Сокровища скифов: история золотой коллекции музеев Крыма

Территория древней скифской цивилизации охватывала большое количество километров. На этот счет есть множество К примеру, золото скифов, их ремесленные изделия находят в различных местах их жительства, а также в курганах захоронений.

История скифской цивилизации

В основном представления современных историков о древней цивилизации скифов почерпнуты из письменных записей, сделанных греками - Страбоном, Геродотом, Плинием Старшим и другими. Также информацию предоставляют найденные в раскопках предметы утвари, военного дела, искусства, а также золото скифов, о котором так много говорят сейчас.

По историческим данным, эти племена в VII-II веках до нашей эры занимали территорию Восточной Европы. Существует две теории возникновения скифской цивилизации. По одной из них, эти племена образовались из населения, которое раньше проживало на данных территориях. Вторая теория принадлежит перу историка Геродота. Она состоит в том, что скифы пришли в эти степи из азиатских земель. Их язык (по немногочисленным данным, которые были найдены) относится к группе иранских индоевропейского семейства.

Ранний этап скифской цивилизации обозначен большими военными походами, которые доходили почти до Египта. Это было приблизительно в VII веке до нашей эры. В последних десятилетиях этого столетья скифы уже обосновались на (это подтверждают археологические находки).

Уже в VII-V столетьях до нашей эры тут характерна смена деятельности племен, а именно переход к кочевому скотоводству. Если говорить о дальнейшем проживании скифов на территории полуострова, то можно сказать о нескольких войнах, которые тут велись. О них можно судить по обширным захоронениям (курганам) воинов.

В IV столетье скифы закончили свою кочевую жизнь и перешли к земледелию. Это случилось из-за увеличения численности населения, что мало способствовало большому передвижению.

В III столетье до нашей эры скифы были полностью уничтожены. Судя по обгоревшим останкам, чужеземное нашествие дотла выжгло их поселения. Остались только города греков, которые были защищены добротными стенами.

Однако нельзя сказать, что все их наследие кануло в Лету. Нартский эпос - это наследие культуры скифов. Оно досталось больше всего осетинам.

Ремесла скифской цивилизации

Если говорить о ремеслах цивилизации скифов, то многие придерживаются мнения, что на ранних этапах ее развития они были на достаточно примитивном уровне, тем более у кочевых народов. Многие археологи склоняются к мнению, что большинство изделий этого времени было изготовлено на заказ у греческих мастеров или просто куплено у них.

Лишь в дальнейшем, когда племена стали вести более-менее оседлую жизнь, они начали улучшать свое мастерство, создавать новое. Конечно, основой некоторых изделий стали греческие, однако в дальнейшем у них появился свой стиль работы.

Так чем же занимались древние скифы? По найденным раскопкам мастерских (к примеру, в Каменском городище) можно судить о том, что у них была хорошо развита металлургия, кузнечество, а также ювелирное дело. Эти ремесла были поставлены на большое производство. В отличие от них, ткачество, гончарство и другие были развиты на уровне домашнего производства.

Если говорить о ювелирном деле скифов, то сейчас считается, что на территории современной Украины именно они стали впервые добывать золото. Очевидно, именно это в дальнейшем оказало большое влияние на то, что этот металл был очень популярным и почитаемым в их культуре. Мастера изготавливали различные украшения, которые надевались на различные а также нашивались на одежду.

На сегодняшний день золото скифов (фото некоторых артефактов представлены ниже) является уникальной археологической находкой этой цивилизации, причем самой многочисленной из их наследия.

Золотые артефакты древности. Их значение

Изучая находки, относящиеся к древним скифам, можно отметить, что некоторые золотые изделия носили не только функцию украшения, но и ритуальное значение. Для последнего использовались различные специальные золотые сосуды, из украшений это были тиары, головные уборы. Также изготавливались многочисленные дополнительные украшения к ритуальным предметам (например, набалдашники к ритуальным посохам).

