Пенсия госслужащих: порядок назначения, размер и расчет

Федеральные государственные служащие (ФГС) – лица, обеспечивающие стабильность функционирования структур страны с получением вознаграждения из бюджета федерального уровня. Пенсионное обеспечение выплачивается госслужащим в форме дополнительного пособия, назначаемого к пенсии по старости. Величина пенсий госслужащих зависит от ранга чиновника, должности и страхового стажа. Расскажем в статье, как начисляется и оформляется пенсия федеральным государственным служащим в России.

Категории государственных служащих

Гражданские лица, занимающие должности ФГС, осуществляют правоохранительные функции, служат в налоговых органах, аппарате Правительства, Госдумы, министерств, судебных структурах и других ведомствах. Работники федеральных бюджетных органов не всегда являются госслужащими.

Для получения статуса госслужащего гражданин должен:

  1. Иметь соответствующее должности ФГС образование.
  2. Пройти проверку на отсутствие криминальных обстоятельств деятельности. Родственники соискателей также не должны иметь судимостей и иных неблагоприятных фактов биографии.
  3. Приобрести опыт работы по специальности. Исключение по наличию опыта составляют соискатели на младшие должности, для которых отсутствует требование к стажу.
  4. Пройти аттестацию с присвоением квалификационного разряда – референта, советника.

В ряде министерств применяются собственная квалификация, отличающаяся от общепринятых разрядов.

Соискатели на получение выплаты

Возможность получать выплаты по выслуге госслужащего имеют лица после оформления пенсионных выплат по старости или инвалидности. Выплата обоих видов пособия осуществляется одновременно, при этом страховая сумма выплачивается частично. Наличие других фиксированных выплат федерального или муниципального уровня дает право лицу выбрать вместо пособия за выслугу лет.

Право получения пенсии ФГС имеют лица, прекратившие службу по нескольким основаниям:

  • Реорганизация органа – сокращение штатов либо прекращения деятельности (ликвидация).
  • Наступление максимально допустимого возраста, предусмотренного для должности.
  • Утрата здоровья, не позволяющая исполнять служебные обязанности.
  • Прекращение наделенных государственным контрактом полномочий.
  • Увольнение по собственной инициативе или по соглашению сторон.

Основание прекращения службы влияет на требование о годовом обязательном сроке нахождения на должности перед увольнением – фактическом или по совокупности месяцев. Подробнее о соотношении статьи и срока службы можно узнать в ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Для получения выплат требуется достичь минимального пенсионного возраста и стажа в ФГС. Лица, имеющие стаж в ФГС свыше 25 лет, 7 последних лет из которых были заняты на последнем месте службы, имеют право получить пособие до наступления пенсионного возраста. Лица, уволенные перед назначением выплат за выслугу лет с коммерческих организаций, не имеют права претендовать на государственное пособие вне зависимости от числа отработанных лет на должности ФГС.

Как определяется требуемый для пенсии стаж

Начиная с 2017 года минимальный стаж для получения пенсии госслужащего изменен с 15 на 20 лет замещения должностей ФГС. Принято поэтапное увеличение минимального предела с выходом на максимальную величину в 2026 году. Одновременно принято увеличение пенсионного возраста на полгода ежегодно до достижения лицами женского пола возраста 63 года, мужского – 65 лет. Зависимость минимального стажа от года:

Примером служит время нахождения в ВС РФ в зависимости от вида службы. Стаж лиц, оформленных по контракту и сверхсрочно, засчитывается как 1 день службы за 1 день работы, проходящих службу по призыву, при участии в боевых действиях или нахождении на излечении – 1 день за 2 дня работы на должности ФГС.

