Проект для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина. Проект «с чего начинается родина… Проект с чего начинается родина
ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”
Проект:
Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной , могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Задачи патриотического воспитания:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
Разработать проекты:
- “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”; “Мой город и область в которой я живу”; “Россия – Родина моя”; “Земля – планета на которой мы живём”.
- “Мой дом – моя семья”; “Хорошо у нас в саду”; “Улицы родного города”; “Мой город на Ангаре”; “Моя Родина – Россия”; “Москва – столица нашей Родины”. Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России , Сибири “Защитники отечества”; “Мы – дети Земли”; “Береги свою планету” .
1. Проведение праздников в детском саду:
- “День защитников отечества”; “9 мая – день Победы”; “Мамин день”; “Праздники по народному календарю”.
2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
- “Славься Край Сибирский!”; “Город Братск – глазами детей”.
3. Деятельность Центра народного творчества детей:
- Оркестр народных инструментов. Театр русского костюма.
- Организация дней здоровья. Спортивные развлечения, праздники, эстафеты. Экологические походы, поездки на море. Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
- “Покормите птиц зимой”. “Зелёный патруль”. “Памятник”. “Озеленение территории детского сада”.
- Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т. д. Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества”, мини-музеев “Летопись г. Братска, “Москва – столица России” и т. п. Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов: “Достопримечательности г. Братска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”. Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
- Знакомить детей с семейными реликвиями. Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”. Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”. Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи. Помощь в снятии видеофильмов. “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой). Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
- Встречи с почетными людьми города. Экскурсии. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки.
О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.
Жаворонок - вестник рассвета, показывает, что район и город одними из первых в Подмосковье встречают рассвет - район расположен на юго- востоке области. Лазоревые и серебряные волнообразные пояса символизируют природные особенности - реку Оку, многочисленные озёра, расположенные на территории района. Сквозной ромб (челнок) характеризует район как текстильный, получивший своё развитие благодаря текстильным мануфактурам. Золотой колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Зелёный цвет полей указывает на обилие в районе лесных массивов. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья. Герб Озёрского района
Предполагаемый результат: Дети должны знать и называть: Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Первый этап «Знакомство с проектом» Раздел первый. «Мой дом моя маленькая Родина» 1.Проведение родительского собрания «Древо семьи» - генеалогическое дерево Занятия « Я человек» «Мой дом, моя семья» (оформление стенда) Работа с родителями Знакомство с семейными реликвиями
Изготовление дидактической игры «Достопримечательности Лимана» выставка детских рисунков Дом улица адрес Экскурсии -по улицам, где рассказывали о названиях улиц Совместная работа детей родителей Составление рассказа «Почему моя улица так названа?» Знакомство с картой Лиманского района
4 этап СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ - МОСКВА Занятие «Москва столица нашей Родины» Изучение плаката «Лента времени» Экологическое занятие «Флора и фауна России» Утренник «Это русская сторонка- это Родина моя» Экскурсии в музей «Знакомство с бытом, традициями народов России»
5 ЭТАП «Защитники отечества» Занятия «Служу Отечеству» «Виды и рода войск -Фото выставка «Мой папа- солдат» -Ручной труд Изготовление поделок из бросового материала рисунки, аппликации Экскурсия -К памятнику защитникам Отечества Акция Цветы для ветеранов Утренник» 23 февраля «9 мая»
Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
Интеграция областей знаний в ходе проекта.
Познание, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка, коммуникация, художественная литература, здоровье.
1. Актуальность
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ и семьи.
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» прежде всего, семья, дом, детский сад, это неповторимая природа, которая его окружает, памятные места родного города, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся горожане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
2. Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта:
- Углублять представления о семье, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
- Формировать любовь к родному городу и его истории, интерес к прошлому и настоящему.
- Учить бережному отношению к культурному наследию, природе.
- Познакомить детей с традициями и обычаям, трудом и бытом горожан.
- Воспитывать желание трудиться на благо города, беречь и умножать его богатства.
- Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться своим городом.
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарь.