Также золото скифов использовалось как украшение. К примеру, популярны были золотые бляшки, которые нашивались на одежду для ее украшения. Также распространены были для мужчин металлические обручи (гривны), которые носились на шее. На концах их украшали звери. Еще популярными были пекторали, которые представляли собой большие ожерелья, что спускались на плечи и грудь.

Для женщин создавались особые головные уборы, которые украшались бляшками и золотыми пластинами. Также часто встречались подвески, которые размещались на висках, и разнообразные браслеты, перстни, серьги и т. д.

Золотые артефакты, которые сохранилось до наших дней

На сегодняшний день золото, найденное археологами в сохранившихся курганах, находится в многочисленных музеях. Коллекции представлены различными находками, которые поистине не имеют цены (как в историческом значении, так и в денежном). Каждое золотое изделие отображает тот стиль жизни, который был присущ этой древней цивилизации.

К примеру, одним из самых знаменитых артефактов, найденных в курганах скифов, является золотая пектораль. Это царское украшение. Считается довольно интересным артефактом из серии "золото скифов". Музей в Киеве хранит его. Пектораль была найдена в Днепропетровской области, в кургане Толстая Могила.

В Эрмитаже также хранится довольно известная фигурка из наследия скифов - фигура оленя, выполненная из золота. Она была найдена на Прикубанье, в одном из курганов.

Символизм на золотых изделиях скифов

Что можно сказать о символах, которые изображались на изделиях древних скифов? Очень популярным был в их культуре так называемый звериный стиль. Его появление на их наследии, которым сейчас является золото скифов (фото представлено ниже), имеет несколько версий.

К примеру, по одной из них, такие изображения показывали строение мироздания и были его символическим изображением. Правда, до конца эта версия еще не изучена.

Также некоторые исследователи придерживаются мнения, что этот стиль появился в результате того, что скифы хотели наделить обладателя изделия теми качествами, которые были присущи тому или иному зверю.

Но многие находили признаки того, что это своих богов древние жители тех земель воплощали в изображениях таких животных. Так или иначе, этот стиль был очень популярен у скифов.

Даже сейчас его отголоски сохранились во множествах культур, которые жили после скифской цивилизации. Их можно найти в различных художественных поделках, в украшении одежды (орнаментах, вышивке). К примеру, очень часто встречается образ женщины, по бокам которой стоят всадники. В культуре скифов есть подобная статуэтка, которая была найдена в кургане Карагодеуашх. Это пластина, на которой изображено женское божество в окружении всадников и стоящих людей.

Территории, где были найдены следы скифской цивилизации

Исходя из того, что скифы изначально были кочевым народом, их следы найдены на различных территориях. К примеру, в Туве найден царский курган Аржан, который относится к этой древней культуре. Однако возраст этого захоронения очень велик, намного больше тех, которые были найдены в Причерноморье и Приднепровье. Через некоторое время тут же было найдено второе захоронение - Аржан-2. Именно в нем золото скифов нашли археологи. Так как было раскопано захоронение, то были найдены сопроводительные предметы, которые клали в могилу умершим (богатая одежда, утварь, оружие).

Также следы этой цивилизации были обнаружены в Восточном Казахстане, на Алтае, близ Енисея. Все это свидетельствует о том, что она была изначально более обширна, чем думали об этом ранее. К слову сказать, еще неизвестно, где будут найдены археологические находки в будущем.

На сегодняшний день золото скифов, коллекция которого многочисленна, находится во многих музеях разных стран.

Легенды о скифском золоте

Это наследие древней цивилизации, как и любая археологическая ценность, имеет и свои легенды. Скифы вообще с трепетом относились к этому металлу. Он был олицетворением солнечного божества, а также символом царской власти. Примечательно, что остальные металлы использовались в их цивилизации гораздо реже.

Также скифы верили, что именно золото обладает магическими свойствами. Некоторые исследователи нашего времени находят их в особо значимых украшениях, которые носили цари тех времен. Это и то, как предмет был изготовлен, для чего применялся, что на нем было изображено.