Определение среднемесячного заработка при расчете пособия

При расчете причитающегося пособия за выслугу лет госслужащего сумма выплат определяется по среднемесячному заработку года работы, предшествующего выходу на пенсию. Назначенные на момент увольнения пенсионные страховые выплаты в перечень сумм для начисления пособия не включаются. Кроме окладов, в состав сумм учитываемого вознаграждения включаются надбавки. Составляющие среднемесячного заработка:

Часть заработной платы Пояснение
Оклад Учитывается оклад, выплачиваемый в связи с назначенной должностью и присвоенным чином
Надбавка за выслугу лет Определяется в процентном отношении от оклада (окладов) нарастающим итогом по сумме всех периодов службы. Читайте также статью: → “ ».
Надбавка за особые условия службы Назначается к должностному окладу за ненормированный день
Надбавка за сведения, составляющие государственную тайну Доплачивается к окладу в размере, зависящем от степени допуска
Поощрения за выполнение показателей труда Основание для выплат должны быть отражены в трудовых или коллективных договорах

Поощрительные выплаты разового характера, не включенные в вознаграждение за исполнение обязанностей с указанием в договорах, в состав сумм заработка для расчета среднемесячной величины не принимаются.

При определении среднего заработка из расчета исключаются периоды, в течение которых выплачиваются страховые выплаты, например, по временной нетрудоспособности. Расчет суммы производится в стандартной форме с использованием суммы, полученной за отработанные дни и количества рабочих дней, имеющихся в периоде.

Расчет ежемесячного пенсионного пособия

При расчете суммы ежемесячных выплат по выслуге лет учитываются ограничения, установленные законодательством:

  • Сумма среднемесячного заработка лица не должна превышать 2,8 раза от оклада, установленного по должности.
  • Размер пособия составляет 45% от среднемесячного заработка при достижении минимального стажа.
  • Величина выплаты увеличивается ежегодно на 3% при росте стажа на полный год службы.
  • Предельная величина пособия имеет ограничение в размере 75% от суммы среднемесячного заработка. При определении максимально допустимого предела учитывается сумма особых надбавок, например, за награждение орденом, подтвержденные заслуги.

Лица, имеющие стаж ФГС в местах Крайнего Севера, назначают пособия с применением повышающего коэффициента. Читайте также статью: → “ ». Для лиц данной категории предусмотрен досрочный выход на пенсию. Районная надбавка устанавливается на период проживания в регионе. Право на получение доплаты утрачивается при переезде в местность, не имеющей льготной доплаты.

Пример расчета пособия

Гражданин С. замещал должность ФГС до выхода на пенсию в 2016 году. Наступление пенсионного возраста совпало с окончанием службы по должности ФГС, период работы по которой составил 20 лет. Назначенная сумма пенсии по старости составила 7 900 рублей. Средний заработок за последний год службы составил 18 200 рублей.

В ПФР был произведен расчет причитающегося пособия:

  1. Определили число лет, прослуженных сверх нормы: С = 20 –15 = 5 лет;
  2. Произвели расчет минимальной суммы заработка: Зпл мин = 18 200 х 45% = 8 190 рублей;
  3. Установили сумму, положенную за выслугу лет: П высл = (8 190 – 7 900) + 0,03 х 18 200 х 5 = 290 + 2 730 = 3 020 рублей.

Вывод: сумма назначенного пособия за выслугу лет составила 3 020 рубля. При расчете учитывается разница между минимальной суммой от заработка и назначенным пособием по старости или инвалидности и величина, исчисленная за превышение отработанного стажа над минимальным.

Оформление пенсии для госслужащих: особенности

Порядок оформления пенсии госслужащих отличается от процедуры назначения пособия другим категориям гражданских лиц. Для назначения ежемесячного пособия гражданин обращается с заявлением в кадровую службу государственного органа. Если учреждение, ведомство или орган расформирован, обращение производится к правопреемнику. Порядок оформления принят в связи с тем, что для ряда должностей выплаты производятся ведомствами, минуя ПФР.

Назначение пособия осуществляется с 1 числа месяца, в котором произведена подача заявления при условии, что право на получение пособия возникло ранее. Получение выплат производится любым из доступных способов расчетов. При назначении пособия лицо не должно находится на должности ФГС.

