими словами: «Сейчас мы будем купаться. Поплаваем в теплой водичке. Искупались. Будем вытираться». Говорите ласковые слова.

Наслаждайтесь первыми беседами друг с другом. Склонившись над малышом, вы можете вызывать ответное гуление, разговаривая на его языке: причмокивайте, воспроизводите «младенческие» звуки с различными интонациями, громче или тише, нараспев или коротко, нежно или весело. Ребенок будет пытаться подражать вам и через некоторые паузы начнет отзываться. Вслушивайтесь в звуки, которые он произносит, и отвечайте ему.

Развитие слуха ребёнка в 2 месяца

Если вы хотите развивать у ляльки слух, а заодно получить еще один способ успокаивать или взбадривать его, включайте музыку. Во время кормления и перед сном это может быть спокойная мелодия, а во время зарядки и гимнастики - веселая, ритмичная.

Браслеты с бубенцами

Надевайте на ручки ребенка мягкие цветные браслеты с бубенцами. Двигаясь, он будет невольно прислушиваться к звукам.

Две игрушки

В этом месяце можно немного усложнить игры с погремушками. Сначала вы можете использовать одну, слегка погремев ею с одной, а затем с другой стороны. Через некоторое время возьмите две игрушки с отличающимися звуками, поочередно гремя первой с одной стороны, а второй - с другой. Только обязательно делайте паузы на несколько секунд.

Мобиль

Над кроваткой можно повестить музыкальный мобиль - его любят все дети. Включайте его на пять минут - этого достаточно, иначе малыш утомится.

Развитие зрения ребёнка

Разноцветные рожицы

Вы по-прежнему можете рисовать веселые рожицы и вывешивать их в кроватке. Ребенку это не надоело. Но чтобы изображения не наскучили ему, используйте каждый раз разные краски, когда рисуете глаза, волосы и губы.

Слежение за игрушкой

Возьмите яркую игрушку на длинной ручке и медленно подвигайте ею из стороны в сторону по дуге на расстоянии около 50 см от глаз ребенка, вызывая слежение.

Затем поменяйте траекторию движения и двигайте игрушкой вверх-вниз и вкруговую. Но слишком не увлекайтесь этой игрой - малыш от нее быстро устанет, ведь его зрение еще тренируется.

❧ Особенной любовью малышей всегда пользуется кукла-неваляшка. Ставьте ее недалеко от ребенка.

Развитие двигательной активности ребёнка. Зарядка для ребёнка в 2 месяца

Старайтесь во время бодрствования вызывать его общее двигательное оживление, разговаривая и подбадривая его. Помните, что не следует слишком туго пеленать малыша, чтобы не сковывать его движения. Лучше всего надевать ему ползунки, иногда держите его полностью раздетым.

❧ Предоставляйте ребенку свободу движений, он быстрее научится координировать их, что важно для его гармоничного физического развития.

Чаще держите младенца в вертикальном положении - это полезно для укрепления шейных мышц.

Делайте с ним зарядку в первой половине дня:

❧ положив ребенка спиной на ровную поверхность, поднимайте и опускайте руки, сначала поочередно, а потом вместе;

❧ разводите и сводите руки малыша, скрестив их перед грудью, сначала правая вверху, а затем - левая;

❧ используйте движения «боксера» - вытягивайте поочередно руки вперед;

❧ возьмите ребенка за ножки под пяточки и делайте движения, имитируя езду на велосипеде;

❧ подводите обе ноги, согнутых в коленях, к животу и затем выпрямляйте их;

поднимайте его прямые ноги. Положите четыре пальца руки на колени малыша, большие пальцы - под колени, зафиксировав голень. Ножки выпрямляют настолько, насколько позволяет ребенок, при этом ягодицы не должны отрываться от стола;

❧ поднимите ребенка и, поддерживая под мышки, приподнимайте и опускайте его, чтобы он отталкивался ногами от опоры.

Помните, что гимнастика делается в медленном темпе.

Развитие тактильных ощущений у ребёнка

Развивайте тактильные ощущения и мелкую моторику рук ребенка, сочетая легкий массаж кистей и игры с погремушкой:

❧ просовывайте свой большой палец в кулачок, раздвигая его сжатые пальчики скользящим движением от ладони к кончикам;

❧ делайте поглаживающие движения ладошкой ребенка о вашу ладонь крест накрест (проводка ладони начинается между большим и указательным пальцами);

❧ поглаживайте своей рукой по тыльной стороне кисти малыша по направлению к пальчикам;

❧ помассируйте каждый пальчик по отдельности от основания к кончику;

❧ освободите большой пальчик ребенка от кулачка, промассируйте его от основания к кончику и сделайте им круговые движения;

❧ круговые массирующие движения по ладони ребенка с легким нажатием («Сорока-белобока»),

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил,

Тебе нет ничего!

