Психологические проблемы в русско-татарских семьях - мтсс. Истина в любви. SmartNews выяснил, как живут русско-татарские семьи

(ТАТАРКА)

Татарская женщина – удивительное творение Всевышнего . В ее сердце Создатель заложил такую глубокую и безмерную любовь к детям, ближним, к этому прекрасному миру, что прямое предназначение женщины – нести в мир нравственность и самой служить ее образцом. Татарской женщине свойственна особая гармония и особая музыкальность. Каждая татарка излучает внутреннюю одухотворенность, интеллектуальную тонкость, душевное благородство, и является носительницей высшего духовного начала.

Татарская женщина с детства нацелена на брак как на крепость, за прочными стенами которой она будет спокойно заботиться о муже и детях. «Женщина без мужа – конь без узды», гласит пословица. Но как замечают сами татарки, слово мужа, конечно, закон, однако на любой закон всегда найдется поправка! Татарские женщины - преданные мусульманки, чтящие свои традиции и обычаи. Но никаких чадр и паранжи в гардеробе современных татарок нет, как не было подобной одежды и у их предков.

Основная масса тaтapcкогo населения в настоящее время носит так называемую «европейскую» одежду. Современные модницы включают в свой гардероб стилизованные вещи, подчеркивающие их национальную принадлежность – например, обувь, имитирующую читек (расшитые кожаные сапожки), или аппликации со знаменитой вышивкой, узоры которой передают необыкновенную красоту земной и фантастической флоры.

Татарская письменность до 1927 г. была основана на арабской графике, затем на латинице, а с 1939 г. - на русской графической основе. Осенью 2001 г. начался переход на новый латинский алфавит с дополнительными буквами. Лексика насыщена арабскими, персидскими и русскими заимствованиями. В татарском языке очень много арабских и турецкий слов и слов из языков фарси и урду. Поэтому знающий татарский язык могут понять людей из Турции, а например, пакистанцы, в свою очередь понимают татарский.

Каждая татарская женщина – прекрасная хозяйка, очень домашняя, любящая заботиться о семье и принимать гостей. Национальнаятатарская кухня довольно предсказуема в том смысле, что основные составляющие ее, как и других родственных народов – башкир, узбеков, турков – это тесто и жир. Много теста и очень много жира. Это, разумеется, совсем не вписывается в концепцию здорового питания. Гостям, как правило, предлагают такие экзотические блюда как казылык (вяленая конина), губадия (слоеный пирог с невероятным количеством начинок от мяса до творога) или талкыш-калеве (чудовищно калорийный десерт из масла, муки и меда). Запивается угощение айраном (смесью катыка и воды) или чаем.

Большинству татарских женщин присущи такие качества как целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость, смекалка, находчивость, чувство взаимовыручки. А, кроме того - преданность, обязательность и порядочность, они никогда не обманут, не предадут, если дадут слово - выполнят. Далее к этому списку добродетелей добавляются:щедрость и простота, скромность и доброта, бескорыстная взаимовыручка. Татарская женщина истинно – удивительное творение Всевышнего!

Татарстан: казанская мечеть, казанский кремль >

Соблюдение традиций Ислама для жителей Татарстана – вовсе не пустой звук. Для татар это не просто вероисповедание, а культура и традиции татарского народа, их образ жизни. По сегодняшний день подавляющее большинство татар и татарок ищут спутника (спутницу) жизни именно своей национальности, причем вне зависимости от того, где они проживают, будь это Россия, Канада или далекий Китай. В подавляющем большинстве случаев татарин и татарка обязательно считают своим святым долгом получить полное и безоговорочное благословение родителей на предстоящий

