Родительское собрание доу на тему дружба. Родительское собрание "друзья моего ребенка". Тема: «Семья и талант доброты»

Качурина Оксана Леонидовна

МОУ СОШ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Дружба – это не работа»»

Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

Задачи:

    показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;

    способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

    проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания:

Подготовительный этап.

    Анкетирование детей

    Подготовка “Анкеты для родителей”

    Подбор пословиц и афоризмов о дружбе

    Сочинение детей на тему “Мой друг”

    Творческий отчет на тему «Дружба – это не работа!»

Организационный этап.

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

— Давайте вспомним, какие пословицы учат этому.

Старый друг — лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и другие.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. В выборе друзей дети пользуются эгоистическими соображениями. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.

Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другим людьми. Хотя такой характер отношений более распространен среди девочек. Мальчики, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Такие отношения дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений. Зародившаяся в детстве дружба может продолжаться всю жизнь, но так бывает не всегда.

Но не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Образование детских групп происходит разными способами. Как правило, компании образуются в течение короткого времени. Затем начинается процесс разделения ролей.

Положение детей в группе сверстников бывает разным. В каждой детской группе есть дети, которые пользуются популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками связано с его активным участием в школьной жизни, в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми. Тогда как социально неумелых детей группа не замечает.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен (к сожалению, агрессивный ребенок не меняет своего поведения, а становится в общении еще агрессивнее- это единственный способ для него привлечь к себе внимание) или наоборот застенчив (такие дети чувствуют себя более одинокими и больше переживают за свои отношения с другими детьми, чем агрессивные дети)- это вредит популярности.

Наиболее подвержены групповому давлению те дети, которые обладают невысокой самооценкой. Ребята, которые остаются после школы без надзора в большей степени подвержены отрицательному влиянию компаний.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

    «Социометрические звезды» — 8 чел.

    «Ограниченный круг друзей» — 5 чел.

    Активные, подвижные, легко ссорятся и мирятся» — 9 чел.

    «Не замечают» — 2 чел.

    «Трудности в общении с одноклассниками» — 3 чел.

(фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается:

    На взаимопонимании, единстве интересов – 7 человек

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -10 человек

    На верности и доброжелательности – 5 человек

    На доверии и откровенности –3 человека

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности — 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

    то, что каждый думает в первую очередь о себе – 8 человек

    обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

    зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

    отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 3 человек

    нет общих интересов – 5 человек.

Социологический опрос родителей.

Классный руководитель. Ребята в выборе друга ставят на первое место доброту, верность, умение прийти на помощь.

Уважаемые родители, а нравятся ли вам друзья вашего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение на тему “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях ваших детей.(Зачитываю отрывки)

Подведение итогов родительского собрания.

На одном из классных часов ваши дети составили свод законов дружбы.

    Помогай другу в беде.

    Умей разделить радость с другом.

    Не смейся над недостатками друга.

    Тактично делай замечания.

    Не обманывай друзей.

    Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.

    Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

В конце нашего собрания хотелось бы предоставить вам наш музыкальный видео-отчет на тему: «Дружба — это не работа».(Приложение 4.)

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Анализ итогов родительского собрания.

    Классному руководителю проанализировать результаты анкетирования родителей.

    Результаты социометрического исследования использовать для улучшения положения детей с низким статусом.

Приложение 1.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА для детей.

1. Как Вы считаете, кто в Вашем классе (группе) пользуется самым большим авторитетом у товарищей?

1_________________

2_____________________

3 _______________

2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наи­большие симпатии в классе (группе)?

1_______________

2__________________

3 _______________

3. С кем из ребят Вы бы хотели сидеть за одной партой? (напишите фамилии)__________________________

5. Кого из товарищей Вы могли бы охотно пригласить к себе в гос­ти? (напишите фамилии) _______________________

6. С кем из ребят Вы бы стали выполнять домашнее задание? (напишите фамилии) ______________________

7. С кем из ребят Вы бы хотели вместе (напишите фамилии):

а) отдыхать___________________________

б) по-настоящему дружить _________________

в) заниматься общественной работой

г) допишите(что еще)_________ Ваша фамилия_____________ Класс (группа) _____________

Спасибо за точные ответы!

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

    На взаимопонимании, единстве интересов;

    На доверии и откровенности;

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;

    На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

    То, что каждый думает в первую очередь о себе;

    Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

    Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;

    Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

    Ребята плохо знают друг друга;

    Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

    Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…

    Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …

    Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …

    Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…

    Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Приложение 4

Музыкальный клип.

Родительское собрание

ТЕМА

«О детской дружбе»

Составлено:

Учителем начальных классов

М.В. Капраловой

Санкт-Петербург

2014 г.