Причиной возникновения условия служит, по мнению разработчиков законодательных актов, признание выплаты за выслугу лет компенсаций за утрату заработка.

Документы для оформления выплат

При обращении служащего в кадровый орган требуется представить документы, подтверждающие право на получение пособия.

Документальные формы Пояснения
Паспорт соискателя Представляются подлинник и копии всех страниц вне зависимости от наличия записей
Справка о доходах Документ содержит величину среднемесячного заработка с помесячной разбивкой
Документы, подтверждающие наличие стажа на должностях ФГС Представляются справки, дубликат трудовой книжки, заверенные копии приказов
Военный билет Оригинал и копия, представляемые при необходимости
Справка из территориального отделения ПФР Документ подтверждает назначение пенсионного пособия с указанием начала и размера выплат

Документы, представляемые в дубликатах, должны быть заверены с указанием даты. Удостоверению подлинности подлежат все страницы дубликатов или первая страница при прошивке листов. Орган, начисляющий пособие, имеет право запросить оригиналы документов для сличения.

Перерасчет суммы выплат

Пенсионер имеет право получить перерасчет части страховой пенсии, выплачиваемой по старости при увеличении размера взносов. Срок перерасчета страховых выплат производится в зависимости от времени представления заявления:

  • В августе года обращения при подаче заявления в первые 6 месяцев.
  • В августе следующего за обращением года при подаче заявления во втором полугодии.
  • В августе последующих лет без дополнительного обращения.

Право на перерасчет возникает в связи с увеличением пенсионных накоплений при продолжении работы на должностях, не связанных с ФГС.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Назначается ли пенсия госслужащему, если лицо продолжает занимать должность, но имеет достаточный стаж?

При нахождении лица на госслужбе дополнительные выплаты в связи с исполнением обязанностей ФГС не осуществляются. Трудоустройство на прочие работы, не связанные с ФГС, сохраняет возможность получения пособия.

Вопрос №2. Как поступить в случае, если лицо, получающее пенсию госслужащего, начало исполнять должность ФГС?

Выплаты пособия лицам, вернувшимся на госслужбу, приостанавливаются. О назначении на должность служащий в течение 5 дней обязан сообщить в орган, начисляющий выплаты.

Вопрос №3. Сколько времени отводится отделу кадров на оформление пенсии госслужащего?

После обращения работника для оформления пенсии, право на которую возникает при занятии должностей ФГС, отдел кадров должен проверить состав и соответствие требованиям документов с последующей передачей в ПФР или соответствующее ведомство в течение 2 недель.

Вопрос №4. Будет ли пересматриваться ранее назначенная пенсия в связи с введением изменений относительно стажа и возраста?

Лицам, получавшим до 1 января 2017 года ранее начисленную выплату, пересмотр размера пособия производится не будет.

Вопрос №5. Сохраняются ли при назначении пособия по выслуге лет льготы, надбавки госслужащим, полученные при исполнении обязанностей в других структурах?

Получение пенсионного обеспечение госслужащим не лишает лиц права на льготные выплаты, установленные по иным основаниям.

Звонок в один клик

Время чтения ≈ 3 минут

Пенсия депутата Государственной думы регулируется напрямую Законом Российской Федерации. Пенсионное обеспечение слуг народа начисляется в зависимости от стажа депутатской деятельности. Кроме того, на выплаты влияет размер зарплаты чиновников.

Среднестатистическая пенсия депутата составляет чуть больше 60 000 тысяч рублей при среднем зарплате в области государственного управления равной 360 000 рублей. Около 500 000 рублей получает председатель комитета Государственной думы, соответственно уровень его пенсии будет выше среднего значения по стране.

До момента инфляции в 2014 году пенсия депутата Государственной думы составляла в районе 250 000 рублей. В этом же году изменилось решение о накопительной части, она стала иметь добровольный характер.