Я потерялась.Я не знаю как быть в данной ситуации.
Начнем с того,что я очень сильно люблю своего парня.Он - русский,я -татарка. Всё бы ничего,если б не мои родители.
Выросла я в семье ,в которой религия ,обычаи стояли превыше всего.Воспитывали меня строго,в особенности мама. С ранних лет мне говорили что брак между разными национальностями к добру не приводит. Исходили они из того,что сами видели. Родственники,знакомые,частенько строили отношения именно с представителями не своей национальности,чем родители каждой пары были не довольны,но все же в большинстве случаев мирились с этим.
Сейчас мне уже 20 лет,учусь в университете. Познакомилась со своим парнем года 3 назад.Надо заметить что он у меня первый,как и я у него. Мы с ним 2.5 года общались лишь по сообщениям,по письмам. Дело в том,что буквально через пару месяцев как мы с ним познакомились,его забрали в армию.Но мы так успели привязаться друг другу,что сейчас даже часа не можем прожить не услышав любимый голос. 2года он был в армии,год задержался изза возникших там у него проблем(его хотели посадить,но к счастью отделался условным). Я не бросала его даже в такие дни,не смотря на его письма с просьбой жить дальше без него,ведь он уже не надеялся вернуться.После всех мучительных переживаний он вернулся несколько месяцев назад,зимой. Мы были просто на седьмом небе от счастья! но..
каждый раз когда я приезжаю домой на выходные(я учусь в другом городе),мама умоляет меня не встречаться с русскими!порой говорит такие вещи,что мне не по себе просто становится!что если ослушаюсь их,то могу больше домой не приезжать,что вся семья откажется от меня,не будут мне помогать,и самое главное чего я боюсь- это то что меня не поймет папа..папа- самый любимый мне человек,которым я очень дорожу.
По мимо меня в семье есть старший брат,который ни раз угрожал,что если узнает об этом,то всех там убьет,что не допустит такого позора!
и так каждый раз..родительское сердце все равно что то чувствует,не спроста мне бы так говорили.
Я долго думала как мне быть.Я боюсь если они узнают,то мама заболеет сильно(у нее слабое сердце,ей нельзя ни по какому поводу нервничать),а папа запьет,что пагубно для него,для семьи .И в конце концов они либо выгонят меня,либо запретят с ним говорить,видеться.
Одно хочу сказать,я так больше не могу,не могу это скрывать от самых мне близких людей.Каждый раз приезжая из дома я плачу.пошли болезни на нервной почве.
Мой парень это все знает,он понимает меня.говорит переживем,я тебя не брошу.
но я не могу больше так,у меня просто нет сил.
2 дня назад я сказала ему.как бы я не любила его сильно,но нам придется расстаться.он думал я шучу,но поняв что все всерьез,особо не стал меня уговоривать. Если,говорит,тебе будет так легче значит пусть так и будет. и на этом все.
я все плачу,мне очень плохо,я разрываюсь между родителями и им!мне очень его не хватает!но и против родителей я не смогу решиться пойти.
прошу вас,дайте совет,как мне быть?
(он из другого города,после армии изза меня переехал в город где я учусь на данный момент. Не успел еще встать на ноги,за ним ничего не стоит. Родителям если даже представлять его,боюсь будет совершенно бессмысленно: человек без ничего,без образования,с условным сроком и русский. и я достаточно из обеспеченной

В Татарстане почти треть браков заключается между людьми разной национальности. Причем, как отмечают социологи, большинству русских не важна национальность второй половины, а вот татары — более избирательны. SmartNews узнал о трудностях и радостях, возникающих в отношениях русско-татарских семей.

Зарина Гаряева и Игорь Иванов женаты уже 5 лет. У Игоря папа — русский, мама — татарка, принявшая православие. Он окончил духовную семинарию и пел в церковном хоре. Зарина воспитывалась отцом-татарином в традициях ислама, хотя мама ее — русская. Зарина часто ходит на всенощные службы в храм, где поет Игорь. Когда они поженились, то сделали никах (мусульманский обряд венчания). А их дочка пойдет в первый класс в еврейскую школу (просто потому, что школа хорошая) и с первого класса будет учить иврит. И, по мнению молодых, их ситуация — не исключение.

«В Казани мало кто на национальность обращает внимание. Все уже привыкли. У нас со всех сторон смешанная семья. Это пример того, что смешанные браки не конфликтуют из-за религии. Каждый из нас остался в своей вере, но для нас нет границ.»

Зарина Иванова, SmartNews

Ее слова косвенно подтверждает официальная статистика: в Татарстане каждый пятый брак — межнациональный. И такая тенденция сохраняется в республике с начала 1990-х.

«В 2012 году было заключено 6893 межнациональных браков (общее количество браков — 33 172). Причем речь не только о татарах и русских, но и о других народах России. В 2011 году число смешанных браков составляло 22% от общего количества браков (или 7881). И эти 20-2% сохраняются уже с 1990-х годов. Татарстан всегда являлся регионом толерантным, межнациональный мир и согласие присуще нашему народу. Испокон веков у нас смешение. Это уже наша обыденная повседневная жизнь.»

Эльмира Зарипова, начальник управления ЗАГС Кабмина РТ, SmartNews

Правда, уточняет начальник Управления ЗАГС РТ Эльмира Зарипова, граждане только по желанию указывают свою национальность при вступлении в брак. Поэтому можно поверить и неофициальным данным, которые приводят независимые эксперты на просторах Интернета. По ним 30% союзов в Татарстане — смешанные.

Однако социологи видят свои тонкости в этом вопросе. Одно из последних крупных исследований в этой области было проведено в 2010 году, тогда анализировался Тетюшский район республики — самый колоритный и многонациональный. В нем проживает примерно 24 тыс. человек: 11 тыс. — в городе, и 13 тыс. — на селе. Согласно исследованию «Этно-культурные традиции как основа укрепления семьи на примере Тетюшского района РТ» (авторы: Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галеева Г.И.), русскому человеку неважно, какой национальности его жена или муж. А вот татары наиболее избирательны в этом вопросе: они в 90% случаев женятся на человеке своей национальности. В других случаях — выбирают себе только русскую, с чувашами и мордвинами не вступают в брак.