3. Участники проекта:
- Воспитанники, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители
4. Рабочий план реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
- Анкетирование родителей
- Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе, о России
- Разучивание стихов о родном крае, о России
- Чтение художественной литературы о Родине
- Родительские собрания
- Привлечение родителей к изготовлению стендов, мини – музеев, атрибутов
- Сбор и анализ информации по темам
- Создание предметно – развивающей среды
II этап. Основной
План мероприятий
Направление работы «Моя семья»
- Работа над понятием «родня», чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»
- Чтение Я.Аким «Кто кому кто»
- С/р игра «Семья»
- Рисование «Моя семья»
- Беседа о родственниках более старшего поколения.
- Беседа «Что такое дружба»
- Праздники: «Наши бабушки», «Мамин день», «День отца», «День семьи»
- Конкурс творческого мастерства «Мамины руки», «Бабушкины секреты», «Мой папа-мастер»
- Фотовыставки
- Мини-музеи «Традиции семьи Ивановой Даши», «Семейные обереги»
Направление работы «Моя родословная», «Герб нашей семьи»
- Составление фотовыставки о семье
- Проведение праздников «День семьи»,
- Выставка рисунков о семье
- Составление рассказов о семье
- Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
- Конкурс чтецов «Стихи о маме»
- Благотворительная акция «Дари добро»
Направление работы «Мой город»
- Выставка рисунков о Волжском
- Составление рассказов о Волжском
- Чтение стихов волжских поэтов
- Серия бесед по краеведению по областной программе «Маленький Волжанин»
- Работа с книгой-альбомом «Волжский – мой город»
- Просмотр фильма «Экскурсия по городу », обзорный показ старой школы и монумента вокруг неё.
- Проведение экскурсии к памятнику имени генерала Д.М.Карбышева
- Составление фотоальбома «Мои любимые места в городе»
- Выставка совместных работ детей и родителей «Волжский – город в котором я живу»
- Проведение мероприятия «Встреча с первостроителями», «Родной край»
- Рассматривание репродукций картин строительство ГЭС.
- Беседы о строительстве Волжской ГЭС
- Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину»
- Чтение книг о родном крае.
Направление работы «Моя Россия»
- Посещение детьми музея в детском саду «Русская изба»
- Книжная выставка «Москва – главный город страны»
- Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»
- Чтение пословиц и поговорок о Родине
- Показ слайдов Панорамы Сталинградской битвы с использованием интерактивной доски
- «Хочется мальчишкам в армии служить», «Наша Родина – Россия»
- Составление буклета «Помня прошлое – мы строим будущее», в рамках городского конкурса «Я помню, я горжусь»
- Участие в городском литературно – художественном конкурсе «Мир природы» номинация «Лучший чтец поэтического конкурса — Пусть мир спасённый!»
- Рассказы пап о службе в армии
- Проведение музыкально – патриотического фестиваля «Голос Памяти в рамках городского мероприятия к 70 – летию победы в ВОВ.
- Просмотр фильмов о Москве с использованием интерактивной доски
- Создание мини- музеев «Путешествие по России»
- Проведение смотра – конкурса «Декоративно – прикладных уголков»
- Выставка поделок к 70 – летию победы в ВОВ
- ООД «Мы живы, пока жива наша память»
- Рисование «Праздничный салют»
- Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»
- Слушание фронтовых песен.
- Беседа «Мы не забудем той войны»
- Рисование «Войне мы скажем нет!»
- Оформление выставки книг о войне.
- Оформление стенда «Война в истории моей семьи»
- Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия»
- Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…»
- Создание альбома «Письма с фронта»
- Конструирование «Подарки ветеранам»
- Серия занятий о России Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)
- Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе»
- «Что такое патриотизм»
- Чтение «Мешок овсянки» А.Митяев
- Конкурс рисунков «Война глазами детей»
- Использование макетов государственной символики
- Прослушивание фонограммы Гимна России
- Аппликация «Государственный флаг России»
III этап заключительный
- Проведение итогового мероприятия «Ромашковая Русь» — городской уровень
5. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
- Повысится познавательная активность детей;
- Повысится уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;
- Повысится активность родителей по воспитанию патриотизма у детей.
6. Оценка эффективности реализации проекта
В рамках реализации проекта «С чего начинается Родина» воспитанники ДОУ приняли участие:
- В благотворительной акции «Дари добро», в рамках проведения проектной деятельности «Добротой Душа полна» Волжским отделением Партии «Единая Россия» — благодарственное письмо;
- В областной выставке декоративно – прикладного творчества народных ремёсел и промыслов «Бабушкин сундучок», номинация «Вышитая сказка», грамота 3 место;
- В городском литературно – художественном конкурсе «Мир природы» номинация «Лучший чтец поэтического конкурса — Пусть мир спасённый!», лауреаты конкурса;
- В городском конкурсе детского экологического конкурса «ЭКО – ИНФО», номинация «Экологическая грамота- буклет», представлена работа «Помня прошлое – мы строим будущее» — грамота 1 место.