Также существует легенда о происхождении этого народа, и уже там упоминается золото скифов. В ней говорится о человеке по имени Таргитай, у которого было три сына. Как-то они стали свидетелями чуда - перед ними с неба упали четыре золотых предмета. Это были чаша, секира, плуг и ярмо. Каждый из братьев пытался приблизиться к золотым изделиям, но всякий раз золото воспламенялось и не пускало. Лишь третьему удалось это сделать. Тогда двое старших братьев приняли этот знак, и младшему досталось все царство.

Таким образом, впоследствии он стал родоначальником скифского народа, который был назван паралатами. Старший же брат - это родоначальник авхатов, а средний - катиаров и трапиев. Общее же название их рода - это сколоты. Скифами их стали называть эллины.

Эта легенда была записана греческим ученым Геродотом. Он, к слову сказать, в то время записывал многочисленные исторические события. Очень много информации наши современники узнали именно из его записей.

Также окутаны тайной и курганы скифов. Многие археологи считают, что обречены те люди, которым повезло что-то стоящее найти. Так, к примеру, ушел из жизни Василий Бидзиля, ученый, который отыскал чашу в Кургане Гайманова могила. Также умер и Борис Мозолевский. Ему посчастливилось найти золотую пектораль. Конечно, не все это связывают с находками, однако многие придерживаются именно такой версии. Бытует мнение, что скифские курганы в этом схожи с египетскими пирамидами.

Конечно, многих привлекает не столько интерес ученого, но и просто элементарный способ обогащения. Существуют многочисленные легенды об этом золотом народе, об их несметных сокровищах. На Украине практически в каждой местности есть свои легенды. К примеру, в Запорожской области бытует мнение, что в каком-то из скифских курганов была спрятана золотая лодка, В говорится о целом коне из этого металла. Если послушать легенды в других местностях, то там можно встретить изделия из золота от диадем до целых карет.

Очевидно, это совсем не случайно, ведь, опять же по легенде, народ скифов был самым золотым на этих территориях.

Крымское золото скифов, а также другие предметы их наследия

По многим музеям разбросано золото скифов. Крым, как одно из основных мест жизни этого народа, также не остался в стороне. В музеях этого полуострова находится богатая коллекция этой древней цивилизации (и не только золотых изделий). Тут можно обнаружить и золотые изделия, многочисленные украшения, которые носили как особы царского рода, так и простые люди (серьги, браслеты, нагрудные изделия, ожерелья, кольца и др.).

Помимо этого, существуют многочисленные предметы, которые использовались в быту, в войнах (оружие, сосуды, вазы, предметы культа и др.). Такое большое количество артефактов этой культуры, находящихся на полуострове, объясняется тем, что именно тут долгое время проживали эти народы.

Очень важным является для полуострова золото скифов. Крым - это как бы продолжение той народности, которая жила тут когда-то. Одним из крупных открытий был курган Куль-Оба, который находится вблизи Керчи. В сентябре 1830 года там было найдено захоронение, которое было первым наглядным примером того, как выглядели древние скифы, их убранство и сцены жизни.

В кургане было найдено захоронение царицы и знатного воина. Умершие были полностью одеты, а также украшены различными драгоценностями (диадема, браслеты и др.). Захоронение еще было не разграблено, поэтому произвело большое впечатление своим богатством.

Золото скифов, которое хранится в Киеве

В Музее исторических драгоценностей, который находится в городе Киеве, есть поистине уникальное собрание. Сюда входит древнее золото скифов. Украина может действительно гордиться этой коллекцией. Тут собраны уникальные украшения, носимые в древние времена царскими особами.

Одним из самых известных экспонатов (как было уже написано выше) является пектораль, принадлежащая царской династии. Это уникальное сокровище было найдено в кургане Толстая могила.

Еще в музее можно найти и другое благородное украшение - гривну. Его носили мужчины, которые заслуживали это своими деяниями или происхождением.

Также в музее хранится гайманова чаша, которая была найдена в кургане Гайманова могила. Примечательна она тем, что автор очень тщательно передал лица и мимику изображенных на ней воинов. Также очень хорошо видно и убранство, а также орнамент на одежде.