Индексация пенсионных выплат

Индексация пенсий слуг народа была начата в 2015 году. Это произошло в связи с инфляционными процессами. Такая мера отразилась также на размере пенсионных выплат чиновников государственного аппарата. Единственное отличие такого повышения - уровень доходов депутатов на пенсии значительно выше средней пенсионной выплаты обычного гражданина Российской Федерации. Согласно Закону РФ, начисление пенсий осуществляется в процентном соотношении к зарплате. Накопительные баллы или ИПК напрямую отражают получаемую заработную плату.

Для оформления трудовой пенсии российским депутатам нужно предъявить трудовую книжку. При начислении пенсионных будут учитываться предыдущие места работы гражданина. Отчислений, произведенные ранее, напрямую влияют на размер пенсии депутата, главное условие - наличие поступлений денежных средств от работодателя в Пенсионный фонд РФ.

Средний стаж депутата составляет от 4 до 8 лет. Таким образом, каждый депутат получает дополнительные средства к пенсионной выплате, равные 22 процентам от их зарплаты в качестве чиновника за время пребывания на государственной службе. К примеру, если заработная плата слуги народа составляла около 400 000 рублей, то прибавка к пенсионной выплате составит 88 000 рублей.

Пенсия высших чиновников России

Депутатские льготы

Кроме положенной заработной платы и высоких пенсионных начислений, депутаты имеют целый ряд льгот. К ним относится пользование всеми видами на безвозмездной основе, право на приобретение проездных билетов без очереди, служебные квартиры и лучшие жилищные условия. Дополнительно к льготам относятся:

  • оплата командировок в рамках Российской Федерации и за ее пределами;
  • две зарплаты в качестве пособия на санаторное лечение;
  • организация отдыха и лечения в специальных учреждениях;
  • прибавка к заработной плате каждый месяц в размере равного 5 МРОТ.

При уходе на пенсию слугам народа положена ежемесячная доплата в размере более 50 процентов от их заработной платы, которую они получали сидя в депутатском кресле. выплат производится ежегодно. Сумма надбавки зависит от страховой части. При работе в качестве депутата от 1 до 3 лет положена прибавка в виде 55 процентов, свыше 3 лет - 75 процентов.


Привилегии депутатов

Депутат Государственной думы также может претендовать на его пожизненное содержание, специальную надбавку к пенсионной выплате и пенсию по выслуге лет.

Данные о том, какая пенсия у главы государства Владимира Владимировича Путина и его госаппарата — информация доступная, но очень противоречивая. Разные источники предоставляют различные цифры.

При постоянном обсуждении в последнее время вопросов о пенсиях граждан России в связи с реформой законодательства, самый главный вопрос касается размеров пенсионных выплат. Существует ФЗ, который регулирует все вопросы, связанные со статусом слуг народа.

Правительство внесло в этот законопроект поправки, которые призваны улучшить пенсионное обеспечение граждан, которые исполняли полномочия парламентариев и вышли на пенсию по возрасту.

На размер пенсионного довольствия депутатов влияет стаж и размер заработной платы, согласно законодательству. В данном случае размер выплат находится в прямой зависимости от периода, во время которого парламентарий исполнял свои обязанности.

В 2014 г. произошло повышение заработной платы депутатов Госдумы с 253 000 рублей до 400 000 в среднем. Соответственно, повысились и их пособия по старости – до 61 000 рублей.

В начале августа 2014 правительство приняло решение о моратории на перевод накопительной части пенсии граждан в НПФ. Как результат, тариф в размере 6%, который раньше направлялся в накопительную часть, в 2014-2015 г.г. должен быть направлен в распорядительную часть. В итоге накопительная часть стала добровольной.

Не нужно забывать при этом о том, что при оформлении пенсии депутаты, как все граждане, предъявляют в ПФ трудовую книжку, в которой имеются записи о прежних местах работы. Работодатель на предыдущем месте работы производил отчисления в ПФ, и происходило накопление средств на формирование будущей пенсии.