СПРАВКА SMARTNEWS

В Тетюшском районе РТ количество браков между русскими — 73%, между русскими и татарами — 8%, между русскими и чувашами — 4,8%, между русскими и мордвинами — 25%. Чуваши: с чувашами— 76%, с русскими — 5%, с татарами — 1,6%. Мордвины: с мордвинами — 75%, с русскими — 14,6%, с чувашами — 19%.

Ученые изучали, какая национальность обычно доминирует в смешанном браке. Оказалось, дело в гендерном различии. Какую религию исповедует жена — такой религии придерживается и семья в целом. Причем праздники обычно отмечают либо и той, и другой традиции, либо только традиции жены. Дети воспитываются по тому же принципу.

Причем за последние годы, отмечают исследователи, поменялось и отношение общества к смешанным бракам. Хотя молодые люди, вступая в брак, очень редко обращают внимание на мнение родственников и знакомых, общество стало терпимее к их предпочтениям.


СПРАВКА SMARTNEWS

По мнению русских, мордвин и чувашей, национальность в браке не имеет значения, а вот большинство татар ответило, что считают брак с человеком другой национальности нежелательным. Опрос: «Как бы вы отнеслись к тому, что кто-то из ближайших родственников вступил в брак с человеком другой национальности?». Ответы: «Считаю этот брак нежелательным» (русские — 10%, татары — 33%, чуваши — 7%, мордва — 12%), «Национальные браки не имеют значения, если они общаются на языке моего народа» (русские — 20%, татары — 13%, чуваши — 26%, мордва — 20%), «Предпочел бы человека своей национальности, но возражать бы не стал» (русские — 16%, татары — 26%, чуваши — 14%, мордва — 31%), «Национальность в браке не имеет значения» (русские — 43%, татары — 24%, чуваши — 52%, мордва — 31%).

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Нияз Габдрахманов

замдиректора НИЦ «Семьи и демографии» Академии наук РТ

— Изначально татарские браки были более крепкими. Русские браки не столь продолжительные. Смешанные браки по продолжительности были в среднем длиннее, чем чисто русские, но короче, чем чисто татарские. Однако в последнее время, когда смешанных браков стало всё больше, статистика показала следующую картину: если дети, рожденные в смешанном браке, заводят чисто татарскую семью, то продолжительность такого брака меньше, чем у детей, рожденных в чисто татарском браке. Повлияла русская картина семьи. Она менее устойчивая.

Казань столь подробно не изучалась: ученые говорят, что выборку в городе-миллионнике придется делать большую. Поэтому стоит делать скидку на то, что в сельских районах традиции значат больше, чем в городе, где они с легкостью размываются. Особенно это касается светских семей, в которых не придерживаются религиозных традиций.

Дарья и Булат Рахматуллины — казанцы, женаты четвертый год. Он — чистокровный татарин, она — русская. По их словам, никаких проблем в отношениях нет. «Родственники мои не смотрели, как и я, на национальность. Его бабушка, которая училась в мусульманском заведении и носит платок, немного косо поглядывала сначала, но потом познакомились, всё стало хорошо», — рассказывает Дарья. В их семье не справляют религиозные праздники — разве что, как все, могут напечь куличи в Пасху, поздравляют дэуэнику («бабушка» по-татарски). Ребенок у них — не крещеный и не мусульманин. Решили, что, когда он вырастет, то сам определится.


Дарья и Булат Рахматуллины. Фото: из семейного архива

«У нас всё так просто еще и потому, что у мамы Булата второй муж — русский. Поэтому отношение и к православию, и к мусульманству равное. Ребенка мы назвали Эльдар. Мою свекровь зовут Эльза, а маму — Дарья. И с фамилией хорошо звучит. Ведь с татарской фамилией глупо будет звучать русское имя. Правда, моя мама работала много лет назад в церковной газете, и я с детства бывала в храме. Но я демократично отношусь ко всем традициям. Булат — атеист. Мать его, хотя и татарка, склонна даже больше к православному, мусульманского она ничего не знает. В больших городах смешанные браки — нормальное явление. В деревнях всё-таки немного сложнее, там традиции ценятся больше. Да и деревни у нас в основном либо русские, либо татарские. Смешанных деревень мало. Если в татарскую деревню привезут русскую жену или приедет русский муж, то там будут на них косо смотреть, да и в плане межкультурных коммуникаций будет сложно привыкнуть. Город же универсален с этой точки зрения.»