Последняя выставка коллекции

Была представлена в Амстердаме в феврале 2014 года последняя выставка. Золото скифов было взято из пяти музеев: из одного Киевского, а также четырех, которые находятся на территории Крымского полуострова.

Проведенная выставка называлась “Крым: золото и секреты Черного моря”. Ее провели в городе Амстердаме, в музее им. Алларда Пирсона. На выставке были представлены уникальные вещи: пектораль из киевского музея, лаковые из бахчисарайского заповедника и др.

Если задаться вопросом о том, где золото скифов находится сейчас, то можно сказать, что его вернули на родину, однако из-за сложной политической ситуации это произошло не полностью.

Сегодняшняя ситуации вокруг древних артефактов скифов

На сегодняшний день ситуация, которая затрагивает крымское золото скифов, очень сложная, пожалуй, даже тупиковая. Та часть коллекции, которая после окончания выставки должна была вернуться на полуостров в музеи, просто не была отдана. То золото скифов, вывезли которое до отсоединения Крыма от Украины, просто не знают, куда возвращать, так как на него предъявляют права обе стороны.

На данный момент идет суд, который решает, куда должны возвратить экспонаты. К слову сказать, многие из них являются достоянием именно полуострова, так как были найдены на его территории. Также в пользу возврата его Крыму говорит то, что именно музеи являются хранителями раритетов, а не само государство.

Если говорить про золото скифов, вернули которое после выставки, то это всего лишь девятнадцать предметов. Их вывезли из Киевского музея, где они хранились. Остальные 565 экспонатов, которые принадлежат крымским музеям, так и не были возвращены.

Пока Украина и Россия в суде отстаивают право на золото скифов, оставшееся после крымского референдума в одном из музеев Голландии, коллекцией завладели украинские проходимцы. Они попытались оформить кредит под залог сокровищ на несколько миллионов евро

Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в Донбассе Скифское золото, ставшее предметом разбирательства двух стран, едва не было потеряно навсегда, потому что на «ничейное» сокровище положили глаз предприимчивые украинцы. При этом, если бы все пошло по их плану, эту операцию можно было смело назвать аферой столетия. Но в самый последний момент схема дала сбой и мошенники оказались без миллионов евро наличными и под статьей. А все благодаря испанской полиции.

Золото раздора

Экспонаты крымских музеев отправились в Нидерланды на выставку «Крым — золотой остров в Черном море», которая проходила с 6 февраля по 28 мая 2014 года. Для заграничной экспозиции было отобрано все самое ценное из коллекций Национального музея Украины, Керченского и Бахчисарайского историко-культурных заповедников, Центрального музея Тавриды и заповедника «Херсонес Таврический».

Но в марте 2014 года в Крыму прошел референдум и полуостров стал территорией России. У правительства Нидерландов возник вопрос, кому же теперь отдавать бесценные экспонаты: в российский Крым или украинский Киев. В сентябре 2014 года на Украину вернули 19 экспонатов, ту часть коллекции, которая до описываемых событий хранилась в Национальном музее Украины. Остальные 565 экспонатов из музеев Крыма остались в Нидерландах и стали предметом отчаянного спора.

В январе 2015 года в Амстердаме начались слушания по делу о возврате коллекции на которую претендовали две страны.

14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама принял решение вернуть «скифское золото» Киеву. Вердикт вынесен на основании конвенции ЮНЕСКО, согласно которой художественные ценности должны быть возвращены суверенному государству, которое предоставило их для временной экспозиции. Суд обязал украинскую сторону выплатить амстердамскому музею Алларда Пирсона за хранение артефактов 111 тысяч евро. А музеи Крыма, потерявшим свою коллекцию, должны выплатить Украине и упомянутому голландскому музею 2,8 тыс. евро.

Тогда же на это решение была подана апелляция, суд по которой еще не состоялся. Процесс, затянувшийся на несколько лет, обошелся Украине более чем в 12 млн. гривен.

