Чем обряд обручения отличается от помолвки и венчания? Помолвка, свадьба, венчание: в чем отличие обрядов

Обручить жениха с невестой — значит надевать им кольца. Этот термин, вероятно, происходит от польского слова обруч — кольцо, или от слова рука, рукобитье. В древности брачному обряду предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный договор.

Последний представлял собой официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты; кроме того, жених дарил невесте кольцо из железа, серебра или золота — в зависимости от своей состоятельности.

Климент, епископ Александрийский, говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

К X-XI векам обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвами. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие обряд обручения получает лишь к XVII столетию.

Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Обручение было испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хранили чистоту и воздержание.

В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 года предписывалось после сговора (помолвки) видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.

«Молодых обручили, а месяца через полтора и повенчали» — читаем мы у Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине».

Обручение обычно составляло третий обрядный вечер до свадьбы: 1-й вечер — сватовство, сговор или первый пропой; 2-й вечер — рукобитье, помолвка, второй пропой; 3-й, последний, вечер — обручение, последний пропой.

На обряде обручения присутствовали только близкие родственники жениха (нечетное число) и также со стороны невесты, и еще сват и сваха.

Во время обручения молодые трижды обменивались кольцами при участии священника (кольцо невесты серебряное, кольцо жениха – золотое). После тройной перемены колец серебряное оставалось у жениха, ибо он всегда должен был памятовать о слабости своей подруги, а золотое — у невесты, в знак того, что женская слабость находила опору в исполненном силою мужества избраннике.

По окончании церемонии молодых благословляли и обменивались подарками.

Со дня обручения жених и невеста хранили эти кольца с величайшим благоговением и возвращали их друг другу в день венчания.

Обручальные кольца надеваются на четвертый палец правой руки.

В наше время обряды обручения и венчания молодых совершаются в один день, поэтому нелишне будет остановиться здесь на вопросе о кольцах.

Дело в том, что нельзя путать обручальные кольца и свадебные, так как это совершенно разные понятия.

Перед венчанием молодые обязательно должны зарегистрироваться в ЗАГСе, откуда они идут под венец уже с кольцами на руках. Но тогда теряет смысл обряд обручения, который совершается по старым традициям.

Во всем мире существует традиция дарить друг другу кольца сначала при помолвке, а потом, еще одно, — во время свадебной церемонии.

Что происходит у нас - не совсем понятно. Вероятно, тем, кто решил венчаться, необязательно надевать свадебные кольца в ЗАГСе.

Свадебные кольца также надевают на четвертый палец правой руки, рядом с обручальными.

Обручение скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Брак – таинство, в котором по Божественному благословению этот союз рождается. В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.

Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются.

Помолвка заключается в объявлении молодых о том, что они решили стать мужем и женой. Как правило, в этот период жених и невеста решают вопросы подготовки к свадьбе, готовятся к грядущей супружеской жизни. Именно в этот период они еще могут отказаться от своего решения. Обряд помолвки - очень красивая традиция, о которой необходимо знать и учитывать все тонкости ее проведения.

По традиции помолвка (ранее рукобитье) следует за сватовством и предшествует обручению, и является важным моментом в предсвадебной подготовке. Этот обряд выражает всю серьезность и важность ваших отношений. Если вы не уверены в своем желании создать семью именно с этим человеком, не стоит объявлять о помолвке только потому, что так поступили ваши друзья. Сегодня, конечно, этот обряд носит больше условный характер и не является обязательной необходимостью, к ней относятся как к устаревшей формальности или красивому обычаю, который предшествует главному моменту в жизни. Тогда как раньше после рукобитья свадьба просто не могла не состояться. Только чрезвычайные обстоятельства, война или стихийные бедствия могли помешать свадьбе. А в допетровские времена нарушение сговора приравнивалось к оскорблению невесты, и в предусмотренных документах даже указывалась внушительная сумма за отказ от заключения брака.

Как правило, день подачи заявления в ЗАГС и является днем помолвки. После этого у пары есть только месяц на то, чтобы действительно решить для себя, а нужен ли этот брак, хочу ли я связать свою судьбу с этим человеком, чтобы потом не сожалеть о свершившимся.

Родители жениха и невесты должны первыми узнать о помолвке своих детей – это является главным условием данного обряда. По русской традиции будущий муж просит руки своей любимой у ее отца. Кстати, у этого обычая корни идут из глубокого прошлого, когда мужчина был главой семейства, и этот статус был непоколебим.

Как правило, жених и невеста организуют встречу родителей с обеих сторон для обсуждения деталей будущей свадьбы (определиться с количеством и составом гостей, местом проведения, организацией свадьбы, обсудить возможные варианты помощи родителей молодоженам в первое время и т.п.).