Депутатский стаж также идет в расчёт. Обычно он исчисляется одним, максимум двумя сроками, то есть, 4-8 годами работы в органах государственной власти. Исходя из отчисления 22% с заработной платы в 400 000 рублей в ПФ ежемесячно, парламентарии получают значительную прибавку к пенсионным выплатам.

О льготах депутатам

Кроме того, что чиновники властных структур имеют пенсию, в несколько раз превышающую пособия для обычных граждан, законодательство установило им значительный перечень льгот:

  • Бесплатное пользование воздушным, водным, автомобильным и ж/д транспортом, а также всеми видами общественного транспорта, исключая такси.
  • Внеочередное право на приобретение билетов на поездки на всех видах транспорта.
  • Улучшенные жилищные условия в служебных квартирах в Москве.
  • Оплачиваемые командировки по стране и за рубеж.
  • Пособие на санаторное лечение в размере 2 зарплат.
  • Лечение и отдых в специальных учреждениях.
  • Ежемесячная прибавка к зарплате в размере 5 МРОТ.

После ухода на заслуженный отдых, избранники народа, которые отработали во власти больше 1 года, получают доплату каждый месяц в размере 55-75% депутатского заработка, который индексируется ежегодно.

Пенсионное довольствие парламентария в реальности имеет свои особенности и значительно отличается от государственного для обычных пенсионеров.

Размеры надбавок устанавливаются в определённом размере. Её сумма с учётом фиксированной выплаты к страховой части должна составлять процент от ежемесячной заработной платы:

  • За время работы 1-3 года – 55%.
  • За время работы больше 3 лет – 75%.

Также депутат Госдумы имеет право на:

  1. Пенсию по выслуге.
  2. Пожизненное содержание.
  3. Дополнительную надбавку к пенсии из бюджета РФ.

При назначении пенсионного довольствия учитывается срок замещения должности в первую очередь и ежемесячные выплаты по закону о страховой части.

Согласно смете Госдумы депутат должен получать зарплату 60 000 рублей, соответственно, и пенсионное пособие должно быть поменьше. По закону о статусе депутатов, заработные платы слуг народа должны быть такими:

2014 2015 2016
Должность з/п пенсия з/п пенсия з/п пенсия
Президент 280000 210000 502000 427000 715000 536000
Премьер-министр 215000 210000 313000 427000 570000 536000
Депутат Госдумы 161000 24150 253000 37950 420000 61000

Пенсия действующего премьер-министра Дмитрия Медведева аналогична пенсии Президента РФ Владимира Путина, так как он замещал должность президента один срок.

При повышении заработной платы действующему премьер-министру Медведеву сразу автоматически повышается пенсионное обеспечение бывшим премьер-министрам в зависимости от того, сколько лет они замещали эту должность.

Пенсионное обеспечение государственных служащих состоит из выплаты пенсии по выслуге лет, а также доплаты части страховой пенсии или пенсии, связанной с инвалидностью, если ее выплата установлена. Размер пенсии по выслуге определяется в соответствии со среднемесячным размером зарплаты на момент увольнения.

Как происходит пенсионное обеспечение государственных служащих?

Правовым основанием для выплаты пенсии по выслуге лет является достижение гражданами пенсионного возраста, наличие определенного стажа работы на государственных (муниципальных) должностях. Пенсия по выслуге лет положена федеральным госслужащим, к которым приравнены так же и муниципальные служащие. Права госслужащих субъектов федерации на получение пенсии устанавливают региональные законы о гос. службе. Выплата пенсий этой категории производится из бюджета России, региона или муниципального образования.

С января 2015 года право на получение страховой пенсии получают госслужащие, из ПФ России, если в период трудовой деятельности они работали и производили страховые пенсионные отчисления. Общие правила трудового законодательства устанавливают право только на один вид пенсионного обеспечения государственных служащих:

  • страховой вид пенсии;
  • пенсии по выслуге лет.