После легкого массажа вложите в ручку ребенка погремушку в виде кольца или гантели. Сначала он может даже не смотреть на игрушку, а его движения будут неловкими, но постепенно его действия станут целенаправленными. Помните, что все игрушки, которые вы даете ребенку в руки, должны быть чистыми, потому что малыш обязательно попробует их на вкус.

Дети, с которыми проводятся подобные «занятия», намного раньше учатся удерживать предметы и манипулировать ими.

❀ Для развития тактильных ощущений ребенка используйте игры со специальной перчаткой, на каждом пальчике которой нашиты кусочки разной материи. Также используйте предметы из разного материала и поглаживайте ими ручки ребенка, называя их.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Первый, самый сложный, месяц после рождения вашего малыша остался позади. Адаптационный период к домашним условиям прошел гладко, на 2 месяце жизни ребенок уже не считается новорожденным. Он вступает в новую, еще более интересную и насыщенную жизнь. Развитие ребенка в 2 месяца делает большой скачок, активность повышается, за этот период приобретаются новые важные навыки и полезные привычки.

Пошел второй месяц с момента появления в доме появился маленький человечек, и он, сам не зная, диктует собственные правила и устанавливает режим дня всем домочадцев. Обычно в течение 1–2 месяцев у малыша устанавливается четкий график кормления, сна и периодов бодрствования, который необходимо постепенно корректировать по мере подрастания ребенка.

Сейчас главным залогом активности и правильного развития является пища, получаемая от мамы, и здоровый сон, позволяющий ему набраться сил, помогающих ежедневно познавать чудесный окружающий мир.

Количество грудного молока, обеспечивающее потребности младенца, составляет не менее 800 грамм в сутки. В случае невозможности грудного вскармливания ребенка кормят смесью в том же количестве — около 800 г. Современное детское питание обогащено всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и является вполне сбалансированным, поэтому перекармливать младенца не стоит.

В среднем за указанный период вес грудничка достигает примерно 0,8–1 кг , а рост увеличивается где-то на 3 см . Однако это усредненные показатели, и не стоит расстраиваться, когда младенец недостаточно вырос либо, наоборот, набрал слишком много. Организм каждого малыша индивидуален, и потребности у него разные.

Младенцу в 2-месячном возрасте полезно много спать и набираться сил для активного роста. Обычно дневной сон длится примерно 2,5 часа, потом период бодрствования и прием пищи (все вместе минут 40). Ребенок большую часть дня спит. Но подобные интервалы тоже крайне индивидуальны, у разных деток режим дня различный. Многие детки достаточно мало спят днем. Главное, чтобы ночной сон длился 5–6 часов и был глубоким и спокойным.

Оцениваем умения малыша

Относительно тех способностей и навыков, приобретенные ребенком в первые 2 месяца жизни, то здесь можно только радоваться. Развитие малыша сейчас идет просто семимильными шагами, и он буквально каждый день преподносит родителям маленькие сюрпризы. В идеале, грудничок во второй месяц должен научиться:

  • удерживать прямо головку примерно 10–20 секунд;
  • лежа на животике, приподнимать голову, плечи и грудь, и оставаться в подобном положении недолгое время;
  • спокойно лежать, расслабив ножки и ручки, в течение достаточно длительного периода;
  • удерживать легкие игрушки, вложенные в ладошки родителями;
  • исследовать свое тело, хватать себя за различные части;
  • прислушиваться к голосам и другим звукам, раздающимся поблизости;
  • следить глазками за медленно движущимися предметами и фокусировать взгляд на неподвижных.

Сюрпризы продолжаются

Кроме всего вышеперечисленного, на втором месяце жизни ребенок начинает улыбаться. Да-да, именно улыбаться, но осознанно, очень мило и беззубо. Малыш выдает не те непроизвольные гримасы, впервые замеченные в 1 месяц и возникающие во время сна или сосания груди. Это очаровательная, самая драгоценная улыбка в мире, и ей младенец одаривает, прежде всего, маму и папу.

К 2 месяцам ребенок начинает гулить, произносить нараспев различные гласные звуки. Постепенно звуки станут складываться в простые слоги и слова — прекрасное начало дальнейшему речевому развитию малыша и пополнения его богатого словарного запаса. А повторяя за ним лепет и одновременно делая акцент на четкой артикуляции, станете ребенку прекрасным примером, помогающим ему развивать речь дальше. Делайте это в виде игры, рассказывая ему различные стишки и потешки.