Дарья Рахматуллина, SmartNews

У Татьяны Звонаревой и Ильдара Гайсина другой, печальный опыт. Они живут в Казани и встречаются уже шесть лет. С первого года мама Ильдара была против их отношений, даже отрекалась от сына. «У него мама носит платочек, она верующая. Он мусульманин. Я для них не подхожу. До сих пор не общаемся с родителями. Пытаемся наладить отношения, Ильдар меня защищает, встает горой, за что я ему очень благодарна», — говорит Татьяна. У нее есть опасения, что с возрастом и Ильдару станет важнее религия. «Его папа, бабушка и сестра — светские люди, с ними нормальные отношения. И мама его до 40 лет была обычным человеком, а потом кардинально ушла в религию. Это остальным членам семьи очень мешает жить. У них кошмар дома творится. Им приходится иногда вечером, часов в 10, когда мама ложится спать, доставать из тайного шкафчика шашлык из свинины, колбасу, выпивать. Они так делают, чтобы маму не расстраивать. Но, с другой стороны, — это тоже не жизнь», — считает Татьяна.

Трудности на почве религии возникают и между влюбленными: относительно бракосочетания, религии будущих детей. Однако, уверяет Татьяна, они всё стараются заранее обговорить. Пришли к согласию, что проведут никах, но без родителей. Обрезание сделают ребенку, только если это не будет наносить вреда его здоровью.

«Очень важно, чтобы он был на моей стороне, чтобы родители не влезали в наши отношения. Я сама атеистка. У Ильдара брат женат на русской. Она в свое время «прогнулась», сделала никах, платочек одевает, но тайно носит крестик и прячет его. Я же Ильдару сразу говорю: ты берешь в жены русскую, поэтому не надо права качать и перевоспитывать. Почему сразу не берут своей веры? Значит, что-то не нравится. Если берешь замуж меня, то считайся с моей точкой зрения тоже.»

Татьяна Звонарева, SmartNews

По мнению девушек, с которыми общался SmartNews, татарские мужчины отличаются от русских.

«Татарский мужчина от русского отличается. Мне есть с чем сравнивать. Мой первый муж был абсолютно русский. Мужчина с татарскими корнями больше в дом смотрит, чем наружу. У него интересы концентрируются на семье, а у русского — на внешних интересах, хобби.»

Зарина Гаряева, SmartNews

«Татарские мужчины отличаются от русских. Это не плюс и минус, это другая культура. Вот если после работы возвращаешься в 7-8 часов вечера, русский мужчина встретит и скажет: «Ладно, ничего страшного, давай пельмешки сварим». С татарским мужчиной такое неприемлемо. Я и в 10 часов приезжала домой и стояла у плиты, и вытирала пыль, и готовила. Но я не считаю, что это очень плохо. Татарин легко может разрешить жене не работать, чтобы только дома было чисто и всё приготовлено. Просто я не люблю дома сидеть.»

Татьяна Звонарева, SmartNews

Родители Руслана Шарафутдинова тоже хотели, чтобы их сын нашел жену своей национальности и веры. Однако чувствам не прикажешь: Руслан встречается с Анной уже 4 года. «Выбирать я не могу, как есть — так есть. И чувства всё перекрыли», — говорит Руслан. Недавно он поступил в аспирантуру, решился вопрос с армией, и в ближайшее время он хочет сделать предложение Анне, и если она согласится — в летний отпуск сыграют свадьбу.

Руслан и Анна Шарафутдиновы. Фото: из семейного архива

«Но вопрос очень серьезный. Моя мама будет рада любому моему счастью. Мой папа всё же против брака, он мусульманин. Наверное, если я женюсь и поставлю его перед фактом, он будет в целом рад, но всё-таки у него камень в душе останется. С папой ее мы находим общий язык. А вот ее мама — очень набожная, православная. И с этим трудно. Девушка не хочет обидеть маму. Всё зависит от Ани, скажет она да или нет.»

Самый главный вопрос, порождающий разногласия между влюбленными — кем будут их дети. Руслан согласен был бы не приучать их ни к какой религии, но Анна настаивает на православии. «Мы не набожные. Но каждый из нас хочет чего-нибудь от этого брака. Для нее важно венчание и крещение, для меня — никах. Я пока сам не могу перешагнуть через барьер, мне всё-таки будет не очень приятно видеть у детей крестик. Без ничего — я согласен», — делится своими сомнениями Руслан.

«Я лояльно отношусь ко всем религиям, бываю в монастырях, приобщаюсь к культуре, на Крещение купаюсь в проруби. Мусульманские праздники отмечаю, но не яро, и хотя родители наседали, я всё же выбрал свою религию разумом. Поэтому не хочу быть малодушным в этих вопросах и хочу настоять на том, чтобы детей не крестили.