Цели:

    выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель.

Подготовка.

    За две - три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержимое материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.

    Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (журнал «Семья и школа») и познакомить с её содержанием на родительском собрании всех родителей.

    С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

- «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;

- «Пёрышко» В. Осеевой;

- «Высшая мера наказания» Б. Никольского;

- «Терёшка» В. Косова;

- «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;

- «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;

- «Требуется друг» А. Барто.

IV . За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.

Оформление, оборудование, инвентарь:

    В классной комнате оборудуются рабочие места для четырёх микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.

    Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:

    Без беды друга не узнаешь.

    Друг познаётся в несчастии.

    С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

    Недруг поддакивает, а друг спорит.

    Дружба дружбе рознь, а иную брось.

Третья часть доски остаётся свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

Ход проведения.

П е р в а я ч а с т ь

    Родители и их дети занимают отведённые места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.

    Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.

    Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

    Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

Первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;

Вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;

Третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;

Четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.

V . Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.

Затем учитель зачитывает подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.

Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.

В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обощение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:

    Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

    Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.

    Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

    Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

В т о р а я ч а с т ь

    Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.

    Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.

Список использованной литературы

    Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой.

    Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.

    Семья и школа.

Приложене №1.

Анкета для родителей

    Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

    Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?

    Как вы встречаете друзей своего ребёнка?

всегда доброжелательно, приветливо;

в зависимости от настроения;

Сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего реб ёнка?

Только отличника;

Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?

10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

Приложение №2

Анкета для детей

(можно использовать не все вопросы, а выборочно)

    Есть ли у тебя в классе друг?

    Что ты больше всего ценишь в своём друге?

    Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

    Что значит дружить хорошо?

    Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?

    Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

    Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

    Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

Отличника;

Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;

Тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой?

10. Как его встречают твои родители?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

11. Бываешь ли ты в гостях у друга?

12. Как тебя там встречают?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

13. Ты считаешь себя хорошим другом?

14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

15. Что можешь сделать для этого ты?

Приложение № 3

Тексты для работы микрогрупп

В. Сухомлинский

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?

Е.Пермяк

НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.

Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.

Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
- Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.

- Что ж, верю тебе, - сказала Анна Сергеевна, - Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом - на Асино.

- Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку - Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

- А кем? - нетерпеливо спросил Андрюша.

- Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.

- Доброе утро, - сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. - Если хочешь, пойдём в школу вместе.

Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

- С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

- Да, - тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.

Вопросы :

    Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?

    О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?

    Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?

    Почему рассказ называется «Надёжный человек»?

И.Туричин

ДРУЖБА

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа:
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

Давай! – согласился Вася.

Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята:

Мы тоже пожарные!

Серёжа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Серёжа.

Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.

И меня примите.

Не примем, – сказал Серёжа.

Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы :

    Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

    Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?

Н.Чабаевский

ОДИНАКОВЫЕ

Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.

Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.

Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

Да, ты хуже стала…

Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.

Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…

Вопросы:

    За что мама осудила Соню?

    Что бы вы сказали Соне?

    Какие качества характера проявились в поступке девочки?

    Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

  • показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;
  • способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;
  • проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания

Подготовительный этап

  • Анкетирование детей
  • Подготовка “Анкеты для родителей”
  • Подбор пословиц и афоризмов о дружбе
  • Сочинение детей на тему “Мой друг”

Организационный этап

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель или психолог. Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

Назовите пословицы, которые учат этому.

Старый друг - лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и т.д.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.

С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.

Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.

Ознакомление родителей с результатами диагностики

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

    Лидеры – 5 человек

    Принятые – 12 человек

    Непринятые – 3 человека

    Изолированные – 2 человека

    Отверженные – нет

(фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается на:

    взаимопонимании, единстве интересов – 8 человек

    взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -6 человек

    верности и доброжелательности – 5 человек

    доверии и откровенности –3 человека

    умении говорить правду в глаза, на принципиальности - 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

    то, что каждый думает в первую очередь о себе – 6 человек

    обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

    зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 5 человек

Социологический опрос родителей

Уважаемые родители, знаете ли вы друзей своего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях детей.

Подведение итогов родительского собрания

На одном из классных часов ученики класса составили свод законов дружбы.

  • Помогай другу в беде.
  • Умей разделить радость с другом.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Тактично делай замечания.
  • Не обманывай друзей.
  • Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.
  • Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

Возможное решение родительского собрания:

Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

Соблюдать в общении правила дружбы.

Приложение 1.