Разумеется, никто не мог и подумать, что на скифское золото положат глаз мошенники и, воспользовавшись сложившейся уникальной ситуацией, постараются его прикарманить.

Ловкость рук

Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! Фоторепортаж Спорные ценности, которые, по идее, должны храниться в амстердамском музее Алларда Пирсона, за сохранность которых Украины должна заплатить более ста тысяч евро, испарились.

Полицейские Испании уверены, что древнее золото сейчас находится в банковской ячейке одного из банков Мадрида. Позарившиеся на него жулики собирались получить крупный кредит в банке. А скифское золото должно было послужить залогом.

А началось все с того, что трое шустрых украинцев решили выдать себя за хозяев экспонатов, которые на самом деле принадлежат музеям. Расчет делался на то, что иностранцы не станут вдаваться в подробности. Представьте себе, аферистам это удалось.

Они состряпали документ о том, что якобы скифское золото принадлежит церковной общине УПЦ (Киевского патриархата) из села Бельковцы Житомирской области. Надо отметить, что бумаги были подготовлены в высшей степени профессионально: было указано состояние коллекции, количество экспонатов, их стоимость. Скреплена вся эта информация была подписью профессора археологии Киевского университета, который на самом деле является доктором геолого-минералогических наук, до 2012 года он занимал должность директора и главного бухгалтера Музея исторического культурного достояния.

Вооружившись этим документом, подельники без особого труда получили скифское золото у голландских музейщиков и переправили его в Испанию. Банк, в сейфах которого оказались исторические драгоценности, тоже был выбран с умом. С этим заведением сотрудничает Гильдия ювелиров Мадрида.

О реализации золота речь не шла. Повернуть такое мероприятие без огласки точно не удалось бы. Мошенники планировали втихаря взять под коллекцию деньги.

Украинские специалисты оценивали коллекцию в 1,5-2 миллиона долларов. Злоумышленникам удалось застраховать артефакты на 123 млн евро. Точнее, 22 мая текущего года один гражданин Украины получил согласие застраховать культурные ценности от всех рисков от страховой компании BKS Group (Испания, Мадрид). Однако в последний момент страховщики заволновались и решили проверить документы. Их ждал большой сюрприз.

Таинственное исчезновение

Замминистра культуры Светлана Фоменко , которой было поручено опекать коллекцию, незадолго до того как испанские полицейские узнали о предстоящей афере, уверяла, что золото на месте.

Полицейские Испании считают, что за дерзкой преступной акцией стоит известный украинский махинатор. Он действительно доктор геолого-минералогических наук, возглавлявший до 2012 года Музей исторического культурного достояния «Платар». Что не мешало ему оказаться замешанным в целом ряде скандалов.

Два года назад Владимир Индутный , так зовут гения надувательства, заставил говорить о себе, оказавшись причастным к махинациям с коллекцией картин. Полотна украинских художников стали объектом финансовых манипуляций банка «Таврика». Под залог коллекции многочисленные фирмы получали солидные кредиты, которые так и не вернули.

История без санкций: Пещеры Крыма манят спелеологов и археологов со всего мира Тогда проходимцу все сошло с рук и он продолжил заниматься своими оригинальными гешефтами. В принципе, и на этот раз он может выйти сухим из воды. Ведь в министерстве культуры Украины уверяют, что скифское золото никуда не девалось и находится все в том же музее Амстердама. В то же время, на Украине открыто уголовное производство по факту мошенничества в отношении трех украинцев, которых подозревают в перевозке по поддельным документам драгоценностей в Испанию и махинациям с кредитам.

Грелись горы, говорили гроты,
Сох песок и сыпался сквозь пальцы,
Брызгал бриз, и трепетали фьорды
Снились розам сны средь усыпальниц.
Глубина хранила мрамор амфор
Средь кораллов, в лунном царстве рифов,
В их лучах метались от метафор
Ауры морей и мифы скифов...

Пектораль из кургана Толстая Могила. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев.

Скифский курган

Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это - штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше - например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» - в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм - курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.