Плач грудничка в 2 месяца приобретает множество оттенков и значений. Теперь малыш точно знает, как сообщить о том, что он голоден, устал, хочет на ручки и просто пообщаться. Внимательные родители по характеру издаваемых звуков сразу же поймут причины беспокойства малыша. Зачастую за плач принимаются просто крики, с помощью чего ребенок просто подзывает к себе, скучая.

Первые занятия с малышом

В правильном и быстром физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенку стоит немного помочь. Различные упражнения, направленные на закрепление приобретенных навыков и умений, принесут малышу неоспоримую пользу в дальнейшем, а вам помогут еще больше сблизиться с крохой.

  • Упражнения на осязание. Чтобы развивать пальчики, полезно ребенку в ручки попеременно вкладывать небольшие предметы, изготовленные из разных материалов: пластика, дерева, металла, ткани, меха, стекла, бумаги, кожи и прочих. Вообще, любые упражнения с пальчиками благотворно влияют на правильное развитие речевого аппарата и впоследствии помогут избежать встреч с логопедом.
  • Упражнения, способствующие развитию зрения и слуха. Надо взять яркую погремушку и потрясти ею в течение нескольких секунд сбоку от малыша, сантиметрах в 30. Малыш обязательно сначала замрет, стараясь определить, откуда доносится звук, а затем начнет активно вертеть головкой по сторонам в поисках его источника. Стоит ту же погремушку подвесить в кроватке и передвигать ее с края на край, давая малышу следить глазками за движением игрушки. Прекрасно в подобном плане действуют на детей мобили на кроватку.

Подобные игры стоит проводить 2–3 раза в день и следить за состоянием ребенка, не переутомлять. С началом капризов и иным проявлением недовольства недовольство, упражнения следует на время прекратить и подождать, пока малыш снова окажется в хорошем расположении духа. Правильное проведение описанных упражнений и некоторых новых подробно показано на прилагаемом видео.

Крупа и другие подручные средства

Прекрасным способом физического укрепления организма малыша служит массаж и самомассаж . Обычно с массажем более-менее понятно, и родители успели освоить его еще в первый месяц жизни ребенка, но о самомассаже многие не слышали. На расстеленную на пеленальном столике простынку надо высыпать немного крупы и положить на нее малыша – животиком или спинкой. Малыш начинает ерзать, тем самым получая новые тактильные ощущения и развивая воображение. Здесь нужно внимательно следить за реакцией ребенка, старайтесь не сделать ему больно, неприятно, ему нельзя тянуть крупу в рот.

Обычный массаж тоже можно несколько разнообразить: например, не просто поглаживать малыша руками, а катать по спинке, животику, ножкам и ручкам разные катающиеся предметы — различные шарики, карандаши, орехи, матерчатые валики.

Также полезно поглаживать тельце крохи лоскутками из различных материалов и меховыми помпонами. Во время подобного массажа делается акцент на разнообразии материалов и, соответственно, различных ощущениях, воспринимаемых ребенком.

Уход очень важен

Основной уход за ребенком в два месяца ничем особо не отличается от ухода за новорожденным. Ребенка по-прежнему необходимо купать 4–5 раз в неделю, подмывать, чистить ушки, носик и глазки. При необходимости – избавляться от себорейных корочек на голове.

Важно ухаживать за пупочной ранкой. Необходимо чистить ее, если еще остались выделения и корочки, обрабатывать 3%-ной перекисью водорода. Но в целом в 1–2 месяца подобной проблемы у деток нет.

В целом, необходимо внимательно наблюдать за самочувствием малыша и с появлением каких-то признаков болезни вовремя обратиться к педиатру. К концу рассматриваемого периода ребенка обязательно осматривает невролог, хирург, окулист, ортопед. Зачастую делают УЗИ тазобедренных суставов и органов брюшной полости.

Кишечные колики в 2 месяца все еще могут беспокоить малыша. Облегчить ему состояние помогут нехитрые манипуляции — выкладывание на животик, поглаживание по часовой стрелке, а прикладывание грелки с теплой водой, свежевыглаженной (либо согретой на батарее) пеленки.

Сейчас грудничку необходимы любовь, забота и внимание. Наслаждайтесь временем, когда вы можете безгранично общаться и заниматься с малышом, дарите ему и себе бесценные минуты общества друг друга, и тогда любые возникающие проблемы станут решаться гораздо легче и оперативнее.

