Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования «Удивительные пузыри» в средней группе. Конспект нод по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "эксперименты с воздухом" Нод экспериментирование средняя групп

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе экспериментирование "Свойства воды"

Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель:
Закреплять представления детей о свойствах воды.
Развивать у детей связную речь, создавать предпосылки к умению делать выводы, развивать пространственное мышление, фантазию, познавательный интерес.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды и предметах (тонет-не тонет, растворяется – не растворяется, прозрачное – окрашивается.)
Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитывающие:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. Привнесение результатов работы в группе в домашние условия. Воспитание бережного отношения к воде.
Предварительная работа:
Воспитатель: 1. Определение темы, цели, задач занятия.
2.Определение объема представлений детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент (Мальвина и ребенок- Буратино)
Словесный (беседа о воде)
Наглядный (различнве плакаты о воде, глобус)
Практический (опыты, эксперименты)
Дети: Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде». Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде. Проведение опытов, в которых дети могли узнать, что вода прозрачная и без вкуса, что она льется, что вода не имеет запаха, что вода жидкость и может принимать любую форму сосуда, в котором находится.
После которых ребята пришли к выводу, что вода - прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда, без запаха и вкуса).
Сотрудничество с семьёй:
Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования.
Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедиа для демонстрации презентаций о свойствах воды и проведения физкультминутки.
Для опыта: одноразовые стаканчики с водой, трубочки для сока, одноразовые пластиковые ложки, гуашь разного цвета по количеству детей, жидкое мыло в маленьких одноразовых стаканчиках, бумага белая форматом А5, скатерть - клеёнка, бумажные полотенца, ключ железный и деревянный, банка большая прозрачная с водой.
Зоны действия:
- на ковре (стульчики по периметру ковра расположены так, чтобы детям не мешал световой луч от проектора),
- рабочая зона для опыта (столы с необходимыми материалами и стульчики).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Сказочные персонажи - Сюрпризный момент:
Мальвина – воспитатель.
Буратино – заранее подготовленный ребёнок из группы.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных
Воспитатель: Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко - рыжее пятно.
(кто это, ребята?).
Дети : Солнышко.
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Воспитатель: И мы с вами давайте скажем друг другу слова приветствия.
Воспитатель. Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети : Здравствуйте!
Гости: Здравствуйте!
Воспитатель : Ребята, садимся на стульчики. (Стульчики по периметру ковра).
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ой, к нам ещё гости пришли, надо их встретить.
(Воспитатель выходит в приемную, на себя надевает парик синий, и входит в группу в образе Мальвины, за ручку ведет с собой Буратино).
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали нас
Я – красавица Мальвина,
С голубыми волосами.
Утром делаю зарядку,
Живу по распорядку,
Буратино я учу
И вас ребята научу!
Буратино: Я - мальчишка деревянный,
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Воспитатель : Ой, а ключика то и нет!!!?
Опять Буратино совал свой нос, куда не следует и ключик обронил.
Буратино: Да, хотел посмотреть, что в этой большой банке наклонился и уронил свой ключик. Теперь не знаю, как его от туда достать? А может это опасно для меня?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем, Буратине достать ключик.Посмотрите пожалуйста на банку! Как вы думаете, что в этой банке находится?
Дети: Вода!
Воспитатель: А что это такое - вода? Давайте расскажем Буратине!
Включается презентация о свойствах воды:
1 слайд:
Вода – жидкость, которая льется.
2 слайд:
Вода принимает любую форму сосуда, в котором находится.
3 слайд:
Вода прозрачная,через нее все видно.
4 слайд:
Вода без вкуса и запаха.
5 слайд:
Вода может принимать цвет, растворившего в нем вещества.
6 слайд:
Делаем вывод,что вода – жидкость, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, является растворителем.
Воспитатель: Вот,Буратино, ребята тебе подробно рассказали, что такое вода. Теперь можешь спокойно, без страха достать свой ключик из нее.
Буратино: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду знать, что такое вода.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а ключик в воде утонул?
Дети: Нет, не утанул!
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что он сделан из дерева.
Воспитатель: Значит ключик какой?
Дети : Ключик деревянный.
Воспитатель: Я сейчас возьму другой ключик, смотрите, что произошло?
Дети : Ключик утонул.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети : Потому что он железный!
Воспитатель: Молодцы! Ключик железный, значит, он сделан из чего?
Дети : Из железа.
Воспитатель : Ребята, а если я его помешаю ложечкой, он растворится в воде?
Дети: Нет, не растворится.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Потому что железо в воде не растворяется.
Воспитатель: А давайте узнаем, какие вещества растворяются в воде?
Дети: Давайте, узнаем!
Воспитатель : Мы с вами отправимся в мою сказочную школу, которая находится на цветочной поляне. Гостей с собой возьмем?
Дети: Да! Возьмем!
Воспитатель: А чтобы нам не было скучно идти, я позову своих веселых друзей, и они нас проводят до самой школы!.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков)
Дети вместе с героями выполняют физкультминутку, которая показывается на экране, под веселую песню.
Воспитатель: Вот мы и пришли в мою сказочную школу. Проходите и садитесь за стол. И прежде чем мы с вами начнем экспериментировать, я вам хочу напомнить как себя нужно вести во время экспериментов:
- быть аккуратными;
- слушать что говорят;
- препараты смешиваем аккуратно;
- в рот ни чего не берём;
- руками не размахиваем;
- лишнего не трогаем;
- чётко выполняем этапы эксперимента;
- не кричим.
Мальвина предлагает детям провести ряд экспериментов:
Опыт №1. Эксперимент с водой на растворимость в нём жидкого мыла.
Воспитатель предлагает детям взять прозрачные стаканчики с водой и еще раз убедиться в том, что вода прозрачная. Принимает форму того сосуда, в котором находиться, без цвета и запаха.
При помощи трубочки попробовать надуть пузырь и посмотреть, что получиться.
Вывод: Из воды пузырь не получится.