Я бы рекомендовал людям жениться на человеке своей религии — будет проще найти общий язык. Просто у нас, несмотря на любовь, ощущаются какие-то разногласия, а это всё равно когда-либо перерастет в ссору. Я не советовал бы своим детям вступать в смешанный брак. Но если они полюбят человека другой национальности, я не буду против, главное — их счастье.»

Руслан Шарафутдинов, SmartNews

Есть примеры, когда из-за сильной любви жена или муж готовы принять веру своего избранника. Динара и Денис Дряхловы из Набережных Челнов женаты уже пять лет, у них два сына — Саша и Андрей. Выйдя замуж за Дениса, Динара приняла православие. Их дети — крещеные, они обязательно отмечают православные праздники, ходят в храм.



Динара и Денис Дряхловы. Фото: из семейного архива

«Каждый человек сам решает, следовать ли ему своему счастью или традициям. Кто-то строго идет вслед за традициями, а кому-то важнее быть рядом с любимым человеком.

Я не была глубокой мусульманской, не посещала мечеть, не читала намаз и Коран. Родственников своих, татар, всегда поздравляю с мусульманскими праздниками, а в семье мы их не отмечаем. Родители хорошо отнеслись к моему решению, потому что если я уже замужем за русским, то естественно, что кто-то должен кому-то уступить. Иначе семья не получится. Все сегодня друг друга стараются понять. В обществе нет никакого осуждения, тем более, что Набережные Челны — город многонациональный, сюда строители со всех регионов приезжали, здесь много смешанных браков.»

Динара Дряхлова, SmartNews

Молодой человек Муса Шарипов ради любви к русской девушке Екатерине, с которой встречается 2 года, тоже готов принять православие.

«Если просто общаться, то никаких проблем не возникает. Если глядеть в будущее, то появляются проблемы. Планы у нас серьезные. Моя девушка воспитана в верующей, православной семье, она постится. Я люблю ее и ради этого готов на всё, на жертвы, чтобы быть с ней. Я, конечно, сомневаюсь, смогу ли я принять православие, но возможно и это. Потому что я такой человек, для меня важны чувства. Мои родные понимают меня, с мамой недавно говорил об этом, она сказала: лишь бы ты был счастлив. Ее родители — не против, мы общались, но они хотят, чтобы наших детей крестили. Я пока не знаю, но готов. Сам я не религиозный, мусульманские праздники не отмечаю, только светские.

В обществе отношение к смешанным бракам хорошее, я считаю. Все зависит от того, как человек воспитан, насколько он терпим.»

Муса Шарипов, SmartNews


Представители духовенства выразили свою точку зрения на смешанные браки. По их мнению, главное в таких союзах — уважение к друг к другу.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Зиннуров Рустем хазрат

имам-хатыйб мечети «Казан Нуры»

— Религия не против. В Коране прописано, что мусульманину-мужчине можно жениться на иудейке и христианке. Здесь всё зависит от мудрости молодых и родителей. На никахе девушка подтверждает, что она христианка или иудейка, парень — что он мусульманин. Мы и ему, и ей объясняем, что они должны своей веры придерживаться. Мы говорим невесте: читай Литургию, Новый завет, держи пост. Если они из уважения друг к другу ходят и в храм, и в мечеть, то это мудрость. Многие такие пары и в праздники поздравляют друг друга: она ему во время Уразы готовит кушать, он ей помогает во время Рождества и Пасхи. Советую не откладывать духовное воспитание детей. Некоторые говорят, что ребенок вырастет и сам определится. Но в 20 лет он уже совсем с другим определяется, к сожалению. И когда девушка-христианка замуж за мусульманина выходит, я ее прошу мудро подойти и не стараться тянуть на себя одеяло. Муж — как отец — сначала сам должен заняться духовным воспитанием детей. Он мужчина, глава семьи и за семью ответственен. Сколько лет я в Кул-Шарифе служил, у нас много было официальных делегаций, и все поражаются жизни в Казани. Конфронтаций у нас нет. В обществе к смешанным бракам относятся хорошо. На одном этаже 6 квартир — три татарских, три русских, и все дружно живут. Даже по миру уже нет такого ортодоксального отношения. Муж — араб, супруга — француженка, жена — швейцарка, муж — турок и так далее. Хорошо, что люди в таких семьях живут счастливо. Всё зависит только от нашей мудрости и цивилизованности. Бог — один, по-русски мы его называем Господь Бог, в Коране — Аллах.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Отец Алексей (Чумаков)

настоятель храма Ярославских чудотворцев (Казань)

— В светском обществе вопрос такой не стоит, он приобретает остроту, если кто-то из супругов религиозен и старается жить в соответствии со своей традицией. Если человек религиозный и для него что-то значит его вера, православие или ислам, то я не буду благословлять такой брак. Потому что рано или поздно у таких людей возникнут противоречия на этой почве — это разница культур и традиций. Если же люди нерелигиозные, то ради Бога. Венчание — это таинство, которое возможно только между православными, потому что смысл венчания в том, что два разных человека становятся единой плотью, единым целым: не может одна его половина исповедовать православие, а другая — ислам. Да, Бог один, но это разные представления о боге, вероучительные истины в христианстве и исламе разные. Просто часто так бывает, когда христианка выходит замуж за мусульманина, для него религия сначала ничего не значит, а с годами он начинает переосмысливать и возникают сложности во взаимоотношениях. Поэтому надо изначально думать, кто будет твой избранник, и лучше выбирать единоверного супруга. Но если твоя вторая половина в другой религии, то ничего не поделаешь, надо жить вместе и строить отношения в духе любви и взаимопонимания.