Как только согласие родителей на брак получено, а заявление в Загс подано, это событие можно и отметить, устроив, к примеру, торжественный ужин, на котором и объявить о помолвке и предполагаемой дате свадьбы. Отмечать это событие можно где угодно, все зависит от вашей фантазии и материального состояния. Если у вас в планах составление и подписание брачного контракта , то данное мероприятие как нельзя лучше подходит для этого. С этого момента пару можно называть женихом и невестой.

В старые времена родители невесты назначали сговорный день и время. Часто родителей жениха приглашали в дом невесты на какой-либо праздник под различными предлогами, при этом им не говорилось ни слова об истинных причинах торжества. Сам жених, его родители и близкие родственники собирались в дом невесты с подарками. В доме невесты гостей принимали со всякого рода почестями, кланялись друг другу и обменивались подарками. Подарок невесте мог быть в виде колечка, платка, золотого украшения и т.д. Раньше, по обычаю, во время сговора невеста отсутствовала, но в конце вечера от имени невесты кто-то из ее близких приносил подарки для жениха и его родных. Жениху, как правило, невестой дарилась вышитая рубашка, сшитая собственными руками. От сговора до свадьбы, независимо от продолжительности сроков, жених не имел право видеть невесту. Сроки от сговора до заключения брака могли быть разными, от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от обстоятельств. Позднее обычай не видеть невесту пропал, жених мог после помолвки видеть невесту в любое время. До обряда рукобитья жених мог видеть невесту только во время смотрин. Стоит отметить, что в любом общественном месте в присутствии людей пара могла видеться, но никакие встречи наедине до родительского благословения были невозможны.

Гостей усаживали на почетные места под божницей. В течение нескольких минут гости и хозяева сидели молча – этого требовали тогдашние обычаи. За столом отец невесты объявлял о помолвке в виде короткой речи-тоста, заканчивающейся здравицей. Невеста и жених за столом сидели рядом, по правую руку невесты сидели родители жениха, по левую руку жениха - родители невесты. На помолвку невеста надевала светлое праздничное платье, а жених – строгий костюм. Затем писалась так называемая рядная запись, где указывались имена молодоженов, предполагаемая дата свадьбы, обязательство жениха взять в жены невесту, обязанности родственников невесты выдать ее замуж и дать за ней определенное приданное (заносилось буквально все), а также возможные «штрафы», неустойка или попятное за невыполнение обязанностей и т.п. Шедшая на попятную сторона должна была платить сумму, размер которой соответствовал бы состоянию. Сумма эта всегда была настолько велика, что бременем ложилась на плечи нарушителя. Также не редко в рядную запись заносилось условие, что муж не должен бить свою жену, чтобы можно было взыскать за обиду.

По случаю помолвки в богатых русских семьях родителями невесты устраивались балы с обильным угощением. Приглашение на торжество делались в виде специальных билетов и рассылались приглашенным, иногда старшие члены семьи давали объявления в газетах, которые оповещали об этом радостном событии. На бал приглашались близкие родственники, знакомые и влиятельные персоны, где глава семьи официально представлял всем жениха и невесту.

Хотя помолвки могли проходить совсем по-домашнему, без приглашения гостей. В данном случае сами родители или священник, которого приглашали на данное событие, благословляли жениха и невесту иконой, а семьи обменивались хлебом-солью. Отцы будущих мужа и жены отвешивали друг другу семь поклонов и называли свадебную дату. В случае если отец невесты скончался, то его место занимал ее брат, либо крестный или другой родственник-мужчина. После получения родительского благословения, жених и невеста по традиции обменивались кольцами. С этого момента молодые считались помолвленными.

По давней русской традиции в день помолвки жених в знак сильной любви преподносит невесте обручальное кольцо , как правило, с одним или несколькими драгоценными камнями. На этом кольце, на внутренней его стороне, жених заказывал гравировку даты обручения. Кроме того, указывались инициалы жениха на кольце невесты, и невесты на кольце жениха. Если невеста принимает кольцо, это говорит о подтверждении намерений обоих вступить в брак. Если же невеста отвергает предложение жениха о замужестве, то она отказывается от преподносимого ей кольца. Выбор кольца остается за женихом, здесь никаких особых правил, все зависит от тех или иных предпочтений. Как правило, обручальное кольцо невеста носит до свадьбы на безымянном пальце правой руки, а в день свадьбы до встречи с женихом снимает. Потом его можно носить поверх свадебного кольца, и если брак окажется удачным, передавать по наследству.