Гребень из кургана Солоха. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Скифский звериный стиль.

Пристрастие скифов к ювелирным изделиям, о котором писал еще Геродот, теперь подтвердилось фактами. И это были не просто красивые предметы, которые радовали глаз. На мужских и женских украшениях, на драгоценной посуде и оружии ученые увидели изображения самих скифов, а также сцены из мифологии. Любовь кочевников к характерному изображению животных породила понятие «скифский звериный стиль».

Кубок из кургана Куль-Оба. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты - соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.

Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.

Борис Мозолевский с находкой и ее фрагменты.

Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский - археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль - золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.

Скифы и скифское золото на марках и монетах Украины.

Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото - самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

По мнению, ученых, среди современных народов ближайшие родственники скифов — осетины.

С грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей..

Скифское золото «Золотой кладовой Украины»

Скибин Евгений
Гид-переводчик "Первого экскурсионное бюро".

Сокровищами из наших степных «пирамид» восхищается весь мир. Речь идёт об уникальной коллекции скифского золота, хранящейся в Музее исторических драгоценностей Украины, который называют «Сокровищницей Украины».
Это свидетельствует о значимости коллекции, несущей Красоту сквозь многие тысячелетия.

Музей расположен на исторической территории Киево-Печерской Лавры в двухэтажном здании XVII-XVIII вв., в котором изначально находилась хлебопекарня монастыря. Музей является основным центром хранения исторических и художественных раритетов, связанных с культурой Украины.
Сейчас основной фонд музея насчитывает 56 тыс. экспонатов - предметов археологии и декоративного искусства из драгоценных металлов. В каждом из 9 залов на украинском и английском языках изложен короткий экскурс в экспонированную эпоху, каждый экспонат пронумерован и сопровождается лаконичным объяснением.

По объему наибольшим является скифо-античный раздел, который охватывает период с XIII ст. до н.э. по IV ст. н.э. (эпоха бронзы, ранний железный век, культуры ираноязычных кочевников - киммерийцев, скифов, сарматов и греческих городов-государств). В нем выделяется уникальная коллекция «скифского золота» из раскопок курганов - погребальных памятников скифов, кочевого народа, который в VII-III ст. до н.э. господствовал на степных просторах современной Украины.

Предметами мирового значения в этом собрании являются шедевры античного ювелирного искусства. Скифо-античное искусство представлено многочисленными произведениями, каждое из которых достойно внимания и бесценное по своему историческому значению.


Однако, хочется подробно остановиться на гордости музея - знаменитой Золотой Пекторали из кургана Толстая Могила, найденной в 1971г. вблизи г.Орджоникидзе Днепропетровской области известным украинским археологом и поэтом Б.М. Мозолевским.

Наряду с сокровищами Тутатхамона Пектораль стала главной археологической находкой ХХ ст. Золотая Пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом 1148 граммов, 30,6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы в технике литья с применением пайки, чаканки, зерни, скани и эмали.

Латинское слово "пекторалис" означает "нагрудный". Однако не каждое нагрудное украшение называли пекторалью, а только то, которое были вправе носить, скажем, египетские фараоны, римские императоры, высочайшие сановники древнего мира.
Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э.
Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

О смысле изображений на Пекторали спорят уже три десятка лет… Существуют, в основном, три версии, по-своему объясняемые смысловое содержание данного шедевра.

Версия 1: Модель Вселенной

Трехъярусное строение Пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу—борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, мира демонов, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых…


Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц. Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити. Здесь же поражают своей выразительностью бытовые сцены жизни кочевья.

Существует мнение, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в высшем мире шьют магическое одеяние из золотого руна...