2.Воспитатель показывает, как приготовить мыльный раствор: при помощи жидкого мыла.
Вывод: мыло растворилось в воде, нет цвета и запаха.
3.Затем при помощи трубочки и выдыхаемого воздуха образует мыльную пену.
Вывод: Получается пена.
4.Игра « Выдуваем мыльные пузыри». Задачи: показать детям один из способов надувание мыльных пузырей из приготовленного ими раствора.
Опыт №2. Изготовление цветного мыльного раствора.
1. Воспитатель добавляет в мыльный раствор немного гуаши и при помощи трубочки делает воздушную пену.
Вывод: Вода растворила гуашь и приняла ее цвет.
2. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветной пены (по необходимости при помощи воспитателя).
3. Рисование при помощи цветной мыльной пены.
Воспитатель предлагает ребяткам порисовать при помощи цветной мыльной пены. И объясняет способ рисования: и при помощи трубочки начинаем взбивать пену, баночка накрывается сверху листом бумаги (не очень плотно) в результате получаются интересные цветные оттиски воздушных пузырей.
4. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению рисунков.
Воспитатель: Ребята эти рисунки возьмите с собой, они будут напоминать о нашей встрече. А еще, мы с Буратино, для вас приготовили подарки. Вот такое красивое мыло, которое вы возьмете домой и еще раз попробуете сами сделать мыльные пузыри.
Пока Буратино раздает детям подарочки, воспитатель рассказывает стихотворение:
Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Воспитатель: Ребята вам понравилось у меня в сказочной школе?
Дети: Да
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Дети : Спросить 2-3 ребенка по желанию.
Воспитатель : А что вы сегодня узнали интересного про воду?
Дети: Ответы детей по желанию.
Воспитатель: А чему вы сегодня научились?
Дети: (предполагаемые ответы детей) делать мыльные пузыри,
И рисовать на бумаге мыльными пузырями.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы. Хорошо вели себя в сказочной школе. Мне очень понравились мыльные пузыри … (конкретные называю имена детей). А рисунки получились замечательные у … (конкретные называю имена детей). Вы хорошо все постарались, а теперь мы с вами отправляемся опять в детский сад с нашими друзьями.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков).
Воспитатель: Вот мы вернулись в нашу группу. И с гостями нам пора прощаться. Скажем гостям до свиданья!
Гости: До свидания!
Полученные рисунки дети оставляют подсохнуть, и мы организуем выставку рисунков из мыльных пузырей.

Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие»
Деятельность: опытно — экспериментальная
Тема: «Волшебный магнит»
(средняя группа)

Цель: формирование познавательного интереса у детей

посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей.

Формировать умения детей работать со схемой.

Обогащать словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».

  1. Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их.
  2. Воспитывать инициативность, самостоятельность; культуру игрового общения.

Методы:

— словесный;

— наглядный (наблюдение);

— метод игрового проблемного обучения;

— практический

Материалы и оборудование:

  • сюрпризная коробка в ней: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы, варежка с вшитым магнитом;
  • магниты разной величины;
  • карточки — схемы по количеству детей;
  • напольный бассейн, удочки по количеству детей;
  • чашка с горохом, гайками и винтиками

Ход НОД

  1. Мотивация детей (сюрпризный момент)

Педагог: Ребята, смотрите кто — то нам прислал посылку. А на посылке прикреплено сообщение. Читает: В этой коробке лежит волшебная варежка. Узнайте в чем ее секрет волшебства и с его помощью помогите моим сказочным друзьям. Подпись: неизвестный доброжелатель.