Каждому ребенку предлагается перечислить тех товарищей по классу, с которыми он хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

  • На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
  • На взаимопонимании, единстве интересов;
  • На доверии и откровенности;
  • На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;
  • На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

  • То, что каждый думает в первую очередь о себе;
  • Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
  • Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
  • Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
  • Ребята плохо знают друг друга;
  • Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

  1. Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…
  2. Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …
  3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …
  4. Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…
  5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Тарабрина Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 26 "Флажок"
Населённый пункт: г.Красный Кут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Встреча добрых друзей"
Дата публикации: 14.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Встреча добрых друзей»

Цель встречи:

1. Сократить психологическую дистанцию между родителями и педагогами.

2. Помочь родителям лучше понять, что значит быть ребенком определенного

возраста, учить видеть мир глазами детей.

3. Научить родителей опираться в своей воспитательной деятельности на

оказания

поддержки

отзывчивости

сострадания личным примером.

Собрание начинается небольшим концертом детей для своих родителей.

развешаны

воспитания

обучения – детский сад», «Мы Вам рады! », «Ура! Пришли! »,

«Доброе слово доходит до сердца», «Час в добре пробудешь - всё горе

забудешь», «Ласковое слово, что весенний день! »

Ход встречи:

Столы стоят полукругом

Воспитатель 1: Добрый вечер, наши дорогие родители, рассаживайтесь. Мы

собрались,

познакомиться,

пообщаться в нетрадиционной обстановке, и поговорить о воспитании детей.

Воспитатель

Трудности

воспитании

заставили

обратить

внимание на следующие правила:

Ребенка сначала люби, а потом – учи.

Какой ребенок есть – таким его и принимай!

Помогать ребенку действовать самостоятельно; он должен познавать себя и

самосовершенствоваться.

Воспитатель 1: Если вы согласны с этими правилами, и принимаете их, тогда

будем начинать. Проблемы воспитания решать!

Воспитатель 2: Для начала, дорогие родители, мы узнаем с вами, какое

настроение царит в нашей аудитории. Сейчас предлагаем вам описать свое

настроение, с которым вы пришли на встречу, используя термины прогноза

погоды. Например, если настроение хорошее: «солнечное, безоблачное, дует

ветерок, т. д. », если грустное, неважное, то: «пасмурно, скоро грянет гром,

налетит ураган, и т. д. »

Начали… (подводим итоги настроения)

Воспитатель 1: Предлагаю порассуждать, каким вы хотите видеть своего

вырастет

(выслушиваются

ответы. Мысли у всех разные. Но от желаемого до исполнения порой бывает

пропасть.

приготовили

совместно

заповедей

родительства».

приоткрыть

доброты! (раздаются брошюры с аппликацией детей, внутри распечатаны 10

заповедей)

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или как ты хочешь. Помоги

ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок принадлежит только тебе, он не твоя собственность.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему

жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот –

третьему. Это закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб,

ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по

силам, и будь уверен, ему тяжело не меньше, чем тебе. А, может, и больше,

потому, что у него нет еще привычки и опыта.

Не унижай!

Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь –

если можешь, но не делаешь.

Помни – перефразируя одного человека, сказавшего это об Отечестве – для

ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы,

чтобы сделали твоему.

неталантливым,

неудачливым,

взрослым.

Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с

Воспитатель 2: Предлагаю каждому родителю зачитать по 1 заповеди по

Ваш ребенок должен ощущать на себе силу вашей любви. Легче чему-то

научить ребенка, чем его перевоспитывать. Да и нет методик воспитания

добрых чувств. Важно только одно: уважение, требовательность, любовь.

Воспитатель 1: Скажите, а что значит делать добрые поступки? Какие добрые

поступки может совершать малыш 3-х лет? И как этому учить? (ответы

родителей)

Воспитатель

взаимопомощь,

престарелых,

родственникам,

большому счету, - неравнодушие к другим и заботливость, желание помочь.

Если мы хотим, чтобы малыш был добрым, следует исключить из речи

недобрые рассуждения о людях. Животных в присутствии детей. Детское ухо

впитывает

обращает

внимание. Вот пример. Семья с малышом 4-х лет идет на детский праздник к

друзьям. Малыш говорит: «Подарю своему другу поломанную машину, мне

она не нужна», мама: «Так нельзя, нельзя дарить старые вещи», малыш: «А

вы шли с папой на день рождения к тете Вале, и ты сказала, что денег нет,

подарим старую вазу, что в углу стоит»

Воспитатель 1: Знакомая ситуация? Чтобы воспитывать добрые поступки,

следует упражняться даже в словесном плане.

Сейчас мы вам предлагаем поучаствовать в обсуждении ситуаций (разделить

родителей на подгруппы) .