В случае, если госслужащий выбирает пенсию по выслуге лет, то он не теряет право получения и части страховой пенсии. Возможность выплаты доли страховой пенсии госслужащим предусмотрена некоторыми субъектами федерации, а также муниципальными образованиями, если эта категория граждан оформила страховую пенсию в ПФ России.

Одним из примеров такой правовой возможности может служить Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3, которым определена такая возможность для граждан с выслугой 12,5 и 10 лет (мужчинам и женщинам соответственно) такой вид доплаты составляет дополнительные гарантии госслужащим.

Каким категориям лиц установлено право на получение пенсии по выслуге лет?

Такая правовая возможность для граждан определяется совокупностью нескольких обстоятельств:

  • при достижении лицами 55 и 60-летнего возраста (женщинами и мужчинами соответственно);
  • наличие не менее 15 лет стажа работы на гос. службе;
  • трудовая деятельность на гражданской службе не менее 12 месяцев беспрерывно до момента увольнения;
  • увольнение граждан по:
    1. Соглашению сторон
    2. Собственному желанию
    3. Независящим от воли сторон обстоятельствам
    4. Изменением условий действующего контракта
    5. Достижению максимально возможного возраста для гос. службы
    6. Причине сокращения или ликвидации гос. органа

Существует возможность получения пенсии по выслуге если стаж гос. службы составляет менее 15 лет. При таких обстоятельствах лица, которые уволились с должности на руководящем посту в связи с окончанием 12 месячного контракта и непрерывной работе на государственной должности 1 месяц перед увольнением.

Существуют и еще обстоятельства, которые дают возможность получения пенсии по выслуге лет при, сравнительно небольшом стаже гос. службы. Такая правовая возможность установлена ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Основанием для выхода на пенсию госслужащих являются установленные общими правилами требования, которые касаются, достижения пенсионного возраста граждан для получения страховой пенсии по возрасту. Если стаж работы на гос. службе составляет 25 и более лет, и последние 7 лет гражданине работали непрерывно до момента увольнения, то уволиться с гос. службы можно в этом случае, по собственному желанию. При таких обстоятельствах, возраст выхода на пенсию не имеет значения.

Еще одним общим условием возможности получить пенсию по выслуге является недопустимость получения страховой пенсии гражданами при работе на гос. службе.

Порядок установления размера пенсии по выслуге лет

При осуществлении трудовой деятельности на гос. должности на протяжении 15 лет, размер пенсии устанавливается исходя из 45% от размера зарплаты. В таком случае в установленные 45% пенсии входит и доля положенной страховой пенсии. Не подлежат учету выплаты страховой пенсии, заработанные гражданами после окончания гос. службы, а также льготные выплаты, составляющие фиксированную часть страховой пенсии (положенные при достижении 80-летнего возраста или на нетрудоспособных членов семьи). Ежегодно размер пенсии по выслуге увеличивается на 3%. Однако, совокупный размер пенсии положенной гражданину по старости, по инвалидности или по выслуге не может быть больше 75% размера его заработной платы.

Расчет пенсии по выслуге лет госслужащим

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Для жителей Крайнего севера и льготных регионов страны, пенсия увеличивается с применением необходимых коэффициентов, для данного региона России.

Как производится расчет доли страховой пенсии

Долей страховой пенсии считается возможная для получения пенсионером ее часть, при оформлении пенсии по выслуге. В январе 2015 года законодательство претерпело некоторые изменения в порядке расчетов пенсий. Такое правовое положение определено в ст. 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в ст. 19 ФЗ «О страховой пенсии».

Определяется страховая доля, согласно закону «О трудовых пенсиях», как отношение размера пенсионного капитала (в период с начала назначения пенсии по выслуге до фактического выхода на пенсию), к периоду предполагаемой выплаты в месяцах. С этого момента расчет пенсии выполняется согласно положениям нового пенсионного законодательства, и с применением нескольких коэффициентов и расчета доли страховой части пенсии. В тех случаях, когда гражданин не прекращает работать, его расчетный капитал становится больше и соответственно доля страховой пенсии перерассчитывается с увеличением ее размера.