7. Дальнейшее развитие проекта
Проектная деятельность патриотической направленности «С чего начинается Родина!» в МДОУ д/с №53 будет продолжена и найдет отражение в других тематических проектах, в том числе в проектной деятельности «О Родине», которая запланирована в 2016-2017 учебном году. Будет создан альбом-книга «Моя малая Родина», «Моя Россия» и интерактивный журнал для родителей воспитанников «Россия – Родина моя! и размещен на официальном сайте ДОУ. Методические разработки педагогов и авторские конспекты занятий примут участие в конкурсах профессионального мастерства.
Приложение 1
Методическая разработка мероприятия «Ромашковая Русь» в рамках празднования Дня Российского Флага в МДОУ д/с №53 «Теремок»
- старший воспитатель Труляева Мария Петровна,
- воспитатели: Гавриков Е.И., НефёдоваЕ.В., Краснобаева Е.С.,
- музыкальный руководитель Исаева Т.А.,
- ведущий: воспитатель Белова Л.Л.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые Друзья! Вас приветствует детский сад №53 «Теремок». Сегодня мы собрались здесь в нашем родном дворе, чтобы подарить Вам прежде всего положительные эмоции, хорошее настроение!
И красива и богата наша Родина ребята
Долго ехать до столицы до любой её границы.
Всё вокруг своё, родное: горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое, голубые небеса.
Слово предоставляется депутату Волжской городской думы Г.Ф.Ушамирской
Викторина о России:
Кто президент России?
Назовите города России?
Почему Российский флаг называется триколором?
(Белый – мир, частоту совести.
Синий – небо, верность, правда
Красный – огонь, отвага)
Перечислите цвета флага?
Как называется город, в котором мы живём?
Кто основал город Волжский
Назовите улицы и площади нашего города.
Назовите дерево – символ России. (Берёза)
Ведущий : Наши воспитанницы подготовили танец «Берёзки».
Танец «Березки»
Стихотворение (дети):
1. Как сладок воздух Родины,
Дышу, не надышусь.
А в речке отражается
ромашковая Русь.
2. Горит в пол неба радуга,
дивлюсь не надивлюсь
Аукну и откликнется
ромашковая Русь.
3. На эти дали дальние
смотрю не насмотрюсь,
На все четыре стороны
ромашковая Русь!
Песня «Росиночка-Россия»
Ведущий:
Какие русские народные игры вы знаете.
(Салки, лапта, пятнашки, бояре, золотые ворота)
Мы покажем вам русскую народную игру «Плетень» — для вашей игровой копилки.
Игра «Плетень»
Ведущий:
На Руси всегда любили петь. Один из жанров песни – частушки. В частушке отражались главные события в жизни народа. Мы предлагаем вам частушки, о событиях, которые важны сейчас.
Частушки
1. Эх, гармошечка, гармошка, веселее ты играй,
Избиратель будь серьёзней и достойных выбирай.
2.Наша дружная семья мама, папа, брат и я
Мы сейчас чайку попьём и на выборы пойдём
3.Не могу лежать в кровати, я активный избиратель,
4. На участке бюллетени мы заполнили без лени,
нам не надо ошибаться, чтоб потом не извинятся.
5. С супругом Мишей мы решили и рыбалку отложили
Не пойдём по окуней, выборы для нас важней.
6.На горе стоит сосна, под горою вишня,
Ведущий: Выходи честной народ, всех нас Родина зовёт! (Перестроение на флэшмоб)
Флэшмоб со всеми участниками праздника.
Ведущий : Россия 22 августа отмечает день Российского флага. (демонстрация государственного флага).
Мы предлагаем сделать вам свой выбор. На подносах цветы России: ромашки, васильки, маки. Подойдите и выберите тот цветок, который вам нравиться, наклейте его на наш символический флаг.
Продуктивная деятельность : На 2-х метровом полотне гости, воспитанники с помощью двустороннего скотча наклеивают цветы на полотно, имитируя триколор Российского флага.