Помолвка в традициях разных стран.
В каждой стране обряд помолвки имел свои особенности. Так, например, в Германии она символизировала начало супружеских отношений. Сразу после обручения пара начинала жить, как сейчас это принято называть, гражданским браком. При этом данный период у молодой пары мог продолжаться не один год. В течение этого времени молодожены устанавливали степень совместимости и «сооружали» теплое и уютное гнездышко.

В Италии же под этим обрядом понималась подготовка к свадьбе, при этом жениху вплоть до венчания разрешалось только навещать иногда невесту в стенах ее дома под обязательным наблюдением родителей.

В Японии жених и невеста знакомились именно на помолвке, поскольку заключение браков происходило по договоренности родителей. Она считалась официальной церемонией, на которой, если намерения жениха относительно соблюдения всех формальностей были серьезными, он преподносил невесте в дар девять подарков. Если жених отказывался от соблюдения формальностей, он дарил меньшее количество подарков. При этом родные жениха вручали будущим родственникам материальную компенсацию и подарки с пожеланиями удачи. Родные невесты со своей стороны должны были одарить будущих родственников на сумму, которая наполовину меньше полученной. Сегодня в Японии этот обычай соблюдается все реже, а женихи дарят кольца своим возлюбленным на европейский манер.

В Швейцарии после помолвки молодые должны были провести беседу со священником, которая была неким тестом на готовность к супружеской жизни.

В Испании пара могла расторгнуть помолвку, если свадьба затягивалась более чем на три месяца.

В исламских страна, по Шариату, помолвкой является момент представления невесты жениху, когда ему разрешают увидеть ее лицо и обменяться несколькими фразами, но только в обязательном присутствии ее родственников. Нельзя касаться невесты до бракосочетания.

Помолвка для молодой пары является испытательным периодом, в который они проверяют надежность и способность друг друга к поддержке. Этот период показывает насколько сильно доверие жениха и невесты друг к другу, понимают ли они друг друга, могут ли принять привычки и недостатки друг друга. Это время, когда пара окончательно решает для себя, остаться свободными или скрепить свои отношения брачными узами.

Здравствуйте,

Помолвка или, как ее еще называет Библия, обручение – давний обычай, уходящий корнями в ветхозаветную историю. Связан он с предварительным обещанием мужчины и женщины создать семью и договоренностью, которая достигается между ними и их родителями.

В древности обручение было таким же серьезным юридическим актом, как и сама свадьба: родители невесты получали выкуп, называемый "вено" (Быт.34:12; 1 Цар.18:25), а после обручения невеста могла называться женою. Делались также подарки от отца невесты молодым (приданое) и от жениха невесте. С этого момента женщина становилась обручена мужу, и по прошествии времени он должен был на ней жениться. Но была и возможность расторгнуть обязательство (Мф.1:19). Основной задачей обручения – была социальная защищенность женщины.

Помолвка (обручение) отличалась от свадьбы (сочетания) тем, что после нее хотя и были озвучены предварительные обязательства, но молодые не могли иметь никаких интимных отношений, т.к. это был все еще добрачный период жизни. Это подтверждает Писание: "и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее" (Втор.20:7).

Это отличие помолвки от свадьбы также упоминается в истории про Марию и Иосифа: “Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго” (Мф.1:18) (см. также Лук.1:27).

Помолвка основана на взаимном обещании, призванном доказать, что отношения не являются мимолетным увлечением, а серьезным намерением создать семью. При этом это обещание не является нерасторжимым, т.к. все таки это период добрачных отношений, и у людей есть еще шанс принять окончательное решение до свадьбы.

Сегодня эта древняя традиция сохраняется в церквях в разной мере: одни строго придерживаются этой практики, другие нет.

На мой взгляд, помолвка (обручение) хороша и важна по следующим причинам:
1) Желание вступить в брак уже не является тайным у молодых людей - они знакомятся с родителями друг друга и получают от них одобрение.
2) После помолвки мужчина и женщина становятся женихом и невестой. Этот статус дает понять всем другим, что не надо строить планы создать семью в отношении обрученного парня (девушки).
3) В церкви формируется благочестивый подход к отношениям мужчин и женщин. Верующие видят, что брак создается не в пылу минутных увлечений, а осмысленно и свято.
4) Помолвка дает для жениха и невесты дополнительное время для того, чтобы окончательно утвердиться в своем намерении создать семью. Они должны использовать этот период жизни не только для подготовки к свадьбе, но и чтобы выстраивать дружеские, душевные отношения друг с другом.
5) Время между обручением и сочетанием необходимо, чтобы увеличить вероятность того, что решение вступить в брак является взвешенным, и не основывается только на эмоциях.
6) Молодые люди хранят чистоту, воздерживаясь от интимных отношений, что для каждого из них показывает, насколько они способны контролировать свою плоть. Если кто-то из них говорит «я не могу себя сдерживать», то велика вероятность, что вступив в брак, человек однажды будет способен изменить своей жене (мужу) по той же причине: «Я не смог устоять».
7) До свадьбы есть еще шанс отказаться от вступления в брак, если глубокая внутренняя несовместимость в характерах. Хуже, когда люди выявили это в браке, и заявляют о своем желании развестись.