  1. Постановка детьми цели деятельности.

Педагог: О чем нас попросил неизвестный доброжелатель?

Как мы можем помочь сказочным героям?

Ответы детей: если мы разгадаем секрет волшебства варежки, тогда сможем помочь им.

  1. Совместная работа по нахождению средств и способов действий.

Педагог: Давайте достанем все из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть предметы подскажут нам в чем волшебство варежки.

Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.

Педагог: Раз это варежка, значит ее нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?

Дети дают различные варианты ответов.

Правильный ответ: брать ею разные предметы.

Педагог: Давайте попробуем.

Педагог берет по очереди каждый вышеуказанный предмет, а дети наблюдают и комментируют. Например: когда варежку разжали расческа упала или когда варежку разжали гвоздь остался висеть.

Педагог: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть?

Дети: Предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.

Педагог: Правильно. А почему так происходит? (выдвижение гипотез)

Дети: Внутри варежки спрятан магнит.

Педагог достает магнит и предлагает детям рассмотреть его.

Педагог: Мы разгадали с вами секрет волшебства варежки?

  1. Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка предположений)

Педагог: Я предлагаю каждому проверить действие магнита, а для этого надо поиграть в игру «Фокус с магнитом». Ваша задача: проверить каждый предмет и вычеркнуть на карточках – схемах только тот, который не притягивается.

На столах лежат 8 магнитов, карточки — схемы с изображенными предметами и сами предметы: деревянный брусочек (8 шт.), булавки (8 шт.), пуговицы (8 шт.), металлические скрепки (8 шт.), резиновые шарики (8 шт.), батарейки (8 шт.), кусочки металлизированной цветной бумаги (8 шт.), пластмассовые рыбки с металлическим стержнем во рту (8 шт.)

На доске прикреплена аналогичная схема. После самостоятельной работы дети вычеркивают лишние предметы на общей схеме.

Вывод детей: к магниту притягиваются только железные или металлические предметы.

  1. Реализация гипотезы детьми в действии (на практике).

а) игра «Помоги Черепахе Тортилле»

Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы». Педагог берет трубку и «разговаривает».

Педагог: Ребята, вы помните, что неизвестный доброжелатель попросил помочь его сказочным друзьям. Так вот звонила Черепаха Тортилла и рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит много железного и металлического мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: достать мусор, не замочив руки. Ну что поможем обитателям пруда? Как?

Ответы детей.

Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к новому выводу: что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит может примагничивать большие металлические предметы.

Педагог: Молодцы! А теперь предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка (музыкальная)

б) игра «Помоги Незнайке»

Раздается детский плач.

Педагог: Ребята, кто же это плачет?

Дети: Незнайка.

Педагог: У него случилась неприятность: Незнайка нес мешок с горохом, торопился, мешок порвался и просыпался в чашку с деталями, которую приготовили Винтик и Шпунтик, чтобы отремонтировать велосипед. Все перемешалось.

Как же помочь Незнайке?

Дети: Надо взять магнит: он притянет все железные детали, а горох останется.

Дети, каждый из своей чашки, достают железные детали и складывают в отдельное отделение.

Педагог: Молодцы! Ой кто-то к нам идет.

Заходит профессор Знайкин.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

Знайкин: Здравствуйте, ребята! Это я вам прислал посылку. Я все видел и могу сказать, что вы хорошо потрудились, помогли моим друзьям.

Педагог: Да, профессор и мы многое узнали. Ребята, расскажите с каким удивительным предметом вы познакомились? Какие предметы он притягивает? Какой магнит притягивает больше металлических предметов?

Знайкин: Молодцы! А вы знаете, ребята, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи него можно определить где находится: север, юг, запад, восток. Он есть у всех путешественников. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север.

А еще магниты используют под водой. Вот как вы сегодня. Люди с помощью их строят и ремонтируют различные подводные сооружения. И инструменты легко найти с помощью магнитов, потому что они сделаны из металла.

Педагог: Ребята, расскажите профессору, что вам понравилось больше всего?

Что было сложно для вас? Что легко? (Ответы детей).

Знайкин. А я для вас приготовил сюрприз: игру на магнитах и предлагаю пойти со мной и поиграть.