Фотография на фоне флага.
Ведущий: Ты выбираешь, и ты в ответе, что завтра получат ваши дети. Не забудь сделать свой выбор 18 сентября. А сейчас выпустим шары в небо, как символ чистого небо над головой!
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект
«С чего начинается Родина»
(средняя группа)
Выполнила: воспитатель
Тарасова Галина Николаевна
Согласовано: __________
Наумова Марина Евгеньевна
Май 2017г
«Человек без Родины, что птица без гнезда»
Цель : дать представление о своей о малой родине и России.
Задачи:
Обучающие:
Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Формировать у детей представление о Родине, о семье, России.
Развивающие:
Развивать личностные итегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность. Способствовать проявлению любознательности в процессе ознакомления своего родного края.
Воспитательные:
Воспитание патриотических чувств, любви к большой и малой Родине, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать желание правильно произносить все звуки родной речи.
Проблема: д ефецит знаний о родном посёлке, о крае, где живут дети, о России.
Предполагаемый результат: д ети имеют представление о своей семье, посёлке, Родине и России.
Актуальность.
Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей Родины. Воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду, своей Родине нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Развитие любви и признательности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе, как личности, отношение к своей семье, включённость в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - всё это включает в представление ребёнка о родном доме, о своей « изначальной родине». Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и улицей, но и с родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребёнку.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 4-5 лет
Участники: педагог, дети и родители средней группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о малой Родине и о России.
- продуктивная деятельность детей
Мероприятие | Задачи |
Занятие (познавательное развитие) «Мой родной посёлок». Рассматривание иллюстраций посёлка. | Формирование у детей элементарных представлений о родном посёлке. Обогащение и активизация словаря. Воспитание любви к своему посёлку. |
Целевая прогулка «Что такое улица?». Чтение П.Воронько «Лучше нет родного края». | Обратить внимание детей на дома, здания разного назначения. Закреплять адрес, где находится детский сад. Поощерять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребёнку знать свой адрес. |
Беседа о своей семье, о её членах и традициях. Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём» В.Степанов. | Закрепить понятие «семья». Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям. Расширять словарный запас слов. |
Беседа о природе родного края (лес, животные, птицы, рыбы) «Берегите природу». Чтение книг о природе и животных. | Воспитывать любовь к природе. Расширить представления детей о природе, её красоте. Закрепить понятия «животные», «рыбы», «птицы» Приобщать детей к красоте русской природы, к разнообразию животного мира. |
«Люблю берёзку русскую». Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю берёзку русскую». | Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается берёзка. Подчеркнуть, что берёзку часто называют русской. |
Рисование «Берёза». | Продолжать учить детей рисовать гуашью, во весь лист, применять технику рисования – примакивание. Воспитывать аккуратность в работе. Прививать любовь ко всему живому. |
Занятие «Наша Родина – Россия» . Чтение С.Баруздин «Страна, где мы живём» Пословицы о Родине. | Закрепление знаний детей о названии нашей страны, столицы. Обучение детей ответам на вопросы полным предложением. Воспитание любви к Родине. Дать представление о своей Родине, символах. |
Беседа «Эти мудрые русские сказки». | Расширять знания о величайшем богатстве русской народной культуры – сказками. Закрепить, почему сказки называют народными. Вспомнить и закрепить названия знакомых русских народных сказок. Приобщение к произведениям, созданных русским народом. |
Знакомство детей с иллюстрациями Васнецова и Рачева к сказкам. | Учить детей по нескольким деталям различать иллюстрации художников и рассказывать о них. |
Лепка по русским народным сказкам. | Учить детей выбирать персонаж сказки для лепки. Закрепить знакомые приёмы лепки. Воспитывать аккуратность в работе. Учить детей оценивать свою работу. |
Хороводные игры «На горе то калина», «Черный ворон», «Бабушка Маланья» | Развивать двигательную активность. Знакомить с играми русского народа. |
Просмотр документального фильма «С чего начинается Родина?» | Закрепить представление о своей о малой родине и России. |
Работа с родителями:
Ширма «С чего начинается Родина?»
Папка- передвижка «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Привлечение родителей к созданию фотоальбома.
3 этап - заключительный
Создание фотоальбома «Наш посёлок – Ефимовский»