Теперь по поводу Вашего вопроса об ответственности церкви в вопросе помолвки.

В связи с тем, что процедура обручения не описывается в Библии в деталях, а также часто отражает особенность культуры и эпохи, в которую живут люди, поэтому в разных христианских конфессиях и церквях помолвка проходит по-разному. Отношение к этой традиции также может зависеть от региона, где находится церковь.

Поэтому, в данном вопросе лучше следовать внутрицерковным установлениям. Конечно же, это стоит делать только при условии, если они не противоречат Библии, христианской вере и здравому смыслу.

Церковь занимается вопросами помолвки прихожан ровно на тех же основаниях, на каких она занимается вопросом их бракосочетания.

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос. Благословений Вам!

С уважением,
Денис Подорожный

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

В старину на Руси невозможно было провести свадьбу без обряда обручения. Этот обряд проводится после того, как будут проведены смотрины, сватовство, сговор родителей жениха и невесты и помолвка. Только после всех этих предсвадебных обрядов проводится обручение с обменом колец.

Традиции обручения при организации и проведении свадьбы в старину

В старину обычно вечера в честь сватовства и смотрин и в честь сговора родителей и помолвки проводились в узком семейном кругу, а вот обручение организовывалось уже в присутствии сватов, родственников, друзей. При обручении молодые обменивались друг с другом золотыми, серебряными или простыми железными кольцами, тем самым, подтверждая, что они кладут печать на хозяйство и совместную жизнь. Эти кольца после обручального вечера будущие супруги бережно хранили до дня, когда проводился обряд венчания. Во время обряда венчания они их вновь надевали друг другу и тогда уже носили постоянно на правой руке на безымянном пальце.

Помимо всего при проведении обряда обручения при свидетелях подписывался некий документ (аналог сегодняшнего брачного договора), определяющий права на имущество будущих мужа и жены. Обручение обычно организовывалось примерно за полтора месяца до венчания. Это время давалось молодым на то, чтобы они прошли испытание временем, оставаясь друг другу верными.
Начиная с 20-го века, обряд обручения стал проводиться не в доме, где живут невеста с родителями, а в церкви перед священником, дабы будущие муж и жена могли ответить за свое решение обручиться перед Богом.

Современный обряд обручения

Сегодня молодые также не могут провести обряд венчания без обручения и, как правило, оба эти обряда проводятся друг за другом в один день. Однако сложность в соблюдении такой свадебной традиции, как обмен кольцами заключается в том, что священники требуют, чтобы молодые, прежде чем провести обряд венчания официально зарегистрировали брак в органах ЗАГСа.

Проблема заключается в том, что при проведении официальной церемонии бракосочетания в ЗАГСе молодые также обмениваются кольцами, поэтому и возникает путаница между условиями церковного и официального бракосочетания. Эту проблему можно решить двумя способами. Либо отказаться от торжественного обмена кольцами в ЗАГСе и из-за этого церемония будет не столь красива. Либо можно пройти обряд обручения за 2-3 дня до росписи в ЗАГСе, а уже после официальной регистрации брака в ЗАГСе провести обряд венчания в церкви.

Как проводится обряд обручения в церкви?

Церковное обручение подтверждает, что молодожены готовы заключить брак и нести за него ответственность перед Богом.

В церкви обряд обручения проводится следующим образом. К молодоженам, стоящим лицом к алтарю через царские ворота иконостаса выходит священник. Уже освященные к этому моменту обручальные кольца в это время держит дьякон. Священник, размахивая кадилом с фимиамом и держа в руках две свечи, которые символизируют жениха и невесту, читает молитву о благословении будущих мужа и жены на брак.

Свечи для венчания бывают высокими и не тонкими. Это делается для того, чтобы они не успели догореть до окончания церемонии, поскольку это, как и обручальное кольцо, которое обронили, считается плохой приметой.

Будущие супруги крепко держат свечи и проходят вслед за священником внутрь храма. После этого священник надевает на пальцы молодых их кольца, и они трижды ими обмениваются, таким образом, подтверждая, что они теперь принадлежат друг другу навечно. На этом обряд венчания заканчивается, и жених и невеста положив на аналой венцы, проходят обряд венчания.