1 ситуация для 1 подгруппы:

Три дороги, на них три таблички: 1 – налево пойдешь – игрушку найдешь, 2 -

направо пойдешь – друга потеряешь, 3 – прямо пойдешь – выручишь друга.

Куда пойдет сын (дочь? Объяснить с учетом возрастных особенностей.

2 ситуация для 2 подгруппы: Говорят, «доброе сердце», а как еще можно

сказать? (ответы). У кого из сказочных персонажей было доброе сердце? А

злое? (ответы) .

3 ситуация для 3 подгруппы: Если плачет кто-то из детей, как его успокоить?

(обыгрывается в сценке: 1родитель – мама, другой – ребенок)

4 ситуация для 4 подгруппы: Обсудим, в чем заключается смысл наказаний?

Какие допустимы, а какие нет? Почему? Для чего ребенку нужна игра? Как

можно с ним играть дома?

Воспитатель 2: Сейчас вопросы для всех:

Назовите

известные

подвижные

(«прятки»,

«жмурки»,

«догонялки», «вышибалы», «гуси-лебеди», др.)

2. Вспомните пословицы и поговорки о воспитании, доброте

Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азерб) .

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.) .

К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым

следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера

(Ювенал) .

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А. П. Чехов) .

преподносит

находить

Дистервег) .

чувствительность

притупляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу) .

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они

умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер) .

Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает

их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли) .

Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает (Фромм) .

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся

себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И. Кант) .

Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис) .

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях

шалунов (Ж. -Ж. Руссо) .

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего

глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (Ж. -Ж. Руссо) .

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,

Это приучить его не встречать ни в чем отказа (Ж. -Ж. Руссо) .

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и

смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом

могут уберечь сами дети (В. А. Сухомлинский) .

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не

для счастья, а приготовить к труду жизни (К. Д. Ушинский) .

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и

назидать

по-человечески.

исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с

самого себя (А. Н. Острогорский) .

воспитываете

разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его

Макаренко) .

Предлагаем

выслушать

обсудить

следующую

педагогическую ситуацию:

«За Димой в сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы

сегодня птичку клеили! » Мама: «А почему у тебя вся одежда грязная? »

Дима: «Мама, воспитатель сказала, что я очень старался! » Мама: «Сколько

раз тебе говорила, на улице не играй в песок, вечно грязный! », Дима: «А я

еще дома попробую такую же сделать», мама «Вот и пойдешь, как свинья,

грязный»

Родители, почему диалог не состоялся? (ответы, обсуждение)

Воспитатель 1: Сейчас мы с вами сделаем пирог доброты.

Представьте, что ваш пирог надо разделить и раздать членам семьи: тёще,

тестю, жене, сыну, дочери, но при этом сказать добрые и тёплые слова. Как

вы это сделаете? (4-5 родителя обыгрывают)

Воспитатель 2: Предлагаем игру «Словарь вежливых слов», в которую вы

сможете поиграть вместе с детьми.

Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

В России, Белоруссии, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)

Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)

Воспитатель 1:

При воспитании добрых чувств важно помнить, что как ребенок строит

отношения

относиться

отношения и с другими людьми в течение всей жизни.

Предлагаем дома провести с ребенком мини-эксперимент «куда сядет ваш

ребенок» (тест Ж. РЕНЕ) :

1. Если ребенок безоговорочно садится у телевизора рядом с мамой, то папе

стоит задуматься о своих отношениях с ребенком.

2. Если сел между родителями – радуйтесь, он относится к вам примерно

одинаково.

3. Если сел отдельно на стул или забился в угол кресла, дивана – надо бить

тревогу. Ребенку в семье одиноко и дискомфортно. Уделите ему больше

внимания и любви.

Воспитатель 2:

Закончить нашу беседу «Воспитание добром» хотелось бы словами великого

педагога 20 века Ш. Амонашвили:

Ты маленький ребенок, я большой.

Вот моя, представьте, педагогика,

Тебе со мной, а мне с тобою хорошо.

У педагогики моей простая логика!

Пусть вашим детям будет с вами и снами хорошо, пусть они учатся у нас

добру, человечности, и растут хорошими и чуткими людьми!

Наталья Удовиченко
Родительское собрание для родителей в старшей группе «Детская дружба»

Цели : Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений. Провести тест на выявление уровня общения ребёнка.

План :

1. Консультация воспитателя на тему : «Первые уроки дружбы »

2. Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)

3. Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»

4. Обсуждение истории «Как выбрать друга» .

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители !

Сегодня мы собрались , чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе , об общение дошкольников со сверстниками». Поиграем в игры, способствующие дружескому , благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит нам выявить уровень общительности вашего ребёнка. Но для начала я прочитаю вам стихотворение о дружбе .

Стихотворение «Подружки » чтение стихотворения на фоне спокойной музыки)

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождём.

Под мокрым капюшоном

Видны издалека

Четыре синих глаза, четыре василька,

Две пёстрые косынки на русых волосах.

Лукавые смешинки

В прищуренных глазах.

Уже вода стекает

За ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает

Короткого плаща.

А им и горя мало :

Промокнут – ну и что ж!

У них такая дружба –

Водой не разольёшь.

Н. П. Саконская

Воспитатель : Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании ? Потому что дети вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становится для ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми : он раскрепощён, более самостоятелен. Общение развивает ребёнка как личность : учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников : в нашей группе все это делают по – разному : кто-то принесёт что – нибудь, чтобы похвалиться, кто – то поделится, кто – то старается на занятиях отличиться хорошим ответом; кто-то силой берёт, задирается, но чаще с такими детьми потом не играют.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т. е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам , в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же, самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Например, если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, то и ребёнок тоже говорит спокойно. Если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив .

В группе преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Также появляется и парная дружба , которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми , кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов . (Арина и Арсений, Полина и Дима, Рома и Вика) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.

Проведя опрос детей, с кем они хотят дружить , в лидеры вышли в нашей группе – Арсений , Арина, Полина, Семен. На вопрос, почему они хотят с ними дружить , они отметили такие качества : как доброта, умение делиться, не дерутся, не кричат. Лидеры постоянно могут меняться в 5 лет отношения у детей не устойчивые, если провести опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы .

Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, и в том числе подготовки его к школе.

1. ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

(проводится с родителями )

Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» .

Цель : снять мышечное напряжение, т. к. игре сопутствует разнообразие тактильных ощущений. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчуждённости.

Описание : Родители по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным образом :

1 хлопок – здороваются за руку;

2 хлопка – здороваются спинами.

Игра «Я люблю.»

Цель

Описание : Играющие, сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например : «Меня зовут Тамара. Я люблю путешествовать» и т. д.

Игра «Подарим друг другу комплимент» .

Цель : Развивать внимание к другому человеку, умение выражать свои чувства.

Родители обводят свою руку на листе бумаги и подписывают листочек. Затем воспитатель предлагает передавать по кругу листочки с обведёнными ладошками и написать на одном пальце ладошки комплимент обладателю данной руки. В конце зачитывает каждый родитель все комплименты , которые написаны на его ладошке, что думает о нём каждый родитель .

4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей

1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения

2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт

3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника

4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь , успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В) Раздражается, когда кто-то расстроен

5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребёнка

В) Вызывает зависть, раздражается

6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно» , «Мне весело» и т. д.

Б) Не всегда

8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков

Б) Начинает плакать, обижается, капризничает

В) Резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав

9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?

А) Заступится за обиженного

Б) Не обратит никакого внимания

В) Сам начнёт дразниться

10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) Достойно ответит

Б) Промолчит и пойдёт жаловаться взрослым

В) Оскорбляет в ответ

11. Как ребёнок реагирует на наказания?

А) Соглашается с тем, что заслужил его

Б) Начинает плакать

В) Спорит, не соглашается с наказанием

Большинство ответов «А»

У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

В заключении предлагаю вам историю, которая поможет вашему ребенку разобраться, например, в том, кого можно считать верным другом, а кого нет, как выбрать себе хорошего товарища. На основе этой истории вы сможете сочинять рассказы для своего ребенка.

«Давным-давно жила женщина, и было у нее три сына. Когда дети выросли, отправила она их в дальний путь - мир посмотреть, делу научиться. Каждому сыну дала мать совет, как правильно друга выбрать. Первому сказала : «Нарочно отстань в пути, а спутнику крикни : «Седло съехало набок, надо поправить, а ты поезжай, я тебя догоню» . Если уедет попутчик, не предложит помощи - не товарищ он тебе». Второму сказала : «Проголодаешься, достанешь из дорожного мешка хлеба краюху, протяни ее спутнику, чтобы разделил. Если возьмет он себе большую часть хлеба, а меньшую отдаст тебе - жаден он, не иди с ним дальше*. Третьему сказала : «Если придется в пути туго , нападут на вас разбойники, предложи своему попутчику скакать вперед, спасать свою жизнь. Если бросит тебя, умчится прочь - трус он, не годится для верной дружбы ».

Вывод : хочется сказать, что от того, как ребёнок общается в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если мы научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.