Номинация: Детский сад, средняя группа, Конспекты занятий, НОД, математика, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности «Волшебный магнит»


Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ г.Омска «детский сад №56 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Омск

Егорова Татьяна Александровна
МАДОУ "Детский сад №15 "Мишутка" , г. Прокопьевск, Кемеровская область
Воспитатель
НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Смешарики»

    развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования, развивать наблюдательность и любознательность;

    расширять знания о воздухе;познакомить со свойствами воздуха и спосабами его обнаружения;

    активизировать речь детей и обогощать словарь детей;

    воспитывать аккуратность

    вызвать желание детей помочь Смешарикам.

Материалы: емкости с водой, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка лимона, долька чеснока, лук...), технические средства обучения (ДВД, диск «Смешарики», мультфильм «Коллекция»), мягкие игрушки Ёжик и Крош, клеенчатые фартуки, клеенка на столы, обогреватель.

Предварительная работа:

    игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Поддувалочки», «Движение на ветру», «Игра с воздухом».

    Чтение художественной литературы: «Ветер-ветерок» О.Дриз, «Ветренно, ветренно» И.Такмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Ким, «Дуют ветры в феврале» С.Маршак, «Видел я как ветерок...» Г.Лагздынь, чтение экологической литературы.

    Беседы о воздухе,

    изобразительная деятельность — рисование деревьев в ветренную погоду, рисование способом выдувания, раздувание краски через соломинку.

    Конструирование: изготовление вертушек, бумажных самалетов, ловушек для ветра, воздушных змеев, парашютный дисант.

    Наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра

    работа по ОБЖ.

В:Сегодня к нам в гости дожны прийти Смешарики, но что то они задерживаются. Да вот они.

(грусный Ежик и Крош)

В: Что случилось? Почему вы такие грусные?

Ежик и Крош: Ежик собирал фантики. Он накопил целую коллекцию фантиков. Началась буря, подул сильный ветер и унес все фантики. Да вот посмотрите сами (предлагают диск с мультфильмом)Просмотр начала мультфильма.

В: Не расстраивайся, Ежик, ребята обязательно помогут тебе.

Ежик: А интересно, откуда прилетел ветер и куда унес мои фантики?

В: Ребята, а вы знаете, откуда прилетел ветер? (ответы детей)

В: Ежик и Крош, оставайтесь с нами и мы все вместе узнаем и выясним, откуда прилетел ветер.

В: Ребята, давайте подойдем к столам (столы накрыты клеенкой, на столах на каждого ребенка приготовлено: лист бумаги, трубочка, пустой маленький стаканчик, большой стаканчик с водой. А также несколько баночек с вещетвами (чесноком, апельсином, яблоком, луком; несколько змеек)

В: Ребята, а что находится вокруг нас? (столы, игрушки......воздух)

Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе. Нам в этом помогут схемы, составленные раньше. (показывает)

    Кому нужен воздух?

(дети называют объекты живой природы: человек, животных, растения, насекомые, птицы)

А зачем нам нужен воздух? (чтоб дышать)

    • Воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Как же нам его обнаружить?

Возьмите лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Дети: воздух, ветерок.

Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставив ладонь. Что вы почувствовали?

Дети: струю воздуха.

Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: выходят пузырьки (это воздух)

Возьмите маленькие стаканики. В них что нибудь есть?

Дети: ничего нет, они пустые, воздух.

В: давайте проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики?

Дети: нет.

В: Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает?

(в маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место)

    Запаха и вкуса у воздуха нет.(показ схемы)

В: Вы верно сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас я хочу вас познакомить еще с одним свойством воздуха.

На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, поочередно открывает крышки и передает баночки детям. Что вы почувствовали?Какие запахи?

Дети; пахнет луком, чесноком, апельсином....

В: Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблочным, луковым)

значит, запах продуктов передается по воздуху.

Скажите еще раз: воздух имеет запах?(нет) Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом и мы их чувствуем)

В нашу схему добавим еще одно обозначение.

    Воздух находится везде: в группе и у вас дома, на улице.

Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по -разному. Медленно- и тогда появляется тихий ветерок; быстро-появляется сильный ветер и даже ураган. Так что же заставляет воздух двигаться? Давайте проведем опыт.

    Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревате лю. Что происходит? (змейки начинают вращаться) Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло)Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким?(теплым) Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимающийся теплый воздух застав ляет змейку вертется. Именно так и возникает ветер в природе. В природе движение воздуха создает ветер. А что же заставляет воздух нагреваться в природе? Что же нас греет и светит нам? Правильно, Солнце.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе дошкольного возраста.

Автор : Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Маленькие исследователи». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о различных свойствах предметов, исследуют окружающий мир.

Конспект «Путешествие в научную лабораторию»

Цель: изучение свойства различных предметов
Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель : но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель : мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель : точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель : правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)

Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель: а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель : утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель: действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель : а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель : ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель : да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.