Большинство войн в истории человечества возникало на почве национальной и религиозной розни. Об этом стоит помнить тем, кто спешит осудить молодых людей, которые, несмотря на традиции своей семьи, пытаются создать счастливую семью. Раньше любовь между людьми разных традиций становилась сюжетом для драмы. Стоит признать, что в современном интегрированном мире тенденция к смешению кровей набирает обороты, несмотря на сотни мелких конфликтов между влюбленными и их родителями.

Цитирую И:

По N у татар у вас старая инфо. Выборка маленькая, на самом деле N у татар намного больше, это видно по тестам.
Про Z93 вам тоже кто-то наврал. Этот снип есть у польско-литовских "татар". Это небольшой народ в несколько десятков тысяч человек, отправленных в свое время из З.Орды на помощь монгольским войскам. Вы же понимаете что это не татары, некорректно на них ссылаться.
У казанских татар не Z93, а балтийские снипы. Можете это проверить по FTDNA. Есть один единичный Z93 у мишаря в Башкирии, но это ни о чем не говорит. Вот у ваших соседей башкир да сплошь Z93.
В приведенной таблице нет даже J, E, хотя их очень много у татар по последним данным.
Но в скифо-сарматских костях J, E, N не найдены.
О фенотипах забудьте, это неактуально.

1. Если и есть балтийские снипы, то скорее всего от балтов именьковской культуры.

2. Актуальна как раз антропология. Она прежде всего говорит, что татары расово отличаются от финно-угров и русских. Преобладание понтидов уже говорит само за себя.

3. У татар как раз преобладают не европейские снипы R1a:

Z93+ и L342.2+ Если есть другая инфа - скиньте ссылку. Посмотрю.

4. Есть ДНК проект на татфоруме. По нему выходит, что R1a татар по гаплотипам не имеют ничего общего с финно-уграми и русскими: www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=6803&st=520
___________________

Есть официальная антропология. В конце концов есть глаза. Хоть тресни - татары в основе своей не финно-угры, не балты и не русские, а понтиды (норд-ираниды).

Что вы мне пытаетесь доказать?

Насчет мишарей - финно-угров вообще смешно.))) У них сплошь выраженные понтиды + кочевая традиция неутрачена. При этом резко отличаются от русских и окружающих финских народов. У древней финской мещеры если что был верхнеокский тип. Степной мишарский есть от скифов:

*Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1903
//. Предания и исторические данные о мишарях. Гайнетдин Ахмеров.

Мишари сами себя называют татарами, а название «мишарь» считают в отношении себя оскорбительным выражением. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «тишарь» (пробьет, проколет), тогда как другие инородцы, например, башкиры, киргизы, говоря о своей национальности «без башкорт» (мы башкиры), «без казак» (мы киргизы), ударяют руками в грудь - в знак гордости. Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».
Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в соседстве с мишарями, не имеют такой склонности к скотоводству.
В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.
Осенью барышники-мишари арендуют у соседних помещиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) - петух, силазан - селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках. У татар, чуваш и других инородцев Поволжья птицеводство составляет экономическое подспорье, особенно куроводство, напр., из губерний Казанской и Вятской отправляют много яиц в Петербург, Ригу и оттуда за границу.
Пчеловодство и охота тоже не привычные ремесла для мишарей, впрочем, в Башкирии мишари и их мурзы отчасти занимаются соколиною охотою и гонкою верхом волков. У них бывают для этого особые лошади, которые и считаются хвальными.
В прежнее время мишари Нижегородской и Симбирской губернии водили ручных медведей, почему татары часто и называют их «аючы» (вожак медведя).
Торговлей, преимущественно разносной, мишари стали заниматься лишь в недавнее время и то не везде, а только в некоторых губерниях, напр., Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской и в городах Касимове и Чистополе. Их много живет в столицах. В Петербурге они известны под именем халатников, так как больше торгуют старым платьем. В Москве они торгуют «узлом» (т. е. носят свой товар в узле), кружевами и старьем. В Нижнем Новгороде служат в крупчатных мельницах и в разных заводах. В Костроме - они частью извозчики, частью служат на разных судах, есть и судопромышленники. В Астрахани большею частью извощики (приезжие из губерний Нижегородской и Пензенской).
Из мишарей очень много коновалов. В некоторых деревнях Симбирской губернии мишари поголовно занимаются этим промыслом. Из татар же Казанских совсем нет коновалов. Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских. Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай.
Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.
Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было.
В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской миша¬ри занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Такую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень - по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с миша¬рями, или просто по недоразумению, этот порок приписывается Казанским татарам, между тем как среди них конокрадство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.
Мишари имеют особенную склонность более к животной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо - баранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наоборот- режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут маленьких жеребят, чтобы освободить матку во время полевых работ.

Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин - летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабантуй и мишари справляют.
6 Н-654

VII. О костюме.

Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.
Из сведений, доставленных Е. А. Малову татарином С. А. относительно формы, видно следующее: «одежда мишарей походит на одежду старых времен, новой моды у них нет». У казанских татар же форма часто меняется как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е. А. Малов говорит, что одежда у мишарей простая, древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы. Е. А. заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, т. е. красно-синими клетками.
В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, напр., иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти".
У татар же как на мужском, так и на женском костюме в последнее время стало замечаться русское городское влияние.
Головная повязка у мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизскою. Сначала обертывают голову покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки мишарок указал и Е. А. Малов и Черемшанский. И. Н. Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора.
Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же во время полевых работ часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов.
У мишарок есть свой национальный камзол-род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым.
Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.
У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только к можно различить от русских баб по этому наряду.
Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не отличается от костюма башкир и татар того края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАРОДНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ.

Среди русских ученых сложилось мнение, что нынешние мишари или мещеряки, как они именуются в русской литературе, происходят от финского племени мещера, жившего на Оке и ее притоках.
Это предположение, основанное исключительно на названии «Мишар» и исчезновении Мещеры, нуждается в научной проверке. Литература о Мишарях крайне бедна; языка и быта этого народа никто не изучал, почему и встречаются частые ошибки и неточности в имеющихся немногих источниках.
Одного голого названия «мишар», конечно, не достаточно, для определения народности этого племени, так как соседние народы часто дают друг другу ошибочные названия, напр., киргизы называют башкир остяками (истак), луговые черемисы называют татар чувашами (суас), вотяки же называют их бигерами (бигер), чуваши называют киргиз ногаями (ногай), а сами киргизы называют этим именем вообще татар Поволжья, Алтайские калмыки называют русских казаками (казак). Исчезнувшее племя мещера было одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами.
Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебопашеством и бортевым пчеловодством", охотою на зверей и рыбною ловлею.
У мишарей же не только нет склонности к этим отраслям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других финнов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.
6* 163

Если предположение о происхождении нынешних мишарей от мещеры считать достоверным, то по влиянию какого народа могло так скоро и окончательно отатариться это финское племя? В языке же казанских татар, как ближайших тюркских соседей мещеры, мы не замечаем некоторых фонетических особенностей мишарского наречия и массу его слов и тюркских архаизмов, встречаемых лишь в наречиях сибирских татар, которые никогда с мещерой в соприкосновение не приходили.
Спрашивается, в силу каких же благоприятных обстоятельств не подвергались той же участи и остались как бы изолированными от татар другие соседи и единоплеменники мещеры (мордва и черемисы)? Между тем мордва (мокша), занимая и ныне свои исторические места (и в области мещеры, как показывает название реки - Мокша), является постоянным соседом мишарей в губерниях Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской и др. Чем же объяснить, наконец самый тип тюркский у нынешних мишарей и откуда могло быть у них, столько мурз и князей?
Мишари сами себя считают татарами, киргизы называют их ногаями (ногай), Казанские татары утверждают, что они турецкого происхождения; другие инородцы и русский народ называют их безразлично татарами.
Язык и происходящие от него названия населенных мест доказывают, что это кочевой народ тюркской расы, вышедший из Средней Азии сравнительно в позднее время. Собственные их предания и некоторые исторические данные говорят, что это осколки Золотой Орды.
Личные имена и фамилии, от них происходящие, также служат до некоторой степени указателями татарского их происхождения.
По типу мишари принадлежат к тюркской расе и имеют больше сходства, напр., с крымскими татарами и даже отдаленными якутами.
Занятия, нравы и обычаи их - кочевого характера и сходны с киргизскими.
Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским.
Совокупность всех этих данных исключает возможность финского происхождения нынешних мишарей и служит неопровержимым доказательством тюркского их происхождения. Я пришел к глубокому убеждению, что это - представители более многочисленного и когда-то сильного племени, именно потомки тех кочевников Азии, которые в XIII веке хлынули в Европу через реку Урал и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. По распадении последней части этого племени, предводимая царевичем Касимом, в половине XV столетия утвердилась на Оке и стала называться по главному городу Мещера, где сел их вождь Ка-сим. Другая значительная часть, кочевавшая еще долгое время и известная под общим именем Ногайцев, по завоевании царств Казанского и Астраханского, постепенно утвердилась в нынешних губерниях Самарской Саратовской, Симбирской, Пензенской и южной части Казанской, когда уже край начал заселяться русскими. Когда же утвердилось полное господство русских на Волге, различные обстоятельства заставили магометанствующих инородцев (татар и мишарей) переселяться в Башкирию, где они живут доныне. А также выходило из Орды в русскую службу множество татарских князей и мурз с своими дружинами в различное время. Весь этот элемент в настоящее время и носит название мишарь.