Еще одним плюсом пенсионной реформы стало включение в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более чем 4,5 лет).

Практическое применение расчета пенсии по выслуге лет

При всех положительных сторонах новой системы пенсионных выплат ее эффективность не всегда оказывается на должном уровне. Достаточно длительный период времени уровень пенсии госслужащих по выслуге лет оставался меньше размера страховой части пенсии по труду, которая выплачивалась гражданам. Эта причина служила основанием того, что госслужащие не оформляли пенсию по выслуге.

Система расчета пенсии по выслуге лет, оказалась сложной, настолько, что породила огромное количество спорных моментов, которые необходимо было решать в порядке судебного производства дел этой категории. Гос. органы и пенсионеры не находили общих правовых оснований и их правильного применения для начисления пенсии без возникновения споров.

Стала появляться и судебная практика, в связи с частыми изменениями муниципальных нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Эти изменения стали основанием в правоприменительной практике для уменьшения уже начисленной пожизненно пенсии. Зачастую суды, в таких случаях берут за основание принимаемых ими решений правовую позицию муниципальных органов. При этом фактически легализуется действие обратной силы закона, которое ухудшает правовое положение граждан. Суды исходят из того, что пенсия в соответствии с местными нормативными актами является всего лишь дополнительной гарантией обеспечения граждан.

Исходя из правовых оснований и практического применения правовых актов, государственные служащие обладают правом на получение пенсии по выслуге лет в тех случаях, когда они имеют необходимый стаж работы на должности при достижении возраста для выхода на пенсию, однако, это возможно, если госслужащий уволился с государственной службы.

При произведении расчетов для пенсии по выслуге, должна учитываться и полученная гражданами страховая пенсия. При существовании сложного правового механизма, который является основанием произведения расчетов данной категории пенсий, нередким бывают судебные споры, возникающие между пенсионерами – бывшими госслужащими и государственными структурами, производящими начисление пенсий. И чаще всего возникают проблемы при определении размеров пенсий, являющихся дополнительными гарантиями, которые предусмотрены законами местных региональных уровней.

Пенсионное обеспечение государственных служащих включает в себя пенсию по выслуге лет и доплату из страховой пенсии или пенсии по инвалидности, если таковая положена гражданину. Пенсия по выслуге, в свою очередь, исчисляется по среднемесячному заработку при увольнении.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих: структура

Пенсия по выслуге лет назначается федеральным государственным служащим (к ним в этом отношении приравнены муниципальные служащие), которые достигли пенсионного возраста и имеют определенный стаж работы в государственных (муниципальных) должностях. Пенсионные права государственным служащим субъектов федерации устанавливаются в региональных законах о государственной службе.

Пенсия по выслуге лет платится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.

Кроме того, пенсионер может приобрести право и на страховую часть трудовой пенсии по старости или инвалидности (с 01.01.2015 — страховую пенсию по старости или инвалидности) от Пенсионного фонда России (ПФР), если работал в других местах кроме госслужбы и за него платились страховые взносы.

По общему правилу можно выбирать только один из видов пенсионного обеспечения государственных служащих : или пенсию по выслуге, или страховую.

Однако госслужащий, остановившийся на пенсии по выслуге лет, может получать и долю страховой пенсии.

Некоторые субъекты федерации и муниципальные образования предусмотрели возможность доплаты от государства, если бывший госслужащий оформил страховую пенсию в ПФР. Например, таковая установлена Законом г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для служащих с выслугой от 12,5 (мужчины) или от 10 (женщины) лет. Данная доплата является дополнительной гарантией прав госслужащих.