Второй месяц в жизни ребенка — это новый, волнующий этап, наполненный эмоциями, событиями и новостями. К этому моменту любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно. Развитие вашего новорожденного ребенка в два месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к внеутробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Физические показатели (рост, вес)

С физической точки зрения двухмесячный ребенок начинает крайне активно развиваться. Чаще всего к этому сроку он набирает не менее 800 грамм веса и вырастает как минимум на несколько сантиметров. Увеличиваются все средние показатели, будь то охват головы, рост, вес или объем грудной клетки.

Слух и зрение улучшаются, но пока что не достигают идеала (слышит ребенок далеко не все звуки и не умеет фокусировать зрение на быстродвижущихся предметах).

Не стоит пугаться, если ребенок развивается медленнее, чем его сверстники. Существуют усредненные показатели роста и веса, но они вовсе не абсолютны. Имеет смысл насторожиться лишь при резком скачке в весе или другом показателе. Это может быть сигналом некоторого рода патологий, о которых подробнее расскажут специалисты.

Способности и рефлексы ребенка

Ко второму месяцу жизни любой малыш начинает развиваться и осваивать новые навыки и приобретает особые рефлексы. Чаще всего в основу ложатся двигательные функции, открывающие малышу дверь в неизведанный доселе мир. Говорить о том, что умеет ребенок, сложно, так как все навыки достаточно относительны. По данным статистики, большая часть двухмесячных детей умеет:

  • предотвращать непроизвольные сокращения мышц;
  • лежать спокойно, расслабившись;
  • на несколько секунд приподнимать грудку, оставаясь при этом на животе;
  • держать некоторое время голову на весу ();
  • удерживать при помощи ладони простые игрушки;
  • хватать самого себя за части тела;
  • вслушиваться в человеческие голоса.

Новорожденный уже может изгибаться, махать руками, временами сжимает пальцы и проявляет существенный интерес к предметам, которые можно схватить и пощупать. Именно поэтому он мнет простыни, хватает за руку взрослых и упорно пытается сорвать игрушки, висящие над кроваткой. Статья о первых .

Единственным способом общения с окружающим миром для двухмесячного ребенка остается плач, но в его «речи» постепенно начинают проявляться другие звуки. Малыш с большей охотой начинает агукать и смеяться.

Чему следует учить малыша?

В первую очередь рекомендуется обучать ребенка правильному произнесению определенных звуков. Лучше всего пародировать самого малыша, но при этом делая упор на артикуляцию. Наблюдая за движением родительских губ, новорожденный спустя некоторое время непроизвольно начнет им подражать и улучшит собственные навыки. Для этого могут подойти всевозможные сказки и потешки, в которых фигурируют означенные звуки.

Дети радуются, когда их родители переходят с непонятных пока что слов, на звуки. Любой ребенок будет счастлив, если его мама начнет мяукать или гавкать, тем самым успокаивая его.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Режим дня

Двухмесячный ребенок придерживается достаточно мирного образа жизни, поэтому сложно сказать сколько он ест или сколько спит. Учитывая, что в своем возрасте малыш переживает буквально семимильный рост, ему требуется порядочное количество энергии. Получает её он не только из пищи, но из сна, который смело можно причислить к краеугольному фактору. Ребенок .

Режим дня важен для развития любого малыша. В первые же месяцы жизни родители должны сформировать расписание, согласно которому как сон или игры, так и питание будут происходить в определенное время. Необходимо подстраиваться под ребенка и помнить, что у него свои биоритмы, заслуживающие уважения со стороны взрослых.

В фазу ночного сна происходит наиболее активный рост и развитие юного организма. Лучше всего выработать традицию, которая бы готовила малыша к долгому и здоровому сну. Именно поэтому специалисты советуют купать ребенка прямо перед укладыванием в постель. Дети любят водные процедуры, которые с легкостью снимают любой стресс. Купать двухмесячных детей следует не более пяти минут с соблюдением норм, касающихся температуры и состава воды. Если ребенок плохо спит, то ознакомьтесь со статьей .

Родители должны осознавать и помнить о том, что за новорожденным ребенком необходим постоянный присмотр. Нельзя оставлять его одного и игнорировать визиты к специалистам.

Ко второму месяцу жизни малыша должен осмотреть окулист, педиатр, невропатолог и ортопед. Данные врачи обязаны оценить общее состояние организма, дать необходимые советы по уходу и выявить наличие патологий.

Второй месяц жизни. Календарь развития ребенка