VII. О названии мишарь.

У тюркских племен есть обычай называть себя и соседей своих по именам вождей (Узбек, Ногай, Чагатай и др.), или по названиям населенных мест. Напр., Турки называют русских вообще именем «Москов», волжские булгары были известны также по главному их городу. Мишари Нижегородской губернии называют татар именем «Казан», Астраханские ногай называют их «Казанны». Мишарские мурзы в Уфимской губернии известны в Башкирии под именем «Томань» как вышедшие из Темникова Тамбовской губернии. Мишари Рязанской губернии вообще называют себя «KaciM», а город Касимов называют «Кирман».
В городах Москве и Астрахани проживает много мишарей из Нижегородской губернии, которые вообще известны под именем «Нижгород», как они называют сами себя. Город Касимов, до занятия его татарами, назывался «Мещерой», а также «Мещерским городцем». Название родоначальника новых поселенцев (Касым) постепенно вытеснило древнее название, перешедшее потом на народ в нем (и в области его) обитавший. Казанские татары навязали это название без различия всем татарам Поволжья, говорящим одним общим наречием.

_____________________

Скажите, что вы мне пытаетесь доказать и для чего?

Что татары братья русским и финно-уграм?

Сегодня к татарам относятся неоднозначно. С одной стороны, ими восторгаются, ведь именно они вместе со своими братьями монголами сумели покорить добрую половину (если не больше) Старого мира. С другой стороны, к ним относятся не совсем дружелюбно, ведь существует мнение, что характер татар далек от идеального. воинственен, смел, хитер и в определенной степени жесток. Но истина, как всегда, где-то посередине.

Характер татар во многом определялся условиями, в которых они жили. Кочевники, как известно, были выносливыми люди, сильными и смелыми. Они с легкостью могли адаптироваться не только к любым погодным условиям, но и к любым жизненным ситуациям. Но всегда татары сохраняли верность своим национальным традициям, жизнью общины руководили умные люди в соответствии с древними традициями.

Какой же имеют татары характер на самом деле? Люди, близко знакомые с этим народом, отмечают, что основными качествами их являются настойчивость и трудолюбие. В татарских семьях всегда много детей. Интересен тот факт, что они верят в то, что больная женщина может выздороветь, когда родит очередного малыша. Семья для татарина - самое главное, он трепетно относится к своей половине. Разводов среди людей этой национальности довольно мало. А еще они живут очень дружно, всегда поддерживают друг друга, что сегодня является большой редкостью для народов Запада.

Несмотря на то что характер татар в целом включает такие качества, как честность и доброта, есть среди них и предатели, и подлецы, и трусы. Как говорится, везде найдется паршивая овца. Борьба за выживание в условиях кочевой жизни породила в сердцах представителей этого народа определенную зависть, честолюбие, хитрость. Татары довольно благоразумны, имеют светлый и быстрый ум, но и горячие головы. Однако они всегда хорошо думают перед тем, как сказать что-нибудь со злости. С древности татары занимаются торговыми делами, поэтому хорошо преуспевают в этом деле и сегодня. А торговля сама по себе требует от человека целомудрия, изворотливости и хитрости. Интересно то, что крепостными не были. Жили они по своим правилам и законам, а помещики существовали не за счет труда простых крестьян.

Характер татар - особенный, как и их мировоззрение, философия, культура и язык. Но есть еще одна отличительная народа - национальная кухня, о которой ходят легенды. Простая и питательная, полезная для здоровья еда олицетворяют гостеприимность татарского народа. Всегда путнику здесь предлагали горячие блюда - мясные, молочные и постные. Как правило, на столе постоянно присутствует горячее кушанье с мучной заправкой. Имеются праздничные и ритуальные блюда, например, пельмени и бульон, фаршированная яйцами курица. Практически классикой считается плов с отварным мясом, изумительная и разнообразная выпечка. Хлеб считается священным.

Несмотря на то что народ исповедует ислам, татары-мужчины характер имеют довольно дружелюбный. В принципе, татарину присущи практически такие же качества, что характерны и для русского человека, поэтому девушкам не стоит бояться, если их избранник принадлежит к данному этносу.