Кому полагается пенсия для госслужащих по выслуге лет

Для назначения государственной пенсии по выслуге гражданскому служащему должно совпасть несколько обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста 55 (женщинами) и 60 (мужчинами) лет;
  2. наличие стажа государственной службы от 15 лет;
  3. работа на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд перед увольнением;
  4. увольнение не по вине гражданина:
    - по соглашению сторон;
    - по собственному желанию;
    - по независящим от воли сторон обстоятельствам (например, после восстановления в должности другого работника по суду);
    - в связи с изменением условий контракта;
    - по достижению максимального возраста госслужбы;
    - по сокращению или ликвидации госоргана.

Можно получить пенсию по выслуге без 15-летнего стажа. Например, для лиц, уволившихся с руководящей должности госслужбы по истечении срока контракта, срок выслуги равен 12 месяцев, а непрерывной работы на госдолжности перед увольнением — 1 месяц. Есть и другие варианты, когда можно получить пенсию по выслуге при кратком стаже государственной службы. Подробно об этом рассказывает ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Общим правилом для оформления пенсии госслужащих является наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости. Встречаются ситуации, когда возраст не принимается во внимание. Для этого необходимо, имея стаж госслужбы 25 лет (из них 7 — непрерывно перед увольнением), уволиться с госдолжности по собственному желанию.

Второе общее условие назначения пенсии по выслуге не имеет исключения — гражданин не должен работать на госдолжности, получая такую пенсию.

Размер пенсии по выслуге лет

При минимальном стаже в 15 лет пенсия исчисляется как 45% зарплаты. Однако в данные 45% входит не только пенсия госслужащего по выслуге, но и положенная гражданину страховая пенсия. Не учитываются только те части страховой пенсии, которые были заработаны после назначения государственной пенсии по выслуге лет, а также льготные доплаты к фиксированной части страховой пенсии (за возраст 80 лет, на нетрудоспособных членов семьи).

Каждый год выслуги свыше 15 лет увеличивает пенсию на 3%, но увеличение ограничено: максимальный размер пенсии госслужащего вместе с положенной ему пенсией по старости или инвалидности не должен быть больше 75% среднемесячного заработка.

Порядок расчета пенсии по выслуге государственным служащим

Определяя среднемесячный заработок для расчета пенсии, надо взять доход за последние 12 месяцев перед увольнением или наступлением пенсионного возраста, но в пределах 2,8 оклада по соответствующей должности (для должностей, где оплата идет в виде денежного вознаграждения, — 0,8 такового).

Не учитываются периоды болезни или отпуска без содержания, декретных отпусков (по беременности, уходу за ребенком и т. п.).

Если таких периодов в последнем году работы нет, то средняя зарплата вычисляется методом сложения ежемесячного дохода за год и деления суммы на 12. При наличии таких периодов доход за год за вычетом больничных и декретных выплат делится на количество рабочих дней и умножается на 21.

Для жителей Крайнего Севера и других льготных районов пенсия по выслуге может увеличиваться за счет районных коэффициентов, установленных постановлениями Совмина СССР.

Порядок расчета доли страховой пенсии

Доля страховой пенсии — та часть ее, которую может получать пенсионер, оформивший пенсию по выслуге лет.

В связи с изменением пенсионного законодательства с января 2015 г. порядок расчета предусмотрен в двух законах сразу:

  • частично отменяемом с 01.01.2015 ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ст. 17.1)
  • и новом ФЗ «О страховой пенсии» (в ст. 19).

Сначала вычисляется доля страховой части пенсии по закону «О трудовых пенсиях». Она равна отношению суммы расчетного пенсионного капитала (за период с назначения пенсии по выслуге до обращения за пенсией по старости) к периоду ожидаемой выплаты в месяцах.

Далее расчет продолжается по новому законодательству. Он очень сложен: включает в себя несколько коэффициентов (также рассчитываемых индивидуально для каждого пенсионера) и уже известную долю страховой части пенсии. Если гражданин продолжает работать, его расчетный пенсионный капитал для страховой пенсии увеличивается — и тогда долю страховой пенсии, доплачиваемую к пенсии по выслуге, перерассчитывают в сторону увеличения.

Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике

К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.

Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.

Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.

Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.

Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.