Новый год начинался у скифов в весеннее равноденствие - в конце марта, когда все живое дышит весной. Новогодний праздник был у скифов самым значительным культовым праздником. Скифы верили, что в новогодний праздник их цари давали толчок целому годовому циклу, животворным силам природы. Вся композиция, безусловно, имеет религиозное значение. Три мира — корни, ствол и крона Мирового Древа. Они же царства мертвецов, живых людей и высших, божественных существ—были основой космогонии многих племен.
Изображение животных также носят символический характер. Так, заяц в скифской мифологии - олицетворял счастье (такое же неуловимое и пугливое, боящееся малейшего шороха). Во время празднования скифского нового года мужчины племени осуществляли ритуальную охоту на зайца. Два кузнечика (а по утверждениям энтомологов - это парочка, то есть самец и самка) символизировали продолжение рода.

Версия 2: Карта владений скифов

На Пекторали запечатлена символическая карта древних владений скифов ("скифского квадрата", по Геродоту), Черное море и прилегающие к нему земли. Хорошо различима линия морского побережья от Босфора до Кавказа.
На карте нет Азовского моря. Но, по данным украинских археологов-подводников, в древности уровень азовских вод был ниже нынешнего на 9-12 метров. Керченский пролив тоже еще не существовал. Фактически, имелось лишь узкое пресноводное озеро Меотида. Так вот, - оно на пекторали есть!..

Важно подчеркнуть, что все фигуры календаря Пекторали по своим контурам похожи на 16 особых территорий - земель, которые в свое время входили в состав Великой Скифии (6 в. до н.э.), это т.н. легендарные “благие земли”, что размещены от Алтая до Испании.

В центре главная земля - Скифия (ныне Украина). На Пекторали она изображена в виде бараньей шкуры, которую держат два скифских царя брата Пал и Нап, потомки легендарного Скифа, что, видимо, означает двоевластие.
На овечьей шкуре можно увидеть Крымский полуостров, характерные очертания юга Украины! Выпуклости обозначают горы и возвышения, глубокие линии - реки. Можно разобрать в золотом плетении части территорий теперешних России, Молдавии, Грузии, Румынии, Болгарии, Турции…
Очевидно, вся эта географическая премудрость 2500 лет назад была понятна только специально обученным особам, жрецам, царям, военачальникам… Властелин всегда носил с собой схему своих владений!

Версия 3: Календарь

По мнению некоторых исследователей, в скифском году 16 месяцев по 23 дня в каждом, т.к. его структура рассчитана на 368 дней (16 х 23 = 368). Но, скифы уже в те времена знали, что в году 365 дней. Для коррекции счета времени по своему календарю они просто не учитывали 3 дня (21,22,23 июня) в период летнего солнцестояния (368-3=365). В високосный год не учитывали 2 дня - 22,23 июня (368-2=366). Время также исчисляли и большими периодами по 16 лет - т.н. скифскими индиктами, названия которых такие же, как и у месяцев года. (Греческий индикт некогда был равен 15 годам.)
Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены на пекторали по кругу. Всего их было 16. Зодиак - это “круг животных”. Новый год праздновали 21 марта в день весеннего равноденствия, при этом отсчет времени начинали с 1 января, как по григорианскому календарю, которым мы сейчас пользуемся.


Скифское лето - это период с 3 апреля по 30 сентября. На Пекторали до этого периода скифы изображены в теплых кафтанах, а в летний период они изображены полуобнаженными, что указывает на жару. Кстати, Пектораль - это еще и точный астрономический прибор - древние солнечные часы.
Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, иные представители элиты скифского общества, что помогало им, на основе знаний, управлять народом.

Уже более 30 лет коллекцией скифского золота и, разумеется, Пекторалью восторгаются жители стран Европы, Японии, Канады, США. Экспозиции выставок размещаются в самых престижных музеях мира, как например, в Большом дворце на Елисейских полях. Посетителям демонстрируются также снимки, планы, разрезы скифских курганов и т.д.
Говорят, чем-либо удивить парижан достаточно сложно. Но, кажется, скифское золото их всё-таки удивило. «Со страной, обладающей подобными ценностями, можно иметь дело», — заявила одна из французских газет.
Побывав в нашем замечательном городе, настоятельно рекомендуем найти время посетить музей с уникальной коллекцией, впечатление от которой Вы сохраните на всю жизнь!

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru